О превратном толковании поведения дочерей лота по отношению к своему отцу

Праведный Лот почитается в иудаизме, христианстве и исламе

В разных религиях отношение к фигуре Лота, в основном, положительна. При этом в иудаизме он считается праведником, но его праведность оспариваться. Дело в том, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Его упоминают в Торе.

Бегство Лота. Иллюстрация из книги «Библейские образы» Гаага, 1728 год. Христианская традиция сочувственно относиться к образу Лота. Фото: eleven.co.il

Христианская традиция сочувственно относиться к Лоту. Это прослеживается в Новом Завете. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей. При этом отдельно указывается на то, что Господь спас его за то, что он остался послушным Его воле, а жена Лота окаменела, так как ослушалась Его.

Мусульмане знают Лота под Именем Лута и считают его посланником Бога и Его пророком. Ислам практически дословно пересказывает библейскую историю. При этом, в отличие от Библии Коран говорит о том, что Лут в Содоме и Гомморе должен был проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей.

Лот (Библия)

Для термина «Моав» см. также другие значения.Бегство Лота из Содома (художник Гюстав Доре) Горное образование «Жена Лота» (расположено близ Мёртвого моря)

В ветхозаветной Книге Бытия персонаж Лот — сын Арана и племянник родоначальника евреев Авраама. За исключением авраамовой жены Сарры, Лот был единственным родственником, сопровождавшим патриарха Авраама при его переселении из Ура Халдейского в Ханаанскую землю.

После того, как Авраам вышел из Египта, где, благодаря тому, что отдал свою жену фараону, приобрёл много рабов и скота, вместе они двинулись до Вефиля. У Лота тоже был мелкий и крупный скот, а также шатры. Их имущества было так много, что пастухи Авраама спорили с пастухами Лота. Авраам ему предложил: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево

» (13:9). И получилось, что «Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома » (13:12), то есть Лот ушёл на восток, а город Содом был одним из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордан.

Во время нападения Кедорлаомера и союзных ему царей на Содом Лот попал в плен, а имущество его было забрано. Однако Авраам напал ночью на противника и освободил Лота вместе со всем имуществом, а также женщинами и народом.

Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот приглашал ангелов к себе в дом, но они сказали, что будут спать на улице. Лот их сильно упрашивал и наконец упросил. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне «познали их». Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается.Лот с дочерьми (Иоахим Эйтевал, 1600)Лот и его дочери (Хендрик Гольциус, 1616)

Сам Лот с дочерьми спасся в близлежащий город Сигор. Не чувствуя себя там в безопасности, он вместе с дочерьми поселился в пещере на ближней горе. Там произошло кровосмешение отца (Лот был пьян) с дочерьми, которые полагали, что весь человеческий род погиб и только они трое остались в живых. У старшей дочери родился его сын Моав, будущий родоначальник моавитян, а у младшей — Аммон, или Бен-Амми

, будущий родоначальник аммонитян. Затем о Лоте в Священном Писании больше не говорится.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В Новом Завете, в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор — единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Цепная реакция

Если мы говорим о таких ситуациях, когда человек видит как бы в пророческом видении нечто, но не понимает точного значения в контексте временных рамок, с кем именно и когда произойдет то, что ему явлено и дано увидеть, — то таких ситуаций было еще несколько.

Например, жена Потифара видела будущее: для нее открыли, что из ее дома будет Йосефу потомство. Но ее эгоизм — будто пелена — застлал истинное значение этого видения, и она ошиблась. Ее толкование оказалось неверным. Жена Йосефу была дана через ее дом, но не от нее, а через Аснат, которая у нее воспитывалась, но была внучкой Яакова.

То же мы видим с Корахом. Он видел, что из его потомков выйдет будущий Шмуэль-пророк. И решил, что цель оправдывает средства. Можно свергать Моисея — ничего ему за это не сделают! Корах ошибся, его эгоизм внес неточность в картину восприятия им будущего. Шмуэль родится действительно от сыновей Кораха, но они станут достойными этого вследствие раскаяния, которое совершат (проваливаясь сквозь землю, уже на пути к геенне огненной).

Лот, убегая из Содома, немного промедлил. Слово «промедлил» в Торе отмечено музыкальными значками, которые называются «цепочка». Возможно, Лот не принимал опасность всерьез, потому что видел «цепочку», то есть потомство, которое должно будет от него произойти — вплоть до праведного Мошиаха.

Но есть разница между видением настоящего пророка, которому не грозит пострадать от эгоистического восприятия видения, и обычным человеком. Давайте же услышим то пророчество, с которым обращается к нам Ребе.

Жена Лота во время бегства из Содома обернулась, и Господь превратил её в соляной столп

Когда Лот вышел из Содома он велел своим дочерям и жене идти и не оборачиваться. Таким образом, он выполнял указание, переданное ему Господом через своих ангелов. Жена Лота по пути не выдержала и нарушила Божию волю. Она оглянулась и обратилась в соляной столп. Сам же Лот и его дочери спаслись (Быт. 19, 15-26).

Гибель Содома и обращение жены Лота в соляной столб. Жена Лота ослушалась запрета Господа и во время бегства из города оглянулась. За это она окаменела. Фото: school.orthpatr.ru

Толкование этого содержится в Библии. Так Господь в одной из своих бесед о разрушение Иерусалима и конце мира сказал: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17,32). Святитель Филарет говорит о том, что её обращение в соляной столп — это особенное наказание Божие за её преступление.

Заключается её прегрешение против Господа не том, что она обернулась и посмотрела на горящий город, но в том, что она преступила Божии заповеди и имела пристрастия к жилищу разврата. Таким образом, она думала более о материальном, чем о духовном.

Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» упоминает о том столпе, в который превратилась жена Лота (Древ. I, II, 4).

Историки подтверждают факт существования соляного столпа, в который обратилась жена праведного Лота. Он стоял длительное время в окрестностях Содома как памятник Божьего гнева за ослушание человеком Божией воли.

О нем упоминает писатель книги Премудрости Соломоновой (Прем. 10, 7), а из позднейших писателей — Иосиф Флавий (Древ. I, II, 4) и даже епископ Климент Римский (посл. к Кор. гл. 1).

«Жена Лота» на горе Содом. На склонах горы Содом стоит несколько образований из каменной соли, которым предание приписывает их происхождение от превращённой в камень жены Лота. Фото: upload.wikimedia.org

В наше время в Израиле, рядом с Мёртвым морем в индустриальном районе «Заводы мёртвого моря» на горе Содом стоит столб или же колонна из каменной соли. Она напоминает формой женщину, одетую в покрывало и традиционно воспринимается как окаменевшая жена.

Лот

Лот — евр. lot

В ветхозаветном предании племянник Авраама, переселившийся вместе с ним из Месопотамии в Ханаан.

После того как между пастухами их стад стали возникать распри из-за пастбищ, Лот по предложению Авраама переходит в плодородную и цветущую Иорданскую окрестность и обосновывается в Содоме. Во время похода эламского царя против отпавших от него заиорданских городов, в том числе Содома и Гоморры, Лот оказывается в плену; освобождённый Авраамом, он снова возвращается в Содом. Однако эта местность за неправедность жителей Содома и Гоморры обречена богом на истребление. После явления Аврааму бога у дубравы Мамре в Содом направляются ангелы, чтобы убедиться, действительно ли столь грешны содомляне, и истребить город; Авраам, однако, умоляет бога пощадить город, если в нём найдётся хотя бы десять праведников. Два ангела, прибывшие к воротам Содома, были встречены Лотом и приглашены на ночлег. Содомляне же окружают дом Лота и требуют вывести пришельцев, чтобы «познать их». Лот просит их не делать пришельцам зла и даже предлагает взамен двух своих дочерей, не познавших мужа. Но ангелы поражают осаждающих дом слепотой, так что «измучились, искав выхода», а Лот с женой и дочерьми выводят из обречённого города, запретив кому-либо из них оглядываться. Бог пролил на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба и ниспроверг эти города, все их окрестности и всё живое вокруг. Жена Лотова, нарушив запрет, оглянулась и за это стала соляным столпом.

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города… не оглядывайся назад… чтоб тебе не погибнуть… Жена же Лотова оглянулась позади него и стала соляным столпом».

Весь рассказ носит характер этиологического мифа, объясняющего особенности рельефа безжизненных южных берегов Мёртвого моря, которые сохранили следы вулканической деятельности и соляные столпы, очертаниями напоминающие человеческие фигуры.

После спасения Лота с дочерьми поселяется в пещере. Дочери его, считая, что из всех людей только они остались в живых, ради восстановления рода вступают с отцом, напоив его вином, в инцестуальную связь и рождают сыновей Моава и Бен-Амми (родоначальники моавитян и аммонитян).

Агадическая традиция либо объявляет Лота вслед за Библией тем праведником, во имя которого Авраам просил бога пощадить Содом и который сам всю ночь молился за осуждённый город, либо приписывает ему всевозможные пороки. Талмуд обвиняет Лота в ростовщичестве и стяжательстве, вследствие чего тот не торопится покинуть город. Жена же Лотова обращена была в соляной столп за то, что «согрешила солью», то есть не желала давать её пришельцам (другой вариант: ходила по соседям и одалживала у них соль, чтобы при этом похвалиться гостями). Существовало поверье, что столп этот привлекает к себе диких животных и скот, уничтожающих его до основания, однако за ночь столп вырастает вновь.

Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии

Ветхозаветная Книга Бытия говорит о том, что Лот — это сын Арана и племянник родоначальника евреев Авраама. Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат. Он находился в нижней Месопотами.

Произошло это примерно 4 000 лет назад. Его отец умер рано, и его дед взял всю семью и отправился в землю Ханаанскую. Дойдя до Харрана, Фара остановился и вскоре умер.

Путь Авраама в землю Ханаанскую из Ура. Дорога Авраама показана красной стрелкой. Его племянник Лот, вместе со слугами, скотом и семьёй сопровождал его. Фото: bibliya-online.ru

Здесь же поселился его дядя Авраам, после того, как вышел из Египта, где благодаря тому, что отдал свою жену фараону, приобрёл много рабов и скота. Лот, за исключением авраамовой жены Сарры, оказался единственным родственником, который сопровождал Авраама при переселении в Ханаанскую землю.

Праведный Лот жил в Месопотамии примерно 4 000 лет назад.

Племянник и дядя вместе дошли до Вефиля. В течение некоторого времени Лотт жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада.

Тогда Авраам предложил ему: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:19). В результате Лот стал жить на востоке, в окрестностях Иордана. Его владения простирались до города Содом, который располагался в цветущей долине Сидим при устье реки Иордан.

Причины падения Лота праведника :

  1. Лот не использовал свою веру;
  2. Благословение было сказано Аврааму,а не Лоту. Причастие предлагается не каждому, но тем у кого вера, как у Авраама(праведность по вере).

Аврам дал десятую часть из всего. Десятину отдают не все, только те, у кого вера как у Авраама.

(Быт 14:21) И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. (Царь искушал Аврама) Но Аврам сказал царю Содомскому:поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли ( Аврам в точности повторяет все сказанное Мелхиседеком), что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама.

Аврам знал, что он будет очень богатым.

Лот и его семья

Сохранить в PDFПечатная версия

Лот — сын Арана, брата Авраама, племянник нашего праотца. Он был так же братом Сары, жены Авраама. Отец Лота рано умер, и его воспитанием занимался Авраам.

Когда наш праотец, руководясь повелением Творца, вышел из Ур Касдима по направлению в Святую Землю (тогда его еще звали Аврам, но мы будем называть его тем именем, под которым он больше всего известен в истории), его племянник Лот пошел вместе с ним. Он сопровождал Авраама и Сару и когда был голод, вместе с ними спустился в Египет, а затем вернулся в Святую Землю.

Из Египта в Святую Землю Лот, как и Авраам, возвращался с большим богатством, с тучными стадами. Благодаря дяде он очень разбогател. Авраам не разрешал своим пастухам пасти стада на чужих лугах, а Лот пренебрегал этим принципом дяди. На этой почве между Авраамом и Лотом возникают разногласия, а между их пастухами — распри. Тогда Авраам говорит Лоту: «Отделись же от меня! Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Берешит, 13:9).

Лот смотрит на долину Иордана, которая была цветущей, «как сад Господа», и решает пойти по ней на восток, по направлению богатого города Сдома, в надежде, что там его богатство умножится еще больше. В погоне за богатством он пренебрегает тем, что у жителей Сдома дурная слава людей злых и весьма испорченных: они предавались разврату, служили идолам, убивали и грабили друг друга, а также всех, кто приходил в этот город.

Отделившись от Авраама, на самом деле Лот как бы отделился и от Бога Авраама. Он сказал: «Не хочу ни его, ни его Бога!»

После того, как Лот и Авраам разошлись в разные стороны, спустя некоторое время (Лот успел жениться, и у него родились и подросли две дочери) царь Эйлама Кедорлаомер со своими союзниками вышел на войну со Сдомом и мелкими царствами, расположенными вокруг него. Кедорлаомер одерживает победу и берет в плен многих жителей Сдома, в том числе Лота и его семью.

Авраам, узнав о том, что его племянник в плену, с горсткой преданных ему людей нападает на победителей, одерживает блистательную победу и спасает племянника. Больше Тора не рассказывает об их встречах — эта последняя; кроме того, ни до, ни после этого события наш праотец не вел войн. А спасенный Лот с семьей и имуществом возвращается в Сдом, как к себе домой.

Когда ропот людей на грехи жителей Сдома переполнил чашу терпения Всевышнего, Он послал ангелов стереть этот город и его окрестности с лица земли. А Лот – как богатый, почетный гражданин – сидел у ворот Сдома. И, когда ангелы пришли в город, чтобы выполнить свою миссию (а пришли они сюда после того, как побывали у Авраама), Лот, увидев их, пригласил к себе в гости.

Находясь у Лота, ангелы рассказали ему как племяннику Авраама, для чего они явились, и посоветовали, чтобы спастись от гибели, взять семью и бежать со всем, что у них есть, не мешкая и ни в коем случае не оглядываясь.

Жена Лота родилась и выросла в Сдоме, ей была чужда даже слабая склонность мужа к добру и совсем не хотелось уходить из дома. Несмотря на предупреждение ангелов, в какой-то момент она все-таки обернулась, чтобы в последний раз взглянуть на Сдом — и в тот же миг получила наказание, превратившись в соляной столп.

Этот столп существовал еще во времена мудрецов Талмуда, и в Талмудический период было известно его точное местонахождение. Талмуд в трактате Брахот (54 б) постановляет, что, видя этот столп, следует сказать благословение «Благословен Ты… истинный Судья».

Подробнее об этом читайте тут.

Лот с двумя дочерями бежал, а под ногами у них дрожала земля, все ходило ходуном, валил дым, воздух был насыщен запахом серы и пеплом. Казалось, уже разрушен весь мир, человечество погибло! Укрывшись в горах, в пещере, дочери Лота решили, что теперь они должны возродить человечество и родить детей, чтобы этот мир окончательно не обезлюдел. Они не видели другого способа решить проблему, поэтому напоили допьяна отца вином и поочередно вступили с ним в связь. От этой связи у каждой родилось по сыну. Старшая дочь Лота назвала своего сына Моав (что значит «от моего отца») — и он стал праотцом моавитян, а младшая была немного скромней и назвала сына Амон («мой народ»), и он стал тоже праотцом народа — амонитян.

Report

Ссылки [ править ]

  1. . Еврейский лексикон Стронга . Studybible.info.
  2. Мирабо, Оноре (1867). . Шевалье де Пьерруг. Chez tous les Libraries.
  3. ^ Драммонд, Дороти Вайц, 2004, , стр. 75
  4. ^ Драммонд, Дороти Вайц, 2004, , стр. 76
  5. Годы, рассчитанные путем сравнения библейских маргинальных (Ашерских) дат: переезд Лота на окраину области Содома до н.э. 1918 г. Битва при окраине Сиддима до Р. .
  6. Флавий Иосиф , Древности , 16 декабря 2009 года в Wayback Machine . Также:«Рассказывается, как из-за нечестия его жителей он был сожжен молнией; в результате чего до сих пор сохранились остатки этого Божественного огня» Иосиф Флавий,
  7. Ловенталь, Энн В. (1988), «Лот и его дочери как моральная дилемма», в «Эпоха Рембрандта: исследования голландской живописи семнадцатого века» , Том 3 статей по истории искусства из Университета штата Пенсильвания , ред. Роланд Э. Флейшер, Сьюзан Скотт Маншоуэр, 1988, Penn State Press, ISBN , ISBN 978-0915773022 ,  
  8. Сарра была сводной сестрой Авраама ( ). Согласно альтернативной традиции, она была племянницей Авраама (см. ).
  9. : Уз, Буз, Кемуил, Хесед, Хазо, Пилдаш и Джидлаф
  10. , p. 209.
  11. ^ , стр. 312.
  12. Коран  
  13. ^ Хасан, Масудул (1987). . Исламские публикации. п. 26 . Проверено 9 июля 2012 года .Цитата: Лут был племянником пророка Авраама. Он мигрировал с Авраамом из в Ханаан в . Он был назначен пророком в города Содом и Гомарра, расположенные к востоку от Мертвого моря. Жители этих городов виновны в ужасных преступлениях. Они пристрастились к гомосексуализму и грабежам на шоссе. Лут предупредил людей, но они отказались его слушать. Он молился Аллаху наказать людей. Лот покинул город со своими последователями ночью. Как только он ушел, Аллах поднял конечная цитата, текст искажен.
  14. «Артемизия Джентилески»; Мэри Д Гаррард; Rizzoli Art Series, 1993. ISBN 0-8478-1652-4 «Соблазнение Лота стало популярной темой в искусстве барокко : если в целом женщины изображаются соблазнительницами, а настроение — грубым, портрет художницы Артемизии Джентилески резко расходится. , показывая полностью одетых женщин и торжественное настроение «. 
  15. Милгром. Левит 17–22, 1515–1520
  16. Виктор П. Гамильтон . Книга Бытия, главы 18–50
  17. Кармайкл. Легенда и инцест
  18. Джонсон М. Кимуху. Левит: священнические законы и запреты с точки зрения древнего Ближнего Востока и Африки, Исследования библейской литературы: Том 115, 2008. стр. 31–33.
  19. Кэтрин Б. Лоу (осень 2010 г.). «Сексуальное насилие над дочерьми Лота: переосмысление родства ради наших дочерей». Журнал феминистских исследований в религии . Издательство Индианского университета. 26 (2): 37–54. DOI . S2CID .
  20. ↑ Fuchs, Esther (2003). . п. 209. ISBN. . Проверено 10 июля 2015 года .

Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии

Ветхозаветная Книга Бытия говорит о том, что Лот — это сын Арана и племянник родоначальника евреев Авраама. Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат. Он находился в нижней Месопотами.

Произошло это примерно 4 000 лет назад. Его отец умер рано, и его дед взял всю семью и отправился в землю Ханаанскую. Дойдя до Харрана, Фара остановился и вскоре умер.

Путь Авраама в землю Ханаанскую из Ура. Дорога Авраама показана красной стрелкой. Его племянник Лот, вместе со слугами, скотом и семьёй сопровождал его. Фото: bibliya-online.ru

Здесь же поселился его дядя Авраам, после того, как вышел из Египта, где благодаря тому, что отдал свою жену фараону, приобрёл много рабов и скота. Лот, за исключением авраамовой жены Сарры, оказался единственным родственником, который сопровождал Авраама при переселении в Ханаанскую землю.

Праведный Лот жил в Месопотамии примерно 4 000 лет назад.

Племянник и дядя вместе дошли до Вефиля. В течение некоторого времени Лотт жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада.

Тогда Авраам предложил ему: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:19). В результате Лот стал жить на востоке, в окрестностях Иордана. Его владения простирались до города Содом, который располагался в цветущей долине Сидим при устье реки Иордан.

Лот

Лот — евр. lot

В ветхозаветном предании племянник Авраама, переселившийся вместе с ним из Месопотамии в Ханаан.

После того как между пастухами их стад стали возникать распри из-за пастбищ, Лот по предложению Авраама переходит в плодородную и цветущую Иорданскую окрестность и обосновывается в Содоме. Во время похода эламского царя против отпавших от него заиорданских городов, в том числе Содома и Гоморры, Лот оказывается в плену; освобождённый Авраамом, он снова возвращается в Содом. Однако эта местность за неправедность жителей Содома и Гоморры обречена богом на истребление. После явления Аврааму бога у дубравы Мамре в Содом направляются ангелы, чтобы убедиться, действительно ли столь грешны содомляне, и истребить город; Авраам, однако, умоляет бога пощадить город, если в нём найдётся хотя бы десять праведников. Два ангела, прибывшие к воротам Содома, были встречены Лотом и приглашены на ночлег. Содомляне же окружают дом Лота и требуют вывести пришельцев, чтобы «познать их». Лот просит их не делать пришельцам зла и даже предлагает взамен двух своих дочерей, не познавших мужа. Но ангелы поражают осаждающих дом слепотой, так что «измучились, искав выхода», а Лот с женой и дочерьми выводят из обречённого города, запретив кому-либо из них оглядываться. Бог пролил на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба и ниспроверг эти города, все их окрестности и всё живое вокруг. Жена Лотова, нарушив запрет, оглянулась и за это стала соляным столпом.

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города… не оглядывайся назад… чтоб тебе не погибнуть… Жена же Лотова оглянулась позади него и стала соляным столпом».

Весь рассказ носит характер этиологического мифа, объясняющего особенности рельефа безжизненных южных берегов Мёртвого моря, которые сохранили следы вулканической деятельности и соляные столпы, очертаниями напоминающие человеческие фигуры.

После спасения Лота с дочерьми поселяется в пещере. Дочери его, считая, что из всех людей только они остались в живых, ради восстановления рода вступают с отцом, напоив его вином, в инцестуальную связь и рождают сыновей Моава и Бен-Амми (родоначальники моавитян и аммонитян).

Агадическая традиция либо объявляет Лота вслед за Библией тем праведником, во имя которого Авраам просил бога пощадить Содом и который сам всю ночь молился за осуждённый город, либо приписывает ему всевозможные пороки. Талмуд обвиняет Лота в ростовщичестве и стяжательстве, вследствие чего тот не торопится покинуть город. Жена же Лотова обращена была в соляной столп за то, что «согрешила солью», то есть не желала давать её пришельцам (другой вариант: ходила по соседям и одалживала у них соль, чтобы при этом похвалиться гостями). Существовало поверье, что столп этот привлекает к себе диких животных и скот, уничтожающих его до основания, однако за ночь столп вырастает вновь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector