О причинах установления автокефалии русской церкви

Условия и порядок решения об автокефалии

Общепризнанного канонического порядка провозглашения, упразднения и признания автокефалии в Православной Церкви сегодня нет. Определяя такой порядок богословы обычно ссылаются не на конкретные каноны, а на «каноническую традицию».

  • политическая самостоятельность территории обособляющейся поместной Церкви
  • географическая отдаленность от центра кириархальной Церкви
  • этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви
  • согласие кириархальной Церкви

Более трудноопределимыми, но возможно еще более важными условиями являются:

  • стремление к автокефалии значительного большинства паствы и духовенства обособляющейся поместной Церкви
  • способность обособляющейся поместной Церкви к самостоятельному бытию (В частности, так-как сущностью автокефалии считается самостоятельное поставление архиереев, для чего необходимо как минимум два других архиерея (1-е правило апостольское), для автокефалии необходимо наличие не менее трех архиереев.)

В конечном счёте главным, иногда единственным мотивом решения об автокефалии является благо Церкви. Убеждение о пользе Церкви должно руководить общим мнением клира и паствы как кириархальной, так и обособляющейся или примыкающей поместной Церкви.

Последствия Флорентийской унии в России

Подписанная 6 июля 1439 года во Флоренции уния на Руси встретила неприятие. Пока Киевский митрополит-униат и новоявленный папский легат Исидор добирался до Москвы, возглашая по дороге заключённую унию в западных епархиях, другие участники посольства успели прибыть в столицу раньше и сообщить о совершённом во Флоренции «предательстве греками» Православия. Впрочем, и в Польше, и в Литве уния не была признана. Во многом этому способствовала поддержка польским королём Казимиром «базельского» папы Феликса V и непризнание им заключившего унию папы Евгения IV. На стороне Базельского собора и папы Феликса был и польский епископат, который к тому же был настроен весьма непримиримо в отношении к православным догматам и обрядам. Благосклоннее к делу унии отнеслись в Смоленске и Киеве. Исидор прожил в Киеве всю зиму и в феврале отбыл в Москву.

Исидор прибыл в Москву только на Страстную седмицу Великого Поста 19 марта 1441 года. Папский легат вступил в столицу по церемониалу католического епископа, с преднесением креста. К его приезду в Москве готовились, однако дали отслужить Литургию в кафедральном Успенском соборе. Во время литургии вопреки обычаю митрополит первым помянул не Константинопольского патриарха, а папу Евгения. По окончании Исидор провозгласил унию. После этого, великий князь Василий, назвав митрополита волком, изгнал его из храма, а через три дня он был арестован и заключён в Чудов монастырь. Впрочем, впоследствии (и с этим согласны все исследователи) Исидору дали возможность бежать в Литву, тем самым избавив себя от неприятной обязанности судить отступника-митрополита.

После ареста митрополита великий князь из епископов, находившихся в это время в Москве, созвал собор. Присутствовали шесть из восьми епископов подконтрольной Василию II Северо-восточной Руси: Ростовский Ефрем, Рязанский Иона, епископ Суздальский Авраамий, Сарайский Иов, Пермский Герасим, Коломенский Варлаам. Никаких соборных документов не сохранилось (если они вообще были). Документом, вероятно связанным с собором, стало послание великого князя Константинопольскому патриарху. По меньшей мере, послание было составлено и отправлено. Известно два варианта этого документа, близких по тексту. Одно адресовано патриарху Митрофану, другое — на имя императора Иоанна VIII. Второе послание известно в составе 2-й Софийской летописи. Оба послания позволяют установить год их составления. Но если в первом фигурирует 1441 год, то второе послание указывает на 1443-й. Трудно сказать, была ли повторная попытка через два года связаться с Константинополем, или же просто переписчик допустил вполне объяснимую ошибку, но именно 2-я Софийская летопись сообщает, что, узнав о принятии унии императором и патриархом, великий князь вернул посольство с дороги, и послания адресатов не достигли.

Тем не менее, этот документ представляет немалый интерес. Подробно извещая о произошедшем с Исидором, послание отвергает унию, как противоречащую «древнему нашему благочестию и православной вере». При этом упоминаются основные пункты расхождения с «латинянами». Это учение о «двойном» исхождении Святого Духа (filioqve), совершение Евхаристии на пресном хлебе, учение о чистилище. Отвергается и право Папы выступать в качестве учителя Церкви. В послании подчёркивется верность «вашей греческой вере

». При этом великий князь просит позволения ставить митрополита собором русских епископов. Поводом для этой просьбы была «нужа далечного и непроходного путешествия» — трудность далёкого путешествия. Впрочем, великий князь просит патриаршего благословения и выражает желание «никако же разлучно от вас имать бытии наше православное христианство до века».

Действие московитов было активно поддержано на Афоне. От афонского протата и всех афонских иноков в Москву на имя князя Василия было направлено послание с поддержкой действий против унии.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности

История появления церквей автокефалий

Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.

Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.

Что такое Томас в православии

Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.

Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.

С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.

1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.

Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.

Клирик кто это в православии

Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.

Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.

Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.

Первые шаги на пути к получению автокефалии РПЦ

Литва приняла у себя Исидора, который ратовал за отделение западных епархий и отстаивал унию. Но король Казимир IV в это время поссорился с Папой. Когда же понтификом стал Николай V, в отношениях Польши и Рима началось потепление, но польские епископы не поддержали унию и выступили на стороне Ионы. Казимиру тоже пришлось признать нового русского митрополита.

Киевский князь Александр получил от Ионы просьбу о поддержке. С такими же письмами ознакомилась литовская знать и духовенство. В извещении, направленном византийскому императору Константину XI в 1452 году, говорилось, что Иона – новый русский митрополит, которого поставили с некоторыми нарушениями канона из-за долгой и трудной дороги в Византию. Также в послании императору говорилось, что Исидор оказался изменником, а Иона был определен его приемником ранее.

В то время Василий II не знал о новом константинопольском патриархе, ратовал за восстановление отношений с Византией и хотел преодолеть все разногласия с императором. Он заверил Константина XI, что московский митрополит отправится в Константинополь к патриарху за благословением при первой возможности. Формальное провозглашение автокефалии Русской православной церкви тогда так и не состоялось. Но Москва очень хотела, чтобы Ионе официально подтвердили митрополичье достоинство, а западные епископы его признали.

Самочинно избранный Иона должен был получить официальный статус главы Русской православной церкви. По этой причине московский князь настойчиво пытался добиться от Константинополя и запада признания Ионы. Кроме того, он хотел, чтобы русские епископы сами выбирали себе настоятеля, а РПЦ получила автономию.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Равенство всех православных автокефальных церквей

Очень важным моментом является задекларированное и соблюдаемое в практике межцерковного общения равенство всех автокефальных церквей. Принятая в католицизме догма о том, что римский папа является наместником Христа, и что он, как следствие, непогрешим, абсолютно неприемлема в православии. Кроме того, полностью отвергаются претензии Константинопольской патриархии на какие-либо исключительные права во Вселенской церкви.

В связи с этим следует пояснить принцип, по которому распределяются порядковые места тех или иных церквей в диптихе. Несмотря на то, что эти места носят названия «рангов чести», никакого догматического значения они не имеют и установлены чисто исторически. В порядке распределения мест играет роль древность церкви, хронологическая последовательность получения ей статуса автокефалии и политическое значение городов, в которых размещены кафедры главенствующих епископов.

Что такое автокефалия церкви, какие у неё возможности и особенности

Поместные церкви, имеющие административную и иерархическую автономность от других поместных церквей, называется автокефалией. Автокефальные церкви независимы также и от других поместных церквей, однако все они едины в вероучении.

Настоятеля автокефалии выбирают местные епископы. Другие автокефалии не имеют влияния на этот процесс, но их епископы могут быть приглашены на поставление.

Автокефалии имеют право на:

  •  свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
  • канонизацию святых по собственному усмотрению;
  •  самостоятельное освещение миры;
  •  введение новых песнопений;
  •  самостоятельное ведение суда;
  •  созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.

Ограничения самоуправления автокефальных церквей касаются лишь вероучения, так как любая православная церковь должна быть едина в проведении богослужений, соблюдении догматов и канонов с Православной Церковью.

Автокефальные церкви проводят совместные литургии, а имена настоятелей вносятся в диптих.

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

Избрание Ионы русским митрополитом

В 1446 году Москва была захвачена Дмитрием Шемякой, который, чтобы угодить духовенству, обратился к рязанскому епископу Ионе с предложением переехать на столичный митрополичий двор. До этого он уже мог возглавить русскую церковь. Когда в 1431 году умер Фотий константинопольский патриарх остановил свой выбор на смоленском епископе Герасиме, которого порекомендовал литовский князь. Но у Ионы в то время был статус нареченного митрополита.

Через четыре года Герасим погиб. В Константинополе решили поставить управлять русской церковью Исидора, который поддерживал унию и готов был ее подписать. В 1446 году Дмитрия Шемяку изгнали из Москвы, после чего туда вернулся Василий II. В 1448 году на русском церковном соборе Иона был выбран митрополитом в присутствии епископов:

  • Авраамия Суздальского;
  • Питирима Пермского;
  • Варлаама Коломенского;
  • Ефрема Ростовского.

В присланных на собор повольных грамотах Илии Тверского и Евфимия II Новгородского содержалось согласие с этим решением. Но получалось, что Иону избрали лишь епископы северо-восточных русских княжеств. Литовские иерархи в этом не участвовали, поэтому в западных митрополиях могли начаться сепаратистские движения, чего на самом деле не случилось.

Создание украинской автокефальной церкви в 2021 году

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти начали активно выдвигать идею создания в стране поместной православной церкви, которая не была бы связана с канонической Украинской православной церковью Московского патриархата. 16 июня 2016 года Верховная рада направила соответствующее обращение к патриарху Варфоломею I.

В апреле 2021 года президент Украины Петр Порошенко написал личное письмо Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию «объединенной» православной юрисдикции. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители неканонических Киевского патриархата и УАПЦ. 19 апреля за законопроект в поддержку обращения Порошенко проголосовали 268 депутатов Верховной рады (против — 36). 21 апреля глава УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) расценил действия президента и депутатов как «превышение власти» и «вмешательство в церковные дела» (церковь в соответствии со ст. 35 конституции Украины отделена от государства).

1 июля Варфоломей I заявил, что Константинопольский патриархат рассматривает Украину как свою каноническую территорию и «считает необходимым стремиться к восстановлению церковного единства». 7 сентября «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» он назначил своих экзархов (руководителей церковной области) в Киеве. Ими стали архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский) из Украинской православной церкви в США и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник), принадлежащий к Украинской православной церкви Канады (обе эти самоуправляемые юрисдикции действуют в среде украинской диаспоры в Северной Америке и подчиняются Константинопольскому патриарху).

Священный синод Русской православной церкви расценил действия Константинополя как «грубейшее попрание церковных канонов», которые запрещают епископам одной поместной церкви вмешиваться в дела другой. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда пояснил, что автокефалия «может быть предоставлена только канонической церковной структуре», а на Украине таковой является УПЦ в составе Московского патриархата. Кроме того он отметил, что управление Киевской митрополией (т. е. церковной областью, куда входит большая часть современной Украины) было окончательно передано Константинополем Русской церкви в 1686 году.

14 сентября Священный синод РПЦ обратился к главам поместных православных церквей с призывом собрать всеправославный собор для обсуждения ситуации на Украине и приостановил поминовение патриарха Варфоломея за богослужением.

В тот же день пресс-секретарь «Киевского патриархата» Евстратий Зоря сообщил, что сторонники создания автокефальной украинской церкви планируют провести в Киеве собор, в котором предполагается участие представителей «Киевского патриархата», УАПЦ, а также ряда епископов канонической УПЦ — сторонников автокефалии. На соборе запланировано избрание «предстоятеля», который должен получить томос (указ) об автокефалии из рук патриарха Варфоломея I.

11 октября Синод Константинопольской церкви заявил об отмене решения 1686 г. о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Русской церкви, а также объявил о снятии ранее наложенной анафемы с лидеров «Киевского патриархата» и УАПЦ Филарета Денисенко и Макария Малетича. Украинская православная церковь и РПЦ назвали эти решения незаконными.

Благоприятное стечение обстоятельств

К счастью, вскоре политическая обстановка сложилась таким образом, что исключила возможность развития столь негативного сценария. Прежде всего на руку митрополиту Ионе сыграло то обстоятельство, что провалом закончились попытки бежавшего в Литву митрополита Исидора вывести из-под контроля Московской митрополии западные епархии и склонить их население к принятию унии. Ему в этом помешал польский король Казимир IV, по стечению обстоятельств именно в этот период порвавший отношения с римским папой Евгением I.

Когда в 1447 году он умер, главой католической церкви стал папа Николай V, и король Казимир IV восстановил отношения с Римом. Однако и в этой остановке беглый Исидор не смог реализовать свои коварные замыслы, поскольку идея унии нашла яростных противников в лице представителей польского духовенства.

Система управления

Из истории известны случаи, когда самостоятельная Церковь управлялась:

  • предстоятелем, обычно Патриархом, митрополитом;
  • коллегиальным органом. Последний случай представляет Россия, после отмены Патриаршества Петром I до 1917 г. не имевшая предстоятеля.

С учетом того, что этот прецедент сопровождался тотальным вмешательством светской власти в церковную жизнь, Поместный Собор 1918 г. признал такую практику ненормальной. Вот как говорил об этом священник Иоанн Сперанский (позже – епископ Иоанникий):

Поэтому Собор восстановил Патриаршество, существующее до настоящего времени.

Возникновение Русской автокефалии

Годом, когда была образована русская автокефальная церковь, можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.

На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.

Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.

Конечно, Русская и Греческая церкви не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.

Непризнанные самостоятельные церкви

Итак, теперь понятно, что автокефальная церковь — это независимая от всех организация. Однако этот статус еще должны были признать уже действующие подобные церкви. На сегодняшний день, помимо признанных, существуют те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них будет перечислено ниже:

  • Македонская церковь;
  • Черногорская;
  • Украинская автокефальная церковь.

Помимо действующих православных и непризнанных церквей, существуют и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, к примеру, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная старообрядческая церковь и другие.

Следует упомянуть и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания. Неверное толкование Библии и других трактатов привело к тому, что в свое время стали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами. Суть каждой из них в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им очень важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. Причем чаще всего и выделенное указание понимается превратно.

В заключение нужно сказать, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не значит, что оно является истинным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector