Преподобный никон
Содержание:
В чем помогает молитва Оптинским новомученикам?
Новомученики Трофим, Ферапонт и Василий в православной вере являются образцом истинного благочестия и духовности во всем мире. Молитва помогает людям в решении многих вопросов:
- оправиться от болезни;
- избавиться от пагубных привычек;
- решить вопросы насущной жизни;
- душевного развития;
- обрести благодать Господа и Его защиту.
Читать молитву Оптинским новомученикам следует в полной гармонии ума и тела
Необходимо тщательно настроиться на молитвенный текст, осознавая важность каждого слова. Чтение молитвы рекомендуется проводить утром, сразу после пробуждения
Когда ум еще не занялся решением материальных вопросов. Тогда ваши молитвы будут услышаны.
Главное — чистая совесть и вера в Бога
А.М. Есть круговорот воды в природе, а должен быть круговорот любви в природе.
Любви в смысле жертвенного служения друг другу. И если такой круговорот будет, то тогда даже наша простая обыкновенная жизнь, начиная с семьи и работы, завода, воинской части – это уже будет другое. Будет формироваться определённая среда и определенные взаимоотношения, в центре которых главный вопрос: «Кому я могу быть полезным?»
Б.К. Знаете, у меня тоже возникла параллель. Возможно, если бы не было этого подвига, то наши офицеры, которые приняли решение в Сирии вызвать огонь на себя и погибнуть, не делали бы это. Сегодня это в западном понимании невозможно, а в русском – нормально.
«Отдать душу свою за други своя» – это же Евангелие. Русский солдат к этому стремился всегда, и значит еще жива Россия и будет жить.
И вот еще один такой образ — это кресты в часовне Воскресения. После обеда все в беленьких записочках. Это люди несут сокровенное, они просят помощи. Потом это все собирают, уносят, соответствующим образом с ними обращаются. Я не знаю, читали ли Вы их, но люди обращаются к братьям с молитвой. Если бы не было обратной духовной связи, то этого бы не было. Народ наш трудно обмануть.
А.М. Это начиналось с часовни Ксении Блаженной. Вот тогда — было то же самое. Эта народная волна делает это признание — выбор между святым и не святым.
А что касается военных – знали ли они об этом или нет, не известно. Но это в нашей корневой системе. Мне вспомнились, когда ты заговорил о воинстве, стихи – Клятва белого дореволюционного офицера:
Душу Богу я вручаю,
Жизнь я жертвую Царю,
Честь себе я оставляю,
Сердце Родине дарю.
Ради чего это возможно? Потому что «душу Богу я вручаю», и тогда уже не важно, что будет с телом. Поэтому если есть жизнь будущего века, все остальное уже не имеет значения
Такой человек уже потенциально и воин духа, и воин христов и воин России, и самое главное для него житейские проблемы — не такие уж и проблемы. Христос даровал нам Бессмертие, а бытовые мелочи жизни, это всего лишь мелочи
Поэтому если есть жизнь будущего века, все остальное уже не имеет значения. Такой человек уже потенциально и воин духа, и воин христов и воин России, и самое главное для него житейские проблемы — не такие уж и проблемы. Христос даровал нам Бессмертие, а бытовые мелочи жизни, это всего лишь мелочи.
Кстати, о них отец Трофим как-то написал письмо:
Поэтому у них развилась правильная ориентация – ориентация на Небо. Это сделало их и небожителями, и новомучениками, и, надеемся, ходатаями о нашей стране и монастыре.
Сатана думал, что он убил трех монахов, а на самом деле мы через эту смерть обрели на небе трех Ангелов и трех святых. Для нас они как раз и есть ориентир.
Нужно сделать один, первый шаг к Богу, девять Господь сделает навстречу. И так во всем – в работе, в жизни, в семье.
Когда человек с таким ориентиром в жизни живет — тогда это правильный стержень и правильный фундамент.
Б.К. В программе «Ориентация» есть своя традиция — мы рассуждаем об ориентации. Собственно, вся программа есть ответ на этот вопрос. Ориентация на Бога, а наши три инока – это те самые ориентиры, которые нам помогают в этой ориентации существовать. Это великое событие 20 века, перешедшее уже в век 21.
Недавно я был в МГУ и сотрудникам ректората сказал, что был в Оптиной Пустыни — про 25 лет. Я говорю им: — Понимаете, что первый, возможно, святой Праведник русской Церкви – ваш бывший студент? Вы понимаете, что вы получаете такого заступника?
А.М. Интересная мысль.
Б.К. И вот сейчас заложили храм на Воробьевых горах. Я думаю, это привело многих людей к пониманию того, чем нужно заниматься.
Именно этот университет, кстати, стоит в авангарде движения за укрепление теологии как стержня миропонимания. Это то, за что наши братья отдали свою жизнь. Это новая качественная волна отношения к православию как к цивилизационной составляющей нашей жизни и уверенность в том, что мы идем правильным путем, и никто кроме Бога и наших иноков, нам не указ.
А.М. Спаси Господи!
Б.К. Спасибо Вам отче, что Вы нашли время и побеседовали на такую дорогую и мне тему
А.М. И мне.
Б.К. И нашим зрителям.
Ориентацию мы с Вами уже выбрали, теперь Ваша очередь, дорогие телезрители!
На этом мы с вами прощаемся, до новых встреч в том числе и на площадке соцсети «Елицы». Спаси Вас Господь.
А.М. Мир Вам и Божие благословение, дорогие наши телезрители!
Православная социальная сеть “Елицы” выражает благодарность Борису Костенко, архимандриту Мельхиседеку (Артюхину) и Виталию Кисилеву, предоставившему запись съемки в Оптиной Пустыни.
Канонизация
Б.К. У тех, кто там присутствовал, сразу была такая мысль, может быть, она не канонична, но иноки погибшие за Христа на Пасху… Ни у кого вопросов никаких практически не возникало. И вот прошло 25 лет, и Вы назвали их новомучениками. Я знаю, что официально будут еще какие-то решения, но сейчас на новом уровне начат сбор материалов, пишется икона. Пошло движение в соответствующем направлении.
А.М. Когда начался 2018 год, братия обратилась в Синодальную комиссию, предоставив материалы и свидетельства, жизнеописание. Это определённый канонический и церковный порядок. Самое главное, что Комиссия дала добро на начало этой работы, но при этом по сути она не прекращалась в течение 25 лет. Но на официальный уровень вышла только в этом году.
Б.К. Не знаю кто благословил в свое время – собирать свидетельства о помощи, которую люди получали от братьев.
А.М. Да, есть такая летопись участия братьев в жизни людей, паломников и в жизни самой братии.
Правильная ориентация
А.М. Будем надеяться, что это почитание и обращение к ним будет продолжаться и самое главное, что этому же легко подражать. Сейчас мы принимаем участие в программе, которая носит название «Ориентация», и вот человек, особенно молодой, начинает искать — на что ему ориентироваться…
Когда я прихожу в школу (это не часто бывает, но бывает), говорю ребятам: «У вас же основной девиз – красиво жить. Правильно?»
Мы с мамой иногда смотрим новости, и она заметила, что по телевидению показывают артистов, спортсменов, реже писателей. А умрет директор завода, который создал ракету, танк, оборонительную систему, ты узнаешь что-нибудь об этом?
БК. А врач, учитель?
А.М. Да, и врач, и учитель, и любая другая специальность. Это не звенит. А вот это звенит.
Б.К. Знаете, у нас в отличие от той же Сербии, не публикуют некрологи. Вот там открываешь газеты, особенно региональные, а там обязательно с фотографией, с аннотацией. Люди проявляют уважение. У нас почему-то этого нет. Раньше я помню в «Вечерней Москве» печатали некрологи, и все узнавали. Была своя традиция, сегодня это ушло.
А.М. Возвращаюсь к мысли.
Вдалбливается в голову, что красиво быть артистом, спортсменом, публичным человеком. Я им говорю:
И вот как раз к вопросу – чему посвятить жизнь? Жизнь посвятить надо творению добра – на своем месте и с той максимальной отдачей, на которую ты способен. А не просто попасть на страницы глянцевых журналов.
Смотри, как интересно – себя не забыл, но тут же делает оговорку «не только для себя»
Поэтому важно чтобы человек понял, что жизнь — не наслаждение, а Служение
Нам же вдалбливается – ищите наслаждения во всем и любой ценой. А оптинские братья выбрали Служение. Богу, Церкви и людям.
Б.К. Когда я говорил, что я последний, кто разговаривал с отцом Василием (кроме убийцы), то понимаю, что эта степень ответственности частично на меня переходит.
Спустя 25 лет я считаю своим долгом вернуться к этой теме, говорить об этом, популяризировать, продвигать. Но мы говорим о том служении, которое они несли
Это очень важно сегодня
А.М. Кстати, сейчас мысль пришла. Относительно их выбора. Они его сделали, когда пришли в монастырь. Ведь мало кто задумывается о том, а что было 25 лет назад? Игорь Росляков пришел в 1988 году, один из них — в 1989 и 1990. Ферапонт вообще 3 года только прожил в монастыре. А у нас коммунистический режим когда пал?
Когда режим пал, я приехал в монастырь и спросил у батюшки, а стоит ли вообще все это сейчас восстанавливать? Может быть, какой-то виток обратно будет…
Это сейчас все свободно, тогда не понятно было чем все закончится.
Б.К. На нас смотрели как на маргиналов. «Почвенники» и другие разные слова употребляли.
А.М. «Сумасшедшие», «дурка по ним плачет»… Так и было. И тогда они сделали выбор
Б.К. И наши оппоненты, которые после 2014 года по понятным причинам несколько приутихли – они же делали все, чтобы и это событие было под спуд отправлено. Вся наша карьера была очень тяжелой. И вопреки всему сегодня скопилось уже достаточно большая масса материалов, которые делают неотвратимым постановку вопроса о национальном телевидении, о понимании того, что такое «национальная стратегия». Нашим нравственным столпом является подвиг наших братьев, и без него двигаться невозможно.
А.М. Безусловно, и будем надеяться на то, что у людей, которые приходят в Церковь, это будет вплетено в их жизненный ориентир. Чтобы они поманили, где черпать силы, чтобы на своем месте исполнять то, что должно.
Интересная такая мысль была относительно братьев, и вообще ориентации в жизни. Кто-то из мудрых людей сказал:
Когда они начали монашескую жизнь, они великими не были. Но, начав этот путь, они стали великими.
Вот так и в жизни – берись за то дело, которое ты можешь делать – по образованию, по произволению, и делай его для семьи, для людей, для страны, для Церкви и для Бога. Если каждый на своем месте будет это делать, тогда все будет совсем по-другому.
Мы живем в России, это наше все. И поэтому благо страны — это наше благо. Нужно не только наслаждение, но, прежде всего, Служение – матери детям, жены мужу, отца семье.
Современные чудотворцы России
Сегодня в России и в других странах СНГ можно найти благочестивых мужей, которые своей жизнью заслужили звание старца и принимают паломников, общаясь с ними, молясь за них и наставляя.
Архимандрит Чудотворец Герман
Настоятель Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Герман принимает всех желающих на личный прием. Он обладает не только даром исцеления физических недугов, но и духовны, изгоняет бесов и молится за освобождение.
Отец Герман (Чесноков)
При этом дар его настолько сильный, что освобождал и тех одержимых, которых привозили к нему связанных.
Отец Власий
В Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре служит схиархимандритом Власий с 1979 года. Бог наделил его даром прозорливости и исцелил от рака — священник, узнав свой диагноз, отправился молится Господу на святой Афон, где получил полное исцеление от недуга. По возвращению в 2003 году он стал принимать людей на молитву и общение.
Схиархимандрит Власий Перегонцев
На сегодня из-за преклонного возраста отец Власий не ведет регулярного приема, поэтому попасть к нему на общение достаточно тяжело. На литургии изредка он выхватывает из толпы человека, на которого указал ему Господь и молится за того.
Отец Илий
В Московской области служит батюшка Илий — духовник не только священства Православной Церкви, но и самого Патриарха Всея Руси Кирилла. Он редко принимает верующих на прием, хотя регулярно участвует и проводит богослужение в храме Спаса Преображения в Переделкино.
Схиархимандрит Илий Ноздрин
Его преклонный возраст не позволяет ему постоянно общаться и принимать паломников, но он поддерживает своим даром прозорливости, а также в молитве Патриарха, который руководит всей Церковью, так что косвенно батюшка Илий поддерживает всех православных христиан в России.
Отец Паисий
В деревне Очево Московской области служит один из старейших служителей России — архимандрит Паисий. Рано оставшись сиротою Паисий (Петр) стал регулярно посещать храм, позже, уже будучи квалифицированным слесарем, он окончил семинарию, начал служить при храме, а в 1989 году принял пост настоятеля храма.
Благодаря стараниям отца Паисия в Дмитрове были восстановлены храм Покрова и Борисоглебский монастырь. Мудрость священника и его дар исцеления сделал отца Паисия знаменитым на всю область.
Архимандрит Паисий Столяров
Сегодня он старается принимать людей, которые приезжают к нему за советом и молитвой, но в силу возраста и болезней он не справляется. Поэтому ждать приема у отца Паисия можно долго, но молитва старца и его слово обладают тем весом, ради которого следует ждать.
Священник Петр
В Нижегородской области, в Покровском женском монастыре проживает еще один служитель, обладающий
Игумен Петр Куницын
даром прозорливости — это монах Петр, которого в области называют Прозорливым.
Паломники, посещающие обители, считают обязательным попасть на беседу к отцу Петру. Он начинает прием после утреннего богослужения, но сам выбирает того, кто больше нуждается в помощи, поэтому приезжают в монастырь на несколько дней. Петр молится за исцеление, принимает исповеди и напутствует словом.
Архимандрит Чудотворец Амвросий
Основатель и настоятель Свято-Введенского женского монастыря в Иваново архимандрит Амвросий обладает даром прозорливости и исцеления. Батюшка Амвросий занимается тюремным служением, исповедует и причащает заключенных.
Архимандрит Амвросий Юрасов
Он занимает должность настоятеля уже 25 лет, принимая регулярно паломников и немощных, общаясь, наставляя и молясь за них.
Протоиерей Валериан Кречетов
В Акулово в церкви Покрова служит священник Валериан Кречетов — это один из самых известных старцев России. Священник Валериан является писателем и духовником, при этом исповедует и причащает известных людей.
Протоиерей Валериан Кречетов
Книги священника расходятся на цитаты, они пропитаны той мудростью, которая сходит свыше. Благочестивый образ отца Валериана, духовный путь и опыт позволили ему заслужить звание старца, и он сегодня принимает людей для беседы и молитвы.
Отец Варнава
Отец Варнава пришел в монашество после долгой и успешной музыкальной карьеры, когда осознал, что в мире без Бога некуда идти. Он воспитывался в вере при старце Моисеи — он служил у него келейником. При этом является потомком священномученика Германа (Ряшенцева).
Отец Варнава Столбиков
Священнослужитель занимается служением с военнослужащими с 1990-х гг. На протяжении 25 лет он возглавляет военный певческий коллектив, который выступает в храмах и консерваториях. Отец принимает людей на беседу и молитву в воинской части села Николо-Урюпино.
Кто такие Оптинские новомученики
В 1993 году, в канун Пасхального воскресенья, было совершено злодейское убийство монахов Оптиной пустыни. Душевнобольной человек, вооруженный ножом, напал сначала на двух звонарей, а затем – на иеромонаха. Убиенные были в возрасте от 32 до 39 лет. К православной вере и монашеству новомученики пришли после продолжительной жизни в миру.
Игорь Росляков, москвич, 1960 года рождения. Имел высшее образование (журфак МГУ). По специальности не работал. Мастер спорта международного класса по водному поло, член сборной СССР. Во время поездки на чемпионат Европы познакомился с голландкой, вступил с ней в переписку. По этой причине не был включен в состав сборной для поездки на чемпионат мира в Канаде.
Незаслуженная обида стала причиной депрессии. Игорь не находил себе места, потерял сон и аппетит. Одна из знакомых посоветовала для снятия стресса посетить богослужение в церкви. Игорь стал регулярно посещать храм, соблюдать православные посты. Вернув душевное равновесие, он продолжил заниматься спортом.
Судьба свела Игоря с самым почитаемым старцем РПЦ конца XX, начала XXI века – архимандритом Псково-Печерского монастыря Иоанном (Крестьянкиным). Архимандрит выслушал его исповедь и увидел в нем дар служения Господу. По его совету Игорь ушел из спорта и стал послушником в Оптиной пустыне.
Во время испытательного периода Игорю пришлось выполнять самую разную работу:
- убирать мусор;
- быть разнорабочим на стройке;
- сторожем у монастырских ворот.
Настоятель монастыря, узнав, что у послушника филологическое образование, поручил ему вести летопись монастыря. После пострига в монахи мужчина был наречен Василием. У инока Василия обнаружился талант проповедника, в связи с чем он был рукоположен в сан иеромонаха (монаха со статусом священника). Трагическая смерть оборвала служение Господу в земной жизни. Новомученик преобразился в ангела, став Небесным защитником для верующих.
Леонид Татарников родился 1954 году в Иркутской области. Юношей окончил железнодорожное училище, проработал несколько лет машинистом электровоза. Но его манили другие страны, хотелось перемен. Леонид круто поменял свою жизнь, став рыбаком на рыболовном траулере. Тяжелый труд не мешал молодому человеку любоваться морскими пейзажами.
Он был увлекающимся человеком:
- освоил фотографию и стал фотокорреспондентом одной из сахалинских газет;
- танцевал в ансамбле народных танцев при ДК;
- научился управлять яхтой.
Не все окружающие понимали его кипучую натуру. Леонид искал применения своим силам, чтобы приносить пользу людям, перепробовав еще не одну профессию. В конце 80-х он уезжает к дяде, в Алтайский край, где принимает крещение. В 1990 Леонид с паломниками приехал в Оптину пустынь, где стал послушником, а потом принял постриг под именем Трофима.
Владимир Пушкарев родился в 1956 году, в Новосибирской области. До армии поработал шофером, занимался спортивным единоборством. После армии выучился на лесовода и был направлен в Хабаровский край егерем. Отработав положенный срок, Владимир уехал к родственнику в Ростов-на-Дону. Нечаянная встреча с женщиной, пережившей клиническую смерть, перевернула его мировоззрение.
Молодой человек стал посещать церковь, принял крещение. Совершил паломничество в Оптину пустынь и принял решение стать монахом. За рекомендацией обратился к владыке Ростовскому. В качестве испытания мыл общественные туалеты в Ростове-на-Дону. В 1990 году принял постриг в Оптиной пустыне под именем Ферапонт. Инок Ферапонт нес службу в трапезной (готовил еду для монастырской братии). Новомученик был прекрасным звонарем, любую работу выполнял мастерски.
Удар ножом оборвал жизнь Ферапонта и Василия, когда они были на колокольне. Василий шел в храм, на литургию, когда вдруг замолчал колокол на звоннице. Почувствовав неладное, новомученик направился к колокольне, где на него со спины напал убийца.
18 апреля стал в Оптине днем памяти убитых монахов. Ежегодно в этот день на богослужении поминают имена Василия, Трофима и Ферапонта. К мощам новомучеников приезжают паломники из России и других стран. Известны чудеса, случившиеся после молитвы перед образом и мощами новомучеников.
Но в память о новомучениках в Оптинской пустыне составлены акафисты, которые можно читать келейно.
«Сатана 666»
«Так, осмотр начинается. В центральном месте, рядом с деревянной скамейкой, покрытой зеленым байковым одеялом в белую клетку лежит труп… Это отец Василий? А, это инок Ферапонт», — прокурор-криминалист Лариса Гриценко проводит осмотр места преступления, пока ее коллега фиксирует происходящие на видеокамеру.
Сотрудники правоохранительных органов идут по двору и недалеко от места убийства находят армейскую шинель — военные пожертвовали монастырю большую партию обмундирования, такие шинели раздавали прибывшим паломникам. Убийца повесил свою на колья деревянного забора.
«В кармане обнаружен нож. Александр Васильевич, как его назвать? Нож по типу кинжала, около ручки выбиты три шестерки», — продолжает Гриценко. Еще один длинный меч с обмотанной изолентой рукоятью находят у монастырской стены. Именно этим оружием, как выяснят эксперты, монахам и были нанесены смертельные раны. На клинке меча неумело выгравирована надпись «Сатана 666».
Позже следователи установят, что убийство было тщательно спланировано: местные жители расскажут им, что перед Пасхой неизвестный мужчина приходил в монастырь и подолгу сидел на корточках у звонницы. У восточной стены обители найдут сложенную ступеньками поленницу — по этой заблаговременно сложенной лестнице нападавший скрылся с места убийства, оставив на виду шинель с документами монастырского кочегара в кармане, чтобы сбить следствие со следа.
Напасть на след убийцы удалось спустя два дня — лесничий из соседней деревни сообщил милиции, что к нему в дом вломился вооруженный обрезом двуствольного ружья мужчина, которого, впрочем, удалось успокоить с помощью спиртного. Неизвестный поел, выпил, попросил чистую одежду и через полчаса покинул жилище, не тронув никого из семьи лесника. С его слов был составлен фоторобот странного визитера.
«В это время случайно в РОВД заходила женщина, которая опознала этого человека. Назвала его фамилию, сказала, как его зовут и сказала, что они с ним живут в одной деревне», — рассказывал эксперт-криминалист Дмитрий Осипов. Так правоохранительным органом стало известно имя подозреваемого — им оказался 32-летний житель села Волконское Николай Аверин, 1961 года рождения. Позже вину Аверина подтвердила дактилоскопическая экспертиза — отпечаток его пальца сохранился на третьем слое изоленты, которой была обмотана рукоятка меча. Вскоре он был задержан в райцентре Козельск — Аверин, несколько дней скрывавшийся в лесу, приехал к своей тетке и, не понимая, что за ее домом уже наблюдают, спокойно лег спать.
Как объясняли позже в прокуратуре, убийца прошел службу в Афганистане и «приехал домой без единой царапины, но со сломленной психикой». Впервые в поле зрения милиции он попал летом 1990 года, когда вместе с приятелем попытался изнасиловать пожилую женщину. Но мужчины тогда извинились, пенсионерка простила их и отозвала заявление.
В апреле 1991 года Аверина вновь обвинили в попытке изнасилования. На этот раз он сильно избил женщину; дело против него рассматривалось в Козельском районном суде. Проведенная психиатрическая экспертиза показала, что обвиняемый страдает шизофренией, а поэтому должен быть направлен на принудительно лечение. До февраля 1992 года Аверин находился в Москве в психиатрической больнице имени Ганнушкина, после чего вернулся домой к родителям.
В окрестностях Оптиной пустыни утверждали: Аверин обещал убить монахов задолго до того, как ему удалось воплотить свой замысел. В колхозной мастерской вспоминали, как перед Пасхой убийца зашел заточить меч на станке, выставив выпивку.
— Николай, на кого зуб точишь — на будущую тещу? — пошутил кто-то из мастеров.
— Нет, монахов подрезать хочу, — якобы отвечал Аверин.
С работниками мастерской беседовал и 29-летний следователь по особо важным делам прокуратуры Калужской области Александр Мартынов, расследовавший убийство оптинских монахов. Там рассказали, что Аверин был не единственным, кто обращался к ним с подобного рода заказами: мода на «сатанинскую» символику в Калужской области будто бы возникла после телевизионного показа фильма «Омен» — триллера 1970-х годов о пришествии Антихриста.
Летчики аэродрома сельхозавиации, где перед убийством работал Аверин, вспоминали, как он демонстрировал им меч, которым позже убил монахов, заявляя: «Я еще прославлюсь на весь мир!». Аверин, отмечали они, был при этом совершенно трезв, да и вообще не пил, хотя активно приторговывал водкой.
Одновременно в монастырь шли анонимные письма с угрозами. Один из священнослужителей якобы получил две фотографии гроба и обещанием убить его «золотым шомполом в темя». А незадолго до Пасхи некий человек, вспоминали очевидцы, прокричал в храме: «Я тоже могу быть монахом, если трех монахов убить!».