Василий дмитриевич поленов — стиль и техника
Содержание:
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Дела семейные
30.09.21 10:41
Особенности творчества Поленова
Путь к русскому пейзажу
Василий Дмитриевич, как и многие художники, находился в постоянном поиске себя. Он пробовал себя в разных жанрах, пока не пришел к тому, что вызывало у него наибольшее счастье. Это завораживающий русский пейзаж. Поленов обожал выбираться из города и наблюдать бескрайние российские поля, реки с их мощным течением или уединенные уголки природы, будоражащие запахами разнотравья и пением птиц.
В то время среди иностранцев бытовало мнение, что природа России слишком бедна, чтобы изображать ее на картинах. Однако после долгих скитаний по чужбине Поленов понял, что в картинах важна не сказочная красота пейзажа, а простые, но милые и до боли знакомые виды. Дворовые постройки, чистое небо, могучие сосны и стройные березы, играющие во дворе ребятишки… Именно эти простые виды завораживали художника, а позже и зрителей, которые толпами собирались возле его пейзажей.
Василий Поленов. «Московский дворик». 1878 г.
Евангельские сюжеты
Особое место в жизни художника заняла евангельская тематика. Пораженный увиденной в юности картиной А.А. Иванова «Явление Христа народу», Поленов задумал написать большой цикл работ на евангельскую тему. Хотя он использовал многие художественные приемы академической живописи, все же в этих картинах отчетливо видно особое мировоззрение автора. Христос на его картинах предстает не грозным и величественным, а, скорее, мягким, чутким и заботливым, способным простить даже отъявленного грешника.
Цикл евангельских сюжетов, в который в итоге вошло несколько десятков картин, не был призван показать карающего Христа, рассказать о грядущем возмездии. Он был призван продемонстрировать христианскую любовь к ближнему, передать душевные переживания человека.
Василий Поленов. «На горе». Около 1890-1900 гг.
Народный художник
За год до ухода из жизни Поленову присудили звание народного художника РСФСР. И это неспроста, поскольку свое призвание он видел в сопереживании народу, в показе через картины красоты и гармонии природы.
В тяжелые 1920-е годы, когда люди страдали от голода и бесчисленных расправ, Поленов задумал поддержать их самодельным световым театром. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, он сумел реализовать свою идею и доставить множеству людей радость в мире уныния и хаоса. Девизом художника на протяжении всей его жизни было «дарить счастье и радость».
Собственная усадьба
В 1890-м на Оке в Тульской губернии Поленов купил имение, в тиши сосен выстроил дом (проект обдумывался уже давно) и назвал усадьбу Борок (сосновый бор ласково). Василий Дмитриевич очень полюбил эти привольные места, перебрался сюда, что-то постоянно строил и обустраивал: то мастерскую с огромным окном, то класс, где занимался с сельскими ребятишками. В будущем мечтал превратить Борок в гнездо искусства, а затем и в музей, первый общедоступный в провинции. Близ усадьбы в селе Бёхово по проектам Поленова построены церковь, школа и народный театр – художник искренне радел за просвещение крестьян и воспитание у их детей художественного вкуса.
Сегодня усадьба носит имя художника – в Поленово дом-музей, он открылся ещё при жизни художника. Здесь сохранена обстановка и предметы быта тех времён. Первым директором дома-музея стал сын художника Дмитрий.
Живопись
В 1867 году Поленов запечатлел любимую бабушку Веру Николаевну на холсте, и этот портрет стал дебютной работой автора.
Картина Василия Поленова «Портрет Веры Николаевны Воейковой»
Интересный факт: в ряде источников указано, что в 1869 году художник получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». На самом деле работа принадлежит однокурснику Поленова, прославленному живописцу Илье Репину. Василий Дмитриевич же получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».
За проявленный талант Поленова и Репина направили на стажировку в Европу. Несмотря на осознанный возраст — 27 лет, Василий Дмитриевич не мог определиться, какому жанру себя посвятить. За вдохновением он пошел в музеи, обратившись к мастерам пера: Карлу Пилоти, Габриэлю Максу, Арнольду Беклину, Гансу Макарту.
Картина Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира»
В 6-летней стажировке родились пейзажи «Белая лошадка. Нормандия» (1874), «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874), «Аббатство в Редоне» (1876), портрет «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875), который в 1876 году обеспечил Поленову звание академика искусств.
Посетив Вену, Мюнхен, старейшие города Италии и Франции, в 1876 году художник вернулся в Россию с четким видением дальнейшего творческого пути.
Картина Василия Поленова «Бабушкин сад»
Заняться творчеством сразу по приезде Василий Дмитриевич не успел — началась Русско-турецкая война. Впрочем, государи, наслышанные о выпускнике Академии художеств, пригласили Поленова занять место официального художника при Александре III.
Ужасы войны мастер пера переносил не на монументальные холсты, а на бумагу — его фронтовые эскизы печатались в журнале «Пчела». Больше внимания Поленов уделял мирным пейзажам. В годы противостояния Российской и Османской империй были созданы «Бабушкин сад» и «Московский дворик» (1878), сразу после войны — «Заросший пруд» (1879).
Картина Василия Поленова «Московский дворик»
Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных в творчестве Поленова. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж».
В начале 1880-х годов в творчестве Василия Дмитриевича появились восточные пейзажи и библейские мотивы. В тот период биографии художник совершал поездку по колыбелям христианства: Константинополю, Палестине, Сирии. В дороге родились картины «Вифлеем», «Олива в Гефсиманском саду», «Источник Девы Марии в Назарете» (1882).
Картина Василия Поленова «Заросший пруд»
Тогда же Поленов начинал писать эпохальное полотно «Христос и грешница». Замысел картины «Христос и грешница» (другое название — «Кто без греха?») появился у Поленова под впечатлением от полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова. Художника хотел показать Иисуса, который не просто появляется, а существует среди мирян.
Работа над произведением велась долго, и если бы не сестра-близнец Василия Дмитриевича, вряд ли бы завершилась — умирая, Вера взяла с брата обещание, что он допишет картину и сделает ее большого формата. Первые эскизы житейской истории Христа появились в 1870-х годах, а окончательное произведение — в 1888-м.
Картина Василия Поленова «Христос и грешница»
«Христос и грешница» была воспринята с сомнением, цензоры даже отказывались пускать полотно на выставку. Александр III приобрел картину для собственной коллекции, и расположение императора к художнику сразу поменяло мнение общества.
На вырученные средства Поленов купил участок в Тульской губернии, на берегу реки Оки. Позже здесь была возведена усадьба Борок. Вид, открывающийся из окон имения, лег в основу полотен «Золотая осень», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Часовня на берегу Оки» (1893).
Картина Василия Поленова «Золотая осень»
В 1900-е годы художник собирал материал для первой и единственной серии картин «Из жизни Христа». Выставка, состоявшаяся в 1909-м, имела громогласный успех и навсегда поместила имя Поленова в список лучших живописцев современности.
Финальная картина Василия Дмитриевича «Ока. Пароход “Владимир”, превращенный в буксир» датируется 1920 годом.
«Христос и грешница»
Картина «Христос и грешница» — это одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение из его евангельского цикла с точки зрения психологических портретов персонажей.
Василий Поленов. Графический вариант картины «Христос и грешница». Х., уголь, ит.кар. 1885 г.
Я бы даже сказала, что из двух больших вариантов, один из которых — живописный и находится в Русском музее, а другой — графический и находится в музее-заповеднике Поленова, графический вариант наиболее проработан в плане психологии, характеры в нем обозначены более остро.
В живописном же произведении большее впечатление производит цветовое решение, достигнутое Поленовым.
Над этой картиной художник работал почти 20 лет. В 1868 году он делает первый графический эскиз, а затем на долгое время оставляет свою задумку. Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Поленов совершил путешествие в Палестину, где исследовал земной путь Христа, знакомился с реалиями восточной жизни, делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы, изучал особенности архитектуры, быта, природы — потому что ему хотелось подойти к своей работе над картиной с наибольшей исторической точностью, до самых мелких деталей. Все, что он увидел там, произвело на него сильнейшее впечатление, и в результате художник показывает нам собственную реконструкцию Иерусалимского храма, которая, как многим кажется, получилось достаточно убедительной. Он изобразил храм, камни которого накалены от палящего восточного солнца, столь роскошным и, видимо, так увлекся, что прежде всего при взгляде на картину в глаза нам бросаются солнце, оливы и тополя, уходящие вдаль и, конечно, этот великолепный храм царя Соломона. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. А Поленов не сумел показать нам духовную, но показал реальную Палестину, что ничуть не хуже, но в этом проявился совершенно иной подход к теме.
Василий Поленов. Вид на Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель. 1888
Когда я заинтересовалась искусством Поленова, мне было важно понять, почему из такого огромного количества евангельских сюжетов, которое предлагает нам Евангелие, для масштабного полотна Василий Дмитриевич избирает именно этот сюжет? В Евангелии от Иоанна содержится история о том, как книжники и фарисеи привели ко Христу женщину с вопросом: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7). Эти слова Христа тогда не укладывались в сознании его обличителей: согласно апокрифам, они были поражены не только Его ответом, но и тем, что Он знает про них все, что Он как будто читает их грехи
Что же затронуло в этом сюжете Поленова, который отрицал Божественную природу Христа? Идея христианского всепрощения.
И, как ни странно, — чудо, которое совершилось по отношению к грешнице: Поленов обращает внимание на то, что девушка будет спасена. Пусть это и не те конкретные чудеса исцеления или воскрешения, которые описаны в Евангелии — на них Поленов не обращает внимания, но все же чудо великой милости к человеку
Творчество Поленова
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.
Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.
Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).
С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.
В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа».
В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.
В 1883—1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.
В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
Поленов и Восток
Пройдя анфиладу с пейзажными работами 1870–1880-х годов и повернув в центральные залы выставки, вы оказываетесь в пространстве, посвященном картине «Христос и грешница» и работам, связанным с ее подготовкой, — главным образом это пейзажи из путешествий Поленова на Восток в 1881–1882 годах: Константинополь, Александрия, Каир, Палестина, Сирия, Греция. «В этих пейзажах Палестины и Египта — подлинное художественно-историческое значение Поленова в русском искусстве. В восточных этюдах Верещагина больше педантической правды, но в отношении живописном первым русским ориенталистом является Поленов» — в каталоге выставки цитируются слова критика Якова Тугендхольда, написанные в связи с выставкой Поленова в 1914 году. Интересны и термин «ориентализм», и сравнение с Василием Верещагиным — действительно, оба художника оказываются близки как в живописных приемах, так и эпическом складе своих картинных циклов. Рассматривая восточные пейзажи Поленова, вы словно оказываетесь туристом, который из сумрачного слякотного российского города перенесся в ослепительно солнечные ориентальные эмпиреи и под руководством опытного гида переезжает из города в город и осматривает всевозможные архитектурные и природные достопримечательности.
Поленовский дом
Помимо деятельности в живописи В. Д. Поленов также был активным благотворителем и меценатом. Так, в 1915 году он вместе С. И. Мамонтовым открывает первое в России и мире учреждение, которое должно было оказывать помочь деревенским и фабричным театрам. Новое учреждение получило позже название Поленовский дом. В конце 1916 года по проекту Поленова и на его же средства к главному зданию достраивают особняк, в котором находился зрительный зал, рассчитанный на 300 человек, библиотека, комнаты для репетиций и мастерские. В годы революций деятельность данного учреждения была фактически приостановлена. В начале 20-х годов Поленовский дом был подчинен наркомату просвещения и переименован. Вскоре зданию было возвращено новое имя, и оно стало называться Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова. В этот период в учреждении организована работа литературного, музыкального, художественно-технического и школьного театров, кроме того, начат выпуск собственного журнала «Народный театр». Но основным направлением деятельности дома становится развитие театров и других форм творческой самодеятельности в сельской местности. В 1930 году учреждение вновь переименовано и получило имя ЦДИСК им. Н. К. Крупской. Данное название сохранилось вплоть до 1991 года, когда было переименовано в Российский Дом народного творчества. В 2016 году зданию было вновь присвоено имя художника В. Д. Поленова.
Вдохновители
Начать «снова-здорово» у Поленова получилось блестяще. Вот тут-то пригодились все его увлечения (называемые обычно влияниями), которые до этого плохо «приспосабливались» к чему-либо. Прежде всего, в этом ряду нужно назвать Паоло Веронезе (1523-1588), чьим тонким чувством красок, умением сочетать тона, свободной композиции и лёгкостью кисти Поленов неизменно восхищался, называя великого итальянца непревзойдённым «объективным реалистом». Ещё одна значимая для художника фигура — Мариано Фортуни (1838-1874), чья виртуозная техника, по словам Поленова, «является в таком богатстве, что перестаёт быть манерой, а делается творчеством». Многому он научился у барбизонцев, сделавших пейзаж основным жанром своего творчества. Наконец, не прошёл Поленов мимо технических новшеств, предложенных импрессионистами, хотя к их манифестам отнёсся довольно прохладно. Из русских художников, благотворно повлиявших на него, отметим А. Иванова и А. Саврасова, чей пейзажный класс он принял позже в Училище живописи, ваяния и зодчества.
В Россию Поленов вернулся убеждённым пленэристом. Первые выставленные им работы удивили зрителей невиданными в тогдашней русской живописи чистыми красками, цветными тенями, свободным мазком. Заговорили о «европейском духе», доставленном художником из-за границы в родные палестины. Но если он, этот «дух», и был, то очень скоро оказался существенно скорректированным национальным контекстом, превратившись в совершенно самобытное явление. Знаменитые пейзажи Поленова язык не повернётся назвать «несамостоятельными».
Где нет места чуду
Свой евангельский цикл «Из жизни Христа» Василий Поленов показал на выставке в 1909 году, за год до смерти Льва Толстого
Поленов, которому важно было мнение почитаемого им писателя, послал Толстому альбом с фотографиями своих произведений, которые сам раскрасил от руки, так как фотоснимки были черно-белыми
И хотя Лев Николаевич сложно относился к искусству художника, тем не менее альбом этот он оценил и сказал: «Я вижу в этом большую заслугу, в том числе педагогическую: эти картины были бы хорошей иллюстрацией для моего евангелия».
Что заставило Толстого так отозваться о работе Поленова? Почему эти картины — отражение его евангелия, а не истинной Священной книги?
Василий Поленов. «Возвестила радость плачущим». 1890
Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Поленов изображает Деву Марию молодой женщиной, которая идет со сверточком в руках по узкой тропинке и, как мы предполагаем, на встречу с Елизаветой. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес! Но где же у Поленова Воскресший Господь? Его нет. В цикле художника нет ни чудесного Рождения, ни чудесного Воскресения, ни чудес исцеления — вообще нет чудес.
В архиве Третьяковской галереи достаточно много писем Василия Дмитриевича и его близких. Из них мы знаем, что к религии он относился как многие «передовые» люди того времени. Это нам, у кого за спиной страшный XX век, сейчас легко судить о той эпохе и многих ее заблуждениях — у нас совершенно другой опыт. А людям, жившим в то время, было очень непросто: сомнения одолевали их все больше и большие, и опыт секулярной культуры имел большое воздействие.
Василий Поленов. Палестина. Нагорная проповедь. 1890
В подрыве веры огромную роль сыграли книги европейских мыслителей, которые захватили умы русской интеллигенции. Например, Эрнеста Ренана, который стоял на позиции, что Христос — это всего лишь историческая личность, а все остальное — миф, который был придуман после Его смерти. Или Давида Фридриха Штрауса, который пытался логически доказать вымышленность всех евангельских чудес, говорил о том, что Евангелие — это миф, это абсолютно то же самое, что и мифы Древней Греции, и исторической подосновы здесь нет.
Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). Он много спорил и с самим собой, и с религиозными философами, но всегда придерживался своей оригинальной точки зрения. Конечно, основанной на взглядах тех мыслителей, которые импонировали его собственному восприятию евангельских событий.
Большое влияние на религиозные воззрения Поленова оказал Лев Николаевич Толстой. Неслучайно Василий Дмитриевич, по словам его младшей дочери, не любил Достоевского, у которого все христоцентрично. Поленову гораздо ближе был Толстой и его установка на нравственное совершенствование.
Взрослые годы
В 1867 году Василий Поленов совершает свою первую заграничную поездку, и там он посещает Всемирную парижскую выставку. Наибольшее впечатление оказал на художника раздел выставки, который был посвящен народным художественным промыслам самых разных стран. После ее посещения художник загорелся целью получить золотую медаль от художественной академии. Первым этапом для получения награды являлось написание Василием Поленовым картины по библейскому сюжету. Вскоре в 1869 году художник представил работу «Иов и его друзья», которая была отмечена малой наградой. Это означало, что художник может далее продолжить участие в конкурсе. Новым этапом соревнования стало написание картины на тему «Воскрешение дочери Иара». В финал конкурса вышли два художника — Василий Поленов и Иван Репин. Оба представили замечательные полотна. Конкурсное жюри неожиданно не стало выбирать одного победителя и вручило золотые медали и Поленову, и Репину. В дальнейшем художники сблизились, и в 1872 году вместе решают отправиться в заграничное путешествие.
Вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным была посещена Венеция, Флоренция и Париж, который так впечатлил Поленова, что он решает остаться здесь жить. В Париже пишет Василий Дмитриевич Поленов картину «Арест графини Дэтремон», за которую он в дальнейшем получил должность академика в Российской Академии наук. В 1874 году живописец по приглашению И. Е. Репина приезжает в Нормандию, где работает над картиной «Нормандский берег». В 1876 году возвращается в Россию и становится придворным художником императорской семьи. Вскоре он вместе с наследником престола Александром отправляется на войну с Турцией.
После окончания войны Василий Поленов возвращается в Москву и становится преподавателем в училище живописи и зодчества. Через его руки прошли многие успешные в дальнейшем художники: Левитан, Головин, Коровин и многие другие. В это время художник продолжает писать, и в 1877 году он представляет свою картину «Московский дворик», которая была очень тепло принята, а сам он стал родоначальником нового жанра в живописи — интимный пейзаж. В этот период художник примыкает к среде художников-передвижников, среди которых у него в это время было много знакомых. В 1882 году Василий Дмитриевич женился на дочери купца Наталье Якунчиковой, от этого брака у пары родилось 6 детей.
В конце 19 века Василий Дмитриевич, будучи очень знаменитым и популярным художником, решает оставить шумную Москву и переехать в российскую глубинку, в Тулу. Здесь на берегу Оки художник построил дом, а к нему были приставлены мастерские, где позже Поленов обучал рисованию местных ребят. Основанная Поленовым усадьба получила название Борок.
Описание картины
На заднем плане картины изображен изгиб реки Оки, вокруг него строится вся композиция работы. Так, пожелтевшая осенняя листва берёз органично гармонирует с голубой гладью реки и таким же бескрайним небом с его куцыми облаками. Также в глаза бросается величественный дуб, чья листва еще продолжает оставаться зеленой. В целом данная картина является олицетворением нового художественного жанра — интимный пейзаж.
Таким образом, Василий Поленов — это один из самых талантливых художников 19 века, писавших свои работы в пейзажном жанре. Творчество Поленова пользовалось популярностью, как при жизни художника, так и после смерти, а его картины выставлялись в самых знаменитых картинных галереях.
Поленов и Европа
Миновав поленовские хиты при входе в экспозицию, зрители получают возможность узнать, каким образом эти хиты созрели, то есть увидеть картины, которые им предшествовали. А это работы, созданные во время пенсионерской поездки Поленова по Европе после получения золотой медали Академии художеств за «Воскрешение дочери Иаира» (которая расположена на выставке дальше от входной зоны, напротив «Христа и грешницы»). Поленов, интеллигент и потомственный дворянин (его отец был дипломатом в чине тайного советника, библиографом, историком и археологом, мать, внучка архитектора Николая Львова — детской писательницей и художницей-любительницей) одновременно с Академией художеств окончил юридический факультет Петербургского университета и настроен был серьезно: посетив Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь и обосновавшись в Париже, он некоторое время склонялся к амплуа исторического живописца — выполненная во время пенсионерской поездки картина «Арест графини д’Этремон», посвященная травле гугенотов во времена Варфоломеевской ночи в Париже, была приобретена цесаревичем Александром Александровичем (будущим императором Александром III) и обеспечила ему в 1876 году звание академика. На выставке она расположена рядом с «Правом господина» из постоянной экспозиции Третьяковской галереи и «Цезарской забавой» из ее же запасников.
Все три картины выполнены в лучших академических традициях и вполне достойны парижских выставочных салонов того времени. Кстати, «Право господина» с сюжетом как будто специально на ярость феминисткам (знатному сеньору привели девушек накануне их свадьбы, и он выбирает, которую из них «опробовать» в постели перед первой брачной ночью) демонстрировалось в Париже на Весеннем салоне 1874 года (среди 1800 картин, отобранных по конкурсу). Это была первая картина Поленова, купленная Павлом Третьяковым. Могучий критик Владимир Стасов несколько лет спустя, когда Поленов уже поселился в Москве, пенял ему: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии».
Тем не менее именно в Европе Поленов «нашел себя» в качестве пейзажиста. Многие написанные им во Франции пейзажи явно созданы под обаянием художников барбизонской школы, но летом 1874 года Илья Репин, друг и однокашник Поленова по Академии художеств (Репин тоже получил золотую медаль за свое «Воскрешение дочери Иаира», и с тех пор два «Воскрешения» постоянно сравнивают) пригласил его в Вель на побережье Нормандии, где оба пенсионера с увлечением занялись этюдами на пленэре (даже написали с натуры одну и ту же лошадку для сбора галечника), и Поленов «вдруг» стал настоящим импрессионистом, с цветными тенями и открытым, свободным движением кисти.