Досократики
Содержание:
- Милетская школа (VI век до н.э)
- Примечания [ править ]
- Античные корни понятия[править | править код]
- Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)
- Примечания
- Элеаты осмысливали понятие бытия
- Другие ранние греческие мыслители [ править ]
- дальнейшее чтение
- Наследие
- Ссылки [ править ]
- Античные корни понятия
- Другие ранние греческие мыслители [ править ]
- Наследие [ править ]
- Другие ранние греческие мыслители [ править ]
- Учение Аристотеля (384 год до н. э.)
- Ссылки [ править ]
- дальнейшее чтение
- Литература[править | править код]
- Примечания
- Обзор
- История[править | править код]
- Наследие [ править ]
Милетская школа (VI век до н.э)
Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.
Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.
Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.
Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Примечания [ править ]
- Уильям Кейт Чемберс Гатри , Досократическая традиция от Парменида до Демокрита , стр. 13, ISBN 0-317-66577-4
- ^
- , стр. 12-14.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFEvans2019 ( помощь )
- Франко Орсуччи, Изменение мышления: переходы в естественной и искусственной среде , с. 14, ISBN 981-238-027-2 . Примечание: Орсуччи говорит «Иониан и Италиот во главе с Анаксимандром и Пифагором», как это определено Диогеном Лаэртиусом , цитируя Х. Дильса и К. Фримена в «Анцилле досократическим философам» Гарвардского университета 1948 года — не путать с Италиотами , доримские грекоязычные жители Итальянского полуострова, между Неаполем и Сицилией
- Яннис Stamatellos, Введение в досократики (2012). п. 7.
- Саймон Голдхилл (28 сентября 2006). . п. 221. ISBN.
- Мир Парменида, Очерки досократического Просвещения , 1998
- Философия в трагический век греков
- ^ Оскар Сейфферт, (1894), Словарь классических древностей , стр. 480
- Эдуард Зеллер, Очерки истории греческой философии (1955). п. 323.
- См. Фаррингтон , Греческая наука , два тома, 1953.
- Американская международная энциклопедия, JJ Little Co., Нью-Йорк 1954, Том VIII
- Аристотель, Метафизика , 986b.
- Творог, Patricia (4 апреля 2016). . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 20 февраля 2019 года .
- Уоррен, Джеймс. Оракулы Гераклита . Скоксфилд.
- ^ Палмер, Джон (2009). Парменид и досократическая философия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. см. особенно 1-45.
- Хорнблауэр, Саймон. Софисты . Оксфордский классический словарь: Oxford University Press.
- Мэйби, Джули Э. (2009). . п. 46. ISBN
- Ницше, Фридрих Вильгельм (9 июня 2012 г.). . www.gutenberg.org .
Античные корни понятия[править | править код]
Несмотря на то, что термин «досократики» — новоевропейского времени, стереотипы, в нём заложенные, восходят к Платону и Аристотелю.
Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.
За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 г. до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 гг. до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в. до н. э.).
Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).
В то же время, отмечается условность приведённого выше ставшего традиционным объединения мыслителей досократического времени, тем более искусственна попытка выделить общие у них элементы учения.
Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)
Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.
Протагор сформулировал главные положения софистов: а) человек есть мера всех вещей; б) всякая истина относительна и субъективна; в) моральные нормы также относительны, и в случае неэффективности заменяются другими. Горгий отрицал существование «небытия», а Гипий провозгласил всех людей равными от природы.
Примечания
- Уильям Кейт Чемберс Гатри, Досократическая традиция от Парменида до Демокрита, п. 13, ISBN 0-317-66577-4.
- ^
- Франко Орсуччи, Изменение мышления: переходы в естественной и искусственной средах, п. 14, ISBN 981-238-027-2. Примечание: Орсуччи говорит: «Ионические острова и Италиот, возглавляемые Анаксимандром и Пифагором», как определено Диоген Лаэртиус, цитируя Х. Дильса и К. Фримена в «Анцилле досократическим философам» Гарвардского университета, 1948 г. — не путать с Italiotes, доримские грекоязычные жители Итальянского полуострова, между Неаполем и Сицилией
- ^ Оскар Сейфферт (1894 г.), Словарь классических древностей, стр. 480
- Эдуард Зеллер, Очерки истории греческой философии (1955). п. 323.
- Яннис Стамателлос, Введение в досократиков (2012). п. 7.
- Уоррен, Джеймс. Оракулы Гераклита. Скоксфилд.
- ^ Палмер, Джон (2009). Парменид и досократическая философия. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. см. особенно 1-45.
- Хорнблауэр, Саймон. Софисты. Оксфордский классический словарь: Oxford University Press.
Элеаты осмысливали понятие бытия
Бытие есть, небытия нет.Бытие едино и неделимо.Бытие познаваемо, а небытие — нет.
Зарождение и развитие атомистических идей связано прежде всего с именами Евсиппа и Демокрита, Демокрит известен как философ-смехотворец в отличие от жалобного Гераклита. Написал около 70 произведений. Бытие — это нечто простое, неделимое — атом — греч. «не разложимый». Материалистическая интерпретация: атом — это неделимая физическая частица, и таких атомов существует бесконечное множество. Атомы разделены пустотой. Пустота — это небытие и поэтому непознаваема.
Демокрит проводит различие между миром атомов как истинным, то есть познаваемым только разумом, и миром чувственных вещей — всего видимого. Атомы невидимы, их можно только представить, они различаются по форме и размеру. Они движутся в пустоте и переплетаются друг с другом, потому что имеют разную форму. Атомы образуют тела, доступные для восприятия.
Согласно Демокриту, целое — это сумма частей (атомов), а движение атомов — причина всего сущего. Демокрит отвергает элеатское положение о неподвижности бытия. Демокрит исповедует пустоту. Он говорит о структуре вещей.
Так, Демокрит объявляет атом — материальную неделимую частицу — причиной и сущностью всего сущего. Атомы движутся, взаимодействуют друг с другом, цепляются друг за друга, объединяются и образуют некую комбинацию. Философ выдвинул идею микроструктуры мира, пытаясь объяснить возникновение тел благодаря различным комбинациям атомов, а разрушение — тем, что эти соединения распадаются.
Благодаря атомистической концепции стало возможным объяснить, почему, несмотря на рождение и смерть отдельных тел, мир в целом продолжает существовать, сохраняется. Например, люди рождаются и умирают, но человеческий род продолжает существовать. И нет необходимости в богах, мистике, судьбе, чтобы объяснить это, потому что есть естественное объяснение в самой природе.
софисты (V — первая половина IV века до н.э.), учили искусству убеждения, красивой речи и правильной аргументации своих мыслей, и особенно искусству опровержения суждений противной стороны (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий). Софизмы — это логические уловки, благодаря которым правильный на первый взгляд вывод оказывается ложным, а собеседник запутывается в собственных мыслях.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) был выдающимся афинским философом и учителем Платона. Сократ выступает за реалистичное религиозное и моральное мировоззрение.
Другие ранние греческие мыслители [ править ]
Первыми мифологами были:
- Гомер
- Гесиод
Семь Мудрецов Греции (греч οἱ ἑπτὰ σοφοί — хой гепта Sophoi ) это название дано в классической греческой традиции к группе философов, государственных деятелей и законодателей в до н.э. 6 века , которые были известны своей мудрости. Поскольку есть споры о том, кто именно должен быть включен, в нижеследующем списке показаны все, кто предлагается в качестве членов этой группы:
- Аристей из Proconnesus (седьмой век до н.э.?)
- Периандр (625–585 до н. Э.)
- Фалес Милетский (ок. 620 — ок. 546 до н. Э.)
- Клеобул Родосский (ок. 600 г. до н. Э.)
- Питтак из Митилена (ок. 600 г. до н. Э.)
- Солон (ок. 594 г. до н.э.)
- Анахарсис (ок. 590 до н. Э.)
- Уклон Приены (ок. 570 г. до н. Э.)
- Хилон Спарты (ок. 560 г. до н. Э.)
- Ферекид Сиросский (ок. 540 г. до н. Э.)
дальнейшее чтение
- Адрадос, Франсиско Р. 1994. «Человеческий словарь и словарь-натуралист в досократиках». Глотта 72.1-4: 182-195.
- Корнфорд, Ф. М. 1991. От религии к философии: исследование истоков западных спекуляций. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажмите.
- Грэм, Д. В. 2010. Тексты ранней греческой философии: полные фрагменты и избранные свидетельства основных досократиков. 2 тт. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Франек, Юрай. 2013. «Досократическая философия и истоки религии». Graeco-Latina Brunensia. 18.1: 57-74.
- Ферли, Д. Дж., И Р. Э. Аллен, ред. 1970 г. Исследования в досократической философии. Vol. 1, Начало философии. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- Джегер, В. 1947. Богословие ранних греческих философов. Оксфорд: Oxford Univ. Нажмите.
- Лучте, Джеймс. 2011 г. Ранняя греческая мысль: до рассвета. Нью-Йорк: Континуум
- Мансфельд, Дж., И Д. Т. Руниа. 2010 г. Аетиана: метод и интеллектуальный контекст доксографа. Vol. 3, Исследования доксографических традиций античной философии. Лейден, Нидерланды и Нью-Йорк: Brill.
- Мансфельд, Дж. И О. Примавеси. 2011 г. Die Vorsokratiker: Griechisch / Deutsch. Штутгарт: Reclam.
- Маккирахан, Р. Д. 2011. Философия до Сократа. Индианаполис, IN: Hackett.
- Робб, К., изд. 1983 г. Язык и мысль в раннегреческой философии. Ла Саль, Иллинойс: Институт Гегелера.
- Стокс, М. 1971. Один и многие в досократической философии. Вашингтон, округ Колумбия: Центр греческих исследований.
- Властос, Г. 1995. Исследования по греческой философии. Vol. 1, досократики. Под редакцией Д. В. Грэма. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажмите.
Наследие
- Дократовский метод критического мышления, применявшийся при исследовании мира природы, был применен Сократом к исследованию человеческого индивида и его социальных отношений. учреждения.
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель глубоко изучал досократиков, приписывая философу Пармениду введение концепций Бытия и Небытия (или Ничто).
- Карл Марксдокторская диссертация Разница между демократической и эпикурейской философией природы оценивает мысли досократического философа Демокрита, одного из основоположников атомистической теории.
- В марксистской философской традиции досократики признаны первыми материалисты.
- Фридрих Ницше описал досократиков как «тиранов духа», и говорит о Сократе, что «столь удивительно регулярное, хотя и слишком быстрое развитие философской науки было уничтожено за одну ночь».
- Освальд Шпенглердокторская диссертация Основная метафизическая идея философии Гераклита дает оценку мысли досократического философа Гераклита, получившего название «безвестное».
- Мартин Хайдеггер’работа после поворота’ (умереть Кехре) использует досократических мыслителей Гераклита, и особенно Парменида, в качестве двух своих основных собеседников.
- Карл Поппер, один из наиболее влиятельных философов науки 20-го века, придавал большое значение критической традиции, воплощенной в развитии досократической мысли, анализ которой способствовал его собственным эпистемологическим теориям. Его известное эссе на эту тему «Назад к досократикам» можно найти в антологии его эссе. Домыслы и опровержения — рост научных знаний, 2-е издание. Издательство Рутледж. 2002 г.
Ссылки [ править ]
- Brisson, L. et al. Lire les Présocratiques . Прессы Universitaires de France, Париж, 2012.
- Бернет, Джон , Ранняя греческая философия , Meridian Books, Нью-Йорк, 1957
- Колли, Джорджио , Греческая мудрость ( La Sapienza greca , 3 vol. Milan 1977-1980)
- Де Фогель, Корнелия Дж., Греческая философия , Том I, от Фалеса до Платона , Э. Дж. Брилл, Лейден, 1963
- Ллойд, GER , Ранняя греческая наука: от Фалеса до Аристотеля . Нью-Йорк: Нортон, 1970.
- Кирк, Г.С. , Рэйвен, Дж. Э. и Скофилд, М., Досократические философы (второе издание), Cambridge University Press , 1983.
- Нахм, Милтон К., Избранные из раннегреческой философии , Appleton-Century-Crofts, Inc., 1962 г.
- (на французском) Ален Сурния. Voyage en pays présocratique . Publibook, 2007.
- Яннис Стамателлос, Введение в досократиков: тематический подход к ранней греческой философии с ключевыми выводами , Wiley-Blackwell, 2012.
Античные корни понятия
Несмотря на то, что термин «досократики» — новоевропейского времени, стереотипы, в нём заложенные, восходят к Платону и Аристотелю.
Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.
За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 г. до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 гг. до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в. до н. э.).
Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).
В то же время, отмечается условность приведённого выше ставшего традиционным объединения мыслителей досократического времени, тем более искусственна попытка выделить общие у них элементы учения.
Другие ранние греческие мыслители [ править ]
Первыми мифологами были:
- Гомер
- Гесиод
Семь Мудрецов Греции (греч οἱ ἑπτὰ σοφοί — хой гепта Sophoi ) это название дано в классической греческой традиции к группе философов, государственных деятелей и законодателей в до н.э. 6 века , которые были известны своей мудрости. Поскольку есть споры о том, кто именно должен быть включен, в нижеследующем списке показаны все, кто предлагается в качестве членов этой группы:
- Аристей из Proconnesus (седьмой век до н.э.?)
- Периандр (625–585 до н. Э.)
- Фалес Милетский (ок. 620 — ок. 546 до н. Э.)
- Клеобул Родосский (ок. 600 г. до н. Э.)
- Питтак из Митилена (ок. 600 г. до н. Э.)
- Солон (ок. 594 г. до н.э.)
- Анахарсис (ок. 590 до н. Э.)
- Уклон Приены (ок. 570 г. до н. Э.)
- Хилон Спарты (ок. 560 г. до н. Э.)
- Ферекид Сиросский (ок. 540 г. до н. Э.)
Наследие [ править ]
- Дократовский метод критического мышления, применявшийся при исследовании мира природы, был применен Сократом к исследованию человеческого индивида и его социальных институтов .
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель глубоко изучил досократиков, приписывая философу Пармениду введение концепций Бытия и Небытия (или Ничто).
- Докторская диссертация Карла Маркса « Разница между демократической и эпикурейской философией природы» дает оценку мысли досократического философа Демокрита, одного из основоположников теории атома.
- В марксистской философской традиции досократики признаны первыми материалистами .
- Фридрих Ницше описал досократиков как «тиранов духа» и говорит о Сократе, что «до сих пор столь удивительно регулярное, хотя, безусловно, слишком быстрое развитие философской науки было разрушено за одну ночь».
- Докторская диссертация Освальда Шпенглера « Фундаментальная метафизическая идея философии Гераклита» дает оценку мысли досократического философа Гераклита, получившего название «темное».
- Работа Мартина Хайдеггера после «поворота» ( die Kehre ) использует досократических мыслителей Гераклита, и особенно Парменида, как двух своих основных собеседников.
- Карл Поппер , один из наиболее влиятельных философов науки 20-го века, придавал большое значение критической традиции, воплощенной в развитии досократической мысли, анализ которой способствовал его собственным эпистемологическим теориям. Его известное эссе на эту тему «Назад к досократикам» можно найти в антологии его эссе « Гипотезы и опровержения — рост научного знания» , 2-е издание. Издательство Рутледж. 2002 г.
Другие ранние греческие мыслители [ править ]
Первыми мифологами были:
- Гомер
- Гесиод
Семь Мудрецов Греции (греч οἱ ἑπτὰ σοφοί — хой гепта Sophoi ) это название дано в классической греческой традиции к группе философов, государственных деятелей и законодателей в до н.э. 6 века , которые были известны своей мудрости. Поскольку есть споры о том, кто именно должен быть включен, в нижеследующем списке показаны все, кто предлагается в качестве членов этой группы:
- Аристей из Proconnesus (седьмой век до н.э.?)
- Периандр (625–585 до н. Э.)
- Фалес Милетский (ок. 620 — ок. 546 до н. Э.)
- Клеобул Родосский (ок. 600 г. до н. Э.)
- Питтак из Митилена (ок. 600 г. до н. Э.)
- Солон (ок. 594 г. до н.э.)
- Анахарсис (ок. 590 до н. Э.)
- Уклон Приены (ок. 570 г. до н. Э.)
- Хилон Спарты (ок. 560 г. до н. Э.)
- Ферекид Сиросский (ок. 540 г. до н. Э.)
Учение Аристотеля (384 год до н. э.)
Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.
В 335 г. до н.э. Аристотель открыл в окрестностях Афин свою школу, или Ликей, где проводил занятия для учеников и широкой публики. Часть сочинений Аристотеля («акроаматические») являются записями, которыми он пользовался в преподавательской деятельности. Аристотелю и его ученикам удалось собрать в Ликее огромный научный материал по истории, философии, биологии и политике.
Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.
Ссылки [ править ]
- Brisson, L. et al. Lire les Présocratiques . Прессы Universitaires de France, Париж, 2012.
- Бернет, Джон , Ранняя греческая философия , Meridian Books, Нью-Йорк, 1957
- Колли, Джорджио , Греческая мудрость ( La Sapienza greca , 3 vol. Milan 1977-1980)
- Де Фогель, Корнелия Дж., Греческая философия , Том I, от Фалеса до Платона , Э. Дж. Брилл, Лейден, 1963
- (на немецком языке) Diels, Hermann , , 6-е изд., ред. от Walther Кранц (Берлин, 1952).
- (на английском языке) Фримен, Кэтлин , , ISBN 978-1-60680-256-4 (Кембридж, 1970).
- Ллойд, GER , Ранняя греческая наука: от Фалеса до Аристотеля . Нью-Йорк: Нортон, 1970.
- Кирк, Г.С. , Рэйвен, Дж. Э. и Скофилд, М., Досократические философы (второе издание), Cambridge University Press , 1983.
- Нахм, Милтон К., Избранные из раннегреческой философии , Appleton-Century-Crofts, Inc., 1962 г.
- (на французском) Ален Сурния. Voyage en pays présocratique . Publibook, 2007.
- Яннис Стамателлос, Введение в досократиков: тематический подход к ранней греческой философии с ключевыми выводами , Wiley-Blackwell, 2012.
дальнейшее чтение
- Адрадос, Франсиско Р. 1994. «Человеческий словарь и словарь-натуралист в досократиках». Глотта 72.1-4: 182-195.
- Корнфорд, Ф. М. 1991. От религии к философии: исследование истоков западных спекуляций. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажмите.
- Грэм, Д. В. 2010. Тексты ранней греческой философии: полные фрагменты и избранные свидетельства основных досократиков. 2 тт. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Франек, Юрай. 2013. «Досократическая философия и истоки религии». Graeco-Latina Brunensia. 18.1: 57-74.
- Ферли, Д. Дж., И Р. Э. Аллен, ред. 1970 г. Исследования в досократической философии. Vol. 1, Начало философии. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- Джегер, В. 1947. Богословие ранних греческих философов. Оксфорд: Oxford Univ. Нажмите.
- Лучте, Джеймс. 2011 г. Ранняя греческая мысль: до рассвета. Нью-Йорк: Континуум
- Мансфельд, Дж., И Д. Т. Руниа. 2010 г. Аетиана: метод и интеллектуальный контекст доксографа. Vol. 3, Исследования доксографических традиций античной философии. Лейден, Нидерланды и Нью-Йорк: Brill.
- Мансфельд, Дж. И О. Примавеси. 2011 г. Die Vorsokratiker: Griechisch / Deutsch. Штутгарт: Reclam.
- Маккирахан, Р. Д. 2011. Философия до Сократа. Индианаполис, IN: Hackett.
- Робб, К., изд. 1983 г. Язык и мысль в раннегреческой философии. Ла Саль, Иллинойс: Институт Гегелера.
- Стокс, М. 1971. Один и многие в досократической философии. Вашингтон, округ Колумбия: Центр греческих исследований.
- Властос, Г. 1995. Исследования по греческой философии. Vol. 1, досократики. Под редакцией Д. В. Грэма. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажмите.
Литература[править | править код]
- Армстронг А. X. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / Пер. с англ. В. А. Самойлова. — 2-е изд., исправ. и доп. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. — 256 с. — (Библиотека христианской мысли. Исследования). — ISBN 5-7435-02-234.
-
Бертран Рассел. История западной философии. Ростов
н/Д: «Феникс», 2002. - Поппер К. Назад к досократикам // Предположения и опровержения: Рост научного знания. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 638 с. — ISBN 5-17-012641-7.
- [www.astro-cabinet.ru/library/Filosoph/Index.htm Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики] / Изд. подг. А. В. Лебедев. — М.: Наука, 1989. — 576 с.
- Райхерт К. Андрэ Лакс: «Досократики» как термин историографии античной философии // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2013. Т. 7. № 2. С. 374—384.
- The Oxford Handbook of Presocratic Philosophy / P. Curd, D.W. Graham. — Oxford: Oxford University Press Inc, 2008, 608 p. ISBN 978-0199837557
- Laks, A. (2001) «„Philosophes Presocratiques“: Remarques sur la construction d’une catégorie de l’historiographie philosophique», Aporemata, Band 5: Historicization — Historisierung. Göttingen: 293—311.
- Laks, A. éd. (2000) Qu’est-ce que la philosophie présocratique? Lille.
Примечания
- Уильям Кейт Чемберс Гатри, Досократическая традиция от Парменида до Демокрита, п. 13, ISBN 0-317-66577-4.
- ^
- Франко Орсуччи, Изменение мышления: переходы в естественной и искусственной средах, п. 14, ISBN 981-238-027-2. Примечание: Орсуччи говорит: «Ионические острова и Италиот, возглавляемые Анаксимандром и Пифагором», как определено Диоген Лаэртиус, цитируя Х. Дильса и К. Фримена в «Анцилле досократическим философам» Гарвардского университета, 1948 г. — не путать с Italiotes, доримские грекоязычные жители Итальянского полуострова, между Неаполем и Сицилией
- ^ Оскар Сейфферт (1894 г.), Словарь классических древностей, стр. 480
- Эдуард Зеллер, Очерки истории греческой философии (1955). п. 323.
- Яннис Стамателлос, Введение в досократиков (2012). п. 7.
- Уоррен, Джеймс. Оракулы Гераклита. Скоксфилд.
- ^ Палмер, Джон (2009). Парменид и досократическая философия. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. см. особенно 1-45.
- Хорнблауэр, Саймон. Софисты. Оксфордский классический словарь: Oxford University Press.
Обзор
Аристотель был первым, кто позвонил им физиологи или же Physikoi («физики», после физический, «природа») и отличить их от более ранних (теологи), или мифологои (рассказчики и барды), которые приписывали эти явления различным богам.Диоген Лаэртиус разделяет физиологи на две группы: Ионическийво главе с Анаксимандр, и Italiote во главе с Пифагор.
Фокус и цели
Философы-досократы отвергли традиционные мифологические объяснения явлений они видели вокруг себя более рациональные объяснения. Их усилия были направлены на исследование конечной основы и сущности внешнего мира. Многие стремились к материальному принципу (Archê) вещей, а также способ их возникновения и исчезновения. Как первые философы, они подчеркивали рациональное единство вещей и отвергали сверхъестественные объяснения, вместо этого ища естественные принципы, действующие в мире и человеческом обществе. Досократики видели в мире Космос, упорядоченное устройство, которое можно понять с помощью рационального исследования. Досократические мыслители представляют дискурс, касающийся ключевых областей философского исследования, таких как бытие, первичный материал вселенной, структура и функции человеческой души, а также основные принципы, регулирующие воспринимаемые явления, человеческое знание и мораль.
Иногда бывает трудно определить действительную линию аргументации, которую некоторые досократики использовали в поддержку своих конкретных взглядов. Хотя большинство из них составили важные тексты, ни один из текстов не сохранился в полной форме. Все, что доступно, — это цитаты и свидетельства более поздних философов (часто предвзятых) и историков, а также отдельные текстовые фрагменты.
Эти философы задавали вопросы о » сущность вещей»:
- Откуда все взялось?
- Из чего все создано?
- Как мы можем объяснить множественность вещей, встречающихся в природе?
- Как мы можем описать природу математически?
Другие сосредоточились на определении проблем и парадоксов, которые стали основой для более поздних математических, научных и философских исследований.
Графические отношения между различными досократическими философы и мыслители; красные стрелки указывают на отношения оппозиции.
Традиции и современное открытие
Наши знания о них основаны на отчетах, известных как доксография — более поздних философских авторов (особенно Аристотель, Плутарх, Диоген Лаэртиус, Stobaeus и Симплициус), и некоторые ранние богословы (особенно Климент Александрийский и Ипполит Римский). Современный интерес к ранней греческой философии восходит к 1573 году, когда Анри Эстьен собрал ряд досократических фрагментов в Poesis Philosophica (Ποίησις Φιλόσοφος).Герман Дильс популяризировал термин «досократический» в Die Fragmente der Vorsokratiker (Фрагменты досократиков) в 1903 г. Однако термин «досократический» [sic] использовался еще Джордж Гротес Платон и другие соратники Сократа в 1865 г. Эдуард Зеллер также был важен для разделения мыслей до и после Сократа. Основной анализ досократической мысли был проведен Грегори Властос, Джонатан Барнс, и Фридрих Ницше в его Философия в трагическую эпоху грековСохранились только фрагменты оригинальных сочинений досократиков (многие из них озаглавлены Пери Физеос, или же На природе, название, вероятно, позже приписали другие авторы). Перевод Пери Физеос в качестве На природе может ввести в заблуждение: «включено» обычно дает идею «эрудированной диссертации», а «пери«может относиться к» круговому подходу «; и традиционные значения»природа»для нас (как противостояние культура, к сверхъестественное, или как сущность, вещество, в отличие от аварияи т. д.) может противоречить значению «Физей» или же «физический«для греков (имеется в виду« первоисточник »или« процесс возникновения и развития »).
Более поздние философы отвергли многие ответы ранних греческих философов, но продолжали придавать большое значение своим вопросам. Кроме того, космологии предложенные ими были обновлены более поздними разработками в наука.
История[править | править код]
Термин «досократики» утвердился в 1903 году, когда немецкий учёный Герман Дильс собрал в труде «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Термин «досократики» восходит к термину «досократическая философия», введённому немецким философом, филологом и теологом Иоганном Августом Эберхардом (1739—1809), который в своей книге 1788 года «Всеобщая история философии» разделил историю античной философии на два основных периода — «досократовскую философию» и «сократовскую философию».
В ставшей классической работе середины XIX века Эдуарда Целлера «Философия греков в её историческом развитии» в заложенной им периодизации древнегреческой философии её первый этап выделяется от древних ионийцев до Сократа. До Целлера Гегель в своей истории философии первый период древнегреческой философии определял от Фалеса до Аристотеля.
Концептуальным сведением досократиков воедино мы обязаны британско-шотландскому антиковеду Дж. Бернету (он называл их «ранними греческими философами»).
Наследие [ править ]
- Дократовский метод критического мышления, применявшийся при исследовании мира природы, был применен Сократом к исследованию человеческого индивида и его социальных институтов .
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель глубоко изучил досократиков, приписывая философу Пармениду введение концепций Бытия и Небытия (или Ничто).
- Докторская диссертация Карла МарксаРазница между демократической и эпикурейской философией природы» дает оценку мысли досократического философа Демокрита, одного из основоположников теории атома.
- В марксистской философской традиции досократики признаны первыми материалистами .
- Фридрих Ницше описал досократиков как «тиранов духа» и говорит о Сократе, что «до сих пор столь удивительно регулярное, хотя, безусловно, слишком быстрое развитие философской науки было разрушено за одну ночь».
- Докторская диссертация Освальда ШпенглераФундаментальная метафизическая идея философии Гераклита» дает оценку мысли досократического философа Гераклита, получившего название «темное».
- Работа Мартина Хайдеггера после «поворота» ( die Kehre ) использует досократических мыслителей Гераклита, и особенно Парменида, как двух своих основных собеседников.
- Карл Поппер , один из наиболее влиятельных философов науки 20-го века, придавал большое значение критической традиции, воплощенной в развитии досократической мысли, анализ которой способствовал его собственным эпистемологическим теориям. Его известное эссе на эту тему «Назад к досократикам» можно найти в антологии его эссе « Гипотезы и опровержения — рост научного знания» , 2-е издание. Издательство Рутледж. 2002 г.