Дмитрий донской

Описание

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, он был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).

Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов).

Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:

  1. Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (символ государственной власти монарха), покрытой узором из изображений крестов. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».
  2. Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
  3. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.

Страницы истории

Монумент «Тысячелетие России» был установлен в 1862 году, в год тысячелетия призвания варягов на Русь. 

В 1857 году был объявлен сбор средств для памятника. Жители страны собрали чуть более 72 тысяч рублей, правительство выделило еще 400 с лишним тысяч из государственной казны.

Очень много времени потребовалось для составления «списка видных людей», который утверждался самим императором. Было много споров и обсуждений. Например, новгородцы выступили против изображения на памятнике Ивана Грозного. Почему? Да потому что жители прекрасно помнили так называемый Новгородский погром.  

Новгородский погром — поход опричного войска на Новгород в 1569—1570 годах под личным руководством Ивана Грозного, сопровождавшийся массовыми убийствами. Жертвами погрома стали по разным оценкам от 2 до 15 тысяч человек. Кроме того, вследствие погрома в городе начали свирепствовать голод и болезни. (По данным Википедии) 

В 1859 году при Императорской Академии художеств был создан Конкурсный совет с участием архитекторов и инженеров. Он рассмотрел 52 представленных эскиза будущего монумента. В итоге остановились на проекте 24-летнего художника Михаила Микешина. 

В связи с большим объемом и сложностью работы над изготовлением памятника работала целая группа скульпторов и архитекторов. 

Строительство монумента

Для памятника требовались разные строительные материалы. Для фундамента использовали гранит. Его привозили из Сердобольских каменоломен, которые находились на Ладоге. Бронзовые детали памятника изготавливались в Санкт-Петербурге, а затем переплавлялись  сначала по Неве, а затем по Волхову в Великий Новгород. Готовые фрагменты памятника осматривал и одобрял сам император Александр II.

Памятник был открыт 8 сентября 1862 года. Торжества по этому поводу длились целых три дня. 

После Октябрьской революции 1917 года большевики стали рассматривать монумент как символ самодержавия. Сносить его не стали, но со всех сторон закрыли досками и фанерой. Правда, через некоторое время их убрали. 

В годы войны Великий Новгород был оккупирован фашистскими войсками. Немцы разобрали памятник, скульптуры нижнего яруса упаковали в ящики для отправки в Германию. К монументу даже подвели узкоколейку, чтобы увезти решетку и бронзовые фонари.

20 января 1944 года город был освобожден советскими войсками. Власти Новгорода приняли решение восстановить памятник «Тысячелетие России». На тот момент у него был полностью уничтожен верхний ярус и не хватало многих деталей, таких как посохи, копья, щиты в руках у отдельных фигур. К монументу вновь подвели узкоколейку, возвели леса. В ноябре 1944 года отреставрированный памятник был вновь открыт. 

Кто изображен на памятнике?

История памятника, безусловно, представляет живой интерес, но гораздо больше внимания заслуживают изображенные на нем исторические личности (рисунок 4).

Рисунок 4. На памятнике изображено больше сотни фигур выдающихся деятелей

Все 128 фигур монумента условно делят на три яруса:

  1. Первый (верхний) ярус состоит из двух фигур. Первая – ангел с крестом в руке, который символизирует православную веру. Женщина, стоящая рядом на коленях, является символом России. Эти фигуры располагаются на державе, которая украшена по периметру крестами, орнаментом и памятной надписью, по которой можно установить, когда и с какой целью был возведен памятник.
  2. Средний ярус монумента состоит из фигур исторических личностей. Каждая из них – это символ определенной эпохи. На первой изображен князь Рюрик, который призвал варяг и считается основателем Руси в 862 году. Вторая значимая фигура – князь Владимир, который провел крещение Руси. Третьим изображен князь Дмитрий Донской, который освободил славян от татаро-монгольского ига. За ним следует Иван Великий. Именно он объединил русские земли вокруг Москвы и стал основателем самодержавия. Далее расположились Михаил Романов, Кузьма Минин и князь Пожарский. Эти фигуры символизируют начало эпохи правления Романовых, на которую пришлось много значимых и трагических событий. Последним в среднем ярусе изображен Петр I, который считается основателем великой Российской Империи.
  3. На третьем (нижнем) ярусе расположились фигуры выдающихся российских деятелей различных эпох. Условно их делят на просветителей, военных и героев, государственных деятелей и представителей искусства (писателей и художников). 31 фигура просветителей располагается с юго-западной стороны монумента под фигурой князя Владимира. К данной группе относятся княгиня Ольга, Кирилл и Мефодий, летописец Нестор и другие. К группе государственных деятелей относятся 26 фигур, расположенные в восточной части монумента. Здесь представлены Ярослав Мудрый, Алексей Адашев, Екатерина II, Александр I и многие другие. К категории военных героев относится 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. В этой части монумента находятся фигуры Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ивана Сусанина, Петра Багратиона, Павла Нахимова и других. Меньше всего фигур относится к категории писателей и художников. Их всего 16, но каждая личность внесла огромный вклад. Здесь изображены Ломоносов, Лермонтов, Пушкин, Брюллов и другие.

С памятником связано и несколько интересных фактов. Например, на монументе нет фигуры Ивана Грозного. Создатели посчитали размещение его фигуры неэтичным из-за разгрома Великого Новгорода этим царем и казни местных бояр.

Во времена создания монумента строительство обошлось достаточно дорого. Всего на памятник было потрачено 500 тысяч рублей, треть из которых была пожертвована населением. Для сравнения, в те годы за 500 тысяч можно было купить вполне достойный особняк в Петербурге. Больше информации о памятнике и историческим памятникам Новгорода можно найти в видео.

История создания и открытия памятника

В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги

Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями

Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.

В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.

7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде  прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.

8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.

Третий ярус

На третьем ярусе, проходящем по горельефу памятника, запечатлены фигуры политиков, героев войн, ученых и людей творческих, оставивших яркий и заметный след в истории России. Всего 129 персонажей, разделенных на 4 группы.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира. Среди них — авторы кириллицы Кирилл и Мефодий, монах-летописец Нестор, князь Владимир и княгиня Ольга, митрополиты Платон и Петр Могила, патриарх Никон, Федор Ртищев — основоположник русской благотворительности, писатель Максим Грек, основатель Киево-Печерского монастыря Антоний Печерский и многие другие.

С восточной стороны монумента расположена группа государственных мужей (26 персонажей), наиболее заметные из которых — Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, великие литовские князья Гедимин и Ольгерт, основатель династии Михаил Романов, императоры Петр I, Александр I, Николай I, патриархи Филарет и Гермоген, императрица Екатерина II, дипломаты Виктор Кочубей и Григорий Потемкин, государственные деятели Михаил Сперанский и Яков Долгоруков.

36 фигур героев и военных людей размещены на северо-восточной стороне памятника. Среди них Святослав Игоревич, Даниил Галицкий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Марфа Посадница, Минин и Пожарский, атаман Ермак, Иван Сусанин, Михаил Голицын, дипломат Шереметьев, генералы Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли, гетман Хмельницкий, полководец Суворов, вице-адмирал Корнилов и адмиралы Нахимов, Сенявин, Лазарев.

В четвертой группе собраны фигуры людей творческих — 16 художников и писателей. В их числе Ломоносов, Карамзин, Державин, Фонвизин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Брюллов, композитор Глинка.

После свержения царского режима и установления власти большевиков памятник был огорожен досками как антисоветская скульптура, однако по истечении какого-то времени вновь представлен взорам публики.

Это интересно: Павел: I (1796-1801)

Автор и год создания

Авторами памятника стали молодые скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер. Формально именно Микешин считается автором шедевра, но, поскольку опыта в скульптуре у него не было, он привлек к реализации проекта своего коллегу Шредера.

Закладку памятника провели еще в мае 1861 года. Ранее на этом месте располагался памятник Новгородскому ополчению 1812 года, который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.

Рисунок 3. История создания памятника богата событиями, в том числе и трагическими

Основание монумента поражает своей фундаментальностью. Чтобы оно выдержало вес металла, фундамент был заложен на глубину 10 метров. Он был полым внутри и имел цилиндрическую форму, расширяющуюся книзу. Внутрь был заложен гранитный камень, а в его выемку вставили бронзовый ящик с информацией о времени закладки памятника и его назначении.

Торжественное открытие монумента провели в сентябре 1862 года, а на мероприятии присутствовал Александр II. Еще один интересный факт: ценность памятника даже в то время была настолько высокой, что ко дню его открытия в Новгороде провели полный ремонт зданий и улиц (рисунок 3).

К сожалению, история памятника не всегда была радужной:

  1. После революции 1917 года монумент воспринимался как материальная памятка самодержавию, поэтому его планировали снести. К счастью, силы тогдашних властей были брошены на разграбление местной епархии, поэтому памятник уцелел, но во время проведения коммунистических праздников его закрывали фанерными щитами с коммунистическими лозунгами.
  2. В годы Второй Отечественной войны, а именно в 1941 году, в Новгород вошли немцы. Генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Демонтажные работы начали зимой 43-44 года, но уже в январе 1944 года в город вошли советские войска, поэтому вывезти памятник не удалось. К сожалению, к тому моменту монумент уже представлял собой голый пьедестал, а многие мелкие детали, а также фонари ручной работы были безвозвратно утеряны.

Первые реставрационные работы начались в 1954 году и завершились в кратчайшие сроки. Уже в 70-х восстановили фонари и решетку, которые располагались вокруг памятника и были вывезены в Германию.

История

Торжественное открытие памятника состоялось в 1862 году. Праздник длился три дня. Отремонтированный и заново замощенный к такому событию Новгород встретил 12 тысяч гостей – императора, его родственников, свиту, солдат, офицеров и простых зрителей.

Торжественное открытие памятника тысячелетию Росии в Великом Новгороде

В каждом храме Новгородского кремля и в Знаменской церкви прошла литургия, после чего состоялся крестный ход к Софийскому собору. Впечатление на горожан и гостей города произвел салют из 62 пушек.

В истории памятника есть и трагические страницы. Когда в 1941 году в Новгород вошли немцы, ими было принято решение увезти памятник как военный трофей на родину. Бронзовую решетку, которая окружала «Тысячелетие России», а также расположенные рядом фонари увезли в Германию. Полный демонтаж сделать не успели. 20 января 1944 советские солдаты освободили Новгород и обнаружили жуткую картину – разобранный памятник.

По мнению очевидцев, разбросанные на земле скульптуры походили на убитых людей. Крест был варварски срублен и согнут, многие детали бесследно исчезли. Комитетом по делам архитектуры при СНК СССР и исполкомом Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение о незамедлительном восстановлении памятника. Гениальная работа была буквально восстановлена из пепла.

Сегодня памятник «Тысячелетие России» – один из самых известных в нашей стране, аналогов которому нет. Гости Великого Новгорода и местные жители готовы разглядывать его часами. Время, проведенное рядом с ним, можно сравнить с необычной прогулкой по страницам истории, во время которой давно знакомые персонажи оживают.

Кто изображен на нижнем ярусе фигур

Нижний ярус фигур разрабатывал выдающийся скульптор Петр Клодт. Именно он придумал легендарных коней, которых и сегодня можно увидеть на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

По неожиданному стечению обстоятельств, в работе над памятником «Тысячелетие России» он подчинялся своему ученику – Михаилу Микешину.

Первая задумка была такая – каждая сцена из верхнего яруса должна раскрыться подробнее в нижнем. Однако от замысла отказались – эскизы Петра Клодта не понравились Александру II. Император сошелся во мнении с Михаилом Микешиным – сюжет недостаточно разработан. Вероятно, скульптор не хотел работать под руководством 24-летнего ученика или просто конкретно эта работа его не вдохновила.

Первая идея, которая пришла в голову Михаилу Микешину, понравилась государю. Решено было разместить на нижнем ярусе горельефы выдающихся людей. Деятели культуры, истории, науки и религии встретились вместе, чтобы поведать потомкам летопись России в лицах. Княгиня Ольга и летописец Нестор, протопоп Сильвестр и Владимир Мономах, Иван Сусанин и адмирал Нахимов, Михаил Ломоносов и Александр Пушкин…

Впервые объединились те, кто жил в разное время, но вложил свой вклад в историю страны. Всего на фризе расположено 109 горельефов.

Высота памятника – 15, 7 метров. Диаметр постамента составляет 9 метров. Вес фигур из бронзы – 65,5 тонн.

История России в бронзе

150 лет назад — 8 сентября 1862 года — в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу. Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи — в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нем изображены, а другие — казалось бы, не менее достойные — нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, журнал «Фома» в своем материале собрал воедино множество разрозненных фактов — и подлинных, и полуанекдотичных. 

Композиционно памятник состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность». 

Вместо заключения

Туристы обходят монумент либо с путеводителем, либо с аудиогидом, либо с экскурсоводом. Рядом с памятником есть информационные стенды, на которых рассказана история его строительства и реставрации на русском и английском языках. 

У меня от памятника «Тысячелетие России» целый веер впечатлений. Я бы сказала, многоголосие. В нём я слышу голоса учителя истории, россиянки и просто женщины. 

Во-первых, гордость за нашу страну и за нашу историю. Сразу захотелось привезти в Великий Новгород знакомых иностранцев и показать им этот «колокол». 

В-третьих, немного удивил выбор персонажей для размещения на нижнем ярусе. Я уже упоминала великих князей Литовских. 

В-четвертых, у меня даже вылезла небольшая обида за женщин. Я увидела на нижнем ярусе только четверых: княгиню Ольгу, Марфу-Посадницу, Анастасию Юрьеву и Екатерину Великую. Разве в истории России больше не было выдающихся женщин? 

___________________________

Всё-таки хочется завершить очерк на светлой ноте. Памятник, действительно, уникальный. Величественный и неповторимый. Такой своеобразный учебник истории в камне, где на небольшом пространстве спрессовалось несколько столетий. Огромная благодарность и низкий поклон создателям этого шедевра!

Татьяна Трунова, июнь 2021

Другие публикации о России

  • «Зову тебя Россиею…» — мои самые атмосферные фотографии, сделанные в поездках по России 
  • Взгляд из-за бугра: Россия глазами иностранцев — зарисовки из жизни о том, как иностранцы воспринимают Россию  
  • Гранд-макет «Россия» в Санкт-Петербурге  — частный музей, где в миниатюре представлены самые разные регионы России и сценки из повседневной жизни

Интервью с моим учеником-итальянцем, который жил в России (опубликовано на проекте «Подружись с итальянским!»)

Интервью с Микеле ди Капуа — о работе в России, изучении русского языка и глубине русской души 

Центральный ярус

На этом ярусе размещены 17 фигур высотой чуть больше трех метров. Скульптуры разбиты на шесть групп, которые чётко ориентированы по частям света.

Символика центрального яруса

Скульптуры исторических персонажей этого яруса олицетворяют символические этапы российской истории: призвание варягов, крещение Руси, начало освобождения от монголо-татарского ига, зарождение самодержавия на Руси, появление династии Романовых и образование Российской империи.

Мы видим фигуру великого киевского князя Владимира Святославича, Владимира-Крестителя, с восьмиконечным крестом в руках. Слева от него женщина, которая подносит ребенка для крещения. А справа от князя киевлянин низвергает языческого идола. Эти фигуры обращены на юго-запад, в сторону Византии, откуда и было заимствовано христианство.

Справа от князя Владимира мы видим фигуру Рюрика, первого правителя Древней Руси. Он смотрит на юг, в сторону Киева. Рюрик изображен в кольчуге, остроконечном шлеме и наброшенной на плечи звериной шкуре. 

Возникает вопрос: что означает загадочная надпись на остроконечном щите Рюрика? 

Надпись на щите Рюрика

На щите выбита надпись «ЛЪТА STO». Это летописная дата призвания варягов, выполненная на кириллице. Достаточно вспомнить, что раньше в алфавитах буквы имели свои цифровые соответствия. 

  • «ЛЪТА» означает год
  • S — «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч
  • Т — «твердо» обозначает триста
  • О — «он» обозначает семьдесят

Получается 6370 год, подразумеваемый от сотворения мира. Чтобы перевести в другое летосчисление (от Рождества Христова) используем несложный математический расчет: 

6370 — 5508 = 862 год от Рождества Христова. Согласно летописным источником, это год призвания варягов на Русь и создания Древнерусского государства.

Третья скульптурная группа олицетворяет период освобождения от монголо-татарского ига. В центре изображен стоящий в кольчуге и шлеме князь Дмитрий Донской. Он держит в руках знаки власти у татар — бунчук и шестопер. А ногой он попирает поверженного татарского воина. Фигура князя обращена на юго-восток, в сторону Золотой Орды, откуда шло монголо-татарское войско.  

В этой скульптурной группе несложно узнать Ивана III, носившего титул «государь всея Руси». Скипетр, держава, шапка Мономаха — всё это символы царской власти. Слева от него изображен мурза Золотой Орды, подносящий в знак покорности бунчук, а справа — поверженный рыцарь. Иван III смотрит на восток, в сторону Москвы, которая стала центром сбора русских земель в единое государство. 

Следующая скульптурная группа посвящена образованию Российской империи. Петр Первый в мундире офицера Преображенского полка с лавровым венком на голове. А над ним — ангел, указывающий России новый путь. Эти фигуры обращены на север, в сторону Санкт-Петербурга. 

Ещё одна группа фигур посвящена началу царствования династии Романовых. Там изображены Михаил Федорович Романов, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Эта группа ориентирована на северо-запад, в сторону Польши, которая претендовала на русский престол. 

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны монумент сильно пострадал — фашисты успели вывезти бронзовую решетку, огораживающую памятник, и фонари, установленные поблизости. Все небольшие фигуры были сняты, крест, который венчал шар-державу, сломан. Много мелких деталей было утрачено безвозвратно. В январе 1944 года советские войска выбили противника из города, а к ноябрю реставрация памятника «Тысячелетие России» была завершена. После этого было еще несколько восстановительных работ, в ходе последней из которых внутри монумента удалось найти остатки лестницы, которую, по-видимому, забыли там мастера 19 века.

Фигуры и персонажи памятника

Первую эпоху, или основание русского государства, представляют фигуры Рюрика и главного языческого бога Перуна.

Вторая группа персонажей, показывающая обращение Руси к христианству, включает в себя изображения князя Владимира с восьмиконечным крестом в руках, славянина, рушащего статую языческого божка, и женщину с ребенком, которого она протягивает князю.

Фигуры третьей группы символизируют освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Центральная из них — конечно, фигура Дмитрия Донского, повергнувшего воина ненавистной армии захватчиков и смотрящего вслед спешно отступающим войскам Мамая, разбитым русскими воинами.

Тема четвертой скульптурной группы — основание самодержавия. Персонажи этой эпохи — на переднем плане побежденный татарин, передающий символ власти князю Ивану III, низвергнутые немецкий рыцарь и латвийский воин. Чуть позади изображен сибиряк, который олицетворяет присоединение Сибири.

Пятая веха в истории России — начало правления дома Романовых. В центре внимания здесь — Михаил Романов, которого Минин одаряет шапкой Владимира Мономаха и скипетром, а Пожарский обороняет от потенциальных врагов своим мечом.

В верхней части композиции находится мощная фигура простого русского крестьянина, поддерживающего гигантский шар-державу. Он заслонен фигурами царей и полководцев, стоящих на вершине площадки, оттого плохо просматривается зрителем. Но и в этом есть своя глубокая символика: ибо именно он, простой русский мужик, труженик и воин тысячу лет держал и оберегал великую Российскую Державу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector