Храм ризоположения на донской

Как добраться

Располагается в Северо-Восточном административном округе Москвы, район Ростокино, по адресу улица Докукина, дом 15, примерно в трёхстах метрах к юго-востоку от станции метро Ботанический сад.

Вплотную к храму подступает современный парковый массив «Леоново», где сохранились остатки липовой аллеи парка и декоративный пруд. Парк был разбит во второй половине XVIII в., когда село Леоново принадлежало Демидовым, и благоустроен летом 2007-го года. В парке находятся стенды с краткой историей храма. Также в непосредственной близости протекает река Яуза, через которую недалеко от храма есть пешеходный мостик.

Адрес:

129226, ул. Докукина, 15с1, м. «Ботанический сад».

Телефон:

(499) 181-01-41.

Проезд:

общественным транспортом: м. «Ботанический сад», последний вагон из центра, 5 мин. пешком через парк в сторону ул. Докукина

на машине: Поворот с Проспекта Мира на ул. Докукина, у кладбища поворот налево и до конца.

Храм Ризоположения на Донской

Его история очень похожа с той, которую прожил его собрат. Судьбы храмов на Руси часто перекликаются. В 1625 году персидский шах передал русскому царю и патриарху Филарету одну из четырех частей ризы Христова. По легенде, именно в этом одеянии Христос шел к месту казни. Ее передали Кремлевскому Успенскому Собору, но на месте великой встречи была построена деревянная церковь. Строительство закончилось в 1690 году. Но уже в 1713 году появился проект строительства каменной церкви, и на месте старой постройки воздвигли храм Ризоположения на Донской. Руководил строительством московский архитектор Я. Бухвостов.

История[ | ]

Каменная церковь построена в 1719—1722 годах в вотчине князя Василия Хованского, сменив деревянный храм, известный с 1633-го. Постройка каменного храма, по преданию, связана с раскаянием князя за пристрастие к алкогольным напиткам и нарушение церковных обрядов в нетрезвом виде.

В 1800 году церковь была закрыта по распоряжению учёного-натуралиста и мецената Павла Демидова, страдавшего психическими заболеваниями и не выносившего никакого шума. В соответствии с резолюцией митрополита Платона, утварь и иконостасы были розданы другим церквям. После 1859 года, когда усадьба перешла к семье Капустиных, церковь снова открылась. Как отмечает в своих воспоминаниях Михаил Алпатов, «в самом подкупольном пространстве ярко освещённая солнцем высилась копия ивановского Явления Христа народу».

В 1918 году церковь была передана советской властью в безвозмездное пользование прихожанам. 23 апреля 1922 года «в период ограбления храмов под предлогом изъятия ценностей в пользу голодающих» из храма изъяли 26 пудов 65 золотников серебряных изделий. В 1931—1937 годах в церкви служил священник Павел Фелицын (прославлен в лике святых в 2000 году).

На рубеже 1930—1940-х годов богослужения в церкви не совершались в связи с политикой государственного атеизма, проводившейся в СССР.

Во время войны, в 1942 году, настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанн Марков († 1955); приход вносил значительные суммы в фонд Красной Армии.

Основные ценности храма

Помимо частицы Ризы Господней, которая является основообразующей святыней храма, здесь хранится очень ценная икона. Речь идет об иконе Божией Матери Ильинской-Черниговской. Она была преподнесена в дар храму братьями из монастыря Чернигова. Это уникальный образ, который датируется 1696 годом. Рядом с ликом Богородицы на нем изображен двуглавый орел с одной стороны, а поэтическое посвящение Петру I — с другой. Эти строки говорят о победе над турками и взятии Азова. Аналогов такого изображения Божией Матери, как на этом полотне, нет более нигде в мире.

Кроме того, именно здесь верующие могут помолиться около уникальной святыни, аланойской иконы «Положение Ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей Ризы. Тем, кому требуется помощь и исцеление, следует обратиться к образу-складеню с частицей мощей апостола Иакова Алфеева, а также многих других святых. Этот образ считается очень сильным, и если вы пришли с чистым сердцем, то обязательно получите необходимую помощь. Часто сюда приносят маленьких детей, чтобы исцелить или защитить от болезней.

Еще одна святая икона, которую необходимо отдельно отметить – это икона Божией Матери «Взыскание погибших». В этом особенном мире, который явственно ощущается, когда вы перешагиваете порог храма, время замедляется, суета уходит и наступает понимание, ради чего мы проходим наш путь на земле. Возможно, именно ради этого стоит приходить в столь древние храмы, здесь настолько намоленная, умиротворяющая атмосфера, что каждый посетитель уйдет, ощущая некоторые перемены в себе.

Два потрясающих храма, а суть одна — хвала Господу за то, что он передал на русскую землю часть одеяния Христова, в котором он шел на Голгофу. Это величайшая святыня христианского мира. Сегодня в стенах обителей собираются сотни верующих, как и сотни лет назад они общаются с Господом.

Современное состояние

Внутреннее убранство

Описание

Построена из камня и кирпича, отштукатурена. Состоит из храма типа восьмерик на двухсветном четверике с прямоугольной в плане апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Первоначальная фасадная декорация (угловые пилястры, профилированные карнизы с так называемыми сухариками на четверике и рядом мелких филёнок на апсиде) дополнена штукатурными наличниками с «ушами», а также наружной настенной живописью, относящейся ко времени реставрации церкви в 1859, осуществлённой на средства фабриканта Молчанова для нужд рабочих Ростокинской ситценабивной мануфактуры, располагавшейся неподалёку. Тогда же, по-видимому, была несколько расширена трапезная и возведён верхний ярус колокольни. В 1859 выполнены иконостасы и живопись в интерьере.

Приходская жизнь

При храме действует воскресная школа, курсы обучения иконописи и пению.

Проводится работа по социальному служению, работает клуб православной молодежи.

Ежемесячно выходит в свет иллюстрированный журнал «Леоновский Благовестник».

Каждый понедельник вечером проводятся беседы с прихожанами.

История

Пустошь Левонова впервые упоминается в писцовых книгах 1573–1574 гг. В 1626 г. Леоново было пожаловано князю Ивану Никитичу Хованскому, который вскоре поставил деревянную Ризоположенскую церковь на том самом месте, где стоит и нынешний храм. Первое упоминание о ней имеется в 1633 г.

Каменный храм, выстроенный в 1719–1722 гг. из камня, был освящен в 1722 г. в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы (2 июля ст. ст.).

Церковь затворили в 1800 г., и она «оставалась без пения до 1859 г.», придя в полное запустение. В 1812 г. войска Наполеона осквернили церковь, устроив в ней конюшню. В 1859 г. фабрикант Молчанов, построивший незадолго перед тем Ростокинскую ситценабивную фабрику, отремонтировал храм для духовных нужд своих рабочих.

После октябрьского переворота, атакам богоборческой власти подвергся и храм Ризоположения. По договору от 17 декабря 1918 г. между районным Советом депутатов и прихожанами леоновская церковь была передана верующим в безвозмездное пользование. В том же году значительное количество икон и, главным образом, церковной утвари, было передано в леоновскую церковь из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. В годы Великой Отечественной Войны храм вносил большие отчисления в фонд Красной Армии. Существуют свидетельства того, что в разные годы храм посещали московские Патриархи: Алексей I, Пимен, Алексей II.

В церкви сохранились несколько икон старого письма, перенесенных, вероятно, еще из деревянного храма XVII столетия. Это два одинаковых по размеру, живописной манере письма и оформлению образа Богородицы начала XVIII в. — «Утоли моя печали» и Казанский, расположенные один против другого у стен боковых пределов. Храмовый образ «Положения честной Ризы Богоматери» выполнен маслом в XIX в.

В храме Ризоположения Божией Матери в Леоново в ХХ-м веке в разные годы служили замечательные пастыри, внесшие весомый вклад в дело укрепления Православия на российской земле. Так, после окончания войны в храме алтарником служил будущий старец схиигумен Савва (Остапенко, 1898–1980), подвизавшийся в советские годы в Псково-Печерском монастыре.

В чем уникален этот храм

Сложнее сказать, в чем он похож на другие. Само его рождение уже было чудом. В те времена каменное зодчество было под запретом, поскольку этот материал требовался для строительства (а точнее, перестройки) Петербурга. Но тем не менее в 1716 году на донской улице в Москве появился великолепнейший храм, выполненный в стиле московского барокко. Его выделяет из всех остальных современников пять глав, пропорциональный четверик, завершенный аттиком. Центральный крест увенчан короной, точной версии этой задумки нет. Этот храм не закрывался ни разу с момента открытия. По сей день там идут службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector