Анализ поэмы «двенадцать» (а. блок)

Вариант 3

В 1917 году в России произошла революция и началась гражданская война. Многие русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок. Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией. Под впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.

Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом — готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете». Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».

Образы нового мира — это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя. Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди. Блок даёт им меткую характеристику — идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам. «Ох, большевики загонят в гроб» — причитает она.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Язык произведения. Значение поэмы

Ритм поэмы богат и разнообразен. Здесь и разговорный свободный стих, и фольклорный ритм частушки, и интонация мещанского романса, и революционный лозунг, и припев революционной песни, и уличный язык. В поэме много просторечных слов, а также фразеологических оборотов. Торжественная речь звучит лишь в отдельных фразах, в последних главах преобладает торжественная речь, которая полностью вытесняет шум уличных слов.

Горячие споры о поэме Блока не затихают до сих пор. Это во многом объясняется сложностью и противоречивостью произведения. Романтический пафос поэмы был созвучен настроениям народных масс, которые встали на борьбу за новую жизнь.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

«Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать»»

За восемьдесят с лишним лет размышлений над финалом поэмы Блока «Двенадцать» накопилось множество работ исследователей его творчества. Внести что-то новое в разгадку финала мне не представляется возможным, но свое мнение у меня все же сложилось.

Как известно, в эпилоге поэмы, то есть в двенадцатой главе, неожиданно для всего повествования появляется:

В белом венчике из роз —

Впереди — Иисус Христос.

Почему же появление этого персонажа кажется на первый взгляд неуместным?

Во-первых, поэма посвящена революционным будням страны, в которых принимают участие двенадцать главных героев поэмы — двенадцать красноармейцев, которые «без креста», «ко всему готовы» и которым «ничего не жаль». Поэт рассказывает о том, что представляет «действующая сила» революции. Эти люди вроде бы стремятся к благу, к разрешению страны от бремени «старого» мира, поглощенные «революционным», организованным планом. Но в то же самое время действия их стихийны, они ведут себя, как каторжники, выпущенные на свободу. Блок показывает их пьяный разгул:

Эх, эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче буду грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

Окончательный образ революции складывается у читателя со смертью Катьки, погибшей от руки любившего его красноармейца Петрухи. И после всего этого таких людей еще называют «апостолами». Да, именно этого и добивался Блок. Он хотел показать, какими становятся люди в условиях рушащегося вокруг них «Божьего Света», то есть в данном случае России. Мировоззрение Блока сложилось из представлений о том, что разрушение, потеря всяческого идеала в жизни неизбежно приводит к разрушению всего общества в целом. При появлении же идеала происходит зарождение мира нового. При такой трактовке поэмы становятся и более ясны образы «апостолов», которые, по сути своей, являются теми же учениками Христа, живущими еще до его распятия, но стоящими теперь у подножия разрушающегося мира. В таких условиях ими был утрачен идеал, и найти они его не способны. Именно поэтому они и не узнают своего Учителя, стреляя в него.

Теперь мы вплотную приблизились к образу самого Христа, и уже нельзя отрицать, что его фигура является гармоничным завершением всей поэмы. В этом образе Блок запечатлел тот идеал всего сущего, который пребывает во Вселенной независимо от того, стремятся к нему или нет, его невозможно уничтожить.

Отсюда и «надвьюжная поступь» Христа. Этот эпитет красноречиво свидетельствует о бессмертной природе идеала. «Вьюга» в представлении поэта — это революция, но даже эта сила, сметающая все на своем пути, не способна уничтожить его.

Христос идет впереди своих «апостолов», а за ним плетется «голодный пес» — символ «старого» мира. Такое расположение героев не случайно. Автор подчеркивает, что идеал всегда будет идти впереди независимо от того, нуждаются в нем или нет. Очень важен для понимания образа Христа и символ «кровавого флага». Он отнюдь не означает, что Христос благословляет весь «кровавый беспредел» революции. Этот символ напротив является напоминанием о смерти Катьки как о недопустимом явлении в борьбе за Идеал.

«Кровавому флагу» противопоставлен «белый венчик из роз» на голове у Христа. Это делает его более «женственным», по мысли автора, а, соответственно, и более ярким символом святости и непорочности, заключенных в понятиях Абсолютной Истины и Высшей Справедливости.

В заключении остается сделать вывод о том, что же вкладывал Блок в образ-символ самого Иисуса Христа. Для поэта Христос — это нравственный эталон человеческого бытия, имя которому Любовь, это символ будущего, оправдывающего настоящее. В этом образе заключена для Блока высшая духовность человечества, его культурные ценности, которые «россыпью жемчужной» достанутся тем, кто будет жить в соответствии с этими идеалами. В поэме эти ценности не востребованы, но они «надвьюжны», непреходящи, а значит, могут достаться тем, кто их будет искать.

Образ Христа — это идейный стержень, символ, «который не просто увенчал, закруглил поэму, но придал всем ее слагаемым новое освящение».

Именно потому, что это символ со всей его многозначностью и неисчерпаемостью, нам остается лишь пытаться приблизиться к истинному его смыслу, не объясненному даже самим великим автором «Двенадцати».

Сочинение по поэме Двенадцать Блока

Александр Блок-величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции. Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен. Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью. Автор пытается это показать символически, называя старый народ «псом безродным», который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма «Двенадцать» показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме «Двенадцать» Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Короткий пересказ «Двенадцать» Блока

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то — «должно быть, писатель — вития» — говорит о проданной России. Среди прохожих — «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние — поэта? кого-то из прохожих? — описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого — «пальнем-ка пулей в Святую Русь — в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля — Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья — лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни — обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава — слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое — проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле — шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего — «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца — Петруха — грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его — «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава — путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами — «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…». Глава девятая — романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним — очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой — паршивый пес. Двенадцать идут дальше — сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, — это значит, что от Бога помощи не будет. Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным — «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес — старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом — позади — голодный пес, впереди — с кровавым флагом Исус Христос».

Образы, их роль в раскрытие смысла

Красногвардейцы

Двенадцать — это и есть красногвардейцы, выходцы из бедных семей, которых использовали на производстве как дешевую рабочую силу. Обезличивание здесь играет роль символа. Это не люди, а стихия революции, заполонившая целую Россию. Одинаковость красногвардейцев, привыкших находиться в строю, выполнять рутинную работу говорит об отсутствии индивидуальности, выгодном правителям рабов. Но «Голотьба» восстала против рабского режима и для мести своим угнетателям.

Образ и значение Христа в поэме

Религию христианства в поэме Блок относит к исчерпавшей себя культуре, которую следует уничтожить в русском обществе. Герои поэмы без почтения, и даже с высмеиванием относятся к традициям, догмам учения и заповедям старой веры. Но поэма завершается строками о двенадцати людях, идущих «без святого имени» под началом Иисуса. Такая противоречивость воспринимается по-разному, поэтому существует две версии. 

Жанр, направление, размер

Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — революция

Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения

Произведение Блока включает в себя несколько форм народного эпоса. В него входят и частушки, и марш, что отражается на размере стихотворных строк. Поэма написана неоднородно: в пределах одной строфы можно увидеть и анапест, и хорей.

Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный). Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева. Блок создал новаторскую и уникальную работу.

Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями. Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы. Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».

Критика

Поэма вызвала огромный резонанс в обществе, навсегда лишив поэта понимания и поддержки многих друзей. Ее не поняли старорежимные интеллигенты, впрочем, как и сторонники новой власти. Одним она убедила в том, что Блок – предатель и лицемер, других – что он не понимает подлинного духа революции и смешивает ее с грязью. Словом, он оставался непонятым даже в эмиграции, когда однозначно расстроил свои отношения с большевиками.

О произведении одним из первых и довольно подробно высказался иллюстратор поэмы «12», Юрий Анненков:

Сам поэт подтвердил эту догадку. Он отрицает обвинения в конформизме и лизоблюдстве, говоря о вдохновенном порыве, который обрел завершенность в скандальном произведении. Ему было обидно, что его не поняли даже коллеги по цеху и друзья. Об этом он пишет в своих мемуарах уже в эмиграции.

Конечно, поэт не был уверен в том, что не раскаивается в написанном. Из-за рубежа он следил за происходящим в России и был угнетен ее состоянием, которое ухудшалось день ото дня. Красный террор, гражданская война, начавшаяся за революцией реакция не могли ему нравиться. В отчаянии он вспоминал свой вдохновенный порыв, но музыка в душе стихла. Именно поэтому перед смертью он умоляет жену сжечь все экземпляры поэмы «Двенадцать». Так он отрекся от своего знаменитого и трагического гимна октябрьскому перевороту.

Ему было, отчего расстраиваться и при жизни. На одном из митингов против Красного террора и политических репрессий люди скандировали в его адрес оскорбление: «Изменник!». Там же были его старые друзья, Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье, которые никак не заступились за его честь. Дальше – больше: та же Ахматова, а вместе с ней и поэт Сологуб, демонстративно отказываются от участия в мероприятии, где в программе упомянута его поэма. Гумилев отреагировал еще радикальнее, утверждая, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Особенно он критиковал (было написано подробное эссе) то, что образ Христа был опорочен таким соседством. Автор отреагировал спокойно и загадочно:

Предостережения сыпались на него со всех сторон. Более дружелюбный Андрей Белый тоже обратился к другу с посланием:

Эти слова оказались пророческими: поэтесса Зинаида Гиппиус в обращении к Блоку восклицает, что не простит его предательства никогда. Не простил и Бунин, выступив с разгромной рецензией, изложив подробное истолкование не только книги, но и поступков ее автора:

Нелестная характеристика поэмы и даже прямые угрозы в адрес Блока послышались и из уст политиков. Глава Белой армии, адмирал Колчак, обещал после победы повесить автора «Двенадцати». Но и большевики не спешили хвалить книгу. Комиссар по театральным делам запретила жене поэта читать произведение вслух, аргументируя это так: «В них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся». На этом реакция власти не закончилась. В 1919 году творца арестовали по подозрению в заговоре и отпустили лишь по личному ходатайству влиятельного чиновника Луначарского. Тогда же муза отвернулась от него, он больше не услышал музыку и перестал писать стихи.

Поняли и приняли позицию творца считанные единицы, например, Мейерхольд, академик С. Ф. Ольденбург, Ремизов и Есенин. По их мнению, новая работа Блока была не понята, так как все читатели привыкли к исключительно серьезному творчеству поэта. Вот так объяснил эту мысль рецензент Виктор Шкловский:

Мнение критиков подтверждается тем обстоятельством, что автор лично приводил свою жену на концерты балагура Савоярова, который исполнял все, будь то песня или стихотворение, в рваном стиле бродяги-босяка. На его примере он показывал ей, как надо читать его произведение вслух.

Композиция как ключ к пониманию смысла поэмы

Основа идейного смысла произведения — противопоставление зарождающегося нового мира, и старого, отмирающего. Для этого Блок использует композиционный прием символизма, аллегорий.

Старый мир предстает перед нами в образе голодного, паршивого, безродного пса, еще пытающегося скалить зубы, но в результате покорно плетущегося следом с поджатым хвостом. Красноармейцы отгоняют его от себя штыками, что тоже символично.

Аллегорией пути к новому миру является незримый образ Христа, за которым интуитивно следуют красноармейцы. Через этот образ автор передал свою веру в светлое будущее России. Революционный настрой Блок передает через образ бунтующей стихии с хлестким ветром, разгулявшимся «на всем божьем свете», черным небом, гололедом, завывающей вьюгой. Стихия валит с ног, не дает устоять на скользком льду.

Еще один любимый прием Блока — антитеза. В поэме преобладают с самого начала два противоборствующих цвета — белый и черный («белый снег», «черный ветер»). Все это является особенностями достаточно сложной композиции произведения.

Важная роль в композиции отведена сюжету. Построение сюжета основано на бывших в прошлом любовных отношениях между Петрухой и Катькой. Теперь Катька гуляет с его бывшим другом Ванькой, переметнувшимся на сторону белогвардейцев. Петруха пытается отомстить Ваньке, но под пули попадает Катька, а Ванька трусливо сбегает.

Это случайное убийство олицетворяет собой авторское восприятие революции, когда гибнут невинные люди. Катька — это символ погибающей старой России. Бегство Ваньки символизирует массовое бегство из России многих представителей высших сословий и интеллигенции. Блок не оценивает эти события с нравственной точки зрения, он просто описывает происходящее.

Для поэмы Блок использовал зеркальную композицию, поделенную на символичное число глав — двенадцать, каждая из которой является отдельным фрагментом картины зимнего революционного Петрограда, обезображенного разрухой, кострищами, кровавыми расправами. 

Композиция произведения всегда начинается с экспозиции и завязки, затем идет развитие действия с последующей кульминацией, далее развязка, за которой следует эпилог. 

Экспозиция разворачивается в первой главе. Автор погружает читателя в атмосферу разрухи и хаоса, царящих в Петрограде. Читатель сталкивается с представителями старого мира, которые осыпают большевиков проклятиями и предрекают России скорую гибель от новых хозяев. Тут же появляются и представители нового режима — отряд красноармейцев, угрожающий всем, кто встречается у него на пути. 

Завязка воплощается во второй главе, где красноармейцы вспоминают бывшего друга, а ныне — предателя Ваньку, и Катьку, которая тоже предала одного из них. Эти разговоры распаляют в них желание отомстить недостойной парочке, пользуясь своей властью.

В следующих главах продолжается развитие действия. Читатель узнает о нелегкой судьбе красноармейцев. Здесь же он встречает и Катьку с Ванькой, которые несутся навстречу своей трагедии.

Кульминация событий разворачивается в шестой главе, где отряд натыкается на «предателей» и начинает стрелять в бывшего друга. В результате стрельбы погибает Катька, а Ваньке удается скрыться. 

Оставшиеся главы посвящены развязке. Петруха казнит себя за убийство своей бывшей невесты, он переживает глубокий внутренний конфликт между личными чувствами и долгом. Но его соратники не дают ему расслабиться, велят держать контроль над собой. И Петруха вновь встает в строй, сделав окончательный выбор служить революции.

Эпилогом служит последняя, двенадцатая главе, где выясняется, что отряд, олицетворяющий собой новую жизнь, ведет за собой Иисус Христос. А это значит, что Россию ждет светлое будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector