Золотая орда: взлёт и падение великого государства
Содержание:
ГРАФИКА
Всего на создание графики, компоузинга и 3D (не считая моделинга, который осуществлялся до начала съемок) ушло около четырех месяцев.
АЛЕКСАНДР ГОРОХОВ, Генеральный продюсер студии CGF, VFX-супервайзер «ОРДЫ»:
Нашей основной задачей при работе над фильмом стало построение гигантского города Сарай-Бату в дополнение к эскизам декораций, созданных художником-постановщиком Сергеем Февралевым, и разработка некоторых эффектов, снять которые физически было небезопасно (например, прохождение через костры или тушение свечи ударом остро отточенной сабли), дорого (скажем, размножение армии Джанибека при виде с противоположного берега реки) или вообще невозможно (отрубание головы или полет шара в сцене с китайским фокусником).
Естественно, больше всего времени у нас ушло на создание модели города, который на общем плане занимал все пространство кадра вплоть до самого горизонта. Площадь декорации была огромна (многие десятки метров в длину и ширину). Макет же был примерно 2Х2 метра, но отражал в миниатюре все особенности местности, ее рельеф и т.д.
АЛЕКСАНДР ТОКМАКОВ, VFX-продюсер и супервайзер визуальных эффектов «ОРДЫ»:
Сцена с шаром снималась в декорациях на «Мосфильме». Тут хочется отметить профессионализм актера, игравшего китайского фокусника. Взаимодействовать с ним в этом непростом эпизоде нам было очень легко. Мы придумали характер движения шара, а затем в ходе нескольких репетиций отрабатывали пластическое взаимодействие артиста с воображаемым объектом, и это у него, на мой взгляд, получилось просто отлично. Все было выполнено им с филигранной точностью. Нам оставалось только анимировать пушистую поверхность шара и привести ее движение в соответствие с расположением рук и направлением взгляда актера.
Кроме того, если вспомнить эту сцену, в ее начале фокусник подбрасывает в воздух веера, которые превращаются в снегопад пушинок, медленно опадающих на пол во дворце хана. Веера после их взлета мы, естественно затерли, но и пух, имевшийся на площадке, был использован нами только в качестве референса. Потом мы его тоже удалили из кадра, чтобы иметь возможность поиграть с крупностью, скоростью падения и траекторией полета нарисованных пушинок в кадре.
АЛЕКСАНДР ТОКМАКОВ:
Очень интересна была работа над сценой со свечой. Напомню, что в этом эпизоде хан Тинибек, размахнувшись, гасит ударом сабли свечу в руке папского легата из Авиньона. Острие при этом проходит всего в нескольких сантиметрах от лица актера, играющего посла. Снимать такое вживую было очень рискованно. Поэтому решено было дорисовывать сцену на компьютере. Но изначальные заготовки для дальнейшей работы нам все же были нужны. Всех секретов выдавать не буду, однако скажу, что в том кадре Андрей Панин делал замах полноценной саблей, а наносил удар, держа в руке только ее ручку (лезвие дорисовывалось на компьютере). Ну а как один предмет трансформировался в другой – не скажу. Пусть это останется тайной! Впрочем, свечку саблей все же тушили для того, чтобы понять, например, как отлетает горящий фитилек, как рассеивается дым… Но снималось это отдельно.
АЛЕКСАНДР ГОРОХОВ:
Самой сложной была сцена с отрубанием головы русского пленного. Технологически все было отработано, но этот фрагмент был очень важен для режиссера монтажно. Да и вообще, изображать смерть на экране правдоподобно – очень ответственная задача. И до «ОРДЫ» наша студия, кстати, такого не делала, и, естественно, ничего подобного нам видеть в реальной жизни не доводилось. Поэтому у всех были свои представления о том, как должна реагировать на удар отточенного лезвия кровеносная система, как будут направлены брызги крови, куда упадет голова и т.д. Но абсолютно точно никто, конечно же, сказать не мог. Мы моделировали что-то на компьютере, но в итоге для того, чтобы достичь нужного эмоционально-драматического эффекта нам все же пришлось внести определенные коррективы.
ЕГОР ТОМСКИЙ, руководитель департамента превизуализации студии CGF:
Режиссер поставил задачу – показать отрубание головы одним кадром. Начали с того, что создали некую анимационную сцену, отражавшую наше представление о том, как этот кадр должен в итоге выглядеть. Потом уже подставляли каскадера, объясняли группе, где должна быть «зеленая» голова, как должна прыскать кровь в камеру и т.д. Словом, интересный получился момент, есть о чем вспомнить.
Как возникла Золотая Орда
В конце XII — начале XIII веков монгольский полководец Тэмуджин (1155 или 1162–1227) завоевал огромные территории, от Японского моря на востоке до Каспийского моря на западе, и принял титул Чингисхан («хан великих»). Его сыновья продолжили завоевания, и вскоре Монгольская империя стала самым большим континентальным государством за всю историю человечества. Она объединяла Центральную Азию, Южную Сибирь, Китай, Тибет, Ближний Восток и часть восточной Европы.
Незадолго до смерти Чингисхан разделил империю на улусы («страны») между сыновьями и завещал им покорить весь мир. Самые богатые территории на северо-востоке достались старшему сыну великого хана — Джучи. Его улус включал юг Восточно-Европейской равнины и западную часть Евразийской степи. Позже эта территория стала называться Золотой Ордой.
<<Форма демодоступа>>
ПРАВДА, ВЫМЫСЕЛ И ПОСТРОЕНИЕ МИРА
АНДРЕЙ ПРОШКИН, режиссер:
На мой взгляд, в кино, прежде всего, важна художественная правда, а не бытовая. В любой – даже самой реалистической — картине на историческую тематику кинематографисты врут постоянно. Ведь в каждой эпохе был свой ритм, свое время, своя плотность событий, манера речи, словарный состав и т.д. Поэтому у нас изначально была установка, что мы снимаем миф: не конкретное время, 1357 год, а нечто, что я бы условно называл XIV век. Да, мы изучили много материалов о монголах, их государствах. А потом в соответствии со своими ощущениями спрессовали в «ОРДЕ» 100-150 лет. Кстати, примерно таким же путем шел Андрей Арсеньевич Тарковский в «Андрее Рублеве». И историки эту картину ненавидят. Говорят, после выхода этого фильма на экраны его главному историческому консультанту коллеги перестали пожимать руку. Печально, но так уж приходится работать кинематографистам. Иногда для того, чтобы сказать правду, приходится жертвовать достоверностью.
ЮРИЙ АРАБОВ, автор сценария:
Остались исторические источники, летописи. Но у нас же господствует традиция, выраженная тезисом: «История – это настоящая политика, опрокинутая в прошлое». Я далек от этой точки зрения, но, тем не менее, считаю, что если мы беремся за историческую картину, то она должна отвечать на вопросы сегодняшнего дня. А реконструировать реалии далекого прошлого нужно лишь для того, чтобы зритель не утратил моментально доверия к фильму. Скажем, я не думаю, что великая патриотическая картина Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (или «Иван Грозный») так уж исторически правдива. Но возможные ошибки этих фильмов не идут ни в какое сравнение с проколами сегодняшних исторических картин (как телевизионных, так и предназначенных для кинопроката), где запросто герой может играть на шестиструнной гитаре в XVII веке и т.д. Если говорить о правдивости, такого, мы, естественно, всячески старались избежать. И, как мне представляется, от «ОРДЫ» все же остается ощущение подлинности.
СЕРГЕЙ ФЕВРАЛЕВ, художник-постановщик:
Орда в середине XIV века начала официально исповедовать ислам, и одним из последствий этого шага стало отрицание изобразительного искусства. Поэтому до наших дней не дошло ни одного визуального источника, запечатлевшего Сарай (от более северных ордынских городов свидетельств материальной культуры сохранилось значительно больше). Каким был город, сколько этажей было в домах?.. На многие из этих вопросов у нас не было однозначных ответов. К тому же Сарай, один из самых крупных городов мира на тот момент, был разрушен Тамерланом до фундамента (и на сегодняшний день он раскопан не более, чем на 2%; а ведь в нем жило более 100 тысяч человек и он занимал площадь семь на три километра). Поэтому часто приходилось изобретать целый мир заново. Но это придавало дополнительную свободу, раскрепощало, давало возможность импровизировать, придумывать.
Мне понравился внеисторический подход режиссера к картине. Андрей сразу сбил с меня желание выстроить на экране что-то ушедшее и забытое, но некогда реальное
Для него было очень важно, чтобы декорации участвовали в сюжетном конфликте не меньше, чем артисты. Поэтому, основной задачей стало не кропотливое воспроизведение былого, а создание мира, который, пусть и уходя корнями в прошлое, был бы интересен сегодняшнему зрителю
СЕРГЕЙ КРАВЕЦ, генеральный продюсер:
Исторические источники, которыми мы пользовались на «ОРДЕ» условно можно поделить на две группы. Первая — русские летописи, жития, предания. Вторая – свидетельства иностранных путешественников, которые подробно описывали устройство Орды. Им мы следовали предельно точно. Воспроизводили подробности дипломатических процедур, приемов; воссоздавали детали одежды и утвари. Хотя, конечно, мы совмещали с этими деталями и наши представления сегодняшнего дня.
Игровое кино в принципе не предполагает стопроцентного следования историческим фактам. Это прерогатива исторических исследований. Как только в дело вступает авторская фантазия, вымысел – верность деталям сразу отходит на второй план. В самом деле, никто же не изучает историю Франции по «Трем мушкетерам», но мы с интересом погружаемся в мир Дюма. И уже не имеет значения, был ли кардинал Ришелье таким как в книге. И даже ясно, что, конечно же, нет! А кино по роли вымысла в нем существенно превосходит литературу. Задача кинематографа – моделируя реальность в деталях, создать наполненное художественной правдой произведение искусства, добиться ощущения духа времени в фильме.
Награды и номинации
Максим Суханов и Роза Xайруллина. Кадр из фильма
- 2012 — 34-й Московский международный кинофестиваль:
- Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссёрскую работу — режиссёру Андрею Прошкину.
- Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли — Розе Хайруллиной.
- Премия организации NETPAC, целью которой является поддержка и продвижение азиатского кино, «За восхитительную комбинацию совершенного видеоряда и концепции прощения в годы тирании».
- Номинации на Кинопремию Азиатско-Тихоокеанского региона (Asia Pacific Screen Awards) Лучший фильм и Лучшая кинооператорская работа.
- Кинофестиваль «Сахалинский экран-2012: Путешествие на край земли» на Сахалине — приз почётного президента фестиваля Аллы Суриковой с формулировкой «за веру в высокое предназначение в человека».
- Номинация на национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучший фильм.
- Национальные премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучший сценарий — Юрию Арабову (за фильмы «Фауст» и «Орда») и за лучшую работу художника — Сергею Февралёву.
- Фильм претендовал на национальную премию «Золотой орёл» в двенадцати номинациях (получил пять): лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Андрей Прошкин) — победа, лучший сценарий (Юрий Арабов) — победа, лучшая женская роль в кино (Роза Хайруллина), лучшая мужская роль в кино (Максим Суханов), лучшая мужская роль второго плана (Андрей Панин), лучшая операторская работа (Юрий Райский) — победа, лучшая работа художника-постановщика (Сергей Февралёв) — победа, лучшая работа художника по костюмам (Наталья Иванова) — победа, лучшая музыка к фильму (Алексей Айги), лучший монтаж фильма (Наталья Кучеренко), лучшая работа звукорежиссёра (Максим Беловолов).
- Фильм претендовал на премию «Ника» в одиннадцати номинациях (получил семь): лучший игровой фильм, лучшая режиссёрская работа (Андрей Прошкин), лучшая сценарная работа (Юрий Арабов), лучшая женская роль (Роза Хайруллина) — победа, лучшая мужская роль (Максим Суханов) — победа, лучшая музыка к фильму (Алексей Айги) — победа, лучшая операторская работа (Юрий Райский) — победа, лучшая работа звукорежиссёра (Максим Беловолов) — победа, лучшая работа художника (Сергей Февралёв) — победа, лучшая работа художника по костюмам (Наталья Иванова) — победа, «Открытие года» (Федот Львов).
- Фестиваль русского кино в Тунисе — приз за лучшую операторскую работу — Юрию Райскому.
- Национальная премия в области индустрии моды «Золотое веретено» в номинации «Искусство костюма в кино» — Наталье Ивановой («Орда»).
Актеры и роли
- Александр Устюгов — князь Ярослав;
- Светлана Колпакова — княгиня Радмила;
- Юлия Пересильд — Устинья, жена князя Бориса;
- Сергей Пускепалис — Еремей, воевода;
- Карина Андоленко — Настенька;
- Владимир Верёвочкин — Владимир, сын Ярослава;
- Артур Иванов — Борис, брат Ярослава;
- Сергей Соцердотский — Николка;
- Аружан Джазильбекова — Наргиз;
- Дина Тасбулатова — Айжан;
- Сейдулла Молдаханов — Рафик, художник;
- Турар Мураталиев — Ногай;
- Андрей Удалов — Тришка;
- Анна Скиданова — Стеша;
- Аскар Ильясов — Алтан;
- Феруза Рузиева — Саодат;
- Дилия Рузиева — смотрительница гарема Мегуна;
- Борис Каморзин — Семёныч;
- Александр Ким — Саят;
- Максим Карушев — Егор;
- Максим Сапрыкин (II) — княжич Даниил, сын Ярослава и Радмилы;
- Кузьма Сапрыкин — гонец-дружинник;
- Виктор Королёв (II) — воевода;
- Илья Пивнюк — смотрящий;
- Анна Ичетовкина — торговка;
- Владимир Малинин (II) — гонец из Владимира;
- Алексей Тахаров — нукер;
- Кирилл Крошман-Климов — лекарь;
- Игорь Сигаев — боярин из Владимира;
- Валерий Лукьянов — священник;
- Марат Абдрахимов — Бахар;
- Степан Середа — Санька 7 лет;
- Матвей Сиваковский — Кузька;
- Алексей Ушаков (III) — сотник;
Съемочная группа
- Режиссер: Тимур Алпатов;
- Сценарист: Ольга Ларионова;
- Оператор: Морад Абдель-Фаттах;
- Продюсеры: Рубен Дишдишян (ген.), Арам Мовсесян, Елена Денисевич, Нелли Яралова (ген.).
СЪЕМКИ И ДЕКОРАЦИИ
Съемки фильма продлились с середины июня по декабрь 2010 года.
Съемки прошли в павильонах киностудии «Мосфильм»; под городом Гороховец (Владимирская область), где была построена натурная декорация древней Москвы; под Астраханью, где были возведены колоссальные декорации города Сарая (столицы Орды) и двора ханши Тайдулы; а также в заповеднике Баскунчак под Ахтубинском.
В съемках некоторых сцен в Сарае принимали участие до 350 статистов — как предварительно набранных артистов массовки, так и обычных местных жителей, которые также помогали при строительстве декораций.
Декорация Сарая была построена всего в 10 километрах от того места, где находился этот легендарный город и где сейчас ведутся археологические раскопки (кстати, город раскопан пока всего лишь на 2%). Декорация стоит до сих пор. Местные власти сделали из нее музей.
Декорацию Сарая строили те же специалисты, что возводили Цитадель для Никиты Михалкова в «Утомленных Солнцем 2». Строить пришлось с весны. Работали даже ночью при искусственном освещении. Но сложнее всего пришлось, когда началось роение мошкары, а затем «змеиные свадьбы». К счастью, обошлось без жертв, хотя одного актера укусил паук-каракурт, и он попал в реанимацию.
Зимние эпизоды были сняты под Астраханью осенью с использованием большого количества искусственного снега (дожидаться реального у группы не было времени).
СЕРГЕЙ ФЕВРАЛЕВ, художник-постановщик:
Подготовка к съемкам длилась месяцев семь-восемь. Для меня все началось со сбора материала. Я ездил по раскопкам, фотографировал фрески, сидел в библиотеке Исторического музея, делал замеры различных архитектурных строений. Параллельно мы общались с режиссером по разным вопросам, ездили на выбор натуры. Все это длилось месяца три-четыре. Потом были запущены в разработку чертежи и макеты, а затем еще три месяца ушло на строительство декораций.
Русь мы снимали под городом Гороховец во Владимирской области. Естественно, для нашей Москвы мы искали прототип высокого берега реки. Сразу за нашей площадкой начинался громадный стокилометровый лесопарк без единой постройки. Это сразу создавало ощущение девственной природы, древности и первозданности.
С Ордой все было сложнее. Сначала мы искали площадку, напоминающую некий сложный мифический мир в степной зоне, тоже на берегу какой-нибудь большой реки. Проехали по разным областям, видели много интересного, но ощущения «попадания» не было. Но когда мы оказались на раскопках Сарая, столицы Орды, то обнаружили, что нам больше ничего ни искать, ни придумывать не надо. Все было перед нами — практически там же, где когда-то стоял реальный Сарай: на той же реке, в тех же ландшафтах, с тем же небом, с теми же змеями, пауками и перекати-поле…
Декорация Сарая, площадь которой составила 8 тысяч квадратных метров стоит до сих пор. Самое высокое здание в ней – 15 метров. В декорацию вошли площадь, одна длинная изогнутая улица и несколько дворов. В этом пространстве мы и снимали. Кроме того построили дворец, его двор, а также крышу дворца. И отдельно был возведен юртовый городок Тайдулы. В общей же сложности (включая Москву и павильоны), площадь всех декораций «ОРДЫ» составила порядка 20 тыс. кв. м.
Самым сложным для меня было соблюсти баланс при взаимодействии двух стихий – воды и огня. Декорации стояли на берегу реки, их частью были большой акведук, водяное колесо, бассейн и т.д. Были бассейны и в банях: в одном плавали рыбы, в другом – люди. Там же был фонтан, из которого текло вино. Все это серьезные и сложные стройки. Вода тяжелая, требуется определенный расчет конструкции. А огонь – нечто совсем противоположное. Под банями у нас бушует целое море огня, пылают люстры в залах дворца, на улицах Сарая горят костры, главные герои буквально проходят сквозь огонь, чтобы пройти к хану. А декорации-то строятся из дерева, они хрупкие и не огнеупорны, могут вспыхнуть в любой момент. Все это приходилось учитывать, пользоваться специальными пропитками. Риск был, мягко говоря, значительный, зато всем было безумно интересно. Да и вообще, как мне кажется, красоту и феерию без риска воспроизвести невозможно.
МОНГОЛЬСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ XIV ВЕКА
Оригинальный саундтрек «ОРДЫ» написан композитором Алексеем Айги. В записи музыки к фильму также приняла участие московско-улан-удэнская группа «НАМГАР», один из наиболее котирующихся на мировой сцене коллективов, исполняющих традиционные музыкальные произведения монгольских народов.
АЛЕКСЕЙ АЙГИ, композитор:
Задачи на «ОРДЕ» были сложные, но в чем-то и раскрепощающие. Как воссоздать то, что не сохранилось, о чем не осталось никаких упоминаний? Поэтому мы, можно сказать, написали все заново. Вероятно, это даже хорошо, что нам фактически не от чего было отталкиваться; иначе игнорировать уже существующие примеры было бы некорректно. А так – практически полная свобода! Конечно, в качестве референсов мы использовали народную музыку из регионов, где когда-то властвовала Орда. Опираясь на нее, смешивая основные элементы, мы и написали саундтрек к фильму Андрея Прошкина.
Работу оказалась разделена на два этапа. Сначала мы записали композиции, которые звучат в кадре и под которые снимались некоторые сцены. Здесь в основном использовались аутентичные инструменты (ятаги, чанзы и т.д.), которые иногда поддерживал контрабас (его на съемках заменили басовым морин хуром, который пришлось ввозить из-за рубежа — в России такого не было; теперь он у меня в коллекции – расстаться с ним я не мог). Записывались мы на «Мосфильме» (звукорежиссером был Геннадий Папин, с которым я работаю уже 15 лет, со «Страны глухих»). Иногда в ход шли самые неожиданные предметы. Я, например, помню, как стучал по какому-то мусорному баку. Даже Прошкин бил в какой-то барабан. Такой и была воображаемая музыка Орды. На тот момент еще не было отснято ни одного кадра, и Андрей давал установки исключительно на словах (он мне ставил и музыку, но, дав послушать один раз, сразу стер, чтобы я работал сам и надо мной ничто не довлело). Он тогда сказал: «Сделай монгольский рок-н-ролл XIV века». Поэтому я и старался сделать нечто яростное и мощное. Первую часть саундтрека мы написали быстро. А потом пришлось довольно долго ждать, пока подойдут к концу съемки. Этот перерыв, по моим ощущениям, длился месяцев восемь.
Второй этап был более продолжительным. Подобрать нужные инструменты мне помогли музыканты из бурятской группы «Намгар», которые сейчас живут в Москве. Музыка бурятов очень близка монгольской. Мы собирались, много импровизировали, писали и записывали. В записи второй части саундтрека также задействован оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки и музыканты моего ансамбля; также важную часть музыки исполнили два сопрано. Режиссер, кстати, не хотел никакого пафоса и просил нас, что мы не давили картинку духовностью и красотой. С Андреем, вообще, не просто. Он очень въедливый. Многое приходилось переделывать. Но в итоге все, вроде бы, хорошо получилось. И кино вышло большое – когда я увидел первую сборку, у меня вообще было ощущение, что смотрю какой-то хороший голливудский фильм. Работать с таким материалом – большая удача. Рекомендовать картину можно, наверное, всем. Надеюсь, скоро издадим саундтрек «ОРДЫ» на CD.
Актёры и кастинг
Актёр | Роль |
---|---|
Максим Суханов | митрополит Алексий |
Андрей Панин | хан Тинибек |
Роза Хайруллина | ханша Тайдула |
Александр Яценко | Федька, келейник митрополита Алексия |
Виталий Хаев | князь Иван Красный |
Иннокентий Дакаяров | хан Джанибек |
Алексей Егоров | Бадакюль |
Федот Львов | Тимер |
Геннадий Турантаев | продавец рабов |
Ирина Никифорова | служанка Тайдулы |
Моге Ооржак | Бердибек |
Толепберген Байсакалов | Абильда |
Даулет Абдыгапаров | сотник хана Джанибека |
Алексей Шевченков | истопник Василий |
Александр Цой | китайский фокусник |
Юрий Пронин | священник |
В поисках актёров создатели фильма объехали практически всю бывшую советскую Азию и Монголию. В фильме играют татары, казахи, киргизы, тувинцы, калмыки и буряты. Основные ордынские роли исполнили Роза Хайруллина, Андрей Панин (из которого был сделан азиат с помощью пластического грима) и якутские актёры — Алексей Егоров, Федот Львов, Геннадий Турантаев, Ирина Никифорова и Иннокентий Дакаяров.
На главную роль режиссёр пригласил Максима Суханова, сумевшего отразить ум и человеческую мощь святителя Алексия.
Расцвет Золотой Орды
В первой половине XIV века, во времена правления хана Узбека и его сына Джанибека, Золотая Орда достигает пика своего могущества.
Узбек показал себя жёстким правителем — он укреплял ханскую власть и держал в страхе своих вассалов. За время его правления в Орде было убито девять русских князей, вызванных к хану «на ковёр». Хан был единоличным правителем Орды, но для управления страной работал развитый государственный аппарат.
Исполнительным органом власти был диван — канцелярия, в которую входили представители высшей аристократии. Во главе дивана стоял визирь, руководивший сбором налогов.
Реформы хана Узбека позволили упростить управление страной и сбор налогов. Раньше административное деление было неустойчивым, но Узбек установил чёткую систему. Он поделил Орду на четыре улуса, а каждый из них — на 70 более мелких областей — туменов.
Во главе улусов стояли чиновники — улусбеки. Им подчинялись темники (начальники тумнов), минбаши (тысячники), йозбаши (сотники) и так далее. Главным улусбеком был беклярбек — верховный военачальник, главный судья и второй человек после хана. 70 знатнейших улусбеков и темников составляли курултай — совет, на котором принимались важные решения. Полномочия и полнота власти курултая при разных ханах менялись.
Узбек-хан активно развивал инфраструктуру и торговлю — при нём прокладывались новые дороги и учреждались ямы — станции, где гонцы могли сменить лошадей (русская ямская система была заимствована у Орды). Торговые пути становились удобнее и безопаснее. Велась активная торговля с Европой, Ближним Востоком, Индией и Китаем.
После разгрома армии Византийского императора он женился на его дочери, выдал племянницу за султана Египта, а сестру — за московского князя Юрия Даниловича, чтобы укрепить дипломатические связи.
Узбек построил новую столицу Орды — Сарай-аль-Джедид («Новый дворец»), где процветали ремёсла, торговля и наука. Современники называли этот город одним из самых красивых и богатых на Востоке.
Хан отказался от традиционного культа огня, объявил официальной религией ислам и обязал принять его всех чиновников и военачальников. С несогласными — жестоко расправлялся.
Требование сменить веру не касалось простого населения Золотой Орды, в которое входили славяне, финно-угры и византийцы. Вообще ордынцы терпимо относились к другим религиям: храмы и монастыри завоёванных народов даже не облагались данью.
Завоевания Бату
Хан Джучи правил своим улусом недолго. Затем власть принял его сын Бату, которого в русских землях называли Батый. С начала 1220-х до первой половины 1240-х годов он совершил несколько завоевательных походов на запад. В состав Орды вошли Южное Приуралье, Северный Кавказ, Поволжье и Крым. Княжества Руси были разорены и обложены данью. Затем монголы вторглись в Европу, разграбили Сербию, Чехию, Венгрию и несколько других стран и остановились только у побережья Адриатического моря.
Ни одна армия мира не могла противостоять тысячам всадников, умеющих стрелять на полной скорости. Стены русских и европейских городов рушились под ударами мощных осадных машин, созданных по китайским чертежам.