Самсон
Содержание:
- Краткое содержание легенды о Самсоне и Далиле
- Блудница
- Исторический фон
- Постановки
- [править] Этническое происхождение
- Интересные факты
- Почему Далила предала Самсона?
- По Божией благодати преподобный Сампсон (Самсон) Странноприимец излечил императора Юстиниана
- [править] Мнение критической школы
- Характеристика имени по буквам
- В искусстве и литературе
- Чему учит библейское сказание о Самсоне и Далиле?
- Предательство и месть
- Самсон в Библии
- Экранизации
- Научные интерпретации
- Ослепление Самсона
- Святой Сампсон наказал нерадивого управителя своего странноприимного дома
- Любовь и брак для имени Самсон
- Смерть Героя
- Канонизация старца – «за» и «против»
- Хобби и профессия
- Детство и юность
- Самсон и Далила
Краткое содержание легенды о Самсоне и Далиле
Библейский сюжет о Самсоне и Далиле изначально подразумевает знание истории. В те далёкие времена Филистимляне не были нацией в полном понимании. Но умели мыслить стратегически. Таким образом, нечестным и хитрым путём они полностью поработили все колена Израилевы, которые к тому времени были ещё недостаточно организованы.
Легенда об этих двух людях описана в Книге Судей. Рождение Самсона от бесплодной женщины предвестил Ангел. Его отцом был Мана из рода Данова. И послан он был на землю Богом, дабы “спасать” Израиль от Филистимлян у одним условием: остерегаться всего, что исходит от виноградной лозы и не есть нечистого. Только тогда его сила в противостоянии Филистимлянам будет огромной.
Мальчика назвали Самсоном. Став взрослым, он увидел женщину из дочерей Филистимских и захотел взять её в жёны.
Лучшая статья для Вас, переходите: Собака в доме по православию
Родители предупреждали его о плохом исходе этих отношений, но первое юношеское чувство было намного сильнее мудрых слов отца и матери. С ними он пошёл в Фимнафу, где жила любимая женщина и по дороге победил напавшего льва голыми руками. Так впервые проявилась огромная физическая сила Самсона, помогавшая ему не раз в трудных жизненных ситуациях.
Ещё спустя несколько дней он снова пошёл к избраннице, и на той же дороге увидел, что в трупе побеждённого им льва завёлся рой пчёл. Достал оттуда мёд, ел и угощал всех.
Вскоре молодые сыграли свадьбу, где Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала её представителям своего народа. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние.
Самсон очень любил Далилу. И узнав об этом, Филистимляне решили подкупить женщину, дабы та выведала секрет огромной физической силы мужа, за что пообещали ей большое количество серебра. И Самсон раскрыл Далиле тайну своей силы своей, которая крылась в его волосах.
Лучшая статья для Вас, переходите: Библейские пророки и библейские пророчества
После этого женщина остригла волосы мужу, который мирно спал, и отдала его своим соратникам, а те, в свою очередь:
- заковали его в медные цепи;
- ослепили;
- заточили в доме узников для дальнейшего принесения в жертву богу Дагону.
Но не учли, что волосы на голове Самсона начали понемногу отрастать. Он набрался силы, сдвинул с мест несущие столбы – и обрушил дом, убив при этом больше филистимян, чем за 20 лет судейства. Сам он также был погребён под обломками и позже похоронен рядом с отцом.
Блудница
Однажды вечером, будучи в Газе, Самсон увидел красивую блудницу и тут же её возжелал. Блудница отнеслась к нему благосклонно и пригласила к себе в дом. Богатыря с его длинными волосами и могучей фигурой трудно было с кем-нибудь спутать, многие местные жители его узнали, и пока Самсон предавался любовным утехам, дом блудницы окружили. Опасаясь богатырской силы своего врага, филистимляне надеялись расправиться с ним ночью, в темноте, когда Самсон подойдёт к городским воротам, которые будут заперты. А пытаясь взломать их, он отвлечется, и тогда филистимляне схватят его. Однако когда богатырь в полночь собрался покинуть Газу, он одним движением сорвал городские ворота вместе с косяками и засовом, взвалил их себе на спину и, издеваясь над своими врагами, вознёс на самую высокую гору напротив Хеврона. Так и вторая встреча с филистимлянкой чуть не закончилась для Самсона трагически. Но и это ничему его не научило.
Исторический фон
После того, как преемник Моше, Йеошуа, скончался, началась эпоха судей. Она длилась около 350 лет, в 2516-2871 годы от сотворения мира (1245-890 гг. до н. э.). Самсон был седьмым судьей и правил своим народом, как было сказано, 20 лет, с 2811 по 2831 год (951-931 до н. э.).
История Шимшона записана в книге Шофтим (Судей), в главах 13-16. И хотя мало что известно о его роли, как о предводителе евреев, в стихах Ктувим (Писания) мы видим удивительные рассказы, раскрывающие нам личность Шимшона, повествующие о его великой силе и столкновениях с филистимлянами.
(Обратите внимание, что филистимляне, упоминающиеся в Танахе (на иврите они назывались плиштим), не имеют никакого отношения к нынешним палестинцам.)
Постановки
Опера неоднократно ставилась на многих европейских сценах. Среди спектаклей конца XX века: постановка Венской оперы (1990, режиссёр Г. Фридрих; А. Бальтса — Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов — Самсон)
Постановки в России
В России опера впервые прозвучала в 1893 г. в Петербурге в исполнении французской труппы под управлением дирижёра Э. Колонна.
Через три года, 19 ноября 1896 г. опера была поставлена в петербургском Мариинском театре (М. Славина — Далила, И. Ершов — Самсон, Л. Яковлев, И. Тартаков — Верховный жрец).
В 1901 г. прошла постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна.
Затем опера шла на многих сценах России (Свердловск, 1927). 2 декабря 2003 г. состоялась премьера Мариинского театра (дирижёр — В. Гергиев; О. Бородина — Далила).
[править] Этническое происхождение
В Библии о её происхождении нечего не сообщается.
Сторонники гипотезы её нефилистимлянского происхождения базируются на том, что филистимляне не обращались к ее патриотическим чувствам, а предложили ей огромную сумму денег:
Из этих слов кажется, что Далила не была этнической филистимлянкой, так как указание «филистимляне», которые к ней пришли, как бы указывает, что они для неё иностранцы и иноплеменники.
Скорее всего, отсутствие упоминания в Библии о её происхождении указывает на то, что она была израильтянкой, а не иноплеменницей, в противном случае Библия бы наверняка указала её иностранные корни:
Аналогично:
Рамбам пишет, что Далила была еврейкой.
Согласно некоторым комментариям (Исраэль Кдошим), Делила была еврейкой по рождению.
Даже если она не была филистимлянкой, её можно назвать деятельницей Филистии.
Интересные факты
«Самсон» — центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля Петергоф
В фонтане «Самсон, раздирающий пасть льва» парка Петергоф российского скульптора Михаила Ивановича Козловского у Самсона короткие волосы.
Платунов А. М., автор труда «Так строился Петербург», изданного в 1997 году, написал в сноске: «Самсон — древнегреческий мифический герой, которому приписывалась сверхъестественная физическая сила и отвага». Таким образом, по ошибке Платунова, Самсон был отнесён к древнегреческой мифологии.
В библейском тексте указание на то, что Самсон раздирает пасть льву, отсутствует. В Книге Судей говорится следующее:
И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал как козлёнка; а в руке у него ничего не было. (Суд. 14:6) |
Джеймс Джордж Фрезер в книге «Фольклор в Ветхом Завете» отмечает сходство Самсона с Кощеем, персонажем славянской мифологии (с переменой ролей героя и антагониста).
Почему Далила предала Самсона?
Многие исследователи Библии задаются вопросом, почему Далила так легко пошла на предательство человека, который любил ее? На самом деле причина все та же. Далила, как и Самсон была одержима желанием отомстить. Конечно, Далила знала о Самсоне и о его поступках, среди которых было много нелицеприятных. Так, как нам известно из Библии, Самсон заживо сжег свою первую жену, убил множество филистимлян, был известен своими неразборчивыми связями и бахвальством. Приняв во снимание все это, можно понять, почему поступок Далилы не выглядит нелогичным.
Далила также была мотивирована местью, как и Самсон. Она ненавидела израильтян, не меньше, чем Самсон ненавидел филистимлян.
Когда нам плохо или больно, мы хотим, чтобы те, кто обидел нас был также обижен. Подобная позиция только на первый взгляд кажется справедливой. Желание поквитаться – это желание мести, которому не должно быть места в наших сердцах. Божьи пути выше наших путей, и мы не должны ставить их под сомнение.
История Самсона и Далилы напоминает нам о том, насколько важно иметь чистые сердца и следовать по Божьему пути!
По Божией благодати преподобный Сампсон (Самсон) Странноприимец излечил императора Юстиниана
В то время Византией правил император Юстиниан I. Однажды он тяжело заболел. К нему призвали самых искусных врачей империи, но они не могли его вылечить. Император уже потерял всякую надежду, когда во сне ему явился человек способный его исцелить. Это был старец Сампсон.
Император Юстиниан Великий. Фрагмент. Мозаика, Равеннский Виталиевский храм, 548 год. Когда император Юстиниан заболел, преподобный Сампсон исцелил его, наложив на больное место руку
Император издал приказ обойти весь город и найти преподобного. Святого доставили во дворец. Увидев Юстиниана Сампсон сразу же приложил руку к больному месту и властитель исцелился.
Исцеление произошло по Божией воле и поэтому, желая избежать похвал в свой адрес, святитель наложил на тело императора немного мази.
В качестве благодарности за исцеление император Юстиниан построил преподобному Самсону новую странноприимницу.
Выздоровевший император решил отблагодарить Сампсона и стал предлагать ему золото и серебро. Преподобный отказал брать эти дары, сказал: «Зачем ты даришь мне то, что я отверг из любви ко Христу?» Вместо вознаграждения он попросил у властителя использовать эти деньги для строительства больницы рядом со своей хижиной, чтобы достойно принимать больных и бедных.
Юстиниан с радостью согласился и поручил рабочим, только что завершившим возведение СвятойСофии, построить к северу от Великой Церкви большое великолепное здание, которое получило известность как Странноприимный дом Сампсона. Более того, к этим учреждениям приписали поместья для их содержания.
Современная реконструкция странноприимного дома преподобного Сампсона. Преподобный много лет руководил им, излечивая больных и страждущих. Здесь также работали профессиональные врачи, а за больными ухаживали монахи
Преподобный долгие годы руководил этим домом демонстрируя пример одержимости и самоотверженности на пути духовного подвига. Кроме него в лечебнице трудились профессиональные врачи, а за больными ухаживали монахи.
Император Юстиниан лично покровительствовал этому учреждению: он дарил странноприемному дому обильные пожертвования. Они шли не только на содержание, но и на раздачу еды и одежды странникам и нуждающимся.
[править] Мнение критической школы
Уже в древности некоторые экзегеты обратили внимание на то, что имеется сходство между подвигами Самсона с подвигами Геракла. Например, умерщвление льва Самсоном напоминает рассказ ο подобном подвиге Геракла (умерщвление немейского льва); столбы, расшатанные Самсоном, напоминают Геркулесовы столбы; Геркулес также погиб от женщины (Далила соответствует Омфале греческого мифа, которая заставила Геракла прясть шерсть в женском одеянии)
По мнению многих учёных, Геракл — это греческая интерпретация финикийского мифа о Мелькарте, главном божестве Тира. Мелькарт, солнечное божество, почитался в Гадесе, в Карфагене и т. д.
Солнечный характер Самсона подчёркивается в самом его описании: например, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых Солнце теряет свою силу. Лев Самсона как и немейский символизирует созвездие на небе. Лисицы означают палящие лучи Солнца, выжигающие хлеб на полях в дни летней засухи (как и у Овидия).
Рассказы о Самсоне также сильно напоминают вавилонское сказание ο герое Гильгамеше.
Характеристика имени по буквам
С – рассудительность, логическое мышление. Такой человек наделен экстравагантностью, яркостью. Склонен к властности, стремится к завоеванию авторитета и материальному благополучию. Бывает раздражительным, капризным. В профессиональной деятельности проявляет себя трудолюбивым и старательным работником. Любовные отношения часто заканчиваются разочарованием из-за завышенных требований ко второй половинке. Человек, имя которого начинается на букву «С», мечтает выделиться из толпы. Повтор буквы в имени наделяет его носителя стремлением к финансовой независимости.
А – активность, тяга к начинаниям, желание достичь успеха в жизни, стремление к комфорту. Носитель имени с этой буквой обладает силой и стойкостью духа, самостоятельностью, внешней яркостью, лидерскими качествами. Поступает по-своему, не любит подстраиваться под других людей.
М – внутренняя сила, умение решать сложные задачи, любознательность и стремление все попробовать на своем опыте. Носитель имени с этой буквой любит планировать будущее. Это отзывчивый, заботливый человек. Умеет учитывать чужие интересы. В любви готов жертвовать собой.
О – активность, упрямство в достижении желаемого, стремление к чувственному познанию мира и себя, проницательность. Носитель имени с этой буквой умеет распоряжаться деньгами. Это жизнерадостный, добрый и отзывчивый человек. В любви способен на глубокие искренние чувства.
В искусстве и литературе
Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса.
В изобразительном искусстве
Франческо Мороне. «Самсон и Далила»
Соломон Соломон. «Самсон и Далила», 1887 В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах IV в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Лукас Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.
В литературе
Одной из первых пьес, посвящённых Самсону, стала трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556. Тема приобрела особую популярность в XVII в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений XVIII в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В XIX в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в XX в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также еврейские писатели: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.
В музыке
В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).
В кинематографе
- 1914 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Дж. Ф. Макдональд
- 1922 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Александр Корда
- 1949 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. С. Б. де Милль
- 1961 — «Самсон» / польск. Samson, реж. Анджей Вайда
- 1963 — «Геракл против Самсона» / итал. Ercole sfida Sansone, реж. Пьетро Франчиши (Pietro Francisci)
- 1984 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, телевизионный фильм, реж. Ли Филипс (Lee Philips)
- 1996 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, телевизионный фильм, реж. Николас Роуг
- 2009 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Уорик Торнтон (фильм имеет отдельные парафразы с библейским сюжетом, но в целом совсем о другом)
- 2018 — «Самсон»
Чему учит библейское сказание о Самсоне и Далиле?
Многие считают, что история о Самсоне и Далиле – это история предательства, однако, это ошибочное мнение. Мотив предательства, действительно, весьма част в Библии. Можно, к примеру, вспомнить предательство Иуды Искариота, историю Иосифа и его братьев и пр. Но, хотя данный мотив прослеживается в легенде о Самсоне и Далиле, он не является здесь основным.
Один из самых важных уроков, которые мы можем вынести из библейской легенды о Самсоне и Далиле, — это научиться контролировать свои эмоции и не позволять эмоциям контролировать нас. Стремление к мести и чувство ярости – то, что на самом деле погубило Самсона.
Самсон погиб, потому что он позволил своим эмоциям управлять своим поведением. Он убивал Филистимлян из гнева и мести. Мы не имеем права убивать или причинять вред по причине того, что мы не можем контролировать свой гнев. Правосудие должно быть в руках Бога. Самсон сражался с Филистимлянами в течение двадцати лет. Он убил многих и уничтожил многое. Он был зол, и гнев отвлекал его от Божьего плана на него. Миссия, которую Бог возложил на него, стала его личной битвой, он уже боролся за себя, следуя своему собственному гневу, своим страстям. Месть стала мощной и всепоглощающей силой в сердце Самсона и изменила направление его жизни.
Описанная в Библии слепота Самсона, есть не что иное, как символическое описание его духовной слепоты. Не понятно, в какой именно момент Самсон перестал идти по пути Господа, а пошел по пути собственной мести, используя ту силу, которую Господь дал ему.
Предательство и месть
И в третий раз Самсон полюбил филистимлянку. Звали её Далила. Соплеменники уговаривали её выведать, в чём заключается богатырская сила героя, обещая заплатить за это 1100 сиклей серебра. И Далила согласилась, стала выпытывать у Самсона его тайну. Трижды он говорил неправду. Филистимляне пытались нападать на него, но отступали, неся большие потери. В конце концов Далила все же смогла убедить Самсона в своей непомерной любви и в том, что её вопросы не более чем невинное женское любопытство. Тогда богатырь признался, что его сила заключена в волосах, и будь он обрит, то «стал бы как все люди». Далила тут же продала секрет своим соплеменникам. А сама подсыпала снотворное Самсону в питьё и «Обрила семь прядей с головы его, и покинула его сила его». Обрадованные филистимляне тут же выкололи Самсону глаза и сковали его тяжёлыми медными цепями. Самсон провёл в неволе столько времени, что его волосы успели отрасти, а вместе с ними вернулась к нему и былая сила. Однажды филистимляне пировали в честь своего божества Дагона. Собрались они в огромном доме, в котором поместилось около трёх тысяч человек. Когда все хорошо выпили, то решили привести в дом Самсона, чтобы сообща поиздеваться над слепым врагом. «И сказали ему, что будет стоять он между столбами, на которых покоится дом». Тогда богатырь нащупал эти столбы. «И упёрся сильно, и обрушился дом на князей и на весь народ, который в нем. Сам погиб, и врагов уничтожил массу». Узнав о происшедшем, в Газу пришли евреи и забрали прах Самсона, который похоронили в гробнице его отца.
Самсон в Библии
Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.
Самсон был назореем — посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов — не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.
Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.
Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.
После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.
Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.
Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.
Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.
Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке . Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.
Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.
Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой — действующий — в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.
- В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
- Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.
Экранизации
В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.
Илош Хошаде в роли Самсона
Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки Геракл и Одиссей, после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.
Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва — такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.
Роуэн Макнамара в роли Самсона
Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам — не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.
Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.
В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.
Тейлор Джеймс в роли Самсона
Главные герои — подростки Самсон и Далила — живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.
В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» — зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.
Научные интерпретации
Ван Дейк Самсон и Далила Самсон как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей.
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
В христианстве
Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью:
Иоанн Златоуст видит в поведении Далилы вмешательство дьявола:
В то же время самоубийство Самсона («Умри, душа моя, с филистимлянами») испокон веков озадачивало теологов, убеждённых в греховности суицида. Святой Августин высказал мнение, что гибель Самсона нельзя считать ни убийством, ни самоубийством, потому как он был ведом не собственной волей, а Святым Духом. Джон Донн в трактате «Биатанатос» (1608) не только приводит гибель Самсона как аргумент в защиту самоубийства, но и крестные муки Христа трактует как суицид, тем более что согласно традиционной теологической доктрине Самсон в своей гибели за народ — предвозвестник и символ Христа.
Ослепление Самсона
Он был полностью ослеплен, всюду передвигаясь с мальчиком – поводырем. Однажды язычники – филистимляне в день празднования памяти Дагона привели Самсона в свое собрание, подвергая его особенным издевкам.
П. П. Рубенс. «Смерть Самсона», 1605 г.
Волосы его к тому времени постепенно отрастали, сам Самсон горько оплакивал свой блуд. Он попросил поводыря подвести себя к двум большим колоннам, на которые опиралась основная часть здания, будто бы желая убедиться в их прочности.
Воззвав к Богу, Самсон разорвал цепи, которыми был окован, и обрушил здание, погубив большое количество филистимлян. Сам он также погиб под обломками. Похоронили Самсона рядом с отцом.
Святой Сампсон наказал нерадивого управителя своего странноприимного дома
Перед своей смертью преподобный поставил управлять своим странноприимным домом некого Енесия. Он оказался человеком ленивым и нерадивым к службе, который соблюдал все нужды больных и страждущих весьма небрежно.
Однажды ночью преподобный Сампсон явился ему не во сне, но как бы наяву, и стал бить его жезлом, с гневом говоря ему: «Почему небрежен ты к службе своей и не заботишься о нуждах странников и больных?»
Реконструкция здания странноприимного дома преподобного Сампсона в Константинополе. Даже после смерти святой опекает свою лечебницу. Так он неоднократно являлся и наказывал управителей дома и наказывал их, если они забывали свои обязанности
От этого избиения Енисей очень сильно заболел и у него отнялся голос. Кроме того, его тело покрылось синяками. Своим посетителям Енисей не мог рассказать о случившемся и только написал на свитке об этом.
Узнав о том, что он заболел, к нему пришёл вельможа Лев. Увидев же, что тело Енисея совершенно сине от биения, он начал со слезами молиться преподобному Сампсону. Когда вельможа Лев таким образом молился, язык Енесия разрешился и уста у него отверзлись, и он рассказал подробно о всем бывшем с ним и с того времени совершенно исправился.
Святой Преподобный Сампсон Странноприимец. Фреска нартекса (притвора) церкви Вознесения Господня в монастыре Милешева (Милешево), Сербия. XIII век. Святой наказал Енесея и Евстратия, которые после его смерти плохо управляли его странноприимным домом. По молитве своего друга, вельможи Льва, он простил их и излечил
Подобная же история произошла и со строителем новой странноприимницы Евстратием. Он тоже не радел о больных и странниках и к тому же был скуп. Однажды много дней он не давал больным елея и за это он был наказан Богом, разболевшись глазами.
К больному явился святой Сампсон и повелел ему выдать всё необходимое для нуждающихся. Устрашенный этим видением, Евстратий с наступлением утра призвал друга своего Льва и дал ему множество елея, прося его, чтобы он помолился за него к святому Сампсону и испросил у святого угодника Божия прощение грехов его.
Любовь и брак для имени Самсон
Самсон привык пользоваться всеобщим обожанием женщин благодаря своему умению делать комплименты, легко и непринужденно общаться с дамами, подбирать удачные шутки. Он обожает быть в центре внимания, довольно часто меняет объекты своего вожделения, используя свое природное очарование и красноречие. Самсон долго не может определиться, чего же он хочет больше — сохранить свою независимость и возможность свободных отношений или все же создать семью.
При выборе спутницы жизни Самсон выбирает даму себе под стать. Она должна быть эффектной, стильной, милой, красивой со сногсшибательной фигурой
Для него важно, чтоб его супруга вызывала восторженные вздохи и завистливые взгляды других мужчин, это тешит его самолюбие. Кроме того, она должна быть еще и умной, независимой и разносторонне развитой женщиной, чтоб она смогла стать для него достойной собеседницей
Смерть Героя
После попадания в плен Шимшон был поставлен заниматься молотьбой. Однажды, в день, когда все филистимляне собрались на большой праздник, чтобы принести особую жертву своему идолу, они решили заодно и отпраздновать свою победу над Шимшоном. Они пели, танцевали и благодарили своего бога за то, что тот предал богатыря в их руки. В какой-то момент они послали за слепым Шимшоном, чтобы тот развлекал их. Измученный и униженный, он пришел и развлекал их, но понимал, что не может больше выносить этих грубых насмешек, однако еще более отвратительно ему было поклонение филистимлян идолам.
Обратившись к тому, кто его вел, Шимшон попросил: «Подведите меня к колоннам, чтобы я мог опереться на них и немного передохнуть». Мальчик повиновался.
А волосы на его голове за время плена уже немного отрасли. Пылающий гневом и болью, но полный надежды, Шимшон взмолился Всевышнему: «О, Господи, Боже, прошу, вспомни меня и дай мне силу, прошу, только на этот раз! Позволь мне отомстить этим жестоким идолопоклонникам, чтобы они знали, что ты единственный Бог
И неважно, если я умру вместе с ними!»
Внезапно он снова почувствовал на себе дух Бога. Возблагодарив Всевышнего, Шимшон протянул руки, схватился за колонны, поддерживающие здание, и уперся в них всей силой. В следующее же мгновение стены и крыша рухнули, разрушив все здание. Все присутствующие там филистимляне вместе с самим Шимшоном погибли во время крушения. В тот день Шимшон пожертвовал собой, но смог убить больше филистимлян, чем за всю свою жизнь.
После этого сошли в то место его братья и весь дом его отца, взяли его тело и вернули домой, похоронив между Цорой и Эштаолом, — на той земле, где он так доблестно сражался, чтобы защитить свой народ, — в гробнице Маноаха, его отца. Шимшон был признанным лидером еврейского народа на протяжении 20 лет.
Канонизация старца – «за» и «против»
Сиверс получил имя Сампсон во время пострига в великую схиму в честь преподобного старца, известного в православии как Сампсон Странноприимец. Последователи иеросхимонаха спустя почти 20 лет с его кончины составили прошение о канонизации Сампсона Сиверса.
Основанием для обращения послужили:
- многолетнее служение Богу;
- привлечение молодежи в православие;
- факты свидетельства о даре предвидения старцем событий при жизни;
- подтверждения верующими фактов чудесного исцеления болезней.
Рассмотрев обращение, имеющиеся материалы и документы, комиссия вынесла отрицательное решение. Причиной отказа в канонизации стали неоднозначные биографические факты и противоречивые свидетельства священников.
Хобби и профессия
Самсон ответственно относится к работе, карьерный рост для него важен не в плане амбиций, а исключительно для получения материальной выгоды. Он не стремится управлять людьми, но если становится руководителем, то весьма умело манипулирует в коллективе для создания контактов. Кажется, что такой человек больше руководствуется рациональными устремлениями, чем чувственным или организационным процессом.
Реализовать свои способности Самсон может во многих сферах. Показательно то, что он очень не любит менять профессию и не расположен к риску. Удачен в роли чиновника. Удовлетворение приносят профессии, совмещающие ремесло и творчество: например, ювелира, дизайнера, литературного или театрального критика. Кроме того, он может стать прекрасным учителем, врачом, аудитором, бухгалтером. В бизнесе ему трудно, так как быстро надоедают «шахматные» ходы. Парню нужна определенность и минимум кризисных моментов. Свою работу он всегда оценивает в денежном эквиваленте.
Довольно часто достигает успеха благодаря творческим увлечениям и организаторским способностям. Он отлично рисует, увлекается астрологией, математикой, естественными науками.
Детство и юность
Режиссер родился в 1921 году в городе Новозыбкове Гомельской губернии. Сейчас малая родина постановщика входит в состав Брянской области России. Одни источники называют днем рождения кинематографиста 23 марта, другие — 23 февраля.
Самсон — четвертый ребенок Иосифа Самуиловича и Гени Самсоновны, его и старшего брата Самуила назвали в честь дедушек. Настоящая фамилия Самсонова — Эдельштейн. У режиссера, экранизировавшего чеховскую пьесу «Три сестры», действительно было три сестры, старшие Ася и Серафима и младшая Берта.
Когда Самсону было 13 лет, умерла его мать. Поскольку родители на момент смерти Гени Самсоновны были в разводе, мальчик жил то в детском доме, то под опекой старшего брата в Москве. Отец умер в 1942 году в Ташкенте. Причиной смерти Иосифа Самуиловича стал тиф.
Самсон Самсонов в молодости
Самсон ходил в театральный кружок Дома пионеров. После окончания школы юношу приняли в труппу Московского театра транспорта. Гастроли и репетиции молодой актер совмещал с учебой в Московском областном художественно-педагогическом училище и со съемками в эпизодах на «Мосфильме».
Когда началась война, театр Самсонова гастролировал на Урале. Актер имел очень плохое зрение, и его не мобилизовали. Парень объездил с гастролями все крупные сибирские города и побывал даже в Монголии.
В 1943 году Самсон стал студентом режиссерского факультета ВГИКа. Учеба в советской кузнице кинематографических кадров подарила Самсонову дружбу со студентом Сергеем Бондарчуком и наставничество Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Дипломную практику Самсон проходил в картине своего педагога «Молодая гвардия».
Самсон и Далила
Он обладал удивительной силой, секрет которой филистимляне не знали. Самсон наносил им раз за разом столь громкие поражения, что враги прибегли к подлости: Далилу, любимую женщину Самсона, подговорили выдать тайну.
П. П. Рубенс. «Самсон и Далила», 1609 г.
За свое предательство она получила почти шестьдесят три килограмма чистого серебра. Оказалось, сила была заключена в длинных волосах: Самсон был назореем и давал обет Господу никогда не стричь своих волос.
Во время сна в доме Далилы волосы тайно были обрезаны, а сам Самсон закован в цепи и подвергнулся насмешкам и унижениям, отведен в Газу в дом узников.