Поединок пересвета с челубеем

История сюжета

После смерти хана Батыя в XIV веке Орду разрывали междоусобицы распри. Результатом такого состояния стал раскол ее на две части: восточную и западную. В восточной части Золотой Орды правил хан Тохтамыш, который был потомком Чингисхана. Западной же частью стал править Мамай, который силой захватил власть и усмирил усобицы.

Последний решает вернуть некогда утраченную власть над Русью. Он отправляет войско, которое наносит сокрушительное поражение объединенной армии русских под командованием Дмитрия Волынского. Следующим было сражение на реке Воже, где главнокомандующим был Дмитрий Донской. Войском татар командовал сам Мамай. Но русская армия дала жестокий бой и смогла разгромить Орду. Хан затаил мысль о реванше, которым и должен был стать поединок на Куликовом поле. Авилов описал его на холсте очень точно и правдоподобно.

Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета

Иноки-воины

Согласно легендам, Александра Пересвета и Родиона Ослябю в войско Дмитрия Донского с крестом и мечом послал сам духовный лидер Руси Сергий Радонежский.

Богатыри, принявшие монашеский обет происходили предположительно из Брянска, были боярского рода, а в прошлом своем были опытными воинами. И, согласно официальной версии, оба инока пали на поле Куликовом, хотя на счет Родиона Осляби это — спорный вопрос.

Пересвет погиб, как говорит летописец, поминальный синодик и знаменитое «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15-м веке.

А смерть его произошла на виду всего войска в поединке с богатырем, выставленном противной стороной.

Тот самый Челубей

Имя Челубея появилось через 3 века после событий на поле Куликовом, а в других источниках богатырь фигурирует под иными именами: Чалабай, Челибей, Темир-Мирза и Таврул.

В 3-м издании «Синопсиса», своеобразном «желтом» альманахе 1680-го года, а уж оттуда оно уверенно вошло во все сказания, учебники и исторические труды, совершенно вытеснив и своих предшественников и возможное подлинное имя ордынского поединщика.

А само слово Челубей родом из тюркского языка, это некий культурный термин, обозначавший уважаемого, образованного человека, только в тюркском языке оно звучит, как «челеби».

Возможно Таврула-Челубея-Челобая просто уважали за смелость и силу?

Тактика Челубея

Ордынский богатырь не только отличался необыкновенной физической силой и громадными пропорциями тела, но и владел особой техникой копьевого боя.

Челубей использовал в бою необыкновенно длинное копье. Он ударял своим копьем противника, одетого в доспехи и вышибал последнего из седла, так что шансов приблизиться и попытаться сразить самого Челубея, уже не было.

Александр Пересвет знал об этом. И он намеренно и осознанно шел на смертный бой. Доспехи инок снял, его тело покрывал лишь черный плащ схимника с крестом. Зачем?

А затем, что исполинское копье Челубея, не встретив на пути доспеха, пройдет сквозь тело и позволит Пересвету приблизиться к противнику со своим копьем.

Так и произошло. Смертельно раненый Пересвет не вылетел из седла, а последним усилием воли и веры (!) нанес Челубею столь же сокрушительную рану. Только доехав до русского войска, Пересвет упал с седла.

Легенды Куликова поля

  • Впрочем, «Задонщина» описывает нам живого Пересвета в разгар боя, а может быть это было написано по ошибке?
  • Родион Ослябя упоминается в источниках под 1389-м годом, значит он не погиб на поле Куликовом, а был захоронен рядом с телом друга позже.
  • На Рязанщине, в Скопинском районе есть село Вослебово, по местным сказаниям, название села происходит от имени Родиона Осляби, который лечился здесь от ран, либо делал передышку на пути к Москве.

Сосна Дмитрия Донского и посох Пересвета

В том же Скопинском районе есть Дмитриева гора, а на ней Дмитриево-Ряжский монастырь, по преданию, здесь останавливалось войско Дмитрия Донского, возвращавшееся в битвы на Дону.

На горе князь хоронил умерших от ран воинов, а на месте их последнего упокоения он посадил сосну. Старожилы рассказывали, что огромная в диаметре старая сосна была спилена во время Великой Отечественной войны на дрова местной старенькой учительнице.

Дмитриево-Ряжский монастырь, Скопинский район, Рязанская область

А еще в монастыре долгое время хранился посох Пересвета, сделанный из дерева яблони. Его навершие было искусанным сотнями зубов. Зачем? По легенде, посох богатыря помогал избавлять страждущих от зубной боли.

Ныне посох передан на хранение в музей Рязанского Кремля. А на Дмитриевой горе живет и действует святая обитель.

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.

Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок перед Куликовской битвой

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова

Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Автор

Михаил Иванович Авилов (р.1882 г. – ум.1954 г.) – русский и советский художник, работавший по большей части в жанре исторической живописи. Родился он в Санкт-Петербурге. В своем художественном образовании Авилов прошел следующие этапы:

  1. С 1893 г. учился в Рисовальной школе Императорского ОПХ.
  2. В 1903 г. поступает на дальнейшее обучение в студию Дмитриева-Кавказского.
  3. В 1904 г. Авилов становится вольнослушателем на занятиях в Высшем художественном училище при Академии Художеств.

Уже в годы слушания лекции в Академии художник начинает работу над полотнами в историческом жанре. В 1914 г. Авилов уходит на фронт Первой Мировой. После Революции художник становится преподавателем в школе при Обществе поощрения художеств, потом – в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. 1923 г. вступает в Ассоциацию художников революционной России.

После ВОВ Авилов становится членом Академии художеств СССР и преподавателем Ленинградском институте им. Репина. С началом ВОВ художника эвакуируют в Узбекистан, где начинается работа над полотном «Поединок Пересвета с Челубеем. В 1953 г. удостоился звания Народного художника СССР. Год спустя Авилов скончался и был похоронен в Петербурге, на Тихвинском кладбище.

Потомки монахов-воинов

Что касается потомков Осляби, то митрополиту всея Руси Фотию служил около 1425 г. боярин Акинф Ослебятев, который, по мнению С. Б. Веселовского, мог быть сыном героя Куликовской битвы. И всё же известнейший из потомков Пересвета и Осляби — это, конечно, Иван Семёнович Пересветов, русский политический писатель первой половины XVI века, «идеолог опричнины». Этот человек говорил о своём родстве в Большой челобитной, переданной царю Ивану Грозному в годовщину Куликовской битвы, 8 (21) сентября 1549 г.: «…11 лет минуло, служачи тебе, благоверному великому царю верно, поминая своих пращур и прадед, как служили верно государем, русским великим князем, твоим пращуром, Пересвет и Ослябя в чернцех и в схиме со благословением Сергия чюдотворца на Донском побоищи при великом князе Дмитрие Ивановиче за веру християнскую и за святыя церкви и за честь государеву пострадали и главы свои положили».

Исследователь текстов И. С. Пересветова, А. А. Зимин, начинал искать корни древнерусского публициста в Брянском уезде, где в начале XVII в. находились земли некоего Захара Пересветова. В целом же фамилия Пересветовых была хорошо известна на московской Руси XVI—XVII вв., ветвь Пересветовых была даже причислена к шведскому дворянству. А в литовской Руси, у г. Слонима, было имение Пересвет. Существовал также литовский дворянский род Пересвет-Солтанов (прозвище Солтан носил на рубеже XV—XVI вв. смоленский епископ, а потом Русско-литовский митрополит Иосиф). Существует также польский герб этого имени. Продолжены были и воинские традиции славного рода: 26 ноября 1802 г. полковнику Григорию Дмитриевичу Пересветову был Высочайше пожалован орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Среди последних Пересветовых в Брянске — казначея Петропавловского женского монастыря монахиня Флавиана и не имевший чина Николай Алексеевич Пересветов, служивший в 1912 г. помощником конторщика на брянском Казённом № 4 винном складе (ныне Брянский спиртзавод)…

ГДЕ НАХОДИТСЯ КУЛИКОВО ПОЛЕ?

Обратимся к истории знаменитой битвы на Куликовом поле (1380 год). Сегодня считается, будто Куликово поле расположено между реками Непрядва и Дон, ныне — Куркинский район Тульской области (см. Советский Энциклопедический Словарь, М., 1984, с.667). Это — примерно в 300 километрах к югу от Москвы. Якобы, именно в этом месте и произошла самая знаменитая в русской истории битва между русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского с татаро-монгольскими войсками под предводительством Мамая.Однако известно, что никаких следов знаменитой битвы на этом Тульском «Куликовом поле» почему-то не обнаружено. Нет ни старого оружия, ни следов захоронений погибших воинов и т.п.Кроме того, размер этого поля ЯВНО МАЛ для такой крупной битвы

На это обращали внимание многие историки, см., например.Стоило ли ехать вдаль на такое маленькое поле и тому и другому громадному войску?

Секрет Челубея

Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.

В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.

Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.

Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.

Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…

А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».

Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.

Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.

Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.

Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.

Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.

В воздухе витал вопрос:

Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.

Был нарушен привычный ход вещей.

У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.

Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.

И первым среди них был Андрей Ослябя.

Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.

С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.

Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.

Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.

Что хотел сказать автор

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» символизирует прежде всего победу света над тьмой, освободительного движения над захватчиками. В то время, когда создавалось полотно, в 1943 г., народ отчаянно нуждался в таких сюжетах. Картина была завершена в момент битвы за Сталинград – напряжение от этого непростого периода и молчаливую надежду на благополучный исход Авилов перенес в свой «Поединок Пересвета с Челубеем».

Остроту борьбы со злом картина передает через один символический жест – богатырь своим копьем пробивает изображение змеи на щите противника. Змея — олицетворение злого начала. Еще один важный момент, на который указывает картина «Поединок Пересвета с Челубеем» – разница в строю и позах воинов на заднем плане. Русские стоят спокойно, строго держа строй, подняв над головой знамена. Впереди Авилов изобразил Дмитрия Донского. У татаро-монгол же строй нарушен, их позы выражают растерянность и неуверенность. Все это заранее предвещает исход сражения – «Поединок Пересвета с Челубеем» закончится поражением захватчика, после чего с игом будет покончено навсегда.

В каком году был поединок на Куликовом поле. Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок перед Куликовской битвой

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

Описание главного плана

Сам художник отмечал, что композиция его произведения проста

Сразу приковывает внимание к ней динамичный передний план, который захватывает событие, длившееся не более нескольких секунд — взвившиеся на дыбы кони и тот момент судьбоносного удара русского богатыря. Мы замечаем также, что фигуры главных героев написаны ярко, детально, в то время как второй план умышленно бледен, размыт

Могучие воины, мощные кони, сила удара, говорящий взгляд Пересвета — любое описание картины Авилова «Поединок на Куликовом поле» не оставит эту сцену без внимания. Однако, присмотревшись к главным героям, мы заметим, что они, как и их верные скакуны, сознательно преувеличены художником. И это имело под собой смысл — рост, мощь и сила воинов всегда приукрашались и восхвалялись в русских былинах.

Непримиримость, ненависть друг к другу двух противников автор показал интересным приемом — их кони и сами богатыри написаны наперекрест друг другу.

Пересвет и Ослябя в кино

В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя». Режиссёр Станислав Анатолиевич Подивилов, сценарист Кирилл Кириллович Немирович-Данченко, 30 мин. . В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий». Лауреат VІI Международного фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «MAGNIFICAT ‘2011». Минск 2011 г. Приз «Серебряный Ангел» за «Яркое выразительное решение темы православных святых», Диплом IX Международного фестиваля военного кино (IX МФВК) имени Ю. Н. Озерова. Рязань, 2011 г., Приз за «Лучший анимационный фильм, посвященный служению церкви и Отечеству» XIII Кубанского Международного православного кинофестиваля «Вечевой колокол». Краснодар, 2011 г.

В 2021 году вышел художественный фильм «Александр Пересвет — Куликово эхо». В роли Пересвета — Владимир Епифанцев.

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

Поединки и Куликовская битва

14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.

Миниатюра «Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем» / Википедия

Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке. За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю. Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.

Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.

Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко

Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой. Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь. Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.

Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны. В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь

Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой

Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой. Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках. Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.

До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.

Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия

По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву. Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея. Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.

Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.

Поединок Пересвета с Челубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея

То, что не написано в житиях

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле

На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Описание 2

Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М.И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.

3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.

Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.

Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.

Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.

Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских. Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага. Ордынец – к нему навстречу…

На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно. Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным. На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.

На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.

Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.

Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.

В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector