Сорок мучеников севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+видео, аудио)

Содержание:

Чем известны 40 мучеников Севастийских

Воины, обретшие бессмертие за верность Христу, служили в Двенадцатом Молниеносном Легионе в Севастии. Их начальник по имени Агриколай был язычником.

В заключении

Памятное событие произошло в 320-м году. Западной Римской империей правил император Константин, а Восточной — Лициний. После победы над Максенцием Константин занял Рим и издал указ о разрешении свободного исповедования христианства и назначении христиан на государственные должности. Лициний был не согласен с политикой соправителя и взялся искоренять иноверцев среди приближенных и военных.

Все сорок подчиненных Агриколая исповедовали веру в Христа. Он не хотел терять доблестных воинов. Они были родом из Каппадокии, храбро сражались и одержали много побед, прославив и начальника. Но отказывались приносить жертву языческим божествам. Поэтому Агриколаю пришлось арестовать их.

Военачальник придумал уловку, как обратить их в язычество. Агриколай приказал привести арестантов. Когда воины предстали перед ним, язычник стал восхвалять их подвиги и расписывать будущее в высших чинах, которые их, несомненно, ожидают по милости императора. От них лишь требуется жертвоприношение.

Но ему не удалось пробудить в христианах тщеславие. В гневе Агриколай приказал надеть на воинов кандалы. Но один из них по имени Кирион заметил, что император такого распоряжения не давал. Военачальника смутило замечание о своеволии, и отряд отбыл в темницу без кандалов.

Огонь и вода

Судить упрямых христиан приехал чиновник по имени Лисий. Он взывал к их воинской чести и верности императору. Каппадокийцы ответили, что готовы отречься от званий и сложить жизни ради Христа. Лисий назначил наказание — побиение камнями.

Верные императору стражники метали снаряды в отступников, но те стояли невредимые. Камни не задевали каппадокийцев. Лисий сам запустил в них камнем, подозревая диверсию, но попал в лицо язычнику Агриколаю.

Оставив судий в замешательстве, сорок воинов снова отправились в темницу. Они молились всю ночь, а под утро услышали голос. Невидимый покровитель призывал выдержать испытание до конца, ибо верующие оживут и примут венцы бессмертия.

Утром христиан повели к реке. Ударил мороз, и вода покрылась льдом. Воинов раздели до гола и вывели на ледяное поле. Лисий обещал прощение тем, кто добровольно покинет лед, и даже приказал поставить и растопить баню на берегу.

Мученики простояли до ночи. Но после полуночи один из воинов по имени Мелетий не выдержал холода. Он побежал в баню, но на пороге упал и умер. Остальных каппадокийцев ожидало чудо — лед растаял, вода потеплела, и воины согрелись.

Сороковой мученик

За ликованием каппадокийцев наблюдал дозорный на берегу по имени Аглаий. Он увидел, как растаял лед, и над рекой взошло сияние — зажглись венцы над головами христиан. Но одного венца не хватало. Аглаий понял, что сороковой венец — его.

Дозорный с криком ликования, сбрасывая одежды и перебудив остальных охранников, побежал к новообретенным братьям. Стоя в воде, Аглаий молился Господу и просил присоединить его к мученикам, ибо он тоже готов пострадать за Него. Триумф веры увидел Лисий вместо замерзших тел, когда прибыл на реку утром.

Казнь

Мучеников вывели из воды и подвергли наказанию — раздробили ноги до колен. За казнью наблюдала мать одного из воинов. Мелитон был самым юным, и женщина пришла поддержать его дух.

Искалеченные тела сложили в колесницу и повезли на костер, сложенный неподалеку. Мелитон выжил, и его оставили умирать на холодной земле. Мать понесла сына рядом с колесницей, а когда душа его покинула тело — положила тело к остальным мученикам. Обугленные останки выбросили в реку, чтобы другие верующие не растащили их.

Четвертой ночью после гибели мучеников епископ Севастийский Петр увидел сон. Сорок воинов-каппадокийцев явились ему, попросили найти их кости в реке и похоронить. Епископ внял их просьбе. Поиск и сбор останков вели ночью, чтобы не привлекать внимания язычников. Но работа оказалась простой — кости светились под водой. Сорок Севастийских мучеников были преданы земле по христианскому обычаю.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близилась весна, и в разгаре был пост — «весна души». Праздник совпадал с днем весеннего равнодействия, очень значимым в языческом сознании наших предков. Это был день, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие. Люди славили мучеников, но оставались верными древним народным обычаям.

Приметы и поверья церковного праздника День сорока мучеников

За всю богатую историю существования христианского праздника «День сорока мучеников» в России успели сложить немало примет. Они призваны для того, чтобы помочь людям предсказать погодные условия на ближайшее время. Широкое распространение получили приметы:

  • сороки. Их прилёт был символом того, что в скором времени будет очень тёплая погода;
  • гнёзда. Если птицы начали их вить на местах, куда постоянно светит солнце, то стоит ожидать прохладное и дождливое лето;
  • снег. Выпавшие зимние осадки означают, что во время Пасхи на улице будет холодно;
  • ветер. Если он тёплый, то летняя пора будет дождливой;
  • гроза. Глухой звон являлся плохой приметой, так как он был предвестником неурожая.

Согласно народным поверьям, 22 марта рождаются люди, которые будут обладать приветливым и тёплым характером. Такие люди во времени Руси носили обереги сделанные из агата.

Сорок сороков в народной традиции

Праздник Сороки, или Сорок сороков считался на Руси второй встречей весны — между Сретением и Благовещением. Сороки был чрезвычайно почитаемый в народе праздник, один из самых больших и важных в году. Он символизировал окончание зимы, был связан с весенним равноденствием и скорым началом полевых работ.

На Руси говорили:

Одним из символов народного праздника были возвращающиеся из-за моря птицы. Считалось, что их возвращается сорок разных видов, но главным вестником весны считался жаворонок. Птиц, а особенно жаворонков следовало почтить специальным угощением: для этого хозяйки загодя пекли постное печенье в форме птичек, как правило, по сорок штук, в память воинов-мучеников. Печенье называлось жаворонки в честь главных вестников весны.

«Научить же этот праздник нас может (если только мы захотим учиться) тому, что сами, без помощи Божией мы не сможем переносить достойно трудности и страдания, необходимые для испытания нашей веры»

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района

ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. Конечно, день памяти мучеников Севастийских важен сам по себе, независимо от того, что он выпадает на Великий пост, но нам, постящимся, святые подают пример мужества в перенесении скорбей и страданий ради Христа, причем страданий несоизмеримых с нашими маленькими скорбями, которые нам иногда кажутся такими большими. Научить же этот праздник нас может (если только мы захотим учиться) тому, что сами, без помощи Божией мы не сможем переносить достойно трудности и страдания, необходимые для испытания нашей веры. Но с помощью Божией всё возможно, а значит всегда и во всём нужно стараться хранить память Божию, то есть со смирением просить Господа о помощи во всех наших добрых делах, творимых с верою ради Христа.

Молитва 40 Севастийским мученикам

«О, святии, славнии страстоносцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Сороки: что за праздник, история

Народный праздник Сороки назван по созвучию со словом «сорок». Праздник также называют Сорок сороков. Дело в том, что 22 марта Русская православная церковь вспоминает подвиг 40 Севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в 320 году (западные христиане вспоминают подвиг 9 марта).

События произошли на территории нынешней Турции, в городе Севастии при императоре Лицинии во времена гонений на христиан. 40 римских воинов, которые тайно приняли христианство, отказались участвовать в языческом обряде и тем самым себя выдали. Их подвергли пыткам, а затем раздели догола и вывели на лед (весна в тот год была очень холодной).

Неподалеку затопили горячую баню, предложив войти в нее тем, кто готов отречься от Христа. Один из воинов не выдержал пытки, вбежал в баню, но, по преданию, тут же умер. Однако его место на льду занял другой римский воин, который охранял замерзающих мучеников. Таким образом, этот воин также признал себя христианином и был казнен вместе с остальными. Тела 40 мучеников были сожжены, а кости утоплены в озере, но местный епископ собрал останки и предал их христианскому погребению.

День памяти Сорока Севастийских мучеников — это мужской день в православии, а День жен-мироносиц (в мае) — женский православный праздник.

История праздника Сорока

Зимой 320 года 40 римских воинов-христиан стояли  в Севастии (Армения). За семь лет до этого вступил в силу закон о свободном вероисповедании, однако солдат множество раз пытались заставить отречься от христианской веры, и делал это их собственный военачальник.

В тот зимний день их раздели, связали и поставили на озеро, покрытое льдом. На берегу возвели баню, чтобы теплый воздух искушал их. Желающие прекратить свои страдания и согреться должны были лишь сказать сторожу, что отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга, не давая никому сдаться и пасть духом.

Перед самым рассветом один несчастный не выдержал и отправился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он рухнул замертво. В ту же секунду над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо настолько потрясло сторожа, что он тут же разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Когда военачальник понял, что воины не собираются сдаваться, он приказал, чтобы всем перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О том, что случилось, стало известно только через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел их останки и похоронил с почестями.

Какие есть приметы на 40 святых и традиции

Еще накануне в воскресенье священники советуют посетить церковную службу, послушать проповедь про 40 севастийских святых и их духовный подвиг.

22 марта принято молиться за родственников-мужчин и просто за дорогих сердцу представителей мужского пола.

Этому есть и церковное объяснение: мол, птица во время полета резко пикирует вниз – но никогда не разбивается. И в этом многие видят ее смиренное доверие воле Божьей. Считается, что так же и человек должен всегда полагаться на волю Господа – и принимать все повороты своей судьбы.

В первую очередь угощать «жаворонками» принято детвору.

Традиции поедания «жаворонков» в разных регионах разные:

  • кто-то перед подачей на стол выставляет блюдо с булками на окно (чтоб птицы увидели и слетелись);
  • где-то принято надевать «жаворонка» на шест и носить по улице – и так привлекать птиц и весну;
  • в иных краях первую булочку скармливают птичкам.

Что можно есть в праздник 40 святых? Идет Великий пост 2021, поэтому 22 марта предписывается сухоядение: нужно кушать невареную пищу растительного происхождения (это может быть несдобный хлеб, сырые фрукты и овощи, соленья, вода, орехи, сухофрукты и пр.).

История церковного празднества День сорока мучеников, отмечаемого 22 марта

Согласно сохранившимся христианским летописям, праздник «День сорока мучеников», который ежегодно отмечается православными людьми 22 марта, был создан в знак почтения 40 воинов, исповедующих веру в Иисуса Христа. В 313 году римский император Константин I Великий издал указ о том, что люди, исповедующие христианскую веру, имеют право верить в Христа, и отныне их права будут уравнены со свободами и возможностями язычников. Один из наместников правителя Римской империи Ликиний был ревнив к тому, что христиане отказываются верить в пантеон богов, которым ему казался единственным верным.

Ликиний был рассержен, когда узнал, что его император уравнял христиан в правах с язычниками и решил собрать войско и захватить столицу, развязав гражданскую войну. В один день он решил очистить свою армию от христиан. Тогда один из военачальников Агриколай получил приказ о том, чтобы он убил своих солдат, исповедующих веру в Христа. Под его предводительством находилось воинское формирование из 40 человек, которое прекрасно показало себя во многих сражениях. Все эти люди оказались христианами. Агриколай приказал им отречься от веры в Иисуса иначе он будет вынужден заточить их под стражу. Бравые войны ответили ему отказом.

Продолжительное время Агриколай пытался льстить сорока войнам, рассказывая о том, какие они доблестный войны, и что им было бы хорошо отказаться от христианства. Военачальник обещал им, что после этого они будут представлены самому императору Константину Великому. Солдаты отказались, после чего их снова заточили в темнице. Через несколько дней прибыл судья, который начал судить воинов, после чего их начали забивать камнями. Все они летели мимо, а один из них даже попал в лицо Агриколая. Тогда язычники решили, что их бережёт какая-то невиданная сила.

Сорок мучеников долгое время находились в темнице, пока их экзекуторы не знали, что с ними сделать. Когда наступила зима, всех солдат вывели нагими на мороз и отправили на центр озера, где образовался толстый слой льда. Сами мучители развели себе баню на берегу водоёма. Господь помог войнам и сделал так, чтобы озеро растаяло, а его воды стали тёплыми. После этого язычники разозлились, вывели их из водоёма, сломали колени и сожгли на костре, чтобы их нельзя было похоронить. Несмотря на это, христиане смогли собрать остатки пепла и совершить похоронную церемонию.

Обычаи и традиции в праздник сорок святых

Православный календарь 2021 в народных традициях часто переплетается с языческими ритуалами, ввиду длительного существования в культуре древних славян. Праздник 40 Святых в этом плане не исключение. Так, 22 марта девушкам нужно сломать сорок деревянных плашек, разорвать сорок веревочек – это прогонит злых духов, которые сковали морозом. Таким образом, избавлялись от зимы, прокладывая весне дорогу. Также есть традиция 22 марта качаться на качелях – чем сильнее раскачаться и выше взлететь, тем урожайнее будет год, а люди станут счастливее. 22 марта — праздник Сороки или 40 Святых, а поэтому другая традиция также будет очень уместной. В честь весны в этот день наряжают деревья бумажными, или тряпочными цветами, яркими ленточками, колокольчиками, чтобы весна побыстрее вступила в свои права.

Хорошие хозяйки в этот день пекут сорок булочек с медом в форме жаворонков. Традиция велит раздать их детям, чтобы в хозяйстве домашняя птица была здорова. Девушки тоже должны показать умение к хозяйственным делам: сварить сорок вареников и угостить ребят.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Barmani

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Старинный славянский праздник Жаворонки — очень красивый праздник встречи весны — празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы…

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» — говорят в народе.

На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: закличку весны. А еще рано утром хозяйки пекли из теста праздничных птичек, круглые пряники и колобки….

Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:

Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!

По традиции в выпечку — круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится…

Скажем честно: симпатичен нам этот старинный праздник. Да и повод испечь вкуснейшие сдобные жаворонки нам приятен…

Такая очаровательная птичка — жаворонок!

«На Востоке существует поверье, что птицы не умеют грустить, так как награждены Вечной Свободой… Когда они в чем-то разочаровываются, то надолго улетают в Небо… Чем выше, тем лучше… Летят с уверенностью в том, стремительный полет приблизит их к новому Счастью… Люди могут многому научиться у птиц… Люди должны научиться взлетать, даже если крылья сломаны… Надо всего лишь захотеть оторваться от земли, воспарить навстречу самому себе………………»

ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ

РЕЦЕПТ ПОСТНЫХ ДРОЖЖЕВЫХ БЛИНОВ(без них что за праздник!)

400мл воды, 250г муки,1 клубень сырого картофеля, 3-4ст.л. растительного масла, 2-3 ст.л. сахара, 1 ч.л. дрожжей быстродействующих сухих, ¾ ч.л. соли

СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ: Просеять муку, перемешать ее с дрожжами, сахаром и солью. Очистить и на самой мелкой терке потереть картофель. Соединить воду с растительным маслом и тертым картофелем, в эту массу, помешивая, добавить мучную смесь, тщательно вымесить тесто, затем оставить его в тепле чтобы оно в 2 раза увеличилось. Перемешать поднявшееся тесто и печь блины, смазывая сковороду растительным маслом, обычным способом, хорошо зарумянивания с двух сторон. Приятного аппетита! (Картофель для этих блинов нужно потереть так, чтобы получилась жидкая кашица, а кушать такие блины лучше горячими.)

Еще можно испечь колобок -детишки будут в восторге!

Стать ПЧ

Лучший способ выразить благодарность автору — поделиться с друзьями!.

Житие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

Традиции на 40 святых

В этот день обязательно идут в церковь и ставят 40 свечей, молятся, благодарят Бога за все, просят защиты от бед, болезней, ударяя 40 поклонов.

Хозяйки обязательно пекут 40 булочек в форме птичек. В разных регионах Украины они имеют названия птиц — сороки, жаворонки, аистенков. В народе верили, что именно на Сорок святых с теплых краев возвращаются пернатые — сорок разных пород.

Часто птичек нанизывали на небольшие тросточки, хворостинки и так запекали. Их развешивали на деревьях в саду, дарили соседям или же раздавали детям – чтобы в хозяйстве домашняя птица здорова была.

Дети держат печенье в форме птичек на ветках во время праздника Сорока святых / фото УНИАН

Считали, что в этот день сорока берет сорок прутиков или веточек и строит себе из них гнездо. Говорили: Ныне сорока – именинница. Сорока, если не беспокоить ее и не разрушать гнезда, выступает своеобразным оберегом дома, у которого живет. Этимологически слово «сорока» связано со словом сорок, то есть народ считает, что сорока крещена в день сорока святых.

На сороки принято приглашать в дом близких людей: чем их больше будет, тем лучше. В доме должно быть шумно и весело.

Девушка на сороки должна разорвать сорок нитей и сломать 40 деревянных плашек – чтобы очень быстро прогнать зиму.

Рассеивали по огороду мак, надеясь на урожай в сорок раз больше посеяно. Чтобы поддержать эти надежды, на Сорок святых варили гороховую похлебку, делали горохвяники, пекли пирожки с горохом, готовили вареники с маком.

Наиболее символичным был обряд – Топтать ряст. Считалось, кто весной его оттопчет – убережет жизнь и здоровье в течение года. Поэтому даже пожилые и слабые выходили в поле и, притаптывая зеленые всходы, говорили: хожу по земле, хожу по земле хохлатка. Дай, Боже, потоптать и того года дождаться.

Традиции народного праздника «Сороки»

В народе же Сороки считались вторым пришествием весны – первое отмечалось на Сретение, а последующее, третье, выпадало уже на Благовещенье. По народному месяцеслову этот праздник считался одним из самых важных. Люди верили, что начиная с этого дня весна практически полностью вступала в свои права. Старые люди говорили, что в эту дату с тёплых краёв возвращается 40 разных птиц. А вот символом этого дня у славян с древних времён был жаворонок.

Хозяйки на Руси традиционно 22 марта (9 марта по старому календарному стилю) замешивали тугое дрожжевое тесто. Из него после лепили и выпекали в печи обрядовое печенье в форме птичек – жаворонков. Как правило, их готовили ровно 40 штук – по числу церковных Севастийских мучеников, почитаемых в эту дату. Такое печенье раздавали детям, чтобы те присказками и шутками быстрее закликали весну. Крошки от «хлебных жаворонков» по традиции нужно было отдать прилетевшим птицам.

Храм 40 Севастийских мучеников

Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.

В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.

Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.

Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной

Икона 40 мучеников Севастийских

Иконография 40 севастийских мучеников достаточно проста – святые воины, пострадавшие за Христа, являются ее центральными персонажами, занимающими половину иконы. Мученики изображаются стоящими на замерзшем озере города Севастия. Они наполовину обнажены, и фигуры не статичны, а находятся в движении – кто-то из воинов пытается согреться, кто-то поддерживает рядом стоящего.

На заднем плане пишется фигура отступника, который не выдержал мучений и скрылся в теплой бане. Фигура убежавшего воина пишется не полностью: главное, что не изображается – это его лицо. Отсутствие на иконе лика сбежавшего символизирует его отпадение от Господа и извержение из лика мучеников.

В правом нижнем углу иконы по традиции изображается фигура стражника Аглаийя, который, видя подвиг воинов- христиан, уверовал во Христа и вместе с ними встал на лед замерзшего озера. На иконе Аглаий пишется также в движении – он скинул с себя одежду, которую держит в одной руке, другая его рука поднята к небу, что символизирует его исповедание веры в Господа.

Вверху по центру иконы пишется фигура Самого Иисуса Христа, Который благословляет святых мучеников на их подвиг. Между фигурами воинов и Господа символично пишутся мученические венцы – группа и один в стороне. Изображенный отдельно от других венец предназначался воину, который не выдержал мучений и отказался от него, но получает его стражник Аглаий, добровольно принявший мученичество, и с ним – этот венец.

Приготовление

В молоко добавьте сливочное масло.

В микроволновке или просто на плите нагрейте эту смесь. Масло должно растопиться, а молоко нагреться до приятной теплой температуры.

Дрожжи немного разомните в руках, чтобы они быстрее растворились.

Залейте дрожжи масляно-молочной смесью и размешайте до растворения дрожжей.

Затем всыпьте соль, сахар, просеянную муку и вбейте яйцо.

При помощи миксера или вручную замесите тесто. Сначала оно будет липким – это нормально.

Через какое-то время вы заметите, что тесто стало более упругим и гладким.

Подсыпьте в тесто немного муки, соберите его в шар и поставьте в теплое место для подъема.

Так как в тесте сдобы не очень много, оно будет расти достаточно быстро. Когда оно увеличится в объеме вдвое, можно приступать к лепке жаворонков.

Разделите тесто на 8 частей и оставьте небольшую часть дополнительно для крылышек. Из каждой части скатайте жгут диаметром около 1,5 см.

Завяжите получившуюся колбаску в узел – это и будет жаворонок.

Один конец будет головкой птички. Немного сплющите ее, придав форму клюва на конце. Глазки сделайте из изюминки, разрезанной на 4 части. Второй конец прижмите и сделайте надрезы – это будет хвост.

Из оставшегося теста отщипывайте кусочки теста размером с крупную фасоль, расплющите их и сделайте надрезы с одной стороны.

Усадите жаворонков на противень и прилепите крылышки. Если они будут плохо лепиться, смажьте их водой с нижней стороны, и тогда они пристанут лучше.

Оставьте жаворонков на 20 минут для подъема. Затем обильно смажьте их желтком.

Сверху присыпьте птичек сахаром.

Выпекайте жаворонков при температуре 200 градусов около 15 минут, пока корочка не станет очень румяной. Остудите готовых птиц при комнатной температуре и можете угощать домашних и друзей.

Сегодня 22 марта. По православному календарю — это День памяти сорока Севастийских мучеников. Также в этот день отмечался старинный славянский праздник — Жаворонки. Считалось, что в этот день прилетали эти маленькие певчие птички, а вслед за ними и весна приходила.

Нам зима вместе с ее холодами и гололедом уже порядком надоела, поэтому мы решили позвать теплую солнечную весну и напечь сдобных жаворонков.

Занятие это весьма увлекательное, вашим детям понравится творить вместе с вами свои весенние шедевры. Можно в некоторых птичках спрятать колечко, денежку или тряпочку, завязанную узелком, а вечером пригласить друзей и за чашкой ароматного чая узнать кого же в ближайшее время ждет замужество или женитьба, богатство или рождение детей.

Для жаворонков делается сдобное тесто. Не надо забывать, что идет Великий пост, поэтому тесто будет постным. Кстати сказать, сдобное тесто на воде и растительном масле мне нравится больше, чем на молоке и яйцах.

Для тех кто решит печь жаворонков по нашему рецепту, мы откроем наши секреты их приготовления. Для теста используется газированная минеральная вода, поэтому тесто сильно поднимается — делайте жаворонков не слишком крупными и на противень их выкладывайте подальше друг от друга. Чтобы птички были красивыми и румяными, перед выпечкой смажьте их крепкой сладкой заваркой. После выпечки можно смазать жаворонков растительным маслом.

Ну вот и все секреты приготовления жаворонков. Как видите их немного, а сам процесс прост и увлекателен. Давайте встречать весну весело и вкусно!

Ингредиенты:

  • Мука — 0,5 кг.;
  • Газированная вода — 200 мл,;
  • Растительное масло — 75 грамм;
  • Сахар — 3 столовые ложки;
  • Соль — 1 чайная ложка;
  • Дрожжи — 1 пакетик (11 грамм);
  • Крепкий сладкий чай — 2-3 столовые ложки;
  • Изюм для глаз.

Шаг 4

Когда тесто поднимется, обминаем его и лепим жаворонков. Мы делаем жаворонков так — делим тесто на 15 равных частей, каждый шарик теста раскатываем в жгут и завязываем узлом, из одного конца узла формируем голову, а другой конец расплющиваем и надрезаем в виде хвоста.

Первый способ лепки жаворонков из теста

Второй способ лепки жаворонков из теста

Как лепить жаворонков из теста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector