Удивительная жизнь матушки алипии киевской

«Как после такого не поверишь»

Несмотря на то, что Голосеевский монастырь один из самых «молодых» в Киеве (он построен  в 1993 году) и к тому же мужской, с каждым годом его стремятся посетить все больше самых разных людей – сюда приходят и многодетные матери, добирающиеся на попутках, и хорошо одетые люди на дорогих иномарках. Едут, чтобы просить о помощи, потому что о чудесах Алипии ходят легенды. Люди просят об исцелениях от болезней, о благополучии в семье, о финансовой стабильности.

К концу каждого месяца к ее мощам съезжаются тысячи паломников со всей страны. А в день смерти матушки – 30 октября – их число достигает сотни тысяч.

Скромно одетая женщина в платке, представившаяся Анной, рассказала «КП» в Украине, что приехала вместе с маленьким сыном из Белой церкви. В этом году она уже будет не о помощи просить, а благодарить за чудо.

– У меня сын – Кирюша – ему 10. – улыбается Анна. — 4 года назад у нас обнаружили лимфому. Мы тогда все продали – дом в Ирпени, родительскую однушку под Киевом. Деньги заканчивались, а лечение не помогало. Я раньше не верила, думала, ну не может просто молитва, вера кого-то излечить. А потом нас направили в хоспис. Помню, как сейчас – воскресенье, два года назад, это 29 октября было, иду я по дороге мимо Флоровского монастыря, и падаю прямо перед входом. Упала и вою – Господи, что же ты так не справедлив, что забираешь у меня единственного сына! И тут ко мне подходит женщина, говорит – «ты Бога не гневи. Сходи лучше в Голосеевский монастырь, приложись к мощам целительницы Алипии. Свечку поставь, записочку оставь, попроси, чтобы здоровья дала твоему сыну. Только не умом проси, а сердцем. Без корысти». Я как в тумане бросилась туда, просила. А спустя два месяца нам биопсия показывает – все чисто. Опухоль отступила. Как после такого не поверишь?

Крест над храмом

Предсказала прозорливая матушка и день своей кончины — 30 октября 1988 года. Похоронена блаженная старица была на Лесном кладбище Киевского Федоровского женского монастыря, на Подоле, что само по себе стало чудесным событием. Ведь у Алипии не нашлось ни паспорта с пропиской, ни какого-либо другого документа, подтверждающего её личность, и, тем не менее, власти Киева дали разрешение на погребение блаженной в черте города. Вскоре после смерти блаженной стало известно о чудесах исцеления, происходящих на её могиле, к которой потянулись страждущие со всей округи. Мощи матушки Алипии были обретены 18 мая 2006 года и перенесены в нижний придел строившейся церкви Живоносный Источник — главного храма возрождённой Голосеевскои пустыни. Многочисленные паломники впоследствии рассказывали о чуде, произошедшем здесь вскоре после переноса останков блаженной. Когда у останков Голосеевскои старицы была отслужена первая панихида, люди, вышедшие из церкви, увидели в небе сверкающий крест, который исчез лишь через некоторое время.

Метки: церковь, православие, предсказание, Тайны 20 века, Киев, пророчество, помощь, Авдеева, блаженная

  • Назад
  • Вперед

Помощь и наставления блаженной

Матушку Алипию в основном описывали люди, которые приходили к ней за помощью или обращались во время молитв в Вознесенском храме. Все они говорили о ней, как об очень добром и милосердном человеке. Люди рассказывали о ее смирении, кротости и добродетели. Одна женщина говорила о своем удивлении. Матушка Алипия не имела ничего своего. У нее не было удобств и иногда элементарной крыши над головой. Однако одежда ее всегда была чиста, как и душа, а на лице сияла улыбка. Ее часто ласково называли Липа.

Кто-то удивлялся и ее стойкости, непреклонности в отношении веры. Матушка всю свою жизнь строго соблюдала пост, что не могло не вызывать уважения. Другие же часто ругали ее за непомерный груз, который блаженная возложила на свои плечи.

Так или иначе, Алипия совершала чудеса и праведно несла волю Божью людям и за это она снискала всеобщую любовь.

Предсказания старицы

При жизни матушка Алипия обладала даром предсказания. Стоит сказать, что некоторые действительно исполнились.

Именно так блаженная старица предсказала одну из самых страшных катастроф в истории человечества — взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1868 года. За две недели до происшествия Алипия стала очень беспокойной и вдруг однажды закричала «Тушите огонь! Не пускайте газ! Господи! Что будет на Страстной неделе!».

Еще одно страшное предсказание пока не сбылось. Многие уверены, что речь идет о Третьей мировой войне:

Еще одно предсказание, которое уже исполнилось — это раскол Украинской Православной церкви. Он начался из-за митрополита Филарета, изображение которого матушка кинула в огонь. Его она называла «волк», «вражина».

Наставления

К матушке часто обращались за советом, и так сохранилось несколько ее самых распространенных речей:

  1. Терпи! Ох, как тяжело будет — все терпи! Не плачь, а молись Богу.
  2. Когда тебе будет плохо или какая-то нужда — приходи на могилку и скажи мне.
  3. А с зарплаты — Богу дай.
  4. Венчанным грех разводиться. Нельзя топтать венец.
  5. Никогда не осуждай и спасешься.
  6. Кто животных кормит, тот голодной смертью не умрет. Животных убивать грех. Душа даром не пропадает.
  7. Будущим священникам: бери только то, что тебе положено. Церковные деньги — это угли, горящие на головы.

Как просить помощи у матушки Алипии

Самое главное, что нужно помнить при молитве — искренняя и чистая вера. Также стоит соблюдать такие правила:

  • говорить нужно негромко, а лучше про себя;
  • лучше всего если человек будет молиться 3 раза в день;
  • если человек просит за кого-то, то нужно громко произносить его имя;
  • после прошения нужно поблагодарить.


Рака с мощами матушки Алипии

Чудеса исцелений

Прошло много лет со смерти блаженной, но до сих пор собираются свидетельства о ее чудотворной силе и помощи. Чаще всего люди рассказывают об исцелении от болезней:

  • «У меня обнаружена опухоль, в операции мне было отказано, из-за больного сердца. После посещения могилки, Алипия явилась мне во сне. Через неделю, мой онколог сказал, что опухоль уменьшилась, а потом исчезла».
  • «У меня болели ноги, а на венах завязались узлы. Однажды я задела узелок, из него полилась кровь. Я сидела на полу и пыталась ватным тампоном остановить кровотечение, молилась Блаженной Алипии. После молитвы я отняла тампон от раны, но крови больше не было».

Блаженная матушка Алипия оставило свое имя в истории благодаря доброте, терпению, кротости, милосердию и. конечно, истинной неподкупной вере.

https://youtube.com/watch?v=exaKnxiytXA

История жизни матушки Алипии

«Липа в липе»

Так говорили о ней прихожане Киево-Печерской Лавры, указывая на молодую опрятную странницу, простоволосую, со сплетенной в «корзинку» каштановой косой: «Алипия – Липа». Она стояла, как свеча, на службе с небольшой котомкой, в которую складывала подаваемые ей наместником обители архимандритом Кронидом – ее духовником – сухари. Батюшке открыты были дарования молодой подвижницы, а возможно, и ее дальнейший духовный путь юродства и чудотворений, и он благословляет Алипию на необычное послушание – столпничество в дупле огромной липы в овраге за колодцем прп. Феодосия Печерского. Одновременно он постригает ее в мантию. Преподобный Серафим Саровский стоял на камне три года с молитвой Иисусовой. Блаженная Алипия провела в дупле дерева, где можно было лишь стоять согнувшись или на коленях, также три года. Когда зимой вьюга заметала дорожки и снежный покров становился выше и выше, так, что подвижница оказывалась в снежном плену и не могла подняться в Лавру к Божественной службе, о. Кронид сам приходил к дереву с молитвой и вопрошал Алипию: «Ну, что ты там, не замерзла?» «Вашими молитвами, батюшка», – отвечала та. Старец передавал ей сухари и без всяких сантиментов, но с любовью произносил: «Спасайся, дочка» – и уходил восвояси.

Наступала ночь, сияли звезды, на небо восходила белая луна и заливала божественным светом древнюю Лавру, застывший подо льдом седой Днепр, служивший некогда купелью крещения киевлян времен князя Владимира.  Его силуэт на Владимирской горке не был виден, но Матушка знала, что и великий князь невидимо присутствует и здесь, в святой обители, и молится о древнем граде своем и всей земле Русской, погрязшей в тине безбожия и атеизма. О чем думала она, о чем молилась? Может быть, вспоминала свое далекое детство и страшную трагедию в селе Вышелей Городищенского уезда Пензенской губернии – ее благочестивые родители за веру были расстреляны. После этого началась ее многострадальная скитальческая жизнь, сопровождавшаяся тяжелым трудом, преследованиями и нищетой.  «Жила тем, что Бог пошлет, ночевала под открытым небом; часто нанималась на поденную работу, чтобы иметь кусок хлеба и крышу над головой. Пережила гонения и тюрьму, военное лихолетье и преследования властей» (Житие блаженной Алипии).

По воспоминаниям современниц Матушки, видевших ее в тот лаврский период, у нее был «необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд, который делал ее молодой, преображая до девочки-подростка». «Я, тогда еще совсем ребенок, видела необычайную простоту, доступность, душевную теплоту Липы. Она всех любила, жалела, ни на кого не обижалась, хотя ее многие обижали своим непониманием того тяжкого креста, который она взяла на свои хрупкие плечи.

По внешнему виду она походила на странниц, которых в первые послевоенные годы в Киево-Печерской Лавре было очень много. Одетая просто и скромно, она была всегда аккуратной, чистой. От нее не исходило никакого неприятного запаха, какой бывает обычно от людей странствующих, ночующих на вокзалах, долго не моющихся. Для меня до сих пор остается загадкой: как Липе удавалось сохранять свою внешнюю чистоту, красоту и привлекательность, не имея крыши над головой. В ней не было ничего отталкивающего. Три года проводя ночи в дупле большого дерева, не имея пищи, она никогда не роптала, не просила милостыни, питаясь тем, что люди сами ей давали, и часто оставаясь без пищи.

Однажды мы с мамой увидели, как она стирала свое белье прямо в реке, где-то его высушивала и снова надевала на себя. И что удивительно, оно не было мятым, заношенным или порванным. Вещей никаких не имела, кроме небольшой котомки, которую всегда носила с собой» (1).

Биография

К сожалению, мало что известно о жизни матушки Алипии. Родилась она в период с 1905 по 1910 года в Пензенской области в простой семье Авдеевых. При рождении девочке было дано имя Агафья. Блаженная до конца жизни носила иконку своего ангела на спине.

Рождение и детство

Мать — Васса была очень доброй и милостивой женщиной. Она часто помогала беднякам и сиротам, трудилась в храме. Отец — Тихон, как потом расскажет сама блаженная, был очень строг и суров. Мужчина объявил себя постником и питался только сухарями, водой и отваром соломы.

Известно, что Алипия переняла эту привычку у отца и тоже соблюдала строгий пост до конца жизни. Дочь подросла, и тогда родители отдали ее в школу. Учение легко давалось Алипии. Ее перевели в следующий класс, где все дети были старше ее на год. Девочка отличалась умом и сообразительностью, желанием учиться.

Однако счастье не было вечным. В 1917 году с ног на голову была перевернута вся страна. После революции через несколько месяцев разгорелась Гражданская война. Родители Алипии были расстреляны. Над телами родителей будущая блаженная сама читала Псалтырь.

Скитания и репрессии

Девочке пришлось оставить школу, в которой она проучилась всего лишь 2 года. Какое-то время Алипия жила у дяди, но потом начались ее скитания. В 1920-ых годах Алипия приняла монашество в лавре и получила свое новое имя.

Важно! Лавра — в православной церкви это большой монастырь, который имеет огромное духовное и социальное значение. Самая первая лавра в мире была основана в Палестине в IV веке нашей эры

Девушка обошла много обителей, где укрепляла силу своей веры, помогала бедным. Во времена репрессий и гонений на православных Алипию заключили в тюрьму. Там она провела 10 лет. Несмотря на трудности, девушка продолжала молиться, держать пост. До сих пор доподлинно неизвестно, как блаженная матушка смогла оттуда выбраться.

Во время Великой Отечественной войны женщина попала в плен к немцам на работы. Ее спасение из рук фашистов также остается под покровом тайны. После окончания войны Алипия вернулась в Киево-Печерскую лавру, где раньше и приняла постриг.

Это интересно! Киево-Печерская лавра — один из самых первых монастырей, основанных в Древней Руси. Считается третьим Уделом Богородицы и важнейшей святыней православия. Ее строительство происходило во времена правления Ярослава Мудрого в 1051 году. На протяжении долгих лет монастырь рос и потом в 1688 году получил титул лавры.

Окончание земного пути

Здесь блаженная прожила еще 15 лет, пока храмы не были закрыты советской властью. Матушка Алипия снова осталась без крова. Вновь начались скитания по земле, пока не получилось снять небольшое жилье на Голосеевской улице. Блаженная ходила в местные храм, где стали собираться прихожане, почитавшие ее. Здесь она и провела последние свои 9 лет жизни.

Умерла матушка Алипия в 1988 году 30 октября.

Жизнь блаженной была наполнена верой, которая крепла из-за страданий. Рано потеряв родителей, и оказавшись сиротой, Алипия не сетовала на Бога. Она наоборот посвятила ему всю свою жизнь. Так и Господь не оставил свою дочь.

Будучи заточенной в тюрьме во времена репрессий блаженная, не переставая, молилась, читала Псалтырь, соблюдала строгий пост, который был заложен еще в детстве отцов Алипии. Сама матушка потом рассказывала о своем чудесном избавлении от заточения и смерти.


Икона святой матушки Алипии

В общей камере было заключено много православных священников и верующих. Каждую ночь 5 или 6 человек уводили солдаты и уже не возвращали. Так в камере осталось три человека: священник, его сын и матушка Алипия. Отец сказал мальчику, что завтра и их уведут, нужно совершить панихиду. Священник, посмотрев на блаженную, предрек ее освобождение.

В ту же ночь отца и сына увели. Алипия одна осталась в камере, и тогда вдруг открылась дверь. На пороге стоял Апостол Петр. Именно он в ту ночь вывел блаженную матушку к морю. Шли они 11 дней и ночей без воды и еды. Алипия взбиралась по скале, раздирая руки до костей. Господь помиловал ее и подарил свободу и спасение. После этого матушка, каждый день молилась у иконы Апостолов.

Времена Великой войны принесли и свои испытания. Матушка Алипия попала в плен немцев, но смогла освободить из него несколько семей, а потом и сама спаслась по Божьей воле. Блаженная, неся молитву на устах во имя Богородицы, бежала от солдат. Увидела она перед собой стог сена и прижалась к нему спиной, скрестив руки. Долго немцы ходили вокруг стога, все кричали, да так матушку и не нашли.

Посмотрела Алипия на себя и увидела чудесный свет, посланный Богородицей. Именно он защитил блаженную от врагов. Вернувшись в Киево-Печерскую лавру, матушка стала юродивой и была благословлена на подвиг столпничества.

«И память ее в род и род…»

Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии. Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской Лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу. Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:

– А вот ты на Демеевке служишь?

– Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…

– А-а, из собора…

И так каждый раз. «Да, уже забывается старица», – думал отец Мефодий. Но вскоре был назначен настоятелем Демеевской церкви, где и прослужил более 20 лет. Когда я рассказал отцу Мефодию о случае с кинофильмом, он заметил:

– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.

Усыпальница матушки Алипии

А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная, как поступить…

В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое. В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.

– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.

Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.

– Матушка, примите цветы. Говорят, они – символ жизни.

– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.

Эта была их последняя встреча на земле.

Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.

Наставления от матушки Алипии

Стоит прислушаться к наставлениям матушки Алипии, чтобы избежать горя и пережить беды с наименьшими потерями:

  • в ту минуту, когда вам кажется, что от болезни не спасет никакое лекарство, нужно прийти на могилку Алипии и попросить у нее здоровья;
  • никогда не стоит забывать о Боге, он единственный кто поможет верущим;
  • часть своих денег старица наказывала отдавать церкви;
  • если супруги обвенчались, ни в коем случае нельзя расторгать брак;
  • если есть свое хозяйство или скот, за ним нужно ухаживать, в будущем это будет главным источником пропитания;
  • Бог любит тех, кто никого не осуждает;
  • старица оказывала помощь всем, кто к ней приходил, и наказывала остальным так поступать.

Накануне смерти Алипии, вокруг нее собрались почитатели и ученики. Они задавали множество вопросов, в том числе и о том, что делать, когда старицы не станет. Алипия отвечала, что нужно больше молиться Богу и Божьей Матери. В этом найдется спасение каждому.

« Предыдущая запись

Святые подвижники

В Голосеево вели свой подвижнический подвиг такие местночтимые святые, как свт. Филарет (Амфитеатров, 1857 г.), его духовный отец прп. Парфений Киевский (Краснопевцев, 1855 г.) и их ученик прп. Алексей Голосеевский (Шепелев, 1917 г.), а также Христа ради юродивые Паисий (1893 г.) и Феофил (1893 г.).

Прп. Алексий (Шепелев) больше трех десятков лет прожил в Киево-Печерской Лавре и два десятка — в Голосеевской обители. Там же на кладбище и теперь находится его могила. Он умер в 1917 году в возрасте 76 лет. Это был любящий духовный отец, даривший веру и надежду на спасение многим верующим людям.

В 1923 году новая безбожная власть упразднила монастырь, а в 30-е годы храмы были разрушены, а монахи выселены. В начале войны, в октябре 1941 здесь велись ожесточенные бои за Киев, через Пустынь проходила вторая линия обороны. В это же время здесь погибла монахиня Елена, спасшая много людей от голода. Она тоже похоронена на монашеском кладбище Голоссевской Пустыни.

К 70-м годам от монастыря практически ничего не осталось. Сохранилась лишь некоторая часть монашеского кладбища с могилой прп. Алексия, но к ней никогда не переставал тянуться поток верующих людей.

Почитаемая могила

На северной окраине Киева среди сосен и старых берез на несколько километров простирается Лесное кладбище. В глубине, слева от центральных ворот, один из кладбищенских участков будто вырвался из небытия и атеистического плена – резко отличается от ставшего уже привычным мраморного засилья черно-коричневых памятников и надгробий. Белые крестики на смиренных могилах говорят о жизни вечной, преображенной и радостной. Эта кладбищенская земля принадлежит старинному Флоровскому женскому монастырю: здесь покоятся инокини и священство, почившие во второй половине прошлого века.

Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матроны Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых.

Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917).

Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».

На Лесном кладбище, могила матушки Алипии

Но вернемся на Лесное кладбище. Впервые на Флоровском участке мне довелось побывать в 1990-м, еще до развала Союза, когда о могиле матушки Алипии знали лишь ее духовные чада. В их числе были и некоторые флоровские монахини, приведшие меня на могилу блаженной. Дорогой они рассказывали о старице, о том, как жила она когда-то в дупле огромной липы на территории Киево-Печерской Лавры до ее закрытия в 1961 году, как по ее молитвам совершались чудеса исцелений и помощи Божией – будто открытую книгу, читала она сердца приходящих к ней людей. Многих благословила на священство и монашество, многих вырвала из холодных лап смертельных болезней, многих спасла от нищеты и жизненного краха.

Служение людям

Ещё несколько лет блаженная старица скиталась по улицам Киева, пока не нашла себе последнее пристанище — маленький домик в Голосеевском лесу (сегодня — часть Киевского национального парка), единственное сооружение, сохранившееся на месте Голосеевскои пустыни — скита Киево-Печерской лавры. В те годы от некогда стоявших здесь прекрасных храмов остались одни развалины, но, несмотря на это, матушка предсказала возрождение святыни. Так, однажды, идя мимо руин с сёстрами близлежащей обители, Алипия неожиданно воскликнула; «Девки, смотрите: тут ещё будет монастырь и служба…». И это её пророчество исполнилось в 1993 году. Все свои дни, от зари до зари, матушка посвящала служению людям. Так, она принимала приходивших к ней больных и страждущих, лечила их мазью собственного приготовления, предсказывала им будущее и давала мудрые советы. Причём за свою помощь Алипия не брала никаких денег, а милостыню, что ей оставляли посетители, она относила в близлежащий храм. При этом матушка всегда старалась как следует накормить приходивших к ней гостей. Один из посетителей Алипии так вспоминал эти трапезы: «За столом, во время обеда, она заботилась о каждом, и когда не хватало места всем за столом, она отходила, садилась на досточку, говорила: «Я уже кушал». Пищи в тарелки всегда клала много и требовала, чтобы всё съедали. Когда от неё уходили, спрашивала, не нужно ли чего на дорогу». Удивительно, но еда для этих обильных обедов всегда готовилась в маленьких (!) кастрюльках, и, тем не менее, её всегда хватало на несколько десятков человек. Если же прозорливая матушка предвидела надвигающуюся беду и не могла предотвратить её своей молитвой, она всегда горько сокрушалась об этом. Так, ещё зимой 1986 года старица начала беспрестанно повторять одну фразу: «Под землёй горит, горе идёт!» — предсказывая тем самым катастрофу Чернобыля. После же ужасной аварии приезжавшим к ней людям Алипия советовала: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа. А прежде чем пищу вкушать, прочитайте «Отче наш» и «Богородицу», перекрестите и ешьте и будете здоровы». Также оставила матушка и более страшное предсказание о грядущих событиях ближайшего будущего: «Война начнётся на апостолов Петра и Павла (12 июля). Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп (предположительно, останки Ленина из мавзолея). Государства по деньгам различаться будут. Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мёртвые тела будут лежать горами, никто не возьмётся их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею. Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную». Сегодня же нам остаётся только надеяться, что это ужасное пророчество Алипии Голосеевскои никогда не исполнится…

«Я очень счастлив, что Господь сподобил меня прикоснуться к подвигу матушки»

— Я был свидетелем обретения останков матушки Алипии. История обретения, кстати, была немного дикой. Батюшка Исаакий (наместник Голосеевской пустыни) позвонил мне как раз после моего Дня рождения и сказал, что ночью надо выезжать на Лесное кладбище. Переносили останки матушки специально ночью, чтобы не переполошились верующие.

Когда я позвонил на телеканал и сказал, что мне нужна машина, оператор, ассистент и камера в три часа ночи на кладбище, мои коллеги подумали, что я, видимо, чересчур ярко отпраздновал День рождения. «Конечно, Молчанов, а как же, поедем на кладбище в три часа ночи». Но я настоял, что мне нужна камера. До конца ребята думали, что мы едем снимать в какой-то клуб (улыбается). Когда увидели, что едем мы таки на кладбище, то испуганно спросили: «Молчанов, что происходит?»

А когда оператор уже все снял, сказал гениальную вещь: «Если бы не этот глазок камеры, я бы, наверное, поехал в психушку. Я для себя решил: снимаю кино, поэтому меня это все не волнует». Когда останки уже были в храме в Голосеево, и мы все отсняли, то поняли: что-то произошло с нами. Никаких спецэффектов не было – Ангелы не спускались, Херувимы не пели, но состояние внутри было благостное. Мы понимали: произошло что-то историческое.

Перезахоронение останков матушки Алипии и панихида. goloseevo.com.ua

Что касается влияния на меня матушки Алипии… Не могу сказать, что у меня были исцеления или пророчества, но я был свидетелем массы удивительных вещей, связанных с ней.

Вот, к примеру, у моего очень близкого друга долго не было с женой детей. И вот после того, как проведя полдня в очереди в усыпальницу матушки Алипии, под совершенно неоптимистичный аккомпанемент жены, потому что они опаздывали в поездку на море, вскоре узнали, что ждут ребенка. 13 лет они не могли зачать ребенка – и такое чудо. Сейчас растет чудесная девочка.

Очередь в Голосеевском монастыре в усыпальницу матушки. fotolitopys.in.ua

И таких примеров я знаю массу. Но есть исцеления, помощь матушки, а есть то, как это следует понимать. Нужно помнить, что матушка Алипия – не «лавка чудес», не «пункт скорой помощи», не «бюро экстренного ремонта человеческих организмов». Но, слава Богу, что приходя сюда даже, как в аптеку, прочувствовав на себе благодать Божию, люди меняют свою жизнь и уже не возвращаются, как говорил отец Андрей Ткачев, к «кино, вино и домино». Еще скажу, что Господь через таких, как матушка Алипия, приводит людей в Церковь, которые затем остаются в Ней навсегда.

И я очень счастлив, что Господь сподобил меня прикоснуться к подвигу матушки. Ведь это фантастика: насколько человек был подвижником! Это и подвиг столпничетва, и подвиг исповедничества, и подвиг юродства. Она прожила очень тяжелую жизнь – гибель родителей, арест, война, жизнь в советское время без документов, с личиной безумия. А ведь тогда бомжей отлавливали, арестовывали. Думаю, что своим подвигом она и заслужила после своей кончины так служить людям. Я уверен, что Комиссия по канонизации святых ее все-таки канонизирует. Но пускай это людей не отпугивает.

Матушка Алипия в своем домике возле Голосеевской пустыни

И все же я поверил

К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного. Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону. Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.

– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.

О чем просить, я и не знал. Разве о том, чтобы на киностудии «Научфильм» приняли мой сценарий об отце Михаиле Бойко, известном киевском духовнике, сыне репрессированного священника, прошедшем добровольцем-минометчиком всю Великую Отечественную войну? Как узнал я впоследствии, сам отец Михаил относился к блаженной Алипии с крайним недоверием, считая ее просто болящей. В свое время ему довелось служить диаконом в Вознесенском храме на Демеевке, где многие годы молилась юродивая.

…И все же я молитвенно обратился к матушке Алипии: «Помолись, блаженная матушка, чтобы мой сценарий был принят, и люди узнали о гонениях на Церковь и о ее служителях».

В Голосеевском монастыре

Моему удивлению не было предела, когда буквально через несколько дней мне позвонил редактор киностудии и сообщил, что сценарий принят. Мало того, режиссер, снимавший фильм об отце Михаиле, нашел в архивах кадры хроники, на которых было запечатлено отпевание умерших от голода крестьян в Полтавской области. И что удивительно: в кадр попал отец протоиерея Михаила Бойко – священник Павел Бойко, а прислуживавший ему маленький мальчик был его сыном Михаилом. Сам режиссер понятия не имел, что в его фильм попал будущий отец Михаил. А герой фильма на просмотре воскликнул:

– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!

После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:

– Дивен Бог во святых Своих!..

Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector