Глава 36. беседы в храме. притча о двух сыновьях. притча о злых виноградарях. речь о камне, отвергнутом строителями. притча о брачном пире. ответ иисуса фарисеям о подати кесарю. ответ саддукеям о вос

Две лепты вдовицы

Поделиться

Лепта вдовы. Джеймс Тиссо

Всем известно выражение «внести свою лепту». Но многие ли догадываются о том, что своим происхождением эта крылатая фраза обязана евангельскому рассказу о вдове, которая положила в сокровищницу храма две лепты, равные одному кодранту? Что это были за деньги, как они выглядели, много ли можно было купить на них? Сохранилась ли хоть одна лепта до наших дней?

При раскопках, которые проводились на территории Иерусалима на протяжении последних полутора веков, было обнаружено немало монет времен Второго Иерусалимского храма – периода,охватывающего и евангельские события. Древние платежные единицы составили обширную коллекцию, которая хранится в нумизматическом отделе Израильского управления древностей. По свидетельству начальника этого департамента, доктора исторических наук Дональда Ариэля, есть в этом собрании и деньги, упомянутые в Евангелии, как лепты вдовицы.

Комментарий эксперта:

Лепта – от греческого слова «лептон», что означает «без кожуры». Так назывались чрезвычайно мелкие бронзовые монеты — они были тонкие, как лепестки, и потому имели неправильную форму. Из-за низкого качества материала и чеканки изображение на этих деньгах получалось стертое, однако, читаемое. С лицевой стороны отображались имена правителей, а с обратной – различные символы. Например, колесо, рог изобилия, звезда, якорь, цветок, плод граната.

Наряду с лептой в хождении была аналогичная деньга достоинством в две лепты – ее называли прута. Между собой эти монеты полностью идентичны, прута лишь чуть крупнее и тяжелее, ее вес должен был соответствовать половине одного ячменного зерна.

На две лепты в первом веке можно было купить небольшой кусок хлеба, ветку винограда или несколько смокв. Сильный мужчина мог заработать такую сумму за час. А вдова, которая по еврейским законам не наследовала имущество мужа, а оказывалась на содержании родственников, получивших от него наследство, зачастую оказывалась в положении, когда продукты, купленные на пруту, составляли весь ее дневной рацион.

Но что именно было изображено на той самой лепте, что положила в сокровищницу вдова из евангельского рассказа? И по какой причине апостол Марк счел необходимым подчеркнуть, что две лепты составляют кодрант? Рассказывает начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей Дональд Ариэль.

Комментарий эксперта:

История еврейских монет ведет свое начало с правления династии Хасмонеев, то есть со сто тридцать пятого года до Рождества Христова. Восстав против господства эллинов, подчинивших Иудею своей империи Селевкидов, в числе прочих свобод Хасмонеи добились права чеканить монеты с клеймом иудейского царя. Однако, эллинистическое влияние все же оставалось сильным, поэтому еврейские надписи на монетах дублировались еще и на греческом языке.

Согласно археологическим исследованиям, в первой половине второго века в хождении в Иудее были в основном лепты и пруты, отпечатанные во время правления царя из династии хасмонеев Александра Янная, называемого соотечественниками Йохонатаном. На лицевой стороне этих монет различима восьмиконечная звезда, а между ее лучами – еврейская надпись «царь Йехонатан», а на реверсе – якорь и надпись на греческом языке «царь Александр».

Хасмонеи сыграли в истории Иудеи неоднозначную роль. Избавившись от одного захватчика — эллинов, они подвергли страну новой оккупации. Сыновья Александра Янная, Гиркан и Аристобул, не поделив престол, обратились к помощи римлян. В результате эта помощь обернулась тем, что Иудея потеряла независимость и надолго стала Римской провинцией. Такое положение государства сказалось и на его валютной системе. Иудейские пруты и лепты обесценились на фоне греческих и римских денег. Недаром и евангелист, упоминая лепты, приводит эквивалент в более твердой римской валюте – кодрантах.

Евангельская вдовица положила в сокровищницу храма две лепты – тонкие бронзовые монеты с неровными краями и стертым рисунком

Были это собственно лепты, или одна прута – не столь уж и важно. Так или иначе, внешний вид этих денег был жалок, а покупательная способность ничтожна

Однако, Иисус Христос оценил эту жертву выше всех богатых вкладов, сделанных от избытка имения. Бедная женщина отдала Богу все, что имела, одновременно вверив ему саму свою жизнь – и этот дар оказался драгоценней любых сокровищ мира.

Жертвенные животные

Жертвенные животные продавались в храме только на сикли. И стоил ягненок два сикля — втрое дороже, чем на базаре вне стен храма. А если учесть, что большинство прихожан имели родственников в деревне и могли получать животных и вовсе задаром, то организация храмовой торговли представлялась людям возмутительным надувательством. Правила ничего не говорили о том, что животное должно быть куплено непосредственно в храме. Но иудейский закон регламентировал некоторые требования к жертвенному животному: ягненок, козленок или теленок должен быть без единого анатомического порока, нормально упитан, без парши или коросты, с чистой шкуркой под хвостом, и , как особо о.

Уж не знаем, как там с ятрами, но шансов пригнать своим ходом козленка из Галилеи (путешествие занимало у паломников 12 дней) без колтунов у простых иудеев не было. Служители храма браковали скот за надорванное ушко, оцарапанный бок и другие мелкие дефекты. Такое животное можно было продать за оградой храма перекупщику за денарий и купить уже снова в лавках на паперти за сикль. Жертвенные животные из «лицензированных» лавок принимались служителями храма в любом состоянии.

И наконец, самым эффективным способом пополнения казны Храма был валютный арбитраж. Цена на золото в Иерусалиме была значительно ниже, чем в Риме. 1 грамм золота в метрополии стоил 12,6 грамма серебра, а в восточных провинциях за тот же грамм золота давали 4,7 грамма серебра. Менялы у храма разменивали золотую монету (римские ауреусы или персидские дарики) на сикли, золото отправлялось в Рим, где на них покупалось слитковое серебро, из которого в Иерусалиме снова лили сикли на собственном монетном дворе. Арбитраж с 300% прибыли на одну операцию — такое не снилось валютным спекулянтам ни до, не после Христовой эры. Вот на весь этот хорошо поставленный бизнес Иисус и посягнул.

Притча о десяти девах.

О своем втором пришествии на землю, Иисус рассказал и следующую притчу: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли на встречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных; неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла; мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих; и как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «Вот, жених идет, выходите на встречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: не знаю вас». Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».МАТФЕЯ 25:1-13

  • В начало
  • Назад
  • 20
  • Вперед
  • В конец

ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАЗДНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ

Из такого отрывка мы видим положение, в котором находилась ранняя христианская Церковь.

Молодые женщины осуждаются не за то, что они вторично выходят замуж. Осуждаются же они вот за что: после смерти молодого супруга молодая вдова в приступе горькой печали и под влиянием момента решает остаться вдовой на всю жизнь и посвятить свою жизнь Церкви, но потом она вдруг меняет свое мнение и вторично выходит замуж.

Считалось, что такая женщина стала невестой Христа, поэтому в ее вторичном браке люди видели нарушение ее брака с Христом; было бы лучше, если бы она не давала никакого обета.

Еще больше дело осложнялось социальными условиями того времени. Одинокая или овдовевшая женщина не имела почти никакой возможности честным трудом заработать на жизнь.

Практически не было никакой профессии или ремесла, которым бы она могла заниматься. Результат был очевиден: чтобы прожить, она неизбежно была вынуждена заниматься проституцией.

Христианские женщины поэтому, должны были либо выйти вторично замуж, либо целиком посвятить свою жизнь служению Церкви, третьего пути не было. Но как бы там ни было, опасности, связанные с праздной жизнью, во все эпохи одинаковы.

+Во-первых, и в те времена праздность могла привести женщину в беспокойное состояние, приучить ее к хождению по домам и к пустой болтовне.

Такая женщина почти неизбежно становилась сплетницей; ввиду того, что не было предмета для серьезного разговора, она начинала сплетничать, злословить, разносить эти истории из дома в дом, постепенно все больше разукрашивая их и делая их более злыми.

И такая женщина начинала вмешиваться в чужие дела, поскольку у нее самой ничего важного не было, и постепенно даже излишне, интересоваться чужими делами и много вмешиваться в них. То, что истинно нынче, было истинно и в ту пору: «Дьявол всегда толкнет праздного на грех»

То, что истинно нынче, было истинно и в ту пору: «Дьявол всегда толкнет праздного на грех».

Жизнь наполненная — всегда безопасна, а жизнь пустая всегда полна опасностей. И посему Павел дает совет, чтобы такие молодые женщины выходили замуж и выполняли одну из величайших в мире задач — создавали семью и устраивали свой дом.

+И в этом еще один пример одной из главных мыслей Пастырских посланий.

В них постоянно указывается на важность впечатления, которое христианин производит на внешний, языческий мир. Подает христианин миру повод критиковать Церковь, или же пример, достойный восхищения?. Люди всегда сознавали, что в самом невыгодном свете Церковь выставляют своею дурною жизнью «практикующие христиане», но они также понимали, что лучшим аргументом в пользу христианства является подлинно христианский образ жизни

Люди всегда сознавали, что в самом невыгодном свете Церковь выставляют своею дурною жизнью «практикующие христиане», но они также понимали, что лучшим аргументом в пользу христианства является подлинно христианский образ жизни.

Легендарные сребреники

Тридцать сребреников — легендарная цифра, интересно, что же можно было купить за эти деньги. По Тациту, денарий был ежедневной платой солдату во времена Тиберия. В период дороговизны за денарий можно было купить хиникс (около литра) пшеницы и три хиникса ячменя. Сребреник, а это уже хорошо знакомый нам серебряный сикль, был по содержанию серебра в четыре раза весомее денария. Так что получается, выгода Иуды состояла в паре мешков пшеницы. Трудно поверить, что Иуда, выполнявший обязанности казначея партии Христа, соблазнился столь незначительной суммой. Новый завет донес до нас историю незначительного инцидента между Учителем и Иудой, в основе которого лежала сравнимая с 30 сребрениками сумма. За неделю до Пасхи, в субботу 8 нисана, Христос достиг пригорода Иерусалима — Вифании, — где и остановился в доме у Симеона Прокаженного. Мария, прислуживавшая за столом, внесла во время обеда кувшин с благовониями и умастила ноги Христа. После чего нарочно разбила полный драгоценной жидкости сосуд, соблюдая обычай уничтожать посуду, которая служила при приеме особо почетного гостя. Комната наполнилась дивными ароматами к удовольствию всех присутствующих, кроме скупого Иуды. Казначей сразу подсчитал, сколько можно было бы выручить денег, продав благовония. Сегодня мы знаем, что стандартный 2,5-литровый кувшин мирры стоил в то время около 20 серебряных сиклей. Когда Иуда заметил Учителю, что эти деньги можно было бы положить в кассу и затем раздать бедным, Христос резко возразил: « Нищих вы всегда имеете с собой, а меня не всегда имеете».

Иисус видит вдову

Невозможно читать о вдове, не придя к выводу о том, что когда она предложила свою крошечную, но огромную жертву, она была абсолютно одинокой в своем смирении и нищете. Похоже, что в этот самый важный день ее жизни никто не обращал внимания на нее или ее тяжелое положение.

Но Иисус заметил. Он видел ее. Именно Тот, Кого она молила о помощи, заметил ее! Бог неба был в святом храме Его, о чем она и молилась, и Он увидел ее там в Своем доме!

Это подводит нас к непростому вопросу: был ли Иисус просто наблюдателем, или то, что Он заметил ее, побудило Его к действию? Чтобы ответить на этот вопрос, мы могли бы спросить себя, видели ли мы когда-нибудь, чтобы Иисус наблюдал за чьей-то болью, не спеша при этом на помощь. Можем ли мы представить себе, что Он воспользовался бы случаем, чтобы использовать вдову и ее отчаяние, как удобную визуальную помощь при обучении, а затем повернулся бы к ней спиной? Мы просто не можем представить себе образ Спасителя, который наблюдает, но не спасает.

Есть еще одна важная часть этой истории, на которую нам следует обратить внимание. Когда Иисус указал на вдову и ее жертву ученикам, Он, казалось, знал о ней все

Например, Он знал, что она вдова. Откуда Он это узнал? Конечно, не просто глядя на ее одежду. В конце концов, она была очень бедной, и, возможно, это была ее единственная одежда. Кроме того, в те дни траур, как правило, демонстрировался раздиранием одежды и посыпанием головы пеплом. Так что это произошло задолго до посещения ею храма.

Кроме того, Иисус знал, что она положила две лепты в сокровищницу. Откуда Он мог знать размер и количество монет, когда они были слишком малы, чтобы увидеть или услышать с такого расстояния?

Если уж на то пошло, откуда Он знал, что две лепты — это «все, что у нее было»?» Очевидно, что Иисус очень хорошо знал ее. Они никогда не встречались, и все же Он знал о ней все!

Серебро Пилата

Есть в истории о предательстве Христа и еще один сюжет, связанный с деньгами, только со значительно большими, чем 30 сребреников. Апокриф под названием «Деяния Пилата» утверждает (кстати, эти сведения подтверждаются и Иосифом Флавием), что за неправосудное решение по делу Христа Пилат получил от первосвященника Киафы 30 талантов серебра. Вот эта сумма заслуживает внимания. Ветхозаветный талант — 3000 сиклей, то есть около 43 килограммов серебра. Мы знаем, что годовое жалованье Пилата составляло около 3000 денариев в год, именно такую сумму он имел право удержать из собираемых податей в свою пользу. Итак, взятка римскому чиновнику составила приблизительно жалованье за четыре года.

Аппетиты Пилата следует признать очень умеренными по сравнению с нашими временами. Тем более что апокрифы утверждают: 30 талантов были истрачены прокуратором на жалованье солдатам своей когорты.

Сикль по отношению к денарию

Официальной валютой римских провинций был серебряный денарий (3,89 г), а также более мелкий сестерций (1/25 денария). Официальность его заключалась в том, что этими монетами жители провинций платили подати. Внести в иудейский храм такую монету не было никакой возможности, так как на ней изображались римские цезари и боги языческого пантеона. Поэтому местная администрация Иудеи получила, единственная из провинций, позволение чеканить собственную ритуальную монету — серебряный сикль. На нем изображалось то же самое, что и на священном сикле IV–V веков до н. э.: чаша и виноградная лоза.

Сикль был довольно крупной монетой — 14,55 грамма серебра. В описываемые нами времена сикль составлял недельную плату верному работнику. Дар в Храм, установленный еще в ветхозаветные времена, составлял «беку», или полсикля. Столько же составляла подать при переписи населения. Но вот как раз монеты в полсикля во времена императора Тиберия и не чеканилось. Хочешь внести пожертвование — покупай целый сикль или приводи с собой жену и вноси от двоих. И только жену! Складчина с другими родственниками осуждалась служителями храма. Стоил сикль у менял в ограде храма 5 денариев, то есть по весу серебра ровно на денарий больше, чем следовало бы. Но и это еще не все.

Захария и ангел в храме.

Когда начались события, описанные в Новом Завете, то есть почти две тысячи лет тому назад, еврейский народ был в тяжелом положении. Он уже сотни лет не имел собственного царя. Ассирийцы, вавилоняне, греки…и, наконец, римские завоеватели владели им. Бог перестал говорить к народу через пророков, как в древние времена. Последний из них Малахия жил в пятом веке до рождения Иисуса. Итак, народ в своем тяжелом положении ожидал пришествия обещанного Мессии, Который избавил бы их от иноземного ига и обратил сердца людей к Богу. Но прежде чем Мессия, Иисус Христос, явился, Бог стал подготавливать народ к Его пришествию через молодого человека Иоанна. Рождение Иоанна было необычным. Его отец, Захария, был священником. Он жил с женой Елисаветой в иудейских горах. Супруги были праведными и жили по всем заповедям и уставам Божьим. Они были уже пожилыми, но детей у них не было. Однажды, когда Захария в храме в Иерусалиме, а множество народа молилось вне храма, во время каждения ему явился Ангел Господень, Гавриил. Захария очень испугался. Ангел же сказал ему:» Не бойся Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо велик он будет пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их.» Но Захария засомневался в словах Ангела и ответил:» По чем я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.» Ангел укорил священника Захарию за неверие и сказал:»…и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты в свое время не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.» Между тем народ ожидал когда Захария выйдет из храма и удивлялся, что он медлит. ЛУКИ 1:5-25

«Отдавайте кесарево кесарю»

Есть и еще одна версия, объясняющая неадекватно жесткую реакцию администрации Храма на действия Христа. За два года до последнего визита Иисуса в Иерусалим фарисеи уже жаловались в метрополию на действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Он фактически силой заставил Синедрион оплатить из средств Храма ремонт иерусалимской канализации. Во всех провинциях деньги, собираемые в виде местных налогов, формировали бюджет провинции или города и расходовались на благоустройство. Лишь в Иерусалиме налог носил ритуальный религиозный характер и деньги поступали в полное распоряжение Синедриона. Такая ситуация не устраивала не только Пилата, но и многочисленные партии диссидентов, представители которых не только ходили по улицам древнего города за бродячими пророками, но и даже имели свое крыло в Синедрионе, среди саддукеев.

Приведем известный сюжет из Нового завета (Мар. 12–15 и далее):

— Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить его (Иисуса) в словах. И посылают к нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак скажи нам: как тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платится подать. Они принесли ему денарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Многие интерпретаторы Нового завета толкуют этот сюжет буквально: Христос предлагал передать управление над казной Храма римской администрации. Очевидно, что деятельность такого опасного смутьяна требовала, по мнению фарисеев, немедленных мер пресечения. И тем более удивительно, что за поимку Иисуса была назначена такая низкая плата.

Комментарий

Фреска в стиле барокко в Оттобойрене .

Традиционная интерпретация этой истории имеет тенденцию рассматривать ее как противопоставление поведения книжников и вдовы и поощрение щедрых пожертвований; часто читают вместе с 2 Коринфянам 9: 7: «… ибо веселого дающего любит Бог».

Однако Аддисон Райт отмечает, что нет никаких указаний на поведение или настроение вдовы. Он указывает на то, что ранее, в Марка 7: 10-13, Иисус обвиняет книжников и фарисеев в лицемерии, которое приведет к обнищанию родителей.

В отрывке непосредственно перед тем, как Иисус занял место напротив сокровищницы Храма, он изображен осуждающим религиозных лидеров, которые симулируют благочестие, принимают честь от людей и крадут у вдов. «Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и принимать приветствия на рынках, почетных местах в синагогах и почетных местах на банкетах. Они пожирают дома вдов и в качестве предлога читают длинные молитвы. Они получат очень суровое осуждение ».

Те же религиозные лидеры, которые довели бы вдов до бедности, также побуждают их делать благочестивые пожертвования сверх их средств. По мнению Райта, вместо того, чтобы одобрять щедрость вдовы, Иисус осуждает как социальную систему, которая делает ее бедной, так и «… систему ценностей, которая мотивирует ее действия, и он осуждает людей, которые приучили ее к этому». Элизабет Стратерс Малбон заключает, что интерпретация Райта «более изобретательна, чем убедительна».

Квентин Кенель видит в этом рассказе «… упрек и неприятие преступников». Кенель отмечает, что если утверждение Иисуса следует рассматривать как одобрение действий вдовы, оно не содержит обычных комментариев, таких как «Иди и делай то же самое».

За рассказом о Вдовьей лепте следует: «Когда он выходил из храма, один из его учеников сказал ему:« Посмотри, учитель, какие камни и какие здания! »Иисус сказал ему:« Ты что, увидеть эти великие здания? Не останется камня на камне, который не был бы брошен вниз ».

Райт отмечает иронию в том, что, поскольку Храм был разрушен в 70 году, дар вдовы был не только ошибочным, но и зря.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы (храма) и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое

Образ бедной вдовы, опустившей в кружку две лепты и похваляемой Христом больше всех других жертвователей, — опять классический образ. Он прост и ясен. В нем похваляется качество дела веры и любви сравнительно с количеством, т.е. с наружным выражением этого дела. Но дело вдовы значительнее, чем оно обычно представляется, и слова Христа глубже только похваления качества доброго дела. Вдова была бедной, и она положила в сокровищницу ничтожную сумму. Однако Господь выделяет вдову из всех жертвователей. Выделяя вдову, Господь обозначает великость ее дара не тем, что она дала один кодрант из двух, скажем к примеру, которые она имела, т.е. не тем, что она отдала Богу половину того, что имела, и не тем обозначается великость дара вдовы, что она положила две лепты от всего сердца, а похваляется вдова и ее дар за то, что она «положила все, что имела, все пропитание свое». Пойми это: «Положила всё, что имела, всё пропитание свое». Вот какой дар похваляется! Вот каково должно быть качество дара! Вот каково должно быть участие сердца! Похваляется такая обращенность к Богу, такая вера в Господа и такой дар веры, при которых человек совсем о себе забывает. Пошел к Богу и все Ему понес, а о себе даже не знает, что он сегодня есть будет, да и будет ли, потому что ничего нет у человека! Пошел человек к Богу, и ничего для него уже не существует, себя самого не существует. Вот евангельский пример безраздельной отдачи себя Богу, когда между душою и Богом нет даже тени земли. Вот пример веры и любви до самоотвержения, самозабвения. Понятно, что при такой обращенности и при такой вере и любви всякий дар человеческой души, как бы он ни был ничтожен внешним исчислением, перевесит все другие, потому что тут в жертву веры и любви принесена вся человеческая жизнь. Вот о какой вере, любви и даре идет речь в рассказе о двух лептах вдовицы! И ты, если захочешь измерять малость или великость своих даров Богу и ради Бога, измеряй их степенью отдачи себя Богу по вере и любви к Нему и степенью отказа от себя, степенью самозабвения в служении Богу. Вот почему в другой раз Господь и заповедует принесшему дар к алтарю и вспомнившему, что его брат имеет что-либо против него, оставить дар у алтаря и прежде пойти и примириться с братом, а потом уж принести Господу свой дар. Заповедуется так потому, чтобы освободить принесшего дар от всякой тяготы земли, от всяких его «долгов» на земле, связывающих его с землею, чтобы, таким образом, ему свободнее было оторваться со своим даром от земли и даже от себя самого. Сила дара — в оторванности души от земли и в устремленности ко Христу, когда она не только дар, а себя самое готова каждый миг отдать Христу. Вот как понимай рассказ о вдовице.

Рождение Иоанна Крестителя.

Случилось, так как предсказал Ангел Гавриил. Не прошло и года как у Захарии и Елисаветы родился сын. Они очень обрадовались, и с ними радовались их родственники. В то древнее время в семьях обыкновенно было больше детей, чем сегодня. Если у кого-нибудь не было детей, как у Захарии и Елисаветы, это считалось большим несчастьем. Детям давали имена родителей и родственников. «Когда в восьмой день пришли обрезать младенца по закону Израиля, хотели назвать его по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: «Нет, а назвать его Иоанном.» И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.» И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить благославляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: «Что будет младенец сей?» И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих… И ты младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, ибо по благоутробному милосердию Бога нашего, которым нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». О жизни юноши Иоанна написано очень мало. В Евангелии от Луки можно только читать: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» ЛУКИ 1:57-80

Притчи Иисуса Христа для детей: Две лепты бедной вдовы

Знаешь ли ты, дорогой друг, как выглядел храм, куда так часто приходил Иисус Христос? Он был просто прекрасен! Его строили с особой любовью и не жалели никаких драгоценностей, чтобы украсить место молитвы. Также в храме находилась сокровищница, в которую каждый мог положить свое пожертвование — монеты, на которые позже покупалось что-то необходимое для храма.

И вот однажды Господь сидел напротив сокровищницы и смотрел на людей, которые проходили мимо.

Вот подошел один очень богатый человек… Он достал из своего кошелька несколько мин. А знаешь, как выглядела монета с таким необычным названием? Она была прямоугольной! И, скорее, это была даже не монета, а небольшой слиток.

— Большие деньги! — ахнул от изумления кто-то в толпе.

И действительно — это пожертвование было весьма щедрым…

Тем временем к сокровищнице подошли другие — тоже весьма знатные и уважаемые люди. Не поскупились и они, доставая увесистые кошельки.

Жертвователи неторопливо проходили мимо Христа и Его учеников, ловя на себе одобрительные взгляды толпы. Многие из них гордо поднимали головы, довольные тем, что их щедрость оценили по достоинству.

Но вот к сокровищнице подошла одна женщина…

— Что может дать эта бедная вдова? — усмехнулся кто-то из богачей и презрительно посмотрел в ее сторону.

Женщина, смущаясь, достала платок, в который были бережно завернуты две крохотные монетки.

— У нее всего две лепты! — никак не мог угомониться богач. — Разве они нужны Богу? На них ничего-то и не купишь!

Надо тебе сказать, что в те давние времена лептой называлась монета самого низкого достоинства. И на самом деле на нее можно было приобрести лишь самую скромную еду, да и то совсем немного…

Женщина, не поднимая глаз, стыдливо опустила монеты в сокровищницу, а затем отошла. Никто больше не обращал на нее внимания, и лишь Господь, подозвав Своих учеников, сказал:

— Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу!

Однако никто не мог понять, каким образом две лепты могут быть больше нескольких мин, и тогда Христос стал объяснять, что богатым было совсем не сложно жертвовать, ведь у них накоплены целые состояния. А у этой вдовы не было ничего, кроме двух мелких монеток, на которые она могла бы купить хоть немного еды. Но она отдала эти две лепты ради Бога. Так ее дар стал намного более ценным, чем у богатых вельмож.

Видишь, дорогой друг, бывают настоящие чудеса, и что-то маленькое и незначительное вдруг становится дороже и важнее всех богатств на свете! Так, если человек научится делиться тем, что нужно ему самому, душа его станет такой же красивой, как у бедной вдовы из притчи…

Иллюстрация Ирины Саврицкой

12.09.2018

ПОЧЕТНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ СТАРОСТЬ

Из отрывка видно, что Церковь вела официальный список вдов; кроме того, складывается впечатление, что слово вдова употребляется в двух значениях.

Церковь несла ответственность за женщин, достигших известного возраста, у которых умерли супруги и которые прожили хорошую и похвальную жизнь; но также верно и то, что, возможно уже в это время, и совершенно определенно в более поздние времена, в Церкви существовал официальный орден вдовиц, орден пожилых женщин, избранных для выполнения особых задач.

В Апостольских постановлениях, из которых мы узнаем о жизни и организации Церкви в третьем столетии, записано:

Такие вдовицы не назначались, как, например, пресвитеры и епископы; они выделялись своими молитвами для выполнения возложенной на них работы. Их выделяли для этого лишь после достижения ими шестидесяти лет.

В древнем мире считали, что это как раз тот возраст, когда человек может сосредоточиться на духовных вопросах жизни.

Платон в своем плане идеального государства считал, что в шестьдесят лет мужчины и женщины могут стать жрецами и жрицами.

Пастырские послания отличаются своим практическим подходом к проблемам жизни. И здесь приведены семь требований, которым должна отвечать вдовица.

+Она должна быть женой одного мужа. В эпоху, когда на брачные узы смотрели легкомысленно и когда почти все люди нарушали брачные узы, вдовицы должны были быть образцом чистоты, непорочности и верности.

+Они должны быть известны своими добрыми делами. Церковные должностные лица, мужского и женского пола, несут ответственность не только за свою личную репутацию: но и за доброе имя Церкви.

Ничто не может обеспечить Церковь больше чем ее недостойные служители, и ничто не служит ей лучшим аттестатом, чем жизнь церковного служителя, воплотившего принципы христианства в свою будничную жизнь и деятельность.

+Они должны были воспитывать детей. Но это фраза может означать не только это. Она может означать, что вдовицы должны доказать свою верность принципам христианства, воспитав своих детей и свою семью в духе христианства. Но эта фраза может означать и нечто еще.

В эпоху, когда брачные и семейные узы были очень свободны, а мужчины и женщины чрезвычайно быстро меняли своих партнеров, на детей смотрели как на несчастье. Это была эпоха, когда детей в массовом количестве бросали на произвол судьбы.

Новорожденного ребенка приносили и клали у ног отца. Если отец наклонялся и поднимал его, это означало, что он признает его и готов взять на себя ответственность за его воспитание. Если же отец отворачивался и уходил прочь, ребенка в буквальном смысле слова выбрасывали вон, как ненужный хлам.

Таких брошенных детей часто подбирали беспринципные люди и выращивали их.

Девочек — для пополнения общественных публичных домов; мальчиков — чтобы сделать из них рабов или гладиаторов. Спасти таких детей от смерти и даже от еще худшей участи, и воспитать их в христианском доме — долг христианина.

Таким образом, эта фраза может значить, что вдовица должна быть женщиной, готовой дать приют брошенным детям.

+Вдовица должна быть гостеприимной и принимать странников. Гостиницы и постоялые дворы в древности были известны грязью, дороговизной и распущенностью нравов.

Люди, открывавшие двери своего дома путникам и странникам в незнакомой стране, молодым людям, которых работа и учеба забросила далеко от дома, оказывали обществу крайне ценную услугу.

Открытые двери христианского дома — вещь ценная во всякие времена.

+Она должна была умывать ноги святым. Не обязательно следует понимать это буквально, хотя и буквальный смысл не чужд этой фразе.

Мытье ног, самую простую ручную работу, выполнял раб. Это значит, что христианские вдовицы должны были быть готовыми в своем служении Христу и Его последователям взяться за самую скромную работу.

Церкви нужны руководители, которые всегда находятся на виду, но ей также нужны люди, готовые выполнять невидимую работу, не связанную с почестями и благодарностями.

+Вдова должна была помогать бедствующим людям. В эпоху гонений было непросто помогать христианам, страдавшим за свою веру: это значило отождествить себя с ними и рисковать навлечь на себя такие же наказания.

Христиане должны помогать людям, страдающим за свою веру, даже если этим они навлекут страдания на себя.

+Вдовица должна была быть усердна во всяком добром деле. Все люди посвящают свою жизнь чему-нибудь, христиане посвящают свою жизнь служению Христу, повиновению Его воле и помощи людям.

Рассматривая качества, которыми должны отличаться истинные вдовицы, мы видим, что это — качества каждого истинного христианина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector