Никон московский

Предпосылки реформы

По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:

  • Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон

Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина

С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе

В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.

Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Реформы Nikon

Когда был назначен Никон, церковная реформа уже витала в воздухе. Ряд церковных сановников , известных как партия протопов (благочинных), взяли на себя ответственность за пересмотр церковных служебных книг, открытых покойным патриархом Иоасафом, и за несколько других незначительных исправлений некоторых древних обрядов. Но они были слишком робкими, чтобы попытаться сделать что-нибудь действительно эффективное.

Алексей Кившенко . Патриарх Никон и Епифаний Славинецкий пересматривают служебные книжки.

Nikon начал смелые реформы. Он посоветовался с наиболее образованными греческими прелатами за границей, пригласил их на консультацию в Москву, и, наконец, ученые Константинополя и Киева убедили Никона, что московские богослужебные книги были инославными, и что иконы, которые фактически использовались, очень сильно отличались от древние константинопольские модели, большей частью проникнутые влиянием франкского и польского (западноевропейского) барокко .

Nikon резко раскритиковал использование таких новомодных иконок; он приказал обыскать их по домам. Его солдатам и слугам было поручено сначала выколоть глаза этим еретическим подделкам, а затем пронести их по городу, насмехаясь. Он также издал указ, в котором грозит самым суровым наказанием всем, кто осмелится изготавливать или использовать такие значки в будущем.

Более поздние исследования должны были определить, что московские служебные книги действительно принадлежали к иному изданию , чем то, которое использовалось греками во времена Никона, и что неотредактированные московские книги на самом деле были старше и почтительнее, чем греческие книги, которые претерпели несколько раз. изменения, внесенные на протяжении веков, были новее и содержали нововведения.

В 1654 году Никон созвал синод для повторного изучения служебных книг, исправленных патриархом Иоасафом, и большинство синода решило, что «следует следовать грекам, а не нашим собственным древним». Второй собор, состоявшийся в Москве в 1656 году, санкционировал пересмотр служебных книг, как это было предложено первым собором, и предал анафеме несогласное меньшинство, в которое входила партия протопопов и Павел , епископ Коломенский . Эти совпали с большой чумой в 1654 году.

Строительство шатровых церквей ( ярким примером которых является собор Василия Блаженного ) было строго запрещено, а многие старые неканонические церкви были снесены, чтобы уступить место новым, оформленным в «старовизантийском» стиле. Эта безжалостность во многом объясняет непреодолимую ненависть, с которой старообрядцы , как их теперь стали называть, когда-либо впоследствии относились к Никону и всем его трудам.

Патриарх Никон — знаковая фигура православной церкви

В 17 веке духовной и религиозной основой русского общества оставалось православие. Оно определяло многие стороны бытия (от бытовых вопросов до государственных) и вмешивалось в повседневную жизнь как простого крестьянина, так и знатного боярина.

Начиная с 1589 года, во главе церкви стоит патриарх. В его подчинении находились митрополиты, епископы, архиепископы, черное монашество и белое духовенство сел и городов. Почти за целое столетие их сменилось немало. Но ни один из них не оставил такого следа в церковной истории, как патриарх Никон.

Путь к власти

Будущий патриарх с самого начала был яркой фигурой. Его путь к заветной кафедре удивителен. Никита Минич (мирское имя Никона) появился на свет в 1605 году в беднейшей крестьянской семье. Он рано осиротел и почти все детство провел в Макарьевом Желтоводском монастыре. Со временем он принял сан священника и сначала служил в нижегородских окрестностях, а с 1627 года – в Москве.

После смерти троих маленьких детей он жену уговорил уйти в монастырь, да и сам тоже в 30 лет принял постриг. В 1639 году Никон покинул Анзерский скит, ушел от своего наставника, сурового старца Елиазара, после чего 4 года жил как пустынник возле Кожеозерского монастыря. В 1643 году он стал наставником указанной обители. В 1646 году он по делам церкви отправился в Москву. Там будущий патриарх Никон познакомился с Вонифатьевым и горячо принял его программу. В то же время его собственный ум, взгляды и энергия произвели сильное впечатление на царя. По слову Алексея Михайловича Никона утвердили архимандритом Новоспасского монастыря, являвшегося придворной обителью Романовых. С этого момента его путь к сану патриарха был стремительным. Им он был избран спустя 6 лет после приезда в Москву – в 1652 году.

Деятельность патриарха Никона

Сам он воспринимал ее гораздо шире, чем простое преобразование церковной жизни, изменение обрядов и правку книг. Он стремился вернуться к основам вероучения Христа и навсегда утвердить место священства в православии. Поэтому первые его шаги были направлены на оздоровление нравственного состояния общества.

Патриарх стал инициатором издания указа, который запрещал продажу в городе в дни поста и праздников спиртных напитков. Особенно нельзя было сбывать водку священникам и монахам. На весь город разрешалось оставить только один питейный дом. Для иностранцев, в которых патриарх Никон видел носителей протестантизма и католицизма, была на берегу Яузы построена Немецкая слобода, куда их и выселили. Это то, что касается общественных преобразований. Внутри церкви также назрела необходимость проведения реформ. Связана она была с различиями в обрядах русского и восточного православия. Также этот вопрос имел и политическое значение, так в это время началась борьба с Речью Посполитой за Украину.

Церковные реформы патриарха Никона

Кратко их можно изложить в нескольких пунктах:

  1. Редактирование библейских текстов и других книг, которые используются во время богослужений. Эта новация вылилась в изменение некоторых формулировок Символа Веры.
  2. Крестное знамение отныне следовало складывать из трех перстов, а не из двух, как прежде. Отменялись и малые земные поклоны.
  3. Также патриарх Никон распорядился проводить крестные ходы не по Солнцу, а против.
  4. Троекратное произношение возгласа «Аллилуйя!» заменило двукратное.
  5. Вместо семи просфор для проскомидии стали использовать пять. Изменилось и начертание на них.

Фанатики благочестия

Во время службы в Новоспасском монастыре Никон вошел в кружок ревнителей благочестия . Это была группа церковных и светских лиц, которая возникла в конце 1630-х годов, собираясь вокруг Стефана Вонифатиева , духовника царя Алексея.

После Смутного времени участники считали, что проблемы того времени были проявлением гневного Бога, разгневанного на безрелигиозность русского народа. Группа призвала к возрождению русской православной веры и возрождению религиозного благочестия в массах. В эту группу вошли Ртищев , Abbot Иван Неронов из Казанского собора , протопоп Аввакум и другие.

В 1649 году Никон стал митрополитом из Великого Новгорода . Там ему были предоставлены особые привилегии. Во время его правления в городе начались бунты, и Никон был жестоко избит толпой. Тем не менее ему удалось урегулировать вопросы мирным путем, возглавив крестный ход против восставших.

Патриаршество[править | править код]

В умер патриарх Иосиф. Никон, который уже был весьма близок Царю Алексею Михайловичу, согласился на сан лишь после обещания царя не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всем яко начальника и пастыря и отца краснейшаго». Никон стал шестым Московским патриахом(1652—).

Реформаторская деятельностьправить | править код

Основная статья: Церковная реформа патриарха Никона

Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьезно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входили также Вонифатьев и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Перед Великим Постом Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, ибо двоеперстие в Русской Церкви было определено актом Стоглавого Собора . Далее Никон опирался на авторитет соборов и мнение восточных патриархов. Собор положил начало делу согласования московских книг с греческими. Определения сего Собора были рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриаха Паисия. Укореннённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из предводителей которых стал Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру. Никон же в значительной мере руководствовался политическими соображениями: его заветной мечтой было овладение Константинополем и служба в Святой Софии в сослужении Вселенского Патриаха.

Размолвка с Царёмправить | править код

Никон играл большую роль в делах государственного управления, особенно во время войн с Польшей (—) и длительного отсутствия царя. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Никон, в свою очередь, выражал крайнее неудовольствие некоторыми положениями Соборного Уложения 1649, в особености созданием Монастырского Приказа, умалявшего, по его мнению, статус духовенства и лишавшего его контроля над доходами от монастырских вотчин. Охлаждение отношений между царём и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в г. Он удалился на шесть лет в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в ).

Опала и низложениеправить | править код

Никон пытался вернуться в Москву, но был официально низложен Большим Московским Собором в присутствии Александрийского и Антиохийского патриархов и сослан царем в Ферапонтов Белозерский монастырь, а по смерти Царя переведён под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

В г. Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа близ Ярославля. Погребен в Воскресенском монастыре.

Православие

Когда выходцу из крестьянской семьи исполнилось 12 лет, мальчик отправился в Желтоводский Макариев монастырь, находящийся на левом берегу Волги, где пробыл послушником вплоть до 1624 года. Но по настоянию родственников, которые выманивали юношу из службы обманным путем, Никита вынужден вернуться домой в родное село, где пережил смерть любимой бабушки и отца.

Желтоводский Макариев монастырь

В Вельдеманово Никон женится и принимает сан иерея. Первоначально священник проводит церковные обряды в соседнем селе Лысково, но по стечению обстоятельств отравляется на службу в Москву, так как столичные купцы узнали об образованности и начитанности селянина. Именно в столице России произойдут переломы судьбы будущего предстоятеля православной церкви.

Семейную жизнь Никиты и его супруги сложно назвать счастливой: паре не удалось завести потомков, так как новорожденные дети умирали в младенческом возрасте. Священнослужитель воспринял печальные утраты как знак свыше, означающий отстранение от мирской жизни. Так, в 1635 году иерей убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря.

Оставив деньги на содержание жены, тридцатилетний Никита Минин принимает постриг в Словецком монастыре и становится Никоном: настоятель скита Елеазар собственноручно совершал этот посвященческий обряд. Исходя из православной религии, человек принявший постриг в монахи умирает для прежней мирской жизни и принимает другое имя, обретая новое духовное начало.

Словецкий монастырь

Отрешенный от жизненных хлопот и суеты Никон соблюдает монашескую жизнь, без устали читает священные книги и молится, отдавая волю и душу на почитание Бога. Жизнь в ските, расположенном на берегу Круглого озера, была строгой, инокам приходилось читать библейские рукописи в течение ночи, не смыкая усталых глаз. Пища в поселении монахов не отличалась изобилием: скитники питались запасами ягод и фруктов, да мукой, которую жертвовало государство.

Из-за благочестивой службы и грамотности Никон становится любимым послушником преподобного Елеазара Анзерского, который в будущем поручает приспешнику самостоятельно проводить таинственные литургические обряды, а также Никону доверяют заведование скифом.

Елеазар Анзерский

Но в 1639 году у инока Никона и старца Елеазара возникают разногласия по поводу строительства новой церкви, поэтому будущему московскому патриарху, не нашедшему поддержки братии, приходится бежать из монашеского поселения, которому он служил на протяжении долгих лет.

После скитаний Никон находит утешение в Кожеозерском монастыре, а после кончины настоятеля храма становится игуменом.

В 1646 году священнослужитель вновь отправляется в столицу России для сбора пожертвований обители и по традиции старинного обряда приходит с поклоном к государю Алексею Михайловичу.

Никон поразил царя образованностью и красноречивыми речами. К слову, Алексей Михайлович слыл человеком очень набожным и к православной религии и церкви относился снисходительно.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович перед гробницей святителя Филиппа

После общения со священником князь понял, что хочет видеть этого человека в Москве, поэтому перевел игумена в столицу. Некоторым боярам не нравилось такое расположение царя к простому старцу, но, тем не менее, выходец из крестьянской семьи становится архимандритом Новоспасского православного монастыря.

Находясь на службе, Никон становится участником кружка «ревнителей благочестия», который был сформирован в конце 17 века.

Позже, в 1649 году, Минин становится митрополитом Новгородской епархии и с особым усердием исполняет обязанности, совершая службы по строго установленным правилам.

Хлебный бунт 1650 года в Великом Новгороде

В 1650 году вспыхнуло голодное народное восстание в Великом Новгороде, поводом для недовольства горожан стало резкое поднятие цен на хлеб. Участниками бунта были люди различных сословий, от стрелков, до бедняков и ремесленников: российский народ выступал против политики государя. Но из-за устойчивой позиции митрополита Никона, защищавшего интересы Алексея Михайловича и других его соратников, новгородский бунт был подавлен.

Руководителей восстания ждал смертный приговор, который позднее изменился на нещадное избиение кнутом. Смягчение наказания произошло благодаря митрополиту, который не оставался равнодушным к мирскому люду: Никон посещал темницы и выслушивал жалобы арестантов, а также общался с простым народом, из-за чего некоторые горожане находили утешение в речах избранного митрополита.

Патриаршая деятельность

В XVII столетии роль патриарха была одной из ключевых в государстве. В его функции входило принятие очень важных для страны решений. К ним относились помилования невинно осужденных людей, проведение консультаций с царем по поводу его действий, а также проведение судебных процессов, возникающих по тем или иным духовным вопросам.

Вследствие этого Алексей Михайлович постоянно выражал свое доверие и уважение Никону. Фактически патриарх стал соправителем Московского государства.

Таким образом российская церковь сумела вернуть ранее отделившиеся от нее православные епархии, относящиеся к Юго-Западной Руси. Через некоторое время подобный процесс произошел и с теми приходами, которыми располагались на территории современной Беларуси.

Патриарх Никон вошел в историю благодаря таким своим достижениям:

  • активизации церковного строительства по всей территории государства;
  • унификации обрядовых традиций с греческими нормами;
  • восстановление Украины с Россией и др.

В период правления Никона были возведены одни из наиболее крупных и богатых православных обителей. Многие монастыри государства были основаны именно в XVII столетии.

Патриарх

В 1649 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. Здесь он показал себя как мудрый государственный муж и, по всеобщему признанию, великолепно проявил свою энергию и ум во время бунта, который случился в Новгороде в 1650 году. Никон сделал все, чтобы усмирить бунт на корню обойтись при этом без излишней жестокости.
В 1652 году умер Патриарх Иосиф. Государь желал видеть на Патриаршем престоле Никона. Тот решительно отказался. И тогда произошла невероятная сцена. В Успенском соборе при большом стечении народа Алексей Михайлович пал сыну мордовского крестьянина в ноги и, проливая слезы, умолял его принять Патриарший сан. После того как вслед за царем поверглись ниц все остальные, Никон дал свое согласие. Однако при этом он взял с царя и всех присутствующих клятву, что они будут ему во всем послушны в делах веры. Царь, бояре и народ такую клятву дали. Так сбылось видение анзерского старца Елеазара.
Никон основал несколько монастырей: Иверский монастырь на Валдайском озере, Онежский Крестный монастырь на Кий-острове и самое знаменитое детище Никона – Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся им ни много ни мало как центр православного мира и повторение храма Воскресения Господня в Иерусалиме.
Он вернул в церковную жизнь обычай проповеди с амвона, упразднил многогласие (одновременное исполнение нескольких песнопений, отличающихся словами и напевом), делавшее церковную службу для паствы совершенно непонятной, и приступил к «исправлению» церковных книг.

Литература[править | править код]

  • Алексеев А. С., Завьялов С. М. Алебастровый саркофаг Патриарха Никона: состав и возможные источники // Российская археология. 2013. № 4. С. 109—112.
  • Воробьёва Н. В. Личность патриарха Никона в отечественной историографии. — Омск: Изд-во ОмЭИ, 2007. — 243 с.
  • Воробьёва Н. В. Историко-канонические и богословские воззрения патриарха Никона. Омск: Изд-во ОмГУ, 2008. — 413 c.
  • Лифшиц А. Л. Документы о поставках продовольствия и других запасов ссыльному Патриарху Никону в Ферапонтов монастырь // Вестник церковной истории. 2010. № 1—2 (17—18). С. 5—16.
  • Лобачёв С. В. Патриарх Никон. — СПб.: Искусство — СПБ, 2003. — 416 с.
  • «Патриарх Никон. Рождённый на земле Нижегородской». Н. Новгород: РИДО, 2007. Составители архим. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева и др.
  • Патриарх Никон: трагедия русского раскола (сборник статей). М.: Даръ, 2006 г. ISBN 5-485-00069-X.
  • Румянцева В. С. Патриарх Никон и духовная культура в России XVII в.: Из рукописного наследия патриарха Никона: «Правила христианской жизни („нужнеишиа Заповеди“)»: Исследование и публикация. / Российская акад. наук, Ин-т российской истории РАН. — М. : Ин-т российской истории РАН, 2010. — 253 с. — ISBN 978-5-8055-0217-1
  • Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 520 с.
  • Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие патриарха Никона: переписка с современниками: исследование и тексты. / Науч. ред. член-корр. РАН Е. К. Ромодановская. — М.: «Индрик», 2007. — 776 с
  • Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI—XVII вв.). 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 558 с.
  • Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России // Патриарх Никон — протопоп Аввакум. М., 1997.
  • Palmer W. The Patriarch and the Tsar: History of the Condemnation of the Patriarch Nicon by a Plenary Council of the Orthodox Catholic Eastern Church, held at Moscow A. D. 1666—1667. Written by Paisius Ligarides of Scio. L., 1871—1876. Vol. 1-6;
  • Patriarch Nicon on Church and State: Nicon’s «Refutation» / Ed., introd., not. V. A. Tumins, G. Vernadsky. B. а. о., 1982
  • Лавров А. Никон, митрополит Новгородский и Великолукский (1649—1652) // София. 1999. — № 1. — С. 29-31.
  • Патриарх Никон: облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты / Составитель и отв. ред. Е. М. Юхименко. — М., 2002. — 152 с.

В чем суть реформ?

Говоря о тех изменениях, которые произошли в православной церкви во времена Никона, обычно вспоминают исправление богослужебных текстов и введение троеперстия вместо двуперстия. Это действительно крупнейшие внешние преобразования, но суть реформы была гораздо глубже.

В XVII веке в России сложилась ситуация, когда религиозные обряды сильно отличались от тех, что были приняты во всем мире, в том числе в Греции, откуда и пришло христианство

Царь обратил внимание на это несоответствие и предложил духовенству навести порядок

Реализованная Никоном реформа выражалась в следующем:

  • Осенение себя крестным знамением стало производиться тремя перстами вместо двух.
  • Поклоны до земли были заменены поясными.
  • Исправлены церковные письмена.
  • Имя Бога стало писаться «Иисус» вместо «Исус».
  • Крестный ход стали совершать против часовой стрелки.
  • Светская власть была признана верховной — по протестантскому образцу.

Церковная реформа патриарха Никона была кардинальной и перечеркнула в церковной жизни все, что было до нее. Именно в это время появился термин «православие», до него применяли понятия «правоверный», «истинная вера», «Божья вера».

Патриарх Никон: биография

Чем выше прыгнешь, тем больнее падать – этой русской пословицей характеризуется жизнь патриарха Московского и всея Руси Никона. Выходец из простого села в одночасье стал любимцем царя, однако также быстро лишился великого сана. С именем патриарха связано событие в истории – раскол русской православной церкви.

На нижегородской земле, в деревушке Вельдеманово, 17 мая 1605 года в простой крестьянской семье произошло радостное событие: родился мальчик, которого при крещении назвали Никитой. Из биографии родителей будущего патриарха всея Руси известно мало: отец мальчика Мина Минин был марийцем, а мать умерла при родах.

Портрет патриарха Никона

Воспитывался Никита в строгой обстановке, его отец часто отсутствовал дома, поэтому ребенок оставался на попечении мачехи. К слову, вторая жена Мины имела строгий и не лишенный жестокости характер: женщина ненавидела пасынка и била мальчика за малейшую провинность, иногда лишая Никиту куска хлеба и подолгу моря голодом. Отец семейства, огорчавшийся произволом второй жены по отношению к сыну, по возвращению домой часто избивал супругу. Однако стоило Мине выйти за порог дома, бесконечные унижения маленького мальчика продолжались.

Никита терпел грубое отношение приемной матери, находя утешение в священных писаниях, а также мальчика подбадривала любовь бабушки. Будущий служитель церкви рос одаренным ребенком, который вместо игр на свежем воздухе с ребятней предпочитал грамоту.

LiveInternetLiveInternet

Пустая могила

Однако среди православных Московского царства нашлось немало недовольных реформами. Прежде всего это был влиятельный священник протопоп Аввакум, ставший лидером церковного сопротивления — движения старообрядцев.

Впоследствии Никон попал в опалу и своенравно оставил свой пост, на шесть лет уехав в основанный им Новоиерусалимский монастырь. На соборе 1666 года Никона освободили от сана и сослали в Ферапонтов монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича Никона перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, а в 1681 году уже немощному иерарху разрешили вернуться в Новоиерусалимский монастырь. По пути в обитель иерарх скончался, а его тело, согласно завещанию, было предано погребению в Новоиерусалимском монастыре.

Однако когда в октябре 2013 года археологи вскрыли каменный гроб Никона, он оказался пуст.

После обнародования сенсационной новости археологи и общественность задались вопросом: а куда, собственно, делись останки Никона? Однако церковные иерархи излишней обеспокоенности не проявили и с олимпийским спокойствием выразили сожаление, что историки вскрыли гробницу.

Дело в том, что еще в 2009 году, когда реставраторы только приступили к восстановлению монастыря, местные жители попросили у патриарха дать благословение на вскрытие гробницы Никона. У верующих были сомнения в наличии останков. Если же они действительно находились в гробнице, то наличие нетленных мощей было бы стопроцентным доводом для канонизации Никона.

Однако, несмотря на логичность просьбы, патриарх благословения на вскрытие гробницы не дал. По словам наместника Новоиерусалимского монастыря игумена Феофилакта, патриарх написал ему: «Признать в настоящее время оправданным вскрытие захоронения Патриарха Никона не представляется возможным».

Не иначе как церковь знала об останках Никона что-то такое, чего простым прихожанам знать не полагалось. Как полагают эксперты, останки знаменитого реформатора, возможно, находятся в другом захоронении

А гробница в Новоиерусалимской обители была лишь искусной «обманкой», дабы усыпить внимание недругов Никона. Да и, как говорят сами священники, наличие нетленных мощей для канонизации не является главным критерием: «Существование мощей или их отсутствие для верующих решающего значения не имеет»

И все же, несмотря на неодобрение церкви, археологи вскрыли гробницу, а вместе с ней и тайну, существовавшую более полувека.

Исчезнувшие мощи

Сомнения у местных верующих относительно мощей Никона появились давно. Ведь прах патриарха однажды уже тревожили. В 1931 году комиссия по борьбе с религиозным мракобесием решила вскрыть гробницу Никона, стоявшую нетронутой с 1681 года.

Как вспоминал один из членов комиссии, рабочие долго не могли снять верхнюю плиту, а когда вскрыли гробницу, все были поражены. Никон лежал как живой, особенно запомнилось его лицо. На груди почившего иерарха комсомольцы увидели золотую панагию с бриллиантом. Ее бережно извлекли и отправили в запасники музея. Что же стало с самими останками — никто не знает. По слухам, когда с Никона стали снимать остальные облачения, то решили приподнять его

Одно неосторожное движение — и все рассыпалось в прах

Но то были слухи, пущенные, вероятно, самими верующими. Ведь, по словам комсомольцев, останки были в отличном состоянии и рассыпаться в прах точно не могли. Вероятнее всего, после того как «сталинские соколы» обобрали патриарха до нитки, они не торопились убирать его гроб. Ведь, по некоторым замыслам, тело Никона планировали выставлять в музее истории религии как доказательство бренности святых угодников.

Вероятно, верующие могли выкрасть мощи и не допустить святотатства. Позднее же останки могли быть переданы в один из возрожденных монастырей. А в Новоиерусалимском плиту опять положили на гробницу и вернули все в прежний вид.

Личная жизнь

При жизни Патриарх Никон был образованным и начитанным человеком, который удивлял не только доскональным знанием священного писания, но и житейской мудростью. Сложно судить о личности Никона, так как старообрядцы и сторонники новых реформ по-разному характеризуют этого человека. Одни в жизнеописании пишут, что Никон — мудрейший православный деятель, реформы которого пошли на благо; другие считают, что Минин – властолюбивый, алчный и жестокий человек, который был готов пойти на все, чтобы получить расположение царя.

Памятник патриарху Никону в г. Саранске

Когда судьи отстраняли Никона от сана, коллегия привела свод всех «преступлений» патриарха, и вот что значилось в той рукописи:

Однако судить о достоверности этой информации никто из историков не может.

Примечания

Комментарии

Часто пишут, что уход Никиты в Макариев-Желтоводскую обитель относится к 12-летнему возрасту. Есть мнение, что с 12 лет втайне от отца он пребывал в Печерском монастыре и позднее перешёл в Макариев-Желтоводский монастырь. В некоторых источниках утверждается, что из Печерского монастыря Никита в 1621 году вернулся домой и, похоронив родственников, ушёл в Макариев-Желтоводский монастырь и в 1622 году опять вернулся домой. С. В. Лобачёв считает, что Никита Минов подвизался в Макариев-Желтоводском монастыре в конце 1620-х, когда обитель возрождалась, и под впечатлением этого Никита захотел посвятить свою жизнь служению Богу

Считается также, что после 1617 года он со странником ушёл в Макариево-Унженский монастырь в 240 вёрстах от Макариев-Желтоводского монастыря

Соборное послание, подписанное патриархом Паисием и ещё 24 иерархами утверждало: «Не следует думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в вещах несущественных и не в членах веры, если только в главном и важном сохраняется согласие с кафолическою церковью».

Паисий Лигарид — митрополит Газы, отлучённый от Церкви ко времени событий московского Собора, приверженец католицизма. Однако он имел авторитет у царя за свою учёность.

Использованные источники
  1. Никон // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания
  2. ↑ , с. 53—54.
  3. ↑ , с. 7.
  4. ↑ .
  5. .
  6. , с. 8.
  7. ↑ , с. 54.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 марта 2009.
  9. Цит. по: Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность Патриарха Никона / Русская история в очерках и статьях // под ред. проф. М. В. Довнар-Запольского. — Киев, 1912. — Т. III. — С. 46.
  10. До Никона этим титулом пользовался патриарх Филарет как отец царя Михаила Фёдоровича
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 ноября 2012.
  12. Н. Ф. Каптерев. // Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. — 1912.
  13. Согласно этим сведениям, патриаршие престолы предполагались в Новгороде, Казани, Астрахани и Тобольске.

биография

Никон родился в 1605 году под именем Никита Минин в селе Вельдеманово, недалеко от Нижнего Новгорода . Первоначально он был женатым священником, но позже стал монахом в Соловецком монастыре на Белом море . Никон стал Новгородским митрополитом в 1647 году и патриархом России в 1652 году . Его патриархат отмечен двумя конфликтами: во-первых, он был в постоянном конфликте с царем Алексием I, во- первых, по поводу отношений между церковью и государством; с другой стороны, его литургические реформы встретили яростное сопротивление.

Опозоренный царем из-за своей непреклонности, он был лишен сана решением совета в году после того, как в 1658 году ему было приказано уйти в отставку . Nikon умирает в Ярославле на17 августа 1681 г..

Митрополит Новгородский

В году он уже митрополит Новгородский. В Новгороде Никон приобретает широкую популярность своими проповедями, заботами о церковном благочинии и благотворительностью. Во время бунта г. он с риском для собственной жизни пытается преданием проклятью и личными увещаниями восстановить порядок. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником».

В г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, замученного Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.

К чему привела реформа?

Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:

  • Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
  • Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.

Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector