Храм архангела гавриила на чистых прудах: меншикова башня

Об Ангелах

Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие
действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа.
Назначение же Ангелов — святость и пребывание в святости.

Святитель Василий Великий

Девять чинов Ангелов имеют наименования, сообразно их
природе и деятельности Престолы, Херувимы, Серафимы, Силы,
Господства, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Называются
они бесплотными, потому что невещественны; умными, так как
они – умны; и воинствами, поскольку они – «служебные Духи» (Евр.
1, 14) Царя всяческих. Кроме того, они имеют имена общие и
собственные, то есть называются Силами и Ангелами. Первое
есть собственное название одного чина, но по деятельности
своей все девять чинов называются Силами, ибо все могут
приводить в исполнение Божественную волю. Ангелы – тоже
собственное имя одного из чинов, первого от нас и девятого
от Страшного Престола; по деятельности же все называются
Ангелами (Вестниками), как возвещающие людям Божественные
повеления.

Преподобный Петр Дамаскин

Все Ангелы имеют как одно наименование, так, конечно, и
общую всем природу: но одни из них поставлены начальствовать
над народами, а другие быть спутниками каждому из верных. Но
в какой мере целый народ предпочтительнее одного человека, в
такой же, без сомнения, достоинство Ангела народоправителя
выше достоинства Ангела, которому вверено попечение об одном
человеке.

Святитель Василий Великий

Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту
добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и
содействующие им… В этом уверяет нас Господь, когда
говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в
Него.

Преподобный Анастасий Синаит

После Троицы – светозарные невидимые Ангелы. Они свободно
ходят вокруг великого престола – быстродвижимые умы, пламень
и Божественные духи — и усердно служат высоким велениям
Бога. У них нет ни супружества, ни скорбей, их не разделяют
друг от друга ни члены, ни обители. Они все единомысленны и
каждый тождествен сам с собой: одно естество, одна мысль,
одна любовь – вокруг великого Царя Бога. Они не ищут
утешения ни в детях, ни в супругах, ни в том, чтобы для них
нести сладостные труды. Не вожделенно им богатство, не
вожделенны и те помышления на злое, какие смертным приносит
земля. Они не плавают по морям, не сеют в угождение
необузданному чреву, этому исходищу греха. У них одна
совершеннейшая пища – насыщать ум величием Божиим и в
Светлой Троице черпать безмерный свет. Одинокую жизнь
проводят эти чистые служители чистого Бога. Они просты,
духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало и не
обретают плоти, но пребывают, какими были созданы. Для них в
девстве уготован путь Богоподобия, ведущий к Богу, согласный
с намерениями Бессмертного, Который премудро правит кормилом
великого мира.

Святитель Григорий Богослов

Масонские знаки

Через пятьдесят лет Гаврила Измайлов, влиятельный московский вельможа и масон (по слухам), решил отреставрировать церковь. Он сделал большие пожертвования, но полностью облик церкви восстанавливать не стали. Два деревянных верхних яруса и шпиль с ангелом остались только в памяти и проектах. Реставрировали только каменные четыре яруса, теперь башня Меньшикова венчалась высокой золоченой шишкой.

По будоражавшим Москву слухам, в храме проводились тайные собрания и службы масонов. Косвенным подтверждением тому служили появившиеся на стенах церкви, по приказу щедрого мецената Измайлова, знаки и символы, принадлежавшие масонскому ордену. К этому моменту многие уже забыли, что это была за церковь, Меньшикова башня – так называли ее жители. Когда масонов уличили в измене Родине и многих посадили, собрания прекратились, но символы, надписи и знаки еще долго красовались на стенах здания.

Московская диковинка

Меньшикова башня в Москве строилась с размахом и большой тщательностью. Главным архитектором проекта и руководителем строительства был Иван Зарудный. Под его подчинением были именитые итальянские архитекторы, скульпторы, а резчиками по камню — искусные мастера из костромских и ярославских артелей.

Стараниями зодчих и хотением светлейшего князя церковь вышла воздушной, устремленной к небу, казалось, что она парит над землей, чудесна была Меньшикова башня. Архитектор Зарудный спроектировал и построил храм, над которым взмывалась ввысь колокольня из шести ступеней, увенчанная тридцатиметровым шпилем.

Два верхних яруса выстроили из дерева со сквозными окнами, на предпоследнем повесили пятьдесят звонких, с чистым звуком колоколов. Желая произвести фурор, Меньшиков выписал из-за границы большие часы. Их установили пониже колоколов. Но не суждено было князю закончить начатое до конца. В 1710 году, согласно распоряжению Петра I, столица переносилась в Петербург, и фавориту пришлось срочно покидать Москву. Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня) так и не была отделана до конца.

Меншикова башня сегодня

На сегодняшний день церковь Архангела Гавриила — Меншикова башня (год постройки 1707) — одна из самых красивых в Москве. Не все храмы могут похвастаться таким количеством украшений снаружи.

Над главным входом в здание находится изумительное изображение Вознесения Христова.

Всюду — на колоннах, прямоугольных пилястрах, даже между окнами — размещены скульптуры, каменные цветы и другие великолепные украшения, сделавшие здание бесподобным произведением искусства.

Стены храма украшены сюжетной живописью.

На карнизах и картушах искусно изображены херувимы. Трапезную украшают кариатиды, а над картушами — мастерски исполненные ангелов.

Внутренняя архитектура церкви, её интерьер, несмотря на все пережитые превратности судьбы, как до пожара, так и после кардинально не изменилась: обходные галереи, изумительной красоты балкон над прекрасным иконостасом, всевозможные необычно обыгранные выступы.

Ранее внутренний интерьер храма украшали декоративные скульптуры, что весьма необычно выглядело для православной церкви.

Внутри на стенах, на потолке изобильно присутствовали скульптурные композиции.

В наши дни тоже осталось кое-что, напоминающее прошлые интерьеры. Но сейчас это все выглядит более скромно, без особых изысков.

Под высоченным куполом — роспись с христианскими персонажами. Стены и окна наверху тоже отделаны скульптурными орнаментами.

В одном из рядов прекрасного иконостаса в красивой серебряной ризе находится Образ Святого Архангела Гавриила.

С левой стороны от Царских Врат расположена ещё одна храмовая святыня — икона Божией Матери «Благодатное Небо».

Кроме того, в церкви свято хранятся и почитаются и другие иконы: святого Спиридона Тримифунтского с частичкой его знаменитого ботиночка, список Образа Божьей Матери «Всецарица», икона Рафаила — Бруклинского епископа — с частицей мощей святого и многие другие. В алтаре хранится ещё одна реликвия. Это икона священномученика Ипатия, содержащая частичку его мощей. Она была доставлена сюда из разрушенного храма Гангрского. Там во второй половине 19- в начале 20 века также размещалось Антиохийское подворье.

Ангел на шпиле

Закончили новый храм в 1707 году. Вышел он дивным, таким, какого в Москве еще не бывало. Молва злословила, что Меньшиков хотел «утереть нос» гордым москвичам, за то, что они недолюбливали царева фаворита и поминали ему «некуртуазное» происхождение, нищее прошлое и карьеру, которая начиналась с торговли пирожками. Как только закончили постройку храма, его сразу нарекли «башня Меньшикова».

Церковь получилась высокой, около 81 метра высотой, что на три метра превосходило высоту колокольни Ивана Великого. Это вызывало недовольство именитых граждан города. Но простой люд принял башню благосклонно и приходил любоваться на новое чудо. Особым знаком новоотстроенной церкви Архангела Гавриила (башня Меньшикова) стал венчающий колокольню тридцатиметровый шпиль, на котором вознесся к небесам золотой ангел.

Все оформление храма было уникальным, особенно для тех лет: многочисленные орнаменты покрывали стены церкви, можно было рассматривать и дивиться искусно вырезанным букетам, вазам, фруктам. Внешнее и внутреннее убранство было выполнено в духе петровского барокко, которое в полной силе проявится в новой столице Петербурге, но немного позже.

Личность А.Д. Меншикова

Как известно, Меншиков сыграл большую роль в строительстве храма. Поэтому стоит отдельно рассмотреть его личность, чтобы лучше узнать о его проектах и другой деятельности. Итак, это широко известный русский деятель в государственной и военной сфере. Меншиков имел несколько титулов, такие как граф и князь. Долгое время был фаворитом Петра I. После его смерти участвовал в воцарении на престоле Екатерины I. В это время он фактически становится правителем России. Можно сказать, что его карьера началась с Северной войны, где он командовал различными видами войск.

Кратко о жизни князя Меншикова

В конце 17 века князь Меншиков за 2 тысячи рублей приобрёл в районе Мясников участок земли и построил для себя роскошный дом.

Александр Данилович Меншиков — личность уникальная. Он жил более 3 веков назад, а мы до сих пор знаем (в разной степени, конечно), кто это был такой, и личность эта неизменно вызывает у нас определённую долю уважения.

Споры историков вокруг его имени не умолкают до сих пор. Родился он 6 (16) ноября 1673 года. Например, не выяснен до конца вопрос о его происхождении. По одной версии, он является выходцем из белорусских или литовских дворян. Другая легенда говорит о бедной семье, в которой родился будущий друг и советник Петра 1. И якобы в детстве он занимался тем, что ходил по улицам и продавал пирожки, когда работал у пекаря.

Ещё говорят, что он был безграмотным и совсем не умел писать. Это тоже неоднозначная и спорная версия. Но, как бы то ни было, доподлинно известно, что среди множества писем царю или кому-бы то ни было ещё нет ни одного документа, написанного собственной рукой графа. Так что, миф это или быль — не доказано до сих пор.

Исторические факты говорят о том, что в 14 лет он стал денщиком у Петра Первого, то есть, его слугой. Но, со временем, благодаря своему уму, смекалке и юмору смог стать другом царя и сделать блистательную карьеру.

Перечисление всех его регалий займёт много времени. Вот лишь некоторые из них: граф, князь Священной Римской империи, генералиссимус морских и сухопутных войск, адмирал, генерал-губернатор Санкт-Петербурга. Он принимал участие, практически, во всех крупных сражениях во времена Петра Первого как на суше, так и на море.

Александр Данилович лично участвовал во многих битвах Северной войны. Его отличала смелость, острый ум, интуиция и неиссякаемая энергия. Все эти качества, слитые в одном человеке, позволяли говорить о нём как о незаурядном полководце, прекрасном стратеге. Так, например, в битве под Полтавой под князем было убито наповал 3 лошади. Сам же Александр Данилович оставался невредим — сама судьба хранила этого человека.

В битвах на территории Польши он воевал вместе с другим сподвижником Петра Первого Яковом Брюсом. Они были очень похожи такими чертами характера как смелость, преданность царю и Отечеству и быстро стали друзьями.

Меншиков имел огромное влияние на Петра Великого, его слово при принятии важных государственных решений, было вторым после царя (а после его смерти и первым). Кроме того, будучи действительно верен царю и умея хранить тайны, он был верным другом и советником во всех личных делах Петра.

Нисколько не умаляя заслуг князя Меншикова, невозможно не сказать ещё об одной черте характера Александра Даниловича Меншикова. Он очень любил деньги. И не просто любил, а всеми способами старался приумножить личный капитал.

Кроме того, что он получал огромные суммы и подарки в виде земель, поместий и крепостных за участие в военных битвах, граф обманом приобретал земли, деревни, укрывал беглых крестьян и раскольников, собирая с них плату за своё молчание и проживание этих людей на своих землях.

И, конечно, злоупотребления властью и казнокрадство. Именно эти черты характера графа, в принципе, и явились причиной судебного разбирательства, начатые в 1715 году. По его итогам, у графа Меншикова было изъято 13 миллионов (!!!) рублей, вдобавок двести пудов золотой и серебряной посуды и другого имущества. Также огромное количество крепостных, участков земли и домов.

Дело о злоупотреблениях тянулось много лет. В 1727 году граф Меншиков был сослан в Сибирь, где, вскоре, и умер в возрасте 56 лет. Это произошло в 12 ноября (23 ноября по новому стилю) 1729 года.

И ещё хотелось бы отметить один нюанс

Обратите, пожалуйста, внимание: правильно писать и говорить именно Меншиков, а не Меньшиков. Уж, извините, но я знаю, что многие произносят эту знаменитую фамилию с мягким знаком

Это неверно. Откуда я это знаю? Скажу по секрету: сама так говорила некоторое время назад пока не стала копаться в этой очень интересной теме.

Меншикова башня у Чистых прудов

Отзывы

Меншикова башня у Чистых прудов (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Меншикова башня (Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) была построена в 1707 г. по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве — Меншикова башня у Чистых прудов была построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова — сподвижника Петра I.

Только оказавшись рядом с этим храмом, невольно убеждаешься в правоте народной поговорки о том, что лучше один раз увидеть, что сто раз услышать. Ведь взметнувшееся ввысь бело-терракотовое строение церкви — редкий образец так называемого петровского барокко.

По существу, это традиционный башенный храм «иже под колоколы». Он, правда, в большей степени наделён чертами новой архитектуры. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику.

В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органично сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях.

в 1787 году, во времена правления Екатерины II, церковь взялся восстановить некто Гавриил Измайлов. При реставрации церкви вместо верхнего яруса с 30-метровым шпилем сделали округлый купол с винтовым шпилем. Убрали статуи ангелов с орудиями Страстей. Вместо них поставили вазы.

Церковь Архангела Гавриила – одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века.

Все это сильно изменило вид церкви. Она приобрела округлость форм, «мягкость». Впечатление мягкости усиливалось новым шпилем, похожим на пламя свечи. Но, несмотря на эти изменения, церковь Архангела Гавриила осталась по-прежнему самой высокой церковью Москвы.

Храм Архангела Гавриила

После реконструкции церковь стала всеобщей любимицей москвичей

И никто не обращал внимание на странные и удивительные знаки, появившиеся на стенах после восстановления. Дело в том, что Гавриил Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами

Недалеко от церкви Архангела Гавриила, в Кривоколенном переулке, в доме профессора Шварца, проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив её масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями. Тогда же в руках у фигур над южным входом появились свитки с загадочными текстами.

Тайные знаки снаружи и внутри храма просуществовали несколько десятилетий. Лишь при Николае I, в 1852 году, митрополит Филарет вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал их уничтожить.

Адрес: Москва, ст.м. Чистые пруды, пер. Архангельский, д. 15а.

Кратко о жизни князя Меншикова

В конце 17 века князь Меншиков за 2 тысячи рублей приобрёл в районе Мясников участок земли и построил для себя роскошный дом.

Александр Данилович Меншиков — личность уникальная. Он жил более 3 веков назад, а мы до сих пор знаем (в разной степени, конечно), кто это был такой, и личность эта неизменно вызывает у нас определённую долю уважения.

Споры историков вокруг его имени не умолкают до сих пор. Родился он 6 (16) ноября 1673 года. Например, не выяснен до конца вопрос о его происхождении. По одной версии, он является выходцем из белорусских или литовских дворян. Другая легенда говорит о бедной семье, в которой родился будущий друг и советник Петра 1. И якобы в детстве он занимался тем, что ходил по улицам и продавал пирожки, когда работал у пекаря.

Ещё говорят, что он был безграмотным и совсем не умел писать. Это тоже неоднозначная и спорная версия. Но, как бы то ни было, доподлинно известно, что среди множества писем царю или кому-бы то ни было ещё нет ни одного документа, написанного собственной рукой графа. Так что, миф это или быль — не доказано до сих пор.

Исторические факты говорят о том, что в 14 лет он стал денщиком у Петра Первого, то есть, его слугой. Но, со временем, благодаря своему уму, смекалке и юмору смог стать другом царя и сделать блистательную карьеру.

Перечисление всех его регалий займёт много времени. Вот лишь некоторые из них: граф, князь Священной Римской империи, генералиссимус морских и сухопутных войск, адмирал, генерал-губернатор Санкт-Петербурга. Он принимал участие, практически, во всех крупных сражениях во времена Петра Первого как на суше, так и на море.

Александр Данилович лично участвовал во многих битвах Северной войны. Его отличала смелость, острый ум, интуиция и неиссякаемая энергия. Все эти качества, слитые в одном человеке, позволяли говорить о нём как о незаурядном полководце, прекрасном стратеге. Так, например, в битве под Полтавой под князем было убито наповал 3 лошади. Сам же Александр Данилович оставался невредим — сама судьба хранила этого человека.

В битвах на территории Польши он воевал вместе с другим сподвижником Петра Первого Яковом Брюсом. Они были очень похожи такими чертами характера как смелость, преданность царю и Отечеству и быстро стали друзьями.

Меншиков имел огромное влияние на Петра Великого, его слово при принятии важных государственных решений, было вторым после царя (а после его смерти и первым). Кроме того, будучи действительно верен царю и умея хранить тайны, он был верным другом и советником во всех личных делах Петра.

Нисколько не умаляя заслуг князя Меншикова, невозможно не сказать ещё об одной черте характера Александра Даниловича Меншикова. Он очень любил деньги. И не просто любил, а всеми способами старался приумножить личный капитал.

Кроме того, что он получал огромные суммы и подарки в виде земель, поместий и крепостных за участие в военных битвах, граф обманом приобретал земли, деревни, укрывал беглых крестьян и раскольников, собирая с них плату за своё молчание и проживание этих людей на своих землях.

И, конечно, злоупотребления властью и казнокрадство. Именно эти черты характера графа, в принципе, и явились причиной судебного разбирательства, начатые в 1715 году. По его итогам, у графа Меншикова было изъято 13 миллионов (!!!) рублей, вдобавок двести пудов золотой и серебряной посуды и другого имущества. Также огромное количество крепостных, участков земли и домов.

Дело о злоупотреблениях тянулось много лет. В 1727 году граф Меншиков был сослан в Сибирь, где, вскоре, и умер в возрасте 56 лет. Это произошло в 12 ноября (23 ноября по новому стилю) 1729 года.

И ещё хотелось бы отметить один нюанс

Обратите, пожалуйста, внимание: правильно писать и говорить именно Меншиков, а не Меньшиков. Уж, извините, но я знаю, что многие произносят эту знаменитую фамилию с мягким знаком

Это неверно. Откуда я это знаю? Скажу по секрету: сама так говорила некоторое время назад пока не стала копаться в этой очень интересной теме.

Примечания

  1. 1234 Меншикова башня. Альманах «На память будущему» (2014). Проверено 30 марта 2020.
  2. 12 Передача подворий автокефальным Православным Церквам // Журнал Московской Патриархии. — 1948. — № 8. — С. 66—68.
  3. Низовский, 2003, с. 51.
  4. Волков, 2007, с. 142.
  5. 12Букин А. Любимая игрушка светлейшего князя // Наше время. — 2004. — № 214.
  6. Чистые пруды. Moscow.org. Проверено 30 марта 2020.
  7. Мясников, 2012, с. 131.
  8. 123456Дроздов Д. Историческая Москва. Увлекательный путеводитель по центру нашего города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 428 с. — ISBN 978-5-227-04182-1.
  9. 12345Пятнов П. Меншикова башня – «сестра башни Ивана Великого» // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2013. — № 3. — С. 98—101.
  10. Паламарчук, 1994, с. 87.
  11. Фочкин, 2020, с. 206.
  12. Яралов, 1981, с. 97.
  13. Волков, 2007, с. 144.
  14. 123 Самая высокая башня города. Вечерняя Москва (7 октября 2013). Проверено 30 марта 2020.
  15. Розанов, 1877, с. 22.
  16. Церковь Гавриила Архангела. Храмы России. Проверено 30 марта 2018.
  17. 12 Фочкин, 2020, с. 209.
  18. Мясников, 2012, с. 132.
  19. Розанов, 1877, с. 36.
  20. Волков, 2007, с. 146.
  21. 12 Церковь Федора Тирона и Архангела Гавриила. Узнай Москву. Проверено 30 марта 2020.
  22. Постернак К. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко // Журнал Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2013. — № 2(11). — С. 115—127.
  23. Низовский, 2003, с. 53.
  24. Домшлак, 1989, с. 247.
  25. Домшлак, 1989, с. 249.

Архитектура

Меншикова башня выполнена в европейском стиле. Её стены оформлены в классическом ордере и декорированы белокаменной лепниной, скульптурами, гирляндами из цветов и фруктов. Главный вход украшают массивные волюты.

При реставрации башни после пожара её расписали изречениями: «Дом Мой — дом молитвы», «Аз есмь путь к истине и живот», «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое» и другими. Под куполом находилось Всевидящее Око, на южной стене между двумя окнами — Святая Чаша с надписью «Redemptio mundi», что значит «искупление мира». Внутри алтаря был изображён орёл, смотрящий на солнце, у жертвенника — лавровое дерево, а справа от него — лилия. Изображения и надписи были уничтожены в 1862 году.

В основании волют сохранились остатки балюстрад, прежде венчавших угловые части нижнего яруса. Над входом находятся рельефные изображения Архангелов Гавриила и Михаила, а над западным входом — композиция «Вознесение Христово». Между рядами окон располагаются скульптурные вставки: атрибуты христианства и надписи в картушах. Оригинальной скульптурной отделки практически не сохранилось, современный декор состоит в основном из цементных копий.

Основная часть интерьера внутри башни осталась такой, какой она была при строительстве. Обходные галереи, балкон над иконостасом и выступы ложи задают многоплановость организации пространства. Стены украшают сюжетная живопись, карнизы и картуши с изображениями херувимов. В трапезной находятся кариатиды галереи и горельефные ангелы над картушами.

В 1704 году по приказу Александра Меньшикова началось строительство Церкви

В самом конце XVII веке князь Меншиков, выкупив землю в Мясниках к северу от храма, построил обширную усадьбу на месте нынешнего Главпочтамта. Также он занялся благоустройством прилегающей территории.

По его приказу были полностью очищены Поганые пруды, впредь было запрещено сбрасывать в водоем отходы. С тех пор они были переименованы в Чистые.

Князь Александр Данилович Меншиков. По его приказу храм святого Архангела Гавриила был перестроен в стиле «петровского барокко»

Приобретя новое владение, князь стал прихожанином старинной церкви. Для его семьи она стала домовой церковью при московском дворце.

1704

в этом году деревянную церквушку снесли и на ее месте стали возводить новое здание

В начале XVIII века Меншиков принимает решение перестроить храм в новом стиле. В 1704 году по его приказу деревянную церквушку снесли и на ее месте стали возводить новое здание.

Существует мнение, что своенравный Меншиков хотел уязвить москвичей — построить сооружение выше и красивее храма Ивана Великого.

Улица Мясницкая. Слева церковь Архангела Гавриила XVIII век

По одной из версии, новый каменный храм был нужен Александру Даниловичу, чтобы устроить в нем придел для чудотворной иконы.

По преданию, Образ Полоцкой Божией Матери, написанный самим евангелистом Лукой, Меньшиков привез из Полоцка. В 1706 году в храме был сооружен Введенский придел куда была помещена древняя икона.

Храм-башня. Как церковь Архангела Гавриила была самым высоким зданием Москвы

Недалеко от Чистых прудов находится архитектурный шедевр русского зодчего Ивана Петровича Зарудного – храм Архангела Гавриила, построенный в виде башни. Она на полторы сажени превзошла колокольню Ивана Великого и стала прототипом Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. У церкви есть второе название — Меньшикова башня: ведь построена она была благодаря фавориту Петра I.

В 1699 году правая рука Петра I, еще граф, а в скором будущем – светлейший князь Александр Данилович Меньшиков купил землю на Мясницкой улице, на месте, которое сегодня занимает здание Центрального почтамта. Петр еще не приступил к строительству Петербурга, о переносе столицы никто всерьез не думал, так что Меньшиков собирался обосноваться в новом имении всерьез и надолго.

Он очистил смердевшие Поганые пруды, куда мясники, торговавшие на Мясницкой улице, сбрасывали отходы, и переименовал водоем в Чистые пруды. Располагавшийся на его участке храм Архангела Гавриила Меньшиков обновил и сделал домовой церковью своей семьи. Но вскоре решил построить новую церковь на месте старой. Приглашенный для строительства Иван Зарудный вскоре попадет в поле зрения Петра I и станет уже на государственном уровне заниматься наблюдением за иконописанием. А пока он был талантливым архитектором, который составил проект будущего храма и за три года возвел великолепную церковь, бывшую одновременно и колокольней: ее высота — 81 метр, что на 3,5 метра выше колокольни Ивана Великого в Кремле. Она была выше и Сухаревой башни. Так, новый храм стал самым высоким зданием в Москве.

Стены церкви Зарудный оформил в классическом ордере и декорировал белокаменной лепниной, скульптурами, гирляндами из цветов и фруктов, а главный вход украсил массивными «завитками»-волютами. Здание стало одним из самых ярких образцов петровского барокко. Первоначально церковь имела пять каменных уровней, и ее венчал 30-метровый шпиль с фигурой Гавриила, в руке архангел держал крест. В 1708 году на колокольне установили 50 колоколов, а на верху башни поставили часы английской работы с курантами. Они били каждые 15, 30 и 60 минут, а в полдень звонили все колокола.

Меньшиков поместил в новый храм ценнейшую святыню – икону Полоцкой Божьей Матери, предположительно, кисти самого евангелиста Луки. Александр Данилович привез ее в Москву после битвы под Калищем, где его войска одержали победу. Впоследствии икону удалось спасти во время пожара церкви. Меньшиков перевез образ Богоматери в Петербург, и там икона пропала после того, как в 1727 году указом одиннадцатилетнего Петра II Меншиков был арестован и отправлен в ссылку.

Когда в 1710 году Петр I назначил Меньшикова губернатором Санкт-Петербурга, башня еще была не достроена. Но царский фаворит уехал из Москвы, забрав с собой почти всех мастеров. Зарудный сообщал князю о том, что церковь необходимо достроить – иначе она начнет разрушаться, но у того уже были другие приоритеты.

В июне 1723 года произошел ряд трагических и зловещих происшествий: один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день, когда его отпевали, разразилась гроза. Молния ударила в шпиль, начался сильный пожар, который продолжался несколько часов и уничтожил деревянные перекрытия верхнего яруса. Упавшие колокола проломили своды церкви и обрушились на людей, которые в это время спасали церковные ценности.

После этого целых пятьдесят лет служба велась в малых приделах храма, а восстанавливать его начали лишь в 1773 году – на средства знаменитого масона Гавриила Измайлова. Он распорядился убрать один ярус, колокола и шпиль, а купол церкви был сделан в стиле барокко. На стенах храма появились масонские знаки. В 1852 году гонитель масонства митрополит Филарет приказал уничтожить их, но и после этого знаки продержались еще десять лет.

Со временем на месте дворца Меньшикова построили почтамт, а храм передали этому ведомству. Он стал называться церковью Архангела Гавриила при почтамте. Через полвека лет почтамт перестал выделять деньги на финансирование церкви, и она стала приходской.

После революции храм закрыли и чуть не снесли. Во время войны здание пострадало от бомбежки, и в 1948 году прошла его реставрация под руководством специалистов отдела государственной охраны памятников архитектуры Москвы. Примерно тогда же храм был передан подворью Антиохийской Православной Церкви, и в нем снова начали проводить богослужения.

История строительства Меншиковой башни

Впервые «церковь Гавриила Архангела в Мясниках» упомянута в документах от 1551 года. Во 2-й половине XVII века она была перестроена в камне. В 1699 году владения к северу от нее скупил сподвижник царя, Александр Данилович Меншиков.

На месте нынешнего Почтамта был построен усадебный дом. В 1704 году началось строительство существующего ныне храма, которое закончилось в 1707 году. Меншикова башня поражала своей высотой (81 метр) и великолепием отделки. В ее создании принимали участие отечественные и зарубежные мастера, среди которых были И.П.Зарудный, Трезини, Фонтана и др. В 1708 году были установлены часы английской работы с курантами. На колокольне подвесили пятьдесят колоколов. Венчал Меншикову башню тридцатиметровый шпиль с позолоченным ангелом.

Вероятно, архитектор И.П.Зарудный является также автором достройки палат думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве.

После того, как Меншиков в 1710 году стал генерал-губернатором Санкт-Петербурга и занялся там обустройством своего дворца, работы по внутренней отделке храма замедлились.

По теме: Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге

Реконструкция первоначального вида Меншиковой башни

В 1723 году от молнии, ударившей в шпиль Меншиковой башни, возник пожар. Деревянный верх был уничтожен, колокола проломили своды, погибли английские часы, серьезно пострадала и близившаяся к завершению внутренняя отделка храма.

В 1773-1779 годах Меншикова башня была восстановлена, заново возведены своды центральной части, заложены проемы звона. На месте статуй поставили белокаменные вазы. В 1821 году храм Архангела Гавриила стал «почтамтским», а в середине того же века — приходским.

В ходе реставрации 1830 годов предполагалось открыть звоны, однако это так и не было сделано. В это же время была поставлена существующая ныне главка с крестом. В 1960-х годах из разобранной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе сюда был перенесен иконостас работы конца XIX века.

Меншикова башня в середине XIX века

Меншикова башня, фото 1881 года

Рядом с Меншиковой башней в 1782-1806 годах в качестве зимнего храма «под колоколы», была возведена церковь Федора Стратилата. Проект приписывается И.В.Еготову. С 1821 года Федоровская церковь также становится почтамтской. В конце XIX — начале XX века в окрестных переулках и на Мясницкой улице начали строить многоэтажные доходные дома, и красавица-башня оказалась закрытой ими.

Меншикова башня и церковь Федора Стратилата, фото советского времени

Церковь Федора Стратилата и храм Архангела Гавриила (Меншикова башня)

Главка Меншиковой башни

Меншикова башня в Москве

Меншикова башня в Москве

Увы, фотографировать внутри нельзя, хотя строение, действительно, уникальное, и очень жаль, что я не могу показать эту красоту.

Примечания

  1. Згура В.В. Старые Русские Архитекторы / П.П. Муратов. — Москва-Петроград: Государственное издательство, 1923. — С. 6-7. — 64 с. — (Искусство).
  2. [www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?did=417&sid=299 Исторический обзор] Православие.Ру
  3. Святыни древней Москвы . М., 1993, стр. 82.
  4. [www.sedmitza.ru/text/656478.html Подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве]
  5. [www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-archangelgavriil.htm Московская церковь св. Архангела Гавриила] Православие.Ру
  6. Москва съ ея святынями и священными достопримѣчательностям . М., 1888, стр. 117.
  7. ЖМП. 1948, № 9, стр. 65.
  8. ЖМП . 1948, № 8, стр. 67.

В каком стиле построен храм?

Таким образом, ознакомившись с историей, необходимо также и узнать, в каком же стиле построена церковь. Меншикова башня представляет собой настоящий образец «петровского барокко». Также считается, что этот храм — один из самых ранних образцов такого стиля, сохранившихся в Москве. Стоит разобраться, каковы же отличительные черты этого стиля, а также в чем состоит его особенность.

В основном этот термин относится к архитектурному стилю, который был одобрен Петром I. Множество примеров можно увидеть в Санкт-Петербурге, где это решение активно использовалось при постройке зданий различного назначения. Стоит отметить и временные рамки — примерно с 1697 по 1730 гг.

Этот стиль в основном базировался на основе образцов немецкой, голландской и шведской архитектуры. чаще всего можно отличить по некоторым характерным чертам, например таким, как простое исполнение объемных элементов, четкие линии. В этом стиле, в отличие от других направлений барокко, была разорвана связь с классическим византийским стилем. Это очень важный момент, поскольку такая традиция существовала в русской архитектуре более 700 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector