Израиль: рождение еврейского государства

Содержание:

Экскурс. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛФАВИТНОГО ПИСЬМА. ДРЕВНЕЙШИЕ БИБЛЕЙСКИЕ РУКОПИСИ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
КРАТКИЙ ОЧЕРК БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Пятикнижие. Документальная гипотеза

Концепция «девтерономической истории». Идея избранного народа
Исторические книги Библии
Экскурс. Сочинения еврейских эллинистических историков и мыслителей.
Греческие авторы о евреях

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Избранные монографические исследования по истории древнего Израиля и Иудеи

ПРИЛОЖЕНИЕI. Кодекс святости: Левит 17-26 (краткое содержание)

1. Пролог. Половые и брачные запреты
2. Левит 19
3. Специальные правила для священников
4. Праздники Господни
5. Субботний и Юбилейный годы

6. День искупления. Проблема «‘аз’азела»

7. Формы социальной помощи и благотворительности

II. Девтерономический кодекс: Второзаконие 12-26 (краткое содержание)

1. Первые два прощальных обращения Моисея к Израилю2. Некоторые основные аспекты Девтерономического кодекса3. Третье прощальное обращение Моисея к Израилю

  Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»  
2008-2021 Кафедра еврейской культуры СПбГУ Последнее обновление страницы: 25.3.2014

Заметки на полях. Что такое космополитизм?

Значение термина «космополитизм» следует искать в греческом языке, где kosmopolites — это гражданин мира. То есть космополит — это человек, считающий своей родиной не какое-то конкретное государство или регион, а планету Земля в целом. При этом космополитам присуще отрицать свою национальную принадлежность, такой человек видит себя гражданином всего мира, а человечество воспринимает как одну большую семью.

Космополит ставит интересы человечества в целом выше интересов национальных, что можно считать положительным качеством, если только под «интересами человечества» не скрывают интересы узких групп, а не трудового большинства человечества. К сожалению, в прошлом космополиты защищали интересы планетарного паразитического меньшинства, проводящих доминирующий западный проект глобализации и интеграционные процессы в его русле.

I. Иосиф в Египте

II. Гиксосы в Египте. YHWH ГОСПОДЬ и гиксосский Баал-Сетх1. Деятельность гиксосов в Египте. Гиксосы и евреи в изображении античных авторов2. Гиксосский Сутех (Сута)3. Визирь Йосеф и фараон в Бытии 37, 39-50. Визирь ‘Апер-‘Эл и фараон Эхнатон4. Монотеизм YHWH ГОСПОДА и религиозные представления о Баале-Сетхе

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА. МОИСЕЙ

2. Четыреста лет египетского рабства и Стела четырехсотого года

3. Моисей и возрождение религии Яхвизма
I. Миссия Моисея. Золотой телец
II. Ба’ал
4. «Отпусти народ мой»
Религиозная ситуация в Египте в царствование Рамсеса II
Десять казней египетских (экскурс)
5. Исход евреев из Египта
Пасха (экскурс)
От Раамсеса (Рамесеса) до Синая
Синайское Откровение и Завет с Богом (экскурс)
I. Декалог
II. Синайский Завет с ГОСПОДОМ. Основное содержание Книги Завета
III. Скиния и Ковчег Завета. Установления кн. Исхода 34:10-28
Основные жертвоприношения в древнеизраильском культе (экскурс)

Заметки на полях

Итоги голосования Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции 181, 29 ноября 1947 года. Принято на 128-м пленарном заседании:

За: 33

Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Белоруссия, Канада, Коста-Рика, Чехословакия, Дания, Доминиканская Республика, Эквадор, Франция, Гватемала, Гаити, Исландия, Либерия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Панама, Перу, Филиппины, Польша, Швеция, Украинская ССР, Южно-Африканская Республика, США, СССР, Уругвай, Венесуэла.

Против: 13

Афганистан, Куба, Египет, Греция, Индия, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Йемен.

Воздержались: 10

Аргентина, Чили, Китай, Колумбия, Сальвадор, Эфиопия, Гондурас, Мексика, Великобритания, Югославия.

Сторонникам раздела удалось собрать необходимые для этого две трети голосов. Свои три голоса в поддержку резолюции отдал Советский Союз (кроме СССР, в голосовании участвовали Украина и Белоруссия, представленные в ООН как отдельные делегации), а также Польша и Чехословакия благодаря, что также является успехом советской дипломатии. Пять голосов советского блока сыграли в этом итоговом голосовании решающую роль, в чём и состоит решающая роль СССР и лично И.В.Сталина. При этом СССР удалось договориться с США, которые также проголосовали в поддержку образования еврейского государства. Иерусалим и Вифлеем, согласно решению ООН, должны были стать территорией под международным контролем. .

Война за независимость / Катастрофа

Сразу после провозглашения Давидом Бен-Гурионом независимости Государства Израиль 14 мая 1948 г., арабские соседи Израиля: Египет, Сирия, Трансиордания, Ливан, Ирак и другие — начали вторжение на его территорию. Настрой был бескомпромиссным: Палестина должна быть арабской, евреи могут убираться куда угодно, или быть сброшенными в море.

У арабов ничего не вышло. К июлю 1949 г. Израиль отбил все атаки и разгромил вторгнувшиеся армии, не только отстояв свою территорию, но и захватив 1300 кв.км. сверх предназначенного ему по плану ООН. Остальную территорию, предназначенную для создания арабского государства в Палестине, взяли под контроль Египет (сектор Газа) и Иордания (Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим).

Водружение флага в Эйлате, ознаменовавшее окончание войны

Война 1947-1949 гг. вошла в историю Израиля как Война за независимость, но арабы называют ее Накба — Катастрофа. Дело не только в военном поражении: именно после этой войны началась трагедия палестинского народа.

Еще до фактического начала войны арабы начали массово бежать с территории, предназначенной для создания еврейского государства: общее число беженцев, по оценкам ООН, составило 750 000. О причинах исхода спорят до сих пор. Про-израильские историки настаивают, что уходили арабы добровольно, премьер-министр Израиля Голда Меир вспоминает, как она лично умоляла арабов Хайфы остаться. Согласно другой точке зрения, вооруженные организации Израиля вытесняли арабов намеренно — прямым насилием или угрозами

Арабо-израильский конфликт — не равно арабо-палестинский

Палестинские комбатанты. 1969.

Важно не путать палестино-израильский конфликт с более широким арабо-израильским — после Шестидневной войны и особенно смерти Насера, объединявшего арабский мир, чем дальше, тем больше все участники прежде единого антиизраильского фронта (Египет, Иордания, Сирия) действовали, преследуя только собственные интересы. Прагматизм прятали и продолжают прятать под громкими и постоянными заявлениями об «арабском единстве» и «поддержке палестинских братьев», но на самом деле судьба палестинцев волнует в лучшем случае их самих

Прагматизм прятали и продолжают прятать под громкими и постоянными заявлениями об «арабском единстве» и «поддержке палестинских братьев», но на самом деле судьба палестинцев волнует в лучшем случае их самих.

Ясир Арафат и Муаммар Каддафи

Так, например, после создания Организации освобождения Палестины (ООП) в 1964 г., ощутимо напрягся король Иордании Хусейн (1935-1999): палестинские боевики-федаины устраивали партизанские атаки на пограничные форпосты Израиля с территории Иордании и ЦАХАЛ не стеснялся устраивать ответные карательные акции.

Долго так продолжаться не могло. «Мы все федаины!», — восклицал Хусейн после удачной атаки палестинцев в 1968 г., а уже через два года, после угроз лидера ООП Ясира Арафата захватить власть в стране, где палестинцев было уже больше, чем иорданцев, выгнал все вооруженные организации палестинцев в Ливан. При этом было убито 3400 палестинцев.

Хусейн ибн Талал — король Иордании

Еще более резкий политический кульбит совершил Анвар Садат, президент Египта (1918-1981). Проиграв очередную арабо-израильскую войну в 1973 г. (Октябрьская война или война Судного дня в еврейской традиции), Садат пошел на переговоры о мире с Израилем. По одной из версий, саму войну он начал только для того, чтобы обеспечить себе стартовую позицию для переговоров.

Анвар Садат

В 1979 г. при посредничестве президента США Джимми Картера мир был подписан и дипотношения установлены. Так Садат нарушил принцип единства арабского мира в непризнании Израиля и вызвал огромное возмущение среди арабов (в 1981 г. его убили), зато вернул Египту Синайский полуостров и сменил политическую ориентацию Египта на проамериканскую, получив статус одного из ключевых союзников США вне НАТО.

Более слабая Иордания не могла пойти на такой демарш, оглядываясь на позицию арабского мира, но в итоге тоже подписала с Израилем мирный договор и установила дипломатические отношения — пусть и много позже, в 1994 г. Нельзя сказать, что сейчас Египет и Иордания дружат с Израилем (для этого «сионистское образование» слишком ненавидит их население), но ситуация «холодного мира» устраивает политиков всех трех стран. Единство с палестинцами — это прекрасно, но свои интересы дороже.

История Израиля

Первые поселения людей на территории современного Израиля появились 9 тыс. лет назад. Семитские племена поселились в Израиле примерно 5 тыс. лет назад. Примерно 2 400 лет назад на территории современного Израиля уже жили древнееврейские племена.

В древности Израиль входил в состав Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, персидской империи Ахеменидов, Македонии, государств Птолемеев и Селевкидов. В середине I века до н.э. Иудея попала в вассальную зависимость от Древнего Рима, а в 70 г. н.э. она стала римской провинцией.

Римляне разделили Иудею на несколько регионов — Самарию, Галилею, Перею, и собственно Иудею. Через некоторое время Иудею римляне переименовали в Палестину.

В Средние века Израиль входил в состав Византийской империи, а также империи Сасанидов. На некоторое время Израиль захватывали арабы и крестоносцы. Кстати, дольше всего в Израиле просуществовала крепость крестоносцев Акра, которую египетские мамлюки завоевали только в 1291 году. С этого времени и по 1517 год Израилем управляли египетские мамлюки.

В 1517 году турецкий султан Селим I сумел завоевать Израиль (Палестину), который стал частью Османской империи.

Только в 1918 году Израиль (Палестина) получила фактическую независимость, хотя и находилась под протекторатом Великобритании. Независимость Израиля была провозглашена в мае 1948 года.

В 1949 году Израиль стал членом ООН.

ОТ СИНАЯ ДО МОАВА

I. Ранние материалы, составляющие книгу Числ
Числа в книге Числ (экскурс)

II. Тридцать восемь лет в оазисе Кадеш-Барнеа

III. Переход на равнины Моава

1. Сихон Аморейский и ‘Ог Башанский
2. Бил’ам, сын Бе’ора. Фрагменты «Книги Бил’ама» из Телль Дейр ‘Алла
3. Завершение земного пути Моисея. Песнь Моисея (Втор. 32) и Благословение Моисея (Втор. 33)

ЗАВОЕВАНИЕ ИЗРАИЛЬТЯНАМИ ХАНААНА. ЭПОХА СУДЕЙ

1. Основные научные концепции поселения Израиля в Ханаане
2. Ранние письменные источники, упоминающие о пребывании Израиля в Ханаане. Расселение колен ИзраилевыхЛевиты (Экскурс)
3. Социально-политическая структура древнеизраильского общества в эпоху Судей. Культовые центры израильтян в домонархический период

ГЛАВА VIЕДИНОЕ ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО. САУЛ, ДАВИД И СОЛОМОН

Попытки установления царской власти в эпоху Судей

Царь Саул (ок. 1030 ? — ок. 1009 гг. до н. э.)Израиль и филистимлянеЦарство Саула. Культовый центр и первая столица Израильского царства Гив’ат ха-‘Элохим/ Гив’онДавид (ок. 1009/1001-969 гг. до н. э.)Приход Давида к властиГосударство Давида. Иерусалим — столица ИзраиляДавид в арамейской надписи из Тель Дана и моавитской Стеле Меши Соломон (ок. 970/969-931 гг. до н. э.)Социально-политические и экономические аспекты царства СоломонаХрам ГОСПОДА в Иерусалиме. Строительная активность Соломона. Укрепление армии. Некоторые аспекты религиозной политикиКризисные явления во второй половине царствования Соломона

ЭПОХА ДВУХ ЦАРСТВ: ИУДЕЯ (ЙЕХУДА) И ИЗРАИЛЬ

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЦАРЕЙ ИУДЕИ (ЮЖНОЕ ЦАРСТВО) И ИЗРАИЛЯ (СЕВЕРНОЕ ЦАРСТВО)

1. Раскол единого Израильского царства2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э.-первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н. э.)Рехавам Иудейский и Йаровам ИзраильскийВойны между Иудеей и Израилем Израильская династия Омридов. Культ финикийского Баала в Израиле. Пророки YHWH ГОСПОДА Илия и ЕлисейИудейский царь Йехошафат и его реформы3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиль со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)Иудея с 841 по 790 гг. до н. э.Политический и экономический расцвет Иудеи при царе УззийахуВоенные конфликты по смерти Уззийи. Нечестивое правление АхазаИзраиль при династии Йеху (841-752). Последние израильские цари и падение Самарии4. Иудея от периода царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала Вавилонского плена Правление царя Хизкийаху и его религиозная реформа. Пророк Исайя.Нечестивое царствование и раскаяние МенашшеЦарь Йошиайху и религиозная реформа в ИудееПоследние цари Иудеи. Разгром Иудеи, падение Иерусалима и разрушение Храма вавилонянами. Пророк Иеремия

Еврейский вопрос и Сталин

Правовое и социальное положение российских евреев радикально улучшилось именно после Октябрьской революции.Революция предоставила в 1921—1930 годах возможность евреям переселиться в Москву и другие крупные города СССР, поскольку была ликвидирована черта оседлости. Так в 1912 году в Москве проживали 6,4 тысячи евреев, в 1933 году — 241,7 тысячи. Население Москвы выросло за эти годы с 1 млн. 618 тыс. до 3 млн. 663 тыс. Другими словами, еврейское население Москвы росло в 17 раз быстрее, чем население других народов и народностей.

Советское руководство не препятствовало проникновению евреев на ключевые позиции в государстве. В частности, из мемуаров академика Понтрягина (учёный-математик, 1908 — 1988) можно узнать, что в 1942 году 98% выпускников физфака МГУ составляли евреи. После же войны некая аспирантка пожаловалась Понтрягину, что «евреев затирают, в прошлом году в аспирантуру было принято 39% евреев, а в этом только 25%».

ГЛАВА III

БИБЛЕЙСКИЙ АНТРОПОГЕНЕЗ.

ДОБРОЕ И ЗЛОЕ НАЧАЛА В МИРЕ

1. Антропогенез в Священническом кодексе
2. Антропогенез в версии Яхвиста
3. Каин и Авель. Доброе и злое начала в мире

ГЛАВА IVГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАКЛИЗМ КАК НАКАЗАНИЕ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЛО. БИБЛЕЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАЯЗЫКЕ
1. Всемирный Потоп
2. Вавилонское столпотворение. Попытки обретения бессмертия

ГЛАВА V
БИБЛЕЙСКИЕ И ХАНААНЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ, ПОТУСТОРОННЕМ МИРЕ И ЗАГРОБНОМ ВОЗДАЯНИИ
1. Библейские представления о Шеоле. Идея загробного воздаяния в книгах Последних Пророков и Писаниях
2. «Дух» и «душа» человека
3. Библейский монотеизм и полемика с культом предков. Библейские и ханаанейско-аморейские представления о душе в потустороннем миреI. Библейский запрет на поклонение духам предковII. «Деифицикация» духов предков
III. Этимология термина «Израиль» в свете борьбы монотеистов с ханаанейским культом духов предковIV. РефаимыV. Идея о существовании загробной жизни и воздаяния в Пятикнижии?

Древняя история

Впервые образование Израиля как государства произошло в X веке до нашей эры на Восточном Средиземноморье. Называлось оно Израильским царством. Но его независимое существование было очень недолгим. С VII века до нашей эры оно подвергалось многочисленным завоеваниям. Так как годом образования Израиля как государства считается 1948, выходит, что еврейский народ утратил свою Родину более чем на 26 веков!

В 63 году до нашей эры Израильское царство захватила могущественная Римская империя. Захваченная территория доставила римлянам массу различных проблем. Одна из самых острых — религиозная: иудаизм запрещал возвеличивание римского императора как божества и, соответственно, поклонение ему. А ведь это было необходимым условием для граждан империи.

Путь образования государства Израиль кратким не был. В 135 году нашей эры в одной из провинций состоялось неудачное восстание местного населения против римских властей. Это событие радикально повлияло на дальнейшую судьбу проживавшего там народа. Римский император решил в качестве наказания выселить евреев со своей территории. В провинцию, ранее заселенную ими, пришли другие народы. Так появились первые еврейские общины, причем не только на территории Римской империи, но и далеко за ее пределами. Спустя годы они стали возникать и на славянских землях.

После раскола Римской империи в 395 году на Восточную (Византию) и Западную часть Палестина отошла к первой, оставаясь до 619 года ее провинцией. С 614 по 629 год Палестину завоевала Персия. После она вновь стала провинцией Византии. Численность еврейского населения из-за постоянных массовых убийств и гонений, которые начал император Ираклий, сильно снизилась.

Стол

Конфликты, рассматриваемые Министерством обороны Израиля как войны (так их назвал Израиль), выделены жирным шрифтом .

Конфликт Комбат 1 Комбат 2 Полученные результаты Израильские командиры Потери Израиля
Премьер-министр Израиля Министр обороны Израиля Начальник штаба Армии обороны Израиля Силы ЦАХАЛа Гражданское население
Война за независимость (1947–1949)  Израиль Египет Ирак Трансиордания Сирия Ливан Саудовская Аравия Йемен Священная война Армия ALA    Победа

  • Отбито вторжение Лиги арабских государств в бывшую подмандатную Палестину .
  • Соглашения о перемирии ; Израиль захватил 50% территории, отведенной арабскому государству.
Давид Бен-Гурион
Яаков Дори
4 074
~ 2000
Синайская война (1956)  Израиль Соединенное Королевство Франция Египет Победа

Синай демилитаризован, ЧС ООН развернуты.

Моше Даян
231
Никто
Шестидневная война (1967)  Израиль  Египет Сирия Иордания Ирак   Победа

Израиль захватил сектор Газа , Синай , Западный берег и Голанские высоты .

Леви Эшколь
Моше Даян
Ицхак Рабин
776
20
Война на истощение (1967–1970)  Израиль  Египет Советский Союз ООП Иордания  Обе стороны заявили о своей победе

  • Продолжение израильской оккупации Синая .
  • Черный сентябрь в Иордании
Голда Меир
Хаим Бар-Лев
1,424
227
Война Судного дня (1973)  Израиль  Египет Сирия Ирак Иордания Алжир Марокко Саудовская Аравия Куба Северная Корея       Победа

  • Арабское вторжение отражено, прекращение огня ООН .
  • Мирный договор между Египтом и Израилем
  • Соглашение о разъединении
Давид Элазар
2,688
Никто
Операция Litani (1978)  Израиль FLA ООП Победа

Отступление ООП из Южного Ливана.

Менахем Бегин
Эзер Вайцман
Мордехай Гур
18
Никто
Первая ливанская война (1982–1985)  Ливанский фронт израильской ОАС ООП Сирия Джаммул Амаль «Тактические победы, стратегический провал»
Ариэль Шарон
Рафаэль Эйтан
657
2–3
Кампания в зоне безопасности (1985–2000)  Израильское SLA Хезболла Амаль Джаммул Поражение

Вывод израильских войск из Ливана.

Шимон Перес
Ицхак Рабин
Моше Леви
559
7
Первая интифада (1987–1993)  Израиль УНЛУ ХАМАС Осло I Соглашение

Создана Палестинская автономия .

Ицхак Шамир
Дэн Шомрон
60
100
Вторая интифада (2000–2005 гг.)  Израиль ПА ХАМАС Победа

Подавлено палестинское восстание.

Ариэль Шарон
Шауль Мофаз
Моше Яалон
301
773
Вторая ливанская война (2006)  Израиль Хезболла Безвыходное положение

Прекращение огня в соответствии с резолюцией 1701 СБ ООН

Эхуд Ольмерт
Амир Перец
Дэн Халуц
121
44 год
Операция «Литой свинец» (2008–2009)  Израиль ХАМАС Победа

Ракетный огонь из Газы уменьшился.

Эхуд Барак
Габи Ашкенази
10
3
Операция «Столп обороны» (2012)  Израиль ХАМАС Победа

Прекращение ракетного обстрела Израиля.

Биньямин Нетаньяху
Бенни Ганц
2
4
Операция Защитная кромка (2014)  Израиль ХАМАС Обе стороны заявляют о победе

Разрушение военных туннелей ХАМАС .

Моше Яалон
67
6
Израильско-палестинский кризис

(2021 год)

 Израиль ХАМАС Обе стороны заявляют о победе

Объявлено перемирие

Бенни Ганц
Авив Кохави
1
12

[править] История Израиля

Древняя история

Территория современного Израиля начала заселяться ещё в Каменном веке. В III тысячелетии до н. э. сюда начинают проникать различные семитские племена и первыми из них — финикийцы. В Бронзовый век здесь появляются ханаанеяне, а также хетты и еврейские племена. В XI—X вв. до н. э. образовались древнееврейские царства Израиль и Иудея. Древнееврейская государственность в Палестине существовала с перерывами, вызванными войнами и чужеземной оккупацией, до середины I в. до н. э., когда Палестина была завоевана римлянами.

Современное государство

Государство Израиль было основано в 1948 г. После нескольких победоносных войн с арабскими странами, молодое государство выстояло. С некоторыми из соседей были заключены мирные договоры, других принудили к миру военной силой. Начиная с 70-х годов ХХ века в Израиль приезжают сотни тысяч репатриантов из Советского Союза и стран Восточного блока (ОВД). Эти люди смогли привести страну к повторному расцвету, сегодня русскоязычная община широко представлена в израильском обществе, из ее рядов вышли многие культурные и общественные деятели, политики (см. Дина Рубина).

Государство Израиль: исторические корни

Земля Обетованная (или Древняя Палестина) была родиной еврейского народа с 13-го века до нашей эры. Здесь возникли государства Иудея и Израиль, которые впоследствии переходили из рук в руки к различным империям. Окончательно Израиль потерял свою независимость в 70 году нашей эры. А после восстания Бар-Кохбы в 135 году римляне изгнали из страны значительное число евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирию Палестинскую, чтобы стереть память о еврейском пребывании в этих местах.

Однако в 19-м веке, после двух тысячелетий притеснения и неприятия народа в Европе, возникли идеи его возвращения на историческую родину и образования им собственного государства. Эти соображения легли в основу идеологии сионизма, отцом-основателем которой принято считать Теодора Герцля. В 1896 году он выпустил в свет труд «Еврейское государство», где детально описал программу организации «еврейского дома» не только с его основополагающими законами, военной сферой, социально-экономической политикой, но и государственными символами.

Давид Бен-Гурион провозглашает независимость. 14 мая 1948 г. (pinterest.com)

Год спустя в швейцарском Базеле состоялся Первый сионистский конгресс, на котором была образована Всемирная сионистская организация (ВСО) и принята «Базельская программа», главная цель которой состояла в формировании «дома» для единой еврейской нации.

Посадка деревьев в честь Ту би-Шват. (pinterest.com)

До 1915 года главными ориентирами сионистского движения были Германская и Османская империи. Однако в разгар Первой мировой войны политический центр сионистов перекочевал на Туманный Альбион. В ноябре 1917 года сэр Артур Джеймс Бальфур, возглавлявший министерство иностранных дел Великобритании, в официальном послании лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду, одному из деятелей британской еврейской общины, выказал одобрение на «образование в Палестине очага для еврейской нации». Этот меморандум, названный впоследствии «Декларацией Бальфура», тут же попал на страницы газеты «Таймс». А сионисты, не желая оставаться в должниках, организовали «Еврейский легион», ставший для Великобритании большим подспорьем в деле покорения Палестины.

В 1918 году «Декларация Бальфура» была одобрена сначала Францией, затем Италией, американским президентом Вудро Вильсоном, спустя четыре года — конгрессом США и Лигой Наций. Последняя, опираясь на итоги конференции в Сан-Ремо (1920 год), где «Декларацию» утвердили как фундамент послевоенного урегулирования в Палестине, в 1922 году предоставила Великобритании мандат на Палестину, преследуя цель установить в стране необходимые условия для создания очага для еврейской нации.

Кибуц Рухама, Негев, 1940−1950-е гг. (pinterest.com)

В действительности в планы Великобритании не входила организация еврейского государства. И всё же некоторые действия, направленные на формирование в Палестине «еврейского дома», она поощряла. Что касается арабского населения, то британская политика воспринималась им в штыки. Всё это привело к тому, что в 1936—1939 годах началось арабское восстание. Как грибы после дождя росли еврейские военные подпольные объединения: «Хагана», «Иргун», «Лехи». Закончилось это тем, что британское правительство выпустило «Белую книгу», сильно ограничившую и фактически запретившую иммиграцию евреев в Палестину. Было это очень некстати — начиналась Вторая мировая война.

Уличный торговец продаёт флаги. (pinterest.com)

Холодный прием в жаркой стране

Еврейский автобус, защищенный от камней и гранат. Палестина, 30-е.

В середине XIX века в Палестине жило примерно 400 000 человек, из них всего 6 000 евреев, большинство составляли арабы-сунниты. Палестина была бедной провинцией Османской империи, земля здесь принадлежала в основном крупным арабским феодалам, которые сдавали ее в аренду крестьянам-феллахам. Именно у феодалов фонды ВСО (Всемирная сионистская организация) и покупала территорию, после чего продавец и покупатель ставили крестьян перед фактом: вы здесь больше не живете. По сути, переселенцы лишали феллахов дома и работы, что вызывало возмущение.

Иерусалим, конец XIX-начало XX века

Главная причина конфликта родилась уже тогда: все, что появилось потом, включая войны, насилие и территориальные споры, было следствием этого принципиального разногласия.

— Для евреев, переселявшихся в Палестину — Землю Израильскую (Эрец-Исраэль), их эмиграция была возвращением домой, обретением национального очага после сотен лет унижений и притеснений. При этом они старались делать все законно, с соблюдением правовых норм того времени;

— Для арабов, веками живших на этой территории, эмиграция евреев была вторжением непрошеных гостей с сомнительными правами. Как если бы в ваш дом явились незнакомцы и заявили, что их предки жили здесь при Рюрике, поэтому теперь это и их дом.

Участники Ха-Шомер — организации еврейской самообороны в Палестине

Аргументация и тех, и других, вполне понятна и, по большому счету, остается неизменной и сейчас. Для израильтян их страна — священный очаг, оплот и осажденная крепость. Для арабов — «сионистское образование» (наиболее радикально настроенные даже отказываются использовать слово «Израиль»), опухоль на теле мира и режим апартеида, где систематически нарушаются права арабского населения.

Решение правительства Великобритании (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Великобритания экономически была зависима от США и не желала ссориться. Но и конфликт с арабами Лондону был не нужен. Поэтому в 1947 году Великобритания отказалась контролировать Палестину.

29 ноября 1947 года в ассамблее ООН пришли к консенсусу по палестинскому вопросу: земли решили разделить три части (42 % — арабам, 56 % — евреям, а 2 % земель, в которые входили Иерусалим и Вифлеем, — ООН). Арабскими странами данная резолюция была не принята.

Кровавые стычки между евреями и арабами стали происходить все чаще. Ситуация достигла своего апогея. Арабы стали массово покидать страну. Великобритания, не желая ввязываться в войну, 14 мая 1948 года вывела свои войска из Палестины и заявила о прекращении действия своего мандата.

Кухня

Большинство израильтян родились в самых разных странах. Они принесли кулинарные традиции этих стран в Израиль. Поэтому в Израиле можно встретить очень широкий ассортимент блюд, которые своим происхождением обязаны, например, Ирану, Ираку, Ливану, Египту, Турции, Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Венгрии, Польше, Украине и России. Кроме того, в израильской кухне заметны арабские кулинарные традиции.

Туристам в Израиле мы советуем обязательно попробовать:

— «Гефилте» — рыбные шарики (чаще всего их делают из карпа); — Kneidlach – клецки, сделанные из мацы, которые добавляют в суп; — Fazuelos – традиционная израильская выпечка; — «Хоменташен» — маленькие пирожки с разной начинкой (абрикосы, орехи, яблоки, вишня); — «Латкес» — жареные блины, сделанные из муки, яиц и картофеля (очень часто их подают с чесноком и луком); — «Креплах» — маленькие клецки, фаршированные картофельным пюре и мясным фаршем; — «Цимус» — традиционное еврейское блюдо, которое состоит из моркови, фасоли и нута (часто добавляют чернослив и изюм); — «Птитим» — изделия из пшеничной муки. Птитим или едят как гарнир, или добавляют в суп.

В Израиле советуем туристам попробовать «лимонану» — безалкогольный напиток (его делают из лимонного сиропа или сока лимона, воды и мяты).

Традиционный алкогольный напиток в Израиле – арак, который приправлен анисом (крепость этого напитка может превышать 40 градусов).

Трудноразрешимая проблема №1: палестинские беженцы

По резолюции ООН, Израиль должен разрешить арабским беженцам вернуться домой или компенсировать потерю имущества. Израиль, однако, отказывается это делать и вряд ли согласится в обозримом будущем. По правилам ООН, беженцами считаются также прямые потомки арабов, покинувших Палестину в 1947-1949 гг. (а также в 1967 г.), соответственно, их число составляет уже около 5 млн. человек.

Арабы города Рамле покидают город. 1948.

Для израильских политиков, даже самых либеральных, недопустима сама мысль о переселении такого числа арабов в их государство. Арабы же требуют именно права на возвращение в Израиль, а не на палестинские территории. В Израиле сейчас живет примерно 6,5 млн. евреев и 1,5 млн. арабов: учитывая демографию, такой трансфер превратил бы страну в как минимум наполовину арабскую. Поскольку Израиль всегда позиционировал себя как национальный очаг еврейского народа, это невозможно.

Со своей стороны, палестинцы настаивают на своем праве на репатриацию: за десятки лет беженцы и их потомки сталкивались с таким количеством насилия (в Иордании, Ливане, Сирии, других странах), что, по мнению их лидеров, заслуживают возвращения домой, или компенсации. Израиль не собирается обеспечивать ни то, ни другое, настаивая, что такие требования фактически невыполнимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector