Феодора, восстановительница иконопочитания

Брак с наследником престола

Когда Феодоре было около 20 лет, она последовала за своим любовником в Египет, в Александрию. Вскоре любовник оставил ее, и она вынуждена была зарабатывать себе на жизнь самостоятельно.

В Александрии Феодора попадает под благотворное влияние просвещенной среды, поскольку в то время этот город являлся крупным научным и культурным центром своего времени и знакомится с монофизитством, которому впоследствии будет покровительствовать.

Здесь же Феодора знакомится с патриархами Севиром Антиохийским и Тимофеем IV Александрийским, которые в проповедях любили обращаться к женщинам. Возможно, именно они способствовали изменениям в образе жизни будущей императрицы.

Вернувшись в Константинополь, Феодора прекращает актерскую работу и обеспечивает свою жизнь рукоделием. Феодора любила заниматься ремеслом сидя у окна. По одной из версий, однажды Юстиниан увидел ее в окне за рукоделием, и тут же потерял голову, насколько прекрасна была эта девушка…

Любовь Юстиниана была настолько страстна, что он пожелал жениться на бывшей гетере. Для этого он просил своего дядю (в то время императора) присвоить Феодоре ранг патриции, но это вызвало сильный гнев жены императора. Так влюбленные не могли оформить свои отношения до 524 года, когда умерла тетя Юстиниана.

После смерти императрицы был принят новый закон «О Браке», разрешавший человеку, достигшему сенаторского звания заключить брак с женщиной низкого происхождения или актрисой. Теперь брак был возможен с личного разрешения императора, при условии, что женщина бросала свое прошлое ремесло. Феодора и Юстиниан обвенчались в 525 году.

В 527 году дядя Юстиниана умирает, и супруг Феодоры восходит на византийский престол, а Феодора становится императрицей.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

В изобразительном искусстве

Императрица Феодора со свитой

Император Юстиниан со свитой Наиболее знаменитое изображение императрицы Феодоры — мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне, уникальное тем, что оно является прижизненным (546—547 годы), а также сохранившимся до наших дней.

Императрица с супругом изображена на двух мозаичных панно, которые располагаются на стенах апсиды. Оба правителя изображены как донаторы, стоящие порознь, они возглавляют две процессии, приносящие дары храму. Оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды.

Лазарев В. Н. пишет, что данные изображения выполнялись, по-видимому, лучшими из равеннских мастеров, которые создали их по столичным образцам — царским портретам, рассылавшиимся в провинции Византийской империи для копирования:

В православной иконописи традиции изображения императрицы Феодоры нет (в отличие от весьма популярного сюжета изображения её тезки блаженной императрицы Феодоры, восстановившей в середине IX века иконопочитание)[источник не указан 363 дня

Ранние годы

Есть несколько указаний на возможное место рождения Феодоры. По словам Майкла Сирийца , она родилась в Маббуге ,
Сирия ; Никифор Каллист Ксантопулос называет Феодору уроженкой Кипра , в то время как Патрия , приписываемая Георгию Кодину , утверждает, что Феодора происходила из Пафлагонии . Она родилась c. 500 г. н.э. Ее отец, Акакий, был дрессировщиком медведей из
на ипподроме в Константинополе . Ее мать, имя которой не записывается, была танцовщицей и актрисой. У ее родителей родились еще две дочери, старшая по имени Комито и младшая Анастасия. После смерти отца, когда Феодоре было четыре года, ее мать привела своих детей в гирляндах на ипподром и представила их просителями Синей фракции . С тех пор Феодора будет их сторонницей.

Согласно « Тайной истории» Прокопия , Феодора последовала примеру своей сестры Комито с раннего возраста и работала в константинопольском борделе, обслуживая клиентов с низким и высоким статусом; позже она выступала на сцене. В своем знаменитом рассказе о Теодоре, основанном на « Тайной истории» , Эдвард Гиббон ​​писал:

По словам Прокопия, Феодора сделала себе имя своим непристойным изображением Леды и Лебедя . Работа актрисы в то время включала как «неприличные выставки на сцене», так и предоставление сексуальных услуг за кулисами. За это время она , возможно, встретил будущую жену Велизария , Антониной , который станет частью женского двора во главе с Феодоры.

Позже Феодора отправилась в Северную Африку в качестве наложницы сирийского чиновника по имени Хецебол, когда он отправился в ливийский Пентаполис в качестве губернатора. Брошенная и подвергшаяся жестокому обращению Гецеболом, на обратном пути в столицу Византийской империи , она на время поселилась в Александрии , Египет . Некоторые предполагают, что она встречалась с патриархом Тимофеем III в Александрии, который был миафизитом , и, возможно, в то время она обратилась в миафизитское христианство. Из Александрии она отправилась в Антиохию , где встретила танцовщицу голубой фракции Македонию, которая, возможно, была осведомителем Юстиниана .

Когда Юстиниан стремился жениться на Феодоре, он был предотвращен римского права от Константина времени, зарешеченное любой из сенаторского ранга из вступающих в брак актрис. В 524 году византийский император Юстин издал новый закон, согласно которому реформированные актрисы могут после этого вступать в законный брак вне своего ранга, если это будет одобрено императором. В том же законе говорилось, что дочери этих актрис также будут иметь право выходить замуж за мужчину любого ранга, что позволило бы внебрачной дочери Феодоры (имя которой было утеряно) выйти замуж за одного из родственников предыдущего императора Анастасия . Вскоре после принятия закона Джастина Юстиниан женился на Феодоре.

Медиа-изображения

Сара Бернар в главной роли Сарда «S Феодоры в 1884 году

Книги

  • Граф Велисарий . Роберт Грейвс (1938). Исторический роман автора I, Клавдия, в котором Феодора является персонажем.
  • В одном из эпизодов фантастического романа Хендрика Виллема ван Луна 1942 года «Жизнь Ван Луна».
  • Феодора и Император . Гарольд Лэмб (1952). Исторический роман, в котором рассказывается о жизни Феодоры, ее отношениях с Юстинианом и ее многочисленных достижениях в качестве императрицы.
  • Сверкающий рог: Тайные воспоминания двора Юстиниана . Пирсон Диксон (1958). Исторический роман о дворе Юстиниана, в котором Феодора играет центральную роль.
  • Самка . Пол Веллман (1953). Подъем Феодоры от проститутки до императрицы.
  • Дочь медвежатника . Джиллиан Брэдшоу (1987). Молодой человек из прошлого Феодоры прибывает во дворец, чтобы узнать правду о некоторых заявлениях, сделанных ему его умирающим отцом.
  • Сарантинская мозаика . Гай Гавриэль Кей (1998). Историческое фэнтези по образцу Византийской империи и истории Юстиниана и Феодоры.
  • В историческом детективном романе Мэри РидЭрика Майера « Один для печали » Теодора — одна из подозреваемых в убийстве, расследуемом лордом Чемберленом Джоном .
  • Бессмертный . Кристофер Голден и Нэнси Холден (1999). Баффи романкоторый упоминает Феодоре работу с вампиром Veronique к бессмертию в 543эры.
  • Теодора: актриса, императрица, шлюха . Стелла Даффи (2010). Исторический роман о годах Феодоры до того, как она стала императрицей.
  • Пурпурный саван . Стелла Даффи (2012). Исторический роман о годах императрицы Феодоры.

Фильм

  • Теодора императрица ди Бизанцио (короткометражка, 1909), также известная как Теодора, императрица Византии . Режиссер Эрнесто Мария Паскуали .
  • Теодора, императрица Бизанцио (1954), она же Теодора, императрица-рабыня . Режиссер Риккардо Фреда . Теодору сыграла Джанна Мария Канале .
  • Кампфум Ром (1968) режиссеры Роберт Сиодмак , Серджиу Николаеску и Эндрю Мартон . В этом фильме ее играет Сильва Кошина .

Видеоигры

  • Теодора — лидер Византии в видеоигре Civilization III и Civilization V в ее дополнении Gods and Kings .
  • Теодора дает миссии Велизарию, главному герою дополнения Last Roman для Total War: Attila .
  • Теодора — один из самых сильных легендарных полководцев в Rise of Kingdoms .

Музыка

Прогрессивная рок-группа Big Big Train поет о самой Теодоре и мозаиках Феодоры и Юстиниана в Равенне в песне «Theodora in Green and Gold» на их альбоме Grand Tour 2019 года.

Религиозная политика

Феодора работала против поддержки мужем халкидонского христианства в непрекращающейся борьбе за господство каждой фракции. В результате ее обвинили в разжигании ереси и, таким образом, подорвали единство христианского мира .

Несмотря на то, что Юстиниан был халкидонцем , Феодора основала миафизитский монастырь в Сикае и приютила во дворце лидеров миафизитов, которые столкнулись с противодействием большинства халкидонских христиан, таких как Северус и Антим . Антимус был назначен Патриархом Константинополя под ее влиянием, и после приказа об отлучении он был спрятан в покоях Феодоры в течение двенадцати лет, до ее смерти. Когда халкидонский патриарх Ефрем спровоцировал жестокое восстание в Антиохии, восемь миафизитских епископов были приглашены в Константинополь, и Феодора приветствовала их и разместила их во дворце Ормисдас, примыкающем к Большому дворцу , который был собственным жилищем Юстиниана и Феодоры до того, как они стали императором и императрицей.

В Египте, когда умер Тимофей III , Феодора заручилась помощью Диоскора, префекта Августа, и Аристомаха, герцога Египта, чтобы облегчить интронизацию ученика Северуса Феодосия , тем самым перехитрив своего мужа, который намеревался халкидонским преемником в качестве преемника. патриарх. Но папа Феодосий I Александрийский , даже с помощью имперских войск, не смог удержаться в Александрии против халкидонских последователей Юстиниана. Когда он был сослан Юстинианом вместе с 300 миафизитами в крепость Делкус во Фракии , Теодора спасла его и привела во дворец Ормисдас. Он жил под ее защитой, а после ее смерти в 548 году — под покровительством Юстиниана.

Когда Сильверия отказались спрос Феодоры , что снять анафему с Папой Агапит I от патриарха Анфима , она послала Велизарий инструкцию , чтобы найти предлог , чтобы удалить Silverius. Когда это было сделано, на его место был назначен папа Вигилий .

В Нобате , к югу от Египта, жители были обращены в миафизитское христианство около 540 года. Юстиниан был убежден , что они должны быть обращены в халкидонскую веру, и Феодора в равной степени решила, что они должны быть миафизитами. Юстиниан устроил так, чтобы халкидонские миссионеры из Фиваиды отправились с подарками Силко, королю нобатов. Но, услышав это, Феодора подготовила своих миссионеров и написала герцогу Фиваидскому, что он должен задержать посольство ее мужа, чтобы миссионеры миафизитов прибыли первыми. Герцог оказался достаточно хитрым, чтобы помешать спокойствию Юстиниану вместо неумолимой Феодоры. Он проследил за тем, чтобы халкидонские миссионеры задержались. Когда они в конце концов достигли Силко, их отправили прочь, поскольку нобаты уже приняли миафизитский кредо Феодосия.

В художественной литературе[ | ]

  • Феликс Дан. Битва за Рим. Роман. (1871—1875).
  • Николай Гумилёв. Отравленная туника. Пьеса.
  • Harold Lamb. Theodora and the Emperor. Роман.
  • Гарольд Лэмб. Феодора. Циркачка на троне. Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. Князь Велизарий. Роман.
  • Валентин Иванов. Русь изначальная. Исторический роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). Юстиниан и Феодора (недоступная ссылка). Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. The Bearkeeper’s Daughter. Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский . Топот бронзового коня. Исторический роман.
  • Джек Олек. Феодора. Исторический роман.
  • Гай Гэвриел Кей. Сарантийская мозаика. Дилогия. Императрица Аликсана повторяет историю Феодоры[источник не указан 186 дней ].
  • Пол Уэллмен. Феодора. Роман.
  • Артур Конан Дойль. Возвращение на родину. Рассказ
  • Гэри Дженнингс. Хищник. Роман.

Блуд – тяжкий грех

Вроде бы понятная христианская истина, а ее серьезность повсеместно попирается. Действительно, сложно человеку бороться с собой, тем более, когда кажется, что голосом сердца говорит страсть. Блуд (к нему же отнесем и прелюбодеяние) на первую пробу сладок, но горек в своих плодах. Общественное сознание извратилось настолько, что добрачные связи, измены и разводы стали некоей, пусть и печальной нормой. Проблема в том, что блудом человек грешит против собственного тела, которое есть Божий храм. Мало-мальски выстроенная духовная жизнь разрушается до основания, если же совершен акт измены (прелюбодеяния), то это ставит под серьезный удар и сам брак, и вместо крепкой связи между супругами возникает глухая стена. Меньше всего в вопросах, касающихся блудных связей, стоит слушать «общественное мнение», которое запросто подведет под монастырь, как это случилось с преподобной Феодорой.

Трагедия святой заключалась в том, что на нее, красивую замужнюю женщину, положил глаз один богатый мужчина. В поисках пути к сердцу Феодоры он идет на хитрость и подсылает к ней сводницу, которая убеждает еще не сдавшуюся в объятия греха, но терзающуюся сомнениями даму: ночью Бог греха не видит! Аргумент, что называется, «зашел», и Феодора решилась на измену. Естественно, сладкий в начале, грех стал горьким в продолжении. Понимая, что серьезно ошиблась, Феодора пошла к игуменье, в беседе с которой в стенах обители отчетливо  почувствовала, какой тяжелый грех совершила.

Историография

Основными историческими источниками ее жизни являются произведения ее современника Прокопия . Историк предложил три разных образа императрицы. Войны Юстиниана , в основном завершившиеся в 545 году, изображают мужественную и влиятельную императрицу, которая спасла трон Юстиниану.

Позже он написал « Тайную историю» . Работа иногда интерпретировалась как выражающая глубокое разочарование в императоре Юстиниане, императрице и даже в его покровителе Велизарии. Юстиниан изображен жестоким, продажным, расточительным, демоническим и некомпетентным; Что касается Феодоры, то читателю дается подробное изображение пошлости и секса с несовершеннолетними в сочетании с проницательной и расчетливой подлостью. С другой стороны, ученые, разбирающиеся в политической риторике той эпохи, рассматривали эти утверждения из Тайной истории как шаблонные выражения в рамках традиции инвектив.

« Здания Юстиниана» Прокопия , написанные, вероятно, по мотивам «Тайной истории» , представляют собой панегирик, изображающий Юстиниана и Феодору как благочестивую пару и представляющий их особенно лестно. Помимо благочестия, ее красота восхваляется традиционным языком риторической формы текста. Хотя Феодора была мертва, когда эта работа была опубликована, Юстиниан был жив и, возможно, заказал эту работу.

Ее современник Иоанн Эфесский пишет о Феодоре в своей книге «Жития восточных святых» и упоминает внебрачную дочь. Феофан Исповедник упоминает о некоторых семейных отношениях Феодоры с фигурами, не упомянутыми Прокопием. Виктор Тонненненсис отмечает ее родственные отношения со следующей императрицей Софией .

Михаил Сириец , Хроники 1234 года и Бар-Гебрей помещают ее происхождение в город Даман, недалеко от Каллиникоса , Сирия . Они делают альтернативный отчет по сравнению с Прокопием, делая Феодору дочерью священника, с самого рождения обучавшегося благочестивым практикам миафизитства . Это поздние миафизитские источники, в которых упоминается ее изображение среди членов их веры. Миафизиты склонны считать Феодору своей собственной. Их рассказ также является альтернативой тому, что говорит современник Иоанн Эфесский. Многие современные ученые предпочитают рассказ Прокопия.

Путешествия

Один из самых удивительных греческих храмов находится на полуострове Пелопоннес, в районе Аркадия, недалеко от деревушки Васта и представляет собой невысокое ветхое здание, на крыше которого растут 17 деревьев около 30 м высотой. Казалось бы, церковь давно должна разрушиться под их тяжестью, однако, вопреки всем законам физики, она продолжает стоять уже десять веков подряд.

По преданию, храм был построен местными жителями в первой половине XII века в честь великомученицы Феодоры, которая была несправедливо убита на этом самом месте. В то время в Византийской империи, к которой относилась эта часть Греции, была введена обязательная воинская повинность, согласно которой каждая семья должна была выделить одного воина или заплатить большой денежный налог. Феодора же была из бедной крестьянской семьи, в которой были только дочери, и, чтобы спасти своих родных от непосильного бремени, 17-летняя девушка пошла служить в армию, выдав себя за мужчину.

Храбро сражаясь, Феодора быстро снискала себе славу и уважение, однако одновременно и навлекла на себя беду. В красивого бесстрашного воина влюбилась молодая девушка, которой Феодора не могла ответить взаимностью. Рассердившись, отвергнутая поклонница решила жестоко отомстить и обвинила, как она думала, мужчину в том, что он силой обесчестил ее и теперь отказывается жениться. Тогда Феодору приговорили к смертной казни, и девушка, не открыв правды, чтобы не рисковать благополучием своей семьи, пошла на верную смерть.

В последние минуты жизни она обратилась к Господу со словами: «Пусть мое тело станет храмом, волосы — деревьями, а кровь — ручьем». И если верить преданию, мольба была услышана: на месте смерти Феодоры забил родник, и местные жители, пораженные таким чудом, построили здесь храм, на крыше которого будто сами собой выросли 17 деревьев.

Совет

Обязательно наденьте удобную обувь и не забудьте взять с собой бутылочку для святой воды. Несмотря на то что в храм пускают в любой одежде, женщинам лучше все-таки иметь при себе платок или косынку.

Как добраться

Лучше всего посетить церковь в период с апреля до середины октября, когда в Греции стоит ясная теплая погода и еще нет дождей. Добраться до храма можно несколькими путями: на машине или экскурсионном автобусе от Афин до деревни Васта (и тогда дорога займет у вас два-три часа) или из города Триполи, следуя по дороге Триполи — Каламаки, до города Мегалополис, а затем свернув на трассу Исари — Васта (маршрут D6). В этом случае вы доберетесь до места всего за полтора часа. Однако какой бы способ вы ни выбрали, имейте в виду, что последние 6 км вам придется идти пешком по извилистой горной дороге.

MariaMaruskina В храме царит какая-то особая благодать, быть может, это только мои эмоции, но пишу, как чувствуется. Тихо, спокойно, как будто вокруг никого и нет. Мы с мужем провели здесь несколько часов, и уходить нам совсем не хотелось. Выслушали множество историй о чудесном исцелении и встретили очень много приятных и светлых людей. Муж человек хоть и не верующий, но был очень впечатлен тем, как деревья буквально поддерживают стены церкви. В следующем году собираемся приехать сюда вместе с дочкой.

Бегайте блуда, готовьтесь к искушениям

Совершив грех, осознав его, раскаявшись, естественно, нужно сделать и соответствующие выводы. Главный – не повторять ошибок и приложить максимум внимания к себе, потому что враг рода человеческого хитер, и обязательно попытается вновь сорвать вас в пропасть после восстановления. В общем, это знакомая многим христианам история: согрешил-покаялся-восстановился… и вроде хорошо, а потом внезапно снова впал в тот же грех. Сказать по правда, эта карусель может продолжаться в жизни очень долго. Но нужно делать выводы и двигаться дальше. Поэтому, если блуд снова замаячил на горизонте, нужно постараться взять себя в руки и (иногда буквально) сбежать от эмоций, чувств или объекта страсти.

У преподобной Феодоры был в жизни жуткий эпизод: пойдя за хлебом из монастыря в Александрию, она остановилась по пути в другой обители. Там проживала дочь игумена, который и отправил преподобную за провизией. Поскольку Феодора выдавала себя за мужчину (а внешностью была красива), то стала объектом пристального внимания… дочери игумена. Но Феодора сумела победить страсть, а вот блудница – нет, согрешив с другим гостем обители и забеременев. Впоследствии же преподобную обвинили блудном грехе и отдали ей на попечение незаконнорожденного ребенка (с которым она и нянчилась до конца жизни). Феодора мужественно перенесла испытания, воспитала достойного отрока (он позже стал игуменом этой обители), а опороченная клеветой честь была восстановлена после кончины святой, когда открылось, что она была женщиной. Так, стоя до конца в чистоте и покаянии, преподобная Феодора победила последствия греха и вошла в историю как образец святости.

Оценка личности современниками и потомками

Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:

  • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
  • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей;
  • яковитский летописец Михаил Сириец (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
  • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился от страха перед двуестественниками , которые грозили ему смертью».

Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать её владычицей». При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям.

Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана[источник не указан 1437 дней]. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

использованная литература

  • Ханс-Георг Бек: Kaiserin Theodora und Prokop: der Historiker und sein Opfer . Мюнхен 1986, ISBN  3-492-05221-5 .
  • Хеннинг Бёрм: Прокопий, его предшественники и генезис Анекдоты: антимонархический дискурс в поздней античной историографии . В: Хеннинг Бёрм (ред.): Антимонархический дискурс в античности . Штутгарт, 2015 г., стр. 305–346.
  • Брайс, Джеймс (1911). «Феодора»  . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 761–762.
  • Джеймс Эванс: Императрица Феодора. Партнер Юстиниана . Остин 2002.
  • Джеймс А.С. Эванс: Игра власти в Византии. Антонина и императрица Феодора . Лондон 2011.
  • Линда Гарланд: Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг . Лондон 1999.
  • Хартмут Леппин: Теодора и Юстиниан . В: Hildegard Temporini-Gräfin Vitzthum (ред.): Die Kaiserinnen Roms. Фон Ливия бис Теодора . Мюнхен 2002, стр. 437–481.
  • Миша Майер: . В: Рейнский музей филологии 147 (2004), стр. 88 и далее.
  • Дэвид Поттер: Теодора. Актриса, Императрица, Св . Оксфорд 2015, ISBN  978-0-19-974076-5 .

Источники и историография

См. также: Тайная история

Сара Бернар в пьесе Сарду «Феодора» (рисунок Д. Кларина, 1902 год)

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история

» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история

», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами », была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории » представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола ». И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории

»

По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого ». Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип ».. Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

» и «Церковная история ».

Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А. В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры».

У храма св. Феодоры Васты

Когда время не властно

По всем существующим законам, храм Агиос Феодора на Пелопоннесе давно уже должен был бы попросту развалиться и от собственного возраста, и под тяжестью высоких деревьев. Их стволы прорастают прямо из стен и крыши древнего строения.

А корни деревьев насквозь пробивают каменную кладку.

Но, вероятно, они стали своеобразным каркасом, который вот уже 900 лет удерживает стены маленькой постройки от разрушения.

И что поражает — внутри церкви ни стволов, ни корней деревьев нет.

Я смогла найти только небольшую веточку, которая пробилась сквозь штукатурку. Удивительно, но на ней были зеленые листочки. И это при условии, что внутри нет никакого освещения.

И еще на стенах сохранились старинные образы. Даже они не разрушились под «натиском» мощных деревьев.

Вход в церковь очень низкий: приходится пригибаться, чтобы зайти внутрь. Слева перед ним установлена икона святой.

А над невысокой дверью, в треснувшем стволе дерева установлено распятие и лежат цветы.

За эти 9 веков, конечно, было и такое, что какое-то дерево засыхало. Но на его месте тут же вырастало новое. Но их всегда было 17.

Современное паломничество

Эта греческая достопримечательность очень популярна среди туристов и паломников. Ежедневно к этому небольшому храму, находящемуся в глубине горного массива приезжает множество туристических автобусов.

При въезде на территорию объекта есть большая парковка. Вокруг все обустроено и ухожено. Вокруг восхитительные цветочные поляны в окружении гор и леса.

Есть два ресторана, которые принимают экскурсионные группы.

Рядом есть детская площадка.

Можно посидеть в тенечке на лавочках и полюбоваться окружающей красотой.

На лужайке пасется пони.

А за спокойствием на территории следит собака.

Среди этого антуража очень непросто разглядеть маленькую церквушку, ради которой это все и обустраивалось.

Чтобы подойти к ней, нужно пройти по мосту через небольшую речку.

Прямо расположена церковная лавка. А также специальные подсвечники, куда можно поставить свечи и помолиться святой.

О чем молятся? Феодору просят о заступничестве и помощи в установлении справедливости. Но вообще-то, нет никаких ограничений — о чём можно молиться Агия Феодоре. Каждый человек приходит сюда со своими проблемами и вопросами. И по их отзывам, по их рассказам понятно, что люди часто помощь получают.

На ветке одного из деревьев подвешены колокола.

Справа будет сам храм. Когда приезжает экскурсионный автобус, то возле него собирается огромное количество народа. А малая церквушка может вместить всего несколько человек. Поэтому образуются очереди из желающих заглянуть внутрь.

Небольшой совет: лучше немного подождать, пока толпа разойдется. Обычно, это происходит довольно быстро: приехавшие туристы бегут в церковный магазин за свечами, быстро их ставят, затем пробегают вокруг церкви, фотографируются, заглядывают внутрь.

И возвращаются к автобусу. Ну еще могут водички в источнике набрать.

Поэтому через 15-20 минут на территории вновь восстанавливается тишина и спокойствие. И можно спокойно наслаждаться этим удивительным местом.

С обратной стороны храма можно наблюдать другие чудесные деревья: то ли корни у них начинаются еще над землей, то ли несколько стволов объединились в один.

А еще очень удивили деревья в лесу, стволы которых как плотным зеленым покрывалом укрыты плющом.

Это придает им еще больший объем и значимость. И подчеркивает волшебство и таинственность этого места.

В общем, чудес здесь предостаточно! Возможно именно поэтому крошечная церковь Агия Феодоры Васты (Agia Theodora, Αγία Θεοδώρα) занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector