Никитский монастырь

Содержание:

Гибель великомученика Никиты. Обретение вериг

Весть о чудесном исцелении и щедрых подарках князя быстро разошлась по миру. Родственники Никиты поспешили к нему, потому что намеревались получить часть богатства. Долго внушал им праведник о зле, о грехе сребролюбия, но те не вняли его словам, а только ожесточились сердцем. Решили они, что вериги на Никите серебряные, так блестели они на солнце.

Задумали лиходеи черное дело. В ночь тайно проникли злоумышленники в обитель, подобрались к столпу и стали разрушать доски, которыми была накрыта яма (от дождей и непогоды). Никита все это слышал, догадался об их намерениях, но не стал поднимать шум и тревогу. Молча он принял побои, смерть от мучителей, отдался воле божьей. Так бренное тело его обрекло покой, а душа вознеслась на небо. Лиходеи же сняли с него вериги и бросились за врата. Уже в поле они поняли, что это не серебро, а обычное железо, и в отчаянье побросали вериги в Волгу.

Обнаружив тело бездыханного Никиты, братья отнесли его в храм. Молва о его гибели быстро разнеслась, и потянулось к гробу великомученика множество народу. Многие в то время получили исцеление пред гробом его.

Благочестивый старец Симеон из соседнего монастыря утром вышел на берег реки и увидел светящийся столб над водой, позвал он архимандрита, горожан. Доплыв до середины реки, обнаружили они, что подобно дереву плавали на поверхности вериги Никиты – цепи и кресты. С радостью восприняли эту весть Никитинские иноки, снарядили делегацию и перенесли вериги в свой монастырь, положили их у гроба Никиты Столпника.

Сотни паломников тянутся в монастырь, чтобы приложится к мощам Никиты, обрести исцеление, как души, так и тела.

Участие царственной семьи Романовых

Никитский мужской монастырь в Переславле-Залесском в 1609 году достойно выдержал осаду поляков. Но в 1611 году литовцы, под предводительством пана Сапеги, после осады, длившейся две недели, полностью выжгли монастырь. Многие защитники погибли, спасшийся после осады игумен Михаил долгое время скитался.

В восстановлении монастыря непосредственное участие приняла семья Романовых. Алексей Михайлович, Михаил Федорович, патриарх Филарет преподнесли монастырю ценные подарки. При Алексее Михайловиче в 1645 году были восстановлены башни и стены. В то же время возвели Благовещенскую церковь, которая сохранилась до сих пор. Церковь имеет двухэтажную трапезную и шатровую колокольню.

В 1702 году была возведена Черниговская часовня, она так и считается последним образцом древней переславской архитектуры.

В екатерининское время многие обители пережили губительные времена. Строительство монастыря продолжилось в XVIII-XIX вв. 1768 год – придел Николая Чудотворца был пристроен к трапезной. В XVIII в. также возвели часовню над столпом святого Никиты.

В начале XIX в. на месте старинной надвратной церкви выстроили высокую колокольню.

Восставший из пепла

Прекрасный ныне собор Николая Чудотворца в Никольском Переславском монастыре был возведен в период с конца XVII по начало XVIII века. Он строился 33 года на средства московского купца Г.Обухова.

Кирпичный собор отличался шатровой колокольней в виде столпа, традиционный пятиглавый четверик венчался купольной кровлей с люкарнами (декоративными окнами, встроенными в крышу). В храме было два придела — Герасима Иорданского и Димитрия Прилуцкого.

К сожалению, в 1930 году монастырь был закрыт, а сам храм — взорван. Была снесена и колокольня. И только в конце XX века, в 1999 году, на месте старого собора при попечении предпринимателя и мецената В.И. Тарышкина был сооружен новый храм. Строительство было окончено в 2005 году.

Новое здание представляет собой пятикупольный храм в русском стиле. В западной части его находятся Герасимовский и Димитриевский приделы. Это типичная и надежная постройка соборов, принятая в XVI веке. В храме хранятся мощи благоверного Андрея Смоленского, обретенные Русской церковью в 2000 году.

На фото: собор Николая Чудотворца, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43.

Современное состояние и режим посещения Никитского монастыря

Сегодня в монастыре живет 15 монахов. Попасть на территорию обители можно в любой день с 7.00 до 20.00. Утренние службы проходят в 7.30, а вечерние — в 16.00.

Все богослужения совершаются в Благовещенском храме, так как Никитский собор пока находится на реставрации. Для паломников работает гостиница с печным отоплением и удобствами на улице, рассчитанная на 50 мест. Все желающие могут бесплатно вести на территории фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только монахов и церковные службы.

В трапезной монастыря можно купить свежий квас и выпечку. А возле монастыря продают вкусную копченую рыбу, в том числе ряпушку, из Плещеева озера.

Примерно в километре от обители, в небольшом овраге находится источник Никиты и крытые купели – отдельные для мужчин и женщин. Это место постоянного паломничества верующих, так как местная вода считается целебной.

Никитский мужской монастырь

Архитектура. Храмы монастыря

Монастырь находится на возвышении. Окружен стеной из камня, имеющей башни, бойницы и амбразуры. В самой обители три храма: Великомученика Никиты, Святого Архангела Гавриила, трапезная церковь Благовещения Богородицы.

Монастырские стены, башни, а также Никитский собор относятся к XVI веку и вызывают особый архитектурный интерес.

Постройки в стенах обители:

  • крепостные стены, башни (1560 г.);
  • монашеский корпус (1876 г.);
  • столп-часовня Никиты (1786 г.);
  • надвратная колокольня (1818 г.);
  • шатровая колокольня (1668 г.);
  • Церковь Благовещения, трапезная (XVII век);
  • Никитский собор (1561 г.).

Постройки за стеной:

  • Никитская часовня;
  • Черниговская часовня (1702 г.).

Если вы решили посетить Никитский монастырь (Переславль-Залесский), расписание богослужений, паломнические экскурсы можно узнать, обратившись на или позвонив по телефону, указанному выше. С вами обязательно свяжутся послушники и помогут решить любые вопросы.

Никитский мужской монастырь – Переславль-Залесский. История образования

Никитский монастырь является древнейшей обителью русской земли, назван так в честь воина-великомученика Никиты. Датой основания считается рубеж XI-XII вв. Создавался монастырь при управлении суздальского князя Бориса Владимировича, ставшего после смерти вместе с братом Глебом первым святым на Руси, канонизирован ликом мученика-страстотерпца. Именно во времена его правления Никитский монастырь был опорным пунктом, где язычников обращали в христианскую веру.

Никитский монастырь (Переславль-Залесский) носит имя великого мученика, который жил в IV веке. В те времена христианство распространялось по Европе, Никита – богатый готский военачальник, отказавшийся от язычества и последовавший учению Христа. Загодя до этого он увидел во сне отрока с крестом, а проснувшись, обнаружил на груди у себя икону с изображением Девы с младенцем, в руках которого был крест. Приняв крещение, Никита стал проповедовать учение Христа, за что и был приговорен язычниками к сожжению. От пламени костра его защитила икона на груди, которую он носил под одеждой. Тогда бросили его на растерзание диким животным. Ночью его тело похитил друг Мариан, который и похоронил его. Позже уже христиане поставили на месте могилы церковь, которая была названа именем великомученика. Мощи Никиты обрели способность к исцелению, стали чудотворными. Уже позже монастырь, выстроенный на этом месте, приобрел известность благодаря другому мученику. Его тоже звали Никита (Столпник). Так и зовется монастырь именем этих святых.

История создания Горицкого монастыря

Неизвестна точная дата постройки монастыря. Виной тому пожар, уничтоживший весь его архив. Он случился в 1722 году 12 июня. По мнению археологов, Успенскую обитель основали в 1362 г. (начало XIV века). Это период правления Ивана Калиты.

Есть мнение, что монастырь появился значительно раньше (XII в.). Возник он на месте Шутовой рощи – бывшего языческого капища. Сохранилось сочинение Московского Патриарха Иоасафа I «Лествица властем» написанного им в 1636 г. Оно подтверждает его существование.

Монастырский комплекс получил своё название от слова «горица». Так местные жители именовали любую гору. Именно на холме в южной стороне берега озера Плещеева возведена обитель.

Перславль-Залесский (Горицкий Успенский монастырь сожгли татарские полчища в 1382 г.) разорила Золотая Орда хана Тохтамыша. Все деревянные строения обители были разрушены. Вскоре комплекс отстроили заново. В благодарность за своё чудесное спасение жена Великого князя Дмитрия Донского Евдокия восстановила монастырь на собственные средства в 1392 г.

Существует предание. Незадолго перед нападением татар княгиня приехала в обитель. Ей удалось уйти от врагов вместе с несколькими приближёнными. На плоту они добрались до середины озера. Внезапно появился туман, скрывший их своей пеленой.

С той поры появилась уникальная традиция в городке Переславле. Ежегодно православные верующие совершают необычный Крестный Ход, который проходит в шестой воскресный день после празднования Пасхи. Они идут от Горицкой обители до устья реки Трубеж. Оттуда плывут по водной глади на лодках к центру озера Плещеева. Тем самым отдают дань памяти далёким историческим событиям.

Преподобный Даниил Переславский принял монашеский сан в Успенском монастыре став здесь позднее игуменом. Он жил в Горицкой обители (с 1470 по 1500 г). Им была создана Свято-Троицкая Даниловская обитель (1508 г.), которую он возглавил. Канонизирован в святые после своей кончины.

Дмитрий Прилуцкий, который был сподвижником преподобного Сергия Радонежского, принял монашеский постриг в Горицком монастыре (1371 г.). Им основана Никольская обитель, где он стал игуменом. Своего расцвета монастырь достиг в XVI – XVII столетиях. Доказательства тому – каменные строения, которые говорят о богатстве и высоком статусе комплекса.

Тогда обитель владела огромным количеством земель, сёл, где проживало больше 5000 крестьян. Святое место посещали цари со своими семьями, оставляя богатые дары.

Кто такой Никита Столпник? Грешник?

Житие Никиты Столпника не сообщает нам о его младенческих и юных годах. А начинает с описания его грехопадения. Зрелым человеком он служим сборщиком налогов, был злым и алчным человеком. Женат был на терпеливой, послушной женщине. Особо в писании подчеркиваются такие черты характера Никиты, как сребролюбие, жестокость, злопамятство. К высшим чинам был угодлив и льстив. Так жил он долгие годы, обогащаясь и обирая народ. Косвенные рассказы говорят о том, что Никите не чуждо было учение, он читал Псалтырь, обучался грамоте, вставлял в речевой оборот цитаты из Священного писания. Был внутри его тот стержень горячности, решимости и некой неудовлетворенностью сытой жизнью. Так и перевернулась его жизнь в один миг.

О Никитском Монастыре

Находится Никитский Монастырь на северной окраине Переславля-Залесского в Никитской Слободе, по дороге на Плещеево Озеро , к Александровой Горе и Синему Камню . Отсюда открывается красивый вид на Плещеево Озеро.

На территории Никитского Монастыря расположены Никитский Собор, Благовещенский Храм Пресвятой Богородицы, Храм Архангела Гавриила с колокольней, часовня. Особый архитектурный интерес вызывают монастырские крепостные стены с башнями 16-го века и пятиглавый Никитский Собор также 16-го века.

Службы проходят в Благовещенском Храме.

Святыни, представляющие интерес для паломников: мощи, вериги, крест и могила Никиты Чудотворца. Также здесь находится святая икона Пресвятой Богородицы «Поможение в родах», к которой приезжает очень много будущих мам. Есть здесь и святой источник Никиты Чудотворца, воду из которого можно набирать бесплатно, а если своей тары у Вас с собой не найдется, то на месте можно недорого приобрести пластиковые полуторалитровые бутыли.

Мы с Машей, зайдя в Благовещенский Храм, набрали святой воды из источника Никиты Чудотворца. Годовалая Маша, до этого момента не бывавшая в подобных местах, на удивление стала очень тихой и внимательно рассматривала все вокруг, а когда мы вышли из храма долго вслушивалась, открыв рот, в начался колокольный перезвон с Храма Архангела Гавриила.

Напоследок напомню, что мужской Никитский Монастырь действующий, в нем проживают монахи и чтобы им не мешать для посещения открыта не вся территория комплекса. При посещении монастыря мужчины должны быть в брюках, а женщины должны быть не только с покрытой головой, но и в юбке. Если же девушка отправилась к этому святому месту в шортах или джинсах, то юбку Вам могут выдать на входе

На территории разрешена фото и видеосъемка, кроме съемки службы в храме и послушников (насельников) монастыря.

Кто такой Никита Столпник? Грешник?

Житие Никиты Столпника не сообщает нам о его младенческих и юных годах. А начинает с описания его грехопадения. Зрелым человеком он служим сборщиком налогов, был злым и алчным человеком. Женат был на терпеливой, послушной женщине. Особо в писании подчеркиваются такие черты характера Никиты, как сребролюбие, жестокость, злопамятство. К высшим чинам был угодлив и льстив. Так жил он долгие годы, обогащаясь и обирая народ. Косвенные рассказы говорят о том, что Никите не чуждо было учение, он читал Псалтырь, обучался грамоте, вставлял в речевой оборот цитаты из Священного писания. Был внутри его тот стержень горячности, решимости и некой неудовлетворенностью сытой жизнью. Так и перевернулась его жизнь в один миг.

Где находится Успенский Горицкий монастырь

Среди древних православных обителей, которые сохранились в этом городе, Успенский Горицкий монастырь является особенно живописным.

Слово «Горицкий» связано с тем, что он расположен на небольшой горе («горице») с видом на озеро.

За счет своего месторасположения постройки монастыря хорошо видны из разных частей города.

Монастырь находится в 2-х км от автостанции Переславля-Залесского. Пешком дойдете примерно за 20-25 минут.

До автостанции можно добраться прямыми рейсами из разных городов (Ярославль, Кострома, Сергиев Посад, Рыбинск, Тутаев и др). Из Москвы, например, (от метро «ВДНХ») доедете за 2,5 часа, билет обойдется около 400 рублей.

Первые монастырские святые

В исторических документах домонгольского периода о монастыре упоминаний нет, но в XV веке было составлено житие его первого святого Никиты Столпника, некогда подвизавшегося здесь, и в нём ясно указывалось, что жил он в XII веке, и это также подтверждает раннюю датировку основания обители.

После блаженной кончины святого его мощи обрели дар чудотворения. Известно, например, что по молитвам, вознесённым перед ними, получили исцеление многие исторические личности. Среди них был молодой Черниговский князь Михаил Всеволодович и сын Ивана Грозного Иван, тот самый, который впоследствии был в пылу гнева убит собственным отцом.

Среди насельников монастыря обретались великие подвижники, основавшие впоследствии иные монастыри Переславля-Залесского. Наиболее известным среди них является святой Даниил, канонизированный в лике преподобных. Он является создателем Троице-Даниловой обители.

Иконопись, скульптура и живопись в Переславль-Залесском музее-заповеднике

Одна из экспозиций Переславль-Залесского музея-заповедника посвящена древнерусской иконописи XV-XIX вв. Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля-Залесского и Переславского района.

Воскресение – Сошествие во ад. XVI век. Икона происходит из Покровской церкви с. Малая Брембола Переславского уезда

В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов.

Огненное восхождение пророка Илии. Конец XVI века. Икона происходит из Покровской церкви в Переславле-Залесском

В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана IV столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: «Феодор Стратилат в житии», «Богородица Одигитрия», «О тебе радуется», «Троица Ветхозаветная», «Иоанн Златоуст», «Никола Чудотворец».

Святитель Никола с житием. XVI век. Из церкви Илии пророка

Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву.

Спас Нерукотворный. XVII век. Икона происходит из церкви св. ап. Иоанна Богослова

Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом, — традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района.

Царские врата. XVIII век

Большинство из экспонатов было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. Музейная коллекция деревянной скульптуры — это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.

В экспозиции «Русская живопись XVIII-XX вв.» представлены картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского.

Жуковский С.Ю. Лесная дорога

Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников «Мира искусства» и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина.

Кокурин В.Г. Сумерки в Рыбаках. 1959 г.

Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Среди таких работ полотна А.А. Осмеркина, А.А. Тутунова и других.

А.А. Тутунов Собор в Федоровском монастыре. Переславль. 1985 г.

Спасо-Преображенский собор

Говорят, что архитектура — это застывшая музыка, но еще это история в камне о наших предках.

Достопримечательности Переславля-Залесского — храмы и многие другие культовые архитектурные сооружения — рассказывают об истории становления русского государства.

И в данном контексте нельзя обойти Спасо-Преображенский собор. Он находится на Красной площади, в самом центре города. Собор является ровесником города, так как возводился Юрием Долгоруким в 1152 году и был центральным строением Переславского кремля. Белокаменное сооружение поражает и сейчас строгостью форм, сдержанностью и величием одновременно.

В этом соборе крестили знаменитого уроженца города — Александра Невского. Внутреннее убранство храма было расписано фресками, которые, к сожалению, в настоящее время утрачены.

Переславль-Залесский, храмы с восьмисотлетней историей: Спасо-Преображенский собор и памятник Александру Невскому на фото внизу.

Раскаяние. Столпничество

Однажды Никита зашел в новый Преображенский храм, там он заслушался паремиями – избранными начитками из Ветхого Завета, где звучали пророчества и наставления. Громким эхом отзывались в голове у Никиты слова-призывы очистить свою душу, стать добрее, замолить грехи свои, научиться нести свет и пользу близким. Сам Господь хотел достучаться до него. Всю ночь сон не шел к нему. Утром велел жене варить обед из мяса, решил пригласить высоких гостей, освободится от «наваждения». Жена начала приготовления и тут ее ужасным криком был потрясен Никита. Подбежав к ней, он увидел, чего та так испугалась. В котле вместо бульона кипела кровь и плавали в ней куски тел. В этот миг умер грешник в сознании Никиты, понял он, что Господь указывает ему на путь истинный. Бросился он вон из города.

Долгое время на коленях умолял он игумена принять его в Никитский монастырь (Переславль-Залесский). Повелел тот стоять на коленях у врат в обитель у всякого проходящего просить прощения. Так и поступил Никита. После этого решил наказать свою плоть и три дня простоял в болоте, где до изнеможения истязала его туча насекомых. Так и нашли его здесь монахи, привели в монастырь и приняли в обитель.

Пребывал Никита в бдении в узкой келье, соблюдал строгий пост, но этого ему казалось мало. Тогда для истязания плоти своей вырыл себе столп (яму), надел на себя железные вериги (цепи с крестами), а на голову – каменную шапку. Днем и ночью находился он в столпе, замаливал грехи свои, просил и за других грешников. Довольствовался только водой и кусочком просфоры. Дух его очистился молитвами и покаянием, не замечал он боли плоти своей. Господь принял его раскаянье и сослал на него дар исцеления и прозрения.

Никитский мужской монастырь – Переславль-Залесский. История образования

Никитский монастырь является древнейшей обителью русской земли, назван так в честь воина-великомученика Никиты. Датой основания считается рубеж XI-XII вв. Создавался монастырь при управлении суздальского князя Бориса Владимировича, ставшего после смерти вместе с братом Глебом первым святым на Руси, канонизирован ликом мученика-страстотерпца. Именно во времена его правления Никитский монастырь был опорным пунктом, где язычников обращали в христианскую веру.

Никитский монастырь (Переславль-Залесский) носит имя великого мученика, который жил в IV веке. В те времена христианство распространялось по Европе, Никита – богатый готский военачальник, отказавшийся от язычества и последовавший учению Христа. Загодя до этого он увидел во сне отрока с крестом, а проснувшись, обнаружил на груди у себя икону с изображением Девы с младенцем, в руках которого был крест. Приняв крещение, Никита стал проповедовать учение Христа, за что и был приговорен язычниками к сожжению. От пламени костра его защитила икона на груди, которую он носил под одеждой. Тогда бросили его на растерзание диким животным. Ночью его тело похитил друг Мариан, который и похоронил его. Позже уже христиане поставили на месте могилы церковь, которая была названа именем великомученика. Мощи Никиты обрели способность к исцелению, стали чудотворными. Уже позже монастырь, выстроенный на этом месте, приобрел известность благодаря другому мученику. Его тоже звали Никита (Столпник). Так и зовется монастырь именем этих святых.

Настоятели

  • Геронтий (1511)
  • Арсений (1534)
  • Макарий (1551 — ?)
  • Харитон (30 апреля 1561 — ?)
  • Иоасаф
  • Иоасаф
  • Силван (1588)
  • Никон
  • Нифонт (1598)
  • Тихон (? — 27 ноября 1604)
  • Герасим (1611)
  • Гурий (1613 — 20 ноября 1617)
  • Иона (1618)
  • Дионисий (1616 — 1622)
  • Рафаил (1622 — 1628)
  • Леонид (1 сентября 1628 — 1635)
  • Феодосий (1635)
  • Леонид, повторно (1636 — 1640)
  • Исаия (1641 — 1642)
  • Феодосий (1643 — 28 июля 1644)
  • Аврамий, бывш. архимандрит Сольвычегодский (1644 — 1647)
  • Вавила (1647 — 1648)
  • Герасим (1648 — 1649)
  • Вавила (1650 — 1659)
  • Гурий (12 июля 1652 — 20 июля 1652)
  • Иосиф (20 июля 1652 — ?)
  • Сергий (1 марта 1653)
  • Вавила (24 октября 1653 — 3 октября 1654)
  • Порфирий (1655 — 1659)
  • Гурий (1660 — 1665)
  • Тихон (1665 — 11 февраля 1667)

Игумении

  • Иринарха (? — ноябрь 1667)
  • Анисия (1668 — 15 марта 1669)
  • Ирина (1669 — 1674)
  • Елена (Баскакова) (1674- февраль 1679)
  • Клеопатра (29 сентября 1680 — 1 июня 1688)
  • Капитолина (1688 — 1700)
  • Венедикта (1700 — 1701)
  • Мавра (1702 — 1710)
  • Анисия (1712 — 1714)
  • Исмарагда (1717)
  • Ирина (1722)
  • Есфирь (июнь 1723 — ?)
  • Елизавета (1723 — 1742)
  • Александра (Борисова) (1744 — 10 сентября 1753)
  • Феогния (с 10 сентября 1753 — 1758)
  • Нектария (1758 — 1770)
  • Арсения (Михайловна) (1770 — 17 июля 1777)
  • Надежда (1780 — 22 января 1783)
  • Елизавета (9 апреля 1783 — 1789)
  • Маргарита (Наумова) (1801 — 1815)
  • Аполлинария (1815 — 1822)
  • Варсонофия (1822 — 1829)
  • Серафима (1829 — 1844)
  • Елизавета (1844 — 1845)
  • Максимилла (Георгиевская) (1845 — 1868)
  • Евгения (Георгиевская) (1875 — 1916)
  • Олимпиада (Георгиевская) (1916 — 1923)

1923 — 1998 — монастырь был закрыт

Елисея (Суслова) (? — 2006)
Варвара (Чекоткова) (2006 — 8 ноября 2017)
Даниила (Севериненко) (с 15 октября 2021 )

Исцеление князя Михаила Всеволодовича

Каждый, кто приходил за сотни верст в Переславль-Залесский, Никитский монастырь посещал с целью поговорить с Никитой Столпником. Облегчал он страдания людей, исцелял не только души, но и тела. Дошла о нем молва и до Чернигова, где страдал болезнями с ранних лет князь Михаил Всеволодович. С ближним своим боярином князь собрался в путь, чтобы подойти к столпу Никиты, пообщаться с чудотворцем. Вера в исцеление у князя Михаила была очень велика, но прошел в пути он немало испытаний. Добрались они до стен монастыря, остановились. Прибыв в обитель, боярин обрел Никиту в веригах и каменной шапке, денно и нощно молящегося, рассказал обо всех своих бедах. Выслушал его великомученик, дал свой посох и велел прийти к нему самому князю. Когда Михаил взял посох из рук боярина, тут же почувствовал в себе великую силу. Сам добрался до столпа Никиты, изливал ему свою благодарность, а обитель наградил щедрыми подарками.

Архитектура. Храмы монастыря

Монастырь находится на возвышении. Окружен стеной из камня, имеющей башни, бойницы и амбразуры. В самой обители три храма: Великомученика Никиты, Святого Архангела Гавриила, трапезная церковь Благовещения Богородицы.

Монастырские стены, башни, а также Никитский собор относятся к XVI веку и вызывают особый архитектурный интерес.

Постройки в стенах обители:

  • крепостные стены, башни (1560 г.);
  • монашеский корпус (1876 г.);
  • столп-часовня Никиты (1786 г.);
  • надвратная колокольня (1818 г.);
  • шатровая колокольня (1668 г.);
  • Церковь Благовещения, трапезная (XVII век);
  • Никитский собор (1561 г.).

Постройки за стеной:

  • Никитская часовня;
  • Черниговская часовня (1702 г.).

Если вы решили посетить Никитский монастырь (Переславль-Залесский), расписание богослужений, паломнические экскурсы можно узнать, обратившись на или позвонив по телефону, указанному выше. С вами обязательно свяжутся послушники и помогут решить любые вопросы.

Храмы во имя преподобного Никиты Столпника

В 1511–1522 гг. был освящен придел церкви великомученика Никиты во имя преподобного Никиты Столпника. Около 1515-1521 гг. переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного Никиты Столпника была построена деревянная Никитская церковь, посвященная переславскому чудотворцу. Однако до наших дней церковь не сохранилась. Каменный храм во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами, во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых, был заложен в 1564 г. и освящен в 1574 г.

Собор во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами: во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых Никитского монастыря в Переславле-Залесском

Как добраться

Проезд:

Никитский монастырь расположен на окраине Переславля-Залесского. Из Москвы до Переславля можно добраться от автовокзала (возле станции метро «Щелковская»), далее до монастыря — на городском автобусе. Ходят в Переславль-Залесский автобусы также из Ярославля и Ростова. На автомобиле из Москвы надо следовать по Ярославскому шоссе до Переславля-Залесского, затем проехать весь город (будьте внимательны, не сворачивайте перед въездом в Переславль на окружную дорогу) и повернуть налево на указателе «Никитский монастырь».

Адрес:

Ярославская область, Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20.

Тел.:

8 (48535) 3-20-08, 8 (48535) 3-17-65

Cайт:

https://nikitskiy.cerkov.ru/

Страничка в контакте:

https://vk.com/nikitmon

Раскаявшийся грешник

Точная дата рождения преподобного Никиты неизвест­на, однако ясно, что жил он в XII веке и служил сборщиком податей при князе Юрии Долгоруком. Никита отличался жестоким нравом – притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, собирал неправедную мзду и тем самым нажил себе богатство.

Тратил деньги Никита вовсе не на благие дела, а на кутежи с друзьями. Но как-то раз, проходя мимо церкви, Никита услышал слова пророка Исайи, произнесённые во время богослужения: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих». Сказанное потрясло мытаря – он не спал всю ночь, а на следующее утро, чтобы забыть страшный голос, устроил весёлую пирушку. По легенде, жена Никиты отправилась готовить угощение для гостей, однако вдруг вода в котле превратилась в кровь. В ужасе женщина позвала мужа, и тот увидел прямо в котле лица убитых им людей. Никита понял, что пришло время отказаться от прежней жизни. Он оставил жену, бросил имущество и отправился в монастырь, умоляя игумена помочь ему отмолить совершённые грехи.

Игумен принял грешника и назначил ему покаяние – он приказал Никите в течение трёх дней стоять у монастырских ворот, исповедуясь всем входящим в своих жестоких поступках. Никита выполнил волю игумена, однако после этого не вернулся в монастырь, а исчез. Спустя несколько дней монахи нашли его в болоте, тело раскаявшегося грешника было настолько изъе­дено комарами, что буквально сочилось кровью. Никите показалось мало того покаяния, что возложил на него монастырский игумен, и он решил подвергнуть себя дополнительным испытаниям.

Иноки привели Никиту в монастырь, где тот и остался.

Икона Никиты Столпника. Фото: Public Domain

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector