Иоанн златоуст: когда почитают святого и какие чудеса связывают с ним
Содержание:
- Небесный пастырь
- ТРАВЫ
- Семьи святителей
- Литургия Иоанна Златоуста
- Творческое наследие
- Златоустый проповедник
- Назначение Иоанна Златоуста архиепископом Константинопольским
- Значение в православии
- Тексты православных молитв Иоанну Златоусту
- Библиография
- Литература
- Собор вселенских учителей
- Назначение Иоанна Златоуста архиепископом Константинопольским
- Непримиримый борец за истину
- История жития богоносца
- В чем помощь иконы
- Семьи святителей
- Сайты приходов:
- Труды
- Константинопольский престол
- Житие святителя Иоанна Новгородского
- Как выглядит икона
- Мощи святого
Небесный пастырь
Для тех, кто трудится в церкви, особенно необходимы молитвенное ходатайство и икона Иоанна Златоуста
Значение их важно для укрепления мира, избавления от искушений. К нему обращаются священники, певчие и чтецы за вразумлением и защитой
Как и в древние времена, тем, кто служит из любви к Богу, встречаются на пути особенные трудности в духовной борьбе.
Икона Иоанна Златоуста есть в каждом храме, так как до сегодняшнего дня повсеместно в Восточной церкви служится Литургия, составленная святителем. С его комментариями выпускаются Евангелия, Писания, Библия. Много веков на Пасхальной службе звучит его «Огласительное слово на Пасху».
Он считается покровителем священнослужителей, миссионеров, богословов, ученых, всех, кому нужен дар слова и небесное путеводительство.
Икона Иоанна Златоуста напоминает о его наставлениях, как оставить зло и полюбить добродетель, как достойно причащаться, как применять библейские знания в жизни, как оставить заботу о приумножении мирской славы и богатства, обратиться к заботе о вечной душе, потому что за нее каждый будет держать ответ перед Богом.
ТРАВЫ
A
Альпийская роза
Амла (Amla)
Андрографис
Астрагал
Апельсин
Ашвагандха
Б
Базилик
Бакопа
Бамбук
Белокопытник (Butterbur)
Брахми
Босвеллия
Боярышник
Брокколи
Бузина черная
Бурачник (Огуречник)
Бурые водоросли
В
Васаби
Витграсс / Wheat grass (Ростки пшеницы, пырея)
Витекс
Вяз скользский
Г
Гвоздика
Готу Кола (Центелла азиатская)
Гудучи (Тиноспора сердцелистная)
Голубика
Горечавка
Ж
Женьшень
Жеруха (Водяной кресс, Watercress)
З
Зверобой
Зеленый чай
И
Имбирь
К
Кайенский перец
Клевер
Кинза
Кникус
Крапива
Куркума (Куркумин)
Л
Ламинария (Kelp)
Лимон
Личи
Лопух (Репейник)
М
Maqui Berry
Малина
Мята
О
Овес
Одуванчик
Олива
П
Пажитник (Fenugreek)
Папоротник
Пеларгония
Петрушка
Пигеум (Pygeum)
Пиретрум (Пижма девичья, Feverfew)
Плющ
Полынь
Помидоры
Псиллиум (шелуха семян Подорожника)
Пуэр чай
Пшеница
Пырей
Р
Расторопша
Ревень
Родиола розовая
С
Солодка
Со Пальметто
Спирулина
Спорыш
Ф
Flor Essence (Essiac)
Фо Ти (Fo Ti)
Х
Хлорелла
Хмель
Хна безцветная
Ц
Цикорий
Цимицифуга (Black Cohosh)
Цистанхе (Cistanche)
Ч
Чайное дерево
Черника
Черный орех
Черный тмин (Nigella sativa)
Черный чай
Чиа
Щ
Щавель воробьиный
Э
Эвкалипт
Эклония Кава
Экстракт огурца
Экстракт проса
Экстракт пыльцы
Экстракт яблок
Эхинацея
Я
Яблоки
Ягоды
Семьи святителей
Семья каждого учителя вселенского была образцом для подражания. Среди родственников их были святые и мученики. У Василия Великого были прославлены мать, преподобная Макрина, его сестры и братья. Также и родителями Григория Богослова были святитель Григорий и святая Нонна. Святой жизнью была известна мать Иоанна Златоуста, овдовевшая в 20 лет, с достоинством и в благочестии растящая детей. Воспитание их в христианских традициях, личный пример родителей, преданность, истинная любовь к добродетелям, правде, аскетическому образу жизни, молитве помогли вырастить одаренных от природы отроков в учителей вселенских.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст увенчали славу своих христианских семей. Они дают совершенный пример того, в каком духе надо растить и наставлять чад.
Литургия Иоанна Златоуста
Удивителен этот святой еще и тем, что его имя носит Божественная Литургия, совершаемая во всех православных церквях. Именно он отредактировал чин литургии приблизительно в 398 году. То, что это сделал именно он, подтверждается многими книгами и его письменными трудами. Его вставки в текст Апостольской анафоры, которая читалась в церквях того времени, служили защитой от ереси и раскола церкви.
Во время его литургии неоднократно призывается Святой Дух, делается акцент на Триединстве Бога, читаются отрывки из Священного писания и проповедь в конце служения. Литургия Иоанна Златоуста очень логична и последовательна. В ней нет места неточностям и недоразумениям, вот почему она так легко ложится на сердце и ум.
Творческое наследие
Иоанн Новгородский не только помогал своей пастве преодолевать невзгоды, но и занимался духовным просвещением народа. Святитель часто проводил духовные беседы с духовенством и мирянами.
Его первым посланием было наставление пастырям, в котором святой призывал заботиться о своей пастве, не только обличать, но и стремиться к исцелению душ тех, кто ведет греховную жизнь. Святитель предостерегал от греха винопития, советовал больше читать, не налагать епитимий на кающихся и сирот.
Новгородский архиепископ оставил около 30 трудов с разъяснениями таинств:
- крещения:
- исповеди:
- евхаристии;
- причащения;
- наложения епитимии.
В своих трудах Иоанн поднимал проблемы, с которыми сталкиваются пастыри ежедневно. Среди них:
- некоторые аспекты семейной жизни;
- до- и внебрачные половые связи;
- магические обряды;
- печение просфор;
- смена духовного отца.
Святитель оставил и несколько наставлений инокам. В них он говорил о несовместимости между иноческой и мирской жизнью. Святой Иоанн учил иноков смирению, указывая на то, что монах всегда должен оставаться монахом, в любое время и в любом месте.
Златоустый проповедник
Святитель Иоанн Златоуст — человек, полностью посвятивший себя Богу. Родом из Антиохии, он после смерти матери становится монахом-отшельником, проводя жизнь в строгом аскетическом подвиге. Спустя некоторое время он возвращается в Антиохию, где становится диаконом, а затем — священником.
Святитель Иоанн по достоинству назван «Златоустом» за прекрасные проповеди, которые он совершал часто, а периодами — почти каждый день. Без сомнения, такой талант владения словом дан святому от Бога. Его речи, всегда основанные на Священном Писании, помогали простым, зачастую неграмотным, людям понять глубины христианского вероучения. Проповеди святителя Иоанна касались почти всех сфер жизни христианина: веры, священства, брака, воспитания детей. Наследие Иоанна Златоуста огромно: от посланий к отдельным людям и «Слов» к церковным праздникам, до толкований Священного Писания и составления Литургии… Его труды собраны в тома, и занимают в библиотеке не одну полку. Святитель Иоанн Златоуст является одним из трех Вселенских святителей — главных Отцов Церкви.
Назначение Иоанна Златоуста архиепископом Константинопольским
Пригласили его в Константинополь, скрыв от него планы о назначении, зная, что он будет отказываться от должности , потом долго уговаривали согласиться. Он уступил смиренно, с этого времени жизнь его изменилась, началась пора испытаний.
Император Аркадий надеялся на поддержку и одобрение Иоанном, но такое уж свойство святых людей, что они не умеют лицемерить.
Иоанн Златоуст вразумлял и обличал неправедные дела, пороки общества, занимался воспитанием священников, боролся со сребролюбием и честолюбием местного духовенства. Подкупить его не было возможности, так как Иоанн Златоуст был аскетом, все имущество, которое досталось ему от предыдущего архиепископа, он продал, чтобы оказывать помощь бедным. Он не любил пиров, не носил золотые одежды, чем вызывал недовольство окружающих его.
Те, кому мешал он вести порочный образ жизни, нашли себе союзницу в лице императрицы, был создан настоящий заговор, в результате которого неправомочным собором Иоанн Златоуст был снят с должности.
Значение в православии
Уже много веков в России не ослабевает любовь к святителю Иоанну, которого почитают за человеколюбие, милость к несчастным, обездоленным людям. Святой не жалел средств на помощь тем, кто нуждался в поддержке, раздал собственное имущество, использовал церковную казну на выкуп пленных.
Иоанн помогал всем, не делал различий по одежде и положению в обществе. Регулярно посещал больницы, где заботился о страждущих. Нищих называл своими господами, так как забота о них поможет спасти душу и войти в Царство Небесное.
Православная церковь чтит святителя за победу над монофизитской ересью. Ложное учение ослабляло христианство, вносило смятение в сердца простых верующих.
Житие Иоанна для православных изложено в трудах Димитрия Ростовского. В России построено несколько храмов, освященных в честь святителя.
Тексты православных молитв Иоанну Златоусту
Молитвенных обращений к Иоанну Златоусту существует немало. Среди них есть посвященные святителю, а также написанные самим святым.
О помощи и вразумлении
Каждый человек на протяжении жизни не раз подвергается искушениям. Бывает так, что кто-то из близких людей сбивается с истинного пути, теряет веру в Господа. В таких случаях прибегают к молитве Иоанну Златоусту о вразумлении.
Этот молитвенный текст читается также при проблемах у детей с учебой. К молитве о вразумлении часто прибегают ораторы перед выступлением.
Молитва о помощи и вразумлении звучит следующим образом:
24 молитвы на каждый час
За время церковной службы из-под пера Иоанна Златоуста вышли не только богословские трактаты, но и молитвенные тексты. Среди них краткие обращения к Господу, расписанные по числу часов в сутках. Их можно читать утром или вечером, но лучше молиться на протяжении всего дня.
- Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
- Господи, избави мя вечных мук.
- Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
- Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
- Господи, избави мя от всякаго искушения.
- Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
- Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
- Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
- Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
- Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
- Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
- Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
- Господи, в покаянии приими мя.
- Господи, приими меня, кающегося.
- Господи, не остави мене.
- Господи, не введи мене в напасть.
- Господи, даждь ми мысль благу.
- Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.
- Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
- Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
- Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
- Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
- Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
- Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от от всех других недостойных дел.
Краткая
Когда требуется найти выход из трудной ситуации либо сделать непростой выбор, рекомендуется читать небольшую молитву. Она поможет собраться с мыслями, трезво оценить происходящее.
Текст краткой молитвы:
Тропарь
Среди песнопений, посвященных Иоанну Златоусту, имеется тропарь, обладающий не меньшей силой, чем другие молитвенные тексты.
Кондак
9 февраля по новому стилю (27 января по старому календарю) Православной церковью празднуется обретение мощей святителя. В этот день рекомендуется читать кондак, посвященный чествованию святых останков.
Библиография
Библиография, связанная со Златоустом, делится на русскую и западную.
Западная
В состав западной входят следующие книги:
- Буш, У., Жизнь св. Иоанна Златоуста и его время, СПб, 1898.
- Пюш Э., (Puech, E.), Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени, пер. с франц., СПб, 1897.
- Фаррар, пер. Лопухина, Жизнь отцов и учителей церкви, СПб, 1902, т. II.
- Burger D., A Complete Bibliography of the Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom, Evanston (Ill.), 1964.
- Chase F.H., Chrysostom: a Study in the History of Biblical Interpretation, Cambridge (Eng.), 1887.
- Connaissance des p–res de l’Eglise, 1984, № 15.
- Брендле Р., Иоанн Златоуст: Проповедник, епископ, мученик, Пер. с нем., М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.
Русская
Русская библиография считается более богатой:
- Владимирский Ф. С., Св. Иоанн Златоуст, христианский мыслитель и экзегет, ВЦ, 1907, кн. 9-10.
- Григоревский, М., Учение св. Иоанна Златоуста о браке, Архангельск, 1902.
- Леонардов Д., Учение св. Иоанна Златоуста о боговдохновенности Библии, ВиР, 1912, № 3-5, 7-12.
- Лопухин А. П., «Жизнь и труды св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского», в кн. Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, т. 1, кн. 1, СПб, 1895.
- Лебедев В. И., Подробное описание жизни и пастырской деятельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, М., 1860.
- НЭС, т. 20.
- ПБЭ, т. 6, с. 909-41.
- Попов И. В., Св. Иоанн Златоуст и его враги, Серг. Пос., 1908.
- Прозоров Г. Я., Св. Иоанн Златоуст, К., 1902.
Литература
- Барсов Н. И. Иоанн Златоуст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Брендле Р. (нем.)русск.. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик / Пер. с нем. Дмитрий Бумажнов. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2008. — 208 с. — (История церкви). — ISBN 5-89647-136-X.
- Вестник древней истории (ВДИ). — 2005. — № 2—3.
- Григоревский М. С. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. — Архангельск, 1901. — 234 с.
- Грыжанкова М. Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России. — Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 2002. — 83 с.
- Древние жития Святителя Иоанна Златоуста: тексты и комментарий. / Пер., вступ. ст., комм. А. С. Балаховской, общ. ред. А. И. Сидорова. — М. : ПСТГУ, 2007. — 523 с. — ISBN 978-5-7429-0267-6.
- Древнегрузинский перевод «Жития Иоанна Златоуста» и его особенности. — Тб. : Мецниереба, 1987. — 191 с. (На груз. яз. с рус. резюме.)
- Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI—XVI веков: Каталог гомилий. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1998. — 209 с. — ISBN 5-86007-093-4.
- Казенина-Пристанскова Е. Т. Золотые уста. Жизнь и труды Иоанна Златоуста. — Ровно : Живое слово, 2003. — 224 с.
- Малышевский И. И. Св. Иоанн Златоуст в звании чтеца, в сане диакона и пресвитера. — Киев, 1892. — 265 с.
- Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М. : Наука, 1968. — С. 87—103.
- Никольский С. Я. История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям. — Ставрополь-Кавказский, 1905. — Отд. 1. — 164 с.; Отд. 2. — 184 с.
- // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. III: Ноябрь, День 13. — С. 310.
- // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. V: Январь, День 27. — С. 883.
- Скворцов К. В. Иоанн Златоуст. Крестный путь Святителя // Сим победиши. — М., 2010. — ISBN 978-5-8402-0206-7. (Драма, история христианства в Византии.)
- Стенпковский Н. В. Подлинность литургии св. Иоанна Златоуста на основании его писаний. Почаев, 1888. — 158 с.
- Турилов А. А., Фомина М. С. Слово Иоанна Златоуста «О святой Троици и о твари, и о суде Божьем» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2000. — № 2. — С. 110—118. (Издание древнейшего полного древнерусского текста.)
Собор вселенских учителей
Собор вселенских учителей приходится на 12 февраля. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст внесли такой вклад в развитие богословия, понимание святых писаний, что возник большой спор, кто же из них выше предстоит. Распри зашли так далеко, что верующие уже стали разделяться на григориан, василиан и иоаннитов. Можно ли их сравнивать, ведь каждый имел свои особенные дарования.
Однажды три святителя явились митрополиту Евхаитскому, он увидел их равными перед Богом. По их желанию Блаженный Иоанн установил их празднование в один день, также была написана икона Иоанна Златоуста с Григорием Богословом и Василием Великим.
Назначение Иоанна Златоуста архиепископом Константинопольским
Пригласили его в Константинополь, скрыв от него планы о назначении, зная, что он будет отказываться от должности , потом долго уговаривали согласиться. Он уступил смиренно, с этого времени жизнь его изменилась, началась пора испытаний.
Император Аркадий надеялся на поддержку и одобрение Иоанном, но такое уж свойство святых людей, что они не умеют лицемерить.
Иоанн Златоуст вразумлял и обличал неправедные дела, пороки общества, занимался воспитанием священников, боролся со сребролюбием и честолюбием местного духовенства. Подкупить его не было возможности, так как Иоанн Златоуст был аскетом, все имущество, которое досталось ему от предыдущего архиепископа, он продал, чтобы оказывать помощь бедным. Он не любил пиров, не носил золотые одежды, чем вызывал недовольство окружающих его.
Те, кому мешал он вести порочный образ жизни, нашли себе союзницу в лице императрицы, был создан настоящий заговор, в результате которого неправомочным собором Иоанн Златоуст был снят с должности.
Непримиримый борец за истину
Благодаря необычайному красноречию святой Иоанн довольно быстро стал известен во всей империи. Когда в 397 году скончался константинопольский архиепископ Нектарий, на первенствующую кафедру пригласили святителя Иоанна.
Но новый архипастырь оказался непримиримым обличителем порочных нравов, царивших тогда при императорском дворе, и борцом с роскошной, далекой от аскетизма жизнью местного высшего духовенства. Не мог угодник Божий Иоанн покорно и бессловесно мириться с мерзостью греха. Он выступает против роскоши архиерейского дворца, распродав ненужные ценности. Деньги он передает в больницы и гостиницы для паломников. Без страха святитель обличал жену императора Аркадия, императрицу Евдоксию, утопавшую в греховной пышности и непомерных тратах.
История жития богоносца
Иоанн родился в благочестивой и богатой христианской семье. Отец святого, антиохийский офицер, окончил свой жизненный путь почти сразу после рождения сына.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
Молодая мать решила более не вступать в брак и посвятить свою жизнь воспитанию ребенка.
Младенчество
Маленький Иоанн с детства проявлял любовь к наукам, особенно ему нравилось изучать Священное Писание. Его учителями были знаменитые философы и ораторы той эпохи.
Взрослея, юноша все более ощущал потребность в общении с Отцом Небесным, проводил много времени за творением молитвы.
Приняв Крещение, молодой человек начал обучаться богоносным наукам у известных святых отцов: Флавиана, Мелетия и других. Он мечтал стать иноком, но его мать уговорила остаться в миру и следовать ее мечте: она очень хотела, чтобы повзрослевший сын стал прообразом своего отца — благочестивого христианина и офицера. Иоанн исполнил ее просьбу.
Но когда пришел черед матери окончить земной путь, он принял монашеский постриг.
Служение Богу
Святитель проводил много времени в молитве и творении богословских работ, а позже удалился для пустынножительства. Дав обет безмолвия, он несколько лет прожил в дальней пещере.
Но от многочисленных строгих постов, скудного питания и высокой физической нагрузки Иоанн стал испытывать проблемы со здоровьем, что и заставило его вернуться в родную Антиохию.
Служение Богу
По возвращении богоносец был посвящен в сан диакона, затем рукоположен во священство. За свои мудрые проповеди в народе он был наречен «Златоустом». На протяжении десятка лет Иоанн нес в народ Слово Божие, славился человеколюбием и милосердием.
Немногим позже он был назначен Константинопольским Архиепископом.
Но, несмотря на высший чин, он жил скромно, и его бытие стало образцом подлинного священничества.
Окончание земного пути
В начале 5 столетия на святого отца начались гонения со стороны императорского дворца, в результате чего он был изгнан из города. По пути к месту ссылки Иоанн Златоуст сильно заболел. Во сне ему случилось видение: святой Василиск явился к нему и возвестил о дате преставления ко Господу.
Изможденный недугом богослов отошел в небесную райскую обитель 14 сентября 407 года.
Видео об избранных поучениях Иоанна Златоуста.
В чем помощь иконы
На иконе святой написан в поясном изображении, держащим в руках Евангелие. О его предстательстве перед Всевышним молятся все православные христиане.
Святитель Иоанн Златоуст
Лик святителя рассказывает нам о святом Угоднике Божием, чье житие, слова и дела учат людей христианскому существованию на земле. Труд, воспитание детей, семья — это основа благосостояния, а Библия есть наставница христианина на его жизненном пути — это заповеди великого богослова.
Читайте о святом:
День почитания святого Иоанна ЗлатоустаЦерковь во имя святителя Иоанна Златоуста в ГоденовоЦерковь святителя Иоанна Златоуста в Ялте
В жилище, где в Красном Углу на иконостасе находится образ Иоанна, всегда будет торжествовать благополучие. Святой защитит домочадцев от бедности и голода, позаботится о психологическом комфорте каждого члена семьи.
Важно! Молитва, вознесенная перед его ликом, будет способствовать укреплению в вере, одарит человека мудростью, чудесным образом привьет духовность. Величайший проповедник:
Величайший проповедник:
покровительствует школьникам и студентам, поэтому ему можно молиться об успешном обучении;убережет дом от недобрых наветов завистников, семейных ссор и прочих напастей;велика его опека об адвокатах, преподавателях, работниках СМИ.
Труженики ораторского искусства могут испрашивать у Златоуста сил для честного труда и вещания правды, чтобы не нанести вреда и не внести распри в чужие отношения.
Семьи святителей
Семья каждого учителя вселенского была образцом для подражания. Среди родственников их были святые и мученики. У Василия Великого были прославлены мать, преподобная Макрина, его сестры и братья. Также и родителями Григория Богослова были святитель Григорий и святая Нонна. Святой жизнью была известна мать Иоанна Златоуста, овдовевшая в 20 лет, с достоинством и в благочестии растящая детей. Воспитание их в христианских традициях, личный пример родителей, преданность, истинная любовь к добродетелям, правде, аскетическому образу жизни, молитве помогли вырастить одаренных от природы отроков в учителей вселенских.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст увенчали славу своих христианских семей. Они дают совершенный пример того, в каком духе надо растить и наставлять чад.
Сайты приходов:
Казанская епархия:
Храм Троицы Живоначальной пгт. Нижние Вязовые
Храм Сергия Радонежского с. Нижний Услон
Собор «Грузинской» иконы Божией Матери пос. Раифа
Кинешемская епархия:
Храм Сретения Господня г. Юрьевец
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с. Воронцово
Храм Иоанна Златоуста г. Кинешма
Московская епархия (городская):
Храм свт. Николая г. Пушкино
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево г. Москва
Храм Григория Неокесарийского в Дербицах г. Москва
Храм Воскресения Словущего в Даниловской Слободе г. Москва
Московская епархия (областная):
Иоанно-Златоустовский храм дер. Козино
Храм Иоанна Златоуста дер. Таширово
Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины
Храм Иоанна Златоуста г. Воскресенск
Христорождественский храм с. Щеглятьево
Ставропигиальные монастыри РПЦ:
Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь г. Москва
Труды
Святитель известен не только своими проповедями, но и другими трудами.
Златоуст как экзегет
Говоря о Иоанне Златоусте, надо упомянуть его экзегетическую деятельность. Именно он является наиболее выдающимся и известным толкователем Священного Писания. Он написал немало экзегетических произведений, которые переведены практически на все языки. Самым известным считается Толкование Златоуста Послания Римлянам.
Судьба творений
Потомство всегда чтило труды святителя, и поэтому его рукописи сохранились и до сегодняшнего дня. В печатных каталогах хранится больше полутора тысяч сочинений и манускриптов Иоанна. Также сохранились каталоги и сборники с произведениями святого. Работы Златоуста переведены на все известные языки мира, поэтому каждый может при желании ознакомиться с ними.
Публикации
Есть несколько известных публикаций, которые позволяют ознакомиться с работами святого:
- Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т. 1-12, СПб, 1895-1906.
- Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т. 1-8, СПб, 1898-1914.
- Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т. 1-8, СПб, 1914-1917.
- Migne, Patrologia Graeca, t. 47-64 (репринт 13-томного издания Montfaucon, Paris, 1718 – 1738).
- Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста, М.: изд. «Дар», 2006.
Константинопольский престол
Слава Иоанна вскоре переступила границы Сирии и достигла столицы. О нем узнали и заговорили при дворе, и это привело к значительным переменам в его судьбе. В г., после смерти константинопольского архиепископа Нектария, долго не могли найти человека на его место. Наконец император Аркадий остановил свой выбор на Иоанне и велел антиохийскому архиепископу отпустить его в столицу. Встречали его с великой честью — народ уже на подъезде к Константинополю, а вельможи и иерархи — в воротах. В феврале г. при всеобщем ликовании Иоанн Златоуст был торжественного возведен на архиепископский престол. Однако, как показали дальнейшие события, избиратели Иоанна сильно ошиблись в его кандидатуре, ибо не поняли его страстной и горячей натуры: они желали иметь в нем красивую декорацию, красноречивого придворного проповедника для торжественных дней, но неожиданно для себя встретили настоящего пастыря. Приняв церковное управление в столице, Иоанн ни сколько не изменил прежних простых привычек: соблюдал воздержание во всем, спал мало, на пиршества и угощения не ходил. Он продолжал проповедовать.
Красноречие, завоевавшее ему восторженную любовь в Антиохии, было не менее блестящим в Константинополе, и народные массы столицы толпами стекались на его проповеди. Живое общение с паствой было для Златоуста жизненной необходимостью. Он говорил о себе: «Я убедил душу свою исполнять служение проповедника и творить заповеди, доколе буду дышать и Богу будет угодно продлить эту мою жизнь — будет ли кто меня слушать или не будет». Церковный историк Созомен сообщает, что архиепископ имел обыкновение садиться среди народа на амвоне чтеца, а слушатели теснились вокруг него. Слово Иоанна было обращено непосредственно к ним. Это были скорее беседы, чем речи. Они касались разных тем, но особенно важны были в то время для Златоуста задачи нравственного перевоспитания общества и народа. Его поразила жизнь столицы — праздная, роскошная и суетливая, очень далекая от евангельской чистоты. Временами у Иоанна возникало впечатление, что он проповедует людям, для которых христианство стало лишь модной одеждой. Молчаливое снижение идеалов раннего христианства не только среди мирян, но и в клире, смущало и даже пугало его. Кругом себя он видел только обреченных на погибель — сено для адского огня. «Из числа столь многих тысяч, — говорил он, — нельзя найти больше ста спасаемых, да и в этом сомневаюсь».
Житие святителя Иоанна Новгородского
В семье благочестивых христиан Николая и Христины росло два сына: Гавриил и будущий архиепископ Иоанн. Набожные родители воспитывали сыновей в любви к Господу, приучая к благочестивой, добродетельной жизни.
Семья Иоанна была обеспеченной. Когда родители мальчика умерли, им с братом осталось небольшое наследство. Оба брата единодушно решили израсходовать его на строительство обители во имя Благовещения Пресвятой Богоматери. Но денег хватило лишь на возведение части постройки, братьям никак не удавалось достроить храм. Ждать помощи было неоткуда, братья решили обратиться к Божией Матери за помощью.
Иоанн и Гавриил неустанно молились Богоматери, и однажды она явилась им во сне, пообещав помочь. На следующий день перед глазами братьев предстал удивительный конь, навьюченный мешками с золотом. Увидев, что хозяева у коня отсутствуют, братья поняли, что эти средства посланы им Божией Матерью.
Закончив строительство, братья приняли монашеский постриг в построенной ими обители. Иоанна нарекли Илией, а Гавриила – Григорием.
В 1165 году Илию призвали из монастыря, возведя в архиепископский сан. Иоанн долго не соглашался, но князья и простые граждане упросили его согласиться.
Те времена были довольно трудными для Новгорода. Особенно тяжелой выдалась зима 1170 года, когда суздальский князь Роман вместе с союзниками решил захватить город. Когда город осадили враги, новгородцам осталось надеяться только на Господа Бога.
Св. Иоанн денно и нощно молился, прося Всевышнего об избавлении от врагов. Во время молитвы святитель услышал глас Божий, повелевший взять Богородичную икону и установить ее на городской стене. Посланные за иконой новгородцы не смогли поднять святой образ.
После молебного пения архиепископа перед святыней икона сама сдвинулась с места. Тогда святой Иоанн, взяв икону, установил ее на городской стене. Все новгородцы увидели, как Богоматерь отвернула свой лик от вражеских войск, дав знак осажденным людям. И тогда неприятеля охватил страх, они начали сражаться друг с другом. Новгородцы воспользовались замешательством врага, одержали победу.
За время своего архиепископства святитель Иоанн построил множество церквей, посвященных:
- Господнему Богоявлению;
- святому пророку Илии;
- преподобному Феодору, игумену Студийскому;
- трем святым отрокам: Ананию, Азарию, Мисаилу и святому пророку Даниилу;
- святому праведнику Лазарю;
- святому чудотворцу Николаю.
Святой Иоанн прославился благочестивой, добродетельной жизнью, добрыми деяниями, кротостью и любовью к людям. За это Господь наградил архиепископа властью над бесами. Однажды святителю даже удалось оседлать беса, заставив перенести себя в Иерусалим. Так архиепископ смог за одну ночь попасть из Новгорода на святую землю к Господнему Гробу и вернуться обратно. После этого Диавол стал строить козни Иоанну, пытаясь посрамить святителя. Но все его попытки, благодаря заступничеству Господа, оканчивались неудачей.
Перед своей кончиной, предчувствуя приближающуюся смерть, святой архиепископ отказался от своего архиерейского омофора, приняв схиму и вернув себе имя, данное ему при рождении, – Иоанн.
7 сентября 1186 года новгородский святитель мирно скончался. После смерти святого архипастырский престол был отдан его брату Григорию.
Как выглядит икона
Иконы с изображением Иоанна святителя стали появляться почти сразу после его смерти потому, что еще при жизни он стал легендой.
Лики святого присутствуют не только в Российской Федерации, но и во многих церквях по всему миру. Огромный образ Иоанна святителя есть, например, на стене Казанской церкви в Иванисове, около города Ногинска; также есть икона во Владимирской церкви в Нерехте; на внешней стороне церкви Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге.
На иконах Иоанн изображен по пояс с Евангелием в руках. Его образ повествует христианам о его делах и жизни, которая учила христианской реальности на земле не только изречениями, но и поступками. Созидание и семья это стержень благополучия, а библия — это книга, которая учит христиан.
Мощи святого
Через несколько лет народ стал просить Константинопольского Патриарха о перенесении тела любимого пастыря в Константинополь. Он отправился с прошением к царю Феодосию, на что получил одобрение.
Правитель направил гонцов с серебряной ракой, чтобы мощи с особым почетом вернулись домой. Но прибыв к месту захоронения, царские гонцы не смогли взять мощи. Тогда император, будучи сыном царственной четы Евдоксии и Аркадия, написал послание усопшему богослову, в котором испрошал прощения за себя и своих родителей.
Мощи Иоанна Златоуста
Его текст был прочтен у гробницы, после чего было совершено богослужение
По его окончанию императорские посланники подошли ко гробу, осторожно подняли мощи и с почетом перенесли их на корабль
В январе 438 года корабль причалил к родному берегу. Патриарх, клирики, император и множество народа вышли встречать святителя. Когда Патриарх открыл гроб, то из него донеслось невиданное благоухание, а тело оказалось нетленным.
Позже мощи были вывезены в Рим, а в 2004 году были возвращены в Константинополь.
Важно! В настоящее время они с особым почетом покоятся в Стамбуле