Станислав лем: солярис. навигатор пиркс
Содержание:
- Содержание/сюжет
- Первый же научно-фантастический фильм «Солярис», признанный мировым шедевром, был снят Андреем Тарковским и вышел на экраны в 1972 году. Лему фильм очень не понравился, и он разругался с режиссером еще при обсуждении сценария
- Критика и интерпретации
- Трансмиссия
- Экранизации
- Реалистичные галлюцинации у космонавтов
- Смысл произведения Солярис
- Увидевший грядущее
- Кузов
- Интерьер
- Электрика
- Заключение
- О чем книга
- Адаптации
- Ходовая
- Мистические откровения
- Русские переводы
- Культурные аллюзии и работы по мотивам Соляриса
- Следующая экранизация «Солярис» была предложена американским режиссером Стивеном Содербергом в 2002 году
Содержание/сюжет
Действие происходит в неопределённом будущем. Соляристика — наука, изучающая далёкую планету Солярис, — зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия — продолжать ли тратить ресурсы на исследование планеты или окончательно свернуть его. Споры подогревают показания пилота Бертона, который работал на Солярисе и наблюдал там очень странные явления. Некоторые учёные делают вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.
На огромной полузаброшенной орбитальной научной станции «Солярис» уже несколько лет живут только трое учёных — Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис обнаруживает, что её экипаж измучен необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» — материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний. Избавиться от «гостей» невозможно никаким способом — они возвращаются снова и снова. Снаут полностью деморализован, Сарториус прикрывается маской холодного и циничного исследователя, а Гибарян и вовсе покончил с собой незадолго до прибытия Кельвина. В предсмертном послании Гибарян говорит: «Это не безумие… здесь что-то с совестью». Земляне, похоже, сами стали объектом исследований со стороны разумного океана планеты.
Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры. Поначалу Кельвин, как и другие соляристы, пытается избавиться от «двойника», но тщетно. Со временем Кельвин начинает относиться к «гостю», как к живому человеку. Копия Хари тоже постепенно осознаёт свою сущность. Вместо запрограммированной потребности неотлучно находиться возле Кельвина в ней развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений. Понимая, что своим существованием она причиняет Кельвину страдания, она сначала пытается убить себя, а после неудачи просит Снаута и Сарториуса её уничтожить, что они и делают путём аннигиляции. Потом Сарториус и Снаут проводят свой эксперимент — с помощью рентгеновского излучения посылают океану энцефалограмму Кельвина. Попытка приносит результат — визиты «гостей» прекращаются. Зато океан начинает проявлять другую непонятную активность: на его поверхности стали появляться странные острова.
В финале Крис Кельвин возвращается на Землю к отцу, и оба застывают на пороге дома в позе персонажей картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта. После этого камера поднимается вверх, и видно, что на самом деле это не Земля, а остров в океане Соляриса.
Первый же научно-фантастический фильм «Солярис», признанный мировым шедевром, был снят Андреем Тарковским и вышел на экраны в 1972 году. Лему фильм очень не понравился, и он разругался с режиссером еще при обсуждении сценария
В октябре 1969 года в московской гостинице «Пекин» Лем и Тарковский впервые встретились для обсуждения предстоящей экранизации. На встрече присутствовал также критик и литературовед Лазарь Лазарев, он подтверждает, что Тарковский сразу же повел себя недипломатично. Режиссер воодушевленно с напором начал рассказывать писателю об изменении основной идеи романа в фильме, аргументируя это своим опытом работы в кино и лучшим пониманием съемочного процесса. В итоге длительного спора Лем просто устало и пренебрежительно махнул рукой — снимайте, что хотите.
Дальнейшего примирения интересов так и не состоялось.
Лем говорил, что режиссер «в фильме показал, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле – прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».
Проблема состояла в том, что Тарковский вообще не любил научную фантастику, считал всю атрибутику, связанную с ней бредом, не несущим никакой идеи, и всячески старался максимально все это убрать из своего фильма. Он вытянул из романа Лема на поверхность только интересующие его морально-нравственные проблемы между людьми.
Кинокритик Ольга Суркова отметила, что побуждение Тарковского снять «Солярис» было вызвано желанием дать «гуманистический ответ на то, что делал Стэнли Кубрик». Имеется в виду его «Космическая одиссея 2001 года». Этот фильм Кубрика сильно раздражал Тарковского.
Андрей Тарковский
Критика и интерпретации
В интервью Лем сказал, что роман «всегда был сочной добычей для критиков», с интерпретациями, варьирующимися от фрейдизма , критики контактов и колониализма , до антикоммунизма , в котором говорится, что Океан представляет Советский Союз и народ. на космической станции представляют страны-спутники Центральной и Восточной Европы . Он также прокомментировал абсурдность аннотации к обложке книги для издания 1976 года, в которой говорилось, что роман «выражает гуманистические убеждения автора о высоких моральных качествах человека». Лем отметил, что критик, пропагандировавший фрейдистскую идею, на самом деле ошибся, основав свой психоанализ на диалоге из английского перевода, тогда как его диагноз не смог бы основываться на идиомах в исходном польском тексте.
Трансмиссия
До рестайлинга двигатели сочетались либо с 5-ступенчатой механической коробкой передач, либо с 4-скоростным автоматом. После рестайлинга 1,6-литровые моторы агрегатировались с 6-диапазонными МКПП и АКПП.
На экземплярах с механической коробкой передач, только проходивших обкатку, первая и задняя передачи включались не всегда легко. Причина в отсутствии синхронизаторов. При появлении затруднений достаточно было повторно выжать сцепление. В дальнейшем механизм коробки притирался и подобных проблем практически не возникало.
Иногда коробка начинала издавать посторонние звуки – скрежет при запуске или «шарканье» после прогрева. Причина в проворачивающейся обойме подшипника первичного вала в посадочном месте на корпусе коробки. Временно подшипник можно посадить на герметик. Но, по-хорошему, нужна замена крышки корпуса коробки и подшипника.
Хруст при переключении на третью передачу порой возникал из-за выхода из строя пластикового синхронизатора. С подобной проблемой столкнулись и журналисты из газеты «АвтоРевю» при ресурсных испытаниях Hyundai Solaris.
У многих появлялся гул при движении на задней передаче. Технический бюллетень, в подобном случае, предписывал замену корзины и диска сцепления.
В остальных случаях сцепление способно пройти более 150-200 тыс. км.
Владельцы машин с 4-скоростной автоматической коробкой передач нередко отмечали сильные «толчки» в момент переключений или при попытке сдать назад. Первоначально дилеры меняли коробку. Позже производитель предписал менять только гидроблок. Для информации: стоимость нового гидроблока — около 30 000 рублей, работ по замене — 5 000 рублей, плюс 4 000 рублей — новое масло. Итого: для ремонта в послегарантийный период потребуется около 40 000 рублей.
Селектор АКПП на некоторых автомобилях, из-за технологической недоработки фиксатора, свободно перемещался из положения «D» в «3». Сначала дилеры производили замену селектора в сборе, а позже вышел технический бюллетень, рекомендующий растачивать отверстие под шток фиксатора.
Экранизации
В 1963 г. был переведен на русский язык «Солярис». Роман настолько понравился советским читателям, что всего лишь через пять лет после публикации по его мотивам был снят телевизионный спектакль с Василием Лановым в главной роли.
В 1972 г. Андрей Тарковский снял полноценный фильм по роману Лема с Донатасом Банионисом в роли Келвина.
Между тем сам автор романа довольно негативно отнесся к переосмыслению «Соляриса» Тарковским, заявив, что великий режиссер не понял его замысла.
В начале двухтысячных Станиславу Лему предложили экранизировать его роман в Голливуде.
После неудачи с Тарковским писатель долго колебался, но согласился. И в 2002 г. на экраны вышла третья экранизация романа «Солярис». К сожалению, она оказалась еще более далекой от оригинала, нежели кинокартина 1972-го.
В 2020 г. исполняется 55 лет с момента выхода в свет книги Станислава Лема «Солярис». Роман за все эти годы не утратил своей актуальности и продолжает волновать умы все новых и новых поколений читателей.
Реалистичные галлюцинации у космонавтов
Многие космонавты во время пребывания в космосе переживали грезы наяву, связанные с перемещением в пространстве и во времени. Например, один космонавт видел себя в «шкуре» динозавра. Ощущения были вполне реальны. Он подробно описал свои лапы, покрытую чешуей кожу, пальцы с перепонками. Он шагал по какой-то неизвестной планете, чувствовал, как вздыбливались пластины на хребте, напрягались и сокращались мускулы. Были слышны звуки окружающего мира, ощущались запахи. Зрительные образы были яркими, отчетливыми. Незнакомый мир воспринимался как привычный и родной. Другой утверждал, что побывал в теле инопланетного гуманоида. По мнению космонавтов, это были не сон, и не галлюцинации, а 100%-е «перемещения».
«Трансформация» всегда сопровождается уплотнением времени. По бортовым часам человек пребывает в таком состоянии всего несколько минут, но для самого «перемещавшегося» проходит несколько часов. Многие из столкнувшихся с феноменом ФСС воспринимали это как результат воздействия на их мозг некоего внешнего источника, словно кто-то снаружи, мощный и великий, стремился передать им важную и необычную информацию.
Об имевших место «перемещениях» космонавты предпочитали не рассказывать, опасаясь дисквалификации со стороны медиков как лиц, имеющих психические отклонения. Но в доверительных беседах предупреждали новичков, которым предстоял скорый полет, с чем им придется столкнуться.
Фото из открытых источников
Первым на проблему «эффекта Соляриса» попробовал обратить внимание ученых космонавт-испытатель Сергей Кричевский, выступивший с в 1995 году с докладом о феномене ФСС. В 1998 году так и не побывавший в космосе Кричевский был отчислен из отряда космонавтов и досрочно уволен в запас
Видимо его интерес к странным явлениям начальство сочло «нездоровым».
В отличие от Кричевского, летчик-испытатель, доктор технических наук Марина Попович, по крупицам собиравшая свидетельства от космонавтов об «эффекте Соляриса», не спешила являть собранную информацию миру, понимая, что время для этого еще не пришло. Собранные ею более 2.000 рассказов космонавтов о случаях «трансформации сознания» долгие годы ждут своего часа. И только в последнее время она получила разрешение от некоторых из респондентов обнародовать предоставленные записи.
Сами космонавты, чье сознание было подвергнуто трансформации, часто испытывают тягостное желание вновь пережить это состояние. Поэтому многие из них становятся эзотериками, философами, уходят в составе экспедиций на поиски снежного человека или исследуют места посадок НЛО. Их тянет в другой мир. Как отметила Марина Попович, «они уходят в космос одними людьми, а возвращаются совсем другими, словно там они столкнулись с чем-то неизведанным и стали его частью».
Смысл произведения Солярис
Основной конфликт романа – не внешний: ученые и инопланетный разум, а внутренний – неготовность человека к встрече со своим Я. Исследователь и исследуемый объект поменялись местами: человеческая логика оказалась бессильна при столкновении не только с чем-то могущественным и непознанным, но даже собственными страхами.
Ищите нас здесь
Автор поднимает проблему морального выбора ученого, этичности методов познания мира и показывает, что технический прогресс обогнал прогресс личностный. Люди не смогли выдержать испытание встречей с «гостями», которые воплощали их самые потаенные страхи и комплексы, и Океан, поняв сущность человеческой психики, перестал мучить незадачливых ученых. Готово ли человечество к покорению космоса, если не может понять даже устройство собственного сознания?
Смысл финала
Кельвин остается на станции в надежде понять, что из себя представляет Солярис: но не прежними, «человеческими», методами, а с позиции нового опыта. Не покорить, а принять, не убегать, а внимательно анализировать. Океан не отпускает его, продолжает играть с его психикой, а значит, контакт установлен. Финал открыт, и результат непредсказуем, и надежда человечества в лице одного ученого не угасла.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Ищите нас здесь
- Смысл книги Мастер и Маргарита М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из величайших произведений М. А. Булгакова. Исследователи до сих пор спорят о смыслах и тайнах, заложенных писателем в роман. Это самое мистическое произведение ХХ века…
- Смысл книги 451 градус по Фаренгейту — Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери – это самый популярный роман-антиутопия. Произведение описывает общества тоталитаризма. В нем запрещены книги: их сжигают. В статье раскрыты все основные скрытые смыслы книги: название,…
- Смысл книги Повелитель мух — Уильям Голдинг Перевернул литературный мир в XX веке, внес непоправимые изменения в умы читателей и предупредил будущие поколения о возможной трагедии личности и человеческого начала — кто сделал все это? Правильный ответ:…
- Смысл книги Убить пересмешника — Харпер Ли Роман американки Харпер Ли «Убить пересмешника» считается одним из самых скандальных и социально острых произведений XX века. Он рассказывает о повседневности захолустного американского городка 30-х годов, где ощущаются отголоски Великой…
- Смысл книги «Над пропастью во ржи» Один из самых нашумевших и известных романов 20 века, который был написан Джеромом Сэлинджером как история о взрослении подростка. Роман собрал много противоречивых отзывов о себе, его восхваляли и очерняли,…
Увидевший грядущее
Раздвоение писательской личности Станислава Лема «между художественной литературой и произведениями, посвященными философским раздумьям о путях развития цивилизации», шло по нарастающей, и его пути с фантастикой стали расходиться всё больше. С самим жанром фантастики Лем беспощадно разделался в книге «Фантастика и футурология» 1970 года: проанализировав 62 тысячи книжных и почти девять тысяч страниц журнальных англоязычных публикаций, он обнаружил даже в самых лучших из них отсутствие логики, упрощение сложных философских и моральных проблем, да и попросту «лакировку действительности». Это, правда, не помешало его избранию в 1973-м почетным членом общества Science Fiction Writers of America («Научные фантасты Америки»), хотя в дружеской переписке он называл эту организацию не иначе как «клуб баранов».
Провидец и оракул-3
Фото: REUTERS/Tomasz Tomaszewski
В ответ Филип Дик, которого Лем как раз не очень-то и ругал, наябедничал на него в ФБР, попутно довольно точно охарактеризовав писательские особенности польского коллеги: «Возможно, этот Станислав Лем является целым комитетом, а не просто отдельным лицом, поскольку пишет разными стилями, иногда демонстрирует знание иностранных языков, а иногда — нет; комитетом, созданным партией для активной манипуляции нашим общественным мнением».
Способность Станислава Лема влиять не только на общественное мнение, но и на общественное развитие с возрастом стала пугать и его самого. Слишком многое, как стал замечать писатель, было в точности предсказано в его книгах, но радоваться тому, что предсказания сбываются, оказалось особенно нечего.
В 2000-е в интервью и статьях Лем объяснял, почему в 1989-м перестал писать беллетристику, перейдя на колумнистику и публицистику: «Именно переход многих моих странных идей из области фантасмагории в реальность парадоксально помешал моим дальнейшим занятиям Science Fiction. <…> …Некоторые идеи, казавшиеся мне исключительно фантастическими, стали вдруг, как бы сами собой, проявляться в реальности, — конечно, не в идентичном виде, но в подобном. И вот тогда я решил, что нужно сдерживать себя, ибо вдруг додумаюсь до чего-нибудь такого, что мне уже совершенно не понравится…»
Кузов
Кузов Hyundai Solaris полностью оцинкован, за исключением крыши. Оголенный металл на месте сколов, как правило, не цветет. Но встречаются экземпляры, которые после зимовки разочаровали своих хозяев небольшими пятнами ржавчины на крыше, крыльях, капоте и крышке багажника. Со временем облазит внутренняя часть наружной дверной ручки. На хэтчбеках нередко вспучивается краска в районе личинки замка двери багажника. Кроме того, через 3-5 лет рвется резинка кнопки открытия багажника. Внутрь попадает влага, контакты окисляются, и кнопка полностью выходит из строя.
Из-за хлипких креплений передний и задний бамперы выскакивают из посадочных мест. Даже легкий контакт бампера с посторонним предметом приводит к неприятным последствиям – сломанные крепления и «торчащий» уголок. От сильных вибраций при движении по неровной дороге могут сдаться и крепления «противотуманки», а сама фара может вывалиться из бампера. Та же учесть ждет и заглушки ПТФ. Кроме того, порой облазит верхний слой стекла ПТФ. Дилеры в таком случае производят замену фары по гарантии.
Временами вызывает нарекания не захлопывающаяся с первого раза крышка багажника. В таком случае необходимо отрегулировать петлю замка, приподняв ее вверх. Скрип открывающейся двери – частое явление. Источник – ограничитель угла открытия, который необходимо смазать.
Со временем фары начинают сильно потеть. Заменить оптику в рамках гарантии удается, когда там скапливается целое море.
Интерьер
Спустя время, почти в каждом салоне поселяется «сверчок», но выбирает он разные места. Чаще это пластиковая обшивка и резиновые уплотнители дверей. Со временем разрушается материал, предназначенный для исключения скрипа жабо (наружной пластиковой накладки внизу лобового стекла), или между накладкой и стеклом попадает мелкий песок, что приводит к появлению посторонних звуков. Скрип в районе бардачка может быть вызван впускным клапаном системы вентиляции на крышке салонного фильтра. Вскоре начинает дребезжать задняя полка из-за клипс, вышедших из посадочных отверстий.
Заскрипеть может и рамка вокруг магнитолы. А глянцевые накладки вокруг магнитолы и селектора выбора передач АКПП легко царапаются. Кроме того, после 50-60 тыс. км нередко обтирается руль и серебристые вставки.
При появлении дребезжания в руле, скорее всего, понадобится протяжка болтов крепления подушки безопасности. Нередко скрипят передние сиденья с ручной регулировкой. Для устранения звука необходимо смазать стопорную петлю салазок сиденья.
Электрика
Интересная особенность – датчик уровня омывающей жидкости не работает, если в бачок залита обычная вода. Многие, ошибочно предполагают, что датчик сломался.
Проблемы с указателями поворота могут возникнуть из-за заедающей в полунажатом положении кнопки включения аварийной сигнализации. В таком состоянии она блокирует работу указателей поворота и сигнализатора не пристегнутых ремней безопасности.
Магнитола иногда без видимых причин может сбросить настроенные радиочастоты. А после 60-80 тыс. км нередко выходит из строя подогрев водительского сиденья. Причем, он даже порой прожигает обивку кресла. Производитель уверяет, что недостаток был изжит в 2014 году.
Генератор изнашивается к 150-200 тыс. км. Для его восстановления придется заменить подшипники или щеточный узел.
Из-за обледенения испарителя кондиционера, через 1-2 часа постоянной работы климат-контроля в режиме охлаждения перестает подаваться воздух в салон. Технический бюллетень предписывает доработать контактный провод.
Заключение
Хендай Солярис с первых дней предстал перед покупателями не в самой лучшей форме. Подливают масла в огонь и дилеры, не всегда готовые признать проблемы. Однако стоит признать, что Hyundai местами старается оперативно реагировать на возникающие проблемы и бескорыстно их устранять. Воодушевляют и экземпляры, отработавшие в такси по 300-500 тыс. км без серьезных технических неисправностей.
О чем книга
Сюжет произведения включает две основные линии: первая связана с историей исследования планеты, вторая – интеллектуальные и духовные перипетии главного героя – ученого Криса Кельвина. Таким образом, роман объединяет в себе черты разных литературных жанров: документалистики, притчи; научного, психологического, мистического, научно-фантастического романа, романа-исповеди и т. д.
События в романе разворачиваются в далеком будущем. К этому времени люди уже многое знают о планете Солярис − спутнике двойной звезды, обладающем сходными с земными характеристиками: атмосферой, массой. Единственный «обитатель» планеты – вязкий Океан, который оказывает необъяснимое гравитационное воздействие на траекторию небесного тела с помощью непонятных структур, построенных по математическим принципам. После многолетних исследований ученые приходят к выводу, что Океан управляет планетой с помощью «разума», и создают особую отрасль науки − соляристику.
Ищите нас здесь
С целью сбора данных на орбиту планеты выводятся исследовательская станция, оборудованная техникой и обширной библиотекой, а также искусственный спутник – сателлоид. Однако новая наука вскоре заходит в тупик в безуспешных попытках установить контакт с мыслящим Океаном. Именно в этот момент на станции появляется Крис Кельвин. Психическое состояние коллег ученого не оставляет сомнений: океан способен вызывать фантомов – материализовавшихся двойников близких людей, которые провоцируют возникновение страхов, депрессии, суицидальных мыслей, так как с ними всегда связаны травмирующие воспоминания, запрятанные в глубинах подсознания. При этом «гости» обладают памятью и человеческими эмоциями, структура их тел идентична человеческой.
В случае Кельвина таким моральным испытанием стало появление Хари – его бывшей жены, покончившей жизнь самоубийством по его вине. Никакие попытки избавиться от фантомов не приводят к успеху. В конце концов, один из коллег Кельвина Сарториус находит выход – уничтожение двойников в аннигиляционной камере. Предварительно Снаут снимает энцефалограмму мозга Кельвина с целью «радиоактивного контакта» с Океаном. Кельвин разрывается между необходимостью следовать голосу разума и иррациональным желанием сохранить «жену». Узнав правду, фантом Хари добровольно убивает себя. Кельвин в состоянии шока хочет нанести аннигиляционный удар по «виновнику» произошедшего – Океану, но внезапно фантомы исчезают. Душевно опустошенный, Кельвин остается на станции, надеясь установить контакт с инопланетным разумом.
Адаптации
Аудио
- 1963 — Театр Польского радио ; Режиссер: Юзеф Гротовски, Кельвин: Станислав Зачик
- 1975 — Театр Польского радио; Режиссер: Юзеф Гротовски, Кельвин: Марек Вальчевски
- 2007: BBC Radio 4 транслировало двухчасовую театрализованную версию романа.
- 2007: в России выпущен аудиоспектакль на диске CD — MP3 (226 минут, 14 треков).
Аудиокниги
- 2010: Польское радио , комментатор Петр Фрончевский
- 2011: Audible.com выпустил первый прямой перевод с польского на английский в виде аудиокниги, озвученной Алессандро Джулиани . Оригинальный польский текст был переведен на английский Биллом Джонстоном с одобрения поместья Лема. Затем последовало издание электронной книги ( ISBN 978-1-937624-66-8 ) перевода Джонстона.
- 2011: англоязычная версия переведена Биллом Джонстоном , рассказана Алессандро Джулиани.
- 2011: Аудиотека, рассказала команда
Театр
- Польская сценическая постановка 2009 г. « Солярис: Отчет» (польский: Solaris. Raport ), Т. Р. Варшава , Польша.
- Британская сценическая постановка Дмитрия Девдариани « Солярис » ( Лондон , Англия , 2012).
- По мотивам романа была написана пьеса Дэвида Гайтана в 2014 году, поставленная Мартином Акостой и премьера которой состоялась в Мехико, — La velocidad del zoom del horizonte .
- В 2018 году в Театре Магдебурга , Германия, была поставлена экранизация Тима Стаффеля в постановке Люси Берелович.
- Solaris (2019 игры) , премьерав солодовни театре , производство адаптации по Дэвид Грейг , совместно с Royal лицейского театра , Эдинбург , который бежал в Эдинбурге в сентябре-октябре 2019 года и в Лондоне Lyric Hammersmith в октябре-ноябре 2019Его герой была женщина, и экипаж космического корабля был сбалансирован по половому признаку.
Опера
- Немецкая опера « Солярис » Михаэля Обста ( Мюнхенская биеннале , Германия , 1996).
- Итальянская опера « Солярис » Энрико Корреджиа ( Турин , Италия , 2011).
- Австрийская опера « Солярис » Детлева Гланерта ( Bregenzer Festspiele , Австрия , 2012).
- Японская опера « Солярис » Дая Фудзикуры и Сабуро Тешигавара (« Опера Лилля и путешествия по другим площадкам», 2015 г.).
Кино
Солярис снимался трижды:
- Советский телевизионный спектакль « Солярис» (1968) ,поставленный Борисом Ниренбургом , довольно точно следует сюжету и сохраняет акцент на планете, а не на человеческих отношениях.
- Солярис (1972) , советский полнометражный фильм режиссера Андрея Тарковского . Фильм свободно следует сюжету романа, подчеркивая человеческие отношения вместо астробиологических теорийЛема- особенно жизнь Кельвина на Земле до его космического путешествия на планету. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля 1972 года .
- «Солярис» (2002) , американский фильм режиссера Стивена Содерберга с Джорджем Клуни в главной роли,продюсер Джеймс Кэмерон . Этот фильм также подчеркивает человеческие отношения и снова исключает научные и философские темы Лема.
Сам Лем заметил, что ни одна из версий фильма не изображает большую часть необычайной физической и психологической «чуждости» океана Соляриса. Отвечая на кинематографические обзоры версии Содерберга, Лем, отметив, что не смотрел фильм, написал:
Ходовая
О подвеске Hyundai Solaris, уже написано немало. Февральская модернизация 2012 года сделала автомобиль более собранным, но и более жестким. Стоит признать, что на скоростях, разрешенных правилами дорожного движения, за курсовую устойчивость можно не беспокоиться.
Загудевший передний ступичный подшипник после 20 000 км – не единичный случай. В среднем, ресурс подшипников на передней оси — около 100-120 тыс. км, а на задней — свыше 150-200 тыс. км.
Первые Хендай Солярис шли с пластиковыми шайбами в приводных валах. Они предназначались для транспортировки узла, а при установке на автомобиль должны были сниматься. Но по какой-то невиданной причине, этого не делалось. В процессе эксплуатации появлялся шум и люфт подшипников ступицы. Позже, прознав о своем промахе, Hyundai разослал дилерам технический бюллетень, предписывающий при проведении ТО извлекать пластиковые шайбы из ведущих валов.
Стоит отметить, что ключевые элементы подвески служат долго. Шаровые опоры и сайлентблоки рычагов не требуют внимания до 120-170 тыс. км.
Рулевая рейка, порой, начинает стучать уже на первых тысячах километров. Тем, кому посчастливилось заменить рейку, радовались не долго. Вскоре стук возращался снова, хотя дилеры уверяли, что новые рейки были доработаны. Позже, в апреле 2012 года вышел технический бюллетень и ремкомплект рейки. Причина стуков – большой зазор в упоре и стопоре рулевой рейки. На практике же, наиболее распространенная причина стука в рейке — износ правой втулки.
На автомобилях, выпущенных с октября 2010 года по май 2011 года, встречалась утечка жидкости из рулевой рейки с левой стороны. В таком случае дилеры производили замену рейки в сборе. Отдельные владельцы отмечают появление разности усилий при вращении рулем. Случай — гарантийный, и тоже связан с заменой рейки.
На неровной дороге могут побрякивать суппорта передних тормозных механизмов. Избавиться от шума можно, набив направляющие смазкой. Задние суппорта могут закиснуть после 100-150 тыс. км.
После 150-200 тыс. км нередко приходится менять наружный ШРУС из-за состарившихся пыльников. На внутренних складках появляется сетка маленьких трещинок, и пыльник вскоре рвется, пропуская грязь и пыль.
Мистические откровения
Но до подлинной «достоевщины» польский фантаст эволюционировал только годам к 1960-м. А в конце 40-х, чтобы материально поддержать семью, студент Лем выручал какие-то копейки развлекательными мистическими рассказами для журналов. Ему даже удалось пристроить в печать свою первую, написанную еще в оккупированном фашистами Львове, чтобы просто отвлечься от окружающего ужаса, научно-фантастическую повесть «Человек с Марса». Ее действие происходит в Нью-Йорке, на который свалился потерпевший аварию марсианский корабль. Впоследствии лишь очень немногие из этих ранних экзерсисов, блуждающих между жанрами, Лем считал достойными включения в свои сборники: «Это не высокая литература со своими сложными моральными построениями; речь идет всего лишь о шпионских историях с легким налетом фантастики».
Собрание сочинений Станислава Лема на русском языке
Первый успешный роман Лема «Астронавты» (в котором выясняется, что Тунгусский метеорит был на самом деле космическим кораблем-разведчиком с Венеры с потенциальными оккупантами) был написан в 1951 году. Не то чтобы по сильному зову сердца, но во многом по стечению обстоятельств: можно сказать, что писателю поступил социальный заказ именно на фантастику. Любивший ездить на горнолыжный курорт Закопане, Лем познакомился там с председателем варшавского издательского кооператива «Czytelnik», который, послушав жалобы молодого литератора на то, что в Польше не читают ни Герберта Уэллса, ни Жюля Верна, предложил ему написать фантастическую книгу для молодежи. Лем долго не колебался: «Не зная еще, что это будет, что у меня получится, я написал на листе бумаги заглавие «Астронавты» и… написал книгу».
Он вообще любил изображать из себя человека, который, берясь за перо, никогда не знает, что из-под него выйдет, а возможно, это действительно происходило именно так, как у паука, с которым сравнивал себя Лем: «Если паука исследовать даже под электронным микроскопом, мы не обнаружим в его ганглиях никакого плана будущей сети. В железах его тоже не обнаружится никакой сети, только жидкость, которая затвердевает на воздухе. <…> Никогда не бывало так, чтобы у меня в голове сразу появлялся какой-то готовый образ целого и я, дрожа от опасения, что его забуду, торопливо записывал бы его. Нет, я просто писал. И постепенно всё «это» как-то само собой возникало. Например, когда я ввел Кельвина на солярийскую станцию и заставил его впервые увидеть перепуганного и пьяного Снаута, я сам не знал, что именно Снаута так поразило и почему это он так ужасно испугался прилетевшего с Земли человека…»
Русские переводы
На русском языке отрывок романа впервые появился в переводе В. Ковалевского в № 12 журнала «Знание-сила» за 1961 год (глава «Соляристы»). В 1962 году роман в сокращённом переводе М. Афремовича был опубликован в № 4—8 журнала «Наука и Техника», а затем, в сокращённом переводе Д. Брускина, в № 8—10 журнала «Звезда». Позднее появился более полный авторизованный перевод Брускина. В 1976 году был издан единственный полный перевод романа, выполненный Г. А. Гудимовой и В. М. Перельман (в серии «Библиотека польской литературы»).
В переводах Ковалевского и Афремовича планета и океан называются «Соларис» и это имя женского рода, в соответствии с польским оригиналом (женский род имя океана имеет и в позднем переводе Гудимовой и Перельман). В переводе Брускина используется написание «Солярис», причём это имя имеет мужской род (по-видимому, для согласования со словом «океан»), и в этой форме наиболее прочно вошло в русский язык.
В первом русском переводе романа имелись изменения в заключительной главе «Древний мимоид» — был выброшен диалог Кельвина и Снаута о природе Океана как «ущербного бога», неспособного понять и признать приобретённую в процессе очеловечивания способность своих фантомов к самостоятельным поступкам.
Культурные аллюзии и работы по мотивам Соляриса
- Альбом музыканта Исао Томита 1977 года Kosmos , в частности трек The Sea Named «Solaris» , основан на музыке Баха из фильма Тарковского. Томита был вдохновлен фильмом и даже отправил свою запись Тарковскому.
- Венгерская рок-группа Solaris назвала себя в честь романа.
- 1990 Русский балет Solaris от Сергей Жуков ( Днипро театр оперы и балета).
- Русская драма 1990 года » Солярис». Дознание .
- Песня «Solaris», написанная Кеном Эндрюсом из альбома Fantastic Planet 1996 года космической рок- группы Failure , резюмирует некоторые события из романа.
- В конце фильма 1997 года « Веселые игры » Майкла Ханеке Питер обсуждает с Полом философское значение «Соляриса».
- Песня «Солярис» из альбома музыканта Фотека » Солярис » 2000 года .
- Македонский мультимедийный проект Solaris (Соларис) по Златко Slavenski (2007).
- Альбом Даниэля Бьярнасона и Бена Фроста «Sólaris» 2011 года был вдохновлен фильмом Тарковского.
- Песня 2017 года «Solaris» австралийской пост-рок- группы Fierce Mild.
- Работа австралийского художника Оливера Халла « Поверхность », основанная на моделировании 2018 года.
- В сюжете сериала 2021 года «Катла» использованы центральные элементы из «Соляриса», во многом вдохновленные романом.
- EP «Solaris» 2021 года от Politaur.
Следующая экранизация «Солярис» была предложена американским режиссером Стивеном Содербергом в 2002 году
Этот фильм, по сути, ремейк фильма Тарковского. Поэтому совсем не удивительно, что он Лему тоже не понравился.
Основная проблема этого фильма в том, что он опять не о том. У американцев получилась не научная фантастика, а любовная драма. Но позже Лем все же оставил несколько положительных комментариев о фильме Содерберга, отметив захватывающий уникальный климат, потрясающие красочные кадры, музыку, хорошую актерскую работу и понятное повествование. Возможно, это была ирония.
Но интерес к «Солярису» не иссякал на протяжении этого времени. Кроме экранизаций существует радиоспектакль 2007 года режиссера Креминского. По мотивам романа даже есть балет 1990 года, написанный композитором Жуковым, современный балетный спектакль Смекалова и видеоигра для Atari 2600, выпущенная в 1986 году.
Кадр из «Соляриса» Содерберга
Станислав Лем — один из самых ярких писателей, создавший эталон современной фантастики. Он был очень умен и требовал этого от других. Его писательский стиль оригинален, захватывающие сюжеты наполнены неимоверной интеллектуальностью, философской идеей и остроумием. Излюбленной темой произведений Лема была сложность контакта с внеземным разумом — романы-предупреждения.
Умер писатель в возрасте 84 лет. Его жизнь была долгой и наполненной смыслом, как и его произведения.