Текст книги «введение в ветхий завет. пятикнижие моисеево»

Введение в Пятикнижие

Каждая книга  представляет собой отдельное государство, но при этом все они составляют определенный союз. И красной нитью в них проложены богословские темами.

Задача №1:Сотворить мир.

Структура повествования Пятикнижия: Творение — Падение — Обетование; Завет — Испытание — Исполнение Обетования; Спасение народа — Грех народа — Исполнение Обетования, или путь, ведущий от Адама к Ною, от Ноя к Аврааму, от Авраама к Моисею).

Такая структура может послужить основой для написание хорошей драмы.

В Пятикнижие Моисея входят следующие книги:

1)     Бытие;

включает Пролог (в нем идет речь о создании мира и человека) и сказания о патриархах;

2)     Исход;

книга, посвященная освобождению народа Божьего от рабства под предводительством Моисея;

3)     Левит;

богослужебный устав ветхозаветной Церкви;

4)     Числа;

книга описывает странствия израильтян в Синайской пустыне и начало их проникновения в Ханаан;

5)     Второзаконие;

книга содержит предсмертные законы Моисея, которые были озвучены народу в восточной Палестине, и сам рассказ о смерти апостола.

Самаритянское Пятикнижие

Самаритяне используют свой вариант древнееврейского текста Пятикнижия, который написан палеоеврейским письмом. Большинство исследователей сходятся на том, что самаритянское Пятикнижие существовало уже в III веке до н. э. Первое знакомство европейских исследователей с этим Пятикнижием относится к 1616 году.

Началась дискуссия исследователей Библии о сравнительных достоинствах самаритянского и масоретских текстов Пятикнижия. Наиболее полный сравнительный анализ осуществил Г. Ф. В. Гезениус в труде «О происхождении самаритянского Пятикнижия» (на латинском языке, 1815 год). Гезениус доказал, что масоретский текст ближе к оригиналу, чем самаритянский. Последний всегда предпочитает более простые слова там, где первый даёт архаическую или сложную форму. Традиционное произношение, сохраняемое при чтении самаритянами Пятикнижия, обнаруживает близость к языку свитков Мёртвого моря. Наиболее значительное текстуальное отличие самаритянского Пятикнижия от масоретского — вставка после Исх.  и Втор.  длинного отрывка, представляющего собой главным образом стихи Втор. , . Это, безусловно, сознательное видоизменение текста, которое вместе с рядом других, менее значительных изменений призвано «подтвердить» утверждение самаритян, что гора Гризим близ Шхема — «избранное место», то есть место храма.

Что такое Пятикнижие Моисея — Хумаш, Тора?

Пятикнижие

(Пятикнижие Моисея ), или«Хумаш» на иврите (от слова«хамеш»«пять» ) — те пять книг Торы, которые были записаны пророком Моисеем (Моше) после Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Часто, когда говорят слово«Тора» , подразумевают именно Пятикнижие (хотя в широком смысле«Тора» — это все Учение и законы иудаизма). Пятикнижие является первой частью ТаНаХа и состоит из пяти книг: Берешит (Бытие в русск. традиции), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).

С тех пор, как Тора была дана Моше-рабейну, Хумаш разделен на пять частей — так это следует из высказывания мудрецов в трактате Недарим (22 б): «Если бы не согрешил Израиль — были бы им даны только пять книг Торы и книга Йеошуа, потому что это книги Страны Израиля» .

Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим — книги, которые составляют Хумаш

Пять книг Торы не пишутся отдельными свитками. Пишется один свиток, разделённый на пять частей. Каждая часть отделяется от следующей четырьмя пустыми строками. Эти части называются сифрей Тора

— «книги Торы».

Эти «книги» — части Пятикнижия — называют по тому слову, с которого книга начинается (или по одному из первых слов) — Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим. Но, хотя названия даны по первому слову книги, они глубоки и содержательны.

Мидраш говорит (Тадше

, часть 2): «В названиях всех священных книг — мудрость, и понимание, и постижение того, что написано в книге. Почему первая книга Торы называетсяБерешит («В начале»)? Потому, что в ней сказано о сотворении всего мира, и она глава всему. И будут знать все поколения, что Всевышний, благословен Он, существовал прежде мира и по воле Своей создал мир и все создания его, а не по желанию какого-либо из творений этого мира, и Он Сам в славе Своей управляет миром».

Но в книгах мудрецов и книгах комментаторов ранних поколений мы находим «дополнительные» названия книг Торы. Так, например, книгу Берешит иногда называют Сэфер а-Йашар

(«Прямая Книга», т.к. большую её часть занимает рассказ о праотцах — Аврааме, Ицхаке и Яакове — людях прямых. Книга Ваикра называетсяТорат Коаним («Устав коэнов»), потому большая часть её посвящена законам служения коэнов. Книгу Бемидбар иногда называютСэфер Пкудим («Книга исчислений»), потому что в начале её говорится об исчислении сынов Израиля.

Литературный характер

В этом сборнике существует некая игра различного рода жанров, которые ни в коем случае не нарушают содержательного и идейного единства книг. В Пятикнижии перекликаются разделы, написанные в сугубо летописной манере, и главы, наполненные драматизма и переживаний; перечни имен, народов, городов и стран стоят вместе с эпическими рассказами и гимнами.

Яркие элементы не нарушают целостности Библии

Язык Пятикнижия уходит в далекую глубокую древность; но наряду с архаизмами он имеет и много общего с классическим языком пророков-писателей (особенно Второзаконие).

В литературной ткани сборника можно выделить 8 главных жанровых типов.

а) Поэтические фрагменты и гимны

(Суд Божий, Быт 3:14-19; Песнь Ламеха, Быт 4:23-24; *Песнь Мариам, Исх 15 и др.).

б) Пророческие сказания в поэтической форме

(Благословение Иакова, Быт 49:1-27; слова Валаама, Числ 23:7 сл.; Песнь Моисея, Втор 32 и др.).

в) Законодательные разделы, увещания, религиозно-этически нормы, благословения и проклятия.

г) Богослужебные уставы

(Исх, Лев, Числ, Втор).

д) Генеалогии и сходные с ними географические и этнографические перечни (напр., Быт 5:1-32). Эти разделы – каркас повествования. Они подчеркивают историзм Пятикнижия.

е) Историко-символические сказания, раскрывающие суть древнейшей истории, или метаисторию начала человечества.

ж) Эпические сказания о патриархах, Исходе и переселении в Ханаан, в которых прошлое зачастую дается через повествование священной легенды.

з) Назидательные сказания, близкие по духу к писаниям мудрецов.

Пятикнижие в христианстве

В христианстве велись дискуссии о том, насколько заповеди Моисея, данные в Пятикнижии, могут быть применимы к христианам. В англоязычной литературе выражение Biblical Law in Christian Context также может относиться к установлениям и этическим правилам, содержащимся в Пятикнижии, в их применении к христианам, в особенности в контексте суперсессионизма (богословской теории, согласно которой отношения между Богом и христианами могут быть описаны как «замещение» или «исполнение» заветов с еврейским народом). В различных христианских конфессиях высказываются различные точки зрения — от полного отрицания какого-либо применения закона Моисея христианами, до частичного их приятия и (в различных протестантских деноминациях, например, у адвентистов седьмого дня и представителей некоторых других направлений христианства, которые утверждают, что христиане должны отмечать в качестве дня отдыха субботу, а не воскресенье — в соответствии с Пятикнижием Моисеевым) до учения о полном соблюдении христианами постановлений Пятикнижия.

Хотя христианская традиция считает Пятикнижие богодухновенным, в христианской традиции (как и в иудейской) чаще всего отрицается необходимость соблюдения всего закона Моисея христианами, но для доказательства используются различные аргументы и различные мнения о том, какие из постановлений Моисея всё же могут также относиться к христианам. Наиболее часто исключение делается для десяти заповедей, а ритуальные, церемониальные и гражданские законы считаются отменёнными.
См. также Новый Завет в богословии.

Происхождение Пятикнижия Моисея

Традиционно, Пятикнижие или Тора в узком смысле, представляет собой единый документ Божественного откровения, полностью записанного самим Моисеем. Исключением являются последние восемь стихов Второзакония (где рассказывается о смерти Моисея), относительно которых существуют несколько мнений: первое — и эти стихи также были продиктованы Богом и записаны Моисеем; второе — они были дописаны Иисусом Навином.

В Чис.12:6—8 говорится о том, что способ, каким Бог общался с Моисеем, отличается от остальных, какими все другие пророки получали откровение: других пророков в эти моменты покидали реальные человеческие чувства, и только Моисею откровение было дано, когда он находился в полном сознании,

По мнению исследователей, Второзаконие отождествляется с «Книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 году до н. э. в царствование Иосии, что описано в 4Цар. 22.

Традиционный иудаизм отвергает историко-критический подход к Пятикнижию и научно-филологический анализ текста. Масоретский текст принимается за чистую монету Пятикнижия

Специальная коллегия, состоявшая на храмовом содержании, периодически проверяла текст. С великим прилежанием к своему делу последующие поколения переписчиков заботились о точном воспроизведении оригинала. Во избежание возможных ошибок при копировании текста были разработаны детальные правила для переписчика (Софрим). Исследование библейских текстов, обнаруженных среди содержания свитков Мёртвого моря, которые на тысячу лет старше стандартного масоретского текста, подтвердило его аккуратность и показало неправомерность многочисленных «поправок», предложенных за последние два века.

Учёные-библеисты рассматривают Пятикнижие как результат ряда редакций с использованием различных литературных источников.

Личность Моисея в Пятикнижии.

С еврейской точки зрения, доминирующей фигурой Пятикнижия является Моисей. Авраам также играет важную роль, однако даже его личность не может конкурировать с Моисеем.  Хотя Моисей родился в обычной еврейской семье, воспитывался он дочерью фараона и получил образование, достойное дома фараона. Забота Моисея о своем народе в более поздний период его жизни привело к его изгнанию из Египта. После 40 лет скитания по пустыне Мадиамской, он говорил с Богом и предстал в роли пророка.  Причем он был пророком особого толка. Бог говорил не через него, но с ним, лицом к лицу.

Важны в пророческой роли Моисея были «знамения и чудеса», которые Господь совершил через него, сначала в Египте, а затем в пустыне. Пророк также был человеком молитвы, ходатайствующим от имени других лиц. Заступничество Моисея от имени Израиля наглядно демонстрирует его роль как посредника между Богом и Израилем. На горе Синай Моисей также сыграл важную роль в создание национального культа под руководством священников и левитов. Моисей совершил рукоположение священников, которые совершали предписанные жертвоприношения, необходимые согласно Левитского закона. Таким образом, прежде чем Аарон был утвержден в качестве верховного жреца, Моисей был первым священником Израиля.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ПЯТИКНИЖИЯ—ОТ БЫТИЯ ДО ВТОРОЗАКОНИЯ

Хронология является основой истории. Без понимания хронологии не может быть историчности

Установлении хронологических рамок событий, описанных в Пятикнижии, важно для понимания Истории Ветхого Завета

Установление хронологических рамок Пятикнижия проблематично в абсолютном смысле, то есть в соотнесении определенного события с точным годом, однако библейских данных достаточно, чтобы соотнести временные рамки одного события с временными рамками другого, — это так называемая относительная хронология. Обычно, абсолютным ориентиром для Нового Завета считается рождение Христа.

В установлении абсолютного ориентира для Ветхого Завета, включая Пятикнижие, есть много проблем.

Источниками датировки считаются следующие:

  • Библейские повествования,
  • Археологические находки,
  • Астрономические наблюдения

Если соотносить современную хронологию, с описанными в Пятикнижии событиями, можно получить следующую хронологию основных событий:

  • Сотворение первых людей – ок 4000 лет до н.э,
  • Великий Потоп – 2300 г. до н. э,
  • Рождение Авраама – около 2000 до н.э,
  • Жизнь Моисея — XVI—XII вв. до н. э.

Что такое Пятикнижие Моисея — Хумаш, Тора?

Пятикнижие

(Пятикнижие Моисея ), или«Хумаш» на иврите (от слова«хамеш»«пять» ) — те пять книг Торы, которые были записаны пророком Моисеем (Моше) после Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Часто, когда говорят слово«Тора» , подразумевают именно Пятикнижие (хотя в широком смысле«Тора» — это все Учение и законы иудаизма). Пятикнижие является первой частью ТаНаХа и состоит из пяти книг: Берешит (Бытие в русск. традиции), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).

С тех пор, как Тора была дана Моше-рабейну, Хумаш разделен на пять частей — так это следует из высказывания мудрецов в трактате Недарим (22 б): «Если бы не согрешил Израиль — были бы им даны только пять книг Торы и книга Йеошуа, потому что это книги Страны Израиля» .

Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим — книги, которые составляют Хумаш

Пять книг Торы не пишутся отдельными свитками. Пишется один свиток, разделённый на пять частей. Каждая часть отделяется от следующей четырьмя пустыми строками. Эти части называются сифрей Тора

— «книги Торы».

Эти «книги» — части Пятикнижия — называют по тому слову, с которого книга начинается (или по одному из первых слов) — Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим. Но, хотя названия даны по первому слову книги, они глубоки и содержательны.

Мидраш говорит (Тадше

, часть 2): «В названиях всех священных книг — мудрость, и понимание, и постижение того, что написано в книге. Почему первая книга Торы называетсяБерешит («В начале»)? Потому, что в ней сказано о сотворении всего мира, и она глава всему. И будут знать все поколения, что Всевышний, благословен Он, существовал прежде мира и по воле Своей создал мир и все создания его, а не по желанию какого-либо из творений этого мира, и Он Сам в славе Своей управляет миром».

Но в книгах мудрецов и книгах комментаторов ранних поколений мы находим «дополнительные» названия книг Торы. Так, например, книгу Берешит иногда называют Сэфер а-Йашар

(«Прямая Книга», т.к. большую её часть занимает рассказ о праотцах — Аврааме, Ицхаке и Яакове — людях прямых. Книга Ваикра называетсяТорат Коаним («Устав коэнов»), потому большая часть её посвящена законам служения коэнов. Книгу Бемидбар иногда называютСэфер Пкудим («Книга исчислений»), потому что в начале её говорится об исчислении сынов Израиля.

Книга 3 – “Бесы” (1871-72)

“Бесы” являются самым политизированным романов Достоевского, его нередко ставят в один ряд с антинигилистическими произведениями XIX века. В литературоведении за романом также закрепились определения – роман-предупреждение, роман-предсказание, ведь автор в самом деле предсказал грядущие социальные катастрофы – вскормленные человеческой кровью русская революция, режимы Гитлера и Сталина. Однако, говоря о социальном, Федор Михайлович особое значение уделял первопричине бедствий человечества – деградации души и морали.

Почвой для рождения идеи “Бесов” стало появление террористических и радикальных движений среди интеллигентов, а импульсом послужило политическое убийство студента Ивана Иванова, спланированное нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым для укрепления своих позиций в кругу единомышленников, и спровоцировавшее начало новой революционной философии, так называемой “нечаевщины”.

Сюжет. События романа разворачиваются в уездном городке, напоминающем Тверь. В мирной скучной жизни местечка назревает буря и самое страшное, что это разрушительное бедствие зарождается не в атмосфере, а в человеческих головах. Петр Степанович Верховенский (прототип Сергей Нечаев) организовывает революционный кружок. Под руководством этого умного и расчетливого мастера интриг, который скрывается под личиной шута, революционеры от пространственных речей быстро переходят к действиям. Для того чтобы укрепить отношения в “кружке” (“пятерке”) Верховенский задумывает убийство. В качестве жертвы он выбирает Ивана Павловича Шатова, бывшего революционера, который после путешествий по Европе разуверился в революционных идеях и стал пропагандировать новую философию о народе-богоносце (прототип убитый народной расправой Иван Иванов). Первое политическое убийство круто изменяет жизнь городка и его обитателей, многие из которых невольно оказываются втянуты в революционную игру Верховенского.

Книга 2 – “Идиот” (1968-69)

Работа над этим романом, по словам самого Достоевского, протекала довольно сложно, ведь его главной целью было изображение положительно прекрасного человека – “труднее этого нет ничего на свете”. В то же время Федор Михайлович очень любил это произведение, ведь оно в большей мере отображало его нравственно-философские взгляды в период 60-х. С черновиками “Идиота” Достоевский объездил западную и южную Европу, работая над произведением, то в Швейцарии, то в Германии, то в солнечной Италии.

Сюжет. Главный герой Лев Николаевич Мышкин 26 лет от роду – необыкновенный человек. Он добр душой и своими помыслами, его природе не знакомы ложь, предательство, коварство, жажда наживы – словом, он чистейшей воды идиот, как его и называют за глаза. Несколько лет князь Мышкин провел в санатории в Швейцарии, лечась от падучей болезни (эпилепсии). У него нет должного образования, но читать и писать он, безусловно, умеет. Но самое главное, что Лев Николаевич не приучен к жизни в том злом и жестоком мире, частью которого он, увы, является.

Главному герою предстоит познакомиться с Аглаей Епанчиной, своенравной, капризной и прогрессивной особой, с холодной красавицей Настасьей Филипповной, чья жизнь сломилась раньше, чем успела начаться, с жестоким и скрытным Парфеном Рогодиным и многими другими людьми и их пороками. Как бы не пытался Мышкин прижиться в этом вражеском мире, тот его не принимает и в буквальном смысле слова сводит с ума.

Иудаизм Религия | Иудаизм кратко | Бог в Иудаизме

Название: Иудаизм (от колена Иуды, давшее название Иудейскому царству)Время возникновения: 853 г д.н.эОснователь: МоисейСвященные книги: Танах, Талмуд

Иудаизм — религия еврейского народа. В развитии иудаизма выделяют три исторических периода: храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический.

Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево, так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай.

Самый известный символ иудаизма — шестиконечная Звезда Давида.

Танах называют Еврейской Библией, описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.

Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи — это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух, абсолютное существо. Бог — Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог — помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков — гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен «по образу и подобию Божию», и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими.

Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Иудеи верят,что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире», требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:

  • отказаться от идолопоклонства;
  • воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
  • не проливать кровь;
  • не произносить имя Бога всуе;
  • не творить несправедливости и беззакония;
  • не красть;
  • не отрезать частей от живого животного.

Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение, сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когда не раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.

Любовь к Богу —неотъемлемая составляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.

Основная заповедь — «Люби ближнего твоего, как самого себя», поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.

Суть религии иудаизм

Ветхий Завет состоит из Закона Бытия или Торы, где объясняется, как Бог создал небо и землю, и все остальное. Бог создал и человека в Эдемском саду, и наказал ему не есть плоды от дерева добра и зла, иначе умрешь.

И создал из ребра Адама жену ему, и были они голые и не стыдились ни друг друга, ни Бога. Как мы можем видеть, в каждом человеке есть мужское и женское, и лишь, когда начинается разделение на себя и других начинается двойственность и страдания из-за различения на себя и других.

Моисей главный пророк иудаизма

Важнейшей личностью и возможно главным пророком для иудеев считается пророк Моисей. В то далекое время, а это согласно летописи VIII век до н.э., множество иудеев были захвачены в плен царем Египта, и именно Моисей согласно писаниям освободил их из плена поставив ультиматум египетскому царю.

Некоторые наверно слышали про 10 казней Египта, когда желая освободить иудеев, Моисей по воле Бога насылал наказание на Египет в виде насекомых, вода превращалась в кровь или казнь младенцев.

Тогда поверил царь египетский и отпустил иудеев, но затем изменил свое решение и отправился в погоню за пленниками. И тогда, стоя у черного моря, расступилась вода перед Моисеем и прошли они по дну моря, а перед солдатами египетскими захлопнуло море свои воды. И уверовали иудеи в силу Бога. Там же в Египте у горы Синай Моисей восхвалил Бога и дал иудеям 10 заповедей.

Литературный характер

В этом сборнике существует некая игра различного рода жанров, которые ни в коем случае не нарушают содержательного и идейного единства книг. В Пятикнижии перекликаются разделы, написанные в сугубо летописной манере, и главы, наполненные драматизма и переживаний; перечни имен, народов, городов и стран стоят вместе с эпическими рассказами и гимнами.

Яркие элементы не нарушают целостности Библии

Язык Пятикнижия  уходит в далекую глубокую древность; но наряду с архаизмами он имеет и много общего с классическим языком пророков-писателей (особенно Второзаконие).

В литературной ткани сборника можно выделить 8 главных жанровых типов.

а) Поэтические фрагменты и гимны

(Суд Божий, Быт 3:14-19; Песнь Ламеха, Быт 4:23-24; *Песнь Мариам, Исх 15 и др.).

б) Пророческие сказания в поэтической форме

(Благословение Иакова, Быт 49:1-27; слова Валаама, Числ 23:7 сл.; Песнь Моисея, Втор 32 и др.).

в) Законодательные разделы, увещания, религиозно-этически нормы, благословения и проклятия.

г) Богослужебные уставы

(Исх, Лев, Числ, Втор).

д) Генеалогии  и сходные с ними географические и этнографические перечни (напр., Быт 5:1-32). Эти разделы – каркас повествования. Они подчеркивают историзм Пятикнижия.

е) Историко-символические сказания, раскрывающие  суть древнейшей истории, или  метаисторию  начала человечества.

ж) Эпические сказания о патриархах, Исходе и переселении в Ханаан, в которых прошлое зачастую дается через повествование священной легенды.

з) Назидательные сказания, близкие по духу к писаниям мудрецов.

Книга 5 – “Братья Карамазовы” (1879-80)

Роман “Братья Карамазовы” Федор Михайлович и многие критики считают главным произведением его жизни, его личным “Фаустом”. Глупо называть его просто “семейной хроникой”, этот труд представляет из себя нечто более масштабное – обобщенное метафорическое изображение современной действительности и всей интеллигентской России. В планах Достоевского было написание продолжения произведения, однако внезапно обострившаяся болезнь не дала ему осуществить свой замысел – писатель умер через два месяца после публикации.


Роман состоит из 12 книг, объединенных в четыре смысловых части.

Сюжет. События происходят в городке Скотопригоньевске в состоятельном семействе Карамазовых. Смысловая линия разворачивается вокруг убийства главы семейства – Федора Павловича Карамазова. Почву для преступления подготовило его соперничество с сыном из-за Грушеньки Светловой. В канву детектива мастерски вплетены философские размышления героев и самого автора, безжалостно вскрыты социальные и моральные пороки современного общества и человечества вцелом.

3.4 5 ( 16 голосов )

История, рассказанная в Пятикнижии.

Единство Пятикнижия исходит из единства истории, рассказанной в пяти книгах. Бог творит мир и рай для человека, человек съедает плод с дерева познания, за что Бог изгоняет его из рая, но благословляет его потомство. Человеческая раса растет, владения человека расширяются, однако его дурное поведение провоцирует Бога послать Великий Потоп, чтобы стереть с лица земли всех грешников, кроме праведного Ноя с семьей. После потопа, мир вновь населяется потомками трех сыновей Ноя — Хама, Сима и Иафета. От них произошли все народы цивилизованного мира. Потомок Ноя Авраам получает обетование от Господа – землю Ханаанскую. Несмотря на все испытания, сын Авраама Исаак получает право собственности на Ханаанские земли. Потомок его Иаков становится отцом двенадцати сыновей (из-за чего его впоследствии называют “Исраэль”).

Это история в целом, давайте рассмотрим ее развитие по книгам.

Примечания

  1. — статья из .
  2. Исх. ; .
  3. Талмуд Авода зара 25а
  4. «Халахот гдолот», «Мишна брура»
  5. Мишна Мегила 3:5, Мидраш Шир ха-ширим Раба 5:20
  6. Мишна Иома 7:1 и др.
  7. Сифрей, Втор. 160; ср. Втор. 17:18; Талмуд, Авода зара 25а.
  8. Втор. .
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 октября 2007.
  10. Исх. .
  11. Исх. .
  12. Исх. , .
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2007.
  14. Лев. .
  15. Лев. .
  16. Лев. .
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2007.
  18. Чис. .
  19. Чис. ; ; ; .
  20. Чис. .
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 октября 2007.
  22. Втор. .
  23. Талмуд Мегилла 3а.
  24. Существует, однако, мнение, что эта система в древности существовала также и в земле Израиля.
  25. Сегодня это деление взято за основу чтения Торы в некоторых консервативных и реформистских синагогах.
  26. Талмуд Баба Батра 15а.
  27. Чис. .
  28. Исх. .
  29. Неем. .
  30. ср. Неем. , с Втор.  и др.
  31. ср. Неем. , , с Лев.  и след.
  32. ср. Неем. , с Чис. , и след.
  33. Сифра Втор. 35б.
  34. Палестинский Талмуд Шкалим 4:3, Вавилонский Талмуд 48а.
  35.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 июля 2011.
  36. Пьетро делла Балле привёз в Европу приобретённую им в Дамаске рукописную копию (первое печатное издание вышло в 1629—1645 годах в составе парижской многоязычной Библии).

Тора — первые пять книг Библии

Противопоставлять Тору Библии и спрашивать, в чём разница, некорректно. Тора — это часть Библии, её начало.

Библия — это сборник писаний. У христианских конфессий она имеет отличия. В русском православном издании книг в ней — 77. В греческом — 76. У католиков — 73. У протестантов — по-разному, но чаще всего 66.

Тора — это первые пять книг Библии. Это ядро, из которого берут начало сразу несколько религиозных традиций. В первую очередь — иудаизм. А также — христианство. События, изложенные в Торе, воспроизводятся в Коране, так что в некотором смысле ислам тоже наследует содержание Торы.

Издание Торы с подробными комментариями

Тонах. В древности, ещё до всех прочих библейских текстов существовала только Тора. И Ветхий Завет, и Новый Завет появились позже, как продолжение этой книги. До сих пор она — главное Священное Писание у евреев, в то время как у христиан центральное место занимают четыре Евангельских текста. В иудаизме же новозаветных рукописей нет. Евреи признают только ветхозаветную часть библии. У них она называется Тонах.

Талмуд. Ещё один важный для иудеев свод текстов — Талмуд. И Тора, и весть Ветхий Завет в нём подробно прокомментированы. В итоге получилось многотомное издание с нравственными, бытовыми, религиозными и правовыми правилами для евреев. Создавали этот текст иудейские учителя на протяжении шестисот лет. Писали его в Палестине и Вавилонии, из-за чего есть две версии текста. Порой они расходятся в содержании. Предпочтение чаще отдают Вавилонскому варианту.

Так как иудеи называли своё Священное Писание? Первые пять книг — Тора, весь Ветхий Завет — Тонах, многотомный комментарий к ним — Талмуд.

Талмуд — очень большой комментарий к Свешенному Писанию иудеев — Тонаху (Ветхому Завету)

Учёные считают, что Тора записана не раньше VIII на основе четырёх источников

VIII

Самый ранний срок возникновения Тора

Учёные считают, что Тора появилась значительно позже. Самым ранним из возможных сроков возникновения этого текста называют VIII век до нашей эры. Анализ текстов указывает, что он написан по материалам четырёх источников. Условно их называют:

У каждого из этих документов — своя тема и своя манера изложения. Они по стилю и смыслу опознаются в Торе. Датировка самих источников — вопрос спорный. Большинство исследователей склоняется к тому, что первые книги Библии существовали сперва в устной традиции, а записаны гораздо позднее.

Можно примирить предание и науку версией, что Моисей — автор Торы, но записана она не им, а потомками на основе устной традиции. Причём, вероятнее всего, что текст пережил много правок и искажений. В Торе немало логических противоречий, одни и те же истории часто повторяются и излагаются по-разному.

Иисус Навин (один из предположительных авторов Тора)

В пользу того, что Моисей не писал Тору, говорит и то, что во Второзаконии описана его смерть. Популярно мнение, что концовку последней книги Торы написал Иисус Навин. Но эта версия устраивает не всех. Правоверные иудеи убеждены, что такой священный текст мог написать лишь Моисей. Его полагают достаточно могущественным, чтобы знать наперёд о своей смерти.

Пятикнижие в христианстве

В христианстве велись дискуссии о том, насколько заповеди Моисея, данные в Пятикнижии, могут быть применимы к христианам. В англоязычной литературе выражение Biblical Law in Christian Context также может относиться к установлениям и этическим правилам, содержащимся в Пятикнижии, в их применении к христианам, в особенности в контексте суперсессионизма (богословской теории, согласно которой отношения между Богом и христианами могут быть описаны как «замещение» или «исполнение» заветов с еврейским народом). В различных христианских конфессиях высказываются различные точки зрения — от полного отрицания какого-либо применения закона Моисея христианами, до частичного их приятия и (в различных протестантских деноминациях, например, у адвентистов седьмого дня и представителей некоторых других направлений христианства, которые утверждают, что христиане должны отмечать в качестве дня отдыха субботу, а не воскресенье — в соответствии с Пятикнижием Моисеевым) до учения о полном соблюдении христианами постановлений Пятикнижия.

Хотя христианская традиция считает Пятикнижие богодухновенным, в христианской традиции (как и в иудейской) чаще всего отрицается необходимость соблюдения всего закона Моисея христианами, но для доказательства используются различные аргументы и различные мнения о том, какие из постановлений Моисея всё же могут также относиться к христианам. Наиболее часто исключение делается для десяти заповедей, а ритуальные, церемониальные и гражданские законы считаются отменёнными.
См. также Новый Завет в богословии.

Автором Торы считают пророка Моисея, он жил между XVI и XIII веками до н.э.

Пророк Моисей. Именно его считают автором Торы.

Автором Торы принято считать Моисея.

О личности этого пророка известно из нескольких источников:

Есть ещё и апокрифы, вроде «Откровения Моисея», но они малоинформативны. Предание рассказывает, что Моисей, будучи еврейским ребёнком, ещё в младенчестве попал в семью египетской принцессы. Там его воспитали.

Однако Бог призвал Моисея покинуть Египет и стать главой еврейского народа. Во время этого путешествия, как принято считать, Моисей и написал Тору.

Эдуард Шюре, Французский писатель, предположивший что Моисей — египетский жрец

Высказывают и альтернативные версии. Например, Э. Шюре в книге «Великие посвящённые» излагает теорию, по которой Моисей — египетский жрец.

Есть предположение, что Моисей — собирательный образ.

Однозначно определить время жизни Моисея невозможно. По разным предположениям, это XVI–XIII века до нашей эры.

Иосиф Флавий утверждает, что принцесса, приютившая Моисея, — это Хатшепсут, женщина-фараон. Приблизительно она жила в период с 1504 по 1458 гг. Если Флавий прав, то где-то в этом промежутке мог родиться младенец Моисей.

Статуя женщины-фараона Хатшепсут. Она могла воспитать Моисея, автора Торы

Тору пророк написал уже в пожилом возрасте. Прожил он 120 лет. Соответственно, первые тексты Библии появились в XV–XIV веке до нашей эры.

Самаритянское Пятикнижие

Самаритяне используют свой вариант древнееврейского текста Пятикнижия, который написан палеоеврейским письмом. Большинство исследователей сходятся на том, что самаритянское Пятикнижие существовало уже в III веке до н. э. Первое знакомство европейских исследователей с этим Пятикнижием относится к 1616 году.

Началась дискуссия исследователей Библии о сравнительных достоинствах самаритянского и масоретских текстов Пятикнижия. Наиболее полный сравнительный анализ осуществил Г. Ф. В. Гезениус в труде «О происхождении самаритянского Пятикнижия» (на латинском языке, 1815 год). Гезениус доказал, что масоретский текст ближе к оригиналу, чем самаритянский. Последний всегда предпочитает более простые слова там, где первый даёт архаическую или сложную форму. Традиционное произношение, сохраняемое при чтении самаритянами Пятикнижия, обнаруживает близость к языку свитков Мёртвого моря. Наиболее значительное текстуальное отличие самаритянского Пятикнижия от масоретского — вставка после Исх.  и Втор.  длинного отрывка, представляющего собой главным образом стихи Втор. , . Это, безусловно, сознательное видоизменение текста, которое вместе с рядом других, менее значительных изменений призвано «подтвердить» утверждение самаритян, что гора Гризим близ Шхема — «избранное место», то есть место храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector