Описание картины авилова поединок пересвета с челубеем (сочинение)
Содержание:
- Поединок с Челубеем
- Поединок Пересвета с Челубеем
- В двух словах
- Ход битвы
- Подготовка к сражению – куликовская битва кратко
- Молитвословия прпп. Александру и Андрею
- Описание картины
- Русь и Орда после Чингисхана и Батыя
- Создание полотна
- Поединок Пересвета с Челубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
- Орда и Москва
- Великое противостояние
- На поле Куликовом
Поединок с Челубеем
Поединок Пересвета с Челубеем – один из ключевых моментов Куликовской битвы. Средневековые сражения часто начинались схватками соперников, которых выставляли обе стороны. Это был своего рода воинский ритуал, ведь победа одного и поражение другого истолковывалась обеими армиями как предзнаменование.
Из рядов войска Мамая на поле выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Правда, в «Сказании о Мамаевом побоище» имя татарского поединщика Темир-мурза. Имя Челубей впервые появляется в XVII веке в компилятивном изложении русской истории «для широкой публики» под названием «Синопсис». Оттуда это имя перекочевало в многочисленные лубочные издания, а затем и в учебную, и в художественную литературу.
Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Вот как он описан в этом источнике: «Перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».
Есть версия, что Темир-мурза был не просто искусным воином, а последователем древней тибетской секты бон(г)-по. Он достиг в этом культе вершин посвящения и имел статус «бессмертного». Перевести выражение «бон(г)-по» можно как «школа боевой магической речи». Это такое воинское искусство, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих демонов. Впрочем, это не более чем версия, не имеющая ни одного серьезного подтверждения.
Как бы там ни было, а Пересвет принял вызов Челубея (Темир-мурзы). «Сказание…» говорит об этом так: «Выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»
Автор «Сказания…» сообщает, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба скончались.
Церковное предание повествует об этом поединке несколько иначе. Пересвет видел, что у Челубея копье длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не успев воспользоваться своим оружием. Пересвет бестрепетно вышел против своего соперника без воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на расстоянии удара. Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел нанести такой удар, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, смог доскакать до рядов русского воинства и испустил дух на руках у товарищей. Погибли оба, но выглядело так, что Челубей был повержен, а Пересвет победителем вернулся к своим.
Нельзя не упомянуть о том, что в «Задонщине» нет ни слова о поединке с Челубеем. Но Пересвет в тексте «Задонщины» есть. В разгар битвы он еще жив и «злаченым доспехом посвечивает».
Поединок Пересвета с Челубеем
Со стороны татар вышел знаменитый Челубей. Согласно древним сказаниям, он славился огромной физической силой и военной хитростью. Он был лучшим в поединках. Именно для этих целей его и наняли татары. До Куликовской битвы он не знал поражений. В верховых сражениях он использовал копьё, на метр длиннее обычного, что позволяло ему убивать противника ещё до столкновения. От татарского войска он отошёл на белом коне, облачённый с серые одежды. Александр Пересвет был в багровых одеяниях и стоял под «чёрмным» (красным) русским православным знаменем. Войска застыли в ожидании схватки.
Пересвет и Челубей разогнались и неслись друг к другу с выпрямленными копьями. Столкнулись они на всём скаку. Копья одновременно вонзились в поединщиков. Пересвет и Челубей погибли одновременно. Но Александру удалось удержаться на коне дольше, что означало его победу. Воодушевлённые победой своего бойца русичи взъярились. Туманное утро разразил вой труб, и русское воинство ринулось в атаку.
В двух словах
Картина, которую мы рассматриваем, считается знаковой в творчестве М. И. Авилова. Некоторые искусствоведы считают ее самым лучшим творением мастера. На полотне разворачиваются события славной Куликовской битвы.
Что изображено на картине Авилова «Поединок на Куликовом поле»? Былинно-исторический момент — сражение между двумя богатырями, русским Пересветом и татарским Челубеем. Произведение можно назвать не только героическим, но и трагическим — оба воина погибли в поединке. Но Пересвет удержался в седле, а Челубей рухнул с коня от удара русского воина. Этот в чем-то добрый знак и предсказал судьбу великой битвы на поле Куликовом.
Ход битвы
В боевой порядок русские войска выстроились еще с вечера 7 сентября, князья всю ночь периодически объезжали строй. Утром перед битвой великий князь поменялся одеждой с московским боярином Михаилом Бряноком. После этого Дмитрий Иванович в доспехах простого воина стал в первый ряд сторожевого полка, где ожидалась самая ожесточенная сеча. Брянок же, в княжеских одеждах, в окружении охранных дружинников, встал под великокняжеским знаменем в тылу большого полка. Утро 8 сентября было туманным, это задержало начало сражения. Битва началась ближе к полудню, когда туман рассеялся, и на поле появились татары.
Поединок Пересвета и Челубея
Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», после нескольких небольших стычек передовых отрядов на поле, для традиционного «поединка богатырей», вышли два воина – русич Пересвет и татарин Темир-мурза (Темир-бей, Челубей, Челебей). По преданию, Челубей был опытным воином-поединщиком, обладавшим не только огромной физической силой, но и выдающимся военным мастерством. Поединок был конным, противники были вооружены копьями. Оба богатыря погибли после первой же сшибки – «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». Этот эпизод описан только в «Сказании», поэтому, возможно, является красивой легендой. Но Александр Пересвет, инок Троице-Сергиева монастыря, был реальной личностью и действительно погиб в Куликовской битве.
Лобовая схватка
Сразу после гибели поединщиков конница Мамая, стоящая в авангарде, атаковала центр русских войск. Принявший удар сторожевой полк был практически уничтожен, но свою задачу он выполнил, не дав лучникам нанести серьезный ущерб основным силам. Князь Дмитрий, уцелевший в первой схватке, сражался в центре русского строя, где бой был особенно тяжелым и затяжным. Большой полк, принявший удар конницы вторым после сторожевого, выстоял, хотя потери были огромны. По словам летописца, сражавшимся приходилось наступать на тела павших, так как свободного места не оставалось.
Отступление полка левой руки
Стремясь обойти большой полк, татары атаковали фланги – полки левой и правой руки. Правый фланг отбил все атаки. Строй левого фланга удалось прорвать, полк начал отходить к Непрядве. Надеясь прорваться в тыл большого полка, татарская конница устремилась в образовавшийся разрыв. И тем самым попала под удар засадного полка под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского.
Внезапный удар в тыл и фланг ордынцев
Опытный воевода удержал князя от слишком раннего выступления из засады. Татарам позволили прорваться к реке. Когда увлекшиеся погоней ордынцы подставили свой тыл, в него ударил засадный полк. Мощный удар конного полка, нанесенный в удачный момент, стал в Куликовской битве решающим. Татарскую конницу загнали в реку и там перебили. Наступление поддержали полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Исход битвы был предрешен.
Бегство войск Мамая
Уцелевшая часть ордынской конницы, спасаясь бегством, смяла свою же пехоту. Татарская армия смешалась. Резерва, который мог бы помочь в отчаянной ситуации, или хотя бы прикрыть отступление, у Мамая не было. Сам он, как было принято у ордынских военачальников, наблюдал за боем издалека с возвышенности. Понимая, что битва проиграна, он сбежал с малыми силами сразу после удара засадного полка. Следом за ним побежала вся армия, вернее, ее уцелевшая часть.
Засадный полк преследовал татар 50 верст, до реки Красивая Меча, «избив их великое множество». От дальнейшего углубления в степь решено было отказаться из-за больших потерь русской армии – историки оценивают их от трети до половины первоначальной численности. Мамаю удалось бежать, позже он был убит в Крыму воинами хана Тохтамыша.
Вернувшись после погони, князь Владимир Андреевич, двоюродный брат и ближайший соратник великого князя, стал собирать победившее войско. Сам князь Дмитрий командовать пока не мог. Во время битвы он был контужен и сбит с коня. Его в бессознательном состоянии нашли в лесу под срубленной березой, которая защищала князя от конских копыт. В летописях говорится, что князя после падения перенес в укрытие воин-монах Андрей Ослябя.
Хитрость с переодеванием удалась и, возможно, спасла князю жизнь. Московский боярин Михаил Андреевич Брянок, надевший одежды князя и доблестно сражавшийся под его знаменем, погиб в бою, как и охранявшие его воины.
Подготовка к сражению – куликовская битва кратко
События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:
- Король литовский — Ягайло.
- Князь рязанский – Олег.
Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.
Подготовка русских войск
Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:
- Дмитрий Боброк-Волыниц
- Владимир Серпуховский
- Андрей Ольгердович
- Дмитрий Ольгердович
Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.
Это интересно: СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: в общих чертах
Молитвословия прпп. Александру и Андрею
Тропарь, глас 1
Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.
Кондак, глас 7
На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Величание
Ублажа́ем ва́с,/ святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ во́инов Христолюби́вых наста́вницы// и а́нгелов собесе́дницы.
Описание картины
Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.
Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.
На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка.
Русь и Орда после Чингисхана и Батыя
В середине 14 века после смерти хана Батыя на ордынском престоле сменилось около 25 правителей, а Орду разрывали усобицы, в результате которых государство раскололось на две части: западную и восточную. Восточную часть Золотой Орды возглавил потомок Чингисхана хан Тохтамыш. А в западной части власть захватил коварный военачальник Мамай, хитростью и обманом захвативший престол. Усмирив на время силой усобицы, он решил вернуть былую власть над Русью. Посланный им в Нижнегородское княжества Араб-шах нанес жестокое поражение объединенному русскому войску, которое возглавлял московский князь Дмитрий Боброк Волынский. За этим последовало сражение русских и ордынских войск на реке Воже. Русской ратью в этой битве командовал московский князь Дмитрий Иванович Донской. А ордынским войском — сам Мамай. На этот раз удача сопутствовала русским, а разгромленный Мамай затаил в душе мысль о реванше. Возможность и исход такого реванша — в описании картины «Поединок на Куликовом поле», представленном в статье.
Создание полотна
Работа началась осенью 1942 года, когда М. И. Авилов вернулся обратно в Москву из эвакуации. Надо сказать, в это нелегкое время для художника смогли найти подходящую для работы с масштабным холстом просторную мастерскую.
В декабре мастер приступил к созданию своего творения. Современники отмечают, что вдохновение не покидало его на всем продолжении работы. К процессу он подошел очень скрупулезно: делал большое число зарисовок реального оружия и костюмов той эпохи, что были сохранены в Государственном Историческом музее. Поэтому описание «Поединка на Куликовом поле» М. И. Авилова всегда получается очень распространенным: автор проработал буквально каждую деталь своего творения так, чтобы картина переносила даже самого просвещенного и искушенного зрителя в ту эпоху.
Эскизов произведения также было сделано Авиловым немалое число. В результате же мастер закончил свой труд за 6 месяцев.
А теперь перейдем к описанию картины Авилова «Поединок на Куликовом поле».
Поединок Пересвета с Челубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета»
На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Орда и Москва
Во второй половине XIV века Золотая Орда все еще была сильна, хотя давно уже не представляла собой того монолитного механизма разрушения, коим она являлась при Батые и первых его преемниках.
Приближенные ханов превратились из аскетичных воинов в изнеженных и корыстолюбивых царедворцев. Они плели интриги, искали личной выгоды в любых государственных делах и мало заботились о том, чтобы государство процветало и крепло.
Подвластные Орде соискатели титула великого князя из числа наследников Мономаха конкурировали друг с другом, покупая благосклонность влиятельных ханских вельмож. При этом суммы взяток намного превышали размер официальной дани, отправляемой русскими князьями в ханскую казну.
Наиболее могущественные ордынские военачальники, такие как Ногай или тот же Мамай, порой откровенно узурпировали власть, меняя ханов и делая из них послушных проводников своей воли. Это вызывало резкое неприятие у тех чингизидов, которые еще не растеряли воинственный дух предков и часто открыто выступали с войском против всесильных временщиков.
В это же время происходило постепенное усиление и возвышение Москвы. И не только хитрость и финансовая расчетливость московских князей стали его первопричиной. Важнейшим фактором превращения Москвы в новый центр всей северо-восточной Руси было закрепление за ней статуса резиденции митрополита, единственного тогда в этих русских землях.
Уплата дани в Орду («ордынский выход»), это вынужденное, но совсем еще недавно незыблемое условие сохранения русской государственности, теперь вызывало все большую досаду и раздражение московских князей.
Конфликт исподволь нарастал, но до поры до времени не находил выхода наружу. К власти ханов уже успели привыкнуть, она считалась законной и не подлежащей сомнению. А вот узурпация власти Мамаем дала благовидный повод для перехода к открытому неповиновению Орде.
Фото из архива Узурпация власти Мамаем дала благовидный повод для перехода к открытому неповиновению Орде.
Великое противостояние
В кратком описании картины «Поединок на Куликовом поле» представлена композиция, повторяющая построение войск перед Куликовской битвой. Накануне 8 сентября 1380 года у места впадения реки Непрядвы в Дон собрались в противостоянии две огромные рати во главе с Дмитрием Ивановичем и Мамаем. Основу русского войска составляли москвичи. Под руководством московского князя объединились воины почти изо всех русских княжеств. Под ордынским командованием собрались народы Поволжья и Кавказа, подчиненные Ордой, а также Литовское и Рязанское княжества.
Именно этот момент и изобразил автор на своем полотне. На Куликовом поле слева и справа выстроились в боевой готовности ордынские и русские войска. Русские дружины размещаются в соответствии с исторической информацией у берега Дона, через который они только что переправились. Воины, стоящие в первых рядах, держат в руках хоругви с ликом Иисуса Христа как знак благословения и Божией поддержки.
Чтобы избежать неминуемых кровавых рек, согласно преданию, было решено определить исход битвы поединком двух могучих богатырей. От ордынцев им стал Челубей, а от русских — воин-монах Пересвет, посланный с ратью Дмитрия Ивановича основателем Троице-Сергиева монастыря Сергием Радонежским. Именно Пересвет и Челубей — главные персонажи полотна. Вернемся к описанию картины «Поединок на Куликовом поле». Они занимают центр полотна и, согласно иконической иерархии, кажутся гораздо крупнее прочих ратников, что не соответствует возможному расстоянию между поединщиками и их войском.
На поле Куликовом
Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.
Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.
Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.
Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.
Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.