Интересные факты из жизни и биография гоголя

Гоголь. Биография 3

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году, а умер в 1852 году.

Во времена своей жизни из под пера Гоголя вышло множество произведений, которые изучаются школьниками до сих пор. Мораль, которую заложил гоголь в строки своих творений в четырнадцатом веке , актуальна и по сей день.

Гоголь в юности получил достойное образование. И по окончанию школы переехал из своего села в Петербург . Там он не покладая рук писал , пытаясь пробиться из неизвестных авторов в более узнаваемые.

Интересный факт: известно, что второй том был написан Гоголем, но в 1852 он придал рукопись сожжению.

Так же Николай Васильевич очень любил путешествовать по заграничным городам. Это давало ему глоток свежего воздуха и вдохновения для написания многих своих пьес.

Драматургия Гоголя свилась новым словом в истории отечественного театра. Начало творческой деятельности на этом поприще принято датировать 1832 годом, именно в это время сформировались первые замыслы писателя.

Николай Васильевич очень ярко выражал своё сочувствие к «маленькому человеку», это отражается во многих его повестях.

Гоголь очень любил простой народ – он являлся для писателя олицетворением всего светлого и прекрасного и изображается народ , в основном, в своём романтическом идеальном облике.

5 класс, 7 класс. Творчество для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Новый жанр русской книги

Его произведения наполнены глубиной психологических чувств, сильных эмоций, мистических явлений и необычных персонажей. В тоже время, его многие повествования разительно отличаются друг от друга.

Писатель Гоголь

Устрашающий «Вий»

«Вий» — книга, которую по праву можно назвать первым ужастиком. Она кишит нечистой силой и устрашающими образами: демоны, черты, скелеты, покойники, ведьма, летающая в гробу.

Кадр из фильма «Вий»

Комедийный «Ревизор»

Пьеса «Ревизор» имеет комедийный жанр и много смешных моментов. «Ревизор» критикует людей, которым не чуждо лицемерие и выгода.

книга ревизор

«Тарас Бульба» — произведение, наполненное отчаянием, отвагой, любовью, болью и предательством.

Рождественская сказка

«Ночь перед Рождеством» — замечательная мистическая сказка, наполненная фольклора, истории, юмора и чудес. Творчество Гоголя актуально не одно столетие. Им зачитываются и дети, и взрослые.

Кадр из фильма «Ночь перед Рождеством»

По его рассказам и романам издают фильмы, мультфильмы, по сей день.

Любовь в книгах

Несмотря на страсти и любовь, описанные в своих книгах, личная жизнь Николая Гоголя была достаточно скромной и неприметной. К сожавлению писателю не удалось узнать, что такое: жена и дети. Однако его сердце несколько раз вспыхивало от любовного наваждения.

Политика

Первый в России памятник Гоголю (импрессионистическая статуя Николая Андреева , 1909 г.).

Более обычная статуя Гоголя в садах Вилла Боргезе в Риме.

Гоголь сжигает рукопись второй части « Мертвых душ» Ильи Репина.

Почтовая марка, Россия, 2009. См. Также: Гоголь в филателии, Русская Википедия.

Гоголя ошеломил, когда критики истолковали «Ревизор» как обвинительный акт царизма, несмотря на покровительство Николая I. Сам Гоголь, приверженец славянофильского движения, верил в богодухновенную миссию как Дома Романовых, так и Русской Православной Церкви . Как и Федор Достоевский , Гоголь резко не соглашался с теми россиянами, которые проповедовали конституционную монархию и упразднение православной церкви.

Защищая самодержавие , крепостное право и православную церковь в своей книге « Избранные отрывки из переписки с друзьями» (1847), Гоголь подвергся нападкам со стороны своего бывшего покровителя Виссариона Белинского . Белинский, первый русский интеллектуал, публично проповедовавший экономические теории Карла Маркса , обвинил Гоголя в предательстве своих читателей, защищая статус-кво .

История семьи Гоголя

Будущий писатель родился в зажиточной украинской семье. Николай Васильевич Гоголь стал третьим из двенадцати детей. Но так как двое первых мальчиков умерли в младенчестве, для родителей он был словно долгожданный первенец. Незадолго до родов матушка горячо молилась преподобному Николаю Чудотвроцу, а потому, родившегося мальчика было решено назвать Николенькой.

Из девяти родившихся после него детей выжило только четыре сестры: Машенька, Анюта, Лиза и Оля, с которыми Коля был очень дружен. Отчасти под влиянием сестер, отчасти по складу своего мягкого характера, все детство Николай Васильевич провел в «женских» занятиях: очень любил шить, вязать, ткать, вышивать. Кстати, и будучи взрослым он часто, при написании своих произведений, вязал на спицах, а также любил одеваться как франт и некоторые из своих нарядов мастерил сам с большим усердием и удовольствием.

Отец Гоголя

Отец писателя – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский – долгое время работал в Малороссийском почтовом ведомстве, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал постоянно проживать со своим семейством в имении Васильевка Полтавской губернии. Там, в селе Сорочинцы, весной 1809 года и родился Николай Гоголь. Василий Афанасьевич был образованным, разносторонне развитым человеком, любил веселье, шутки, литературу, сам слыл неплохим поэтом, писателем, а особой его страстью был театр.

Вместе со своим другом помещиком Трощинским Василий Гоголь-Яновский организовал домашний театр и с увлечением писал для него пьесы, участвовал в постановках. Вероятно поэтическим и писательским талантом Николай Васильевич обязан именно отцу. Что касается двойной фамилии, писатель «избавился за ненадобностью» от второй ее части, когда начал публиковаться и вошел в историю мировой литературы просто «Николем Гоголем».

Василий Гоголь-Яновский, отец Николая Гоголя

Мать Гоголя

Матушка писателя – Мария Ивановна, в девичестве Косяровская – по воспоминаниям современников был невероятно красива внешне и слыла завидной невестой. Василий Гоголь-Яновский женился на девушке, когда той едва исполнилось 14 лет. Мария Ивановна всю свою жизнь была очень набожной и домашней, везде и всюду следовала за мужем, даже когда тот выезжал куда-то по хозяйству, то всегда брал с собою супругу. Считается, что свою тягу к мистицизму и потустороннему миру Гоголь унаследовал именно от матери, так как та всегда рассказывала детям множество преданий и легенд о леших, домовых и нечистой силе.

Мария Ивановна Гоголь-Яновская (рожд. Косяровская), мать Николая Гоголя

Сверхвпечатлительная натура мальчика буквально впитала в себя все эти рассказы, и он пронес их через всю свою жизнь, отразив позднее в творчестве. Известно также, что уже живя в Петербурге, Гоголь много раз писал матери с просьбой прислать ему новые подробности украинской жизни: какую одежду носили предки, каковы были их обычаи и просил снабдить его новыми притчами и легендами. Мать с радостью делилась с сыном тем, что знала сама или узнавала от местных жителей.

Мать писателя Мария Гоголь-Яновская. Изображение: for-teacher.ru

Последние годы жизни Гоголя

Этот период завершается двумя крупными катастрофами: в июне 1845 г. Николай Васильевич Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ». Он «приносил, сжигая свой труд, жертву Богу», надеялся дать новую книгу «Мёртвых душ» уже с содержанием, просветленным и очищенным от всего греховного. Она, по убеждению Гоголя, должна была «устремить все общество к прекрасному», прямым и правым путем

В последние годы жизни Гоголь горит желанием поскорее дать обществу то, что ему представляется самым важным для жизни; а это важное было им высказываемо, по его мнению, не в художественных произведениях, а в письмах этого времени к друзьям, знакомым и родным

Решение собрать, систематизировать свои мысли из писем привело его (1846) к изданию «Выбранных мест из переписки с друзьями». Это была вторая катастрофа в истории отношения писателя с либерально-западническим обществом. Изданные в 1847 г. «Выбранные места» вызвали со стороны записных либералов свист и улюлюкание. В. Белинский разразился знаменитым письмом в ответ на обидчивое письмо Гоголя, задетого отрицательным отзывом Белинского о книге (Современник, 1847 г., № 2). Левые радикалы утверждали, что эта книга Гоголя исполнена тоном пророчества, властного учительства, проповедью внешнего смирения, которое на самом деле «паче гордости». Им не нравилось выраженного в ней отрицательное отношение писателя к некоторым чертам своей прежней «критически-сатирической» деятельности. Западники громко кричали, что Гоголь в «Выбранных местах» якобы отказался от своего прежнего воззрения на задачи писателя как гражданина.

Искренне не понимая причины столь резкой отповеди «либералов», Гоголь пробовал оправдывать свой поступок, говоря, что он не был понят и т. д., однако не отступился от выраженных им в последней книге взглядов. Его религиозно-этическое настроение осталось все последние годы жизни тем же, но окрасилось в мучительные тона. Вызванные либеральной травлей колебания усилили у Гоголя потребность сохранить, поддержать свою веру, которая, после перенесённых страданий казалась ему, недостаточной глубокой.

У измученного и физически и душевно Гоголя возобновившаяся работа над вторым томом «Мёртвых душ» идет еще хуже. Он стремится успокоить свою душу в религиозном подвиге и в 1848 г. из Неаполя едет в Иерусалим, надеясь там, у источника христианства, почерпнуть новый запас веры и бодрости. Через Одессу Николай Васильевич возвращается в Россию, чтобы больше не отлучаться из неё до конца жизни. С осени 1851 г. он поселяется в Москве у А. П. Толстого, своего приятеля, разделявшего его религиозно-консервативные воззрения, пробует опять работать над вторым томом «Мёртвых душ», даже читает его отрывки у друзей (например, у Аксаковых). Но мучительные сомнения не оставляют Гоголя: он постоянно переделывает эту книгу и не находит удовлетворения. Религиозная мысль, усиленная еще влиянием отца Матвея Константиновского, сурового, прямолинейного, ржевского священника-аскета, колеблется еще больше. Душевное состояние писателя доходит до патологии. В один из припадков душевной муки Гоголь ночью сжигает свои бумаги. Наутро он спохватывается, и объясняет этот поступок ухищрениями злого духа, от которого он не может избавиться даже усиленным религиозным подвигом. Это было в начале января 1852 г., а 21 февраля Николая Васильевича Гоголя уже не стало.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

Интересные факты из биографии Гоголя

В биографии русского писателя Гоголя имеется столько интересных фактов, что из них можно составить целую книгу. Приведем лишь несколько.

  • Гоголь боялся грозы, так как это природное явление негативно действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственным дорогим предметом в его гардеробе были золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Гоголя считали странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественные вещи и постоянно рассказывала загадочные истории из жизни, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».
  • Михаил Булгаков нередко получал вдохновение через творчество Гоголя.
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также он любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало ему концентрироваться на мысли.
  • Гоголь болезненно относился к своей внешности. Его очень раздражал собственный нос.
  • Николай Васильевич боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Поэтому он просил, чтобы его тело предали земле только после появления трупных пятен.
  • По легенде Гоголь-таки проснулся в гробу. И у этого слуха есть основание. Дело в том, что когда его тело намеревались перезахоронить, присутствующие с ужасом обнаружили, что голова покойника повернута набок.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Учеба Гоголя

Первоначальное образование писатель получил дома. Он много читал, с пяти лет пробовал сочинять. Бывало, когда они с отцом выезжали на бричке объехать владения, батюшка задавал сыну тему для сочинений. И мальчик целый день ездил, смотрел на прекрасные украинские пейзажи и сочинял про себя оды родной природе и всему увиденному. Можно смело сказать, что щедрая малороссийская природа и украинский фольклор – вот две вещи, которые сформировали Гоголя-писателя.

Дом доктора Трохимовского в Сорочинцах, где родился Николай Гоголь. Великие Сорочинцы, Полтавская область, Украина. Иллюстрация к книге Иосифа Хмелевского «Гоголь на Родине: Альбом художественных фототипий и гелиогравюр». Киев, 1902

Когда Коленьке исполнилось 10 лет, родители отправили его на обучение в Полтаву, сначала он окончил училище, а затем Гимназию высших наук. Первые годы учебы были невероятно тяжелыми для Гоголя: его подготовка оставляла желать лучшего – в отличие от многих сверстников он совсем не знал иностранных языков, был слаб в точных науках, не отличался физическим здоровьем и выносливостью, был достаточно замкнутым.

В те годы будущий писатель на себе познал судьбу тех самых «маленьких людей», которых он позднее так ярко опишет в своих произведениях. И слова Акакия Акакиевича Башмачника из «Шинели»: «Ну, зачем, зачем вы меня обижаете?», он, вероятно, и сам не раз произносил, если не вслух, то мысленно.

Николай Гоголь-Яновский в детстве. Изображение: book-briefly.ru

Однако, в то же время, Гоголь обладал феноменальной памятью и показывал прекрасные способности в русской словесности. А через несколько лет открылся еще один его яркий талант – талант актера, пародиста и юмориста. У него нашлись товарищи по интересам, вместе с которыми они занимались литературными опытами, готовили и ставили спектакли в гимназическом театре, выпускали свою ученическую газету. Вдруг перед всеми открылся совершенно иной Гоголь – яркий, остроумный, умевший делать точные и невероятно смешные пародии на любого человека, включая учителей. И оставшиеся годы обучения прошли у Гоголя насыщенно и интересно.

Гоголь на единственном фото. Автор Сергей Левицкий, Рим, 1845

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Портрет Николая Гоголя

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье — помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.

Василий Афанасьевич, отец Николая Гоголя

Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.

Мария Ивановна, мать Николая Гоголя

Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.

Дом детства Николая Гоголя

Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.

Николай Гоголь

Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая Пушкину классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

гоголь николай васильевич

Жизнь реальная утомляла Гоголя до такой степени, что он примчался в Бад-Эмс, где лечился от несуществующих болезней и пытался писать «нечто великое». Вышел у него только первый том «Мертвых душ», где гладенький торговец умершими, предвосхитил нынешнее увлечение торговцев геноцидами и спорщиков о количестве убиенных. Кто больше, давай, поджигай.

Бессилие Гоголя перед смертью, мистические переживания все более и более охватывали украинца, не видевшего возможности вырваться из цепких лап тогдашнего морализаторства и грандиозной Империи, которая расширялась со скоростью паровоза. Эта чертова пыхтелка, ворвавшаяся в лошадино-человеческие взаимоотношения того странного времени, пугала Николая Гоголя, как нынче нас пугают огоньки банковских автоматов, которые либо выдают денежные знаки, либо указывают нам дорогу в ад, при жизни.

Роман «Мертвые души»

По всеобщему признанию, не умаляя достоинства других замечательных произведений Гоголя, комедия «Ревизор» и роман «Мертвые души» являются ключевыми в библиографии писателя. Идею обеих книг подсказал Николаю Васильевичу Александр Пушкин. Реальную историю приписки «мертвых душ» Пушкин слышал от одного помещика во время своей кишиневской ссылки. В 1835 году Гоголь приступил к написанию романа и через некоторое время прочитал Пушкину наброски.

Тот сначала много смеялся, но с каждой новой перевернутой страницей все более мрачнел и хмурился, а в финале произнес: «Боже, как грустна наша Россия!.». Но через некоторое время Гоголь отложил рукопись «Мертвых душ», не завершив ее.

Владимир Табурин. Николай Гоголь читает «Ревизора» перед артистами московского Малого театра и приглашенными лицами (фрагмент). Изображение: magisteria.ru

О рождении Великого

Гоголь родился в сельской украинской многодетной семье, он был третьим ребенком из двенадцати. Его мать — женщина редкой красоты. Ей было 14 лет, когда она стала женой мужчины в два раза старше ее.

Говорят, что именно мать развила у сына религиозно-мистическое мироощущение. Мария Ивановна отличалась своим природным взглядом на религию, рассказывала сыну о древнерусских языческих традициях. Сохранились письма Гоголя матери, датирующиеся 1833 годом.

В одном из них Гоголь пишет, что мать в детстве в красках рассказала ребенку, что такое Страшный суд, что будет ждать человека за добродетельные поступки, а какая участь для грешников.

Литература

  1. «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.  https://www.culture.ru/
  2. Аристов Н. Я. Историческое значение сочинений Гоголя // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. — СПб. 1883. 
  3. Мандельштам И. О характере гоголевского стиля. — Гельсингфорс, 1902.
  4. Мережковский Д. С. Гоголь и чёрт. — М.: 1906.
  5. Овсянико-Куликовский Д. Н. Гоголь. Изд. 4-е, доп. — СПб.: 1912.
  6. Венгеров С. А. Писатель-гражданин Гоголь. — Собрание сочинений, т.2. — СПб.: 1913.
  7. Чудаков Г. И. Об отношении творчества Гоголя к западно-европейским литераторам. — Киев, 1908.
  8. Шамбинаго С. К. Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь). — М.: 1911.
  9. Котляревский Н. А. Н. В. Гоголь. 1829—1842. — 4-е изд. — Пг.: 1915.
  10. Слонимский А. Л. Техника комического у Гоголя. — Пг.: 1923.
  11. Белый А. Мастерство Гоголя. — М.-Л., 1934.
  12. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и «натуральная» школа. Этюды о стиле Гоголя // Избранные труды. Поэтика русской литературы. Отв. ред. М. П. Алексеев, А. П. Чудаков. — М.: 1976.
  13. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя, 1959.
  14. Лунин Б. В. Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский. — М.: Детская литература, 1970. — Тираж 100 000 экз.
  15. Творчество Гоголя // Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский… — М., 1982.
  16. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. — Л. 1969.
  17. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь. (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.
  18. Тюменева Г. А. Гоголь и музыка. — М.: Музыка, 1966.
  19. Манн Ю. В. Комедия Гоголя «Ревизор». — М. 1966.
  20. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1978.
  21. Манн Ю. В. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя. — 3-е изд. — М., 1985.
  22. Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мёртвые души»: писатель — критика — читатель. — 2-е изд. — М., 1987.
  23. Манн Ю. В. Заметки о «неевклидовой геометрии» Гоголя
  24. Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западно-европейского романа. — М., 1972.
  25. Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя: Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. (Труды по русской и славянской филологии, т. 11), в 209. — 1968.
  26. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
  27. Храпченко М. Б. Н. Гоголь. Литературный путь… — Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1980.
  28. Николаев Д. П. Сатира Гоголя. — М., 1984.
  29. Кривонос В. И. «Мёртвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. — Воронеж, 1975.
  30. Паламарчук П. (под псевд. В. Д. Носов) «Ключ» к Гоголю. — Лондон, 1985
  31. Сазанович Е. И. Николай Васильевич Гоголь. Живые и мёртвые души: эссе // Юность, № 4, 2013.
  32. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». — Л., 1987.
  33. Günther H: Das Groteske bei N.V. Gogol: Formen und Funktionen. — München, 1968.
  34. Proffer C.R. The simile and Gogol’s Dead Souls. — Hague, 1967.
  35. Erlich V. Gogol. — New Haven, 1969.
  36. Braun M. N.V. Gogol. Eine literarische Biographie. — München, 1973.
  37. Fanger D. The creation of N. Gogol. — Cambridge (MA), 1979.
  38. Schreier H. Gogol’s religiöses Weltbild und sein literarisches Werk. — München, 1977.
  39. Золотусский И. П. Гоголь. — 7-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 485 с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1170)
  40. Дмитриева Е. Е. Н. В. Гоголь в западноевропейском контексте: Между языками и культурами. — М.: ИМЛИ РАН, 2011. 
  41. Кунов В. К. — Энциклопедический словарь «Мудрые мысли в произведениях Николая Гоголя». 622 с., 366 тем, 1098 статей и др. Киев, «КИТ» — 2008.
  42. Н. В. Гоголь в русской критике: Сборник статей / Подгот. текста А. К. Котова и М. Я. Полякова; Вступ. ст. и примеч. М. Я. Полякова.. — М.: Гос. издат. худож. лит., 1953. — LXIV, 651 с.
  43. Гоголь в русской критике: Антология / Сост. С. Г. Бочаров. — М.: Фортуна ЭЛ, 2008.
  44. Гоголь Николай Васильевич // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. СПб. Изд-во «Петроград». Издание Санкт-Петербургской духовной академии. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
  45. Монахова И. Р. Н. В. Гоголь: размышления о вечном // Журнал «Дельфис» — № 74(2) — 2013 г.
  46. А. H. Пыпин. Гоголь, Николай Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  47. Мировое величие Гоголя (К итогам научных сессий, посвящённых 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя)
  48. Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Полное собрание сочинений: в 15 т. — М., 1947. — Т. 3. — С. 5—309.
  49. Узелевский Б. И. Достоевский, Гоголь и Булгаков. — альманах «Достоевский и мировая культура», № 18, СПб., 2003.

Поделиться новостью в Соцсетях:

Личная жизнь

Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу – психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В.Г. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.

Николай Гоголь был стеснительным человеком

Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности): веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием.

Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.

Николай Гоголь состоял в переписке с разными девушками

Он вел переписку с прелестными девушками разных сословий (с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими), ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических.

Литературное развитие

Обложка первого издания «Государственного инспектора» (1836 г.).

В 1831 году Гоголь выпустил первый том своих украинских рассказов (« Вечера на хуторе близ Диканьки» ), имевший немедленный успех. В 1832 г. он выпустил второй том, а в 1835 г. — два тома рассказов под названием « Миргород» , а также два тома разной прозы под названием « Арабески» . В это время российские редакторы и критики, такие как Николай Полевой и Николай Надеждин, увидели в Гоголе появление украинского, а не русского писателя, использующего его произведения для иллюстрации различий между русскими и украинскими национальными персонажами. Тематика и стиль этих ранних прозаических произведений Гоголя, а также его более поздней драмы были схожи с творчеством украинских писателей и драматургов, его современников и друзей, в том числе Григория Квитка-Основьяненко и Василия Нарежного . Однако сатира Гоголя была гораздо более изощренной и нестандартной.

В это время Гоголь увлекся украинской историей и попытался попасть на исторический факультет Киевского университета . Несмотря на поддержку Пушкина и Сергея Уварова , российского министра образования, его назначение было заблокировано киевским чиновником на том основании, что Гоголь был неквалифицирован. Его художественный рассказ « Тарас Бульба» , основанный на истории украинского казачества , стал результатом этого этапа в его интересах. За это время он также установил тесную и пожизненную дружбу с другим украинцем, историком и естествоиспытателем Михаилом Максимовичем .

В 1834 году Гоголь был назначен профессором истории средневековья Петербургского университета , для чего у него не было квалификации. «Он представил спектакль, достаточно смехотворный, чтобы оправдать сатирическую трактовку в одном из его собственных рассказов. После вводной лекции, состоящей из блестящих обобщений, которые« историк »предусмотрительно подготовил и выучил наизусть, он отказался от всяких претензий на эрудицию и преподавание, пропустил две лекции из трех, а когда он действительно появился, то невнятно бормотал сквозь зубы. На заключительном экзамене он сидел в полной тишине с черным платком, обернутым вокруг его головы, имитируя зубную боль, в то время как другой профессор допрашивал студентов ». Это академическое предприятие оказалось неудачным, и он оставил свой пост в 1835 году.

Мемориальная доска на его доме в Риме

Между 1832 и 1836 годами Гоголь работал с большой энергией, и хотя почти все его творчество так или иначе имеет свои истоки за эти четыре года общения с Пушкиным, он еще не решил, что его амбиции будут реализованы успехом в литературе. . За это время российские критики Степан Шевырев и Виссарион Белинский , опровергая более ранние критики, переквалифицировали Гоголя с украинского писателя на русского. Только после презентации в Санкт — Петербургском государственном театре 19 апреля 1836 года, его комедии Ревизор ( Ревизор ) , что он , наконец , уверовал в его литературном призвании. Комедии, насильственная сатира русской провинциальной бюрократии, была поставлена только благодаря вмешательству императора Николая I .

С 1836 по 1848 год Гоголь жил за границей, путешествуя по Германии и Швейцарии. Гоголь провел зиму 1836–37 в Париже среди русских эмигрантов и польских ссыльных , часто встречаясь с польскими поэтами Адамом Мицкевичем и Богданом Залески . В конце концов он поселился в Риме . Большую часть двенадцати лет, начиная с 1836 года, Гоголь находился в Италии, и у него возникло преклонение перед Римом. Он изучал искусство, читал итальянскую литературу и полюбил оперу.

Смерть Пушкина произвела на Гоголя сильное впечатление. Основным его произведением в годы, последовавшие за смертью Пушкина, была сатирическая эпопея « Мертвые души» . Одновременно с этим , он работал на других задачах — пересмотренный Тарас Бульба (1842) и Портрет , закончил свою вторую комедию Женитьбу ( Zhenitba ), написал фрагмент Рим и его самый известный короткий рассказ, « Шинель ».

В 1841 году была готова первая часть « Мертвых душ» , и Гоголь отвез ее в Россию для надзора за ее печатью. Он появился в Москве в 1842 году под наложенным цензурой названием «Приключения Чичикова» . Книга мгновенно завоевала его репутацию величайшего прозаика на этом языке.

Жизнь в столице

В конце 1828 Гоголь перебирается в Петербург. Тут его ждет первое разочарование: денег не хватает, а планы не спешат исполняться. Он пытался стать актером, литератором, поступить на службу. Только через год Гоголь стал помощником столоначальника в Удельном ведомстве и получил чин коллежского регистратора. Он прослужил полтора года — монотонная работа была невыносима. Единственной возможностью для самовыражения стала литература.

Еще в 1827 году Николай написал идиллию «Ганс Кюхельгартен», в 1829 он издал ее. Критика разгромила ее, и Гоголь сам уничтожил почти весь тираж. Следующий опыт был удачнее: в 1830 в «Отечественных записках» появился «Вечер накануне Ивана Купала».

На месяц Николай Васильевич уехал в Германию, по возвращении поступил по протекции в III отделение, затем вернулся в Удельное ведомство, где проработал до 1832. В это время завязываются первые литературные знакомства: с бароном Дельвигом, Сомовым, Плетневым, позднее — с Жуковским и Пушкиным. Встреча с последним произвела на юношу незабываемое впечатление — служение искусству стало для него строгим нравственным долгом.

В феврале 1831 по протекции Плетнева Гоголь устроился учителем в женский Патриотический институт, через 3 года получил место на кафедре истории в Петербургском университете, но вскоре ушел. Он также получил возможность вести частные занятия в дворянских семьях. Помимо улучшения финансового положения, юноша вошел в круг лиц, тесно связанных с литературой. Речь идет не только о писателях: например, у Балабиных он встретился с Александрой Росетти (Смирновой), с которой сильно сблизился.

В это время Гоголь активно писал:

  1. В 1831—1832 вышли 2 части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
  2. В 1835 — сборники «Арабески» и «Миргород». В список последнего вошел «Тарас Бульба», который в 1842 был полностью переписан.
  3. В пушкинском «Современнике» были напечатаны «Коляска», «Шинель», «Портрет».
  4. К этому времени относятся и первые замыслы «Ревизора» и «Мертвых душ» — оба сюжета подсказал Пушкин.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector