Исаак ильич левитан — стиль и техника

Известные работы художника

  • Осенний день. Сокольники (1879)
  • Вечер на Волге (1888, Третьяковка)
  • Вечер. Золотой Плёс (1889, Третьяковка)
  • Золотая осень. Слободка (1889, Русский музей)
  • Берёзовая роща (1885—1889, Третьяковка)
  • После дождя. Плёс (1889, Третьяковка)
  • Тихая обитель (1890, Третьяковка)
  • У омута (1892, Третьяковка)
  • Владимирка (1892, Третьяковка)
  • Вечерний звон (1892, Третьяковка)
  • Над вечным покоем (1894, Третьяковка). Собирательный образ. Использован вид на оз. Островно и вид с Красильниковой горки на озеро
  • Удомля, Тверская губ.
  • Свежий ветер. Волга (1895, Третьяковка).
  • Март (1895, Третьяковка). Вид ус. «Горка» Турчанинова И. Н. близ с. Островно. Тверская губ.
  • Осень. Усадьба.(1894, Омский музей). Вид ус. «Горка» Турчаниновых близ с. Островно. Тверская губ.
  • Весна — большая вода (1896—1897, Третьяковка). Вид реки Съежа в Тверской губ.
  • Золотая осень (1895, Третьяковка). Река Съежа вблизи ус. «Горка». Тверская губ.
  • Ненюфары (1895, Третьяковка). Пейзаж на оз. Островно у ус. «Горка». Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Третьяковка). Церковь в с. Островно. Тверская губ.
  • Озеро Островно (1894—1895, ус. Мелихово). Пейзаж от ус. Горка. Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Русский музей). Церковь в с. Островно от ус. Островно (Ушаковых). Тверская губ.
  • Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899, Третьяковка). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губ.
  • Сумерки. Стога (1899, Третьяковка)
  • Сумерки (1900, Третьяковка)
  • Озеро. Русь (1899—1900, Русский музей)

[править] Карьера

Родился 3 октября (15 октября) или 18 августа (30 августа) 1860 года в м. Кибарты в Августовской губернии (Сувалкской губернии) в бедной, но образованной еврейской семье. Отец, Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877), сын раввина, после окончания Виленского раввинского училища самостоятельно изучил французский и немецкий языки, работал на разных станциях железной дороги (работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания), а примерно в 1870 году перевёз семью в Москву и зарабатывал частными уроками. В семье Эльяша и Баси Левитан было два сына Авель и Исаак и две дочери Тереза и Эмма. Один из братьев — Авель Ильич Левитан — также стал художником. Существует мнение о сефардском происхождении Левитана со стороны отца.

Около середины 1870-х годов был принят в Императорское училище живописи и ваяния, которое и окончил по классу профессора Саврасова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1873 года) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, в 1880—1881 годах окончил натурный класс училища, а в 1884 или 1885 или 1886 году окончил училище с дипломом учителя рисования (чистописания).

После смерти матери (1875) и отца (1877) для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды, они даже остались без крова. Левитан часто ночевал тайком в училище и жил впроголодь, получая эпизодически пособия, а с октября 1879 года — небольшую стипендию.

В марте 1877 года две работы молодого художника, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, Левитан получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

Много лет бедствовал и не имел собственного жилья (лишь в конце 1889 года богатый художник-любитель С. Морозов уступил Левитану свою мастерскую с квартирой при ней).

С мая 1879 года, в связи с изгнанием евреев из Москвы, был вынужден (вместе с братом, сестрой и зятем) жить в деревне Салтыковка в Подмосковье, где написал картину «Осенний день. Сокольники», приобретённую П. М. Третьяковым для своей галереи.

В 1880 году впервые был допущен на передвижную выставку.

В апреле 1885 года поселился в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.

С марта 1891 года — член Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1892 году как «лицо иудейского вероисповедания» снова был вынужден оставить Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому времени относится картина «Владимирка» (1892), на которой изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

В 1898 году — академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств. Стал преподавателем.

С 1898 года, с возникновением кружка художников, сгруппировавшихся вокруг журнала «Мир искусства», стал участвовать в их выставках.

В последние годы тяжело болел.

Автор более 1000 работ.

22 июля (4 августа) 1900 года скончался в Москве.

Был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.

В 1949 году, в период борьбы с космополитами, в журнале «Искусство» № 5 утверждалось, что творчество Левитана ведёт в «опасные лабиринты индивидуализма».

Дружба с Чеховым, болезнь, наследие

Один из самых важных и значимых моментов в жизни Левитана — встреча с Чеховым. Познакомившись в 1885 году, ровесники сразу подружились и поддерживали теплые доверительные отношения до самой смерти художника. Примерно в этот же период материальное положение Левитана улучшилось, однако последствия голодного детства, напряженной работы в юности и дважды перенесенного тифа оказались необратимыми: у художника развилась серьезная болезнь сердца.

Обладая удивительной работоспособностью и переполняемый творческими замыслами, легко ранимый и порывистый Левитан плодотворно работал, невзирая на болезнь. Последние 10 лет его жизни оказались особенно насыщенными. Прожив всего 40 лет, художник оставил огромное творческое наследие: пастели, акварели, иллюстрации, графика и, конечно, проникновенные эмоциональные живописные полотна.

После смерти Левитана, 22 июля (3 августа) 1900 года, в его мастерской осталось почти 300 неоконченных этюдов и 40 картин, в числе которых — «Озеро. Русь».

Бурная личная жизнь и… одиночество

Незаурядная внешность, которую ярко демонстрирует известный портрет Левитана, написанный Валентином Серовым в 1893 году, с юных лет обеспечивает Исааку постоянный интерес со стороны женщин. Бурные романы сопровождали талантливого красавца всю жизнь, но он никогда не был женат. Самые продолжительные отношения завязались, когда художнику было 26 лет. Его пассией стала замужняя художница и пианистка Софья Кувшинникова, которой на момент знакомства было 39 лет. По свидетельству современников, не выделяясь особой красотой, она пленяла оригинальностью, изяществом и дарованиями. Эта женщина, сама обладающая незаурядными талантами, терпеливо сносит депрессии Левитана, всяческими ухищрениями успокаивая его тревожную душу, искренне радуется, когда любимый мужчина снова улыбчив и полон творческих порывов. До людских пересудов влюблённой Софье не было никакого дела.

Восемь лет уже длились эти отношения, когда пылкий художник увлёкся Ликой Мизиновой – подругой Маши, сестры Антона Павловича Чехова, который сам интересовался Ликой и даже подумывал сделать предложение. Взбалмошная Лика открыто кокетничала с Левитаном. Это усилило раздор, возникший между друзьями после выхода в 1891 году «Попрыгуньи» Чехова (с явным намёком на пару Левитан-Кувшинникова). Дружба возобновилась только в 1895 году.

Следующая соперница Софьи Петровны, мать трёх дочерей-невест, жена сенатора, Анна Николаевна Турчанинова добилась разрыва отношений художника с Кувшинниковой. Но такой преданности дать не смогла, к тому же ей пришлось бороться за сердце талантливого красавца с собственной дочерью, 20-летней Варварой.

Любовные приключения отвлекали от искусства и отнимали слишком много сил: Левитан всё чаще стал погружаться в отчаяние. Упадочные настроения привели к очередной попытке покончить со всем с помощью выстрела и письму-мольбе к Антону Чехову: «Ради Бога…приезжай ко мне… Мне ужасно тяжело, как никогда».

Малая родина и семья

Родился в 1860 году (по разным данным 30 августа или 15 октября) в маленьком городке Кибарты, в то время принадлежавшем Российской империи. Сейчас это город Кибартай и территория Литвы. В небогатой интеллигентной еврейской семье было четверо детей: два сына, две дочери. Отец Илья Абрамович, самостоятельно и успешно изучавший языки, стремился к улучшению материального положения семьи. Получение детьми хорошего образования также входило в его планы, к тому же сыновья подавали некоторые надежды как имеющие художественные наклонности. Поэтому в 1870-х годах он перевёз семью в Москву.

ПУТЬ В МОСКВУ

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года в посаде Кибарты (ныне этот город находится в Литве) близ станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Дед будущего художника был раввином. Его отец, Илья Абрамович, продолжая семейную традицию, тоже готовился стать раввином, но, в конце концов, выбрал для себя светскую службу. Служил на железной дороге — переводчиком, контролёром, кассиром. Был учителем иностранных языков. В последнем качестве он переехал в Москву, надеясь, что там дети (их было четверо) получат более достойное образование. Это случилось в 1870 году

В Москве Илья Абрамович перебивался грошовыми уроками, но при этом с вниманием относился к душевным устремлениям подростков и не возражал, когда сначала старший сын, Адольф (Авель), а потом и младший, Исаак, захотели учиться живописи. Так братья оказались в Московском училище живописи, ваяния и зодчества

Исаак поступил в училище совсем юным — в 1873 году. Братья имели внешнее сходство и в училище их называли просто «Левитаны».

Существует ещё одна версия рождения Исаака. Предполагают, что художник в действительности мог быть не родным сыном Эльяша и Баси, а усыновлённым в качестве младшего сына племянником — старшим сыном младшего брата Эльяша, Хацкеля Левитана. И, хотя родной сын Авель был моложе, но младшим записали Исаака. Мотивом указания Авеля старшим и изменения дат рождения могло стать желание гарантировать родному сыну Авелю освобождение от воинской повинности. По существовавшим тогда законам старший сын был свободен от такого бремени.

С момента поступления в училище мы можем проследить жизнь Исаака довольно подробно — благодаря многочисленным воспоминаниям знавших его. О детстве же художника известно немногое — он не любил вспоминать о нём (возможно, именно по причине усыновления), а письма, из которых мы могли бы почерпнуть более подробные сведения, были уничтожены по воле Левитана после его смерти.

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Волжские путешествия

В 1887 году Левитану, давно мечтавшему посетить Волгу, вдохновительницу любимого учителя Саврасова, удалось увидеть великую реку воочию. Особого впечатления она на живописца сначала не произвела.

Весной следующего года Левитан с друзьями-художниками отправился в речное путешествие по Оке и Волге. Путь пролегал мимо маленького старинного Плёса. Городок и его окрестности совершенно очаровали Левитана, и художники сошли на берег. В итоге каждое лето с 1888 по 1890 год живописец провёл именно в этих местах, отсюда ездил в близлежащие города со старинными храмами и церквушками, интересующими Левитана.

Родом отсюда около двухсот произведений художника, которые принесли известность и ему как живописцу, и Плёсу как великолепной натуре.

Послесловие

По мнению most-beauty, среди всех русских пейзажистов этот русский художник еврейского происхождения действительно считается автором самых русских пейзажей. В те времена быть евреем в России было непросто, а чтобы стать великим живописцем необходим был незаурядный талант.

Евреи не имели права покидать черту оседлости, селиться, учиться и работать в столичных и крупных городах. Левитану также не позволялось жить в Москве, и только хлопоты покровителей позволили открыть ему в столице живописную мастерскую. Художник прожил всего 40 лет, но эти года были насыщены путешествиями, постоянными творческими поисками, подарившими нам великие шедевры пейзажной живописи.

Просим вас написать какие картины Левитана произвели на вас наибольшее впечатление?

Живопись

Левитан легко схватывал все тонкости художественного искусства, которому отдавал все силы. Тогда же у него начал вырабатываться свой стиль, который заметил знаменитый меценат Павел Третьяков. Он даже купил у Исаака картину «Осенний день. Сокольники».

В 1879 г., после покушения Александра Соловьева, вовсе не бывшего евреем, на императора Александра II, вышло постановление, запрещающее евреям проживать в Москве. В результате, Исааку пришлось вместе с родственниками перебраться в Подмосковье.

В начале 1880-х годов Левитан написал немало пейзажей с натуры, добиваясь максимальной детализации на холсте. Любопытно, что он сильно раздражал некоторых преподавателей, по мнению которых еврей не должен был касаться русского пейзажа.

Исаак так и не получил диплома и звания художника. Вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания. Вместе с тем, его продолжали преследовать материальные трудности, вследствие чего ему приходилось жить и работать в отдаленной деревне Максимовке.

Интересен факт, что тогда же Левитану посчастливилось познакомиться с Антоном Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались до конца жизни. Он не переставал усиленно работать и продавать полотна, благодаря чему смог поправить свое финансовое положение.

И все же, голодное детство и тяжелый труд, давали о себе знать – у него внезапно обострилась болезнь сердца. Чтобы поправить свое здоровье он отправился в Крым, после чего начал чувствовать себя заметно лучше. Вернувшись домой он основал выставку пятидесяти пейзажей.

Отдельного внимания в творческой биографии Исаака Левитана заслуживают поездки на Волгу. На побережье реки им было написано много полотен с натуры, отличавшихся радостным настроением. За картину «На волге» он получил награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Позднее Левитан провел 3 продуктивных года в Плесе, создав немало шедевров. Там же им была написана известная картина «Над вечным покоем», которую некоторые искусствоведы называют «самой русской» из всех, когда-либо созданных на русскую тему полотен.

Потом Исаак Ильич побывал в ряде европейских городов, где посещал выставки и галереи. Весной 1891 г. его избрали в состав Товарищества передвижных художественных выставок, а меценат Сергей Морозов даже оборудовал специально для него прекрасную мастерскую.

Над вечным покоем

В 1895 г. Левитан стал автором таких знаменитых работ, как «Март» и «Золотая осень». Позже эти полотна будут куплены Третьяковым. В следующем году он повторно перенес тиф, который привел к аневризме сердца.

В 1898 г. Исаак Левитан удостоился звания академика пейзажной живописи. Будучи очень известным художником, он начал преподавательскую деятельность в стенах родного училища. Одновременно с этим, он хотел открыть большую мастерскую, где могли бы трудиться все русские пейзажисты.

Однако стремительно ухудшающееся здоровье не позволило мастеру реализовать свои идеи. Накануне смерти его полотна участвовали во Всемирной выставке в Париже. После себя Левитан оставил огромное количество работ, при этом остались незаконченными порядка 40 полотен и примерно 300 этюдов.

Качели настроения

По воспоминаниям современников, на художника иногда находили приступы меланхолии, настолько всепоглощающей, что просто обессиливали его. Тогда он или погружался в многодневные мрачные раздумья, или с ружьём уходил в леса с прибившейся к нему собакой Вестой, бродил неделю-другую, пока душевное равновесие и радость не возвращались к нему. Художник сам мучился от этого периодического разлада в душе. Однажды к Чеховым из Максимовки прибежала хозяйка дома, где жил Левитан, и рассказала о попытке художника застрелиться. Обеспокоенные душевным состоянием живописца, Чеховы устроили его переезд в Бабкино, ближе к себе, в хозяйский флигель-курятник. Выход из состояния отчаяния требовал времени и терпеливого участия близких людей. Такими людьми на Истре были Чеховы.

Вообще живописные места близ имения Киселёвых, окрестные деревни, леса, реки, ручьи и овраги «богатством материалов» приводили художника в восторг и давали пищу для работ, которых было написано так много, что ими были увешаны все стены левитановского флигеля. В этих, ставших дорогими сердцу художника, местах родились многие известные летние и осенние пейзажи.

Личная жизнь

Он был знаменит на всю страну, но в лицо Левитана знали единицы – только близкие коллеги, друзья и родные. Юрий Борисович обладал легендарным голосом, который никак не соотносился с его внешностью. Это давало ему право на частную жизнь без вмешательств со стороны случайных прохожих и поклонников.

Юрий Левитан с дочерью Натальей

У Юрия Левитана была полноценная семья на протяжении 11 лет – любящая жена и воспитанные дети. Однако брак распался, супруга главного голоса советского союза ушла к другому мужчине, оставив семью. К слову, второй брак женщины не продлился долго, она ушла и от этого мужчины с сыном на руках.

Юрий не стал заключать второй брак с другой женщиной, оставшись фактически один до конца своих дней. Он стал проживать совместно с бывшей тещей, которая обожала зятя. Позже к ним в доме присоединилась и родная дочь Левитана. Когда дочь завела собственную семью и родила сына, Юрий Борисович съехал в отдельную квартиру в соседнем жилом здании.

Юрий Левитан с внуком Борисом

В семье Левитана после его кончины случилось большое несчастье – в начале нового тысячелетия была убита его единственная дочь. Главным подозреваемым оказался внук Юрия Борисовича, который находился вместе с матерью в квартире в момент смерти. Как именно произошло убийство, и что к нему привело – это еще предстоит установить следствию. Это дело получило широкое освещение в прессе.

Борис Михайлович Кустодиев — портретист

Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет.


Портрет Е.Е.Лансере. (1913 год)./ «Портрет госпожи Т.» (Марии Ивановны Тарлецкой). (1912 год). Художник Борис Кустодиев.


Портрет И.Я.Билибина. (1901 год). Художник Борис Кустодиев.

«Похожий портрет — это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности»,

Портрет композитора Д.В.Морозова. (1919 год). / Портрет И.Е.Репина. Этюд. (1902 год ). Художник Борис Кустодиев.


Портрет М.А.Волошина (1924 год). Художник Борис Кустодиев.


Портрет Любови Борисовны Боргман. (1915 год). / Портрет Р.И.Нотгафт. (1914 год). Художник Борис Кустодиев.


Портрет профессоров П.Л.Капицы и Н.Н.Семенова. (1921 год.) Художник Борис Кустодиев.


Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского. (1922 год). Художник Борис Кустодиев.

нашем обзоре.

«Над вечным покоем»

Художник Исаак Левитан, картины которого появлялись на всех крупнейших выставках, по мнению многих, написал самую русскую картину. Так критики отзываются о его творении «Над вечным покоем», созданном в 1894 году.

Работать над этим полотном художник начал еще под Вышним Волочком, а продолжил в Плесе.

Ее сюжет хорошо известен любому знатоку живописи. Над землей нависают тяжелые свинцовые облака. В центре композиции широкое озеро, которое выглядит так же мрачно и сурово.

Сам художник признавался, что, когда смотрит на эту картину, чувствует себя одиноким перед громадным водным пространством.

Небо и вода на этом полотне будят в человеке мысли о его ничтожности и быстротечности жизни. Единственное строение на картине — деревянная церковь, рядом с которой — старое кладбище с покосившимися заброшенными могилами.

Суровому величию природы на картине противостоит только одинокий огонек, который светит в церквушке.

Занимательная информация

  1. Комната на Тверской.

Живя некоторое время в Москве, Левитан снимал комнату на Тверской. Интересно, что хозяйка брала плату не деньгами, а этюдами, которые сама выбирала.

  1. Депрессия.

За несколько месяцев до смерти Левитан впал в депрессию.

  1. Учитель чистописания.

После окончания училища Левитан получил диплом учителя чистописания, звание художника он так и не получил.

  1. Нервозность.

В жизни Левитана иногда наступал период хандры и нервозности. В это время он был очень нервным и раздражительным, часто уничтожал свои полотна, избегал людей, предпочитая находиться в одиночестве. Такие приступы продолжались и после того, как художник стал известным.

  1. Черта оседлости.

Два раз Левитана изгоняли из Москвы за еврейское происхождение (в России была черта оседлости, восточнее которой евреям запрещалось жить). Ему приходилось жить в подмосковских усадьбах. Но художник не отчаивался, он любовался природой и рисовал красивые пейзажи.

  1. Умер от аневризмы аорты, немного не дожив до своего сорокалетия.

Тихая обитель

Тихая обитель – год написания – 1890. Река Волга и приволжская обитель. Мирная размеренная жизнь христианских храмов на другом берегу. Никто и ничто не нарушает их покой.

Легкая рябь речной глади, в которой отражаются маковки церквей. Пришедший к Богу человек умиротворен и спокоен. Отец Небесный взял его под свою защиту и бережет его. А если путь житейский будет труден, то возьмет на руки.

Дорога с берега на берег проходит по шаткому опасному мосту. Чем дольше живет человек, тем все меньше и меньше вещей в его жизни имеет настоящую ценность, или эта ценность настолько быстро ветшает, как эта разваливающаяся переправа.

ГРУСТНЫЙ РЫЦАРЬ

«Левитан вообще отличался редкой красотой, — пишет биограф живописца Иван Евдокимов. — Черты его смуглого лица были удивительной правильности и тонкости. Темные волосы юноши вились. Но главное обаяние Левитана заключалось в его огромных, глубоких, черных и грустных глазах.»

«Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал. Левитан был неотразим для женщин, и он сам был влюбчив необыкновенно. Его увлечения протекали бурно, у всех на виду, с разными глупостями, до выстрелов включительно», — описывал Исаака Левитана Михаил Чехов (брат Антона Чехова).

Около этого времени произошло сближение Левитана с Саввой Мамонтовым и основанным им абрамцевским художественным кружком. Левитан много работал в Подмосковье — в частности, в Саввинской слободе под Звенигородом, известной своим знаменитым монастырём. Эти пейзажи написаны в 1884 году именно там.

Для только что открывшейся Частной оперы знаменитого мецената Левитан выполнил несколько декораций — к операм «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка» Римского Корсакова и «Русалка» Даргомыжского (часть из них — по эскизам Поленова и В. Васнецова). Впрочем, окончательно своим в абрамцевском кружке художник не стал, да и театральная работая его, прирождённого станковиста, не увлекла. Но заработанные деньги позволили Левитану совершить в 1886 году первое дальнее путешествие — в Крым. До этого Левитан писал только в Подмосковье. После этой поездки в его живописи появились новые краски.

Отношения с женщинами

Непростыми были взаимоотношения между великим писателем и великим художником. Первая тень пробежала, когда Чехов осветил в своем рассказе «Попрыгунья» события, произошедшие между Левитаном, его ученицей Софьей Кувшинниковой и ее мужем.

В 1894 году лето проводит в имении Островно у Ушаковых Левитан. Краткая биография художника отмечает, что вместе с ним была Софья Кувшинникова. В тот раз здесь разыгралась еще одна любовная драма.

В имение по соседству приезжает семья Турчаниновых. У Левитана завязывается роман с Анной Николаевной, супругой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Кувшинникова возвращается в Москву и больше никогда не видится с живописцем.

При этом сам Левитан пребывает в состоянии тяжелой депрессии. Летом 1895 года он хотел покончить собой. Художник пытался застрелиться. После этого его проведал Чехов, который убедился, что жизни друга ничего не угрожает. А сама попытка была лишь имитацией самоубийства.

Уехав от Левитана, Чехов пишет рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», в которых Левитан снова узнает себя, на что сильно обижается.

СЕМЬЯ ЧЕХОВЫХ

Подмосковная природа очаровала Левитана, он работал без устали. Вообще, Подмосковье, видимо, следует назвать первой любовью художника. Два счастливых лета он провёл в Бабкине, поблизости от Нового Иерусалима. Там, в Бабкине, жило семейство Чеховых. Николай Чехов был однокашником Левитана по училищу, он и свёл его со своими родными. Долгая дружба Левитана с А. П. Чеховым началась именно тогда.

Училище художник покинул в 1884 году, получив диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Причины тому называются разные: одни говорят, что это произошло из-за «непосещения классов»; другие утверждают, что в этом выразилось довольно снисходительное отношение к самому жанру пейзажа, как к чему-то второстепенному и не достойному высокой оценки. Последнее весьма вероятно — в условиях тогдашнего господства «обличительного» направления в живописи (и в искусстве вообще).

Лето 1885 становится особенным. Левитан, которому в тот год исполнилось 25 лет, провёл его в Бабкино у своих друзей Чеховых, где много и усердно работал. Компания в Бабкино собралась интересная, по вечерам играли в крокет, много шутили, сыпали остротами, всевозможным выдумкам не было конца.

Мария Чехова, которой было 22 года, также отправилась вместе с семьей в Бабкино. Она окончила в том году Высшие женские курсы Герье и стала взрослой барышней.

С самого утра Исаак уходил с этюдниками работать, и Мария часто встречала его в окрестностях усадьбы, любовалась новыми работами художника. Впоследствии под руководством Левитана и сама увлеклась живописью. Исааку Мария казалась очень интересной, красивой девушкой. Симпатия к ней быстро перерастает во влюблённость. Левитан сразу предпочитает ей в этом открыться. Даже позвал замуж.

Но Мария не любила его. Скорее, ей больше льстило, что такой талантливый художник, лучший друг старшего брата — признался ей в любви. Мария рассказала о случившемся брату Антону Чехову. Тот, недолго думая, заявил сестре категорично: «Ты, конечно, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие как ты». Девушка поняла, что Левитан — не подходящая партия, и художник так и не дождался её согласия.

После этого небольшого увлечения Левитан ушёл в свойственную ему депрессию, но добрые чувства к Маше пронёс через всю свою жизнь. Больше он никогда не пытался создать семью.

Становление художника

Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.

Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.

Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.

К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector