Как крестятся староверы инглинги

Содержание:

Образ жизни староверов

Обычаи старообрядцев очень архаичны. Они ведут закрытый, часто аскетичный образ жизни. В быту члены общины довольно скромны, разговаривают на старорусском диалекте. Староверы не признают современные блага цивилизации и производят все необходимое для жизни своими руками.

Внешний вид

Глядя на внешний вид старообрядцев, можно подумать, что они сошли со страниц какой-нибудь древнеславянской сказки. Все мужчины бородатые, носят старорусские рубахи, обязательно навыпуск, подвязанные широким поясом. Женщины в платках, которые полностью скрывают волосы и сколоты под подбородком английской булавкой.

Среди староверческих нарядов не встретишь ярких красок, откровенных фасонов, галстуков или других модных аксессуаров. Девушки носят только юбки или платья в пол, волосы у всех заплетены в косы.

Староверы совершают поясные и земные поклоны

Мужчины носят бороды

Женщина обязательно покрывает голову

Крестное знамение

До раскола русской церкви все верующие крестились двумя пальцами (указательным и средним). Их складывали вместе, чуть изогнув, а остальные прижимали к ладони. Этот жест, пришедший к нам из греческого православия, часто встречается в иконографии. Он символизирует два основополагающих символов христианства: распятие и чудесное воскрешение Спасителя.

После Никоновских нововведений крестное знамение стало троеперстным, каким мы его знаем сегодня, однако староверы продолжают креститься двумя пальцами.

Поклоны во время служб

Во время богослужений, проводимых до церковной реформы XVII столетий, верующие совершали четыре вида преклонений:

  • обычные – до груди;
  • средние – до пояса;
  • «метание», или малый земной – практически до земли;
  • проскинеза – до самой земли.

В результате нововведений остались только поясные преклонения, а вот старообрядцы до сих пор пользуются всей системой поклонов.

Венчание и семья

Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака. При этом связывать себя семейными узами, если мужчина и женщина являются родными по крови до восьмого колена, строго запрещено. Богослужение по торжественному случаю проводят в любой день недели, кроме вторников и четвергов, придерживаясь православных традиций, существовавших до раскола церкви.

Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака

Аборты староверы не признают, считая их страшным грехом, а потому семьи у них многодетные. Большое количество детей не является помехой, а скорее, наоборот. Все члены рода заняты общим делом, помогая друг другу и распределяя все блага поровну. В понятие «родственник» для них может входить не одна деревня, а потому, чтобы не допустить кровосмешения, пару для своего ребенка родители ищут из дальних поселений.

Старообрядческие традиции запрещают употреблять спиртные напитки и курить табак. Только на великие церковные тожества разрешается выпить пару рюмок алкоголя, однако подобным попущением практически никто не пользуется.

Таинство крещения

По староверческим обычаям ребенка крестят не позже десятого дня после появления на свет. Имя малышу дают исключительно по святцам, а крестными родителями должны быть только члены общины. Всю церковную утварь, необходимую для проведения ритуала, омывают проточной водой. Аналогично поступают с нательным крестиком после совершения крещения – очистив, его снова надевают на шею младенца.

Родителям-старообрядцам, в отличие от современных православных, запрещено присутствовать во время Таинства Крещения рядом с ребенком.

Интересная информация

Аборты староверы не признают, считая их страшным грехом

Похороны у старообрядцев

Смерть для староверов – естественный процесс, которому не придают особенного значения. Сторонники старой веры также проводят исповедь и заупокойную службу, однако траура по почившему не устраивают.

Для омывания тела приглашаются члены общины того же пола, что и покойный. Затем умершего укладывают в простой деревянный гроб, наполненный древесной стружкой, а сверху накрывают домотканым саваном из натурального полотна. Хоронят, не закрывая гроб крышкой. Поминки по древним обычаям также не устраивают, а вещи почившего раздают нуждающимся.

Благие намерения патриарха

Он распорядился взять образцы ранних книг, привезённых из Византии, и, сделав с них заново перевод, растиражировать печатным способом. Прежние тексты он приказал изъять из обращения. Кроме того, патриархом Никоном было введено на греческий манер троеперстие – сложение вместе трёх пальцев при осенении крестным знамением.

Такое безобидное и вполне разумное решение вызвало, тем не менее, реакцию, подобную взрыву, а произведённая в соответствии с ним церковная реформа послужила причиной раскола. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, получившей название Никонианской (по имени патриарха Никона), и из неё сложилось масштабное религиозное движение, последователи которого стали называться раскольниками.

Реформа, расколовшая российское православие

Старообрядчество, как и вся российская церковь, началом своей истории считает год, когда на берегах Днепра воссиял свет Христовой веры, принесённый на Русь равноапостольным князем Владимиром. Попав на благодатную почву, зерно православия дало обильные всходы. Вплоть до пятидесятых годов XVII века вера в стране была единой, и о каком-либо религиозном расколе речь не шла.

Началом великой церковной смуты стала реформа патриарха Никона, начатая им в 1653 году. Заключалась она в приведении российского богослужебного чина в соответствие с тем, который был принят в Греческой и Константинопольской церквях.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Как осенить себя правильно крестным знамением

Умение креститься показывает уважительное отношение к своей вере и православным традициям. Вот почему истинный христианин не только сам совершает это действие в строгом соответствии с церковным ритуалом, но и всегда показывает правильность действий тем, кто об этом просит.

Чтобы нанести на себя или на любого другого человека крестное знамение, для начала нужно правильно сложить пальцы своей правой руки. Вместе соединяют кончики указательного, большого и среднего пальцев, а мизинец и безымянный прижимают кончиками к ладони. Правильное расположение пальцев является основой для совершения ритуала освещения святым крестом.

Когда пальцы будут сложены как надо, нужно приложить впечатывающим жестом их ко лбу, затем опустить руку до уровня солнечного сплетения, потом к правому плечу и закончить приложением к левому плечу. После того, как правая рука будет опущена, можно поклониться.

В чем кроется смысл этого действия

Если у ребенка набожные родители, обычно они с детства водят его в храм и естественно учат креститься. Но у многих посещающих церковь детей это действие совершается по привычке, они могут не понимать смысла освещения себя таким знамением. Но жест этот неслучаен и имеет определенное значение.

Сложенные воедино три пальца руки в православной вере обозначают Святую Троицу, то есть веру в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Два прижатых пальца к ладони знаменуют о двойственной природе Иисуса Христа, о соединении божественного и человеческого начала в Сыне Божьем. Креститься принято правой рукой, потому что именно за правым плечом стоит Ангел-Хранитель человека.

Места прикладывания соединенных кончиков трех пальцев тоже имеют свое значение. Прикладывая пальцы ко лбу, происходит освещение ума, а к области солнечного сплетения – внутренних чувств. Для освещения физических сил прикладывания совершают поочередно к правому и левому плечу.

В некоторых случаях после освещения себя святым крестом принято совершить поклон. Кланяться нужно только после того, как будет произнесено «Аминь» и правая рука уже опустится, иначе преклонение ломает нанесенный крест, а это считается неправильным. Поклон может быть в пояс или земным. При первом варианте голову склоняют до пояса, а во втором случае опускаются на колени и касаются лбом земли. Преклонение головы является актом смирения перед Господом Богом и выражением любви к нему.

Смерть Сына Божьего Иисуса Христа после распятия на кресте является актом самопожертвования ради спасения человеческих душ. В крест вложена божественная сила для защиты души. Освещая себя крестным знаменем, человек защищает себя от искушений дьявола, различных несчастий. Такую же силу имеет крест, возложенный священнослужителем или родителями.

Обычно христианскую молитву заканчивают словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь»

Именно в момент произнесения этой фразы, неважно мысленно или же вслух, и освещают себя святым крестом. Также крестятся, когда молитву произносит священнослужитель

У православных христиан креститься принято не только, когда молишься. При входе в храм и выходе из него трижды крестятся и совершают поясной поклон, а во время поста поклон должен быть земным. Освещают себя святым крестом и перед христианскими святынями. Например, перед чудотворной иконой и Библией в церкви.

Верующий человек всегда трижды перекрестится, если идет мимо храма и поклонится в пояс. Даже если этой дорогой он ходит дважды в день на работу и домой. Этим жестом он публично заявляет о своей вере и любви к Господу Богу, выказывает уважение православным традициям.

Верующий человек также крестится по пробуждению, перед началом трапезы, перед сном. Для того чтобы перекреститься, необязательно произносить длинную молитву. Достаточно будет простых слов благодарности Богу за начало еще одного дня в своей жизни, за посланную еду на стол или за успешно проведенный день.

Обычно, родители освещают своих детей перед их выходом из дома, а также перед важными событиями в их жизни, перед отходом ко сну. Этим самым они дают им защиту от несчастий, насылают спокойные сны или удачу в совершении намеченного дела. Освещение святым крестом родителями своих детей имеет особую силу, так как в него вкладывается кроме любви Бога к любому человеку и родительская любовь.

Подготовка тела

Причитать у старообрядцев начинают обычно прямо с момента констатации факта смерти. Часто для подобных целей всегда приглашали плакальщиц, и опытные жалобщицы всегда могли своими причитаниями растрогать присутствующих.

В обязательном порядке по всему этому дому занавешивались абсолютно все зеркальные поверхности. Это касалось даже зеркал, начищенных металлических створок и самоваров.

Очищение всех телесных покровов всегда проводили в первые часы после кончины. В силу серьезной трудоемкости этим всегда занимались 2-3 человека. Начинали всегда с головы и заканчивали его ногами. Правую сторону омывали всегда прежде левой. Часто для подобных целей применяли крещенскую воду. После омовения такую воду никогда не выливали в общественных местах.

Одежду всегда заготавливали ранее – это были нательная рубаха, носки, а у женщин – чулки, мягкие тапочки из кожи, соломы либо грубой ткани. Женская рубашка достигала самых щиколоток, мужская – колен.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Какой рукой и как правильно креститься

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и — психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа — с первого до последнего Его дня — и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой — оберегая того, кто крестится, и освящая его.

Крест — это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им — делает себя по степени своей веры подобным Христу.

Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а — с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула — как например, индийская мантра, или ритуалы магов, — которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение — это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот — преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой — вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб — живот — правое — затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно — например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное — не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе

Как правильно складывать пальцы

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино — это символизирует собой Святую Троицу, — а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет — в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так — без рассуждения.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

см также: Как правильно вести себя в храме?

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь!

Разница староверов и православных

Православные верующие – это те христиане, которые признают учения, выдвигаемые христианской Церковью.

Старообрядцы же представляют собой верующих людей, которые возжелали отойти от христианской церкви в силу своего несогласия с теми реформами, которые проводил Патриарх Никон.

Эксперты по церковной истории установили около десятка отличительных особенностей старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах проведения богослужения и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного писания, бытовых вопросах, а также внешнем виде.

Следует отметить, что старообрядцы неоднородны, то есть среди них присутствуют различные течения, которые также вносят некоторые отличия, однако уже среди самих приверженцев старого верования.

Давайте же разберемся более подробно в чем отличаются староверы от православных христиан:

  • Имеет старообрядческий крест отличие от православного, но у старообрядцев по сей день приятно использовать форму христианского символа. Он, как правило, имеет восемь концов, а к нашему обычному крестику добавляются еще две небольшие перекладинки косая снизу и прямая сверху. Однако, согласно проведенным исследованиям некоторые толки старообрядцев признают также и некоторые другие формы креста Господнего.
  • Поклоны. В отличие от обычных христиан старообрядцы признают лишь земные поклоны, а вот вторые используют поясные.
  • Как необходимо креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. л дан указ всем выполнять православие крестное знамение троеперстное знамение. То бишь креститься по-новому – тремя пальцами, уложенными в щепоть. Старообрядцы в свою очередь не приняли данного положения, увидя в этом кукиш (т.е. фигу) и всецело отказались следовать нововведенному указу. Старообрядцы и по сей день выполняют двумя перстами крестное знамение.Нательный символ. Как описывалось ранее у старообрядцев постоянно присутствует восьмиконечный крестик, который располагается внутри четырехконечного. Главным же отличием является то, что на таком крестике никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
  • Различия в написании имени Вседержителя. В некоторых молитвословиях имеются разночтения, которые согласно подсчетам, одного ученого-историка насчитывается около 62.
  • Старообрядцы в период проведения богослужения держат скрещенные руки на груди, а христиане держат руки пошвам.
  • Практически полный отказ от спиртных напитков и табачной продукции. Древнерусская Церковь православных староверов лишь в некоторых старообрядческих толках допускает принятие на великие праздники трех рюмок спиртного, однако не более этого.
  • Внешний вид. В старообрядческих Божьих храмах по сравнению с христианскими, не встречаются женщины и девушки в шапках, платках или же косынках, которые завязываются сзади на узел. Старообрядческие женщины должны находиться строго в платке, заколотом под подбородком при помощи булавки. В одежде не допускается ничего цветного и яркого. Мужчинам же следует одевать старорусские рубашки навыпуск и обязательно дополняя ее поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхнюю, то бишь духовную и нижнюю, грязную. Мужчине-старообрядцу в повседневной жизни запрещается носить галстуки, считая их Иудиной удавкой, а также сбривать бороду.

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Появление староверов связано с историей Древней Руси и принятием Православия

В 988 году князь Владимир крестил Русь. Принятие Православия повлияло на историю страны.

К.В. Лебедев «Крещение киевлян». В 988 году произошло крещение Руси киевским князем Владимиром

Православие на Руси восходило и основывалось на Византийских традициях церковного служения, а митрополит всея Руси  назначался в столице Византии. Константинополь как главный центр Православия, был своего рода авторитетом в кругах Русской церкви.

Однако после подписания Византийским императором Унии о признании верховенства папы,  (тем самым возвысив западную традицию христианства над восточной), авторитет Константинополя пошатнулся в кругах Русской церкви, а также самого народа.

Стали появляться критические суждения по некоторым греческим обрядам, подвергаться сомнениям их правильность и достоверность.

Споры о принятии Унии послужили одной из причин обособления Русской Православной церкви от Византии

Окончательное отделение от Византии произошло, когда  Московское патриаршество  самостоятельно назначило митрополита  Киевской и Всея Руси. После захвата Константинополя  турками, была упразднена Флорентийская Уния.

Несмотря на господствующих завоевателей, православие на Востоке продолжало существовать, и спустя некоторое время отношения между русской и византийской церквями стали налаживаться. Однако пошатнувшийся однажды авторитет, всему русскому народу вернуть не удалось.

Староверы: традиции и обряды

Староверы сохраняют и признают исключительно Веру своих предков. Главной особенностью их религиозной атрибутики является восьмиконечный крест. Существует староверческая традиция, по которой на службу требуется надевать одеяние, пошитое в старорусском стиле. Интересно, что их нательный крест отличается отсутствием распятия.

Существует великое множество староверческих традиций, которые передаются из поколения в поколение. В пределах семьи мужчина наделен неоспоримой властью, а женщина полностью подчиняется его воли.

В зависимости от возраста и половой принадлежности члены староверческой общины облачаются в разные одеяния. Пожилые мужчины носят кафтан, а юноши и мальчики — косоворотки. Представительницы женского пола носят сарафан, а на их голове обязательно должен быть платок. В качестве причесок женщинам разрешается выполнять на волосах различные плетения с использованием лент. Одними из главных обрядов староверов является крещение и погребение.Обряд крещения и погребения
Этот обряд заключается в погружении человека трижды в воду. Причем погружения должны быть полными. Во время этого действа младенцу надевается крест, который будет его защищать от нечисти и символизировать Веру, и пояс. Обычно крест надевается родителями или бабкой, которая принимала роды, сразу же после рождения для защиты ребенка.

После троекратного омовения в течение 8 дней крещенный не должен мыться или принимать иные водные процедуры, а также ему запрещено переодеваться. Главной отличительной чертой обряда является наречение имени, которое подбирается на основе святок. Девочкам разрешено выбирать имя за 7 дней до рождения или после его, а мальчиков называют в соответствии с конкретным днем крещения. Покровителем малыша становится тот святой, чье имя было выбрано при крещении.

Если в староверческой семье случается смерть, то тело умершего человека сразу же омывают. Причем омовение не должно долго длиться. Это действо символизирует процесс очищения человека от грехов. Во время омовения глава семьи читает молитву, призвание которой заключается в защите покойного от нечистых сил.
Погребение человека производится в колоде — гробу, вычесанном из колоды большого размера. Интересно, что некоторые люди изготавливают колоды для погребения еще при жизни.

Проведение богослужений

Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.

«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.

Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.

«Дети в храме, если родители там». Как католики воспитывают прихожан? Подробнее

Как правильно крестить предметы?

Как правильно крестить предметы?

Крестное знамение имеет большую силу, его нужно производить с верой и упованием на помощь Божию. Чтобы знать, как правильно крестить предметы, нужно иметь общее представление о том, как нужно наносить крестное знамение. Когда человек крестит себя, то есть осеняет себя крестным знамением, нужно сложить вместе три пальца — большой, указательный и средний, остальные два пальца, то есть безымянный и мизинец нужно прижать к руке. Тремя сложенными пальцами человек сначала касается своего лба, затем, живота, потом, правого плеча и, левого плеча, таким образом, он изображает на себе Крест Господень. При его нанесении на свое тело, а также на другие предметы или людей, нужно произносить: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», этим мы исповедуем свою веру в Святую Троицу. Три сложенных пальца символизируют собой три лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Два пальца, которые прижаты к руке символизируют две природы Господа нашего Иисуса Христа, Божественную и Человеческую. При нанесении крестного знамения с верой, отступают злые силы, проходит искушение и Господь посылает свою живительную помощь.

Когда мы крестим предметы, то нужно их осенять крестным знамением с произнесением таких же слов, как и при нанесении крестного знамения на себя. Чтобы изобразить крест на каком-либо предмете мы, сначала, крестим его вверх со словами: «Во имя Отца», затем вниз со словами «И Сына», затем в левую сторону со словами «И Святаго Духа» и, затем в правую сторону со словами «Аминь». Производить крестное знамение нужно не спеша и благоговейно с молитвой ко Господу.

Как правильно крестить людей?

Во многих Православных семьях принято, чтобы мать и отец благословляли своих детей крестным знамением перед их выходом из дома. Ребенок поворачивается лицом к матери или отцу, которые крестят их. Сначала они касаются их лба, затем живота, затем правого плеча и, затем левого плеча. При таком благословении родители молятся, чтобы Господь охранял их ребенка и защищал силой крестного знамения. Крест Христов и его изображение имеет несказанную силу, он не раз избавлял людей от различных бед, скорбей и, даже, смерти. Христиане наносят крестное знамение на себя, других людей и окружающие предметы. Чтобы знать, как правильно крестить людей нужно просто уметь самому креститься. В данном тексте мы употребляем слово «крестить» в значении «осенять крестным знамением».

Как правильно крестить пищу?

Перед вкушением пищи принято произносить молитву, например, «Отче Наш» или отрывок из Псалма, который так и называется «Молитва перед вкушением пищи». После произнесения этой молитвы пищу осеняют крестным знамением, чтобы Господь благословил трапезу. Чтобы знать, как правильно крестить пищу и не совершить ошибки в этом процессе, нужно поставить все, что Вы собираетесь скушать на стол. Затем, обратившись лицом к иконе, которую обычно вешают на стене не далеко от стола, произносят молитву. Потом, глядя перед собой, производят крестное знамение, осеняя крестом сначала верх стола, потом низ, затем, левую и правую стороны. Пальцы руки нужно складывать так же, как и при нанесении крестного знамения на человека. Произносить нужно вслух или мысленно те же слова, что и в любом случае, когда крестят себя или другие предметы. Нанесением крестного знамения христиане призывают Божию благодать и благословение на их трапезу. В Житиях Святых описаны удивительные случаи, когда, даже, ядовитые вещества, которыми зложелатели хотели отравить угодников Божиих, теряли свою силу после того, как их осеняли крестным знамением. Тот человек, который молится перед едой и крестит пищу намного меньше подвержен таким грехам, как объедение и чревоугодие. Кроме вреда для души эти грехи и страсти наносят вред здоровью человека.

Раскол, ставший результатом реформы

Как и прежде, в дореформенные времена, старообрядцы крестились двумя перстами и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Встав в оппозицию церковным и светским властям, они в течение длительного времени подвергались с их стороны жестокому гонению. Начало этому было положено на Поместном соборе 1656 года.

Уже в советский период последовало окончательное смягчение позиции РПЦ в отношении старообрядчества, что было закреплено соответствующими юридическими документами. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения между поместными православными церквями и старообрядцами. Последние по сей день считают лишь себя носителями истинной веры.

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Часть РПСЦ, окружники, укрепили свои позиции и получили правовой статус

В 1862 году, устав от гонений, Владимирский архиепископ Антоний вместе с начётчиком Иларионом Кабановым опубликовали «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии».

«Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии»

В этом документе они расставили все точки над i. Объяснили, что не противники самой крупной христианской традиции России, что разделяют те же взгляды, что фундаментальных разногласий с ней не имеют и точно так же являются равноправными наследниками апостольской Церкви.

Авторы вернулись к теме посвящения иерархов греческим митрополитом и подчеркнули, что Амвросий имел право передать священство, а потому нет причин для разногласий с новообрядцами.

Далеко не все внутри Старообрядческой Церкви признали этот документ. Даже ряд иерархов высказался против. Так возникло ещё два течения:

  • окружники — кто принял «Окружное послание»;
  • противокружники (неокружники) — кто его отверг.

В 1906 году окружники примерились с Московской архиепископией.

Участь неокружников оказалась суровой: их истребила советская власть. Последний архиерей этого течения скончался в 1970 году, а оставшаяся паства присоединилась к окружникам.

Значительный вклад в укрепление Белокринцкого согласия сделан архиепископом Московским Саватием (Лёвшиным).

17 апреля 1905

в этот день вышел манифест «Об укреплении начал веротерпимости»

С этого момента дела Старообрядцев идут лучше: им предоставляют права, принимает у себя император, возводятся и возвращаются старообрядческие храмы и монастыри.

В рамках Освященного Собора (1911 г.) принято решение создать совет, который будет заниматься церковными вопросами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector