Отпевание усопшего текст

Чин над кутией в память усопших

Для частного поминовения усопших в Служебнике есть особый «Чин над кутие́ю в память усопших». Этот чин может включаться в чинопоследования двух богослужений суточного круга:

1) в чинопоследование Литургии;

2) в чинопоследование вечерни.

На Литургии чин над кутией не имеет начального возгласа и отпуста по той причине, что он включен в чинопоследование Евхаристии, но сопровождается торжественным выходом священника с предшествующими ему свещеносцами. Начинается он после заамвонной молитвы и включает в себя:

1) Трисвятое по «Отче наш…»;

2) тропари «Со духи праведных скончавшихся…»;

3) сугубую ектенью.

Состав молитвословий чина над кутией на вечерне тот же, что на литии, но отпуст здесь менее торжественный – сразу после ектенийного возгласа певцы поют: «Аминь» и без каких-либо священнических возглашений, поется «Честнейшую Херувим…», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». В конце нет заключительного возглашения «Вечной памяти».

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: оба-че очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Тропари, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

«Слава» – Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

«И ныне» – Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеко-любче.

Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Заочное отпевание

Таинство без присутствия тело покойника совершается редко. Оно возможно в случаях:

  •  когда усопший захоронен много лет назад, но по каким-либо причинам не был отпет;
  •  если человек погиб на войне,  в результате терракта, авиакатастрофы, утонул в кораблекрушении, пропал без вести.

Священник освящает и благословляет специально подготовленную землю, читает молитву. По окончании отпевания земелька вручается родным покойного. Ею необходимо крестообразно посыпать могилу.

Если же покойный был кремирован, то землю следует всыпать в урну с прахом.

Совет! Если место захоронения неизвестно или находится далеко,  и нет возможности добраться до нее, то землю брать в церкви ни к чему.

Поминальная трапеза

После того как заупокойное богослужение о усопшем совершено, организовывается поминальная трапеза в его память. Начинается она следующим образом:

1) если в храме было только поминовение на Литургии, а панихида не служилась, или если присутствующие на поминках на службе не были, то перед трапезой нужно прочесть либо последование панихиды, либо канон об усопшем. В случае отсутствия священника панихида заменяется литией, которую миряне могут читать самостоятельно;

2) если все присутствующие были перед этим на панихиде в храме, то после обычных молитв перед вкушением пищи можно приступать к трапезе.

Трапеза начинается с вкушения кутии. По обычаю, принято подавать на поминках блины, символизирующие своей круглой формой вечность. В средней России кроме этого подается еще и кисель. В конце трапезы читается заупокойная лития и возглашается «Вечная память». Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным. Поминальная трапеза есть форма милостыни, творимой в память об усопшем. Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах.

Отпевание или последование мертвенное

Чин погребения – это завершающий этап в триаде посмертного отпущения грехов. Ему предшествуют исповедь священнику и отпущение названных плохих деяний. Следует понимать, что утаённые прегрешения, в которых человек перед смертью своей не сознался, не будут ему отпущены и станут той тяжестью, что низвергнет душу с Небес.

Городская ритуальная служба
в Санкт-Петербурге

Отпевание
по православному обряду

РИТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОХОРОН

Синонимами проводимого обряда считаются «последование мертвенное», согласно Требнику, и «отпевание», за читаемые нараспев слова молитв и псалмов. Чин погребения служится непосредственно над усопшим, желательно в Церкви, в соответствующей обстановке. В последнее время больше практикуется выездная служба – на кладбище или в крематории.

В отдельных случаях прочтение молитв и псалмов непосредственно над телом невозможно. Такое происходит при отсутствии трупа из-за крушения самолёта над морем, фрагментации останков вследствие взрыва бомбы, массовой гибели людей из-за буйства природной стихии. Родственники погибших серьёзно переживают за умерших близких, что отправились на тот свет не отпетыми. Ведь помимо непредвиденной гибели душу умершего ожидает трагическая участь в загробном мире. Идя навстречу пожеланиям радетельных членов семьи, священники проводят обряд заочного отпевания.

Как проходят православные похороны

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны — важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях “Фоме” рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св

Александра Невского при МГИМО.

Для христиан смерть — не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны — не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждет каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас — молитва о душе почившего человека.

В Символе веры — молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, — есть слова: «Чаю воскресения мертвых» . То есть уповаю и жду воскресения мертвых.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело — храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам: 6, 19)

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53)

Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом

Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Кого можно, а кого нельзя отпевать в церкви

Со смертью связано много суеверий и легенд, но не всем им следует верить. Вопросы о том, можно ли отпеть конкретного человека, лучше задать духовнику или любому другому священнику. РПЦ лишь иногда отказывается отпеть человека. К примеру, если умирающий крещенный человек не успел исповедоваться и собороваться перед смертью, это не является основанием для отказа.

Кого не отпевают в православии

В храме нельзя отпевать иноверцев или атеистов, которые не были крещены, т.к. при жизни эти люди не являлись частью Церкви. Также в раме не отпевают тех, кто:

  • совершил самоубийство;
  • жил как явный безбожник;
  • отрекся от Церкви, хотя и был крещен.

Но из этих правил существуют исключения. Если самоубийца при жизни страдал психическими заболеваниями (и этому есть подтверждение), его можно заочно отпеть. Чтобы получить разрешение на совершение специального чина, необходимо взять справку о наличии психопатологии у лечащего врача или в психоневрологическом диспансере, в котором лечился умерший.

Разрешение берется в епархиальном управлении. Благословение на отпевание такого человека может дать только архиерей, приходской священник не имеет права решать подобные вопросы.

Самоубийцами не признаются люди, лишившие себя жизни по неосмотрительности (непреднамеренное падение, утопление или отравление). Их отпевают на общих основаниях, если будет доказано отсутствие злого умысла в их действиях. Однако не стоит хитрить и подделывать документы. Если добиться хитростью отпевания самоубийцы, душе умершего это не принесет никакого облегчения. Любая хитрость идет против Бога.

Если человек жил как безбожник, но перед смертью исповедовался, покаялся и соборовался, он может быть отпет. Это касается даже серийных убийц. Но люди, которые умерли от ран, полученных при совершении разбойного нападения (т.е. сами были преступниками), могут быть приравнены к самоубийцам, и их откажутся отпевать. Однако жертв разбоя отпевают всегда даже в том случае, если в результате их действий (самооборона) были убиты или покалечены нападавшие.

В соответствие с каноническим правилом священник может отказать отпеть, если умерший за свою жизнь ни разу не посетил храм, и был крещен чисто формально в детстве. Но обычно этот вопрос удается решить.

Также не отпевают детей, убитых во чреве в результате аборта, и тех, кто родился мертвыми. Если ребенка успели окрестить сразу после рождения, но он прожил несколько часов или дней, его можно отпеть.

Но нужно понимать, что за любого умершего можно и нужно молиться дома. В домашней молитве можно поминать и иноверцев, и самоубийц, и атеистов. Отсутствие отпевание не должно накладывать запрет на заупокойные молитвы близких. Более того, души, которые не были отпеты, нуждаются в еще больше молитвенной поддержке со стороны своих родных. Т.е. фактически за них просят только их близкие. Нужно не забывать поминать усопших и желать им Царствия небесного.

Можно ли отпевать наркоманов и алкоголиков

Наркомания и алкоголизм являются тяжелыми заболеваниями, в результате которых человек причиняет себе и окружающим огромный вред. Эти патологии – зависимость, но она не отрицает возможности покаяния, соборования и отпевания.

Православные христиане, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, могут быть отпеты, если они умерли своей смертью или были убиты, а не покончили жизнь самоубийством. Но в РПЦ не считают самоубийство, совершенное в состоянии патологического опьянения (воздействия больших доз алкоголя), основанием для отказа в отпевании.

Можно ли отпевать женщин, которые погибли в родах

Если женщина была православной христианкой и умерла во время родов или в течение 40 дней после них, ее можно отпевать по тем же самым правилам, что и остальных усопших. Любые сведения о том, что женщин, умерших при родах или на сороковой день, нельзя отпевать, являются суевериями и не имеют ничего общего с православным учением. Это же самое касается женщин, которые умерли из-за осложнений в результате аборта.

Чин отпевания священников

Чин отпевания священников значительно отличается по своему составу от чина погребения «мирских человек».

В данном сборнике не ставится задача освещать вопросы, непосредственно связанные с обязанностями пастырей по отношению к пасомым, а также с их богослужебной деятельностью. Отпевание пастырей – чинопоследование, совершаемое священниками и для священников

Участие в этом богослужении мирян важно, как всегда важна соборная молитва Церкви о своем усопшем сыне. Но входить в глубинные подробности этого чинопоследования мирянам, думается, несколько излишне

Для того, чтобы иметь представление о составе и последовательности молитв отпевания священников, даем его краткий устав-схему.

Краткий устав-схема отпевания священников I часть

I часть

Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».

Псалом 118-й (3 статии):

После 1-й и 2-й статии – малая заупокойная ектенья: «Паки и паки…»;

После 3-й статии – тропари «по Непорочных» и «Паки и паки…».

Тропари: «Покой, Спасе наш…», «От Девы возсиявый миру».

Степенны.

1-й прокимен, Апостол, Евангелие, молитва, седален и псалом 28-й с тропарем.

2-й прокимен, Апостол, Евангелие, молитва, антифон, псалом 23-й, тропарь и седален.

3-й прокимен, Апостол, Евангелие, молитва, антифон, псалом 83-й, тропари «Помилуй нас, Господи…».

4-й прокимен, Апостол, Евангелие, «Блажены».

5-й прокимен, Апостол, Евангелие.

Псалом 50-й.

II часть

Канон с ирмосами Великой Субботы «Волною морского…».

По 3-й песни – седален.

По 6-й песни – малая заупокойная ектенья: «Паки и паки…», кондак «Со святыми упокой…» и 24 икоса с припевом «Аллилуиа».

По 9-й песни – малая заупокойная ектенья: «Паки и паки…».

Ексапостиларий.

Стихиры «на хвалитех».

«Слава в Вышних Богу…».

Стихиры самогласны Иоанна Дамаскина.

«Благо есть…».

Трисвятое по «Отче наш…».

«Покой, Спасе наш…».

Ектенья «Помилуй нас, Боже…».

Разрешительная молитва.

Стихиры на последнее целование.

III часть

Обнесение тела священника вокруг храма с пением ирмосов «Помощник и Покровитель…».

Тропарь, глас 4-й

Со духи пра­вед­ных скончавшихся, ду­шу раба Тво­его, Спа­се, упокой, сохраняя ю во блаженной жиз­ни, яже у Те­бе, Че­ло­ве­ко­люб­че.

Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего , Спаситель, упокой сохраняя её в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец.

В покоищи Тво­ем, Гос­по­ди, иде­же вси святии Твои упокоеваются, упокой и ду­шу раба Тво­его, яко Един еси Человеколюбец.

В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего , ибо Ты Один – Человеколюбец.

Сла­ва Отцу и Сы­ну и Свя­то­му Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и ду­шу раба Тво­его упокой.

Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ны­не и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Едина Чис­тая и Непорочная Де­во, Бо­га без семени рожд­шая, мо­ли спас­ти­ся душе его.

Единая чистая и непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего .

Седален, глас 5-й

По­кой, Спа­се наш, с пра­вед­ны­ми раба Тво­его, и се­го всели во дворы Твоя, яко­же есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Че­ло­ве­ко­люб­че.

Кондак, глас 8-й

Со свя­ты­ми упокой, Хрис­те, ду­шу раба Тво­его, иде­же несть бо­лезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь без­ко­неч­ная.

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего , там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

Икос

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый че­ло­ве­ка, земнии убо от зем­ли создахомся, и в зем­лю туюжде пойдем, яко­же повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в зем­лю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное ры­да­ние творяще песнь: алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа.

Ты Сам – один бессмертный, сотворивший и создавший человека: мы же, смертные, из земли были созданы, и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, создав меня и сказав мне: «Ты земля, и в землю отойдешь», куда все мы, смертные, пойдем, надгробное рыдание претворяя в песнь «Аллилуия, аллилуия, аллилуия!»

Достойно есть яко во­ис­тин­ну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Ма­терь Бо­га на­ше­го. Чест­ней­шую Хе­ру­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния Се­ра­фим, без истления Бо­га Слова рождшую, су­щую Богородицу Тя ве­ли­ча­ем.

Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.

Сла­ва Отцу и Сы­ну и Свя­то­му Духу, и ны­не и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Гос­по­ди, по­ми­луй (трижды), благослови.

Мо­лит­ва­ми свя­тых отец на­ших, Гос­по­ди Иису­се Хрис­те, Бо­же наш, по­ми­луй нас. Аминь.

По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Во блаженном успении вечный по­кой по­даждь, Гос­по­ди, усопшему рабу Тво­ему (имя), и со­тво­ри ему веч­ную па­мять.

Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему, и сотвори ему вечную память!

Веч­ная па­мять. (трижды)

Душа его во бла­гих водворится, и па­мять его в род и род.

Душа его среди благ водворится, и память его в род и род.

Чин над кутией в память усопших

Для частного поминовения усопших в Служебнике есть особый «Чин над кутие́ю в память усопших». Этот чин может включаться в чинопоследования двух богослужений суточного круга:

1) в чинопоследование Литургии;

2) в чинопоследование вечерни.

На Литургии чин над кутией не имеет начального возгласа и отпуста по той причине, что он включен в чинопоследование Евхаристии, но сопровождается торжественным выходом священника с предшествующими ему свещеносцами. Начинается он после заамвонной молитвы и включает в себя:

1) Трисвятое по «Отче наш…»;

2) тропари «Со духи праведных скончавшихся…»;

3) сугубую ектенью.

Состав молитвословий чина над кутией на вечерне тот же, что на литии, но отпуст здесь менее торжественный – сразу после ектенийного возгласа певцы поют: «Аминь» и без каких-либо священнических возглашений, поется «Честнейшую Херувим…», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». В конце нет заключительного возглашения «Вечной памяти».

Отпевание – важная часть похоронного процесса. Что такое заочное отпевание

Чин отпевания (погребения) – это обряд, сопровождаемый произнесением молитвенных слов при последнем прощании с умершим. Богослужение чаще всего проводится в храме. Допустимы и другие варианты: дома, где находится тело покойного, на кладбище. Выполняется чин отпевания единожды. При этом есть ряд внешних атрибутов, без которых сложно представить обряд:

  • чело покойника покрывает венец – символ победы, имеется в виду превосходство над искушениями, страданиями;
  • присутствующие держат свечи, также их зажигают и в помещении – это означает свет, а также вестник спасения, любовь близких.

Есть еще одна важнаяособенность – необходимость читать молитвы. Родственники таким образом помогают умершему преодолеть переход от земного к загробному миру. Когда проводится заочное отпевание усопшего, физически нет возможности использовать специальные атрибуты (свечи, венец), т. е. по разным причинам тело отсутствует. Однако есть возможность прочесть молитву. Это намного важнее, чем внешние проявления. При проведении такой формы отпевания происходят те же процессы с душой – отрыв от земного, путешествие по местам обитания душ и т. д. Такой эффект обеспечивает сила молитвы, человеческая вера.

Отпевание усопшего

Как отпевают христиан

Перед процедурой следует обратиться в храм и договориться со священником. При оформлении заказа родственники умершего должны предоставить в церковь справку о смерти и свидетельство о бальзамации из морга. В лавке при церкви можно заранее узнать, сколько длится отпевание православных умерших, чтобы договориться об организации похорон на кладбище.

Отпевание умершего (покойника) в церкви проходит на третьи сутки. Во время процедуры тело усопшего должно находиться в гробу. Перед заносом в храм покойный должен быть полностью подготовлен: на его лбу должен лежать венец, на груди должен находиться нательный крестик, а тело умершего должно быть накрыто погребальным покрывалом.

После внесения гроба с телом покойного в храм его устанавливают таким образом, чтобы лицо усопшего было направлено к алтарю. По периметру гроба ставят 4 восковых свечи. Схематично они напоминают крест. Во время процедуры родственники и близкие покойного должны стоять рядом. Лучше купить в церковной лавке свечи и держать их зажженными. Когда будет читаться специальный чин, стоит также молиться вместе с батюшкой.

Что нужно для отпевания

Перед проведением процедуры родственникам или друзьям покойного надо приобрести:

  • нательный крестик, если умерший его не носил;
  • икону Спасителя;
  • листок с разрешительной молитвой (продается в церковной лавке любого храма);
  • погребальное покрывало;
  • венчик для погребения;
  • свечи.

Все эти предметы (кроме свечей) кладутся в гроб вместе с покойником.

Как и когда проходит церковное отпевание православного умершего

Усопшего отпевают на третий день после смерти, если для этого нет каких-либо препятствий. Именно на третий день после смерти на кресте произошло Воскресение Христа. Также некоторые святые, к примеру Симеон Солунский, писали о том, что третий день символизирует веру православных в Святую Троицу, их стремление к трем христианским добродетелям (вере, надежде и любви), а также из-за того, что человек проявляет себя в делах, словах и мыслях. Т.е. три – это сакральное число в православии, означающее благую весть.

Как совершается чин отпевания покойника

Во время процедуры священнослужителем совершается специальный чин над гробом с телом. Этот чин упрощенно включает в себя пение стихир и канона и чтение Апостола и Евангелия.

Сначала читаются начальные молитвы, которыми начинаются любые богослужения. Затем читаются или поются:

  • 90-й псалом из Псалтири «Живый в помощи»;
  • 118 псалом из Псалтири (17 кафизма);
  • тропари 5 и 4 гласа;
  • заупокойная ектенья;
  • седален за упокой;
  • 50-й псалом;
  • заупокойный канон 6 гласа;
  • богородичен седальна (песнопение в честь Богородицы);
  • заупокойный кондак;
  • 8 заупокойных стихир Иоанна Дамаскина;
  • Блаженны – заповеди блаженства;
  • прокимен «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния»;
  • Апостол, 270 зачало;
  • Евангелие от Иоанна, зачало 16;
  • стихиры второго класса;
  • Трисвятое;
  • Отче наш;
  • Вечная память.

Все молитвенные песнопения произносятся священником и церковным хором. Родственники и друзья усопшего могут молчать во время церемонии, но лучше будет, если они станут молиться за покойного. Если неизвестна ни одна из вышеуказанных молитв, можно молиться своими словами за душу покойного, но лучше взять тексты чинопоследования заранее.

Если близкие покойного будут понимать, о чем поет хор, и для чего отпевают умершего, это усилит молитву и поможет душе усопшего. Плачи крики во время прощания не приветствуются, т.к. душа усопшего попадает к Господу, Его святым и к своим ушедшим родным и близким, окончив свой земной путь, и нужно радоваться этой благой вести, а не печалиться.

После завершения процедуры отпевания с усопшим в последний раз подходят проститься. Если у родственников нет сил подойти к гробу, это не является нарушением. Если человека хоронят в закрытом гробу, нужно прикладываться к кресту на крышке. Прощание обычно происходит достаточно быстро и длится не более 10 минут.

По вопросам отпевания, если решите обратиться ко мне

На отпевание приезжаю самостоятельно как домой, так и на кладбище, возможно также отпеть в храме, отпевание совершается без сокращений, в соответствии с чинопоследованием, чинно, внятно и понятно, бодро, но неторопливо. По времени длительность отпевания — чуть больше часа. По дополнительной договоренности можно отпеть с хором и диаконом — это придаст отпеванию более глубокий смысл и сильнее сосредоточит присутствующих, настроит их на молитву.

По отпеванию можно договориться на любой день и согласовать удобное для Вас время

Важно, чтобы на отпевании собралось наибольшее количество родственников. При отпевании используется природный уголь и натуральный афонский ладан

По отпевании говорю присутствующим несколько слов, разъясняю смысл происходящего кратко, не загружая. И в обязательном порядке выдается благословенная земля.

Всех, кого отпеваю, записываю в личный помянник и поминаю на каждом богослужении.

В моргах не отпеваю, у подъездов тоже — ни при каких обстоятельствах

Может ли попасть душа в рай без отпевания

Отпевание не влияет на попадание души в рай, но любая молитва облегчает прохождение души мытарств. Согласно церковным учениям после смерти душа в течение 40 дней проходит 20 мытарств – испытаний смертными грехами. Если душа не пройдет эти испытания, она не сможет попасть в рай. Отпевание – это очень сильный молитвенный чин, который помогает душе успешно пройти все мытарства. Т.е. отпевание – это лишь помощь душе усопшего, но купить билет в Царство Божие нельзя. После смерти принято расплачиваться по-другому.

Также за любого крещенного покойного после погребения можно подавать записки в храме. Это можно делать даже в том случае, если он не был отпет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector