Её называли северной оптиной

Современное состояние

В 2018 году провели реставрацию четырех объектов, находящихся на территории женской обители. В настоящее время составляют проекты по ремонту других построек, признанных объектами культурного наследия.


Собор Троицы Живоначальной в Зосимовой пустыни

На территории пустыни расположен огород, курятник, коровник, пасека. Восстанавливается изготовление монастырской выпечки и просфор. Монастырь помогает приюту для подростков и детей-инвалидов. В планах открыть воскресную школу.

В монастыре регулярно устраивают лекции, организовывают встречи с интересными людьми. В январе текущего года преподаватель Свято-Тихвинского университета провел занятие по истории церковнославянского языка. Также он прочел на нем Библию.

На заметку! Все мероприятия и встречи абсолютно бесплатны, каждый желающий может бесплатно посетить монастырь. Предстоящие события размещены на официальной странице обители.

В различные году настоятельницами обители были монахини:

  • Афанасия;
  • Вера;
  • Магдалина;
  • София;
  • Елена.

В настоящее время монастырь находится под руководством сестры Фаины. Интересны жизни двух монахинь — Афанасий. Они управляли пустынью в разные века с интервалом в 50 лет. Первая сестра из-за болезни ног в пожилом возрасте не могла ходить, ее возили на тележке.

Тяжелым ударом для сестры стало убийство царя Александра. Игуменья умерла через неделю после кончины императора. Другая монахиня стала жертвой революции, она претерпела множество гонений.

Зосимова Мужская Пустынь: как возрождается монастырь?

Обычный поселок с необычным названием на границе Московской и Владимирской областей. Арсаки

— говорят, это название поселку было дано в честь некоего японского дипломата, который приезжал туда по каким-то надобностям. А знаменито само место тем, что когда-то старец Зосима (не тот, что в «Братьях Карамазовых» Достоевского, а реальный человек, чьи годы жизни неизвестны, только предположительно год смерти — около 1710) ушел в эти прекрасные среднерусской красотой места вести безмолвную жизнь. Он вырыл здесь колодцы, существующие и по сей день. Он и стал центром притяжения первых паломников.

Свято-Смоленская Зосимова Мужская Пустынь

знавала всякие времена. И расцвет, когда сюда стекались богомольцы и монастырю покровительствовали монархи (особенно, императрица Елизавета Петровна). Здесь хранились свои святыни: часть пояса Богоматери, части мощей св. Георгия Победоносца, крест с кусочком древа Креста Господня (привезенный из Афона в начале XVI века).

Старец этого монастыря Алексий был делегатом Поместного собора, именно он вынул из ковчега жребий с именем Тихона (патриарха Русской Православной Церкви).

Знавала Пустынь и тяжелые времена. Несколько раз упразднялась и разорялась. Была окончательно разграблена и закрыта после революции. На фотографиях можно видеть надпись на церкви: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь под красными знаменами!». А можно увидеть и растущие сквозь крыши храмов березы, прямо на красных кирпичах…

Но самое удивительное не это. Чтобы попасть в монастырь, нужно въехать в воинскую часть. И первый вопрос, который задают часовые при виде машины, это не грозный окрик: «Стой, кто идет?», а «Вы уже получили благословение батюшки Варнавы на посещение монастыря?» И дальше: «Если нет, мы сейчас принесем сотовый, вы позвоните».

Ощущение нереальности происходящего усиливается на территории монастыря. Службы в храмах, монахи и солдаты, тут же обычные жители чудом сохранившегося дома (тоже когда-то принадлежавшего монастырю, затем заселенного). Накрашенные девчонки в коротких юбчонках, обсуждающие как они пойдут на дискотеку, очень неплохая детская площадка со спортивными снарядами, монах с сотовым телефоном, договаривающийся о помощи в восстановлении храмов, солдаты-срочники, идущие по своим делам (или помогающие в храме), паломницы в длинных одеждах и туристы в коротких шортах. Иеромонах Варнава, останавливающий солдата: «Сережа, тут нектарины передали, ты уже поел?»

Говорят, эта та самая первая воинская часть, которой и было предназначено существовать при монастыре, чтобы в ней могли проходить воинскую службу семинаристы. Кажется, реализацию этой идеи здесь посчитали неудачной. Но, тем не менее, продолжают служить дети батюшек, студенты духовных заведений, алтарники. И, по рассказам, в монастыре на каникулах отдыхают воспитанники детского дома.

Все же от этого конгломерата остается ощущение, что ты попал ненароком в фильм «Сталкер». Редкая тишина, прозрачность воздуха, очень спокойно и деятельно сосуществующие солдаты и монахи. Здесь и историческая память — не только о старцах и мучениках, но и о деятелях русской культуры: Ф. Шаляпине, С. Рахманинове, В. Ключевском, К. Коровине, отце Павле Флоренском.

Безусловна архитектурная и историческая ценность монастыря. Безусловно, нужная воинская часть. На первый взгляд, все это сосуществует предельно достойно и гармонично. А если посмотреть: ведь и у монастыря сохранилась оборонительная стена (этот комплекс вообще напоминает маленький Кремль). И солдаты воинской части инженерных войск, в которой служат, в том числе, верующие, выглядят очень дисциплинированными и… доброжелательными.

Так и живут рядом: одни — по воинскому уставу, другие — по монастырскому. Но и без тех, и без других уже трудно себе представить сегодняшнюю Россию.

В истории подобный симбиоз монаха и воина не в новинку. Часто и в одном лице совмещались. Не говоря уже о восточных и европейских исторических традициях. Не будем забывать и своих легендарных героев. Соратник Пересвета, монах-воитель Ослябя, который прославился в Куликовской битве, давно причислен к лику святых.

Поживем — увидим.

Теги: святыня, города, путевые заметки, монах, монастырь, история

Смоленская Зосимова мужская пустынь в Александровском районе, Владимирской обл.

Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана. В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена.

В 1897-м над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма — Всех Святых и Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы. При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м — не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового патриарха Русской Православной Церкви. Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.

История

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Братия пустыни перед закрытием обители

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор,

Храм Смоленской иконы Божией Матери

чуть позднее — еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский,

Зосимовский старец Алексий

принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового Патриарха Русской Православной Церкви.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой Лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей прп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игум. Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923-го пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

Возобновлён в апреле 1992 года.

Зосимова пустынь (Владимирская область)

Церковь Всех Святых надвратная Основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Спустя некоторое время в монастырь устремились многочисленные паломники. Среди них, в частности, была сестра Петра I Наталья Алексеевна. Однако после кончины старца большая часть братии покинула монастырь, который практически запустел. Тем не менее, могила праведника почиталась окрестными жителями как святыня. Сюда, как гласит предание, наведывалась будущая российская императрица Елизавета Петровна, которая не по своей воле долгое время проживала в расположенном поблизости городе Александрове.

Пустынь была восстановлена в конце 1890-х годов стараниями наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Глебова) и назначенного в 1896 году строителем пустыни духовника Гефсиманского скита иеромонаха Германа (Гомзина) (скончался 30 января 1923 года); явилась одним из центров старчества

С 1897 по 1923 годы обителью управлял схиигумен Герман. К тому времени относятся все сохранившиеся каменные монастырские здания из красного кирпича, построенные в модном в то время русском стиле. В 1900 году в монастыре был освящён главный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери.

С 1898 года до закрытия монастыря в 1923 году здесь подвизался старец Алексий (Соловьёв). Он проживал в так называемом «старческом» келейном корпусе, примыкавшем с запада к Святым воротам. Этот корпус был построен на пожертвования великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

В 1917 году в монастыре на покое некоторое время жил Макарий (Невский).

Пустынь часто посещали члены московского религиозно-философского кружка во главе с Михаилом Новосёловым, который старался приобщить к Зосимовой пустыни своих друзей, особенно колеблющихся, в том числе Николая Бердяева и Сергея Булгакова. Постоянно бывал в Зосимовой пустыни Павел Флоренский.

В мае 1923 года монастырь (существовавший как артель) был окончательно закрыт.

Возобновлён в апреле 1992 года.

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преподобного Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января), а в 2000 году преподобного Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября).

Когда наступило время безверия

Уцелевшая северо-восточная башня

По роковому стечению обстоятельств, а может быть, Божьим промыслом обитель начинала возрождаться в непростые времена судьбоносных перемен для страны, когда люди острее нуждались в мудром слове, укрепляющем веру и чистоту помыслов. Старец Зосима пришел на берег Молокчи накануне крутых петровских преобразований. Второй расцвет Смоленско-Зосимовой пустыни состоялся в преддверии русских революций, снесших многовековую монархию и пошатнувших православные устои. В третий раз монашеское служение здесь возобновилось после распада Советского государства, спустя 70 лет, как последний монах покинул свою келью.

Всего к 1917 году здесь насчитывалось до 100 монахов, которым помогали добровольные трудники. В обители не только молились, принимали паломников и писали иконы: монахи переплетали книги, столярничали, пекли хлеб и просфоры, занимались токарным ремеслом, малярной работой, трудились в кузнице, работали на скотном дворе, лудили посуду и шили одежды.

Св. Герман

После установления Советской власти Смоленскую Зосимову пустынь превратили в сельскохозяйственную артель. Монахи трудились и демонстрировали при этом неплохие показатели. Но дни обители были сочтены. Схиигумен Герман предсказывал: пока он жив, монастырь не закроют. Так и случилось: настоятель преставился в январе 1923 года, а уже осенью, в сентябре, монахов с насельниками из обители выгнали. Ценности изъяли. Отец Алексий вместе со своим келейником переехал в Сергиев Посад, где спустя пять лет скончался. Другим святым отцам, перебравшимся в Москву, в Высокопетровский монастырь, повезло меньше: аресты, ссылки, казни. Одна из икон в Смоленском храме — «Собор Зосимовских святых» — изображает семерых канонизированных монахов пустыни, и рядом со св. Зосимой, Германом и Алексием написаны еще четверо праведников, принявших страдания за веру. Семерых святых дала русскому православию Смоленско-Зосимова пустынь.

Крест на месте надкладезной часовни

После изгнания монахов здесь разместили детский дом, а потом всю территорию с постройками передали воинской части. К колодцу, расположенному за монастырской оградой, между тем продолжали пробираться паломники, на праздники приходили  верующие. Тогда часовню над ним разрушили до фундамента, а в источник стали сливать отработанные горюче-смазочные материалы. И источник иссяк. Остатки бетонной будки с надписью «Огнеопасно» можно видеть и сегодня. Вода вновь появилась, когда в пустынь вернулись монахи и расчистили колодец — теперь над ним установлен памятный крест.

Напоминание о воинской части

В братских корпусах поселились семьи офицеров. Обезглавленную колокольню превратили в водонапорную башню. Переливаясь через край бака, вода лилась на цоколь и проникала к фундаменту. Здание гостиницы для паломников, находившееся за оградой, неподалеку от колокольни, разрушено, как и большая часть стены, ряд строений и фонтан. В Трапезном корпусе с храмом Сергия Радонежского устроили детский сад, в соборе — клуб, и с этим связана одна интересная история.

Как добраться

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в «Арсаках». Через 2 часа — станция «Арсаки». Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином «Хозяин», на площади останавливаются рейсовые автобусы. С сожалению, по соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так что на станции надо сесть в автобус с надписью «Городок», который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель — поворот направо, на г. Александров, проезжаем «Брыковы Горы», после них первый поворот направо, (ориентир — кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель » Арсаки, 6 км» ; далее по главной дороге прямо через дер. Иваньково до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

Как добраться

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в «Арсаках». Через 2 часа — станция «Арсаки». Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином «Хозяин», на площади останавливаются рейсовые автобусы. С сожалению, по соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так что на станции надо сесть в автобус с надписью «Городок», который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель — поворот направо, на г. Александров, проезжаем «Брыковы Горы», после них первый поворот направо, (ориентир — кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель » Арсаки, 6 км» ; далее по главной дороге прямо через дер. Иваньково до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

Записки паломника – Зосимова пустынь, Александров, Лукианова пустынь

Смоленская Зосимова пустынь находится в глуши Владимирской области, и чтобы в нее попасть, надо проехать военную часть. Кругом болота, леса – глубинка, одним словом. Но как там хорошо. Будто попал в прошлые столетия – тишина и неземной покой. В храме старинные потемневшие иконы, мощи святых угодников Божиих. Зосимова пустынь – одна из колыбелей московского старчества. Восстановлен и действует на территории монастыря пока один храм. Рядом с монахами, послушниками и трудниками живут семьи. Условия самые скромные – вода в колонке. Половина территории и зданий еще не передана монастырю, но молитва совершается.

Экскурсию проводил монах Аристоклий. Работая с церковными архивами, в 2021 году он делает предположение: «За 25 лет до 1673 г. (год прихода о. Зосимы в это место) в Иосифо-Волоцком монастыре был игумен Зосима, к нему приезжали как к духовному отцу царственные особы. Не этот ли отец Зосима приходит затем в Александров и основывает свою пустынь, ведь к нему в пустынь также ездили лица царской фамилии, в том числе царевна Наталия Алексеевна, сестра царя Петра Великого».

Со смертью о. Зосимы монастырь упраздняется на 150 лет, но потом чудесным образом возобновляется. В 1860 году к помещице-лютеранке Генриетте Нэттен, владелице этой земли, приходят два монаха, говорят ей, что они от монаха Филиппа из Гефсиманского скита, и просят отдать землю. Она им отказывает, но вскоре умирает ее дочь. Видя причину этого в своем отказе, она едет в скит к юродивому Филиппушке, раскаивается и хочет отдать землю. Филиппушка уразумел в этом волю Божию на восстановление монастыря, ведь он никого не посылал, а два монаха были посланы свыше.

Также купцу Шапошникову во сне явился старец Зосима и повелел построить монастырь в этом месте. Он начинает строительство и переезжает сюда со всей своей семьей. В 1905 г. в пустыни совершилась первая Литургия. А о. Прокопий, третий сын юродивого Филиппушки стал настоятелем монастыря. В 1907 году в пустынь пришел о. Герман из Гефсиманского скита и привел с собой учеников. Стал монастырь называться «Северной Оптиной».

Далее паломники отправились в г. Александров в Свято-Успенский женский монастырь. В Троицком храме сохранились фрески XVI в. времен Ивана IV (Грозного). Они требуют поновления, краски выцвели, полиняли, но контуры четкие. Вход в храм из притвора с Западной стороны предваряют двери. Раньше считали, что они XIV в., вывезены Иваном Грозным из Твери – плененные двери. Деревянные створы обложены медными листами. Более поздние исследования предполагают (из-за наличия бронзовых окантовок), что двери из Византии VIII в. Набеги славян на Константинополь были не редкость – таким образом они попали в Тверь, а затем в Александров. С Южной стороны при входе в храм – врата Софийского собора г. Новгорода, привезенные в 1570 г. Их называют Васильевскими, по имени новгородского архиепископа, установившего эти врата в Новгороде в 1336 году.

В Троицком соборе покоятся мощи прп. Корнилия, строителя и устроителя двух монастырей – Лукиановой пустыни и монастыря в Алексндровой слободе. Сохранилась и келия прп. Корнилия, где хранится фотокопия книги пострижения в иночество. В ней есть запись о постриге в иночество царя Ивана IV с именем Иона. Подлинник находится в музее «Александрова Слобода». Над мощами прп. Корнилия находится чудотворная икона Божией Матери «Страстная».

В Лукиановой пустыни главной святыней является икона Рождества Богородицы «Лукиановская», с нее и началась история монастыря в 1597 году (перед «Смутным временем»). Изначально этот образ находился в приходской церкви с. Игнатьева. Икона трижды исчезала из храма и ее обнаруживали в лесу. На месте ее обнаружения был построен храм. В Смутные времена село опустело, храм обветшал, все иконы в нем полиняли, кроме одной – Рождества Богородицы. В 1640 году пришел в эти места прп. Лукиан и стал там жить, строить, молиться – так постепенно возник монастырь. С иконой стали совершать крестные ходы до г. Александрова, и написаны были списки с чудотворного образа. Во время чумы город обошли Крестным ходом с чудотворной иконой, и чума прикратилась. Вот этот список (1654 г.) находится в монастыре и по сей день. Мощи прп. Лукиана покоятся в храме Богоявления. А храм Рождества Богородицы еще не восстановлен, только крышу сделали, а на остальное средств нет. Помоги, Господи восстановить и этот храм!

В монастыре свое хозяйство, коровы, земли, выпасы. В лавочке продают своей выпечки хлеб, очень вкусные молочные продукты.

От поездки на сердце умиротворение, умиление и благодарение Богу. Есть у нас в России не очень известные, но такие благодатные места, от которых дух захватывает. Слава Богу за все!

Смирнова О.М.

​В подмосковную Зосимову пустынь открыто регулярное автобусное сообщение

А+

Распечатать

Фото: Art Konovalov / Shutterstock.com

С декабря 2021 года начинает работать регулярное автобусное сообщение от железнодорожной станции Рассудово Киевского направления до Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь, расположенного в поселке Зосимова пустынь города Москвы, сообщает «Монастырский вестник».

Долгое время до обители можно было добраться только на личном транспорте и многие не могли попасть в монастырь по причине его отдаленности. Теперь это можно сделать, сев в автобус № 868 и доехать непосредственно до монастыря.

При планировании маршрута и составления расписания учитывалось расписание богослужений монастыря.

Расписание движения автобуса № 868 «Платформа Рассудово — поселок Зосимова пустынь»:

  • от платформы Рассудово — ежедневно в 07.26, 09.16, 10.36, 15.26, 18.16 и 19.36;
  • от поселка Зосимова пустынь — ежедневно в 07.50, 10.10, 11.00, 15.50, 19.10, 20.00.

Также с расписанием автобуса можно ознакомиться на сайте ГУП «Мосгортранс» и на сайте монастыря.

На Киевском направлении также находится одноименная платформа Зосимова пустынь, получившая свое название от монастыря, однако находящаяся от него на значительном удалении.

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь, расположенная в Наро-Фоминском районе, Московской области, была третьей женской общежительной обителью (после Аносиной Борисоглебской и Спасо-Бородинской), созданной попечением святителя Филарета Московского (Дроздова). Основание же общине положил схимонах и пустынножитель преподобный Зосима (Верховский) со своими духовными дочерями.

Вместе с преподобным Василиском Зосима провел более 20-ти лет в подвиге пустынножительства в Сибири. В 1826 г. старец Зосима прибыл в Москву, куда вскоре приехали из Сибири и сестры монашеской общины, образовавшейся под его духовным руководством.

Фото: Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова ПустыньВ том же году на пожертвованном помещицей Марией Семеновной Бахметевой участке земли в Верейском уезде была устроена обитель в честь Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Прп. Зосима неусыпно трудился над устроением духовной жизни насельниц, сам будучи для них примером смирения и молитвенного настроя.

Когда все основные дела были окончены, прп. Зосима на пять дней в неделю стал удаляться в безмолвие, приходя к сестрам в субботу и воскресенье. Около своей келии в лесу старец вырыл колодец, вода из которого после его кончины стала исцелять людей, по вере прибегающих к ней.

Скончался прп. Зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму.

В 1856 году община была преобразована в монастырь.

Обитель, продолжавшая существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, была закрыта де-факто окончательно в мае 1929 года.

Монастырь возрожден как женский в августе 1999 года, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных.

Современное состояние обители

В 2012 году в связи с изменением границы между Москвой и Московской областью Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была переведена в каноническое подчинение Патриарха Московского и всея Руси как епархиального архиерея г. Москвы.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы и 2 трудницы.

Со времени возвращения монастыря Церкви были отреставрированы Троицкий храм и храм Рождества Иоанна Предтечи, восстановлен из руин Отчин колодец, полностью восстановлена ограда монастыря в ее исторической части, оборудован и благоустроен монастырский огород, организованы коровник, курятник и пчельник. В настоящее время проводятся работы по реставрации Трапезного дома монастыря и сестринских корпусов. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба.

Монастырь окормляет два приюта для детей-подростков и детей-инвалидов. В ближайшее время при монастыре планируется открытие воскресной школы.

15 декабря 2016

В Вологде возрождается монастырь, в стенах которого размещалось областное управление НКВД и КГБ

7 декабря 2016

​Монастыри Афона договорились о вывозе и утилизации мусора

31 октября 2016

Реабилитированы 42 монахини Успенского монастыря Тулы, осужденные в годы репрессий

теги: монастыри

Как добраться

Доехать до монастыря можно на электричке, идущей по направлению к Киеву — до станции Рассудово. Занимает около 1 часа. Потом потребуется сесть на такси и проехать за пределы села Руднево. Стоимость составит около 400 рублей.

Также от станции Рассудово ходит автобус. Он проезжает 6 раз в день. Его расписание можно посмотреть на сайте обители. Любители прогуляться пешком по загадочной природе смогут дойти со станции до пустыни пешком. Дорога протягивается на 12-15 км.

Троице-Одигитриевская обитель прошла насыщенный трудный путь от ее постройки до настоящего состояния. В стенах монастыря жили прославленные старцы, монахини.

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь

Современное состояние

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь в современной жизни существует как самостоятельный монастырь с 1999 г.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы.

За время восстановления монастыря было проведено не мало работ: отреставрирован Троицкий храм (освящен 23 октября 2011 г.), храм Рождества Иоанна Предтечи, Поклонный крест (освящен 19 августа 2011 г. в праздник Преображения Господня), восстановлен из руин Отчин колодец, полностью восстановлена ограда монастыря в ее исторической части, оборудован и благоустроен монастырский огород, воссоздан монастырский коровник, организованы монастырские курятник и пчельник. В настоящее время проводятся работы по реставрации Трапезного дома монастыря и сестринских корпусов. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба.

Сестры монастыря участвуют в Богослужениях и несут послушания в храме, в просфорне, на огороде, в коровнике, курятнике, а также другие послушания монастыря. Ведется катехизаторская работа с прихожанами монастыря. Монастырь окормляет два приюта для детей-подростков и детей-инвалидов. В ближайшее время при монастыре планируется открытие воскресной школы.

Как добраться

Адрес:

108805,Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

https://zosimapustin.ru/

Проезд:

1. С Киевского вокзала города Москвы электрическим поездом проехать до станции Рассудово (среднее время в пути 1 час 20 минут), далее на такси до монастыря.

2. По трассе М-3 Украина, доехать до поворота на поселок Яковлевское, далее проехать 800 метров до мемориала воинам погибшим в Великой Отечественной войне, перед ним повернуть на право и двигаться прямо порядка 8 километров до поселка Руднево, при въезде в поселок Руднево, с правой стороны располагается Храм Рождества Богородицы (белого цвета), сразу после Храма повернуть на право на асфальтированную лесную дорогу и двигаться по ней порядка 4 километров до ворот монастыря.

3. От станции метро «Саларьево» автобус № 1002 до деревни Яковлевское, далее либо на такси, либо на автобусе № 868 до монастыря.

Затянувшееся возрождение

Настоятельский корпус

В 1992 г. половину здания собора и часть жилых помещений вернули монахам. Началось возрождение обители. А во второй половине большого храмового помещения по-прежнему веселились и устраивали дискотеки военнослужащие. И однажды часы веселья одних совпали со временем строжайшего послушания и моления других. Попытка договориться миром не привела к успеху, дошло до рукопашной. Причем поле боя осталось за святыми отцами, среди которых были военные, побывавшие до пострига в горячих точках. Солдатам — гауптвахта, монахам — епитимия, но с этого момента между теми и другими установились товарищеские отношения. Чему руководство части не препятствовало. В свободное время солдаты приходили в храм, общались, учились православному пению, при этом не забывали воинские и народные песни. Солдатский хор выступал по стране и даже за рубежом. Сейчас на его основе организован Православный хор и ансамбль Инженерных войск Вооруженных Сил России «За Веру и Отечество».

Часть стали называть православной, хотя служили в ней и атеисты, и представители других конфессий. Но бывало так, что приезжали на лето в обитель потрудиться матери с сыновьями-допризывниками, а потом по ходатайству монастыря и с согласия командования молодых людей призывали служить именно сюда. Послаблений им не делали, а содружество с монастырем берегли, видя, что это благотворное воздействие ведет к значительному снижению противоправных действий и укреплению дисциплины.

На скотном дворе

Монахи расчистили территорию, занялись сельскохозяйственными работами. Стены собора расписали, над раками с мощами святых Зосимы, Германа и Алексия (останки последнего перевезли из Сергиева Посада) установили резные сени. Ежедневно, в 6 и в 17 часов проводятся богослужения, по субботам они совершаются в надвратном Всехсвятском храме. Издан патерик — описание жизни и подвигов старцев Зосимовой пустыни, создан музей. Краткую информацию об истории и сегодняшнем дне обители можно узнать на действующем сайте. Приезжают экскурсионные автобусы, приходят и помогают местные жители, селятся трудники из других краев.

Братский корпус

Не так давно начался вывод воинской части с территории бывшей Ульяниной пустоши. Под сводами собора больше не звучат солдатские голоса. Дорога к монастырю, идущая от КПП, разбита, но пока охраняется. Давно не приводились в порядок стоящие вдоль нее стенды наглядной агитации с изображениями героев — солдат и офицеров из этого славного рода войск. Некого агитировать. Конечно, верующим стало много проще приходить и приезжать в обитель: новая охрана не выписывает пропусков, не досматривает машины. Но при военных Смоленско-Зосимова пустынь фактически находилась под охраной, и помощи в случае чего было у кого попросить.

За монастырской стеной тоже были постройки

За два с лишним десятилетия для возрождения пустыни сделано много, но далеко не все, что необходимо совершить во имя сохранения этого светильника веры и шедевра русского зодчества. Правила изменились: для ремонта и реставрации объектов культурного наследия существует установленный порядок, и своими силами восстановить разрушающуюся кирпичную кладку монахи и приезжающие трудники не в праве. Братии — девять человек, среди них есть и те, чьи физические возможности ограничены. А кровля собора вновь протекает, и все храмы, не говоря уже о других зданиях, нуждаются в реставрации.  Не мешало бы расчистить склон, ведущий к колодцу, от уродливых нагромождений почерневших дощатых сараев. Увидим ли когда-нибудь во всей красе величественную монастырскую колокольню?..

Монастырский сад у подножия колокольни

Евгений ШАПОЧКИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector