Князь дмитрий пожарский. жизнь, посвященная отечеству

Мифотворчество.

Из современников о 2-м земском ополчении писали многие — самые важные сведения приведены в «Новом» и «Пискаревском» летописцах и у Авраамия Палицына в «Сказании». В середине XVII в. троицкий келарь Симон Азарьев по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати «Житие преподобного Сергия» Епифания Премудрого и добавил в него 35 глав о чудесах, случившихся в XV—XVII вв.  Среди чудес, описанных Азарьиным, под цифрой девять идет глава: «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства».

В XVIII в. Пожарского и Минина знали и почитали, но писали о них немного. В «героической поэме» «Петр Великий» (1760) М.В. Ломоносов, повествуя об истории России, упоминает о Пожарском вместе с… Трубецким. Ломоносов не забывал о героях Смуты и дальше. В 1764 г. он подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было уделено 7, из них 3 — Минину и Пожарскому. В 1799 г. Н.С. Ильинский публикует «Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа Нижегородского купца Козьмы Минина, выбранное из исторических преданий», и в том же году выходит из печати анонимное произведение (И.И. Виноградова) «Житие Франца Яковлевича Лефорта, российского генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина». В 1798 г. М.М. Херасков опубликовал драму «Освобожденная Москва». Среди главных ее героев Пожарский и Минин.

О Минине и Пожарском в первой половине XIX в. В 1806 г. престарелый Державин публикует «героическое представление с хорами и речитативами» под названием «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806), где делает попытку объединить оперу и трагедию.

Затем появляются поэма С.Н. Глинки «Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян» (1807), его же трагедия «Минин» (1809); поэма С.А. Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасённая Россия» (1807), трагедия М.В. Крюковского «Пожарский» (1807) и исторические повести П.Ю. Львова «Пожарский и Минин, спасители Отечества» (1810) и «Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова» (1812). Все эти произведения, за исключением пьесы Крюковского, откровенно слабы.

Несложно понять, почему Минин и Пожарский пользовались особым расположением царствующего дома. Подвиг вождей нижегородского ополчения, сам по себе бесспорный и решивший судьбу России, создал предпосылки для выбора царя, и выбран был Михаил — первый царь династии Романовых. Иными словами, подвиг Минина и Пожарского представляет начало монархической мифологии династии Романовых. Важным шагом в её утверждении явилась установка памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Петровича Мартоса на Красной площади (1818).  Памятник Минину и Пожарскому сразу перерос рамки романовского мифа и вошел в историческую мифологию как символ несломимой воли народа к борьбе с завоевателями.

Говоря об историках, писавших о Минине и Пожарском в первой половине XIX в., следует сказать, что Минин целиком, а Пожарский — по большей части принадлежат к «посткарамзинскому» периоду. Карамзин ушел из жизни, доведя «Историю государства Российского» до убийства Прокофия Ляпунова. Лишь «Записка о древней и новой России» (1811) содержит его оценку: историк называет Минина и Пожарского «спасителями Отечества».

В официальной мифологии вновь прославляют Минина и Пожарского. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ ввела общероссийский праздник День народного единства в честь «дня победы народного ополчения гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского» (впервые праздновали 4 ноября 2005 г.). В 2005 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому в виде уменьшенной копии памятника в Москве. Героев нижегородского ополчения ныне славят, но чествования официальные. Для народа связь времён прервана — Минин и Пожарский перестали быть народными героями, а стали героями историческими.

Второе народное ополчение

Грамота 1611 года

М. И. Скотти. «Минин и Пожарский» (1850). Красное знамя с иконой, которое несёт князь, исторически достоверно.

Наиболее стойко и последовательно в это смутное для России время держались лишь Троице-Сергиев монастырь под руководством архимандрита Дионисия и Нижний Новгород под руководством воевод князя Репнина и Алябьева. И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключённый поляками в темницу Чудова монастыря, где и умер 17 февраля года от голода и болезней.

Архимандрит Дионисий начали рассылать (июль 1611) грамоты в разные города России, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан к иноземным захватчикам. В Нижнем Новгороде была получена грамота (25 августа) от патриарха Гермогена, где святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Воевода Алябьев переслал копию грамоты в Казань, казанцы — в Пермь. И неслучайно, что первыми во весь голос заговорили о сопротивлении иноземцам именно в Нижнем Новгороде.

Земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв. При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему в село Юрино делегацию во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл (28 октября 1611).

Второе народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода (конец февраля — начало марта 1612). Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому, Ярославль и Ростов Великий. По просьбе жителей Суздаля Пожарский послал в город своего родственника, стольника князя Романа Петровича Пожарского, который разбив поляков, освободил город. В Ярославль ополчение пришло (конец марта — начало апреля 1612) и вынуждено было задержаться до конца июля, чтобы собрать больше войск и лучше подготовить ополченцев к московскому сражению. Перед приходом в Ярославль Дмитрий Михайлович получил известие об измене руководителей казацкого отряда, стоявшего под Москвой, князя Д. Т. Трубецкого и атамана Заруцкого, присягнувших ещё одному Самозванцу, беглому дьякону Исидору (в июне 1612 года князь Трубецкой прислал Пожарскому письмо, в котором отказался от присяги новому Самозванцу). В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных атаманом Заруцким.

Второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву (28 июля 1612) и (14 августа) оно уже было у стен Троице-Сергиевого монастыря, а (20 августа) подошло к Москве. Состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича (21—24 августа), пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. К вечеру (24 августа) поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром (25 августа) ушёл в Польшу. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками (до 22 октября/ 01 ноября по новому стилю).

Творчество

Дмитрий Пожарский является одним из первых светских писателей России. В 1616 году он издал свой первый сборник лирических стихов, посвящённых философским проблемам и природе. К теме природы автор неоднократно обращался в своих стихах: ей посвящены сборники стихов «Ночь» (1620), «Русское раздолье» (1627), «Солнце всходит над лесами» (1633). Широко известна и любовная лирика Пожарского: в 1622 году Пожарский выпустил сборник стихов «Лебёдушка», в котором он воспел свою жену Прасковью Фёдоровну. В 1636 году Пожарский выпустил ещё один сборник стихов, посвящённый своей жене, на этот раз посмертный, поэтому, в отличие от первого сборника, этот пронизан грустным чувстом скорби об утрате любимого человека. 

Известен Пожарский и как прозаик, например, чувства главных героев трагической повести польской панны Гелены и малороссийского казака Ивана во время рокоша 1625 года «Гелена и Иван», считающаяся вершиной творчества Пожарского, стала эталоном настоящей любви. Пожарский известен также как писатель-историк: в 1631 году он издал поэму «Иван Грозный», где описывается взятие Казани, а в 1635 поэму «Владимир Святой», где рассказываеться о начале жизни князя Владимира Красно Солнышко и воспевает решение князя сделать православие государственной религией Руси. По поэме «Владимир Святой» в 1850 году была написана опера с одноименным названием. 

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Для управления огнем ГК служила система ПУС «Молния АЦ-68-бис». Система ПУС «Молния АЦ-68-бис» была разработана в 1949 г.

В штатном режиме данные о цели и падении своих залпов поступали на счетные приборы от РЛС «Залп», а о параметрах движения своего корабля от датчиков лага «Гаусс-50», носового, кормового и центрального гиропостов, носового и кормового постов «Компонент».

Остальное вооружение и средства связи в целом сохранялось по исходному проекту.

Наименование элементов По пр.68-бис(на 1967 г.) По пр.68А(на 1985 г.) Примечание
Длина наибольшая 209,9 209,9
Длина по КВЛ 204,96 204,96
Ширина наибольшая (с броней) 21,97 21,97
Ширина по КВЛ 21,37 21,37
Осадка носом 7,27 7,88 для полн. водоизмещения
Осадка кормой 7,27 7,96 для полн. водоизмещения
Осадка средняя 7,27 7,92 для полн. водоизмещения
Высота борта в носу 14,79 14,79 для станд. водоизмещения
Высота борта на миделе 13,49 13,49 для станд. водоизмещения
Высота борта в корме 11,39 11.39 для станд. водоизмещения
Водоизмещение (т.), стандартное 13285 14860
Водоизмещение (т.), нормальное 14833 16810
Водоизмещение (т.), полное 16362 18360
Мощность ГЭУ, л.с. 125000 л.с. 125000 л.с. полная
Скорость хода (уз.) оперативно-экономическая 18,2
Скорость хода (уз.) крейсерская 23,2
Скорость хода (уз.) полная 32,0
Дальность плавания, мили 5220(18,2); 4100(23,2); 2080(32,0)
Главный калибр 4×3-152 мм АУ; MK-5-бис 4×3-152 мм АУ; MK-5-бис
Универсальный калибр 6×2-100 мм АУ СМ-5-lc 6×2-100 мм АУ СМ-5-lc
МЗА 16×2-37 мм АУ В-11 16×2-37 мм АУ В-11; 8×2-30 мм АУ АК-230
Комплектация, чел. 1200 1057

Личная жизнь

По отзывам современников и историческим документам, психологический портрет героя России вырисовывается исключительно из положительных качеств. Высокообразованный, великодушный и справедливый, Пожарский был лишен корысти и высокомерия, а потому описывается как человек достойный и благочестивый по характеру.

Князь Дмитрий женился на Прасковье Варфоломеевне, которая родила ему шестерых детей — сыновей Петра, Фёдора, Ивана и дочерей Ксению, Анастасию и Елену. Все девушки были отданы замуж за бояр и воевод, а сыновья занимались придворной службой. Двоих отпрысков князю было суждено пережить, как и супругу, которая скончалась в 1635 году.

57-летний вдовец попытал счастье в личной жизни во второй раз, женившись на княжне Феодоре Андреевне Голицыной, с которой прожил до самой смерти. Детей новая супруга мужу не родила, а сама ушла из жизни в 1651 году.

Участие в двух ополчениях

В июле 1610-го Василий IV Шуйский был смещен с престола в ходе заговора. Реальную власть захватили семь бояр, составлявших костяк боярской думы.

В январе 1611 года горожане Зарайска вдохновившись примером соседей из Коломны, пожелали, чтобы Пожарский перешел на сторону очень влиятельного на тот момент Лжедмитрия II. Воевода мужественно отказался, заявив, что у него есть лишь один царь — Василий Шуйский. Не приветствовал он и решения столичных бояр отдать пустующий трон поляку — молодому королевичу Владиславу.

В начале 1611 года нижегородцы отправили грамоты во многие города с целью создать войско для борьбы с оккупантами. Во второй декаде марта несколько весьма внушительных отрядов ополченцев, откликнувшись на призыв, оказались у московских стен. Пожарский тоже прибыл сюда — в составе рязанского отряда. Интересно, что многие москвичи, узнав о стоящих поблизости ополченцах, тоже начали подготовку к битве с польскими интервентами.

19 марта в столице вспыхнул всеобщий бунт

Пожарский отважно бился с врагами, но в определенный момент его ранили и он был отвезен в тыл. Чтобы поправить здоровье, некоторое время князь провел в своем родовом имении

Первое ополчение почти достигло успеха, но в конечном счете проиграло. Одной из ключевых причин этого поражения сегодня считаются внутренние распри.

Осенью 1611 года в имение к Пожарскому приехала делегация с православным архимандритом Феодосием во главе. В его задачу входило уговорить Дмитрия Михайловича возглавить новое ополчение. Поначалу князь не был уверен, что справится с подобной миссией, но потом все-таки согласился на предложение гостей.

В августе 1612 года войска под руководством Пожарского и Минина добрались до Москвы. Три дня, с 21 по 24 августа, шла кровавая битва ополченцев с поляками и силами гетмана из Литвы Ходкевича. К закату третьего дня оккупанты оказались полностью разбиты. Впрочем, потом еще около семидесяти суток длилась борьба ополченцев со скрывающимися в Китай-городе интервентами. Но в итоге их прогнали прочь. Эта победа дала возможность организовать Земский собор, на котором в 1613 году выбрали нового самодержца.

Пожарский – царь Всея Руси?

Не всё просто и линейно с руководителями ополчения. Например, как на самом деле звали князя Пожарского? «Дмитрий!», — ответит мало-мальски знакомый с темой. А вот и нет. Как рассказал Борис Пудалов, руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области, один из лучших специалистов по Смутному времени, крестильное имя Пожарского – Козьма, в честь святого. Дмитрий – более престижное, «княжеское» имя. В церковных синодиках над упоминанием Пожарского было вписано «Козьма», но историки думали, что это из-за воли князя поминать имя его друга и соратника Минина. Некоторое время назад обнаружено завещание Пожарского, где он именует себя Козьмой; установлено, что это – его настоящее имя. Так что ополчением руководили тёзки, два Козьмы.

Пожарский происходил по прямой линии от Рюрика, что давало ему неиллюзорные права на русский престол. Есть версия, что изначально так и планировалось, но потом руководители Нижегородского ополчения скорректировали планы.

Пожарский – алхимик высоких степеней посвящения. О чём свидетельствует его личная печать, до предела насыщенная алхимической символикой, причём не абы как, а с пониманием нюансов. В частности, символика намекала на Великое делание – процесс поиска «философского камня». Именно этой печатью было снабжено письмо Пожарского императору Священной Римской империи Рудольфу II, одному из главных практикующих алхимиков того времени.

Пожарский ненавидел казаков – за их грабежи, пьянки и ненадёжность в бою, они могли не подчиниться приказу атаковать, побежать в самый неподходящий момент, а то и перейти на сторону неприятеля. Стоит отметить, что такие чувства к казакам были нередки тогда в военной верхушке Московского государства.

Дмитрий Пожарский

Дмитрий Пожарский

О князе Пожарском до встречи с Мининым уже было известно. Предки Дмитрия Пожарского, вели начало от великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, сына Юрия Долгорукого. Ко времени Смуты Пожарские числились «захудалым» княжеским родом. Дед Дмитрия — Фёдор, служивший при дворе Ивана Грозного, в годы опричнины был лишен вотчины и сослан в Свияжск. Вскоре его вернули, возвратили часть земель и отправили на ливонскую войну в невысоком чине дворянского головы. Старшего сына, Михаила, князь Фёдор женил на Ефросинье Беклемишевой — дворянке знатного рода.  17 (30) октября 1577 г. в родовом тереме Пожарских в деревне Сергово, княгиня Ефросинья родила своего второго ребенка — сына, получившего крестильное имя Козьма и родовое Дмитрий. Вскоре семья переехала в Москву, где у Пожарских был фамильный дом.

Возвышением Пожарский был обязан матери. В 1602 г. княгиня Пожарская получила должность «верховной боярыни» при Ксении, дочери жены Годунова Марии Григорьевны. После смерти Бориса стольник Пожарский, как и все присягнул «Дмитрию Ивановичу». Пожарский не только сохранил чин стольника, но был назначен дворецким. После, когда Василия Шуйского избрали царем, князь Дмитрий ему присягнул и служил до конца. Здесь проявляется главная черта Пожарского — верность присяге царю. Пожарский присягал и верно служил новому царю, если его помазали на царство.

В 1610 г. Шуйский послал Пожарского в Зарайск воеводой. Когда москвичи свергли Шуйского, Пожарский отразил попытки сторонников Вора захватить Зарайск и выбил мятежников из Коломны. Об этом часто забывают, но Дмитрий Пожарский стоит у истоков не только Второго, но и Первого земского ополчения.

19 марта комендант Кремля Госевский, решив упредить Московское восстание, приказал рубить москвичей. Поляки перебили безоружных горожан в Китай-городе, но когда попытались захватить Белый город, наткнулись на жёсткий отпор. Пушкари доставили Пожарскому несколько пушек, и князь встретил врага пушечной стрельбой. Он выбил поляков обратно в Китай-город.Благодаря предательству Москва была подожжена. Люди, спасаясь от пожара, побежали из Москвы. Дольше всех держался Пожарский.

Как появился новый праздник?

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать
день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и
России от поляков в 1612 году. По преданию, Казанская икона Божией Матери была
прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного
ополчения. Войско вошло в Москву с этой иконой.

Однако праздник был церковный, после распада Российской
империи
в 1917 году его перестали отмечать. Праздничным днем стало 7 ноября — день
Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1996 году переименовали
в День примирения и согласия. Но советский праздник многих не устраивал — фактически отмечалась дата раскола государства.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил
сделать праздничным днем 4 ноября, отмечая его как День народного единства.
Госдума поддержала инициативу. Решением парламента 7 ноября понизили в статусе
— дата стала просто памятной, тогда как 4 ноября — официальным праздником и
выходным днем.

Нюансы ополчения

Например, изначально, Нижегородское ополчение не планировало идти ни на какую Москву: его создали в целях самообороны Нижнего Новгорода – от «воровских казаков», тушинцев, арзамассцев. Лишь поняв, что без освобождения столицы от оккупации спокойной жизни ждать не стоит, двинулись на Москву. В ополчении были служилые иностранцы – не наёмники, а кадровые военные, давшие присягу Московскому государству: этнические поляки, испанцы, французы, лифляндские немцы. Первоначально у ополчения не было пушек, не стали «оголять» Нижний Новгород, артиллерия присоединилась к походу только в Ярославле. Наряду с серебряной монетой Нижегородское ополчение оперировало пушниной. Меха привезли сибирские татары, что существенно помогло бюджету ополчения: меха ценились дорого и были фактически альтернативной валютой.

Служба при царе Борисе Годунове

После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переехала в Москву, где его мать Мария Федоровна занялась воспитанием детей. В 1593 году в 15 лет Пожарский поступил на дворцовую службу, как это было принято у княжеских и дворянских детей того времени. В начале царствования Бориса Годунова (1598 год) у Пожарского был придворный чин — «стряпчий с платьем». Тогда же Пожарский с матерью неоднократно (до 1602 года) попадали в опалу к царю Борису. Но в 1602 году опала с них была снята. Сам Пожарский был пожалован царём в стольники, а его мать стала боярыней при дочери царя Ксении Борисовне. Под конец царствования Бориса Годунова мать Пожарского была уже верховной боярыней при царице Марии Григорьевне, сменив на этом посту мать боярина Бориса Михайловича Лыкова − Марию Лыкову. В конце 1602 года у Дмитрия Пожарского был местнический спор с Борисом Лыковым за верховенство их матерей при дворе. Данный спор не был разрешён. Но в итоге мать Дмитрия Пожарского всё же стала верховной боярыней Московского двора. Поэтому мнение историка XIX века Н. И. Костомарова о «захудалости» княжеского рода Пожарских неверно — по крайней мере, той ветви, к которой принадлежал Дмитрий Михайлович Пожарский, в том числе и по материнской линии.

Мать оказывала Пожарскому большую помощь в течение всей своей жизни. Она сама была высокообразованной женщиной и всем детям своим дала блестящее, по тому времени, образование, что было тогда редким явлением. Так после смерти отца Пожарский, которому было неполных десять лет, отдал в поминание по отцу в Спасо-Евфимьев монастырь деревню Три дворища, сам составив дарственную и подписав её. Под влиянием матери у Пожарского привились и сохранились до конца его жизни такие замечательные черты, как высокое чувство веры, чести и долга. По отзывам современников и согласно историческим документам, присущими князю Пожарскому чертами характера были: отсутствие всякого чванства, заносчивости и зазнайства; отсутствие алчности и высокомерия. Его отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях конкретным людям и обществу в целом; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность государям российским и своему Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию; благочестие, исключительная набожность, но без фанатизма; любовь к своим ближним. В необходимых случаях он был твёрд духом, решителен и непоколебим, непримирим к врагам Отечества и изменникам Родины, отличался высоким чувством собственного достоинства. Вместе с тем он был очень мягким и внимательным человеком, что притягивало к нему людей разного возраста и социального положения, от холопа до боярина, что было очень удивительно для эпохи того времени. Поэтому неслучайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

После смерти царя Б. Ф. Годунова в апреле 1605 года к власти пришёл Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III, которому присягнула и Москва, и боярская дума. Пожарский продолжает находиться при дворе.

Слуга царю

Дмитрия Михайловича чтили как «большого богатыря», военачальника, «искусного во бранех». Он по-прежнему участвовал в боевых действиях, исполнял важные административные поручения. В 1615 году Пожарский разбил у Орлова городища блестящих бойцов знаменитого польского авантюриста Лисовского. Имея под командой 600 человек против 2000, Пожарский отбросил неприятеля, захватил 30 пленников, знамена и литавры. Осенью 1618 года Пожарский, больной, едва живой от старых ран, сидит осадным воеводой в Калуге, тревожит поляков вылазками и в конечном итоге заставляет неприятеля отступить от города.И даже в Смоленской войне 1632–1634 годов князь, измученный «черным недугом» (тяжелой болезнью), будучи на шестом десятке, все ещё исполнял воеводские службы…

На его средства был построен Казанский собор на Красной площади, разрушенный в советское время и восстановленный в 90-х годах XX столетия. Князь много жертвовал на нужды храмов, в частности, покупал на свои деньги и отдавал священникам дорогие богослужебные книги.Умер он в 1642 году, в ореоле большой славы, до конца исчерпав свой долг перед Отечеством. «Не нужно особенно зорких глаз, чтобы рассмотреть, чем именно всегда были исполнены побуждения Пожарского. Не за личные цели он стоял и не целям какой-либо партии он служил; он стоял за общее земское дело и служил ему чисто, прямо и честно. Вот эти-то обыкновенные его дела и действия и придали его личности необыкновенное для того времени значение, которое было хорошо понято в Нижнем и там же обозначено желанием найти воеводу, который бы «в измене не явился», который бы не припадал на всякие стороны, смотря, где выгоднее для чести или для корысти, как поступало великое большинство тогдашних князей, бояр и воевод». Так пишет о русском воеводе историк И. Е. Забелин. И оценка эта, пожалуй, ближе всех прочих к правде факта.

Князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому помимо тактического таланта принадлежал ещё один, гораздо более редкий и насущно необходимый лишь в исключительных обстоятельствах. Для ведения обычных боевых действий он не нужен, зато яркой звездой вспыхивает в годы гражданских войн, восстаний, всякого рода смут. Этот уникальный талант состоит в том, чтобы стать душой войска, противостоящего мятежникам, всегда и неуклонно проявлять стойкость и самопожертвование ради восстановления общего дома. Если значительная часть народа видит в устоявшемся порядке ценность, именно такие вожди ведут её к победе. Если старое устройство общества поддерживается малым количеством людей, такие вожди позволяют своим полкам дать последний бой революции и с честью головы сложить на поле боя. Всегда и во все времена они являются оплотом веры, нравственности, долга перед государем и отечеством.Дмитрий Михайлович Пожарский в полной мере обладал способностями вождя восстановителей порядка.

***Спустя два века после огненной полосы русской Смуты на Красной площади появился памятник Минину и Пожарскому. Великий нижегородец показывает Дмитрию Михайловичу: «Посмотри же, страна в огне, если мы не спасем ее, уже никто не спасет!» Два благородных человека готовы встать на защиту родины, принять за нее лишения и раны, а если придется, то и погибнуть.

Государства и народы рождаются, входят в возраст зрелости, дряхлеют и умирают. Пока общество богато такими людьми, до старости ему далеко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector