Анализ поэмы гоголя «мертвые души»
Содержание:
- Популярные сочинения
- Кто такие «живые души» в поэме
- Основная идея
- Смысл названия
- Смысл произведения Мертвые Души
- Мнение критиков
- Глава 3
- Сочинение 2
- Мнение автора
- Жанр и композиция
- Глава 10
- Глава 9
- Глава 1
- Купить в магазинах:
- Лирические отступления
- Критика
- Чиновники
- Список персонажей поэмы Гоголя «Мёртвые души» и их краткая характеристика
- Жанр и композиция
- Время и место событий
- Почему «Мертвые души» – поэма?
- Зачем Чичикову мертвые души?
- Первые чтения поэмы и доработка
- Популярные сочинения
Популярные сочинения
- Сочинение Левша в одноименной повести Лескова (Образ и характеристика) Левша — это самый обычный житель России. В нём автор хотел показать все характерные черты присуще русскому народу. Лесков попытался максимально точно передать настроение и жизнь русского народа в те непростые годы
- Сочинение-описание по картине Баулина Храм Покрова на Нерли (8 класс) Сергей Алексеевич Баулин — это знаменитый российский художник. Живописец специализируется на архитектурном пейзаже, изображая зодчество различных стилей и времён.
- Сочинения по творчеству Гоголя Николай Васильевич Гоголь считается великим русским писателем. Он родился на Украине – в имении родителей Васильевка в местечке Сорочинцы. С детства Гоголь был склонен к мистике и страдал тафофобией.
Кто такие «живые души» в поэме
Мертвым душам в одноименной поэме противопоставлены живые — это народ, многострадальный и трудолюбивый. В поэме раскрываются искалеченные судьбы простых крестьян. Мастер-сапожник Максим Телятников, который хотел иметь свой дом и лавочку, спивается. Заплатив в большом объеме оброк барину, он был обманут поставщиком гнилой кожи.
Даже об умерших Гоголь рассуждает как о живых, оживляя их силой своего воображения. Они живут в памяти людей, значит, живы душой. Бессмысленна смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который умирать не хотел, но заворотил в кабак, а потом прыгнул прямо в прорубь. Печальна судьба крепостных Плюшкина, вынужденных всю жизнь прятаться от жандармов.
Но несмотря на социальную подавленность, он с восхищением описывает смелость, выносливость и тягу к свободе простых людей. Каретник Михей создавал экипажи небывалой красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. И даже у главного героя наблюдаются проблески живой души. В книге описаны моменты, когда Чичиков вспоминает, как сильно его любила мать.
Освещенные проблемы
- Трудности на пути становления России — это главная тема поэмы. К ним относится взяточничество, бездеятельность и безразличность дворян, тяжелое положение крестьян. Гоголь хотел внести свой вклад в развитие родины, раскрывая и осуждая человеческие пороки.
- Омертвление общества. Падение нравственности четко прослеживается у представителей господствующего класса. Помещики готовы пойти на все ради прибыли. Высшее общество не думает о судьбе простого народа, а просто использует его для достижения своих целей.
- Кризис гуманизма. Человеческая жизнь ничего не стоит. Крепостных могут продать, проиграть в карты или заложить как украшение. Рабство узаконено официально и не считается противоестественным.
- Невежество и моральное убожество. Присуще всем главным персонажам книги. Из-за омертвения души они не способны видеть свои недостатки и самостоятельно справиться с ними.
Таким образом, в своей поэме Гоголь изобразил все минусы и негативные стороны русской действительности. Писатель испытывает досаду и сожалеет о том, что крестьяне — живые души, представители большей части населения России, находятся в позорной зависимости от мертвых душ
Своим произведением Гоголь хотел привлечь внимание думающих людей и показать нетерпимость такого положения в России.
Основная идея
Главная мысль поэмы кроется в седьмой главе, в отрывке, где Чичиков «оживляет» купленные им души, фантазирует о том, какими могли быть все эти люди. «Мастер ли ты был, или просто мужик, и какою смертью тебя прибрало?» — задается вопросом герой. Он задумывается о судьбах тех, кого раньше считал товаром. Это первый проблеск его души, первый важный вопрос. Здесь гипотеза о возможности очищения души Чичикова начинает казаться правдоподобной. Если это так, значит, каждая мертвая душа способна к нравственному возрождению. Автор верил в счастливое и великое будущее России и связывал его с нравственным воскресением ее народа.
Кроме того, Гоголь показывает живость, духовную силу, чистоту каждого крестьянского характера. «Степан пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!», «Попов, дворовый человек, должен быть грамотей». Он не забывает отдать дань уважения работникам, крестьянам, хотя предмет его освещения – махинации Чичикова, его взаимодействие с прогнившим чиновничеством. Смысл этих описаний — не столько показать, сколько высмеять и осудить мертвые души, дабы поднять сознательного читателя на новую высоту понимания и помочь ему направить страну по нужному курсу.
Смысл названия
В качестве названия использован, наверное, самый известный оксюморон на русском языке. Сам концепт души включает в себя понятие бессмертия, динамичности.
Очевидно, что мертвые души – предмет, вокруг которого строятся махинации Чичикова и, соответственно, все события поэмы. Но названа поэма не только и не столько для обозначения неординарного товара, сколько из-за помещиков, охотно продающих или даже дарящих души. Они сами мертвы, но не физически, а духовно. Именно эти люди, по мнению Гоголя, составляют контингент ада, именно их (если верить гипотезе о заимствовании композиции у Данте) ждет рай после искупления грехов. Только в третьем томе они могли бы стать «живыми».
Смысл произведения Мертвые Души
Смысл поэмы «Мёртвые души» в том, что автор хотел показать все пороки, слабости и недостатки русского человека, всю его пошлость и ничтожность. Гоголю хотелось, чтобы люди разглядели всю свою ничтожность, мелочность, бездуховность. Читателя испытали чувство отвращения от героев поэмы и невольно перенесли это чувство на себя. Этого эффекта и добивался Николай Васильевич Гоголь.
Смысл концовки
Смысл финальной части поэмы «Мёртвые души» состоит в идее спасения мира Русью. Сможет измениться русский человек — спасёт мир вокруг себя, не сможет — погибнет мир.
Возможно, автор намеренно не написал продолжение поэмы. Он хотел заставить читателя задуматься, а что же можно изменить в своей жизни, чтобы не стать подобными описанным в произведении чиновникам и помещикам.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Ищите нас здесь
- Очень краткое содержание Мертвых душ Гоголя Главный герой произведения – Павел Иванович Чичиков, вышедший в отставку чиновник со складом ума афериста, по мысли автора – представитель будущего класса предпринимателей. В маленький городок он приезжает провернуть новую…
- Смысл произведения Ревизор — Гоголя Каждый, кто учился в школе, читал повесть Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Это величайшее произведение не только русской классики, но и мировой. Но, к сожалению, не каждый, кто прочёл произведение «Ревизор»,…
- Смысл произведения Невский проспект Гоголя Николай Васильевич Гоголь всей душой любил Петербург. Жизнь в северной столице наложила глубокий отпечаток на все его творчество. Именно Петербургу писатель посвятил это невероятное произведение. «Невский проспект»: в чем же…
- Смысл произведения Гоголя — Заколдованное место Загадочная повесть «Заколдованное место» заканчивает вторую часть прекрасного произведения Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Точную дату создания повести определить не удалось, но есть предположение, что она относится…
- Смысл произведения Чистый понедельник и его названия Писатели из разных уголков планеты на протяжении нескольких эпох создавали невероятные, неподдающиеся какому-либо логичному объяснению произведения, затрагивающие самые разнообразные темы. Но во все времена писателей всегда объединяла одна бессмертная тема…
Мнение критиков
Гоголь назвал своё произведение поэмой. В его понимании, это лирико-эпическое произведение, которое написано в стихотворной форме и содержит романтический характер. Критики и современники того времени отнеслись к новому произведению с недоумением. Загадочное произведение произвело разные впечатления. Кто-то посчитал поэму издевательской, а кто-то подумал, что такое определение в авторском формате попросту не может называться серьёзным произведением. Однако более глубокомыслящие люди увидели иронию в «Мёртвых душах». Но более чем таким образом объяснить виденье автора никто не мог. Кроме, разумеется, самого автора.
Глава 3
Герой в отличном расположении духа направляется к Собакевичу. Погода испортилась. Дождь сделал дорогу похожей на поле. Чичиков понял, что они заблудились. Когда казалось, что положение становится невыносимым, послышался лай собак, и появилась деревня. Павел Иванович попросился в дом. Он мечтал только о тёплом ночлеге. Хозяйка не знала никого, чьи фамилии называл гость. Ему расправили диван, и он проснулся только на следующий день уже достаточно поздно. Одежда была вычищена и высушена. Чичиков вышел к хозяйке, он общался с ней более свободно, чем с прежними помещиками. Хозяйка представилась – коллежская секретарша Коробочка. Павел Иванович выясняет, не умирали ли у нее крестьяне. Коробочка говорит, что осьмнадцать человек. Чичиков просит их продать. Женщина не понимает, она представляет, как мертвецов выкапывают из земли. Гость успокаивает, объясняет выгоду сделку. Старушка сомневается, она никогда не продавала мертвых. Все доводы о пользе были понятны, но сама суть сделка удивляла. Чичиков про себя назвал Коробочку дубинноголовой, но продолжал убеждать. Старушка решила подождать, вдруг покупателей будет больше и цены выше. Разговор не получался, Павел Иванович начал ругаться. Он так разошелся, что пот катился с него в три ручья. Коробочке понравился сундук гостя, бумага. Пока оформляли сделку, на столе появились пироги и другая домашняя еда. Чичиков поел блинов, велел закладывать бричку и дать ему провожатого. Коробочка дала девчонку, но попросила не увозить ее, а то одну уже купцы забрали.
Сочинение 2
Мечтой Н.В.Гоголя было создать большое эпическое литературное произведение, посвященное России. Первым оценил талант Николая Васильевича А.С.Пушкин, который посоветовал ему написать большое, серьезное произведение, а также подсказал ему интересный сюжет из реальной действительности. Рассказ Александра Сергеевича об одном мошеннике, который пытался разбогатеть на якобы купленных им крестьянских душах, которых на сам деле не было, стал основой поэмы. В те времена было известно немало реальных историй про покупателей мертвых душ.
В начале 30-х годов 19 века, наблюдая за существованием провинции и деятельностью чиновников, Н.В.Гоголь принял решение о создании книги «Мертвые души». В бытовом аду российских глубинок, с невежественным народом, духовным застоем, где правит коррупция, беспредел чиновничества он и задумался о написании литературного произведения и в 1835 году приступил к написанию поэмы. Писал он ее в состоянии душевных переживаний из-за драмы в личной жизни.
Большая часть работы проходила в постоянных разъездах: в это время он побывал в Петербурге, Швейцарии, Германии и Италии. Решением автора стало уподобиться известному итальянскому классику Данте с его «Божественной комедией» — разбить поэму на три части. В первых двух томах должна была быть описана жизнь во мраке российских провинций, приходившаяся на время правления Николая I, а третий наполнен более позитивным содержанием о духовном и нравственном возрождении России.
Работа над первым томом была завершена в 1842 году. Книга вызвала интерес в обществе, кто-то выражал свое негативное впечатление о поэме Н.В.Гоголя, кто-то, напротив, восторгался произведением. Критики пытались показать наиболее острые моменты поэмы. Несмотря на все противоречивые отзывы читателей, автору было отдано должное.
Началась работа по созданию второго тома «Мертвых душ». К началу 1845 года практически были готовы несколько вариантов черновиков книги, но Николай Васильевич, находившийся в этот момент в глубочайшем духовном и нравственном кризисе, безжалостно сжигает их.
К сожалению, потомкам остается лишь жить догадками, каким бы получился целый опус, если бы автор не совершил этого страшного и безвозвратного поступка, о котором возможно жалел в дальнейшем. Несмотря на это поэма вошла в список мировой классической литературы. Она относится к произведениям, погружающим читателей во тьму человеческих душ, направляющим на поиск решения проблем.
Мнение автора
По литературной традиции «детище» Гоголя явно нельзя назвать рассказом, но стоит отнести к жанру повести с социально-сатирическим уклоном. Однако сам автор был склонен своё сочинение называть именно поэмой и у него действительно для этого были довольно веские аргументы.
Ответить на вопрос о том, почему Гоголь назвал сочинение «Мёртвые души» поэмой, можно следующим образом. Являясь приверженцем эпического жанра, который писатель считал высшим проявлением литературной мысли, Николай Васильевич в то же время отмечал, что существует промежуточное звено между так называемым эпосом и романом — это «менее эпический вид». Подобный термин очень хорошо даёт описание как смысловых, так и жанровых особенностей «Мёртвых душ».
Гоголевские «Мёртвые души» благодаря простоте форм, местами очень жёсткой сатире и авторским эмоциям давно признаны критиками самым ёмким портретом крепостной России девятнадцатого века. А из-за своей уникальности по стилю повествования и мастерству изложения по праву называются поэмой в прозе.
Жанр и композиция
Изначально произведение зарождалось как авантюрно — плутовской роман. Но широта описываемых событий и историческая правдивость, будто «спрессованные» между собой, дали повод «заговорить» о реалистическом методе. Делая точные замечания, вставляя философские рассуждения, обращаясь к разным поколениям, Гоголь насыщал «своё детище» лирическими отступлениями. Нельзя не согласиться с тем мнением, что творение Николая Васильевича — комедия, так как в ней активно используются приемы иронии, юмора и сатиры, наиболее полно отражающие абсурд и произвол «эскадрона мух, господствующего на Руси».
Композиция кольцевая: бричка, въехавшая в город NN в начале повествования, покидает его после всех перипетий, произошедших с героем. В это «кольцо» вплетаются эпизоды, без которых целостность поэмы нарушается. В первой главе даётся описание губернского города NN и местного чиновничества. Со второй по шестую главы автор знакомит читателей с помещичьими усадьбами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Седьмая – десятая главы — сатирическое изображение чиновников, оформление состоявшихся сделок. Вереница перечисленных событий завершается балом, где Ноздрев «повествует» об афёре Чичикова. Реакция общества на его заявление однозначна — сплетни, которые, как снежный ком, обрастают небылицами, нашедшими преломление, в том числе, в новелле («Повесть о капитане Копейкине») и притче (о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Ввод этих эпизодов позволяет подчеркнуть, что судьба отчизны напрямую зависит от людей, в ней проживающих. Нельзя равнодушно взирать на творящиеся вокруг безобразия. Определённые формы протеста в стране зреют. Одиннадцатая глава — биография образующего сюжет героя, разъясняющая, чем он руководствовался, совершая то или иное деяние.
Связующей композиционной нитью является образ дороги (вы можете больше узнать об этом, прочитав сочинение «Образ дороги в поэме Мертвые души»), символизирующий собой путь, который проходит в своём развитии государство «под скромным названием Русь».
Глава 10
Чиновники, собравшись вместе, сначала обсудили изменения своей внешности. События привели к тому, что они похудели. Обсуждение не имело толку. Все рассуждали о Чичикове. Одни решили, что он делатель государственных ассигнаций. Другие предположили, что он чиновник из канцелярии генерал-губернатора. Пытались себе доказать, что он не может быть разбойником. Внешность гостя была очень благонамеренной. Не нашли чиновники и буйных поступков, которые характерны для разбойников. Почтмейстер прервал их споры потрясающим криком. Чичиков – капитан Копейкин. Многие не знали о капитане. Почтмейстер рассказывает им «Повесть о капитане Копейкине». Капитану оторвало на войне руку и ногу, а насчет раненых не было принято законов. Поехал он к отцу, тот отказал ему в крове. У него у самого не хватало на хлеб. Копейкин отправился к государю. Пришел в столицу и растерялся. Ему указали на комиссию. Добрался капитан до нее, прождал больше 4 часов. Народу в помещение набилось как бобов. Министр заметил Копейкина и велел прийти через несколько дней. От радости и надежды зашел в трактир и кутнул. На следующий день Копейкин получил отказ от вельможи и разъяснение, что насчет инвалидов распоряжений еще не издано. Ходил капитан к министру несколько раз, но его принимать перестали. Дождался Копейкин выхода вельможи, попросил денег, но тот сказал, что помочь не может, дел важных много. Велел капитану самому искать средства для пропитания. Но Копейкин стал требовать резолюцию. Его кинули в тележку и увезли силой из города. А спустя некоторое время появилась шайка разбойников. Кто же был ее предводителем? Но полицмейстер не успел произнести фамилию. Его прервали. У Чичикова были и рука, и нога. Как он мог быть Копейкиным. Чиновники решили, что полицмейстер зашел слишком далеко в своих фантазиях. Они пришли к решению вызвать к ним на беседу Ноздрёва. Его показания полностью сбили с толку. Ноздрёв насочинял кучу небылиц о Чичикове.
Герой их бесед и споров в это время, ничего не подозревая, болел. Он решил дня три полежать. Чичиков полоскал горло, прикладывал к флюсу отвары трав. Как только ему стало лучше, он отправился к губернатору. Швейцар сказал, что его не велено принимать. Продолжая прогулку, он отправился к председателю палаты, тот был очень смущен. Павел Иванович удивился: его или не принимали, или встречали очень странно. Вечером к нему в гостиницу пришел Ноздрев. Он разъяснил непонятное поведение чиновников города: фальшивые бумаги, похищение губернаторской дочери. Чичиков понял, что ему нужно убираться из города как можно быстрее. Он выпроводил Ноздрева, велел укладывать его чемодан и готовится к отъезду. Петрушка и Селифан были не очень довольны таким решением, но делать было нечего.
Глава 9
Одна из дам города, узнав необычную новость, поспешила поделиться ею с подругами. Она поспешно прыгнула в коляску и помчалась к искренней приятельнице. Дама не смогла сразу приступить к рассказу. Подруга оценила ее ситец на платье. Разговор пошел в другую сторону, они начали спорить о моде, оборках и пестрых тканях. То, что высмеяли, как немодное, сразу стало предметом желания. Выкройка – решила проблему, но чуть не привела к ссоре. Кому первому дать выкройку: сестре или двоюродной тетке. Наконец, дама перешла к тому, зачем приехала. Она рассказала, что помещица Коробочка пустила Чичикова к себе в дом. Рассказ приукрашен историями о разбойниках. Чичиков требовал у Коробочки продать ему мертвые души. Дама в красках передавала спор между помещицей и Чичиковым. Она описала перепуганную Коробочку, подписавшую какую-то фальшивую бумагу. Приятельница была удивлена, но в то же время сказала, что уже слышала о мертвых душах от Ноздрева. Приятная дама не пытается мыслить, что скрывается за покупкой Чичикова. Все, по ее мнению, просто – это прикрытие, чтобы увезти губернаторскую дочь. Женщины начинают обсуждать претендентку на сердце Чичикова. Но сначала они сходились в характеристиках девушки: манерна, безнравственна, жеманна, румянится безбожно, затем перешли к спору. Они обвиняли друг друга во внимании к гостю, стали искать помощников его авантюрному плану. Первым стал Ноздрёв. Приятной даме захотелось узнать подробности будущего похищения, она уже строила планы. Когда разговор уже зашел далеко, в комнате появился прокурор. Дамы наперебой рассказывали новости о мертвых душах, о дочери. Оставив прокурора в недоумении, они за полчаса произвели фурор среди всех жителей. Сплетни разрастались быстро. Кто-то видел влюбленных гуляющих под луной. Дамы сделали свое дело. Истории о мертвых душах дошли до мужчин, у каждого появились свои мысли на их счет. Все искали свои грехи, боялись раскрытия преступлений и подлостей.
Губернатор получил две бумаги, где сообщалось о беглом разбойнике и фальшивомонетчике. Два сообщения соединили в один, Разбойник и фальшивомонетчик прятался в образе Чичикова. Сначала решили расспросить о нем тех, кто с ним общался. Манилов отозвался лестно о помещике, поручился за него. Собакевич признал в Павле Ивановиче хорошего человека. Чиновников обуял страх, они решили собраться и обсудить проблему. Место сбора — у полицмейстера.
Глава 1
В город без названия въезжает бричка. Ее встречают болтающие ни о чем мужики. Они рассматривают колесо и пытаются вычислить, сколько оно сможет проехать. Гостем города оказывается Павел Иванович Чичиков. Он приехал в город по делам, о которых нет точного сведения – «по своим надобностям».
Молодой помещик имеет интересную внешность:
- узкие короткие панталоны из белой канифасовой ткани;
- фрак под моду;
- булавка в виде бронзового пистолета.
Помещик отличается невинным достоинством, он громко «высмаркивается», как труба, от звука пугаются окружающие. Чичиков поселился в гостинице, расспросил о жителях города, но ничего не рассказал о себе. В общении сумел создать впечатление приятного гостя.
На другой день гость города посветил визитам. Он сумел для каждого подобрать доброе слово, лесть проникла в сердце чиновников. В городе заговорили о приятном человеке, посетившем их. Причем очаровать Чичиков сумел не только мужчин, но и дам. Павла Ивановича пригласили помещики, бывшие в городе по делам: Манилов и Собакевич. На обеде у полицмейстера он познакомился с Ноздрёвым. Герой поэмы сумел произвести приятное впечатление на всех, даже на тех, кто редко о ком-то отзывался положительно.
Это интересно: Бородино анализ стихотворения М, ю, лермонтова
Купить в магазинах:
При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru! Подробнее об акции
495 RUB руб.
купить
Лабиринт:
701 руб.
купить
полный список магазинов
Авторы: Николай Гоголь
«Как в просвещенной Европе, так и в просвещенной России есть теперь весьма много почтенных людей, которые без того не могут покушать в трактире, чтоб не поговорить с слугою, а иногда даже забавно пошутить над ним. »
«Мертвые души» — великое творение Н.В. Гоголя, вошедшее в золотой фонд отечественной и мировой литературы. В книгу включены статьи о творчестве Н.В. Гоголя, принадлежащие перу лучших критиков классического периода русской литературы — Н.А. Полевого и К.С. Аксакова, которые хорошо знали писателя. Комментарии к тексту составлены одним из ведущих российских исследователей творчества Н.В. Гоголя доктором филологических наук, профессором В.А. Воропаевым.Издание предназначено для широкого круга читателей. Благодаря тому, что в него включены развернутые современные комментарии, а также статьи современников Гоголя, оно может быть полезно школьникам и студентам для углубленной подготовки к занятиям и семинарам. Обо всём этом и не только в книге Мертвые души (Николай Гоголь)
Лирические отступления
Не зря Гоголь периодически отступает от основной идеи в произведении и переходит к лирическим отступлениям. Для поэмы этот приём характерен, даже в таком формате, как у Гоголя. Идейно-композиционная структура «Мёртвых душ» позволяет раскрывать острые и болезненные вопросы, и при этом, чувствовать присутствие самого автора и его личное мнение на тот или иной счёт. В процессе прочтения появляется ощущение, что без этих монологов книга читалась бы уже не так. Каждое отступление доносит свою идею и мысль. Их можно поделить на два типа, одни из которых говорят о личных переживаниях автора и касаются рассуждений на тему России тех времён, а другие раскрывают характер и заметные черты народа и их жизни. Автор в своих коротких отступлениях затрагивает темы, которые актуальны вне времени.
Лирическое отступление в самом конце произведения аккуратно подводит ко второму тому. В нём Гоголь размышляет на тему николаевской России в нынешнем укладе и на тему дороги, вечных путешествий и скитаний. Эти две темы объединяются в одно – в веру автора, что Россия еще возродится, а люди в ней будут счастливыми, честными, с высокими моральными устоями, и при этом, они будут «живыми», а не «мёртвыми».
Гоголь выбрал жанр поэмы потому что раскрыть эту сложную идею в эпических масштабах, в романе или в других отдельно взятых, проработанных жанрах, просто невозможно. Этот идеальный мир, идеальный в своей реалистичности и утрированности, раскрывается только в авторской лиро-эпической поэме. Именно так автор и назвал произведение «Мёртвые души».
Критика
Герцен писал «Мертвые души потрясли Россию». Пушкин восклицал: «Боже, как грустна наша Россия!». Белинский ставил произведение выше всего, что было в русской литературе, однако сетовал на чрезвычайно напыщенный лиризм, не сочетающийся с тематикой и посылом (очевидно, он воспринимал лишь содержание, отбросив гениальную языковую игру). О.И. Сенковский считал, что «Мертвые души» — шутливое сравнение со всеми великими эпосами.
Высказываний критиков и любителей о поэме было множество, все они разные, но несомненно одно: произведение вызвало огромный резонанс в обществе, заставило глубже смотреть на мир, задавать серьезные вопросы. Вряд ли творение можно назвать великим, если оно нравится и угождает всем. Величие возникает позже, в жарких спорах и исследованиях. Должно пройти время, чтобы люди могли оценить по заслугам труды гениев, в число которых, несомненно, входит Николай Гоголь.
Чиновники
Не только в безжизненности помещиков заключён смысл поэмы «Мёртвые души». Чиновники представляют собой куда более устрашающую картину. Коррупция, взяточничество, кумовство. Обычный человек оказывается заложником бюрократической машины. Бумажка становится определяющим фактором человеческой жизни. Особенно чётко это прослеживается в «Повести о капитане Копейкине». Инвалид войны вынужден ехать в столицу только лишь затем, чтобы подтвердить свою инвалидность и оформить пенсию. Однако Копейкин не в силах понять и сломать управленческие механизмы, не в силах смириться с постоянным переносом встреч, Копейкин совершает довольно эксцентричный и рискованный поступок: пробирается в кабинет к чиновнику, угрожая, что не выйдет оттуда, пока его требования не будут услышаны. Чиновник быстро соглашается, а Копейкин теряет бдительность от обилия лестных слов. Повесть заканчивается тем, что помощник государственного служащего увозит Копейкина. Больше о капитане Копейкине никто не слышал.
Список персонажей поэмы Гоголя «Мёртвые души» и их краткая характеристика
Основные герои:
- Павел Иванович Чичиков — главный герой, коллежский советник, чиновник в отставке.
- Господин Манилов — один из помещиков.
- Настасья Петровна Коробочка — единственная женщина-помещица в поэме.
- Господин Ноздрёв — «буйный» помещик из поэмы «Мёртвые души»
- Михаил Семёнович Собакевич — «неуклюжий» помещик.
- Степан Плюшкин — состоятельный, но внутренне «бедный» помещик.
Чиновники:
- «Глуповатый» губернатор.
- Иван Григорьевич — председатель палаты.
- Прокурор города.
- Алексей Иванович — полицмейстер города N.
- Иван Андреевич — городской почтмейстер.
Другие персонажи:
- Лакей Петрушка — слуга Чичикова.
- Кучер Селифан — слуга Чичикова.
- Феодулия Ивановна — супруга Собакевича.
- Каретник Михеев — мёртвый крепостной Собакевича.
- Степан Пробка — умерший плотник Собакевича.
- Господин Мижуев — супруг сестры Ноздрёва.
- Дочка губернатора.
- Супруга губернатора.
- Капитан Копейкин — нищий русский офицер.
Жанр и композиция
Изначально произведение зарождалось как авантюрно — плутовской роман. Но широта описываемых событий и историческая правдивость, будто «спрессованные» между собой, дали повод «заговорить» о реалистическом методе. Делая точные замечания, вставляя философские рассуждения, обращаясь к разным поколениям, Гоголь насыщал «своё детище» лирическими отступлениями. Нельзя не согласиться с тем мнением, что творение Николая Васильевича — комедия, так как в ней активно используются приемы иронии, юмора и сатиры, наиболее полно отражающие абсурд и произвол «эскадрона мух, господствующего на Руси».
Композиция кольцевая: бричка, въехавшая в город NN в начале повествования, покидает его после всех перипетий, произошедших с героем. В это «кольцо» вплетаются эпизоды, без которых целостность поэмы нарушается. В первой главе даётся описание губернского города NN и местного чиновничества. Со второй по шестую главы автор знакомит читателей с помещичьими усадьбами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Седьмая – десятая главы — сатирическое изображение чиновников, оформление состоявшихся сделок. Вереница перечисленных событий завершается балом, где Ноздрев «повествует» об афёре Чичикова. Реакция общества на его заявление однозначна — сплетни, которые, как снежный ком, обрастают небылицами, нашедшими преломление, в том числе, в новелле («Повесть о капитане Копейкине») и притче (о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Ввод этих эпизодов позволяет подчеркнуть, что судьба отчизны напрямую зависит от людей, в ней проживающих. Нельзя равнодушно взирать на творящиеся вокруг безобразия. Определённые формы протеста в стране зреют. Одиннадцатая глава — биография образующего сюжет героя, разъясняющая, чем он руководствовался, совершая то или иное деяние.
Связующей композиционной нитью является образ дороги (вы можете больше узнать об этом, прочитав сочинение «Образ дороги в поэме Мертвые души»), символизирующий собой путь, который проходит в своём развитии государство «под скромным названием Русь».
Время и место событий
Определённое время в поэме не указано, но выявляются некоторые временные приметы. В них, однако, есть противоречие. Например, есть указание, что действие происходит в скором времени после изгнания Наполеона из России, а значит, никак не раньше 1813 года. Предположение, что Чичиков есть не кто иной, как переодетый Наполеон, наводит на мысль о периоде 1815–1821 гг.: от водворения императора на о. Святой Елены до кончины его.
Упоминание «жандармского офицера» с функциями полицейского подсказывает, что события происходят в 1827 году, так как корпус жандармов появился в России в 1826 году, а в 1827-м он стал выполнять назначение политической полиции.
Периодическое издание «Ведомости», встречающееся в тексте произведения, ещё больше приближает описываемые события к читателю, поскольку «Губернские ведомости» появились в российской печати с 1838 года.
Место действия — среднерусский губернский город NN, весьма отдалённый от столицы, и провинциальные поместья
Почему «Мертвые души» – поэма?
«Мертвые души» Н. В. Гоголя – великое прозаическое произведение мировой литературы. Многих волнует вопрос, почему произведение, написанное не в стихотворной форме, называется поэмой. Во-первых поэмой свое детище называл сам автор. В своих записях и письмах друзьям, он определяет произведение именно как поэма или роман.
Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. По сюжету главный герой много путешествует, в его жизни происходят множество приключенческих событий, что тоже характерно для жанра поэмы.
Наличие лирических отступлений и обобщений, пожалуй, являются главными факторами причисления этого произведения к поэме. Казалось бы все герои в «Мертвых душах» совершенно разные люди со своим укладом жизни и взглядами на окружающий мир. Но при этом помещики схожи в одном: все они типичные представители помещичьей России. Они утратили человеческий облик и живут только инстинктами, давно позабыв, что такое душа.
Критики в основном положительно отнеслись к определению автором жанра для своего произведения. В. Г. Белинский считал, что «Мертвые души» написаны в исключительно поэтической манере, К. Аксаков сравнивает из с древним эпосом, а критик О. И. Сенковский, давая определение произведению Гоголя, назвал «Мертвые души» поэмой не в стихах.
Зачем Чичикову мертвые души?
Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.
Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.
Первые чтения поэмы и доработка
Осенью Гоголь приезжает в Россию. Он начинает читать первые главы знакомым. К слушанию писатель готовился. Он надел голубой фрак с золотыми пуговицами. Читал Гоголь без остановок сразу 4 главы. Он вытерпел пока не
«… истощился весь его голос и зарябило в глазах…».
Восторг был на лицах всех слушателей, автор остался собой доволен. Еще неопубликованная книга вызвала удивление и противоположность мнений. Одни не приняли критику писателя, пытаясь доказать вымышленность героев, другие стали находить схожие черты в знакомых помещиках. Общее мнение – книга поднимает острые темы. Гоголь доказал свой талант и силу слова, выходившего из-под его пера. Есть точные данные, что Пушкин, давший идею и поделившийся набросками текста, слушал первые главы «Мертвых душ». Поэт во время чтения становился все печальнее, он сказал, что
«Россия грустна».
Продолжение работы над текстом Гоголь называет «очисткой». Он «переменяет, перечищает, перерабатывает», то есть оттачивает каждое слово.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Ответственность (15.3 ОГЭ — 9 класс) По сути, ответственность – это способность человека давать отчет своим поступкам и действиям, а самое главное – задумываться об их последствиях. Ведь каждое действие или слово способно породить целую череду событий, причем не всегда приятных.
- Что сближает прозу и лирику Бунина? — сочинение Отличительная черта всех произведений Бунина — предельная чувственность на стыке прозы и поэзии. Автору свойственна некоторая трагичность, фатализм. Сближение двух жанров особенно хорошо
- Сочинение по картине Три царевны подземного царства Васнецова (3, 4, 5 класс) Виктор Михайлович Серов хорошо известен среди любителей картин по мотивам народного творчества: сказок, рассказов, стихов. Все, кто хоть немного посвящен в его творчество, точно знают такие картины как «Алёнушка»