Святые отцы православия: как читать святых отцов
Содержание:
- Свт. Архіеп. Аверкій (Таушевъ) – О Таинствѣ Покаянія (Вступительный докладъ на Пастырскомъ Совѣщаніи 1958 г.).
- Архиепископ Аверкий (Таушев) – «ВТОРЫЙ ПРЕДТЕЧА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА» (св. пророк Илия).
- Любовь
- Поучения Святых отцов
- Духовные наставления праведников как добрый совет, помощь и утешение христианам
- Архиепископ Аверкий (Таушев) – О значении епископского звания и собора епископов (К предстоящему Архиерейскому Собору 1956 г.).
- Известны людям и поучения святых старцев Оптинских
- Святитель архіеп. Аверкій (Таушевъ) – Сознаемъ ли мы себя блудными сынами?
- Архіепископъ Аверкій (Таушев) – Покровъ Божіей Матери надъ Россіею.
- Святитель архіеп. Аверкій (Таушевъ) – Какъ пріобрѣтается евангельская любовь и почему ея нѣтъ въ современномъ обществѣ?
- Любовь Божия
- Леность
Свт. Архіеп. Аверкій (Таушевъ) – О Таинствѣ Покаянія (Вступительный докладъ на Пастырскомъ Совѣщаніи 1958 г.).
Согласно опредѣленію нашего Катихизиса, «Покаяніе есть Таинство, въ которомъ исповѣдующій грѣхи свои, при видимомъ изъявленіи прощенія отъ священника, невидимо разрѣшается отъ грѣховъ Самимъ Іисусомъ Христомъ
Это Таинство ведетъ свое начало отъ временъ, еще предшествовавшихъ выходу Господа Іисуса Христа на общественное служеніе человѣческому роду. Приходившіе къ Іоанну Крестителю, который «проповѣдывалъ крещеніе покаянія въ отпущеніе грѣховъ, исповѣдывали грѣхи своя» (Марк. 1, 4-5). Окончательно же это христіанское Таинство установлено было Господомъ Іисусомъ Христомъ. Еще во время Своей земной жизни, до Своихъ крестныхъ страданій, Онъ обѣщалъ Своимъ Апостоламъ даровать власть отпущенія грѣховъ: «Елика аще свяжете на земли, будутъ связана на небеси; и елика аще разрѣшите на земли, будутъ разрѣшена на небесѣхъ» (Матѳ. 18, 18). По Своемъ же воскресеніи Господь Іисусъ Христосъ дѣйствительно даровалъ Апостоламъ эту власть, когда, явившись имъ, Онъ дунулъ и сказалъ: «Пріимите Духъ Святъ: имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ: и имже держите, держатся» (Іоан. 20, 22-23).
Для чего нужно это Таинство, если увѣровавшій во Христа и крещеный «во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», какъ мы знаемъ изъ того же Катихизиса, «умираетъ для жизни плотской, грѣховной, и возраждается отъ Духа Святаго въ жизнь духовную, святую»?
Архиепископ Аверкий (Таушев) – «ВТОРЫЙ ПРЕДТЕЧА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА» (св. пророк Илия).
Икона св. пророка Ильи, написана в Русской Зарубежной Церкви в 1991 г., в память Архиерейского Собора 1983 г., анафематствовавшего ересь экуменизма (см. памятную надпись внизу этой иконы).
Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова» … такими словами Святая Церковь прославляет великого ветхозаветного праведника, жившего еще эа 900 лет до Рождества Христова – святого славного пророка Божия Илию, который необычайно-строгой подвижнической жизнью соею походил скорее на Ангела, чем на человека.
Но почему Святая Церковь именует его «вторым предтечей пришествия Христова»?
Потому, что как перед первым пришествием Христовым в мире явился сначала святой Иоанн Креститель «духом и силою Илииною» (Лк.1,17), так перед вторым пришествием Христовым явится на земле сам пророк Илия (см. Малах. 4, 5), который, как мы знаем, не умер, но был вознесен на небо живым, с плотью своею, на огненной колеснице (см. 4 Царств 2, 11).
Любовь
Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: «Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк. 6, 36), и еще сказано в Евангелии: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 12, 7). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23—24) (преп. Амвросий).
Поучения Святых отцов
архимандрит Серафим (Розенберг)старец Иосиф Исихастстарец Иосиф Исихастсхиигумен Савва Псково-Печерскийстарец Иосиф Исихастстарец Клеопа(Илие)старец Иосиф Исихаст архимандрит Арсений (Папачок)старец Иосиф Исихастархимандрит Серафим (Розенберг)старец Иосиф Исихастстарец Клеопа(Илие)архимандрит Софроний(Сахаров)старец Иосиф Исихастархимандрит Серафим (Розенберг)старец Паисий Святогорецархимандрит Софроний(Сахаров)старец Паисий Святогорецстарец Иосиф Исихастстарец Иосиф Исихастстарец Паисий Святогорецстарец Иосиф Исихастстарец Паисий Святогорецстарец Иосиф Исихастархимандрит Софроний(Сахаров)старец Иосиф Исихастстарец Паисий Святогорецстарец Клеопа(Илие)старец Иосиф Исихастстарец Иосиф Исихастсхиигумен Савва(Остапенко)старец Иосиф Исихастстарец Иосиф Исихастстарец Иосиф Исихастархимандрит Софроний(Сахаров)схиархимандрит Зосима(Сокур)старец Паисий Святогорецстарец Иосиф Исихастархимандрит Софроний(Сахаров)старец Иосиф Исихастстарец Паисий Святогорецстарец Клеопа(Илие)старец Иосиф Исихастстарец Иосиф Ватопедскийсхиигумен Савва (Остапенко)старец Иосиф Ватопедскийсхиигумен Савва (Остапенко)старец Иосиф Ватопедскийстарец Паисий Святогорецархимандрит Арсений (Папачок)старец Клеопа(Илие)старец Иосиф Исихастстарец Паисий Святогорецархимандрит Софроний(Сахаров)старец Паисий Святогорецархимандрит Серафим(Розенберг)архимандрит Иоанн(Крестьянкин)архимандрит Серафим(Розенберг)схиархимандрит Зосима(Сокур)схиигумен Савва (Остапенко)старец Иосиф Ватопедскийстарец Клеопа (Илие)архимандрит Софроний(Сахаров)Архимандрит Клеопа (Илие)старец Иосиф Исихастстарец Паисий Святогорецархимандрит Софроний(Сахаров)старец Иосиф Исихастархимандрит Серафим (Розенберг) старец Иосиф Исихастархимандрит Серафим (Розенберг)архимандрит Софроний(Сахаров)старец Иосиф Исихастстарец Паисий Святогорецстарец Иосиф Исихастстарец Паисий Святогорецстарец Иосиф Исихастархимандрит Софроний (Сахаров)cхиархимандрит Иоанн (Маслов)Архимандрит Клеопа (Илие)старец Иосиф Исихастархимандрит Софроний(Сахаров)старец Паисий Святогорецстарец Иосиф Ватопедскийстарец Иосиф ИсихастСтарец Иосиф Исихастcхиархимандрит Иоанн(Маслов)старец Паисий СвятогорецАрхимандрит Клеопа (Илие)схиигумен Савва(Остапенко)cхиархимандрит Иоанн(Маслов)старец Иосиф Ватопедскийстарец Паисий СвятогорецСтарец Иосиф Исихастархимандрит Модест (Потапов)СЛОВО НА НОВЫЙ ГОД. Святитель Иоанн Златоуст
Авва Антоний
Духовные наставления праведников как добрый совет, помощь и утешение христианам
Именно поэтому советы святых отцов очень важны для православных мирян. Духовные наставления праведников как добрый совет, помощь и утешение всем христианам.
Чтение поучений и духовных наставлений также будут полезны не только взрослым, но и детям. Дети уже с детства будут впитывать умные мысли.
Человек сразу начинает обращать внимание на то, что он неправильно себя ведет, неправильно разговаривает и так далее. На основе множества поучений, человек переосмысливает свою жизнь, и старается вести ее лучше, чище, добрее
Василий Великий — один из Отцов Церкви
Часто люди обращаются к поучениям Василия Великого.
Чаще всего опору на жизненном пути ищут у таких праведников, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Дмитрий Ростовский и другие.
Архиепископ Аверкий (Таушев) – О значении епископского звания и собора епископов (К предстоящему Архиерейскому Собору 1956 г.).
В неделю 14-ую по Пятидесятнице, совпадающую в нынешнем году с днем памяти свв. мучениц, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии – 17/30 сентября сего года намечен созыв Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который должен открыться торжественным богослужением, при участии всех съехавшихся на Собор Архиереев, как предположено, в Новой Коренной Пустыни в Магопаке.
Это, если Бог благословит, будет уже третий по счету Архиерейский Собор на территории Соединенных Штатов Америки. Первые два созывались в 1950 и 1953 годах.
Каково значение Архиерейских Соборов? И для чего нужно их созывать?
К сожалению, в наше время – время крайнего оскудения подлинного церковного сознания – многие этого не понимают.
Известны людям и поучения святых старцев Оптинских
Многим известны и поучения святых старцев Оптинских. Вот что говорил преподобный Лев Наголкин:
Лев (Наголкин)
оптинский старец
Рассмотрим поучения преподобного Моисея Путилова.
Моисей Путилов
настоятель Оптинской пустыни
Советы преподобного Иллариона:
Илларион Оптинский
преподобный РПЦ
Именно на основе слов этих святых мы можем брать их за основу жизни. Только слушая и понимая все это, можно достигнуть чистоты духа, быть ближе к Господу.
Быть ближе к Богу это не значит только читать духовную литературу и ходить в храм. Помимо этого нужно осознавать свои дела и поступки, стараться изменить их и стать лучше.
Святитель архіеп. Аверкій (Таушевъ) – Сознаемъ ли мы себя блудными сынами?
Вотъ и вновь мы въ преддверіи Великаго поста, и св. Церковь, какъ наша заботливая мать, начинаетъ постепенно, исподволь готовить насъ къ нему. Еще въ прошлый воскресный день начали пѣть наканунѣ за всенощнымъ бдѣніемъ умиляющее и глубоко трогающее наши души пѣснопѣніе: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..» А за литургіей читалась евангельская притча о мытарѣ и фарисеѣ, въ которой Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ высказалъ похвалу мытарю за его искреннее смиреніе и одновременно — осужденіе гордому фарисею за его самомнѣніе и самопревозношеніе. Этой притчей св. Церковь желала внушить намъ: «Фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія, и мытаревѣ научимся высотѣ глаголъ смиренныхъ, покаяніемъ взывающе: Спасе міра, очисти рабы Твоя!» (Кондакъ недѣли Мытаря и фарисея), то-есть: если мы дѣйствительно хотимъ по-настоящему каяться въ своихъ грѣхахъ предстоящимъ Великимъ постомъ, то мы должны подражать въ своей внутренней настроенности не гордящемуся своими заслугами фарисею, а смиренному мытарю, глубоко сознающему всю тяжесть своихъ грѣховъ и искренно кающемуся въ нихъ, сокрушающемуся о нихъ и сознающему свое глубокое недостоинство даже очей возвести на небо (Лук. 18, 13).
«Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшнику!» — вотъ о чемъ онъ только молился, нисколько не помышляя о какихъ-либо своихъ заслугахъ и, тѣмъ болѣе, не перечисляя ихъ и не возвышая себя надъ другими людьми, какъ это дѣлалъ въ своей надменной молитвѣ фарисей.
Архіепископъ Аверкій (Таушев) – Покровъ Божіей Матери надъ Россіею.
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго,
за всѣхъ молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,
и всѣмъ твориши спастися, въ державный Твой Покровъ прибѣгающимъ…»
(Изъ тропаря Казанской Божіей Матери.)
О, какъ мало осталось нынѣ православныхъ русскихъ людей, которые знаютъ сколь безчисленныя благодѣянія излила Пречистая Матерь Божія на Россію въ теченіе Ея тысячелѣтней исторіи! И въ частности — всѣ ли теперь чествуютъ, какъ должно, одну изъ величайшихъ святынь Русской Земли — чудотворную икону Казанской Божіей Матери, явленіе которой празднуется 8 іюля по ст. ст., а осенью 22 октября ст. ст. вновь чествуется эта великая наша національная святыня въ связи съ поистинѣ чудеснымъ спасеніемъ Россійскаго государства отъ ожидавшей его окончательной, казалось уже, гибели въ 1612 году, по усерднымъ молитвамъ вѣрующихъ русскихъ людей передъ этой нашей святыней, сопровождавшей ополченіе князя Пожарскаго, въ эпоху такъ называемаго Смутнаго Времени?
20 июля 2019
читать далее
Святитель архіеп. Аверкій (Таушевъ) – Какъ пріобрѣтается евангельская любовь и почему ея нѣтъ въ современномъ обществѣ?
Изъ цикла бесѣдъ на тему: «Современность и духовная жизнь».
«Сынъ Человѣческій пришедъ найдеть ли вѣру на землѣ?»
(Лук. 18. 8.)
«И, по причинѣ умноженія беззаконія, во многихъ охладѣетъ любовь»
(Матѳ. 24,12.)
Современный міръ погибаетъ отъ оскудѣнія любви. Единственная сила, которая могла бы спасти погибающій міръ – это евангельская любовь. Но какъ пріобрѣтается евангельская любовь и почему ея нѣтъ въ современномъ обществѣ? Отвѣтъ на эти вопросы даетъ намъ Слово Божіе и творенія великихъ наставниковъ духовной жизни, которые самою жизнью своею засвидѣтельствовали, что они путемъ долгихъ подвижническихъ трудовъ стяжали эту любовь евангельскую, а потому и намъ были вправѣ оставить указанія пути, которымъ эта любовь пріобрѣтается. Къ сожалѣнію, ни Слово Божіе, ни эти дивныя творенія вдохновенныхъ подвижниковъ вь наше время большинствомъ людей, называющихъ себя «христіанами», не читаются, ибо интересы ихъ направлены совсѣмъ въ другую сторону. Удивительно ли послѣ этого, что весь міръ въ ХХ-омъ вѣкѣ, отъ котораго ожидали столько благъ для человѣчества, зашелъ въ непроходимый нравственный тупикъ и стоитъ буквально на краю страшной пропасти, готовой поглотить его?!
Любовь Божия
Что ты слаба и неопытна, не унывай, сам твердейший камня Павел учит: «сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Ты ли, девочка, посмеешь мыслить, что сама собою что можешь сделать? Бог Помощник нам! Если живущую в миру Он не оставил тебя, а научил искать вечных истин (чего мудрецы мира сего и понять не могут), теперь ли Он оставит тебя, посвящающую Ему всю свою жизнь? Не усомнись. Бог любит тебя гораздо больше, чем ты думаешь. И лучший тому знак: ты грустишь, когда идет дело о мирском, и радуешься, когда говорят о духовном. Откуда ты этому научилась? Бог вложил искру в сердце твое. Смотри же, не угашай ее! (преп. Анатолий).
Он, святых всех Святейший, не возгнушался нами, но обручил деву чисту, непорочну — в невесту Себе. А Он — Сын Божий… Тот Самый Сын Божий, Который — Творец неба и земли, не возгнушался принять на Себя зрак раба, т. е. образ человека, послушлив был даже до смерти, смерти же крестной, т. е. самой позорной смерти (преп. Анатолий).
Только ты не покинь Его, а Он тебя не покинет. Он Сам сказал: «Я с вами (а, следовательно, и с тобой) во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20.) «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ср.: Ис.49, 15) (преп. Анатолий).
Леность
Леность есть немалый порок и полагается в числе смертных грехов, то и надобно себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу. Он, видя таковое наше произволение, даст силу и крепость и поможет одолеть расслабленную леность, но без нашего тщания и произволения и Бог не помогает. В случае же немощи и бессилия да заменяет сии наши бездействия: болезнь сердечная, сожаление и смирение (преп. Макарий).
Вы жалуетесь на леность. Да, она часто нападает на труждающихся в благочестии, а при оплошности нередко овладевает. Для прогнания сей страсти отцы святые советуют держаться памяти смертной, вечных мук и блаженства праведных, руководясь при сем смирением, которое, низводя на нас милость Божию, совершенно освобождает от плена лености (преп. Макарий).
Против лености — бодрость и страх Божий (преп. Макарий).
В своем письме написала ты, что берешь подвиги не по силам, а потом приходишь в отчаяние. Но какие же это непосильные подвиги? Не хочется встать ночью — три поклона положить пред святыми иконами. Это просто лень. Впрочем, и то еще скажу: ведь тебя никто к этому не принуждает. А потому, проснувшись ночью, перекрестись с молитвою, укори себя за леность и опять засыпай. Хоть утреню-то не просыпай, и то хорошо. И смущаться тут не следует, что плохо живешь, а вместо смущения укоряй себя за леность и кайся — ежедневно пред Богом, а в положенное время и пред духовным отцом. — Удивляешься, как святые проводили ночи в молитве. То были святые, а мы с тобой люди грешные, а грешникам со святыми нельзя равняться (преп. Иосиф).
А что ты не ходишь к утрени, ленишься, не имеешь ни смирения, ни терпения — за все это нужно укорять себя и окаивать (преп. Анатолий).
Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по нескольку дней и даже неделю. Очень может быть, что ты окрадена была пред этим сопротивником тайным тщеславием, гордостью, или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и разленении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. «А сон моея лености, — сказано в Писании, готовит вечную муку (Ср.: Притч. 19, 15). И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов: так как «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают оное» (Мф-11, 12). А если мы и побеждаемся своею немощью, не будем унывать от сего, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается (преп. Анатолий).