Методы изучения святоотеческих творений и путь постижения отцов церкви

Советы для начинающих

Хорошо, если у вас есть знакомый священник, который поможет определиться с кругом православной литературы и мерой вашего чтения. Никон Оптинский вообще советовал на каждую книгу брать отдельное благословение, но можно взять и одно общее на выбранную литературу.

Что же делать, если такого наставника у вас нет? В этом случае можно воспользоваться несколькими советами:

  1. Объем духовного чтения нужно соизмерять со своими силами и обстоятельствами. Лучше читать мало, но постоянно.
  2. Выбор литературы должен соответствовать тому образу жизни, который вы ведете, вашим духовным наклонностям. Занятие окажется праздным, если вы не сможете применить прочитанное к своей жизни.
  3. Можно подбирать чтение по теме той греховной наклонности, которая вас больше всего мучает: читать о ней или о противоположной ей добродетели. Так легче будет победить борющую вас страсть.
  4. Не стоит браться сразу за духовные вершины и читать классику аскетической литературы, как это часто делают новоначальные в православной вере. Начинать лучше с чего-то попроще. Например, взять современных авторов, умеющих говорить ясно и доступно для любой аудитории. Александр Торик, Андрей Ткачев, Тихон (Шевкунов) — их книги сегодня можно запросто найти как в интернет-пространстве, так и на книжных полках.
  5. Если что-то в книгах святых отцов или Писании вам кажется непонятным, следует спросить у того, кто знает. Так как попытки понять самому, от своего ума и без знания контекста, могут иметь вредные последствия, то полезно обращаться к качественным толкованиям. Если вы каждый день читаете по главе из Евангелия, то можно обратиться к объяснениям Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского или епископа Михаила (Лузина). Если же вопрос все равно остается нерешенным, то лучше оставить его до времени, потом он прояснится.
  6. Прилагать все прочитанное следует только к себе, сравнивать со своей жизнью, а не с чужой. Иначе мы начнем осуждать и поучать ближних, тем самым нанесем себе только вред.
  7. Перед чтением духовной литературы и Священного Писания нужно просить Господа со смирением, чтобы Он просветил наш ум и даровал правильное понимание написанного. Молиться можно своими словами, есть и специальная молитва перед чтением духовных книг:

О том, какие книги полезно читать мирянам, рассказывает профессор А. И. Осипов:

В чем необходимость Священного Предания

Свидетельства, черпаемые в святых посланиях, необходимы не только для укрепления христианской веры, но для того, чтобы:

  • правильно понимать Святое Писание;
  • противостоять еретическим толкованиям;
  • устанавливать догматы православия на основе истины и подтверждения апостольскими преданиями;
  • укоренить и укрепить церковный строй с канонами богослужений и их обрядами.

Благодаря Святоотеческим Преданиям мы можем раскрывать вопросы духовной жизни на основе учений последователей Иисуса и применять их в собственной жизни.

По совету святителя Феофана изучать святоотеческие учения и послания следует, входя в молитвенное состояние, постепенно познавая духовные книги с соблюдением благоразумной умеренности под руководством духовного наставника.

Что такое Священное Предание? Ответ священника

Как нужно читать?

В деле духовного чтения очень важны умеренность и постоянство. Такого рода литературу нельзя проглатывать целыми томами. Святые отцы советовали читать мало, но внимательно, с благоговением, дабы не потерять интерес к читаемому. Нужно стараться, чтобы каждое слово дошло до сердца и ума, иначе такое занятие окажется бесплодным.

Святитель Феофан Затворник советовал по нескольку раз перечитывать одно и то же, «пережевывать» прочитанное. Он даже рекомендовал посвящать этому занятию не более получаса в день, а затем в течение дня обдумывать, что прочитали. Главным он считал делать это каждый день, особенно же в трудные периоды жизни.

Важно также соотносить написанное в Священном Писании со своей жизнью, пытаться исполнить это на деле. Преподобный Никон Оптинский писал:. Книги святых отцов мы читаем не для того, чтобы накопить много знаний, тем более не для того, чтобы ими гордиться

Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу, — говорил схиигумен Иоанн (Алексеев). Об этом же предупреждал и святитель Тихон Задонский:

Книги святых отцов мы читаем не для того, чтобы накопить много знаний, тем более не для того, чтобы ими гордиться. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу, — говорил схиигумен Иоанн (Алексеев). Об этом же предупреждал и святитель Тихон Задонский:

Читать нужно с большим смирением, и тогда Господь Сам просветит сердце человека.

О пользе духовного чтения

Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим(Лк. 4, 4). Это слова Самого Спасителя, которые Он произнес во время Своего искушения в пустыни. Тем самым Он показал, насколько пища для бессмертной души важнее еды телесной.

Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так:

Невозможно считать себя христианином и при этом не знать Священного Писания, в котором, по выражению блаженного Августина, Бог беседует с нами. А тот же Иоанн Златоуст утверждал, что чтение Писания сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное.

Но православный христианин обращается не только к Библии, а и к житиям святых и духовному наследию отцов Церкви.

Святые отцы любили сравнивать духовные книги с зеркалом, в которое вглядывается душа, чтобы увидеть свои недостатки. Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни, — говорил святой Епифаний Кипрский.

Вот почему это чтение еще называют душеполезным. И действительно, нигде вы не найдете столько мудрости, примеров благочестия и исполнения заповедей, как в подобной литературе

Тем более это важно в наши времена, когда есть недостаток в духовном руководстве. В большой мере святоотеческие творения могут его восполнить

Что лучше читать в Великий пост?

Великий пост — особо благословенное время для насыщения нашей души Словом Божьим, поэтому важное место в нем занимает духовное чтение. Невозможно представить себе, чтобы христианин провел этот период, ни разу не взяв в руки Библии, святоотеческой литературы

Есть две книги, которым Великим постом придается первенствующее значение:

  • Евангелие;
  • Псалтирь.

Ветхозаветные книги

Из Ветхого Завета в Великий пост читаются еще три книги:

  • Бытие;
  • Притчи Соломона;
  • Книга пророка Исаии.

Они звучат на службах в храмах чаще всего. Псалтирь прочитывается по два раза за неделю, Евангелие в Страстную седмицу должно прозвучать полностью. Почему же именно эти книги Священного Писания предлагает нашему вниманию Церковь?

Псалтирь является образцом молитвословной литературы, почему некоторые даже называют ее «устной иконой» Христа. Главной темой Великого поста является покаяние. Большинство псалмов также написано в покаянной тональности.

Чтение избранных ветхозаветных книг связано с ранней традицией крестить всех оглашенных (готовящихся к крещению) в Великую Субботу. Такой обычай существовал в древней Церкви. Именно с этой целью — учения и наставления в вере — прочитывались перечисленные книги.

Хотя эта традиция у нас не сохранилась, однако чтение именно книг Ветхого Завета из всего Священного Писания в Великий пост нельзя назвать случайным. Весь этот период для каждого из нас можно сравнить со временем ветхозаветного ожидания своего Мессии — Иисуса Христа.

Евангельское чтение

Поэтому Евангелие положено читать только в последнюю, Страстную неделю поста, причем полностью. Однако по причине продолжительности таких служб во многих храмах чтение Евангелия начинается раньше. Хорошо, если дома вы сможете тоже сосредоточенно и молитвенно пройти Его целиком за пост.

Кроме того, конечно, рекомендуется также читать книги святых отцов. Помимо знаменитой «Лествицы», это могут быть творения Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), аввы Дорофея, Иоанна Кронштадтского и других подвижников. Можно прочитать только один (любой) из трудов этих подвижников, но внимательно.

Творения святых отцов

  • Татиан. Речь против эллинов
     

    ( Статей 6 )

  • Афанасий Великий. Житие прп. Антония
     

    ( Статей 8 )

  • Афанасий Великий. О воплощении
     

    ( Статей 10 )

  • Василий Великий. Беседы на псалмы
     

    ( Статей 14 )

  • Василий Великий. Беседы на шестоднев
     

    ( Статей 17 )

  • Василий Великий. О Святом Духе
     

    ( Статей 31 )

  • Дидахе
     

    ( Статей 17 )

  • Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
     

    ( Статей 17 )

  • Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании
     

    ( Статей 4 )

  • Евагрий Понтийский. Слово о молитве
     

    ( Статей 4 )

  • Евагрий Понтийский. Умозритель
     

    ( Статей 3 )

  • И. Лионский. Пять книг против ересей. Кн. 3
     

    ( Статей 25 )

  • И.(Брянчанинов). Будущее России в руках Бож.Пром.
     

    ( Статей 8 )

  • Игнатий (Брянчанинов), свт. О чудесах и знамениях
     

    ( Статей 9 )

  • Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о видении духов
     

    ( Статей 5 )

  • Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке
     

    ( Статей 21 )

  • Игнатий (Брянчанинов), святитель. О прелести…
     

    ( Статей 15 )

  • Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы
     

    ( Статей 23 )

  • Иоанн Кронштадтский. Живой колос
     

    ( Статей 7 )

  • Иоанн Кронштадтский. Золотые слова о значении веры
     

    ( Статей 16 )

  • Иоанн Кронштадтский. Мысли о покаянии и причащении
     

    ( Статей 13 )

  • Ириней Лионский. Доказательство апост. проповеди
     

    ( Статья 1 )

  • Исаак Сирин. О Божеств. тайнах и о духовной жизни
     

    ( Статей 44 )

  • Иустин Философ. Апологии
     

    ( Статей 2 )

  • Иустин Философ. Послание к Диогнету
     

    ( Статья 1 )

  • Кирилл Иерусал-й. Поуч. оглас-е и тайноводственные
     

    ( Статей 25 )

  • Климент Александрийский. Кто из богатых спасется
     

    ( Статей 8 )

  • Климент Александрийский. Педагог
     

    ( Статей 38 )

  • Макарий Египетский. Новые духовные беседы
     

    ( Статей 30 )

  • Марк Эфесский. О сущности и энергии
     

    ( Статей 6 )

  • Наставления в христ-й жизни (из тв. Ин. Златоуста)
     

    ( Статей 24 )

  • Нил Сорский, прп. О восьми главных страстях и о победе над ними
     

    ( Статей 68 )

  • Послания Игнатия Антиохийского (Богоносца)
     

    ( Статей 9 )

  • Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель
     

    ( Статей 20 )

  • Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань
     

    ( Статей 85 )

  • Преподобный Никодим Святогорец. О хранении чувств
     

    ( Статей 13 )

  • Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский
     

    ( Статей 19 )

  • Синезий. Гимны
     

    ( Статей 7 )

  • Собрание писем старца Амвросия к монашествующим
     

    ( Статей 17 )

  • Творения Иоанна Златоуста. Том 1, Книга 1.
     

    ( Статей 19 )

  • Творения Иоанна Златоуста. Том 1, Книга 2.
     

    ( Статей 34 )

  • Творения Иоанна Златоуста. Том 4, Книга 1.
     

    ( Статей 43 )

  • Творения Иоанна Златоуста. Том 4, Книга 2.
     

    ( Статей 43 )

  • Творения Тихона Задонского. Том первый
     

    ( Статей 12 )

  • Феофан Затворник, свт. Болезнь и Смерть
     

    ( Статей 13 )

  • Феофан Затворник, свт. Душа и Ангел
     

    ( Статей 8 )

  • Феофан Затворник, свт. О молитве
     

    ( Статей 7 )

  • Феофан Затворник, свт. Три слова о несении креста
     

    ( Статей 3 )

  • Феофан Затворник, свт. Что потребно покаявшемуся
     

    ( Статей 8 )

Источник веры в православии

Авторитет Священного Писания освящает Предания, о них не единожды говорится в Библии, в частности, в Новом Завете апостол Павел в своем обращении:

  • к жителям Фессалоники говорил о предании, полученным через Слово (2Фес.2:15);
  • в Коринфе он хвалил христиан за то, что они верны посланиям, переданным через последователя Христа (1Кор. 11:2);
  • Тимофею дал наставление, сохранить услышанное (1 Тим.6:20)

Христианское вероучение черпает знания из двух источников — Священного Писания и Священного Откровения, переданного их прошлого.


В Священном Писании заложены все догматические истины христианской церкви

Священное Писание не могло вместить все то, чему учил Иисус, описать все Христовы действия и слова. Церковь первоначально появилась на основе старозаветных Преданий, Писание стало хранителем веры и истины. Духовная жизнь Церкви организована апостолами. Они Духом Святым передали Святой Церкви откровения и письма в устном и письменном виде о ведении христианского способа жизни, ее правилах, таинственных священнодействиях.

Апостолы через своих учеников, пастырей новых церквей, передавали откровения, в которых хранится православная премудрость. Ко всем посланиям, переданным апостолами в устном и письменном виде, современным христианам следует обращаться с преданным сердцем, верой в сокрытые Духом Святым таинства.

Труды каких святых отцов Вы можете посоветовать для чтения желающим спастись в наше непростое время?

Владимир

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Владимир.

О чтении святых отцов могу советовать, исходя из своего опыта.

Советы в подходе к чтению:

1) Не читать из праздного любопытства. Чтение святых отцов есть ответственный труд и тяжелый подвиг. Это есть вид молитвы и духовного делания. Нужно понуждать себя удерживать в должных пределах, отсекая праздное любопытство самоотвержением.

2) Должно соблюдать великую осторожность при выборе трудов и чтении святых отцов. Не должно без разбору читать все подряд или что подворачивается

Должно молиться и довериться Богу, Который будет посылать чтение во спасение. Осторожность при чтении нужна по причине несоответствия нашей плотскости и духовного содержания книге святого отца. От этого возможно пропитываться святыми мыслями и чувствами, но не подходящими для нас и нашего образа жизни. Чтение же, которое не усваивается практикой, не только не спасительно, но и душевредно. Есть и такая опасность при чтении, когда мы пропитываемся святыми мыслями и чувствами прошедшего времени, не учитывая различия и особенностей своего времени, и своих немощей. От этого можно впасть в прелесть прошловремения, когда состояние прошлого века с его духом времени, подвигами и прочим запросто переносится и «надевается» на себя.

3) Не выходить в своем чтении за рамки руководства своего духовного отца (если он имеется) или духовного направления, вынужденно заменяющего отсутствие живого руководства. Святых отцов много и их творения разнообразны. Существуют как бы разные ветви, школы или направления, как и в случае живого руководства. Ведь все духовные наставники были разными и не похожими друг на друга. Главное было в том, что они хоть и по-разному, но спасали своих духовных чад. Так и среди книг должно с Божьей помощью выбрать свое спасительное направление.

У меня это сложилось так:

Главная ветка или направление: св. Апостол Иоанн Богослов – святитель Григорий Богослов – преп. Максим Исповедник – преп. Симеон Новый Богослов – святитель Григорий Палама – святитель Игнатий Брянчанинов – преп. Серафим Саровский – св. праведный Иоанн Кронштадтский – святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францизский – архиепископ Аверкий (Таушев) + Жития и Патерики.

Из дополнительных: препп. Варсонофий великий и Иоанн пророк, преп. Исаак Сирин, преп. Ефрем Сирин, кое что из свят. Иоанна Златоуста, кое что из свят Василия Великого, преп. Григорий Синаит (и некоторые другие отцы добротолюбия), преп. Антоний Великий, преп. Макарий Великий, преп. Нил мироточивый Афонский, преп. Нил Сорский, преп. Дорофей (русский), старец Василий Поляномерульский, материалы новомученников Российских.

Это все мне приходилось изучать и это я советую читать другим.

Читал я много больше, но не все пошло. Не пошел святитель Феофан (у него другое в сравнении с свят. Игнатием Брянчаниновым направление – академическое). Не пошел преп. Силуан Афонский, ибо это уникальный и неповторимый путь, которым все подражатели лишь обольщаются. Не пошли Оптинские старцы (много душевного).

В чем внутренний смысл духовной преемственности

Внешне христианский мир менялся в силу исторических событий, но при этом никогда не прерывалась внутренняя преемственность православия. Из века в век православные верующие пронесли некую духовность древности, сохранив некую неизменность. Так, при Таинстве Крещения человек трижды окунается в воду, новорожденных приносят в храмы, диакона во время богослужения провозглашают; «Двери! Двери», в память того времени, когда семейная служба была открыта только для христиан.

Неизменным во все века остается Символ веры. Православная Церковь сохраняет учения Господне, оставаясь верной вере, дарованной нам Спасителем, памятуя о благодати Христа.

В послании Иоанна Дамаскина говорится о неизменности границ православия и хранении откровений, верований, обычаев.

Под христианскими преданиями, передаваемыми через апостолов, подразумеваются библейские писания, символы веры, святые образа, соблюдение канонов и письма святых. Христиане хранят святоотеческие богатства, видя в этом долг перед будущими поколениями. Исследуя наследие из прошлого, можно заметить, что нет равноценности между теми или посланиями.

Важно! Символ веры и Библия остаются ценнейшим посланием с момента их появления, каждая буква в них остается неизменной без права пересмотра или отмены, ни одно послание Святых Отцов несоизмеримо с Евангелиями. Иисус назвал себя истиной, но не традициями и обрядами

Нет никакого единства между традициями и посланиями, это следует учитывать, говоря о прошлом. Для христиан 21 века важно хранить православное наследие, разделяя Священное предание и обряды

Иисус назвал себя истиной, но не традициями и обрядами. Нет никакого единства между традициями и посланиями, это следует учитывать, говоря о прошлом

Для христиан 21 века важно хранить православное наследие, разделяя Священное предание и обряды

Староверы строят свою веру на крайнем консерватизме, не допуская никаких отступлений в обрядах, современные православные могут идти на компромиссы, подрывающие авторитет истинного учения, хранимого с древности.

Сегодняшнее православие на основе контактов с западными церквями может оценить необходимость собственного наследия. В верности преданиям главное видеть не процесс автоматизма или механического повторения, а передачу заимствованной из прошлого мудрости.


Святые Отцы в своих трудах давали толкования Священного Писания

Мыслители современного православия должны обладать умением разглядеть внутреннюю сущность переданного церковного послания, чтобы ощутить его христианский дух так, заново открыть для себя смысл христианства.

Истинное предание рождается из личной встречи со Спасителем и Духом Святым, оно не просто оберегается православием, это существование Духа Святого в настоящем времени.

Доктринальные формулировки Вселенских соборов и поныне имеют силу, но возможен новый Собор, который обогатит преданиями новыми обозначениями веры.

По мнению Георгия Флоровского, предания живы свидетельством Святого Духа в непрерывном проповедовании Истины, которая есть Иисус Христос. Правильно понять послания из прошлого могут только воцерковленные верующие, живущие в присутствии Божьей благодати. Богатство прошлого имеет ценность не в памятовании буквы, а в верности Святому Духу для роста и возрождения Церкви и православных верующих.

В Евангелии от Иоанна сказано, что только Духом истины можно познать истину. (Иоан.16:13), высказывание можно считать основой христианской верности посланиям с прошлого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector