Смысл книги станислава лема «солярис»
Содержание:
- Русские переводы[ | ]
- Смысл фильма Солярис
- О чем книга
- Писать Лем начал ради дополнительного заработка
- Поиск актеров
- Литература
- Голос Океана
- В 1973 году Станислав Лем стал почетным членом Американской ассоциации писателей-фантастов SFWA
- Сюжет книги «Солярис» кратко
- Главная идея
- Примечания[ | ]
- Съёмочная группа[ | ]
- Солярис и соляристика
- Следующая экранизация «Солярис» была предложена американским режиссером Стивеном Содербергом в 2002 году
- Начало съемок
- Ходовая
- Анализ[ | ]
Русские переводы[ | ]
На русском языке отрывок романа впервые появился в переводе В. Ковалевского в № 12 журнала «Знание-сила» за 1961 год (глава «Соляристы»). В 1962 году роман в сокращённом переводе М. Афремовича был опубликован в № 4—8 журнала «Наука и Техника», а затем, в сокращённом переводе Д. Брускина, в № 8—10 журнала «Звезда». Позднее появился более полный авторизованный перевод Брускина. В 1976 году был издан единственный полный перевод романа, выполненный Г. А. Гудимовой и В. М. Перельман (в серии «Библиотека польской литературы»).
В переводах Ковалевского и Афремовича планета и океан называются «Соларис» и это имя женского рода, в соответствии с польским оригиналом (женский род имя океана имеет и в позднем переводе Гудимовой и Перельман). В переводе Брускина используется написание «Солярис», причём это имя имеет мужской род и в этой форме наиболее прочно вошло в русский язык.
На деле тезис о женском происхождении Океана (Соляриса) запустил Александр Генис, который в 2003 году опубликовал в российском журнале «Звезда» статью под названием «Три «Соляриса», в которой и озвучил свою позицию:
Эта «позорная дефиниция» (как говорят поляки, pozorną definicję) получила хождение, хотя является в корне неверной. Более того, сам Станислав Лем в еженедельнике Tygodnik Powszechny 8 декабря 2002 года, разъясняя действия «Соляриса», использует существительное мужского рода twór (в переводе с польского — создание
):
«Если бы Лем захотел присвоить Океану женский род, то заменил бы в упомянутой статье существительное мужского рода twór на его синоним женского рода istota, — указывает критик В. Жуков. — Мало того, известный польский журналист, писатель и постоянный обозреватель издания Gazeta Wyborcza Войцех Орлинский в сатирическом очерке (27 декабря 2004 года) буквально «прошелся катком» по сторонникам выискивания первичных половых признаков там, где это абсолютно неуместно:
В первом русском переводе романа имелись изменения в заключительной главе «Древний мимоид» — был выброшен диалог Кельвина и Снаута о природе Океана как «ущербного бога», неспособного понять и признать приобретённую в процессе очеловечивания способность своих фантомов к самостоятельным поступкам.
Смысл фильма Солярис
Фильм Тарковского наполнен философским, нравственным, духовным и пророческим смыслом.
Остаться человеком
Одна из основных мыслей фильма в том, что даже в космосе, когда родная планета далека, когда одолевают противоречивые чувства, человек должен остаться человеком.
Он обязан сохранить чувство собственного достоинства. Ничто не должно сломить твёрдый дух человека. Самое главное — он не имеет права позволить себе поменять духовное на материальное.
Проблема совести
Загадочный океан вынимает из душ человеческих те существа, перед которыми у главных героев в тайнах сердца скрывается чувство вины. Совесть учёных не знала покоя, она спала. И океан пробудил то, что совесть прятала в себе. Тяжелее приходится тому, кто болезненнее всего переживал свою драму. Проблему совести нельзя разрешить, её можно только пережить. Так проверяет океан человека, испытывает его.
Взаимоотношения с природой
Через все события фильма красной отчётливой линией проходит тема отношений природы и человека
Чахлый зелёный кустик, который чудом вырос на станции, показывает всю важность единения с природой
Фильм показывает, что прогресс может привести к отрицательному результату.
Если человек продолжит свою деятельность, то в будущем мы сможем лишиться возможности созерцать прекрасные места, которые в изобилии есть на планете Земля. Не сможет человек освободиться от обычных деревьев.
Столкновение с неизвестным
Смысл философского фильма ещё и в том, что нельзя приготовиться к тому, что ждёт человека в неизведанных глубинах космоса. Чтобы попытаться разгадать тайну внеземного разума, необходимо полностью отказаться от стереотипов мышления. Важна в этом случае и способность думать, размышлять. Наше мышление отличается хрупкостью. Поэтому перед неизведанным нужно постараться сохранить себя, выработать железную нравственную дисциплину. При этом необходимо не задеть неизвестное, хотя бы для того, чтобы сохранить себя. Отношения с внеземным миром — конфликт внутри самого человека.
Духовный мир
Фильм заставляет человека задуматься над тем, что духовный мир должен одержать верх над материальной деятельностью. Духовная часть должна начать играть главную роль в сердце и разуме, в отношениях между людьми
Важно держать в равновесии духовное и материальное, заставлять их двигаться параллельно
Человеку нужно чаще обращаться к своему сердцу, к душевным тайнам. Иначе познание неизведанного может привести к духовным срывам.
Смысл финала
Создатели постарались показать в конце фильма совершенно новую моральную ступень, на которую ступил человек. В душе его осталась надежда, а важнее этого чувства нет ничего на свете. Но не только это хотели сказать создатели своим зрителям. Они не забыли о мечте.
О мечте возвращения в собственный дом, на родную планету
Важно взглянуть из глубин космоса в самое начало, а затем преодолеть в своей душе новый рубеж в нравственном и духовном выражении
О чем книга
Сюжет произведения включает две основные линии: первая связана с историей исследования планеты, вторая – интеллектуальные и духовные перипетии главного героя – ученого Криса Кельвина. Таким образом, роман объединяет в себе черты разных литературных жанров: документалистики, притчи; научного, психологического, мистического, научно-фантастического романа, романа-исповеди и т. д.
События в романе разворачиваются в далеком будущем. К этому времени люди уже многое знают о планете Солярис − спутнике двойной звезды, обладающем сходными с земными характеристиками: атмосферой, массой. Единственный «обитатель» планеты – вязкий Океан, который оказывает необъяснимое гравитационное воздействие на траекторию небесного тела с помощью непонятных структур, построенных по математическим принципам. После многолетних исследований ученые приходят к выводу, что Океан управляет планетой с помощью «разума», и создают особую отрасль науки − соляристику.
Ищите нас здесь
С целью сбора данных на орбиту планеты выводятся исследовательская станция, оборудованная техникой и обширной библиотекой, а также искусственный спутник – сателлоид. Однако новая наука вскоре заходит в тупик в безуспешных попытках установить контакт с мыслящим Океаном. Именно в этот момент на станции появляется Крис Кельвин. Психическое состояние коллег ученого не оставляет сомнений: океан способен вызывать фантомов – материализовавшихся двойников близких людей, которые провоцируют возникновение страхов, депрессии, суицидальных мыслей, так как с ними всегда связаны травмирующие воспоминания, запрятанные в глубинах подсознания. При этом «гости» обладают памятью и человеческими эмоциями, структура их тел идентична человеческой.
В случае Кельвина таким моральным испытанием стало появление Хари – его бывшей жены, покончившей жизнь самоубийством по его вине. Никакие попытки избавиться от фантомов не приводят к успеху. В конце концов, один из коллег Кельвина Сарториус находит выход – уничтожение двойников в аннигиляционной камере. Предварительно Снаут снимает энцефалограмму мозга Кельвина с целью «радиоактивного контакта» с Океаном. Кельвин разрывается между необходимостью следовать голосу разума и иррациональным желанием сохранить «жену». Узнав правду, фантом Хари добровольно убивает себя. Кельвин в состоянии шока хочет нанести аннигиляционный удар по «виновнику» произошедшего – Океану, но внезапно фантомы исчезают. Душевно опустошенный, Кельвин остается на станции, надеясь установить контакт с инопланетным разумом.
Писать Лем начал ради дополнительного заработка
Начинал Лем в журналах Kuźnica, Tygodnik Powszechny, Nowy Świat Przygód. В них он публиковал стихи, рассказы об оккупации и отрывки из своих первых фантастических произведений. Однако писателю пришлось столкнулся с режимом — его первый частично автобиографический роман «Преображенская больница» 1948 года не прошел цензуру (он вышел только в 1955 году).
Фантастическим произведениям в то время везло больше и цензуру они проходили легче. Поэтому Лем и решил сосредоточиться на научной фантастике, она позволяла свободнее рассуждать на интересующие его темы, пряча острые углы за метафорами. В середине 1950-х годов карьера Лема пошла в гору, его начали издавать просто бешеными темпами. Его книги расходились миллионными тиражами, он приобрел огромную читательскую аудиторию в Польше, Германии и, конечно же, в России.
У Лема вообще были особые отношения с Россией. Он дружил с известными советскими учеными Иосифом Шкловским и Петром Капицей. Станислава Лема читал и очень ценил Сергей Королев, а на встречу с ним приходили космонавты Константин Феоктистов и Борис Егоров. Его уважал Владимир Высоцкий и братья Стругацкие, а книга «Астронавты» вышла в СССР с предисловием Германа Титова.
Во время посещений нашей страны Лем был просто на расхват.
Сам же Лем из советских писателей очень ценил братьев Стругацких, особенно его впечатлил «Пикник на обочине».
Аркадий и Борис Стругацкие
Поиск актеров
Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год. Слева направо: Донатас Банионис, Андрей Тарковский и Наталья Бондарчук
Исполнителей ролей режиссер искал по принципу максимальной схожести актера и его персонажа, поэтому даже в начальном эпизоде научного симпозиума снялись настоящие иностранцы. Однако, если с поиском главных героев все складывалось удачно (в их числе оказались Донатас Банионис, сыгравший Криса Кельвина, Юри Ярвет (Снаут), Владислав Дворжецкий (Анри Бертон), а также постоянные актеры Тарковского Николай Гринько (Ник Кельвин) и Анатолий Солоницын (Сарториус)), то на роль Хари, занимающей центральное место в повествовании, режиссер долго не мог найти подходящую актрису. Среди претенденток были и муза Бергмана Биби Андерссон, и Анастасия Вертинская, и Алла Демидова, и, наконец, восемнадцатилетняя Наталья Бондарчук, которую Тарковский утвердил лишь со второго раза – после того, как увидел ее в картине Ларисы Шепитько «Ты и я».
К слову, именно из рук Бондарчук, когда та была еще подростком, Андрей получил роман Лема, за которым долгое время стоял «в очереди»…
Литература
- Бар-Селла З. Status quo vadis: (Введение в теологию космических полетов) // Каганская М., Бар-Селла З., Гомель И. Вчерашнее завтра: Книга о русской и нерусской фантастике. — М.: РГГУ, 2004. — С. 148—178. — 328 с. — ISBN 978-5-7281-0336-3.
- Борисов В. И. Бремя жестоких чудес // Если. — 2002. — № 5. — С. 243—249.
- Бугров В. И. Солярис и… Кº // Мир приключений: Сб. фантаст. и приключ. повестей и рассказов / Отв. ред. И. Шустова. — М.: Детская литература, 1978. — С. 544—549. — 592 с.
- Грицанов А. А. Солярис // Всемирная энциклопедия: Философия. XX век / Гл. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.; Минск: АСТ; Харвест; Современный литератор, 2002. — С. 719. — 976 с. — ISBN 5-17-012653-0.
- Кайтох В. Вступление к роману Станислава Лема «Солярис» // Studia Polonorossica: К 80-летию Елены Захаровны Цыбенко: Сб. ст / Отв. ред. В. Хорев. — М.: Издательство МГУ, 2003. — С. 480—495. — 552 с. — ISBN 5-211-06125-X.
- Мышко Д. «Антифинальная» позиция С. Лема в научно-фантастических романах 60-80-х годов: К проблеме типологии фабулы // Славяноведение. — 1995. — № . — С. 45—49.
- Орлинский В. Лем. Жизнь на другой земле = Lem. Życie nie z tej ziemi / пер. с польского И. Шевченко. — М.: Эксмо, Fanzon, 2019. — 477 с. — (Fanzon. Всё о великих фантастах). — ISBN 978-5-04-101996-9.
- Прашкевич Г. М., Борисов В. И. Станислав Лем. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 359 с. — (Жизнь замечательных людей; вып. 1519). — ISBN 978-5-235-03777-9.
- Файнбург З. И. Желанное и трудное будущее // Новый мир. — 1963. — № 4. — С. 262—265.
- Штейнман М. А. «Солярис» // Энциклопедия литературных произведений / под ред. С. В. Стахорского. — М.: Вагриус, 1998. — С. 469—470. — 654 с. — (Литературные энциклопедии). — ISBN 5-7027-0825-3.
- Язневич В. И. Станислав Лем. — Минск: Книжный дом, 2014. — 448 с. — (Мыслители XX столетия). — ISBN 978-985-17-0830-3.
Голос Океана
Океан в фильме «Солярис»
Звучит эта загадочная субстанция благодаря саунд-дизайну композитора Эдуарда Артемьева, одного из пионеров и признанного лидера советской электронной музыки, которого Андрей Тарковский специально пригласил для музыкального оформления киноленты. «Звуковую массу» картины поделили на природные шумы Земли и полифонию космического мира, которую составляли оркестровая музыка, хор, колокола и синтезаторная музыка.
В то же время главным лейтмотивом «Соляриса» стала фа-минорная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха, обработанная Артемьевым. Задача каждого нестандартного звукового решения — усилить нужный смысловой оттенок эпизода.
Смотреть онлайн фильм «Солярис» Андрея Тарковского в «Союз. Кинотеатре»:
«Солярис», 1 серия
0.0
Ваша оценка
0.0
Отменить оценку
Андрей Тарковский, Солярис
фантастика, драма, детектив
1972
«Солярис», 2 серия
0.0
Ваша оценка
0.0
Отменить оценку
фантастика, драма, детектив
1972
В 1973 году Станислав Лем стал почетным членом Американской ассоциации писателей-фантастов SFWA
Но из-за своей прямолинейности уже через три года был из нее исключен со скандалом. Причиной стала критика американской научной фантастики. Лем сравнил ее с фэнтези и обвинил американских писателей в техническом невежестве, бедности сюжетов и стиля, коммерческой заинтересованности.
Чуть позже известный писатель-фантаст Филип К. Дик заподозрил Лема в участии в коммунистическом заговоре и 2 сентября 1974 года написал на него донос в ФБР, утверждая, что под именем Лема действует «целый комитет» марксистов, созданный «партией» за железным занавесом. Печально в этой истории то, что Дик страдал от паранойи, он был уверен, что за ним ведётся слежка и сам писал доносы на многих своих коллег. Кстати, сам же Лем считал Филипа К. Дика «наиболее оригинальным и глубоким мыслителем в американской научной фантастике ХХ века» и очень ценил его творчество, что вполне справедливо.
Филип К. Дик
Сюжет книги «Солярис» кратко
В книге Станислава Лема «Солярис» читать можно о событиях, развернувшихся в далеком будущем. Человечество освоило космос и все интенсивнее ищет встречи с «братьями по разуму». В этом вопросе человечество заинтересовала планета Солярис, покрытая океаном. Траектория ее движения говорила о том, что ее кто-то управляет и этим кем-то оказался разумный океан. Для исследования и установки связи с океаном Солярис была построена космическая станция, которая долгое время оставалась центром научных исследований. Но все усилия ученых не давали никаких результатов и как итог постепенное снижение интереса к исследованию планеты. В конечном счете исследовательская станция Солярис превратилась в забытый объект, о судьбе которого велись ожесточенные споры. Примерно в это время на исследовательскую станцию прибывает главный герой романа Лема «Солярис» — Крис Кельвин. Из четырех членов экипажа его встречают только трое, и те находятся на грани психологического срыва. Оказывается, не только люди изучают океан, но и Океан изучает людей. Именно этим можно объяснить появление на станции «гостей» — вполне материальных фантомов из прошлого членов команды. Вскоре появляется и фантом Криса – Хари, девушка которая покончила жизнью после разрыва с Крисом еще десять лет назад. По мере жизни, фантомы все больше становятся людьми, а люди все больше привыкают к фантомам. Но это совершенно не приближает их к разгадкам Океана.
Что же касается по книге Станислава Лема «Солярис» отзывов, то они носят преимущественно положительный характер. Хотя роман и нельзя назвать динамичным или захватывающим. Главных героев не так уж много, а все события развиваются по сути в паре комнат. Повествования развивается весьма размерено. Но в этом случае главное не в сюжетной интриге, а в размышлениях главных героев о науке, философии и взаимоотношениях. И именно этими «здравыми зернами» книга прельщает читателей, которые открыты для неожиданных идей автора. В итоге книгу Станислава Лема «Солярис» скачать можно посоветовать тем, кто ищет глубоко продуманную и отчасти философскую научную фантастику, а не динамичный космический боевик в стиле Гарри Гаррисона.
Главная идея
Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год
Замысел фильма возник у Андрея Тарковского в 1968 году: в заявке на экранизацию он утверждал, что намерен снять киноленту для «широкого массового зрителя». Цензоры с произведением польского фантаста были знакомы постольку-поскольку (этакая сказка о космонавтах и говорящей планете) и дали «добро» на запуск «Соляриса» с бюджетом в один миллион рублей. Так, в 1971 году — спустя пять лет мучительной безработицы — начались съемки одного из самых масштабных проектов режиссера.
Первоначальный сценарий, написанный Тарковским в соавторстве с Фридрихом Горенштейном, не устроил ни «Мосфильм», ни писателя. У первых вопросы были непосредственно от цензурного комитета, и режиссер достаточно быстро внес все необходимые правки. Что касается Станислава Лема, то конфликты с ним по части трактовки произведения прошли через все съемки. По первоначальной версии сценария значительная часть истории разворачивалась на Земле, что противоречило главной идее Лема — отразить сложность космических контактов. Впрочем, финальным вариантом сценария он также остался не удовлетворен: во главу угла Тарковский поставил не космос, науку и «рацио», а нравственность, чувственность и спасительную ностальгию по родине. Вот как сам режиссер писал об этом:
Именно в этом и состоит диаметральное различие между «Солярисом» и «Космической Одиссеей» Стэнли Кубрика, снятой несколькими годами ранее, в 1968 году
Кубрик сосредотачивается на технике будущего, воплощающей человеческий разум, в то время как Андрей Тарковский акцентирует внимание на человеке в условиях, созданных этой техникой.
Примечания[ | ]
- Blade Runner tops scientist poll (англ.). BBC News. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
- Top 10 sci-fi films (англ.). The Guardian. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
- Николай Боков. Симон Бернштейн, герой фильма Андрея Тарковского «Солярис»(неопр.) . memorusse.blogspot.com (ноябрь 2006). Дата обращения: 26 апреля 2021.
- Фильм Андрея Тарковского «Солярис». Материалы и документы
- Зоркая Н. М., Сандлер А. М. Мир и фильмы Андрея Тарковского, 1991.
- Духина В. «Солярис» в Японии // Советская культура. — 1971. — № 155. — С. 3.
- Киноместа в Подмосковье, где снимались восемь легендарных фильмов (неопр.) . riamo.ru (27 августа 2015). Дата обращения: 26 апреля 2020.
- Медиа-архив Андрей Тарковский. Солярис. Альтернативные фрагменты (неопр.) . Дата обращения: 3 июля 2012.
- Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы, 2012.
- Материалы и документы о съёмках фильма «Солярис» Андрея Тарковского (неопр.) . Журнал «Сеанс». Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
- Хироси Такахаси. Вадим Юсов. О Тарковском (рус.).Архив . Журнал «Искусство кино» (ноябрь 2013). Дата обращения: 6 января 2014.
- MediaVision, 2021, с. 45.
- ↑ 12 Черненко, 1966, с. 18—19.
- Станислав Лем критикует «Солярис» Тарковского (рус.). diletant.media . Дата обращения: 15 августа 2021.
- Белов, Игорь. Такой разный «Солярис». Как поссорились Станислав Лем и Андрей Тарковский(неопр.) . Дата обращения: 23 июля 2021.
- ↑ 12Гаков Вл. Безмолвная звезда. О судьбе экранизаций произведений Станислава Лема // Если. — 2001. — № 9. — С. 95—104.
- Газета «Московские новости» от 18.06.1995.
- S. Beres. Rozmowy ze Stanislawem Lemem. — Krakow: WL, 1987. — С. 133—135.
- Впрочем, о голливудской версии 2002 года Лем отозвался куда более уничижительно, обозвал её режиссёра Содерберга «болваном» и в интервью 2004 года сказал: «…тогда я понял, что Тарковский сделал совсем неплохой „Солярис“».
- ↑ 123D. Steven. The Solaris Effect: Art & Artifice in Contemporary American Film (англ.). — University of Texas Press, 2006. — P. 10, 13—15. — ISBN 0-292-71345-2.
- Казин А. Л. Феномен Тарковского : Соловьёвские исследования // ИГЭУ : журнал. — 2012. — № 3 (35). — С. 8—16. — ISSN 2076-9210.
- Радионов Вадим. «Солярис» задумывался Тарковским как ответ Стэнли Кубрику (рус.).Эхо Москвы . Дата обращения: 25 июля 2021.
Съёмочная группа[ | ]
- Режиссёр: Андрей Тарковский
- Сценаристы: Андрей Тарковский
- Фридрих Горенштейн
Оператор: Вадим Юсов
Художник: Михаил Ромадин
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукооператор: Семён Литвинов
Второй режиссёр: Юрий Кушнерёв
Второй оператор: Евгений Шведов
Художник-гримёр: Вера Рудина
Художник по костюмам: Нелли Фомина
Монтажёр: Людмила Фейгинова
Комбинированные съёмки
- оператор: Василий Севостьянов
художник: Александр Клименко
Ассистенты режиссёра:
Арнольд Идес, Лариса Тарковская, Мария Чугунова
Ассистенты оператора:
Юрий Невский, Владимир Шмыга
- Редактор: Лазарь Лазарев
- Директор картины: Гарри Гуткин, Вячеслав Тарасов
Солярис и соляристика
Солярис. Картина Доминика Синьоре
Планета Солярис была открыта более чем за 130 лет до описываемых в романе событий или за 100 лет до рождения главного героя Криса Кельвина. Солярис — спутник системы двойной звезды, который движется по сложной орбите вокруг обоих светил (красного и синего). Местонахождение планеты локализовано Альфой Водолея. Диаметр приблизительно на 20% больше земного, присутствует атмосфера, непригодная для дыхания человека. Первоначально Солярис не привлёк внимания учёных, но через несколько лет обнаружилось, что орбита планеты не соответствует законам небесной механики: по расчётам Солярис должен был через некоторое время приблизиться к одной из звёзд, а затем упасть на её поверхность, однако орбита планеты оказалась стационарной. При последующем исследовании оказалось, что практически всю площадь планеты покрывает океан из живой студенистой субстанции. Океан мог стабилизировать орбиту планеты без каких-либо инструментов, путём непосредственного влияния на метрику пространства-времени. Сначала выдвигалось множество гипотез о природе, организации и уровне развития Океана, но после ряда исследований учёные сделали вывод, что Океан — существо, обладающее высокоразвитым разумом, и действия по коррекции орбиты планеты он предпринимает вполне сознательно.
С момента обнаружения странностей в орбите планеты берёт начало наука соляристика, основной задачей которой стало установление контакта с мыслящим Океаном. Была построена научно-исследовательская станция «Солярис», представляющая собой лабораторию, оборудованную всем необходимым для изучения Океана, которая парит над поверхностью планеты благодаря антигравитационным устройствам. Кроме станции, по круговой орбите вокруг Соляриса вращается саттеллоид (искусственный спутник), предназначенный для контроля орбиты, сбора данных и связи с Землёй.
Обнаружилось, что Океан способен образовывать на своей поверхности замысловатые структуры, построенные с применением сложнейшего математического аппарата. Анализ электромагнитных и гравитационных волн, генерируемых океаном, выявил определённые закономерности. Однако многочисленные попытки контакта провалились одна за другой: хотя Океан и отвечал на различные воздействия исследователей, в его реакциях не удалось найти никакой системы. При этом и сам Океан осуществлял некоторые действия, которые земляне интерпретировали как попытку контакта с его стороны, однако их не удалось понять. Таким образом, все собранные факты ничуть не продвинули исследователей в понимании того, как можно (и можно ли в принципе) общаться с Океаном.
Образования на поверхности планеты Солярис под светом разных солнц (в представлении художника Доминика Синьоре):
Первые 40 лет после открытия Солярис не изучался. Затем к нему была послана экспедиция Оттеншельда, который изучал Солярис с «Лаокоона» без приземления на поверхность. Спустя 13 лет к Солярису отправилась экспедиция Шеннона. Именно эта экспедиция признала Океан Соляриса живым существом. Резервным пилотом этой экспедиции был Андре Бертон, которого признали сумасшедшим за видение гигантского младенца. Физик экспедиции Фехнер стал первой жертвой Соляриса. Классификация «мимоидов» представлена в монографии Гезе. Несмотря на усилия выдающихся учёных, соляристика стала своеобразной описательной наукой, которая накопила огромный массив фактов, но не смогла сделать из них никаких определённых выводов. Через некоторое время наступил застой, всё большее число специалистов разочаровывались в соляристике и склонялись к выводу, что попытки контакта с Океаном бесперспективны из-за слишком больших различий между ним и людьми. Экипаж станции «Солярис» сократился до трёх-четырёх человек, а смысл её существования стал подвергаться сомнению.
Следующая экранизация «Солярис» была предложена американским режиссером Стивеном Содербергом в 2002 году
Этот фильм, по сути, ремейк фильма Тарковского. Поэтому совсем не удивительно, что он Лему тоже не понравился.
Основная проблема этого фильма в том, что он опять не о том. У американцев получилась не научная фантастика, а любовная драма. Но позже Лем все же оставил несколько положительных комментариев о фильме Содерберга, отметив захватывающий уникальный климат, потрясающие красочные кадры, музыку, хорошую актерскую работу и понятное повествование. Возможно, это была ирония.
Но интерес к «Солярису» не иссякал на протяжении этого времени. Кроме экранизаций существует радиоспектакль 2007 года режиссера Креминского. По мотивам романа даже есть балет 1990 года, написанный композитором Жуковым, современный балетный спектакль Смекалова и видеоигра для Atari 2600, выпущенная в 1986 году.
Кадр из «Соляриса» Содерберга
Станислав Лем — один из самых ярких писателей, создавший эталон современной фантастики. Он был очень умен и требовал этого от других. Его писательский стиль оригинален, захватывающие сюжеты наполнены неимоверной интеллектуальностью, философской идеей и остроумием. Излюбленной темой произведений Лема была сложность контакта с внеземным разумом — романы-предупреждения.
Умер писатель в возрасте 84 лет. Его жизнь была долгой и наполненной смыслом, как и его произведения.
Начало съемок
Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год
Вот как вспоминает первый съемочный день «Соляриса» киновед Ольга Суркова:
Однако «Солярис» не из тех лент, которые целиком снимались в павильонах и на выстроенных декорациях. Среди мест съемок — футуристический пейзаж Токио, куда съемочная группа прилетала всего на несколько дней, чтобы снять тоннели скоростных дорог Сюто (сцена проезда Бертона по ночной автостраде — Сюто Андрей Тарковский увидел в буклетах об Олимпиаде 1964 года, проходившей в Японии). Также отдельные сцены сняты в Крыму и Звенигороде, где на берегу реки Руза удалось найти подходящее живописное место для дома главного героя.
Ходовая
О подвеске Hyundai Solaris, уже написано немало. Февральская модернизация 2012 года сделала автомобиль более собранным, но и более жестким. Стоит признать, что на скоростях, разрешенных правилами дорожного движения, за курсовую устойчивость можно не беспокоиться.
Загудевший передний ступичный подшипник после 20 000 км – не единичный случай. В среднем, ресурс подшипников на передней оси — около 100-120 тыс. км, а на задней — свыше 150-200 тыс. км.
Первые Хендай Солярис шли с пластиковыми шайбами в приводных валах. Они предназначались для транспортировки узла, а при установке на автомобиль должны были сниматься. Но по какой-то невиданной причине, этого не делалось. В процессе эксплуатации появлялся шум и люфт подшипников ступицы. Позже, прознав о своем промахе, Hyundai разослал дилерам технический бюллетень, предписывающий при проведении ТО извлекать пластиковые шайбы из ведущих валов.
Стоит отметить, что ключевые элементы подвески служат долго. Шаровые опоры и сайлентблоки рычагов не требуют внимания до 120-170 тыс. км.
Рулевая рейка, порой, начинает стучать уже на первых тысячах километров. Тем, кому посчастливилось заменить рейку, радовались не долго. Вскоре стук возращался снова, хотя дилеры уверяли, что новые рейки были доработаны. Позже, в апреле 2012 года вышел технический бюллетень и ремкомплект рейки. Причина стуков – большой зазор в упоре и стопоре рулевой рейки. На практике же, наиболее распространенная причина стука в рейке — износ правой втулки.
На автомобилях, выпущенных с октября 2010 года по май 2011 года, встречалась утечка жидкости из рулевой рейки с левой стороны. В таком случае дилеры производили замену рейки в сборе. Отдельные владельцы отмечают появление разности усилий при вращении рулем. Случай — гарантийный, и тоже связан с заменой рейки.
На неровной дороге могут побрякивать суппорта передних тормозных механизмов. Избавиться от шума можно, набив направляющие смазкой. Задние суппорта могут закиснуть после 100-150 тыс. км.
После 150-200 тыс. км нередко приходится менять наружный ШРУС из-за состарившихся пыльников. На внутренних складках появляется сетка маленьких трещинок, и пыльник вскоре рвется, пропуская грязь и пыль.
Анализ[ | ]
Питер Брейгель Старший — «Охотники на снегу», эту картину лицезреет Хари, находясь на станции Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей (которые в фильме представлены полотнами Брейгеля, копией Венеры Милосской, иконой Троицы, музыкой Баха, текстами «Дон-Кихота») выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности. В философских дискуссиях герои Тарковского обращаются к именам Толстого, Достоевского, Мартина Лютера, к произведению Гёте «Фауст», мифу о Сизифе, спорят с идеями Фридриха Ницше, не называя его по имени (монолог Криса «Проявляя жалость, мы опустошаемся…»). Предлагаемые режиссёром ответы радикальны. В отличие от большинства фантастических фильмов, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство. На него намекают уже самые первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоёма предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис. Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына.
Фрейдистское толкование предложил культуролог Славой Жижек в документальной ленте «Киногид извращенца» (2006):
Считается, что «Солярис» — это ответ на «Космическую одиссею 2001 года» Кубрика.