Сочинение по картине м.и. авилова «поединок пересвета с челубеем на куликовом поле»
Содержание:
Поединок Пересвета с Челубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета»
На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Где находится куликово поле.
Место исторической битвы русских полков с ордынцами в 1380 году в месте впадения реки Непрядвы в Дон. Считается первым (из трех) ратных полей России.
Важный объект познавательного и исторического туризма, связанного с русским национальным единением и становлением государственности. В последние годы объект получил возрождение и ощутимое развитие.
Кулико́во поле, как место исторической битвы, имеет площадь в несколько квадратных километров. При этом некоторые исторические объекты, например Прощенный колодец, удалены на десяток километров, а организационно в музейный комплекс, в том числе, включены объекты Епифани.
На самом Куликовом поле для организованного посещения открыты три локации:
2 Центр приема посетителей в селе Монастырщино ( Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы ). авг 2019
Никаких ограничений по перемещению по полю, по крайней мере пешком, не существует.
Ближайшие железнодорожные станции: Узловая , Товарковский, Бобрик-Донской в посёлке Донской , Кимовск и Куликово поле в посёлке Куркино. Удобнее ехать через Кимовск, в который идут частые автобусы и маршрутки из Новомосковска через Донской. Далее можно ехать автобусом (прямой автобус в Монастырщино привезёт вас почти прямо к мемориалу), или автостопом. Мемориал расположен в 3 км в сторону от трассы.
В Кимовск также ходят прямые автобусы из Москвы .
Памятник на Красном Холме, установленный в 1848 году по инициативе исследователя Куликовской битвы С.Д.Нечаева, находится в 5км дальше по трассе. Добраться либо на автобусе, либо попутками.
При движении на машине лучше свернуть с М4 на повороте на Товарковский и ехать по Р142 до Крестов, далее свернуть на Р145 .
Между ключевыми объектами Куликова поля организованное транспортное сообщение отсутствует, и при определенной сноровке путь может быть проделан пешком.
Лучшим способом перемещения между объектами является личный автомобиль, в Монастырщино парковка небольшая, у музейного комплекса площади активно расширяются. На Красном холме места достаточно, парковки с двух сторон от мемориального комплекса, более «живая», та которая ближе к храму.
- Место впадения Непрядвы в Дон
- Экологическая тропа
- Урочище Зеленая Дубрава
- Храм Рождества пресвятой Богородицы
- Аллея Памяти и Единства
- Камень-следовик
- Памятник-колонна Дмитрию Донскому на Красном холме
- Храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского на Красном холме.
1 Святой источник «Прощенный колодец» , Тульская обл., Кимовский р-н, с. Грибоедово . Родник, в котором по преданию омывал свои раны Дмитрий Донской после битвы. На месте колодца установлена купель. Находится в 12 км к востоку от мемориала на Красном Холме. При движении на попутках — основная их часть уходит на юг по Данковской трассе, от развилки до родника 2,5 км; есть поток машин непосредственно к роднику.
2 Музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино , с. Монастырщино . +7 (48735) 315 46. В селе находится православный храм Рождества Богородицы. Также аллея памяти городов участников Битвы и памятник Дмитрию Донскому. По преданию, на месте села был разбит лагерь Дмитрия Донского, так же захоронены павшие в битве русские войны. Накануне празднования годовщины Куликовской битвы на берегу реки Дон проходят ежегодный военно-исторический фестиваль.
3 Мемориал на Красном холме , д. Ивановка . +7 (48743) 312 44. Экскурсии: 26 апреля — 30 сентября: с 10.00 до 19.00 (без выходных), 01 — 31 октября: с 10.00 до 17.00 (выходной день — вторник), 01 ноября – 31 декабря, 01 января – 31 марта: с 10.00 до 16.00 (выходной день — вторник), 01 — 25 апреля: с 10.00 до 17.00 (выходной день — вторник ) . Мемориал на Красном холме Куликова поля представляет собой старейший монумент воинской славы России. Мемориал включает: памятник-колонна Дмитрию Донскому и храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского.
Сувенирные магазины есть во всех трех локациях.
Продуктовый магазин есть в с.Монастырщино работает до 5 вечера, есть также магазин в с.Ивановка в 1 км от мемориала на Красном холме.
Смерть
Тело Александра Пересвета после смерти было предано земле неподалеку от церкви, поставленной в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Монах захоронен вместе с почившим братом Андреем Ослябей. Точная дата причисления героев к лику святых неизвестна, но в святцы имена внесли в 17 веке. В 1896 году имена богатырей внесли в «Троицкий патерик», упоминающий учеников преподобного Сергия Радонежского.
Дмитрий Донской стоит над погибшими Пересветом и Челубеем на Куликовом поле / Википедия
Спустя время могилы Пересвета и Осляби украсили надгробиями, формировавшими собой своеобразное строение под колокольней. Когда в 1794 году ее разобрали, надгробия сняли, чтобы установить новые, а в 19 веке достроили придел. В 1928 году надгробия вновь уничтожили, так как храм закрыли. Восстановлению они подверглись в 1989 году. Сегодня в храме установлена сень с обновленными памятниками. Останков под ними нет.
Посох Александра Пересвета, оставленный перед битвой, поначалу хранился в алтаре Димитриевского монастыря. В 20 веке он оказался в распоряжении Рязанского исторического музея. Крест монаха-воина длительное время хранился в графском роду Олсуфьевых.
Поединки и Куликовская битва
14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.
Миниатюра «Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем» / Википедия
Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке. За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю. Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.
Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.
Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко
Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой. Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь. Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.
Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны. В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь
Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой
Документальный фильм «Пересвет и Ослябя: что не укладывается в официальную историю?»
Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой. Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках. Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.
До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.
Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия
По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву. Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея. Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.
Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.
Память
Подвиг Александра Пересвета сегодня описан в учебниках по истории государства российского. Первое упоминание появилось в рассказе «О побоище, иже на Дону» и в летописи «Повесть о Куликовской битве».
Памятник Александру Пересвету и Бояну на Покровской горе / Википедия
«Сказание о Мамаевом побоище» также прославляет братьев. Легенду о том, как они защищали родину, описывают не только книги, но и документальные и художественные фильмы, например, картина «Куликово эхо».
В 2007 году город в Московской области получил название в честь героя – Пересвет. Портрет монаха-воина не сохранился, но в Лицевом житии преподобного Сергия от 16 века присутствует изображение Пересвета и Осляби. В 1980 году написана первая икона, воспевающая богатырей.
Детство и юность
История России знает много имен, повлиявших на ее ход. Братья Александр Пересвет и Андрей Ослябя совершили ратный подвиг и навсегда остались героями русской земли. Их призвание носило духовный характер, но за отчизну монахи стояли с богатырской силой.
Точная дата рождения богатыря неизвестна. Литературное произведение «Задонщина» описывает некоторые моменты из жизни Александра Пересвета и подтверждает происхождение. Христианин родом из Брянска по преданию приходился двоюродным братом Ослябе. По легенде братья происходили из знатного боярского рода и до принятия монашеского пострига были известными воинами. Мальчики провели юность в трудах и молитвах, познавая суровую школу жизни. Их воспитывали по закону Божьему, прививая любовь к родине и веру в нее.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова / Википедия
Каждый мальчик знатного рода с детства обучался военному делу. За их плечами стоял немалый опыт сражений и побед. В народе братьев считали лучшими наездниками. О жизни Пересвета ничего не известно, так как литературные источники описывают только главный подвиг, не вдаваясь в детали биографии. Вместе с Ослябей он решил стать иноком и принял постриг в Борисоглебском монастыре, основанном в 1363 году. Позднее монахи перебрались в обитель Живоначальной троицы.
О реальности тех лет судят по летописям и записям, в которых таится много преувеличений и искажений фактов. Говорить об их объективности трудно. Единственное, в чем сходятся историки – утверждение о том, что к моменту приезда Дмитрия Донского в монастырь Александр Пересвет жил там в чине монастырского схимонаха.
Великая битва
Очень детально изобразил Авилов «Поединок на Куликовом поле». Описание картины представляет композицию, которая в подробностях передает построение войск с обеих сторон перед сражением. Накануне возле места впадения реки Непрядвы в Дон собрались две огромные рати во главе с известнейшими военачальниками Дмитрием Донским со стороны русичей и Мамаем от Золотой орды.
Художник изобразил именно этот сюжет. По обеим сторонам поля выстроились войска, которым не видно конца и края. Расположение воинов на холсте передано именно так, как указано в исторических сообщениях и документах. В руках у русских солдат хоругви с изображением ликов:
- Иисуса Христа;
- Богоматери.
Согласно историческим фактам, чтобы избежать кровопролития и огромных потерь с обеих сторон, было решено закрыть вопрос битвой между двух богатырей, каждый из которых был известен не только в своей армии, но и в стане врага. От Орды выступил Челубей, а от русичей — воин-монах Пересвет. Последний был послан на войну Сергием Радонежским, чтобы укрепить веру людей в силу божьей помощи.
Эти два героя и стали центральными персонажами всего шедевра художника. Они занимают центральную часть картины «Битва Пересвета с Челубеем» и написаны согласно церковным канонам. На самом деле бой проходил рядом с войсками. Но на картине герои изображены гораздо больше всех остальных персонажей, что создает впечатление их дальнего расположения от армии.