Преподобные александр пересвет и андрей ослябя
Содержание:
- Поединок с Челубеем
- Молитвословия прпп. Александру и Андрею
- Ход битвы
- История создания картины Васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем»
- Детство и юность
- Источники
- Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета
- Андрей Ослябя и Александр Пересвет: навеки вместе
- Происхождение
- Участие в Куликовской битве
- Победа Пересвета. Untitled
- Японские данные
Поединок с Челубеем
Поединок Пересвета с Челубеем – один из ключевых моментов Куликовской битвы. Средневековые сражения часто начинались схватками соперников, которых выставляли обе стороны. Это был своего рода воинский ритуал, ведь победа одного и поражение другого истолковывалась обеими армиями как предзнаменование.
Из рядов войска Мамая на поле выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Правда, в «Сказании о Мамаевом побоище» имя татарского поединщика Темир-мурза. Имя Челубей впервые появляется в XVII веке в компилятивном изложении русской истории «для широкой публики» под названием «Синопсис». Оттуда это имя перекочевало в многочисленные лубочные издания, а затем и в учебную, и в художественную литературу.
Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Вот как он описан в этом источнике: «Перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».
Есть версия, что Темир-мурза был не просто искусным воином, а последователем древней тибетской секты бон(г)-по. Он достиг в этом культе вершин посвящения и имел статус «бессмертного». Перевести выражение «бон(г)-по» можно как «школа боевой магической речи». Это такое воинское искусство, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих демонов. Впрочем, это не более чем версия, не имеющая ни одного серьезного подтверждения.
Как бы там ни было, а Пересвет принял вызов Челубея (Темир-мурзы). «Сказание…» говорит об этом так: «Выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»
Автор «Сказания…» сообщает, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба скончались.
Церковное предание повествует об этом поединке несколько иначе. Пересвет видел, что у Челубея копье длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не успев воспользоваться своим оружием. Пересвет бестрепетно вышел против своего соперника без воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на расстоянии удара. Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел нанести такой удар, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, смог доскакать до рядов русского воинства и испустил дух на руках у товарищей. Погибли оба, но выглядело так, что Челубей был повержен, а Пересвет победителем вернулся к своим.
Нельзя не упомянуть о том, что в «Задонщине» нет ни слова о поединке с Челубеем. Но Пересвет в тексте «Задонщины» есть. В разгар битвы он еще жив и «злаченым доспехом посвечивает».
Молитвословия прпп. Александру и Андрею
Тропарь, глас 1
Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.
Кондак, глас 7
На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Величание
Ублажа́ем ва́с,/ святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ во́инов Христолюби́вых наста́вницы// и а́нгелов собесе́дницы.
Ход битвы
В боевой порядок русские войска выстроились еще с вечера 7 сентября, князья всю ночь периодически объезжали строй. Утром перед битвой великий князь поменялся одеждой с московским боярином Михаилом Бряноком. После этого Дмитрий Иванович в доспехах простого воина стал в первый ряд сторожевого полка, где ожидалась самая ожесточенная сеча. Брянок же, в княжеских одеждах, в окружении охранных дружинников, встал под великокняжеским знаменем в тылу большого полка. Утро 8 сентября было туманным, это задержало начало сражения. Битва началась ближе к полудню, когда туман рассеялся, и на поле появились татары.
Поединок Пересвета и Челубея
Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», после нескольких небольших стычек передовых отрядов на поле, для традиционного «поединка богатырей», вышли два воина – русич Пересвет и татарин Темир-мурза (Темир-бей, Челубей, Челебей). По преданию, Челубей был опытным воином-поединщиком, обладавшим не только огромной физической силой, но и выдающимся военным мастерством. Поединок был конным, противники были вооружены копьями. Оба богатыря погибли после первой же сшибки – «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». Этот эпизод описан только в «Сказании», поэтому, возможно, является красивой легендой. Но Александр Пересвет, инок Троице-Сергиева монастыря, был реальной личностью и действительно погиб в Куликовской битве.
Лобовая схватка
Сразу после гибели поединщиков конница Мамая, стоящая в авангарде, атаковала центр русских войск. Принявший удар сторожевой полк был практически уничтожен, но свою задачу он выполнил, не дав лучникам нанести серьезный ущерб основным силам. Князь Дмитрий, уцелевший в первой схватке, сражался в центре русского строя, где бой был особенно тяжелым и затяжным. Большой полк, принявший удар конницы вторым после сторожевого, выстоял, хотя потери были огромны. По словам летописца, сражавшимся приходилось наступать на тела павших, так как свободного места не оставалось.
Отступление полка левой руки
Стремясь обойти большой полк, татары атаковали фланги – полки левой и правой руки. Правый фланг отбил все атаки. Строй левого фланга удалось прорвать, полк начал отходить к Непрядве. Надеясь прорваться в тыл большого полка, татарская конница устремилась в образовавшийся разрыв. И тем самым попала под удар засадного полка под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского.
Внезапный удар в тыл и фланг ордынцев
Опытный воевода удержал князя от слишком раннего выступления из засады. Татарам позволили прорваться к реке. Когда увлекшиеся погоней ордынцы подставили свой тыл, в него ударил засадный полк. Мощный удар конного полка, нанесенный в удачный момент, стал в Куликовской битве решающим. Татарскую конницу загнали в реку и там перебили. Наступление поддержали полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Исход битвы был предрешен.
Бегство войск Мамая
Уцелевшая часть ордынской конницы, спасаясь бегством, смяла свою же пехоту. Татарская армия смешалась. Резерва, который мог бы помочь в отчаянной ситуации, или хотя бы прикрыть отступление, у Мамая не было. Сам он, как было принято у ордынских военачальников, наблюдал за боем издалека с возвышенности. Понимая, что битва проиграна, он сбежал с малыми силами сразу после удара засадного полка. Следом за ним побежала вся армия, вернее, ее уцелевшая часть.
Засадный полк преследовал татар 50 верст, до реки Красивая Меча, «избив их великое множество». От дальнейшего углубления в степь решено было отказаться из-за больших потерь русской армии – историки оценивают их от трети до половины первоначальной численности. Мамаю удалось бежать, позже он был убит в Крыму воинами хана Тохтамыша.
Вернувшись после погони, князь Владимир Андреевич, двоюродный брат и ближайший соратник великого князя, стал собирать победившее войско. Сам князь Дмитрий командовать пока не мог. Во время битвы он был контужен и сбит с коня. Его в бессознательном состоянии нашли в лесу под срубленной березой, которая защищала князя от конских копыт. В летописях говорится, что князя после падения перенес в укрытие воин-монах Андрей Ослябя.
Хитрость с переодеванием удалась и, возможно, спасла князю жизнь. Московский боярин Михаил Андреевич Брянок, надевший одежды князя и доблестно сражавшийся под его знаменем, погиб в бою, как и охранявшие его воины.
История создания картины Васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем»
Когда мы стояли перед этой картиной, один из насельников Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю.
В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев.
И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские.
Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии Бон-по.
В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым.
Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил.
Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира. И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Детство и юность
История России знает много имен, повлиявших на ее ход. Братья Александр Пересвет и Андрей Ослябя совершили ратный подвиг и навсегда остались героями русской земли. Их призвание носило духовный характер, но за отчизну монахи стояли с богатырской силой.
Точная дата рождения богатыря неизвестна. Литературное произведение «Задонщина» описывает некоторые моменты из жизни Александра Пересвета и подтверждает происхождение. Христианин родом из Брянска по преданию приходился двоюродным братом Ослябе. По легенде братья происходили из знатного боярского рода и до принятия монашеского пострига были известными воинами. Мальчики провели юность в трудах и молитвах, познавая суровую школу жизни. Их воспитывали по закону Божьему, прививая любовь к родине и веру в нее.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова / Википедия
Каждый мальчик знатного рода с детства обучался военному делу. За их плечами стоял немалый опыт сражений и побед. В народе братьев считали лучшими наездниками. О жизни Пересвета ничего не известно, так как литературные источники описывают только главный подвиг, не вдаваясь в детали биографии. Вместе с Ослябей он решил стать иноком и принял постриг в Борисоглебском монастыре, основанном в 1363 году. Позднее монахи перебрались в обитель Живоначальной троицы.
О реальности тех лет судят по летописям и записям, в которых таится много преувеличений и искажений фактов. Говорить об их объективности трудно. Единственное, в чем сходятся историки – утверждение о том, что к моменту приезда Дмитрия Донского в монастырь Александр Пересвет жил там в чине монастырского схимонаха.
Источники
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета
Иноки-воины
Согласно легендам, Александра Пересвета и Родиона Ослябю в войско Дмитрия Донского с крестом и мечом послал сам духовный лидер Руси Сергий Радонежский.
Богатыри, принявшие монашеский обет происходили предположительно из Брянска, были боярского рода, а в прошлом своем были опытными воинами. И, согласно официальной версии, оба инока пали на поле Куликовом, хотя на счет Родиона Осляби это — спорный вопрос.
Пересвет погиб, как говорит летописец, поминальный синодик и знаменитое «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15-м веке.
А смерть его произошла на виду всего войска в поединке с богатырем, выставленном противной стороной.
Тот самый Челубей
Имя Челубея появилось через 3 века после событий на поле Куликовом, а в других источниках богатырь фигурирует под иными именами: Чалабай, Челибей, Темир-Мирза и Таврул.
В 3-м издании «Синопсиса», своеобразном «желтом» альманахе 1680-го года, а уж оттуда оно уверенно вошло во все сказания, учебники и исторические труды, совершенно вытеснив и своих предшественников и возможное подлинное имя ордынского поединщика.
А само слово Челубей родом из тюркского языка, это некий культурный термин, обозначавший уважаемого, образованного человека, только в тюркском языке оно звучит, как «челеби».
Возможно Таврула-Челубея-Челобая просто уважали за смелость и силу?
Тактика Челубея
Ордынский богатырь не только отличался необыкновенной физической силой и громадными пропорциями тела, но и владел особой техникой копьевого боя.
Челубей использовал в бою необыкновенно длинное копье. Он ударял своим копьем противника, одетого в доспехи и вышибал последнего из седла, так что шансов приблизиться и попытаться сразить самого Челубея, уже не было.
Александр Пересвет знал об этом. И он намеренно и осознанно шел на смертный бой. Доспехи инок снял, его тело покрывал лишь черный плащ схимника с крестом. Зачем?
А затем, что исполинское копье Челубея, не встретив на пути доспеха, пройдет сквозь тело и позволит Пересвету приблизиться к противнику со своим копьем.
Так и произошло. Смертельно раненый Пересвет не вылетел из седла, а последним усилием воли и веры (!) нанес Челубею столь же сокрушительную рану. Только доехав до русского войска, Пересвет упал с седла.
Легенды Куликова поля
- Впрочем, «Задонщина» описывает нам живого Пересвета в разгар боя, а может быть это было написано по ошибке?
- Родион Ослябя упоминается в источниках под 1389-м годом, значит он не погиб на поле Куликовом, а был захоронен рядом с телом друга позже.
- На Рязанщине, в Скопинском районе есть село Вослебово, по местным сказаниям, название села происходит от имени Родиона Осляби, который лечился здесь от ран, либо делал передышку на пути к Москве.
Сосна Дмитрия Донского и посох Пересвета
В том же Скопинском районе есть Дмитриева гора, а на ней Дмитриево-Ряжский монастырь, по преданию, здесь останавливалось войско Дмитрия Донского, возвращавшееся в битвы на Дону.
На горе князь хоронил умерших от ран воинов, а на месте их последнего упокоения он посадил сосну. Старожилы рассказывали, что огромная в диаметре старая сосна была спилена во время Великой Отечественной войны на дрова местной старенькой учительнице.
Дмитриево-Ряжский монастырь, Скопинский район, Рязанская область
А еще в монастыре долгое время хранился посох Пересвета, сделанный из дерева яблони. Его навершие было искусанным сотнями зубов. Зачем? По легенде, посох богатыря помогал избавлять страждущих от зубной боли.
Ныне посох передан на хранение в музей Рязанского Кремля. А на Дмитриевой горе живет и действует святая обитель.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.
Андрей Ослябя и Александр Пересвет: навеки вместе
#историяроссии#история#народ#ослябя#общество#пересвет
Самым известным событием ордынского периода, безусловно, была Куликовская битва. А с ней навсегда связаны имена двух молодых людей, которые ушли из мира, стали монахами, но в трудную для Отечества минуту взялись за меч. И эта историческая минута обессмертила их имена.
Оба воина являлись реальными людьми, которые жили и действовали во второй половине XIV в. По социальному положению они были боярами из района Брянска или менее известного Любутска, предположительно братьями, родными или двоюродными. В миру Ослябю звали Родионом. О мирском имени Пересвета неизвестно. В монашестве они стали Александром и Адрианом. Причины пострижения в монахи Троицкого монастыря точно не известны, но одной из причин или поводов могла стать малоуспешная борьба с литовцами, в которой они принимали участие.
Опасность еще более страшная, чем литовцы, заставила братьев-монахов снова взяться за оружие. В дореволюционной литературе, особенно в тех изданиях, которые находились под сильным влиянием православной церкви, Пересвет и Ослябя изображаются как богатыри, которых благословил на ратный подвиг сам игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. В то же время Пересвет и Ослябя, безусловно, откликнулись на призыв Дмитрия Донского и пошли на бой по велению сердца. В современном понимании это были настоящие патриоты, которые не могли оставаться в своих кельях в трудные для Родины дни.
Можно, конечно, задать вопрос, почему Русская православная церковь выставила только двух воинов, что с военной точки зрения имело чисто символическое значение. Сколько же всего воинов могли выставить русские монастыри на Куликово поле? Почему они этого не сделали?
Имя татарского богатыря, с которым сразился Пересвет, в источниках звучит по-разному (Темир-мурза, Таврул, Челубей). Последнее имя стало использоваться позже всего и получило наибольшую известность. Подробного описания боя, кроме эпизода в «Сказании о Мамаевом побоище», не осталось. Вряд ли это выглядело как рыцарский поединок перед строем двух огромных армий. Эта сцена соответствует лучшим художественным традициям русского былинного эпоса и выразительно смотрится на известном художественном полотне. Ни в Золотой Орде, ни в Московском княжестве не было заведено проводить рыцарские турниры, тем более разыгрывать такого рода представления перед началом сражений. Поэтому, скорее всего, поединок Пересвета с золото-ордынским богатырем мог произойти при столкновении разведывательных отрядов или сторожевых полков. Возможно, два воина выделялись среди других ростом, качеством доспехов, техникой боя.
В рассказах для школьников оба воина – участника поединка падают замертво. Выглядит эффектно, но в реальной жизни случается крайне редко. О судьбе татарского богатыря неизвестно, а вот Пересвет после поединка продолжал участвовать в сражении. В самый разгар битвы Пересвета, уже тяжело раненного, выводят из боя, и герой умирает от ран. Имени Осляби в пергаменном поминальном Синодике, где перечислены русские люди, погибшие на Куликовом поле, нет. Любутский боярин Родион Ослябя появляется в 1398 г. в ряде летописей. Считается, что он ездил в Царь-град с посольством, которое московский великий князь Василий I направил для переговоров об оказании помощи Византии, подвергавшейся нараставшему военному давлению со стороны турок. В более поздних летописях возникла легенда о гибели обоих братьев и совместном захоронении после битвы.
По некоторым предположениям и устному преданию, Пересвет и Ослябя были захоронены к западу от церкви Рождества Богородицы при старом Симоновом монастыре. В советские годы на этой территории находился московский завод «Динамо». Нет сомнения, что мужественные русские воины нашли вечный покой в Русской земле, на защиту которой они встали в трудную минуту.
Владимир Валентинович Фортунатов
Российская история в лицах
Другие новости и статьи
« Оказание медицинской помощи раненым в армии Древнего Рима
Софья Палеолог в мнениях современников и потомков »
Защита, охрана и оборона тылаКашеварная частьО патриотизме в России
метки: история, патриот, отечество
Темы Обозника:
COVID-19В.В. ГоловинскийВМФПервая мировая войнаР.А. ДорофеевРоссияСССРТранспортШойгуармияархиввойнавооружениевузвыплатыгорючееденежное довольствиеденьгижильезащитаздоровьеимуществоисторияквартирыкоррупциямедицинаминоборонынаукаобеспечениеобмундированиеоборонаобразованиеобучениеоружиеофицерохранапатриотизмпенсиипенсияподготовкаправопризывпродовольствиерасквартированиереформарусьсердюковслужбасталинстроительствоуправлениеучебафинансыфлот
Происхождение
О Пересвете в «Задонщине» говорится, что он — «брянский боярин». Об Ослябе в «Сказании о Мамаевом побоище» есть строка, что он – любутский боярин. Город Любутск входил в Брянское княжество. То есть оба воина – земляки, родом с Брянщины. Есть свидетельства, что они были двоюродными братьями. В каком возрасте и по какой причине они приняли монашеский постриг, неизвестно, но летописные повести, а также «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», которые являются нашими главными источниками сведений о Куликовской битве, повествуют о том, что оба брянских боярина были монахами Троицкого монастыря, где подвизался святой Сергий Радонежский. Церковная традиция гласит, что оба они к моменту Куликовской битвы были уже не очень молоды. Это были искусные воины, закаленные в боях, и при этом,великие молитвенники. Не случайно к моменту Куликовской битвы оба были схимниками. Схима – высшая степень монашеского служения. Надо признать, сведения об этих воинах-монахах очень отрывочны и подчас противоречивы. Даже с их именами возникает некая путаница. Пересвета на самом деле согласно церковному житию звали Александром, а Ослябю – то ли Андреем, то ли Родионом.
Участие в Куликовской битве
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший монашеский чин).
Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.
По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.
Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.
Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.
Победа Пересвета. Untitled
Я вот только не понял, почему он герой, если в поединке проиграл.
- во-1-х, он не проиграл, во-2-х — явил собою пример для остальных воинов, не дрогнув перед врагом и на смерть сразив того своим оружием
- следует понимать роль Челубея, который имел неоднократные победы в таких предшествующих битвам поединках (с лучшими воинами противника), цитирую Moishaya: «Монголы считались непобедимым… Вызов для подавления противников морально. Представитель непобедимых и чемпион. То что монгол НЕ ПОБЕДИЛ — было сокрушительной победой, внушило уверенность, что монголы победимы, если «не жалеть живота своего», как монах Пересвет«. видимо к тому и Чалунин пишет шкатулку о бое в 1945 году : имевшие после похода по Европе ореол непобедимых гитлеровцы могут быть повержены.— Эта реплика добавлена участником Щадров ( о • в ) 14:33, 7 февраля 2009 (UTC)
Князь Димитрий действительно ездил в монастырь к преподобному Сергию за благословением. Ему нужна была решимость, духовная поддержка
и оправдание своих действий. Ведь до него никто еще не побеждал монгол. Имя преподобного Сергия Радонежского было прославлено по всей Руси как праведника и чудотворца. Благословение такого человека Божьего должно было вселить надежды во всех воинов. И князь не только получил благословение, но и двух иноков княжеского рода хорошо владеющих оружием, которх он (прп.Сергий Радонежский) постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин), Александра Пересвета и Андрея (имя в иноческом постриге) Ослябе.
До битвы на Куликовом поле в течении 150 лет не было одержено ни одной победы в боях с монголами. На тот период истории они были непобедимыми. Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством в военной выучки. Это был непобедимый Тибетский воин-поединщик которого монгольские (языческие) войска нанимали специально для подобных поединков. Копье Челубея было длиннее обычного на 1 метр. Вступая с ним в бой на копьях противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побежденным и выподал из седла. Александр Пересвет пошел вопреки логики поединка, он снял с себя доспехи и остался в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креса, одевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того что бы копье противника пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам. Что и произошло в бою. Получив смертельную рану он продолжал оставаться в седле и смог сам доехать до строя и только там умер. Его победа была первой в битве с монголами за 150 лет. А его дела являют собой яркий пример самопожертвования ради общей победы.
Когда наши исследователи (путешественники) в 18 веке первый раз прибыли на Тебет то в разговоре с Тебетскими монахами они услышали вопрос который им задали один из первых: «Раскажите нам кто был Пересвет, который победил Челубея?» Потому что о силе и непобедимости Челубея ходили настоящие легенды, а его взяли и победили.
Японские данные
Судя по имеющейся у автора информации, решающие повреждения «Ослябе» нанес японский броненосец «Фудзи». Его артиллеристы считали, что добились трех попаданий 305-мм снарядами в левый борт русского корабля – и все они пришлись в район ватерлинии. Первый двенадцатидюймовый снаряд поразил русский корабль в носовую, небронированную часть корпуса ориентировочно в 13.56 (здесь и далее – время русское). Затем, в 14.12 практически одновременно в «Ослябю» угодили еще два 305-мм «чемодана». Один из них, будем считать его вторым по счету, ударил в район угольной ямы №10. И еще один, третий, поразил русский броненосец в непосредственной близости от места первого попадания.
Примерные места попаданий 305-мм снарядов «Фудзи» в «Ослябю»
Разумеется, помимо «Фудзи», в «Ослябю» стреляли и другие японские корабли. Нельзя исключить, что русский корабль получил еще какое-то количество тяжелых 254-305-мм «чемоданов» с «Касуги» и «Сикисимы». Вне всякого сомнения, японцы добились многочисленных попаданий в «Ослябю» снарядами калибра 152-203-мм. Но, насколько известно автору, иных попаданий снарядов в район ватерлинии «Осляби», помимо вышеперечисленных, с кораблей Объединенного флота не наблюдали.