История русской православной церкви

Межцерковные отношения и общение

Многие Истинно-православные синоды не публикуют информацию о других синодах, ссылаясь на ограниченный интерес за пределами своей местности. Некоторые открыты для диалога, в то время как некоторые иерархии более замкнуты и предпочитают замкнуться. Например, Русская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) через покойного митрополита Валентина неофициально заявила, что больше не стремится активно присоединяться к другим Истинно-православным церквям, но не откажется от начавшегося диалога.

Однако ряд союзов между различными истинно православными организациями имел место в течение ограниченного периода времени в последние десятилетия, даже по настоящее время. Наиболее заметным из них было воссоединение греческих старостильников и Русской православной церкви заграницей (1971–85) и нынешнее объединение Церкви истинных православных христиан, РПЦЗ при и старостильном. Болгарская православная церковь.

Катакомбная церковь

— истинно-православные общины, существовавшие в СССР нелегально до конца 1980-х годов. Когда в 1930-е годы стало понятно, что советская власть настроена на уничтожение православной Церкви (а Сергий по сути помогает ей в этом своей Декларацией, разделившей верующих по принципу лояльности власти), многие церковные деятели ИПЦ стали говорить о необходимости переходить на подпольное, катакомбное положение, то есть не регистрировать приходы (после 30-х годов такая регистрация в принципе уже была невозможна) и совершать богослужения тайно на квартирах, в частных домах, в лесу. Такие общины обычно формировались вокруг священников и монашествующих. Исповеди часто передавались духовнику в письменном виде, а Святые Дары перевозились верующими на дальние расстояния. Часто катакомбники не хотели иметь с коммунистическим государством никаких отношений – ни работать на советской работе, ни служить в армии, ни получать советский паспорт. Гонения на катакомбников продолжались до самой перестройки.

  • Воспоминания катакомбных христианок, прошедших тюрьмы и лагеря.
  • Катакомбные священники: Амфилохий (Фурс), Тихон (Зорин), Клавдий (Савинский), Антоний (Жеретиенко), крестьянин Иван Ручин.

Веб-сервер

Информация о дата-центре
Время загрузки веб-сервера составляет 0.44 секунды
ROSNIIROS Russian Institute for Public Networks
AS25535 Autonomous Non-commercial Organization ‘Regional Network Information Center’
Moscow
Moscow City
Russian Federation
55.7522, 37.6156
Серверами доменных имён являются ns27.domaincontrol.com (216.69.185.14), ns28.domaincontrol.com (208.109.255.14). ИП адрес сайта 195.208.3.31
ИП: 195.208.3.31
Тип сервера: nginx/1.10.1 (Rucenter)
Кодировка: UTF-8
ПИНГ www.ripc.info (195.208.3.31) Размер пакета составляет 30 байт.
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=1 TTL=65 46.8 мс
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=2 TTL=65 47.4 мс
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=3 TTL=65 48.3 мс
— www.ripc.info результаты пинга —
4 запроса отправлено, 4 пакета получено, 0 потеряно (0% потерь)
Средний пинг до сервера составляет 35.6 мс, и среднее время загрузки сайта 0.44 секунды.
Конфигурация веб-сервера
Контроль кеша: max-age=0
Язык: ru
Длинна содержания: 20220
Тип содержания: text/html; charset=utf-8
Дата: Fri, 31 Mar 2017 03:16:38 GMT
Истекает срок: Fri, 31 Mar 2017 03:16:38 GMT
Веб-сервер: nginx/1.10.1 (Rucenter)
Х-поддержка: PHP/5.5.38
П3П:
Добавление куки:
Разное:
Е-тэг:
Содержание MD5:
Штифты открытого ключа:

Данные являются приблизительными*
Последнее обновление: 05.04.2017 21:36:14

История. Советский период [ | ]

В 1930-е годы легальное существование ИПЦ в СССР стало невозможным из-за репрессий со стороны властей, и она вынуждена была уйти в подполье (см. Катакомбная церковь). Одна только принадлежность к ИПЦ в СССР уже считалась уголовным преступлением. Во многих обвинительных актах того времени в графе «обвинение» значится «принадлежность к „ИПЦ“ („Истинно-Православной Церкви“)». К ИПЦ принадлежали многие Российские Новомученики [ источник не указан 1176 дней ] .

В начале 1920-х в эмиграции оформилась, как административно независимая, Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ).

Крещение Руси

Официальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства. Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление. Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление.

Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси.

Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион.

Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь.

До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву.

Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства.

Современное состояние

Высшим руководящим органом РИПЦ является Освященный Собор с участием архиереев, духовенства, монашествующих и мирян РИПЦ. Деятельность РИПЦ регулируется «Положением о РИПЦ», утверждённом на Освященном Соборе в 2008 г. в Одессе. В межсоборный период руководящим органом РИПЦ является Архиерейский Синод, который был образован в 2002 году на основе «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» (было образовано в 1994 г. решением Архиерейского Собора РПЦЗ как канонический орган управления епархиями и приходами на Родине). Преобразование Архиерейского Совещания в Архиерейский Синод произошло, как утверждают представители РИПЦ, по письменному благословению первоиерарха РПЦЗ(В) митрополита Виталия (Устинова), соборно утвержденное на II-м Всероссийском Совещании архиереев, духовенства, монашествующих и мирян РИПЦ, проходившем в Воронеже в 2002 г.

От лица самого митрополита Виталия, на которого ссылаются представители РИПЦ, неоднократно выходили заявления в письменной форме , в которых говорилось, что благословения на открытие «параллельного синода» митрополит не давал, и что его, по канонам Православной Церкви, мог дать только Архиерейский Собор РПЦЗ(В).

После смерти архиепископа Лазаря место Первоиерарха РИПЦ остается вакантным. Фактически его обязанности выполняет Председатель Архиерейского Синода архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник).

В 2007 году перед объединением РПЦЗ с РПЦ в юрисдикцию Синода РИПЦ перешёл Леснинский женский монастырь РПЦЗ во Франции, а также ряд приходов канонической РПЦЗ как так и РПЦЗ(В). Для них был рукоположен в епископа Трентонского вдовый протоиерей Стефан (Сабельник).

В 2010 году Дионисий (Алферов) и Ириней (Клипенштейн), в апреле-июне покинули РИПЦ и присоединились к другой неканонической юрисдикции — РПЦЗ юрисдикции Агафангела (Пашковского).

На начало 2011 года в состав Синода РИПЦ входят: председатель — архиепископ Тихон (Пасечник) Омский и Сибирский, управляющий Одесской епархией на Украине, заместитель председателя — архиепископ Вениамин (Русаленко) Черноморский и Кубанский, епископ Стефан (Сабельник) Трентонский и Северо-Американский, епископ Гермоген (Дунников) Гомельский и Черниговский и епископ Савватий (Безкоровайный) Винницкий, викарий Одесской епархии.

История

Хронология основных греческих старостильников и истинно-православных церквей

Происхождение некоторых Русских Истинно Православных Церквей

Хронология основных Истинно-Православных Церквей, вышедших из Сербской Православной Церкви

Большинство истинно православных христиан придерживаются взглядов на историю с апостольской эпохи до 1920-х годов, практически идентичных прочтению основной православной церкви . Истинные православные христиане добавили дополнительное слово «Истинный», чтобы отличить себя от тех, кто, по их мнению, отказался от православного учения после этого периода. (Термин ортодоксия , от греческого ὀρθοδοξία, ортодоксия , уже означает «правильная вера» или «правильное мнение».)

Из-за позднего ухода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в союз с Московским Патриархатом на основании Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом , некоторые юрисдикции прославляют святых, которые до сих пор пользуются большим уважением среди основных православных, таких как Св. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский († 1966 г.) и святой Филарет Нью-Йоркский († 1985 г.).

Сергианство

Среди истинно-православных христиан так стало называться о Церкви, согласно которому сохранение церковной иерархии и возможность открыто и легально совершать богослужения в храмах ставится на первое место, выше истины и веры. Такое понимание церкви лежит в основании Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и его церковной политики. Сергиане считают, что Сергий спас церковь своими действиями: тем, что фактически отдал управление внутренними церковными делами в руки советского государства. В публичных заявлениях и интервью Сергий и позднее его соратники из Московской Патриархии отрицали факт жестоких гонений на православную церковь в СССР, таким образом отрекаясь от сонма новомучеников, страдавших за веру в это самое время. В современной России сергианская церковь (РПЦ МП) считает себя единственной каноничной поместной православной церковью, при этом называя истинно-православные церкви раскольниками.

Документы: 

  • Декларация Сергия (опубликована 29 июля 1927 г).
  • Интервью Сергия и его Синода, опубликованное в газетах «Правда» и «Известия» (февраль 1930 г).
  • Задокументированная беседа Сталина с Сергием о создании Патриархии большевистскими темпами (сентябрь 1943 г).
  • Речь патриарха Алексия I на похоронах Сталина (опубликована в Журнале Московской Патриархии в 1953 г).

Иосифляне

Так стали называть истинно-православных христиан, объединившихся вокруг Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского. В 1928 году Иосиф подписал акт отхода от митрополита Сергия и в ответ был запрещен им в служении. Уже на следующий год Иосифа арестовали и выслали в Казахстан, где он оставался до своей мученической кончины в 1937. Иосифляне признавали своими епископами Иосифа и тех, кто был с ним , считая, что сергиане отпали от Церкви и потому продолжать находиться с Сергием в одной церковной организации невозможно. Разные истинно-православные группы назывались также буевцы (по фамилии епископа Алексия Буя) и викторовцы (по имени епископа Глазовского Виктора Островидова). Эти группы находились в церковном общении друг с другом и с другими иосифлянскими приходами через своих епископов.

  • Основные сведения об иосифлянском движении собраны в исследовании М. В. Шкаровского.
  • Новомученик Анатолий Жураковский: Проповеди иосифлянского священника в Киеве.

Процедура ретракции

Редакция Журнала оставляет за собой право на проведение процедуры ретракции статей. Под ретракцией понимается изъятие поданных в Журнал материалов в следующих случаях:

  1. выявление фактов фабрикации или фальсификации представленных в статье данных,
  2. обнаружения в ней необоснованных (ни по сути, ни по объёму) заимствований (плагиата). Ретракция может быть произведена как в процессе редакционной работы над статьей, так и после опубликования рукописи (в случае, если о перечисленных выше фактах стало известно позже). В этом случае ретракция статьи производится как из журнала и с его официального сайта, так и из научных баз данных, куда была выгружена статья. Соответствующая информация публикуется Журналом в следующем после произведения процедуры ретракции номере.

Московские Патриархи

Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов Святой Иов и Русская Церковь в период его Патриаршества Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его патриаршества Русская Церковь после смуты, в период «Межпатриаршества» (1612-1619 гг.) Русская Церковь в патриаршество Филарета (Романова) Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его патриаршества Русская Церковь При Патриархе Иосифе. Часть 1 Русская Церковь При Патриархе Иосифе. Часть 2 Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть I Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть II Жизненный путь и Патриаршее служение Патриарха Никона Богослужебная реформа Патриарха Никона Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II

Наименования

Не существует единой конфессии или организации под названием «Истинная Православная Церковь», равно как и нет официального признания среди «Истинно Православных» в отношении того, кто входит в их число. Хотя некоторые союзы имели место даже до настоящего времени, большинство истинно православных озабочены воссоединением лишь второстепенно, а не сохранением восточно-православного учения .

В Истинное Православие обычно входят:

  • Греческие старостильники

    • Священный Синод Милана
    • Автономная православная митрополия Северной и Южной Америки и Британских островов
    • Автономная православная митрополия Эквадора и Латинской Америки
    • Истинно-православная митрополия Германии и Европы
  • Черногорская православная церковь (Владимир Лайович)
  • Старый календарь Болгарской Православной Церкви
  • Старостильная Румынская Православная Церковь
  • Русская Православная Автономная Церковь

    Латвийская Православная Автономная Церковь

  • Русская Истинно Православная Церковь (Лазарь Журбенко)
  • Некоторые церкви, происходящие от
  • Сербская Истинная Православная Церковь

Синодальный период

Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.

Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.

Церковное управление

Православная Церковь децентрализована, в ней нет центральной власти, земного главы или единственного епископа с руководящей ролью. Таким образом, Православная церковь канонически использует синодическую систему , которая существенно отличается от иерархически организованной католической церкви, которая следует доктрине папского верховенства . Упоминания Вселенского Патриарха Константинополя как лидера являются ошибочной интерпретацией его титула (« первый среди равных »). Его титул скорее почетный, чем авторитетный, и на самом деле Вселенский Патриарх не имеет реальной власти над Церквями, кроме Константинопольского. Его уникальная роль часто связана с тем, что Вселенский Патриарх в некоторых источниках упоминается как «духовный лидер» Восточной Православной Церкви.

Автокефальные церкви обычно находятся в полном общении друг с другом, поэтому любой священник любой из этих церквей может на законных основаниях служить любому члену любой из них, и ни один член любой из них не исключен из какой-либо формы поклонения в любой из других, включая прием Евхаристии .

В раннем средневековье , то ранняя христианская церковь управлялась пятью патриархами как государственной церкви Рима : епископы Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима; все вместе они именовались Пентархией . Каждый патриарх имел юрисдикцию над епископами в определенном географическом регионе. Так продолжалось до 927 г., когда автономное болгарское архиепископство стало первым патриархатом, недавно получившим статус патриархата, присоединившимся к первоначальной пятерке.

Патриарх Рима был «первым на почетном месте» среди пяти патриархов. Разногласия по поводу пределов его власти были одной из причин Великого раскола , условно датированного 1054 годом, который расколол церковь на католическую церковь на Западе во главе с епископом Рима и православную церковь во главе с четыре восточных патриарха (Константинополь, Иерусалим, Антиохия и Александрия). После раскола это почетное первенство перешло к Константинопольскому Патриарху, который ранее занимал второе место на Первом Константинопольском соборе .

В 5 веке восточное православие отделилось от халкидонского христианства (и, следовательно, отдельно от Восточной православной и католической церкви), задолго до Великого раскола 11 века . Его не следует путать с восточным православием.

ИПЦ — Истинно-Православная Церковь

Это название появилось в качестве реакции на церковный курс митрополита Сергия (Страгородского) в конце 1920-х – начале 30-х годов. Православные, которые посчитали позицию Сергия неприемлемой, использовали применительно к себе формулировку “истинно православные христиане”, чтобы таким образом обозначить свою верность истинной Христовой Церкви. В таком значении этот термин и сейчас продолжают использовать различные церковные группы в России и в мире.

Название ИПЦ или «Истинное Православие» также зафиксировано в нескольких десятках дел, сфабрикованных ГПУ, в которых раскрывается «контрреволюционная деятельность» всесоюзной организации “Истинно-Православная Церковь”, якобы действовавшей по всей стране через сеть “филиалов”. По этим делам все активные несергианские церковные деятели были либо расстреляны, либо заключены в тюрьмы, либо отправлены в лагеря и ссылки. Истинно-православные христиане действительно объединялись вокруг своих лидеров – прежде всего, епископов Иосифа (Петровых), Димитрия (Любимова), Алексия (Буя), Виктора (Островидова) и других, вели переписку и распространяли брошюры и проповеди, в которых объясняли свою антисергианскую позицию и по сути образовали церковную структуру, альтернативную церкви Сергия.

Документы:

  • Обвинительные заключения по делам ИПЦ разных годов и регионов собраны на сайте Ирины Осиповой.
  • Святитель Виктор (Островидов): Обоснование отхода от Сергия и 15 ответов на вопросы ОГПУ.
  • Священномученик Феодор Андреев:  Письмо-ответ на Декларацию Сергия (1928).
  • Новомученик Михаил Новоселов: Письмо-апология отошедших от Сергия (1928).

Второй патриарший период

В 1917 году Русская церковь воспользовалась сложной политической ситуацией, чтобы вновь увеличить свой вес в обществе. Несмотря на то, что многие члены Временного правительства были против восстановления власти патриарха, успех большевиков, которые были антирелигиозны в своих взглядах, позволил церкви «продавить» свою позицию.

Однако, стоит заметить, что церковная иерархия не была восстановлена в своём первоначальном виде. Был оставлен Священный Синод и организован Высший церковный совет. Оба эти органа не позволяли патриарху иметь абсолютную власть над церковью, и каждому были даны свои полномочия. Так Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший церковный совет административными делами.

Победив в гражданской войне, большевики взяли курс на искоренение религии. Изначально был принят лишь указ о полном отделении церкви от государства и о прекращении финансирования церкви. На деле же, любая активность священнослужителей воспринималась как призыв к саботажу. Многие были репрессированы: расстреляны или отправлены в лагеря.

К 1939 году была практически уничтожена структура церкви, отсутствовало централизованное управление. Большинство духовенства ушли в подполье, организовав так называемую Катакомбную церковь, которая смогла сохранить несколько сотен приходов и единую структуру управления.

Во времена Второй мировой войны советскому руководству требовались дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения солдат, и оно прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, в стране оставалось очень большое количество верующих, для которых патриарх был авторитетом. Так во время войны была разрешена религиозная деятельность, восстанавливались многие храмы.

Вторым важным поводом для ослабления антирелигиозной политики стали условия западных союзников, в основном президента Рузвельта, который через своего личного представителя в октябре 1941 года заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от позиции государства в отношении церкви.

В послевоенное время Русская церковь уже не встречала такого жёсткого противостояния. Но государство, всё же, старалось её контролировать и не допускать масштабного расширения. Церковная деятельность была обложена налогами, которые заметно превышали остальные. Порой, священнослужителям требовалось отдавать вплоть до 85% своих доходов.

Новая антирелигиозная кампания развернулась при Никите Хрущёве. Церковные структуры были загнаны в ещё более жёсткие налоговые и правовые рамки, в СМИ велась агитация, призванная показывать религию как пережиток прошлого

Однако, что самое важное, не принимались никакие попытки уголовного преследования

После отставки Хрущёва, вплоть до 1980-х годов отношения государства и церкви были довольно стабильными. Активная антиклерикальная кампания была прекращена, немного ослабли налоги, которые, несмотря на это, всё равно значительно превышали те, которые взымались с других организаций.

Во время Перестройки впервые за многие годы значительно увеличилось количество новых храмов, были сняты почти все ограничения на религиозную деятельность, ослаблены финансовые обязательства церкви перед государством. Переломным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Был снят запрет на освещение религиозной жизни по телевидению. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции богослужений. Важным маркером стало и то, что в 1989 году порядка 300 священнослужителей стали народными депутатами различных уровней.

Трафик

Страна Место в странах Посетители % Просмотры страниц %
Россия, Украина, Казахстан, Германия, Индия, Белоруссия, США являются самыми популярными странами.
Россия 227053 72.54% 70.98%
Украина 2132922 2.52% 2.34%
Казахстан 2904166 1.08% 1.13%
Германия 7070160 1.24% 0.97%
Индия 9364014 1.08% 0.81%
Белоруссия 9601593 1.07% 0.97%
США 9818879 0.76% 0.86%
Средняя статистика за последние 3 месяца
Место в мире 4,497,743 -280,659
Месячная посещяемость 2,070 6.24%
Позиция по месячной посещаемости 4,484,162 -279,812
Просмотры страниц в месяц 16,230 4.2%
Позиция по просмотрам страниц 3,278,731 -137,707
Просмотров страниц 1 посетителем 7.85

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (-) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (-), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector