Православные апологеты

Иерей Георгий Максимов — апологетические статьи:

  • «Фитна»: попытка разобраться — Юрий Максимов
  • Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане? — иерей Георгий Максимов
  • Религия сильного человека: ислам или христианство? — иерей Георгий Максимов
  • Представление о грехе в христианстве и исламе — иерей Георгий Максимов
  • Образ Рая в христианстве и исламе — иерей Георгий Максимов
  • Почему христиане не считают Мухаммеда пророком — иерей Георгий Максимов
  • Мученическое исламоведение — иерей Георгий Максимов
  • Исламский мир в «Хронографии» преподобного Феофана Сигрианского — иерей Георгий Максимов
  • Святой Константин-Кирилл Философ об исламе — иерей Георгий Максимов
  • Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых — иерей Георгий Максимов
  • Женщина в исламе и христианстве: новые вымыслы — иерей Георгий Максимов
  • Взгляд русского путешественника XV века Афанасия Никитина на ислам — иерей Георгий Максимов
  • Ислам в богослужебных текстах Православной Церкви — иерей Георгий Максимов
  • Еще раз о религии сильного человека — иерей Георгий Максимов
  • О героях мусульман и христиан — иерей Георгий Максимов/li>
  • Крест и полумесяц: что обычный человек знает про мусульман? — иерей Георгий Максимов
  • Христиане и мусульмане: диалог о диалог — иерей Георгий Максимов
  • «Неудобное» интервью диакона Георгия Максимова об исламе — Православие.Ru
  • О том, как один муфтий решил обвинить православного священника — иерей Георгий Максимов
  • Не бояться трезво глядеть на мир. И называть вещи своими именами — иерей Георгий Максимов
  • Преподобный Иоанн Дамаскин об исламе — иерей Георгий Максимов

Христианская апологетика и понимание ее различных видов

Христианская апологетика для защиты веры

  • История и археология
  • Как мы получили Библию (включая ответы к формам критики и т.п.)
  • Наука
  • Противоречия в Библии
  • Защита христианской теологии (страдания, ад, жестокость в Ветхом Завете, и т.п.)

Христианская апологетика для создания веры

  • Мировой взгляд
  • Пророчества
  • Чудеса / Воскресение
  • Заявления Иисуса Христа

Список апологетических авторов, Бернард Рамм:

  • Апологеты, которые делают акцент на личном опыте и милости в основании веры. (Паскаль, Сёрен Обю Кьеркегор (Киркегаард), Рудольф Карл Бультман, Карл Барт, Пауль Йоханнес Ти́ллих)
  • Апологеты, которые делают акцент на естественной теологии в основании веры. (Фома Аквинский, Тенат, Уильям Лейн Крейг)
  • Апологеты, которые делают акцент на вдохновенности Библии в основании веры. (Августин, К.С. Льюис, Джош Макдауэлл)

Гонения и хула на Церковь:

  • Христиане остаются самыми гонимыми в мире (архив публикаций)
  • Христианские мученики и жрецы Содома — Николай Малишевский
  • Дискриминация христиан в разных регионах мира — митрополит Волоколамский Иларион Алфеев
  • В Индии многие христиане прекратили посещать церковь из-за угроз от индуистов — Сибирская католическая газета
  • Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира» — МИД РФ
  • Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви — Патриархия.Ru
  • Захваты храмов: как общине выстоять против рейдеров — Кирилл Александров
  • Храмоборцы. Как действуют противники программы «200 храмов» в Москве — Татьяна Щербакова
  • С чего начиналась травля Церкви в России — Дмитрий Терехов
  • Патриарх Кирилл: «…мы все равно говорим и будем говорить, что грех — это грех, вызывая на себя огонь, вызывая критику» — Патриархия.Ru
  • Как они за нас стыдятся. К началу совестливой травли — Роман Носиков
  • О сплетнях и сплетниках — священник Сергий Свешников
  • Почему не любят Церковь. А судьи кто? — Отцы.Ru
  • Сколько можно Церкви оправдываться? — профессор Юрий Вяземский
  • Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX — начала XX века — иерей Алексей Яковлев
  • «Церковь – не санаторий, а больница, в которой можно увидеть неприятные вещи» — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  • Не верю! Как делается антицерковная пропаганда — Борис Корчевников
  • Специальный корреспондент: «Провокаторы» — фильм Аркадия Мамонтова и его обсуждение
  • Покушение на крест? (свидетельство силы креста от алтайских шаманистов) — Честное слово
  • Люди, указывающие на наших «Иуд», сами в реальности многократно худшие «Иуды» (ответ на вопрос) — Максим Степаненко
  • О «падении» авторитета Русской Православной Церкви — На злобу дня
  • Заявление Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя — Патриархия.Ru
  • Анатомия провокации. Как пытаются сорвать программу строительства 200 храмов в Москве — Татьяна Боровикова
  • О задачах ложной медиаистории Православной Церкви — Алексей Гладков
  • Секта познеритов — Сергей Худиев
  • Призрак лживого протоиерея — Сергей Худиев
  • Православные дали отпор врагам Церкви (мнения священнослужителей) — Regions.Ru
  • Томский общегородской молебен в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени (фото и видеорепортаж) — Максим Степаненко
  • Всех призываем явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени — Обращение Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
  • Что это было? — о политической и церковной смуте начала 2012 года —  протоиерей Владимир Вигилянский
  • Как разрушить Православную Церковь. Инструкция — Александр Щипков
  • Патриарх Кирилл: Против нас работает целая индустрия — Интерфакс-Религия
  • Толстовство для чужих — Сергей Худиев
  • Владимир Соловьев о беседе с Патриархом Кириллом о часах, квартире и русской речи — Православие и мир
  • Скандалы — митрополит Лимассольский Афанасий
  • Специальный корреспондент: «Провокаторы» — фильм Аркадия Мамонтова и его обсуждение
  • Pussy Riot: Эти женщины не вышли на PR-дорогу, устланную цветами, а реально поломали себе жизнь — Владимир Легойда
  • Церковь над схваткой. Московский Патриархат не должен комментировать каждый митинг — Аркадий Малер
  • Священники и Мерседесы — протоиерей Андрей Ткачев
  • За что «кошмарят» Церковь. Размышления после встречи Путина с лидерами традиционных конфессий — Александр Щипков
  • Огнем и мечом? Разоблачение мифов о массовых «зверствах христиан» при крещении славянских племен Руси — enJINRer
  • Так сколько ученых сожгли церковники? — Сергей Худиев
  • Почему мы их не любим. Православные священники – мишень информационной войны — Интервью с психологом Михаилом Хасьминским
  • Христианство как религия политкорректности в современной Европе: иллюзия и реальные перспективы — Владимир Шохин
  • Что это было? (Прошлогодний «музейный» скандал, о котором все забыли) — Щукин Алексей
  • Сумма против Познера — Аркадий Малер
  • О машинах священников и новых Савонаролах — Сергей Худиев
  • Верховный суд США запретил говорить о вере на вручении дипломов — Интерфакс-Религия

В. Православная гносеология

Было сказано, что на Востоке противостояние между верой и наукой является псевдо-проблемой. Возникает вопрос, почему?Потому что гносеология на Востоке определяется объектом, который должен быть известен в двух аспектах: Несозданный и созданное. Только Святая Троица является Несозданной.Вселенная (или вселенные), в которой мы существуем, была создана.Вера есть познание Несозданного, а наука есть знание всего созданного.Таким образом, существуют два различных способа познания, каждое из которых имеет свой собственный метод и средства познания.

Верующий, находясь в области сверхъестественного, или в познании Несозданного, не следует только путем метафизическим, или логическим, но переживает опыт пребывания с Богом, находясь в общении с Ним.Это достигается принятием на себя образа жизни, или традиции, который ведет к Богопознанию.

В том случае, если бы христианство первых веков было бы явлено в наше время, было бы правильно утверждать, что оно приняло бы форму института терапии, больницы, чтобы восстановить в прежнем положении деятельность человека как психосоматического существа.Вот почему святитель Иоанн Златоуст называет Церковь духовной лечебницей.Сверхестественное-богословское познание в Православии понимается как драматические события (жизненный опыт), как участие и общение с трансцендентной и недостижимой личностной истиной Несозданного, и, конечно, не как просто упражнение познания.Таким образом, христианская вера не является абстрактным созерцательным принятием метафизических истин, это, скорее, опыт восприятия Истинно Сущего: опыт общения с Надприродной (Сверхсущностной) Троицей.

Очевидно, что в Православии в опыте обретается сила.Опыт причастности Несотворенному,видение Несотворенного (что выражается термином и «обожение» и «просвещение»), основано не на текстах или на Писании.Предание Церкви не сохраняется в текстах, но в людях. Тексты оказывают помощь, но сами по себе не являются носителями Священного Предания. Традиция сохраняется Святыми.Люди являются носителями Евангелия.Если считать тексты выше реального опыта общения с Несозданным (отражение факта превращения веры в религию), то это приводит к их идеологизации и на самом деле превращению их в идолов.Это, в свою очередь приводит к абсолютному авторитету текста (фундаментализм), и все прекрасно понимают последствия этого.

Предпосылкой для познания Нетварного, в Православии, является отказ от всякой аналогии (фил. либо Бытия или Веры) в отношениях между творением и Творцом. Святой преподобный Иоанн Дамаскин суммарно излагает эту ранее существовавшую святоотеческую традицию следующим образом: невозможно найти в творении образ, который бы раскрывал образ бытия Святой Троицы.Потому что, как можно для тварного, которое является сложным и изменчивым и описуемым, которое обладает формой и является тленным,постигнуть Сверхсущностную Божественную Сущность, которая свободна от всех этих категорий?(PG 94 821 / 21).

Таким образом, теперь становится понятно, почему школьное образование и философия в большей степени, согласно со святоотеческой традицией, не могу являтьсяусловиями для познания Бога (Богопознания). Мы в равной степени воздаем честь как великому ученому свт. Василию Великому(+379), также и прп. Антонию (+350), который по критериям учености не обладал светской мудростью.Тем не менее, они оба являются учителями веры.Оба свидетельствуют о познании Бога, прп. Антоний как человек необразованный, а святитель Василий Великий, как тот, кто обладал большей образованностью нежели Аристотель. Блаженный Августин (+430) отличается (это то, что Запад сочтет для себя несколько тягостным, если об этом там известно) отсвятоотеческой традиции в тот момент, когда он игнорирует духовную и святоотеческую гносеологию и, по существу, оказывается неоплатоником! С его аксиомой («я верю для того, чтобы понять»), он ввел принцип, что человек приходит к логическому восприятию Богооткровения через веру.Этим отдается предпочтение интеллекту (разуму), который считается некой формой познания, чтобы служить орудием или инструментом познания как естественного, так и сверхъестественного.Бог рассматривается как познаваемый объект, который может быть постигнут человеческим интеллектом (умом) так же, как может быть познан любой природный объект.После блаженного Августина следующий шаг в этой эволюции (в нее будет привнесена схоластика Фомы Аквинского +1274) будет сделан Декартом (+1650) с его аксиомой  «Сogito, ergo sum» («Мыслю, значит — существую), в котором интеллект (ум) провозглашен в качестве главной основы существования.

Терминология и происхождение

Первоначальная греческая апология (ἀπολογία, от ἀπολογέομαι, apologeomai , «говорить в ответ, защищаться») была формальной словесной защитой либо в ответ на обвинение, либо в суд. Защита Сократа, представленная Платоном и Ксенофонтом, была апологией против обвинений в «развращении молодежи и… не вере в богов, в которых верит город, но в других даймониях, которые являются новыми».

В более позднем употреблении «апология» иногда принимала литературную форму в раннехристианском дискурсе как пример интеграции образованных христиан в культурную жизнь Римской империи , особенно во время «небольшого мира» 3-го века , и их участия в ней. греческое интеллектуальное движение, широко известное как второе софистическое движение . Христианские апологеты ранней церкви не отвергали греческую философию , но пытались показать положительную ценность христианства в динамическом отношении к греческой рационалистической традиции.

Во II веке апологетика была защитой или объяснением христианства, адресованной тем, кто стоял в оппозиции и тем, кто еще не сформировал мнение, например, императорам и другим авторитетным фигурам или потенциальным новообращенным. В самом раннем рассказе о мучениках представитель преследуемых представляет защиту в апологетической манере: христианство было рациональной религией, которая поклонялась только Богу, и, хотя христиане были законопослушными гражданами, готовыми почитать императора, их вера в единую божественность помешала им. от принятия клятвы верности, признавшей божественность императора .

Апологетическая историография в Деяниях Апостолов представляет христианство как религиозное движение внутри Римской империи и не представляет для него угрозы, и была образцом для первого крупного историка церкви Евсевия. Апологетика также может быть адресована христианам, уже находящимся в общине, для объяснения своих убеждений и обоснования позиций. Например, извиняющаяся « Contra Celsum» Оригена защищала от аргументов критика, умершего на протяжении десятилетий, чтобы дать ответы на сомневающиеся христиане, у которых не было немедленных ответов на поставленные вопросы. Апологетическая литература была важным средством формирования раннехристианской идентичности.

Помимо Оригена и Тертуллиана, к числу апологетов раннего христианства относятся Иустин Мученик , Климент Александрийский и автор Послания к Диогнету . Августин Гиппопотам был выдающимся апологетом святоотеческой эпохи. Некоторые ученые рассматривают апологетику как отдельный литературный жанр, демонстрирующий общие черты стиля и формы, содержания и стратегии аргументации . Другие рассматривали его как форму дискурса, характеризующуюся его тоном и целью.

Библейское основание

Р.С. Спроул, цитируя Первое послание Петра , пишет, что «Защита веры — это не роскошь или интеллектуальное тщеславие. вы свидетельствуете перед миром ». Цитируемый здесь стих полностью гласит: «но в ваших сердцах почитайте Господа Христа как святого, всегда будучи готовым защитить любого, кто спрашивает вас о причине надежды, которая в вас; но делайте это с кротостью и уважением. . »

Другой отрывок, который иногда используется в качестве библейской основы для христианской апологетики, — это мольба Бога в Книге Исайи : «Пойдемте, давайте рассуждать вместе». Другие отрывки из Священных Писаний, которые были взяты за основу христианской апологетики, включают Псалом 19 , который начинается со слов «Небеса возвещают славу Божью; небеса возвещают дело рук Его», и 1-е послание к Римлянам , в котором говорится: «Ибо со времени сотворения мира невидимые качества Бога мира — его вечная сила и божественная природа — были ясно видны, поняты из того, что было создано, так что людям нет оправдания ».

Кто такой апологет

Дословно это понятие означает защитника или человека, который произносит оправдательную речь в поддержку тех или иных идей — так оно трактовалось в Древней Греции и в данном контексте иногда используется в наши дни. Однако устоявшееся определение данного слова имеет исторический смысл и относится к философам и писателям периода раннего христианства.

Определение понятия

Апологет — защитник христианства от критики и обвинений со стороны идейных противников и оппонентов в спорах, умеющий говорить о предметах веры на одном языке с собеседником.

Апологетами наиболее часто именуются защитники веры во II-III веке, которые в своих выступлениях и рукописных трудах использовали аргументацию, принятую в языческом мире того времени. Этих авторов по языку произведений делят на две ветви — латинскую и греко-эллинистическую.

Защита основ христианского учения от нападок внутри общества вновь стала актуальной несколько веков назад на фоне светских идей Возрождения и антирелигиозных философских концепций Нового времени. Самым известным православным апологетом сегодня нередко называют профессора Алексея Осипова, знаменитого своими лекциями для широкой аудитории.

Деятельность и задачи

Образованные мыслители-христиане в своих посланиях применяли логику и приемы античной философии для защиты от давления со стороны властей и критики идейных противников. Стояла задача доказать, что новая религия не выступает против власти, а способствует улучшению нравов общества и его духовному обновлению. Мыслители также показывали, что христианство не есть что-то чуждое для мира того времени — в дискуссиях они активно пользовались аргументацией и приемами, взятыми из античной философии.

Впрочем, стремление говорить с миром на его языке и адаптироваться под него порой приводило к острым конфликтам внутри самого христианства. Ориген, один из виднейших апологетов древности, был осужден как еретик, а его идеи попали под запрет. В наши дни подвергался критике уже профессор Осипов. Архимандрит Рафаил (Карелин) находил в его творчестве влияние протестантизма, а священник Георгий Максимов обвинял в искажении основ христологии, принятых православной церковью.

Атеизм:

  • Рождение науки, инквизиция и охота на ведьм — лекция диакона Андрея Кураева
  • Диалог с атеистом — архимандрит Епифаний Феодоропулос
  • Диалог с атеистом — иерей Виталий Бабичев
  • Справедливая участь атеиста. Зачем человеку Бог после смерти, если Бог ему не нужен был при жизни? — Максим Степаненко
  • Доказательства бытия Бога — диакон Андрей Кураев
  • Бог изумляющий — диакон Андрей Кураев
  • Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь — Алексей Лосев
  • Кризис безбожия — Иван Ильин
  • Закабаление человека атеистическим обществом — протопресвитер Александр Шмеман
  • Деятельность Белинского — живой урок для всех нас — протоиерей Андрей Ткачев
  • Читайте иные материалы по данной теме…

Трафик

Страна Место в странах Посетители % Просмотры страниц %
Россия, Армения, Украина, Казахстан, Германия, Индия являются самыми популярными странами.
Россия 41532 73.32% 70.98%
Армения 138440 1.2% 1.16%
Украина 482207 3.45% 3.81%
Казахстан 571065 1.3% 1.16%
Германия 3543556 1.3% 1.2%
Индия 7085113 1.27% 1.1%
Средняя статистика за последние 3 месяца
Место в мире 849,788 -22,264
Месячная посещяемость 77,490 2.62%
Позиция по месячной посещаемости 850,058 -22,272
Просмотры страниц в месяц 566,430 4.48%
Позиция по просмотрам страниц 562,560 -25,203
Просмотров страниц 1 посетителем 7.31

Историко-философская апологетика изучает вопрос возникновения религии и ищет точки соприкосновения с философской традицией

Историко-философская апологетика, как ясно из названия, объединяет два основных направления:

Историческое. Здесь акцент на истории религии. Что послужило толчком для возникновения того или иного вероучения или мистической традиции?

Подлинно ли христианское предание, либо оно — результат собрания и переосмысления более ранних мифов?

Дискуссии об историчности Иисуса Христа — одна из задач апологетики

Формально это направление возникло не раньше XVIII. Причина для его включения в апологетику — увеличение числа споров о прошлом христианства. Например, имелось немало исследователей, которые усомнились в исторической реальности Иисуса Христа.

Надо признать, что такая точка зрения обрела немало сторонников, так как кроме Нового Завета серьёзных аргументов в пользу существования Христа почти неизвестно. Известен лишь ряд свидетельств, в подлинности которых есть основания усомниться.

Даже сегодня довольно широко представлены различные гипотезы, которые указывают на «прототипы» христианских «персонажей» и их «биографий».

Христианству потребовалось создать некий «противовес», чтобы защищаться от обвинений подобного характера. Поэтому историческая апологетика — это защита от обвинений в «синтетичности» христианства, его осмысленном или случайном изобретении на базе старых традиций.

Философское. Это более значимый и широкий аспект историко-философской апологетики.

Философия — наука обо всём, в том числе о апологетике.

И неизбежно она затрагивает вопросы существования Бога, природы вещей, свободы выбора. Эти и многие другие темы тесно связаны с христианским вероучением.

Поэтому перед защитниками христианской веры встала задача вступить в дискуссию с отдельными философскими идеями, прийти с ними к компромиссам, подтвердить или опровергнуть. Также от апологетики потребовалась оценка следующих философских направлений:

  • эсхатология (представления о загробной жизни);
  • антропология (знания о человеке в самом широком смысле);
  • гносеология (наука о знании);
  • онтология (учение о бытии).

Кстати, онтология — одно из важнейших направлений историко-философской апологетики. Ещё философ Парменид рассуждал о природе бытия, чем основал цепочку последователей, вновь и вновь возвращавшихся к этой темы.

  • отношения человека с Богом;
  • сотворения мира;
  • бытия Всевышнего.

Философская апологетика тесно связана с вопросом доказательства бытия Божия, возможности Его познания, хотя в христианстве и нет единого взгляда на эти вещи. Речь — о различиях восточной и западной традиции церкви в подходе к достижению духовных знаний:

  1. Зпадная делает упор на рационализм и философский анализ.
  2. Восточная во главу всего ставит праведную жизнь и аскетизм.

Христианская апологетика затрагивает неимоверное количество тем — от судьбы отдельного человека до участи всего мира. Ей посвящён обширный объём трудов выдающихся богословов.

Естественнонаучная апологетика использует очевидные факты для защиты от нападок материалистов

Естественнонаучная апологетика занимает тем, что побуждает человеку к размышлениям о духовном через доступный его восприятию мир.

Так на этот счёт высказывался: М. В. Ломоносов:

М.В.Ломоносов

ученый

Необходимость в естественнонаучной апологетике возрастала по мере усиления авторитета науки и распространения атеизма. И то, и другое способствовало увеличению числа критиков христианства и религиозности в целом. Михаил Васильевич Ломоносов внёс вклад в естественнонаучную апологетику.

Поэтому апологетам потребовалось выработать стратегию защиты при помощи убедительных для атеистов и учёных доводов — логики и выводов на основе восприятия.

При этом Церковь не имеет цели противопоставить религию и науку. Правильной стратегией полемики обычно избирают научные доводы в качестве подкрепления догматических истин.

Об этом писал преподобный Ефрем Сирин:

Ефрем Сирин

богослов

Но многие научные теории материалистичны и сами по себе противопоставляются религиозной картине мира.

При этом каждая из них имеет свой «вес» для атеистов. Аргумент из биологии будет убедительнее, чем большинство культурологических фактов.

Однако ни одна наука не претендует на то, что она обладает 100% точным представлением об окружающем мире. Это важный козырь для христианских апологетов.

Августин Блаженный и его учение

Ярчайшим представителем патристики является Августин Блаженный, оказавший значительное влияние на всю средневековую философию. В своем учении ему удалось удачно соединить неоплатонизм и постулаты христианства. На этой основе он трактует зло как недостаток добра.

«Верую, чтобы понимать», — вот основной девиз теории познания Августина. Не отказываясь от рационального познания, он утверждает безоговорочное доминирование веры. Единственное спасение человека, по убеждению Августина Блаженного, находится в принадлежности к христианской церкви. Более совершенной богослов считает душу человека, а потому настаивает на том, чтобы уделять больше внимания именно ей, подавляя при этом чувственные наслаждения и порывы.

Апологетика в России только в конце XIX века стала предметом в богословских школах

Апологетика возникла на Руси вместе с христианством. Основные её направления: создание положительного образа нового вероучения и мотивирование людей на духовный образ жизни.

Один из ранних авторов подобных трудов — митрополит Киевский Ефрем.

Новые традиции русской апологетики возникли в конце XV века в связи с борьбой против ересей.

С.С.Глаголев — выдающийся православный апологет XX века

В XVII веке произошёл раскол, что послужило поводом для новой религиозной полемикой внутри православной Церкви.

К концу XIX века философская апологетика появилась в институтах в рамках философского образования. Важный православный апологет — священник Павел Флоренский, профессор МДА.

Он написал труд «Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в 12-ти письмах», который и по сей день называют выдающимся.

Развитие русской православной апологетики пришлось на XX век

Ещё одна важная для православной апологетики личность — профессор С.С. Глаголев, посвятивший труды конфликтам религии и науки.

Постепенно апологетика стала дисциплиной в православных богословских школах.

В течение XX века написано огромное количество апологетических трудов: книг, журналов и прочих изданий. Существует множество курсов по этому предмету.

В 2007 году создан сайт «Православный апологет». Здесь публикуют богословские комментарии на современные непростые вопросы православного вероучения — это помогает в диалоге с неверующими.

Апологетика — это наука вести полемику с критиками христианства

С греческого апологетика — «защита», «оправдание» или «заступничество». Слово часто употребляли в юридическом контексте, а потому апологетика — защита христианства от разного рода выпадов в его сторону.

Если говорить более конкретно, то апологетика — это специальный раздел богословия. В том или ином виде он ровесник христианства, так как эта религия уже не первых этапах нуждалась в поддержке для противостояния нападкам со стороны её противников.

Известнейший апологет апостол Павел проповедует язычникам («Проповедь св. Павла», Р.Санти)

Но как наука апологетика возникла при появлении христианского образования. Это направление знаний менялось в течение тысячелетий.

Ряд положений опровергался, другие уточнялись, возникали новые идеи, ведь в философии христианского вероучения всегда была необходима живая мысль, а не слепое следование догматам.

Апологетику в разных курсах переименовывали:

  • общее богословие;
  • философская, или основная догматика;
  • умозрительное богословие;
  • введение в богословие;
  • основное богословие;
  • апологетика христианства.

Также апологетику дробили на более мелкие направления знаний. Например, мог существовать «Курс основного богословия, или апологетики», но в него входили следующие дисциплины:

  • библейская история;
  • сравнительное богословие;
  • библейская археология и текстология;
  • история религий.

И т.д. В российской богословской школе известны примеры, когда параллельно преподавали два предмета: апологетику и основное богословие. В таких случаях проводили следующее разграничение:

Основное богословие — предмет, который рассматривает главные вопросы христианской веры, изучает её культурный и моральный фундамент, затрагивает интеллектуальные вопросы религиозной традиции, оценивает её с точки зрения науки.

Апологетика — наука о защите христианкой традиции от критики.

Апологетика имеет ряд задач:

  1. Обоснование христианского вероучения и мировоззрения.
  2. Защита христианских воззрений от критики.
  3. Опровержение различных ересей и искажений христианства.
  4. Возражение мировоззрениям, которые противопоставляют себя христианству или важные для него догмы.

При этом апологетика — это не просто логика или слепая преданность догматизму. Она подразумевает глубокое понимание христианских истин, их источников и нравственно-философского, либо исторического фундамента.

Хороший апологет — это эрудированный человек, который всегда способен не только процитировать учение, но и раскрыть его суть.

3 раздела

содержит апологетика: богословский, историко-философский, естественнонаучный

К тому же апологету важно иметь правильное представление о других традициях, которое основано не просто на христианском их видении, но и на понимании чужой точки зрения. Апологет обязан опознавать и пресекать искажённые интерпретации как своего, так и чужого учения

Апологет обязан опознавать и пресекать искажённые интерпретации как своего, так и чужого учения.

Апологетика содержит три раздела:

  1. Богословский.
  2. Историко-философский.
  3. Естественнонаучный.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector