Павел дмитриевич корин (1892–1967)

Горький в жизни художника

В 1931 году, прослышав о таланте Корина, к нему в мастерскую заглянул Максим Горький. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Осмотрев работы художника, в том числе этюды к «Реквиему», писатель посоветовал изменить название на «Русь уходящая» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом выехали с семьёй Горького в Европу. Здесь они знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин в Риме пишет портрет Горького.

По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.

После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.

Канонизация

Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память (по Юлианскому календарю): 23 ноября и 30 августа (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). Дни празднования Святого Александра Невского:

    • 23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых
    • 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — главный
    • 14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён
    • 23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)

Мощи Св. Александра Невского

  • Невский был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой». В 1380 году во Владимире открыты его мощи нетленными и положены в раке поверх земли. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згорело». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара. В 1547 году князь был причислен к лику святых, а в 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.
  • Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря по повелению Петра Великого. При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

В 1753 году повелением императрицы Елизаветы Петровны мощи были перенесены в пышную серебряную гробницу, на изготовление которой мастерами Сестрорецкого оружейного завода пошло около 90 пудов серебра. В 1790 году после завершения строительства собора Пресвятой Троицы гробница была перенесена в этот собор и размещена за правым клиросом.

  • В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время.
  • Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.
  • В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии. 20 сентября святые мощи были принесены в московский храм Христа Спасителя, 27 сентября раку перевезли в Калининград (27—29 сентября) и далее — в Ригу (29 сентября — 3 октября), Псков (3—5 октября), Новгород (5—7 октября), Ярославль (7 — 10 октября), Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. 20 октября мощи вернулись в Лавру.

Частичка мощей Святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе София, Болгария. Также часть мощей (мизинец) Александра Невского находится в Успенском соборе города Владимира. Мощи были переданы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 1998 года в канун празднования 50-летия открытия подворья Болгарской Православной Церкви в Москве.

Наследие художника

В последние годы Павел Дмитриевич Корин восстанавливал полотна Васнецова и Нестерова. Многие годы собирал старинные иконы, считая иконопись образцом художества и творческого стремления. Всю уникальную коллекцию и дом художник завещал Третьяковской галерее.

Это был выдающийся художник и реставратор, превыше всего ценящий веру человека в Бога, в Родину, в народ. Эта светлая вера сопровождала его всю жизнь, она во всех его произведениях.

Русь Уходящая Корина – притягательная загадка

Биография Павла Филонова, несгибаемого аналитика от искусства

Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век

Дальнейшая учёба и первый опыт

Но таланта и желания было мало, надо было учиться, развиваться. Оценивая по достоинству молодое дарование, Нестеров это очень хорошо понимал и настоял, чтобы Павел продолжил профессиональное обучение в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В Российской империи это было одно из ведущих художественных учебных заведений.

Учителями Корина здесь стали К.А. Коровин и Л.О. Пастернак, опытные и талантливые живописцы и педагоги.

В 1916 году учёба в училище была окончена

Обратившая внимание на молодого мастера при строительстве Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна отправляет Корина в поездку по старинным русским городам. Изучение древних церковных фресок и совершенствование собственной кисти стало следующим делом развития таланта

В этом же году Корин выполнил заказ Елизаветы Фёдоровны – роспись подземной божедомки или усыпальницы, предназначенной для захоронения настоятельницы обители и сестёр.

До 30 лет Павел Корин считал, что он ученик. В нём ещё не было уверенности в собственных силах и решительности взяться за собственное творчество. Но исключительная трудоспособность, природный талант и неразрывная связь с народными традициями на фоне глубокой веры укрепляли и развивали мощный художественный дар.

Александр Невский и Орда

Исходя из взаимоотношений Александра Невского с крестоносцами и литовцами можно совершенно уверенно говорить о его бескомпромиссности в отношении внешних захватчиков. Однако в случае с Ордой мы видим совершенно иную картину — с Ордой Александр подчеркнуто не конфликтовал, неоднократно туда ездил, в частности гостил у хана Батыя в Каракоруме более 2 лет (1247–1249), есть даже свидетельства о дружеских взаимоотношениях Александра с ханом Батыем и побратимстве с его сыном:

Ф.Москвитин. Александр Невский и Сартак в Орде.

Некоторые историки ставили столь «теплые» отношения с ханами в вину Александру, используя их как доказательство «неоднозначности личности Александра в истории Руси», другие — тот же Лев Гумилев, писали об этом аспекте биографии Невского как о свидетельстве его высочайшей дальновидности и таланта политика. Действия Александра трактуются как стремлениеустановить мирные отношения с опасным и сильным соседом, избегая кровопролития и риска полного поражения — так как победить было заведомо невозможно. 

Все это довольно удивительно в контексте других событий жизни Александра. Почему бы тогда не установить дружеские мирные отношения и с Ливонским орденом, с Литвой, с Папой Римским? Ведь ни одна из выигранных битв не давалась легко и всегда был риск потерпеть сокрушительное поражение… Необычен и сам контекст его первой поездки в Каракорум — так в 1246 году в Орду направился его отец Ярослав Всеволодович, который, предположительно, там и был отравлен. И вот — к хану уже едет сам Александр (причем не по своему желанию — а по воле хана), где он остается почти на два года и ведет себя настолько учтиво, несмотря на все слухи об отравлении отца, что затем хан отправляет его обратно и передает ему во владение «всю русскую землю».

Павел Рыженко. Фрагмент триптиха «Солнце русской земли». Сартак.

Меч Александра Невского

Особый интерес у современников и потомков всегда вызывал меч Александра, наделяемый в преданиях некими мистическими свойствами, ведь Александр не проиграл в жизни ни единого сражения. Точных данных о его внешнем виде, весе и характеристиках не сохранилось, но для сравнения можно сказать, что среднестатистический меч той эпохи весил порядка 1,5 кг. Сказание же гласит, что во время Невской битвы, атакуя врага, князь занес над ним меч и все увидели, что от оружия исходит свет. Можно предположить, что Александр и его армия находились лицом к солнцу, так что свет был отражением солнечного луча. Тем не менее, победоносное оружие князя приобрело статус легендарного, и было помещено после битвы в дом старейшины Пелгусия (того самого, который первым заметил у берегов Невы вражеские корабли).

Константин Васильев. Русский витязь

После пожара в здании меч восстановить уже не удалось. Однако позже, в XVIII веке при раскопках, монахи нашли осколки этого меча. Когда здание возводилось заново, обломки оружия были закопаны под фундамент. Считалось, что меч должен был защищать возводимую церковь от бедствий. Примечательно, что с тех пор с постройкой действительно так ничего и не произошло.

Во время октябрьской революцией документы храма были полностью сожжены, но сохранилась небольшая рукопись Андрея Ратникова — белого офицера. В документе он описывал и сам меч Александра Невского, а предсказание, что Россия будет несокрушимой до тех пор, пока меч князя хранится в родной земле.

Горбунов Константин. Александр Невский

Военные походы

Биография Александра тесно переплетается с войнами. В свой первый поход князь пошел вместе с отцом на Дерпт, желая отбить город у ливонцев. В том бою русские воины одержали победу над рыцарями.

Затем началась война за Смоленск с литовской армией, где победа досталась войску Александра Ярославовича. 15 июля 1240 г. состоялась знаменитая Невская битва между шведами и русскими. Первые стремились овладеть Ладогой, однако достичь своей цели им так и не удалось.

Александр Невский принимает папских легатов

Дружина Александра без помощи основной армии разбила противника в месте слияния рек Ижоры и Невы. Именно после этой исторической победы новгородского князя начали называть Александром Невским.

Интересен факт, что о существовании битвы известно только из русских источников, тогда как в шведских летописях нет ни одного упоминания о сражении. Первым источником упоминания о битве является Новгородская первая летопись, датированная 14 веком.

Согласно этому документу, получив известие о наступлении шведского флота, 20-летний новгородский князь Александр Ярославич быстро двинул свою небольшую дружину и местных людей против врага, прежде чем он достигнет Ладожского озера.

Однако после триумфальной битвы новгородские бояре начали опасаться возрастающего влияния Александра. Посредством разных интриг и хитросплетений им удалось добиться того, чтобы князь уехал во Владимир к отцу.

В скором времени немецкая армия пошла войной на Русь, оккупировав псковские, изборские, вожские земли и город Копорье. В результате рыцари подошли к Новгороду. Это привело к тому, что бояре сами начали упрашивать Невского вернуться и помочь им.

В 1241 г. полководец прибыл в Новгород. Вместе со своей дружиной он освободил Псков, а 5 апреля 1242 г. произошла историческая битва на Чудском озере, более известная как — Ледовое побоище. Александр противостал тевтонским рыцарям, которые хорошо подготовились к сражению.

Александр Невский на Ледовом побоище

Понимая, что противник значительно лучше вооружен, русский князь пошел на хитрость. Он заманил врагов, облаченных в тяжелые латы на тонкий лед. Со временем лед не выдержал тяжелой амуниции немцев и начал трескаться.

Тевтонцы стали тонуть и в панике разбегаться по сторонам. Однако атаковавшая с флангов русская кавалерия успешно пресекала любые попытки к бегству. После окончания Ледового побоища рыцарский орден отказался от всех недавних завоеваний.

Тем не менее, несмотря на победы над ливонцами, новгородцы не предприняли никаких действий по продвижению на Запад к Финляндии или Эстонии.

Спустя 3 года Александр Невский освободил Торжок, Торопец и Бежецк, которые находились под контролем литовцев. Затем он настиг и полностью разбил остатки литовского войска.

Несокрушимая вера

«Александр Невский» — картина, вернее, триптих, в котором рассказывается, как русская женщина провожает сына, мужа или брата на войну с врагами. Центральная часть посвящена воину, победить которого не под силу никому. Заключительный раздел – намек на то, что подвиг, совершенный русским народом, войдет в историю и не забудется никогда. Автор произведения ни на минуту не сомневается, что победа будет одержана.

Хочется отметить этот феномен советского искусства, заключенный в том, что фильмы, картины, литературные произведения, созданные в начале, середине войны, рассказывали о предстоящей победе как о факте, не подлежащем никакому сомнению. Эта великая вера русского народа, поддерживаемая мастерами искусства и литературы, поднимала воинский дух и ковала победу.

«Образ Александра Невского в разных видах искусства» 5 класс

(игра «Вопрос-ответ»)

Кем был Александр Невский? (русский князь, полководец)

Где он родился? (село Городище рядом с Переславлем-Залесским)

Почему его называют Невским? (победил шведов на реке-Неве)

Кого он разбил на Чудском озере? (с немецкими рыцарями)

В каком возрасте он одержал свои победы?(ему было 22 года)

Как церковь оценила дела Александра Невского?(причислила к лику святых)

Теперь попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», такой песней. (Слушание «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева 2 минуты) О каких событиях мы узнали из этой песни?(Битва со шведами на берегу Невы)

Кто может построить форму этой песни?(три части выкладывают на интерактивной доске)

Посмотрите на схему, как строится трёхчастная форма?(крайние части контрастны средней)

Правильно, она основана на контрасте.

Какой характер у музыки в 1 и 3 части? (неторопливая, величественная, повествовательная)

На какой жанр русской народной песни похожа эта мелодия? (былина)

Какой инструмент может подчеркнуть былинный характер (металлофон).

Какой характер у музыки в средней части?(быстрая, смелая, богатырская)

Почему так поменялся характер музыки? О чём здесь рассказывается? (о самой битве)

На каких инструментах можно изобразить звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей?

(бубны, бубенцы, ложки)

Найдите в тексте третьей части слова, которые выражают основную мысль всей песни?(«Кто придёт на Русь, будет насмерть бит»)

Давайте споём песню и изобразим звуки гуслей и битку на инструментах (поют и играют на инструментах)

Вопрос всему классу

В песне 2 образа:

образ Руси, и Александра Невского её защитника.

В какой части песни показан сам Александр Невский?(В середине)Как предстаёт перед нами Александр Невский в этом номере кантаты?

(Мужественный, сильный, надёжный, уверенный в своей силе, богатырь)

Какой приём помог композитору создать образ полководца и рассказать о русской земле?

(контраст)

Эта песня, так похожая на былину создана в XX веке. Она называется «Песнь об Александре Невском» и является 2 частью кантаты Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский». Вспомните, какое произведение называют кантатой?(ответы детей)

Кантата – это ….

(большое произведение для солистов, хора и оркестра, обычно героического и торжественного характера)

Группы закончили работу, дальше идёт работа со всем классом

IVИзучение нового материала. Работа с группами №2, №3, №4 Прокофьев создал образ Александра Невского в звуках. А самое яркое и запоминающееся произведением живописи

, посвящённое образу великого полководца — это триптих Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский». Попробуем с вами объяснить значение термина триптих. Что вы слышите в названии?(цифру три) Значит, какую картину называют триптихом?(ответы)

Замысел главной картины

В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие — прощание с патриархом — олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.

С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.

Работы художника

Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:

  • Эскиз «Реквием. Русь уходящая»;
  • Портретные этюды к «Реквиему»;
  • Триптих «Александр Невский»;
  • Пейзажи «Палех» и «Моя Родина»;
  • Портреты Жукова, Нестерова, Горького;
  • Мозаичные и витражные работы в московском метрополитене.

Моя Родина 1928 г.

Значимые исторические события и великие люди всегда были в центре внимания художника. Главное полотно, к сожалению, осталось на стадии чистого холста, но этюды и эскиз к нему позволяют представить задуманную грандиозность работы и впечатление от неё (размер холста 551 х 941 см).

Образ в культуре и памяти поколений

Личность Александра Невского оставила значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы картины, фильмы и памятники, посвященных князю.

Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. , он является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Ни одно прижизненное изображение Александра Невского не дошло до наших дней. Поэтому для изображения князя на ордене, в 1942 году, его автор, архитектор И. С. Телятников, использовал портрет актёра Николая Черкасова, сыгравшего роль князя в фильме «Александр Невский».

В древнерусской литературе:Повесть о житии Александра Невского

В художественной литературе:

  • Балашов Д. М. Младший сын, 1975 год.
  • Васильев Б. Л. Александр Невский. — М.: Вагриус, 2004. — ISBN 5-9697-0203-X.
  • Мосияш С. Александр Невский. — Л.: Детская литература, 1982. — 272 с.
  • Обухова Л. А. Набатное утро. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 174 с. — (Пионер — значит первый. Вып. 61).
  • Сегень А. Ю. Невская битва. Солнце Земли Русской. — М.: ИТРК, 2003. — 448 с. — (Библиотека исторического романа). — ISBN 5-88010-158-4.
  • Субботин А. А. За землю Русскую. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1957. — 696 с.
  • Югов А. К. Ратоборцы. — Л.: Лениздат, 1983. — 478 с.
  • Юхнов С. М. Лазутчик Александра Невского. — М.: Эксмо, 2008. — 544 с. — (На службе государевой. Русский рубеж). — ISBN 978-5-699-26178-9.
  • Ян В. Г. Юность полководца // К «последнему морю». Юность полководца. — М.: Правда, 1981. — С. 317—507.

Зал св. Александра Невского

В аванзале экспонируется работа современного живописца Евгения Емельянова — панорама «Ледовое побоище», которая призвана ввести зрителя в атмосферу художественных интерпретаций исторических событий.

Открывает выставку зал, посвященный Александру Невскому, чей образ олицетворяет идею служения Отечеству. В этом пространстве вместе с прославленным триптихом П.Д. Корина представлены редкие иконные и живописные образы Александра Невского, князя, воина и святого, созданные в XVIII и XIX столетиях. Ценнейшие экспонаты этого раздела — редкие исторические артефакты: меч князя Довмонта Тимофея XIII века из Псково-Изборского объединенного музея-заповедника и княжеский шлем XIII – первой половины XIV века из Городецкого историко-художественного музейного комплекса, никогда ранее не покидавшие музеи, в которых они хранятся.

Оценки личности и результатов правления

По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать отпор. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Н. С. Борисов, «любители разрушать мифы постоянно „подкапываются“ под Александра Невского, и стараются доказать, что и брата он предал, и татар он навёл на русскую землю, и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Такая дискредитация Александра Невского постоянно в литературе встречается. Каким он был на самом деле? Источники не позволяют на 100 % сказать».

Каноническая оценка

Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Евразийская оценка

Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора гипотетического русско-ордынского альянса. Он категорически утверждает, что в 1251 г. «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 г. привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.

Критическая оценка

Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Скептически настроенные историки (в частности Феннел,а вслед за ним Игорь Данилевский, Сергей Смирнов) считают, что традиционный образ Александра Невского — как гениального полководца и патриота преувеличен

Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере

Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями) по мнению Данилевского показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование на Руси деспотической власти.
Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.
— Валентин Янин, академик РАН

«Кто к нам с мечом придет…»

Высказывались предположения, что «Александр Невский», картина, являющаяся центральной частью триптиха, являлась прелюдией к главному полотну всей жизни художника — «Русь уходящая». Этот шедевр остался незаконченным. Так это или нет, но триптих сам по себе великолепен. Особенно хороша центральная его часть. Фигура Великого князя нарисована как будто бы снизу и поэтому возвышается над бесконечными просторами земли русской. Мощь и спокойствие, так удачно изображенные А. Кориным, свидетельствуют о том, что Невский не грозит врагу, он уже разбил их всех на голову. «Александр Невский» — картина, которая перекликается с финалом бессмертного фильма Сергея Эйзенштейна с одноименным названием. С тем эпическим моментом, когда один из величайших героев России произносит слова о карающем мече и о том, на чем «стоит и стоять будет земля русская». Лицом герой полотна А. Корина не похож на Николая Черкасова, но смысл самого образа, его дух и величие переданы так же гениально. Это образ великого воителя и национального героя. И в народной памяти он именно таким и остался, во многом благодаря фильму и картине «Александр Невский».

Описание картины можно продолжить словами о цветовой гамме полотна. Оно строгое. Фигура князя выдержана в серых, красных тонах. Алый плащ подчеркивает блеск стали доспехов и меча, на который опирается князь-победитель.

Великий князь

В 1246 году умер великий князь Ярослав Всеволодович. Александр посетил Орду и столицу Монгольской империи Каракорум и в результате непростых переговоров был признан сначала великим князем Киевским, а затем и Владимирским.

Находясь на великокняжеском престоле, Александр, получивший за победу над шведами прозвище Невский, продолжал сдерживать их и установил хорошие отношения с Норвегией. Одновременно, чтобы избежать карательных походов ордынцев, он вынужден был содействовать им в проведении переписи населения Руси, результаты которой использовались при установлении размера дани. В то же время он сумел убедить власти Орды отказаться от мобилизации русских для участия в войнах с другими народами.

По словам Антона Горского, Александру Ярославичу приходилось действовать, исходя из сложившихся обстоятельств, устанавливать отношения с правителями Монгольской империи и Орды.

Как отметил Горский, важным аспектом в деятельности Александра Ярославича было то, что он тесно связал Новгород и северо-восточную Русь.

«Со времён Александра новгородцы признавали своим князем того, кто занимал великокняжеский стол во Владимире. Это впоследствии сыграло свою роль, когда происходило присоединение Новгорода к единому Русскому государству», — подчеркнул историк.

  • Печать Александра Невского. После 1236 года

Александр Невский умер 27 ноября 1263 года. Перед смертью он принял монашеский постриг. На Московском соборе 1547 года он был канонизирован Русской православной церковью.

В 1724 году Пётр I собственноручно перенёс в учреждённый им мужской монастырь мощи Александра Невского, покоившиеся до этого во Владимире. А во время Великой Отечественной войны имя князя стало одним из символов борьбы с западной экспансией. По словам историков, снятый незадолго до начала войны Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский» оказался чрезвычайно актуальным, а многие фразы из него стали крылатыми, в том числе и его знаменитое «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!».

Как отметил в беседе с RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин, роль Александра Невского в истории России и русского народа была судьбоносной.

«Середина XIII века для Руси была тяжёлым, переломным моментом. Александр Невский сумел задать вектор, который в дальнейшем привёл к созданию современной России и русского народа», — заявил эксперт.

По мнению Михаила Мягкова, фигура Александра Невского до сих пор остаётся актуальной в русской культуре.

  • Миниатюра из «Царского титулярника» (1672)

«Он пронизывает буквально всё наше бытие. Военные помнят о его выдающихся победах, дипломаты — о его судьбоносном внешнеполитическом выборе, всё общество — о его шагах по защите духовности, православия. Он был многогранен, как русский народ. Он является одним из символов России», — подытожил Мягков.

Русская история в картинках (8 класс, Коровина, 1 часть, стр. 33)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

 Литература и другие виды искусства

1. Рассмотрите репродукции картин художников П. Корина, Г. Семирадского, В. Серова. В чём своеобразие портрета героя на каждой из картин. Таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нём?

         Александр Невский на картине П. Корина выглядит величественно: широкие плечи, гордая осанка, строгий внимательный взгляд. Статная мощная фигура полна решительности, она будто воплощает об­раз мощной и непобедимой Руси. На картине Г. Семирадского Александр Невский отличается мощью фигуры по сравнению со всеми остальными персонажами. Он здесь суров и непреклонен, кажется, что еле сдерживает свой гнев, потому что послы римского папы предлагают ему предать православную веру. У В. Серова Александр Невский – победитель. В его осанке мы чувствуем молодую удаль, радость от победы, уверенность в правоте своих действий. Здесь он молод и полон сил.

         Читая «Житие…» мне Александр Невский представлялся таким, как его изобразил П. Корин.

 2. Что вы знаете об исторических событиях, изображённых на картинах этих художников?

         Владимир Серов на картине «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» изобразил возвращение Александра Невского в Псков после победы над немецкими рыцарями на Чудском озере. Это случилось 5 апреля 1242 года.

         Генрих Семирадский на полотне «Александр Невский при­нимает папских легатов» запечатлел момент встречи Александра Невского с кардиналами папы Римского Инно­кентия IV. В грамоте, которую привезли от папы кардиналы, была ложь. В ней утверждалось, что отец Невского Ярослав перед смертью дал обещание перейти в католическую веру. Послы убеждали Александра, что приняв католичество, он и вся Русь получат поддержку Запада и спасут себя от татар. Но Александр Невский был непреклонен и велел передать папе, что он ни в чьих советах не нуждается и помощи не просит.

         На триптихе Павла Корина «Александр Невский» князь – защитник русской земли. Вряд ли художник свое произведение привязывал к кому-то конкретному событию. Здесь Александр Невский изображен монументально, олицетворяя уже Россию, чья сила в умении дать отпор и вере в Бога. 

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Первая мастерская и поиски своей темы

Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.

Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector