“дерево познания добра и зла”
Содержание:
- Другие культуры
- Сонник — Дерево растение
- Сонник — Деревья
- Образ древа познания добра и зла — это отголосок мифа о Мировом Древе
- “Дерево познания добра и зла” – как это понимать?
- Древо познания в мифологии разных народов
- Существа мирового ясеня
- Древо жизни — питаться и водиться Христом…
- Два дерева — две противоположности…
- Свт. Иоанн Златоуст
- Толкование в христианстве
- Иггдрасиль в скандинавской мифологии
Другие культуры
Цилиндра уплотнение , известное как цилиндр печать Адама и Евы , от пост- аккадских периодов в Месопотамии ( с. 23 — е-22 — е столетия до н.э.) было связанно с Адамом и Евой истории. Ассириолог Джордж Смит (1840–1876) описал печать как две обращенные друг к другу фигуры (мужскую и женскую), сидящие с каждой стороны дерева, протягивающие руки к плоду, а между их спинами — змея, свидетельствующая о падении История человека была известна еще в ранние времена Вавилонии .
Британский музей оспаривает эту интерпретацию и считает, что это обычное изображение того периода, изображающее мужское божество, которому поклоняется женщина, без причины связывать эту сцену с Книгой Бытия.
Сонник — Дерево растение
Дерево, основной частью которого следует считать все-таки ствол, является символом мужских половых органов. Если мужчина видит во сне какое-нибудь дерево, то это говорит о его интересе к гомосексуализму. Если же деревьев несколько (но это еще не лес), то сновидец может также стремиться к групповому сексу, причем его интересует вариант: несколько мужчин и одна женщина. Мужчина, сидящей под деревом, испытывает стремление к однополым связям, а женщина, сидящая под деревом, не удовлетворена своими сексуальными партнерами и мечтает об идеальном во всех отношениях мужчине. Если вы сажаете дерево или ухаживаете за растущим деревом, то вы стремитесь к новой (или первой) половой связи. Сон характерен для периодов полового созревания, а также угасания половой активности. Если вы рубите дерево, то вы сомневаетесь в своей половой активности и состоятельности. Если вы не можете срубить дерево, то это говорит о том, что ваши страхи лишены всяких оснований, и вы абсолютно здоровы. Если же дерево срублено, то у вас возможны нарушения или расстройства в деятельности половых органов. Процесс рубки деревьев также может говорить о скрытой гомосексуальности сновидящего. Сломанное или засохшее дерево предвещает неудачу в любовных делах, возможно, из-за заболеваний половых органов. Если мужчина поливает дерево, то он склонен к самоудовлетворению. Если женщина поливает дерево, то она стремится к радостям семейного секса и хочет иметь детей. Вырванное дерево говорит о вашей склонности к самоудовлетворению и страхе быть разоблаченным. Молния, попавшая в дерево, или горящее дерево предостерегают вас от вступления в случайные связи. Если вы наблюдаете, как другие ухаживают за деревом (деревьями), то это говорит о наличии у вас эдипова комплекса. Он может быть или подавлен, или существовать в ваших мечтах.
Сонник — Деревья
Видеть во сне цветущие деревья предвещает наступление, пожалуй, самого счастливого момента в вашей жизни. Горящее дерево в лесу, объятом пожаром, предвещает, что наяву вы понесете значительные убытки. Сухие деревья не предвещают ничего хорошего — вас перестанут уважать за то, что, на ваш взгляд, вовсе не заслуживает осуждения. Деревья в саду, увешанные спелыми плодами, говорят о том, что вам посчастливится обрести нового хорошего друга. Срубленное дерево предвещает сожаление по поводу несбывшихся надежд. Большое старое дерево с огромной кроной – обещание значительной прибыли. Деревья без листвы в зимнюю пору, запорошенные снегом или покрытые инеем – знак того, что убыток понесенный вами, невосполним. Увидеть во сне экзотические деревья в ходе увлекательного путешествия – к тому, что все горести и печали быстро забудутся, уступив место веселому настроению и жизнерадостности. Вывернутое с корнем из земли в результате урагана дерево предвещает печаль, тоску и отчаяние. Расщепленное молнией дерево – к ссоре с друзьями. Дерево без коры на стволе предвещает болезненную, немощную старость в одиночестве и бедности. Мокрое после ливня – перемену в супружеских отношениях в отрицательную сторону. Спиленное и распиленное на бревна дерево – знак смерти и траура. Дерево ценной поделочной породы – к хлопотам, которые воздадутся сторицей. Ломать или рубить деревья во сне – к потерям и сожалению. Сажать деревья под домом – предвестие скорого богатства и преуспевания. Залезать на дерево – обрести могущество. Падать с дерева – наяву испытать унижение, насмешки и оскорбления. Пилить деревья – к счастью, нести вместе с кем-то – надорваться от физической нагрузки. Сидеть под деревом означает получение ценной информации, которая значительно продвинет ваше дело. Сжигать деревья – поддаться удручающему настроению. Тушить – к потере имущества и лишению прав. Плыть на дереве по воде означает конец надеждам и полную перемену во взглядах. Считать во сне деревья – наяву быть обеспокоенной за детей. Покупать саженцы деревьев – поиметь дополнительные хлопоты. Видеть больные, пораженные червями деревья – к расточительству там, где предполагалось сэкономить. Видеть, как кто-то во сне превратился в дерево, – к болезни.
Образ древа познания добра и зла — это отголосок мифа о Мировом Древе
Наиболее полная и интересная картина складывается, если уделить внимание не только авраамическим религиям, но и посмотреть шире. Дело в том, что древо познания добра и зла, как и многое другое в Библии, впервые появилось не в ней
Образ священного дерева восходит к Мировому Древу — оси мира, каркасу, на котором держится всё материальное и духовное вокруг нас. Наиболее подробно о таком дереве мы можем прочесть в мифах скандинавов, так как они записаны довольно поздно. Но даже фрагментарные знания о религиозных представлениях культур, которые существовали за двадцать веков до нашей эры, освещают наличие таких деревьев и в них.
Мировое Древо обязательно имеет два атрибута:
- Птицу на вершине;
- Змея у корней.
В шумерском эпосе о Гильгамеше пишется:
Причём в ранних религиозных представлениях (Индия, Египет) змей — это отнюдь не злой дракон, который пожирает корни оси мироздания, а добрый защитник, главное творение Божье, защищающее целостность материальной реальности.
Поздние античные мифы отказывают мифу в размахе и в глобальности. Теперь мы уже имеем дракона Ладона, который сторожит яблоню с золотыми плодами. Но он всё ещё страж. Функция сохраняется.
Мировое древо присутствует в различных религиях. Оно — скелет мироздания и всегда тесно связано с образом змея, как на картинке внизу. Обычно он — либо страж, либо разрушитель материальной мира.
К тому же змей — даритель мудрости, и этот мотив перекликается с дарованием змеем познания добра и зла человечеству. Некогда его культ был довольно велик, о чём нам свидетельствует не только археология, но и Священное Писание:
(4Цар. 18:4)
В тексты Пятикнижия история о змее и дереве попадает, очевидно, из египетских религиозных писаний. Это не удивительно, учитывая образование Моисея. Но в то же время она содержит уже совсем иные тона и смешивается с преданием о грехопадении человека.
Представления о грехопадении были и в других религиях, но только в Ветхом Завете этот миф объединён с историей о Мировом Древе. Получился синтетический образ, которого больше нет нигде.
Но как бы то ни было, мы должны понимать, что религиозный язык — это не язык фактов, не историческое свидетельство, а образная передача мысли. Мы можем сказать, что Бог вылепил человека из глины, а можем сказать, что Бог родил человека. Но ни то, ни другое не соответствует реальным событиям. Это лишь образы, ведь у Бога нет рук или материнского лона, чтобы физически реализовать то, о чём мы говорим на уровне своего языка.
Христианину важен урок, которому учит миф, а не его содержание.
То же касается и образа древа — это способ передать на языке слов представление о тех событиях, от которых нас отделила стена материи и греха. В одной традиции это будет история про бунт людей против Бога, в другой — про Мировое Древо, в третьей — про Мировую Гору, поднявшуюся из воды.
Новогодняя ёлка — это проекция древа познания добра и зла, а также Мирового древа на современную культуру. Она играет важную роль в традиции, хотя и утратила всякое символическое знание
Велико искушение воспринять всё буквально и защищать Священное Писание, как исторический источник. Но Библия — не книга по истории. В ней нет динозавров, неандертальцев, древнего Китая и т.д., хоть мы и знаем, что всё это — часть истории мира. А потому мы должны смотреть не на содержание рассказов любого писания, а на их суть:
- идею;
- посыл;
- наставление.
Именно это ядро и заключает духовный урок, которые дают нам авторы Священного Писания. А вот подсчёт деревьев в Эдемском саду — это погоня за формой, но не содержанием.
Кстати, на современной культуре Мировое Древо тоже интересно отразилось: дуб зелёный из сказки Пушкина и новогодняя ёлка — все они имеют корни в древнем мифе.
“Дерево познания добра и зла” – как это понимать?
“Дерево познания добра и зла” – как это понимать?
Вопрос: ─ Понятия «Дерево жизни» и «Дерево познания добра и зла» имеют символическое значение, или же речь действительно идёт о деревьях? Ответ: ─ Блаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное доброго и лукавого, надобно рассмотреть с большею тщательностью, чтобы не впасть в аллегорию, будто это были не деревья, а под именем дерева означается нечто другое» (О книге Бытия, буквально. Кн. VIII. 8).
У святых отцов признание реального характера древа жизни соединяется с таинственно-аллегорическим толкованием приведенного стиха. Этот символ прообразовательно указывает на крестное дерево, на котором Спаситель мира вернул человечеству жизнь и на святую Евхаристию как спасительный плод голгофской жертвы. Древо жизни несколько раз упоминается в символическом значении в Откровении св. апостола Иоанна Богослова:
«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (2:7).
Тайнозритель упоминает его при описании горнего Иерусалима:
«Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (22:2);
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (22:14).
Текст книги Бытия убеждает нас, что древо познания добра и зла было реальным, а не символическим: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (2:9). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди. Человеколюбивый Господь, искони и изначала желая вразумить и внушить человеку, что у него есть Создатель и Творец, произведший все видимое и сотворивший его самого, благоволил показать ему Свою власть в этой заповеди» (Беседы на книгу Бытия. XVI.6).
Так же изъясняет святитель Филарет Московский: «Имя древа познания добра и зла , без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке. Однако же оно не могло быть источником познания, как потому, что сие не совместимо с естеством древа, так и потому что образ Создавшего был в человеке источником разума и познания» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867, с. 41).
Дальнейшее повествование подтверждает мысль о действительном существовании в раю такого дерева: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (2:17).
Адам и Ева вкусили плод совершенно реально: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (3:6).
Последствием преслушания явилось грехопадение. Давая испытательную заповедь, Бог предупреждал от ложного и опасного пути: попытки стать независимым от Бога властелином мира. Духовный урок значим для всех последующих поколений. Любое нарушение Божественной заповеди удаляет человека от благодатного Источника Жизни.
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
<< На главную страницуВопросы священнику >>
Древо познания в мифологии разных народов
Древо жизни существовало у вавилонян. Не упоминается древо познания в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причём Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения. Однако другой весьма древний вавилонский миф о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.
Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба бессознательных стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт. фигурировало только одно дерево, а именно древо жизни, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.
Существа мирового ясеня
Глубоко под землей среди корней Иггдрасиля живет множество змей. Дракон Нидхёгг — самый большой среди них, ежедневно он подгрызает корни древа, старается умертвить ясень. Нидхёгг живет в царстве смерти — Хельхейм. Грызущий дерево дракон символизирует вечную борьбу жизни (Иггдрасиль) и смерти (Нидхёгг).
На вершине мирового дерева сидит гигантский орёл — символ бога Одина. (Верховный бог часто превращается в орла во время своих приключений. Но также птицами Одина являются два ворона — Хугин и Мунин). На голове гигантского орла (или между его глаз) сидит ястреб — Ведрфельнир наблюдающий за всем происходящим свысока.
Дракон Нидхёгг и белка Рататоск в работе Kahito Slydeft
По стволу мирового дерева бегает белка — Рататоск или Вострозубка. Передает она послания от орла к дракону и обратно, которые никогда друг друга не видели. Специально превращает их слова в обидные ругательства, а потом радуется ссоре двух гигантов.
Среди ветвей Иггдрасиля, живут четыре оленя: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор. Подъедают они листья дерева жизни.
Норны — богини судьбы — Alexander Smolyakov
Еще с Иггдрасилем связаны три норны, три женщины — младших богини. Старая и дряхлая Урд — норна судьбы и прошлого. Зрелая и Вердани — норна становления, настоящего и зрелости. Молодая и красивая Скульд — норна долга, норна будущего. Живут они у корней мирового ясеня Иггдрасиль, поливают его корни из источника Урд продлевая дереву жизнь. Плетут нити судьбы всех и каждого.
Если тебе интересно, у меня в дневнике, можешь познакомиться со всеми богами и богинями и существами скандинавской мифологии.
Древо жизни — питаться и водиться Христом…
Сам факт рождения полностью исключает любую форму или закон, так как рождается младенец, которому невозможно предписать правила! Младенец нуждается в молоке, в обхождении, в том, чтобы его нянчили и чтобы создавались условия нормального его развития. Посему факт рождения от Бога, а также младенчество и возрастание, что предусматривается в Новом Завете, исключает любую форму религиозного поклонения Богу, т.е. предписанные правила, постановления, законы, а утверждает любовь Родившего; естественно, и младенец станет отвечать любовью, послушанием, полным доверием! Любовь родителей к детям и ответную их любовь невозможно заключить в рамки какого-либо закона, любовь не имеет определённых предписаний и границ в своём проявлении — она безгранична! От младенца потребовать ничего нельзя — это ясно, его можно только любить и нянчить! Да и разве может быть настоящая любовь, когда её требуют к себе под страхом наказания: люби меня, а если не так — накажу?! Такой оборот дела, от страха наказания начинает искать выход и непременно придет к предметному угождению Богу: что Ему нравится?! — я это Ему и сделаю, и Он меня не накажет! Любви в этом уже нет, но скорее ненависть, угождение, лицемерие! Так и написано: закон производит гнев: «Ибо закон производит гнев, потому что где нет закона, нет и преступления» (Рим.4:15).
Любовь Бога к человеку и взаимная от человека — вот определяющие отношения друг ко другу в Новом Завете! Бог не требует от человека в Новом Завете ничего, если оно не изольется из него по искренней любви к Богу! Стараться усилием любить — невозможно! Это просто окажется лицемерием, но любить от переживания любви к себе — это есть истинная любовь! Бог прежде нас возлюбил. Переживая любовь Бога к себе, которою Он вселяется в сердце человека, непременно открывается любовь человека к Богу — в этом Новый Завет!
Бог есть любовь, и любовью Своей Он вселяется в человека! От этой любви человек всё больше и больше открывается для Бога и всё больше доверяется и вверяет себя Богу до полного соединения. Таким образом, происходит полное слияние в одно целое, и всё становится Божественным! Богу совсем не нужны дела человека, какими хорошими бы они ни были. Богу нужен только сам человек, как сосуд, как храм, в котором Он хочет жить и проявлять Себя членами человека, как и сказано: «… и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13).
Богу нужен сам человек, которого Он хочет водить Духом Святым и только таковые есть дети Божии: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14) . Бог желает, чтобы человек предоставил себя Ему, отдал себя в жертву Богу, и Он поселится в человеке, будет жить в нём, ходить в нём: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1,2), «Ибо вы — храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). Это и есть дерево жизни!
Два дерева — две противоположности…
Почему Бог насадил два дерева, несущие два противоположных исхода для человека? Это положение открывает, что Бог наделил человека свободной волей, свободными собственными желаниями, чувствами, мыслящим и рассуждающим умом, чтобы человек мог свободно избирать и отвергать, слушаться и не послушаться. В противном случае, он не был бы создан по образу Божию, но был бы равен животным, живущим заложенным инстинктом, без свободной воли, совести, рассуждающего ума, не могущим избрать или отвергнуть. Очень понятно: если вообще не существовало бы ночи, человек не мог бы знать, что такое день, не знал бы цены ни дню, ни ночи. Точно так, если бы вообще не существовало ненависти, человек не понимал бы, не знал и не мог оценить любовь. Если бы не существовало лжи, человек не знал бы и не ценил правду и т.д. Но так как существует противоположное — именно это даёт ему возможность познавать, рассуждать, избирать, ценить.
Итак, два дерева, две противоположности, взаимно исключающие друг друга, и так определил Бог. Ибо, когда человек вкусил от дерева познания, Бог исключил возможность одновременно вкушать ему от дерева жизни. Так и доныне: вкушая от дерева познания, человек не может вкушать от дерева жизни; то есть неверующий, живущий деревом познания добра и зла, не может одновременно жить Иисусом Христом, то есть деревом жизни! Точно так и верующий, живущий под буквой закона, которая его постоянно осуждает и убивает, не может одновременно жить Иисусом Христом по духу, то есть деревом жизни! Поставив человека в раю перед этими двумя деревами, Бог заповедал, предупредил человека не вкушать от дерева познания добра и зла и сказал, что оно принесёт ему смерть! Сатана, напротив, внушил человеку, что Бог сказал им неправду, что они не умрут, но станут как боги, зная добро и зло! Человека это задело, стало влечь — ведь он будет знать! Он будет как Бог! Соблазнился, увлёкся обольщением сатаны, наклонился к дереву познания и вкусил его плод!
Отсюда начало истории душевного человека со своим способным умом и, как начало этой истории есть соблазн, обольщение, увлечение — так и до сего дня вся жизнь человечества стоит именно на этом: на обольщениях, увлечениях, на знании, и ничего нового нет и просто не может быть, так как за рамки дерева познания человеку не выйти! Ничего нового что-либо за пределом познания добра и зла он не смог придумать и не сможет — это уже ясно по ходу самой истории человечества!
Не вняв Богу и не вкусив от дерева жизни, человек остался без Божественной жизни внутри себя, остался душевным, плотским человеком с упованием на свой ум, свои силы и способности. И так как человек наклонился к познанию, то Бог на этом основании дал ему и закон, предписания: что хорошо и что плохо; что добро и что зло; что Богу угодно и что не угодно, как поклоняться Богу. И всё то, что человечество имеет на сегодня, исходит только из дерева познания добра и зла! Все великие и малые писатели в своем творчестве исходили всегда из одного: что хорошо и что плохо. Философы, сколько бы ни добивались мудрости и истины, всегда исходили только из одного: что добро и что зло, что лучше и что хуже! Учёные, и какую область деятельности ни взять из жизни человечества, всё имеет только один источник — добро и зло, ничего другого, выходящего за пределы этого, нет! Это потолок познания человечества без жизни Бога в себе! Любая религия, какую форму или направление в своём учении она бы не имела, всегда исходит из одного: что хорошо и что плохо, как лучше поклоняться Богу. Так до сего дня: всякая религия, в том числе и христианская, питается от дерева познания добра и зла, что исключает питание ее от дерева жизни, следовательно, несёт смерть!
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 17-18 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые
Слова эти заключают в себе такой смысл: люди, о которых идет речь, не имеют ничего кроткого, ничего сладкого, по одной только коже они овцы, – почему и легко узнать их. И чтобы ты нимало не колебался, для этого Христос то, что иначе быть не может, сравнивает с естественною необходимостью. Об этом и Павел говорит: Помышления плотские суть смерть…; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:6–7).
Хотя Спаситель и два раза говорит одно и то же, но тут нет тождесловия. Чтобы кто-нибудь не сказал, что злое дерево, хотя и приносит плоды злые, но может приносить и добрые, а при двояком плодоношении трудно уже делать различение, в опровержение этого Спаситель говорит, что этого быть не может, что оно приносит только злые плоды, но добрых никогда не принесет; равно как и наоборот. Что ж, неужели добрый человек не может сделаться худым, и наоборот? Жизнь человеческая наполнена многими такими примерами.
Но Христос не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть, но то, что человек не может принести доброго плода, доколе живет худо. Худой человек может перейти к добродетели; но доколе он остается худым, дотоле не может принести доброго плода. Как же Давид, будучи и добр, принес худой плод? Не в состоянии добродетели, но уже переменившись, он это сделал, так что он не принес бы такого плода, если бы всегда пребыл тем, чем был, потому что, оставаясь добродетельным, он не осмелился бы сделать того, на что дерзнул. Эти слова Спаситель сказал и для того, чтобы заградить уста безрассудно клевещущих, и обуздать язык злословящих.
Этими словами Он хотел лишить всякого извинения тех злых людей, из-за которых подозревают и добрых. После того ты уже не можешь сказать: я обманулся, не догадался! – потому что тебе предложено Мною самое действительное средство к познанию порочных людей, т. е., повелено рассматривать их поступки, а не безрассудно смешивать все. Далее, хотя Спаситель не велел их наказывать, но только остерегаться, – однако же, чтобы с одной стороны утешить обижаемых ими, а с другой – устрашить обижающих и побудить их к исправлению, Он определяет им наказание, говоря: (см. Толкование на Мф. 7:19).
Беседы на Евангелие от Матфея.
Толкование в христианстве
По святоотеческой трактовке св. Ефрема Сирина Дерево познания было самим Богом, а его плоды — причастием. Ефрем Сирин и Григорий Богослов считают, что запрет вкушения был временным, пока человек, созданный по образу, но не имея от создания подобия, «не преобразит себя от образа Бога в Его подобие».
Максим Исповедник называет Дерево познания, плоды которого Бог временно запретил вкушать человеку, «чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия».
В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «malum» («зло») и «mālum» («яблоко») Дерево познания изображается яблоней, что имеет аналогию в греческой мифологии — эпос о яблоке раздора.
Дерево в христианских апокрифах
«Смерть Адама» (на заднем плане Сиф получает от ангела райскую ветвь), Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо
В апокрифическом «Евангелии от Никодима» (IV век) рассказывается история происхождения материала для Животворящего Креста. Согласно данному источнику, когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошёл к вратам рая с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Однако явившийся архангел Михаил сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5 500 лет (пророчество о пришествии Христа), и дал Сифу ветвь от Древа познания добра и зла, плод с которого вкусил Адам во время грехопадения. Вручив ветвь, архангел сказал: «Если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным».
Вернувшись домой, Сиф нашёл Адама мёртвым и вложил сухую ветку в его рот (по другим версиям, на голову Адама Сиф надел венок, сплетённый из этой ветви, или это сделал сам Адам, который был ещё жив к моменту возвращения Сифа). Затем из неё проросло дерево из трёх сросшихся стволов, из которого и был впоследствии сделан крест для распятия Иисуса Христа.
Исследователи считают, что целью такого предания было показать происхождение христианства (бывшего на тот момент ещё «молодой» религией) от древнейшей традиции, буквально «от Адама».
Иггдрасиль в скандинавской мифологии
Упоминания о мировом дереве встречаются на протяжении всех событий скандинавской мифологии. Сейчас я познакомлю тебя с ними:
Старшая Эдда, Речи Гримнира Перевод А. И. Корсуна:
- Три корня растут на три стороны у ясеня Иггдрасиль: Хель под одним, под другим исполины и люди под третьим.
- Рататоск белка резво снует по ясеню Иггдрасиль; все речи орла спешит отнести она Нидхёггу вниз.
- И четыре оленя, рога запрокинув, гложут побеги: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор.
- Глупцу не понять, сколько ползает змей под ясенем Иггдрасиль: Гоин и Моин — Граввитнира дети, — Грабак и Граввёллуд, Офнир и Свафнир, — они постоянно ясень грызут.
- Не ведают люди, какие невзгоды у ясеня Иггдрасиль: корни ест Нидхёгг, макушку — олень, ствол гибнет от гнили.
Изображение Иггдрасиля в старинной рукописи XVII Исландия
Младшая Эдда, Видение Гюльви Перевод О. А. Смирницкой:
- Тогда спросил Ганглери: «Где собираются боги или где главное их святилище?». Высокий ответил: «Оно у ясеня Иггдрасиль, там всякий день вершат боги свой суд»
- Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагой мутной, росы от него на долы нисходят; над источником Урд зеленеет он вечно.
- Дерево лучшее ясень Иггдрасиль.
Иггдрасиль в исполнении художника haru aki