Зинон (теодор)

источники

  • Карелина А. Возвращение печорского затворника: Снят запрет на служение известного монаха-иконописца // НГ Религии. — 2002. — № 1 (96).
  • Курбатов В. Я. Батюшки мои. «Вниду в дом Твой». — Псков: Дом печати ГППО, 2013. — 352 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-94542-296-4.
  • Храм на месте гибели протоиерея Александра Меня // alexandrmen.ru.

Сноски

  1. Вечерня по древнему чину и вечер вопросов и ответов прошли в нашем храме // Федоровский собор. — 2013. — 4 июля. – Дата обращения: 4.7.2017.
  2. Католическое оглашение в православном соборе // Антимодернизм.ру. – 2014. – 22 июня. – Дата обращения: 18.2.2017.
  3. Курбатов В. Я. Батюшки мои. «Вниду в дом Твой». — Псков: Дом печати ГППО, 2013. — 352 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-94542-296-4.
  4. Зинон (Теодор), о. Когда Слово стало плотью // alexandrmen.ru.

На архимандрита Зенона были наложены прещения

Зинон не ограничивается только лишь иконописью. Он активно участвует в церковных дискуссиях и является сторонником обновленческих изменений Православного Богослужения. Так, например, он выступает за замену церковного языка в Богослужении на русский. Иконописец подписал Обращение от 10 апреля 1994 года, в котором содержится призыв к дискуссии относительно вопросов богослужебного уклада.

Эти неординарные взгляды привели к одному инциденту, который негативно повлиял на жизнь Зинона. Дело в том, что он был назначен руководителем иконописной школы Мирожского монастыря. Назначение его состоялось в 1994 году, а в 1996 году была восстановлена надвратная церковь во имя святого Стефана Первомученника. Для неё отцом Зиноном был создан уникальный каменный иконостас. Кроме того, он написал для него образы Спасителя, Богородицы и святых, которые были помещены в медальонах.

Архимандрит Зинон с братией Мирожского монастыря и учениками из Италии. Фото предоставлено Т. Дубровиной-Лединой. Участие в католической мессе стало причиной наложения прещений на архимандрита Зинона

Разразился громкий скандал в связи с тем, что как глава школы отце Зинон дал согласие Романо Скальфи, занимавшему должность директора Центра «Христианская Россия» работающему в Италии, отслужить мессу. Кроме того, он сам принял участие в этой католической мессе, которая прошла неосвящённой часовне Спасо-Преображенского Мирожского монастыря. Более того, в конце литургии он причастился вместе с католиками, что категорически запрещено всеми канонами православной церкви.

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий наложил прещения не только на иконописца, но и на монахов Иоанна и Павла. Кроме того, он исключил Зинона из состава клириков Псковской епархии. Отец Зинон неоднократно заявлял, что данное решение является лицемерным, так как многие епископы и клирики поступают также как он. При этом иконописец всегда говорил о том, что он будет терпеливо ждать снятия прещений.

Владыка Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский. Им были наложены прещения на архимандрита Зинона

Это произошло в 2002 году. Решение принял сам патриарх Алексий II в обход ахиепископа Евсевия. Перед этим в прессе вышло ряд публикаций оправдывающих Зинона и обвиняющих в доносительстве тех участников мессы, которые обратились с жалобой на его действия во время католической мессы.

Прещения с Зинона сняли, но работать ему не дали

После того, как на отца Зинона были наложены прещения, он поселился в деревне Гверстонь, которая находится на границы Псковской области и Эстонии. Вокруг него сложилась маленькая община, которая в течение пяти лет построила храм в романском стиле. Также были построены и оборудованы мастерские и хозяйственно-бытовые постройки.

Таким образом вернуться в Псково-Печерский монастырь ему не удалось, даже после снятия с него по указу патриарха Алексия II прещений. Его ученики и другие художники, жившие при нём, также не смогли продолжить работу над иконами. Росписи Зинона были изуверским образом записаны, несмотря на то, что они были признаны памятниками культуры. Кроме того, в иконописную школу при монастыре перестали принимать мирян.

Спас Неруковтворный, о.Зинон, храм Преображения Господня в д. Гверстонь. Эта мозаика была создана отцом Зиноном в построенным им храме в деревне Гверстон

Во время своей жизни в селе Гверстонь архимандриту Зинону было фактически запрещено выезжать из построенного им храма с иконописными мастерскими. Священники, поддерживающие его, например, Владимир Арсеньев, преследовались. Чтобы иметь возможность работать, иконописец в 2005 году уехал в Австрию. Здесь он руководил росписью Никольского собора в вене.

Многие верующие, знакомые с творчеством архимандрита спрашивают: где сейчас находится отец Зинон? Из сообщений средств массовой информации известно, что начиная с 2008 года, он пребывает на Афоне. Там он расписывал храм в греческом монастыре Симонопера. Периодически он приезжает в Россию, посещая храмы и монастыри в качестве реставратора и иконописца.

Комментарии

Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Иконописец, теоретик, церковного искусства, педагог

Отец Зинон известен как один из выдающихся современных иконописцев. Его заслуга состоит в том, что он начал одним из первых возрождать иконописные традиции русского православия. Они были утеряны во времена гонений на церковь. До нашего времени не сохранились практически никакие учебники или же какие-либо материалы, посвящённые византийской иконописной традиции. Именно она является в Русской православной церкви каноничной.

Мастер-класс одного из ведущих иконописцев современности архимандрита Зинона (Теодора). 19 сентября 2013 года. Иконописное отделение СПбДА

Архимандриту пришлось по крупицам восстанавливать это знание, копируя древние иконы и занимаясь их реставрацией. Благодаря такой кропотливой работе ему удалось возродить древнюю иконописную школу русских иконописцев XV — XVI веков. Свои знания иконописец передаёт другим, при этом утверждает, что учеников не имеет. В пользу данного аргумента он приводит довод о том, что для учения необходимо передача традиции, а он лишь учит технике писания.

Отец Зинон автор нескольких книг. Они посвящены современной иконописи. Кроме того, у него также имеются и сочинения на религиозные темы. Несмотря на монашество, он достаточно активно взаимодействует со средствами массовой информации, излагая в них довольно радикальные суждения на тему обновленчества. За свои независимые взгляды ему пришлось пострадать, так на него были возложены прощения из-за того, что он участвовал в католической мессе и причастился вместе с католиками.

Ссылки

  • «Мирожский урок» — статья Антона Жоголева в газете «Благовест» об обстоятельствах доноса на о. Зинона после католической мессы
  • Фотопортреты о. Зинона
  • «Бог шёл на риск, создавая человека» — из беседы об иконописи о. Зинона с С. Ямщиковым
  • Фрески собора святителя Николая в Вене
  • Иконостас Серафимовского предела Троицкого кафедрального собора г. Пскова

интервью

  • По рецептам древних // «Российская газета», 14 мая 2009
  • Свет и тени церковной эстетики // pravmir.ru, 2 января 2011

архимандрит Зинон (Теодор)

в миру Владимир Михайлович Теодор (1953) – модернист, экуменист, представитель модернистского «богословия иконы».

Иконописец. Учась на втором курсе Одесского художественного училища, стал копировать иконы. Возглавлял иконописные работы в Свято-Даниловом монастыре во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Работал в Пскове, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, в Шеветоньском монастыре в Бельгии. В середине 90-х гг. возглавил иконописную мастерскую в Спасо-Мирожском монастыре в Псковской епархии.

Сторонник обновленческих изменений Православного Богослужения, замены церковнославянского языка в Богослужении. Подписал Обращение от 10 апреля 1994 г. с призывом к дискуссии по вопросу богослужебного уклада.

Член попечительского совета СФИ (секта о. Г. Кочеткова).

архимандрит Зинон (Теодор) и о. Георгий Чистяков

15 августа 1996 г. в день католического Успения Божией Матери по благословению о.З. в Спасо-Мирожском монастыре была отслужена месса католическим священником Романо Скальфи, за которой причастился о.З. и некоторые братия монастыря. Свидетелями совершения католической литургии в православном монастыре стали прихожане Русской Зарубежной Церкви из Аргентины — Беликовы Владимир Георгиевич и Светлана Ивановна.

После разразившегося скандала на о.З. и братию были наложены дисциплинарные прещения (Указ архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия о запрещении в священнослужении о.З. от 28 ноября 1996 г.). Тем же указом запрещенному архимандриту сообщается, что клириком Псковской епархии он больше не является.

О. З. покинул монастырь и проживал со своими единомышленниками в деревне Гверстонь на границе с Эстонией.

В феврале 2002 г. с о.З. сняты все дисциплинарные прещения (запрет на священническое служение).

Летом 2005 г. о.З. выехал в Австрию. В 2006-2008 гг. под его руководством выполнены росписи Николаевского собора в Вене. В 2008 г. о.З. работал в греческом монастыре Симонопетра на Афоне, где расписывал храм.

Лауреат Государственной премии 1995 г.

Цитаты

Ив Аман — наверно, вы его знаете, он близок с отцом Александром (Менем), и в своей книге ещё в самом начале 90-х годов он отца Александра называет пророком, апостолом и мучеником, и это очень верное определение и характеристика его миссии в этом мире. Мне кажется, что христианство современным людям надо проповедовать именно так, таким языком. Потом, отец Александр — это явление совершенно уникальное и выдающееся. Это был титан. Я его очень почитаю и надеюсь, что придёт время, когда он будет причислен к лику святых. Вот для меня две таких фигуры — это Мать Мария Скобцова и отец Александр Мень.

Биография

В миру Теодор Владимир Михайлович,
архимандрит, деятель русской православной церкви, иконописец.
Родился в Ольвиополе под Николаевом (на юге Украины, недалеко от Одессы). С детства был приобщен к Церкви, вместе с бабушкой посещал храм.
С 1969 года учился в Одесском художественном училище, на отделении живописи. Здесь произошло его первое знакомство с иконой, и был первый опыт росписи храма, правда, мастера, под началом которых художник работал, не владели иконописной техникой, используя повсеместно распространенный тогда живописный стиль. Но будущего иконописца привлекала каноническая икона, и он решил, во что бы то ни стало, освоить ее. Начинал с копий старых икон: когда по подлиннику, а больше — по репродукциям. В Одессе, как и в целом на юге, старые иконы — редкость, в церквах их практически нет, а провинциальные музеи весьма бедны и однообразны. Учителей иконописи в те времена не было, и потому технику иконы, каноны, художественные приемы и другие секреты иконописного ремесла приходилось осваивать самостоятельно. Довольно рано пришло понимание того, что заниматься иконописью всерьез можно, только посвятив этому всю жизнь.
В 1976 г. он становится монахом в Псково-Печерском Успенском монастыре. С этого времени иконопись становится не только его творчеством, но и его служением.
В Псково-Печерском монастыре были свои иконописные традиции. Прежний настоятель обители, архимандрит Алипий (ум. 1975 г.), был большим знатоком и любителем искусства, он собрал великолепную коллекцию живописи и икон. К тому же и сам он был незаурядным иконописцем, его иконы и стенные росписи до сих пор украшают монастырь.
Приняв монашеский постриг, о. Зинон получил возможность работать для Церкви, и его искусство было вскоре замечено церковным священноначалием и востребовано. В 1979 г. Святейший Патриарх Пимен вызвал его в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь о. Зинон написал иконостасы приделов в крипте Успенского собора, создал множество отдельных икон. Патриарх Пимен был большим знатоком древней иконописи и высоко ценил творчество о. Зинона. В 1983 г. по благословению Святейшего о. Зинону было поручено участвовать в восстановлении и благоукрашении Данилова монастыря в Москве. В 1985 г. он расписывал церковь св. Параскевы Пятницы во Владимирской области.
Продолжал иконописец трудиться и для Псково-Печерского монастыря, здесь им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 г.), Покрова над Успенским собором (1990 г.) и Печерских святых на горке (1989-1991 гг.). В 1988 г. о. Зинон написал для древнего Троицкого собора г. Пскова иконостас нижнего храма, освященного во имя преп. Серафима Саровского.
В 1994 г. Русской Православной Церкви был передан древний Спасо-Преображенский Мирожский монастырь в Пскове (за исключением собора XII в., который остался за Псковским художественным музеем) с единственным условием — в этом монастыре должна была располагаться иконописная школа. О. Зинон возглавил эту школу, и она стала успешно развиваться, сюда приезжали на обучение иконописцы не только из России, но и со всего мира. Вместе с о. Зиноном здесь трудились несколько монахов и послушников, избравших иконописание своим служением, — одни писали иконы, другие делали доски и т.д. Таким образом, насельники монастыря представляли собой не просто монашеское общежитие, а братство иконописцев, что само по себе было явлением для России уникальным. Постепенно силами братии монастырь, приведенный в советское время в состояние полной разрухи, стал возрождаться. В частности, была восстановлена надвратная церковь во имя св. Стефана Первомученика (1996 г.), в ней совершались богослужения. О. Зинон создал здесь оригинальный каменный иконостас и написал для него образы Спасителя, Богородицы и святых в медальонах.
В конце 1997 г. архим. Зинон был вынужден оставить Мирожский Монастырь и переселиться в деревню Гверстонь на западе Псковской области, где он живет и трудится по сей день.
Еще работая в Даниловом монастыре, архим. Зинон приобрел известность как один из ведущих иконописцев России, и его стали активно приглашать в другие страны — он работал во Франции, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии, преподавал в иконописной школе в Сериате, в Италии и т.д.
Архимандрит Зинон — один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, строго придерживается древних византийских традиций. В 1995г. за вклад в церковное искусство первым из церковных деятелей получил Государственную премию России.
Из книги Ирины Языковой «Се творю все новое. Икона в XX веке»

Икона — это безгласая проповедь, говорит отец Зинон

Иконописец Зинон известен во всём православном мире. Его деятельность направлена на возрождение традиций византийской иконописи. Кроме того, он ведёт работу по восстановлению художественного наследия Русской православной церкви, утраченного после 1917 года. Благодаря ему формируются каноны современного иконописания.

Наибольшее число своих работ иконописец выполнен в ранние годы, за период с 1970 по 1980 годы. Стиль всех иконописей — древнерусский, XV — начала XVI веков. Первые работы испытывают значительное влияние иконописицы Иулиании (Соколовой). Позже архимандрит начал изучать более сложную псковскую иконопись, в результате чего в его работах появились домонгольские и византийские мотивы. В 1990-е годы он познакомился с творчеством раннехристианских иконописцев Синая, Рима, Равенны, что тоже нашло отражение в его работах.

Прп. Серафим Саровский. Архимандрит Зинон (Теодор), иконостас Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора, Псков, 1988 г

Наиболее известные иконы, принадлежащие перу архимандрита Зинона, находятся в тех храмах, которые он реставрировал. Среди них можно назвать:

  • «Предтеча»;
  • «Апостолы Петр и Павел»;
  • «Александр Невский»;
  • «Мария Магдалина»:
  • «преп. Серафим Саровский».

Последние работы Зинона Иконописца выполнены с использованием различных техник. Они ориентированы на более древние эпохи, например, эпоху Юстиниана. Многие работы художника являются редкими и поэтому представляют большую ценность для коллекционеров.

Архимандрит Зинон по поводу своего творчества говорит, что научиться церковному искусству быстро нельзя, для этого необходимо не менее 15 лет. Кроме того, иконописец должен быть воцекровлённым, молитвенником, монахом, только тогда он сможет передать то что, должно быть изображено на иконе. Художник, который на первое место в своей работе ставит деньги, уже художником не является.

Кроме профессионального написания икон, отец Зинон занимается созданием энкаустики и узоров из мозаики. Кроме того, он увлекается проектированием храмов, входов, арок, церковных ворот и художественным оформлением книг.

Обложка книги «Беседы иконописца», написанной о. Зиноном и изданной в 2015 году

Пишет он и свои книги, в которых рассказывает о современной иконописи. Кроме того, он достаточно часто общается с представителями прессы, мирянами, мирскими художниками. Его деятельность высоко оценена государством, так он является лауреатом Государственной премии в области искусства, которую ему присудили в 1995 году.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Творчество

Икона «Преображение», 1997 год

Ранние работы Зинона (1970 — нач. 1980-х гг.) выполнены в традициях древнерусской иконописи XV — нач. XVI веков, заметно влияние монахини-иконописицы Иулиании (Соколовой). В середине 1980-х годов Зинон, изучая псковскую иконопись XIV—XV вв., стал использовать в своих работах образы домонгольской русской живописи и византийские традиции. С середины 1990-х годов он обратился к раннехристианскому искусству Рима, Синая, Равенны.

Кроме темперной живописи Зинон работает в технике мозаики и энкаустики. Занимается проектированием храмов, эскизов утвари и облачений, оформлением книг.

Архимандрит Зинон считается одним из продолжателей византийских традиций иконописания.

Когда ко мне приезжают и изъявляют желание овладеть церковным искусством, я говорю, что в наше время этому нужно учиться самое малое пятнадцать лет, независимо от уровня художественной подготовки, — говорит архимандрит Зинон. — Художник, у которого деньги на первом месте, уже не художник.

Работы

  • Данилов монастырь: иконостас в традициях XV—XVI веков для храма Отцов Семи Вселенских соборов (нижний Покровский придел).
  • В 1985 году расписывал церковь святой Параскевы Пятницы во Владимирской области.
  • в Псково-Печерском монастыре: им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 год), Покрова над Успенским собором (1990 год) и Печерских святых на горке (1989—1991 годы).
  • В 1988 году о. Зинон написал для древнего Троицкого собора Пскова иконостас нижнего храма, освященного во имя преподобного Серафима Саровского.
  • Участвовал в росписи трапезной Ново-Валаамского монастыря в Финляндии
  • в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии (en:Chevetogne Abbey)
  • церковь св. Стефана в Мирожском монастыре
  • роспись храма во имя преподобного Сергия Радонежского на подмосковной станции «Семхоз», воздвигнутого в память убитого в этом месте Александра Меня. Зинон расписывал храм в течение двух лет.
  • роспись Никольского собора в Вене, Австрия.
  • росписи в монастыре Симонопетра на Афоне.
  • нижний храм Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.

Выставки

  • Русская икона конца XX — начала XXI в. (Псков, 2003)
  • Современные иконописцы России (Москва, 10 декабря 2015 − 19 января 2016).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector