1811,история создания «ивана сусанина» кратко
Содержание:
Краткое содержание
Действие первое
В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет
».
Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.
Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».
Действие второе
Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.
Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.
Действие третье
Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.
Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.
Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.
Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.
Действие четвертое
Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.
Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.
Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать
». В гневе поляки убивают Сусанина.
Эпилог
Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.
Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин
».
Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.
Это интересно: 1812,История создания Apple: познаем по пунктам
Популярные сегодня пересказы
- В стране вечных каникул — краткое содержание повести Алексина В произведении «В стране вечных каникул» идет речь о маленьком ленивце, который ничего не делал и был еще тем лентяем. Рассказ начинается с того, что Петя дождался зимних каникул и решил хорошенько отдохнуть.
- Цветаева Цветаева родилась в Москве. Родилась Марина 1892 года в полночь. Ее семья была достаточно обеспеченной. Мать прирожденный пианист, очень творческий человек. Она всегда видела в детях светлое
- Смерть на Ниле — краткое содержание романа Кристи «Смерть на Ниле» — одно из наиболее известных произведений Агаты Кристи, которую часто называют «королевой детектива». Вместе со своим вторым мужем, археологом, писательница часто ездила на раскопки на Ближний восток
- Станционный смотритель — краткое содержание повести Пушкина Размышляя о превратностях судьбы станционных смотрителей, рассказчик повести пребывает на небольшую станцию. Там он знакомится с ее начальником Самсоном Выриным, еще не старым крепким мужчиной
Культ Сусанина
Прославление подвига Сусанина как верноподданнического началось ещё при Екатерине II. После её визита в Кострому в 1767 году Сусанин упоминается как спаситель Михаила — основателя династии Романовых. Именно в таком ракурсе был описан подвиг Сусанина костромским архиереем Дамаскиным в его приветственной речи императрице.
В 1812 году историк и публицист Сергей Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Следует отметить, что беллетризованная статья Глинки не опиралась ни на какие историографические источники, что позже дало возможность другому историку, Николаю Костомарову, язвительно назвать всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом».
В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь так писал о современном ему мифе вокруг подвига Сусанина: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принёс и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным».
При Николае I прославление подвига простого крестьянина достигает апогея: так идеально он вписывался в идеологию! Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими.
В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землёй царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».
Версии подвига
Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.
Версия №1
Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.
Версия №2
Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.
По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.
История создания
Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал писать оперу по повести В. А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему — тему подвига русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина попытался воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы. Мысль, поданная Жуковским, всецело захватила воображение композитора: «…как бы по волшебному действию, — вспоминал он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».
По рекомендации двора либреттистом стал Г. Ф. Розен (1800—1860). В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную, а затем — в четырехактную с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества «С оперой Глинки, — писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, — является то, чего давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки». Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно.
Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за царя», что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1939 году поэт С. М. Городецкий подверг коренной переработке малохудожественный, пропитанный верноподданическими мотивами текст либретто Розена.
В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы.
Влияния
В соответствии с европейской подготовкой Глинки, большая часть «Жизни за царя» была построена в соответствии с традиционными итальянскими и французскими моделями того периода. Тем не менее, некоторые отрывки в опере основаны на русских народных песнях или народных мелодических идиомах, которые становятся полноценной частью музыкальной фактуры.
Самое главное, что эта опера заложена основа для ряда российских националистических исторических опер продолжены работы , такие , как Серов «s Рогнеды , Мусоргского » S Бориса Годунова , Римского-Корсакова «ю.ш. Псковитянке , Чайковского » s Опричник или Мазепе , и Бородин «s князь Игорь .
Интересные факты
В 2003 году пресса сообщала, что возле села Исупова были найдены останки, которые предположительно принадлежали старосте. Минкульт сделал запрос в Российскую академию наук, но анализы информацию не подтвердили. Представленных фактов оказалось недостаточно для идентификации.
СМИ также сообщали, что недалеко от того же Исупова археологи исследовали небольшой участок, который раньше был болотом в окружении леса. Предполагалось, что это то место, где Сусанин водил поляков. Здесь они нашли большое количество католических крестиков и один православный, который был перерублен.
Бытует мнение, что Сусанин имел отчество Осипович, однако это не так. В старых источниках такой информации нет, поскольку крестьянам не положено было иметь отчеств. Фамилия в то время давалась по имени отца, так что Иван должен был быть Осиповым. Сусанин происходит от женского имени Сусанна.
Существует музей героя, в котором есть экспозиция «Они повторили подвиг». В ней описываются более 50 последователей Ивана. Самый известный из них — Матвей Кузьмин, получивший высшую степень награды, — звание Героя Советского Союза.
Сюжет оперы «Иван Сусанин» по действиям
«Иван Сусанин» опера краткое содержание произведения по действиям:
Действие первое
В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению.
Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков. Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».
Действие второе
Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.
Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.
Действие третье
Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.
Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.
Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.
Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.
Действие четвертое
Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход. Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.
Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.
Эпилог
Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца.
Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин». Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.
Заключение
В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.
Интересно: «Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трех действиях на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы на основе одноимённой драмы В. Сарду (1887). На нашем сайте можно прочитать краткое содержание оперы «Тоска» и ознакомится с сюжетом произведения в сокращении. Премьера состоялась 14 января 1900 года в Театро Костанци в Риме.
«Руслан и Людмила»
1. Александр Пушкин знал о намерении Глинки создать оперу по его поэме и даже собирался помочь ему в написании либретто, потому как считал, что текст «Руслана и Людмилы» надо изменить. Но какие именно правки хотел внести Пушкин, Глинка так и не узнал. Внезапная смерть поэта помешала их сотрудничеству. Работа над оперой и либретто затянулась на пять лет.
2. Глинка исключил ироничные и легкомысленные сцены, сделав акцент на национально-русском характере. Он придал своему творению черты эпической монументальности: контрастные по содержанию картины неторопливо сменяют друг друга.
3. Глинка придумал новый оркестровый прием — подражание гуслям в звучании арфы пиццикато и фортепиано. Позднее Николай Римский-Корсаков применил его в операх «Снегурочка» и «Садко».
4. Для первой постановки Карл Брюллов разрабатывал костюмы, а театральный художник Андреас Роллер готовил декорации. Глинка выбором Роллера был доволен не всегда. Для декорации садов Черномора в IV действии художник воссоздал по немецкому зоологическому атласу изображения одноклеточных организмов: фораминифер и радиолярий. Композитор назвал ее «самой пошлой из всех декораций оперы…»
5. Николай I демонстративно ушел с премьеры, не дослушав оперу до конца. А все потому, что в спектакле он увидел насмешку над собой. В IV действии Черномор шествует со свитой под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром на сцене (всем была известна любовь императора к военным парадам); затем в замке Черномора танцуют кавказский танец — лезгинку (под руководством императора Россия вела затяжную и далеко не всегда успешную войну на Кавказе). Вскоре после премьеры театральная дирекция «ради экономии» отказалась от военного оркестра на сцене, и это послужило поводом для сокращения марша в последующих постановках.
Короткий пересказ «Иван Сусанин»
Краткое содержание «Иван Сусанин» опера Глинки:
Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения Богдана Собинина, жениха её, отправившегося биться с польской шляхтой. Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно.
Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов. Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.
Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.
Польский король Сигизмунд Третий настолько уверен в победе польского войска, что ещё до исхода битвы начинает пиршество в свою честь. В наполненном весёлыми гостями зале появляется гонец с известием о полном разгроме шляхты и пленённых в Москве поляков из королевского войска. Сигизмунд отдаёт приказание рыцарям собираться в боевой поход. Хвастаясь своей отвагой, с оружием в руках они клянутся разбить русских «смердов».
В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям.
После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель. Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…
Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину.
Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты. Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.
Замёрзшие, голодные и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят.
Как бы ни была мучительна его смерть, Сусанина греет мысль об исполненном долге перед родной землёй: жизнь за царя отдать – честь для русского мужика. В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, — разве может быть иначе…
Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, — они обречены…
А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, — нет рядом только Ивана Сусанина… Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.
Это интересно: «Паяцы» – опера Р. Леонкавалло, премьера которой состоялась в 1892 году, настолько полно выразила все идеи итальянского веризма, что это новаторское течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего подобного по силе и красоте. Краткое содержание «Паяцы» можно прочитать на нашем сайте. Главное достижение данной оперы лежит в музыке: ариозо Канио является одной из самых известных в мире мелодий.
Скотина или нет?
Многие, в самом деле, были сбиты с толку заголовком, а также гражданственной озабоченностью главного героя. Владимир Стасов, например, неодобрительно относился к «Жизни за царя», считая эту оперу порождением николаевского официоза. Даже где-то выразился, что, мол, Сусанин выведен скотина скотиной.
Осип Афанасьевич Петров, первый исполнитель роли Сусанина. Петербург, 1870-е годы
Да, Глинка не приукрашивает своего героя: обычный мужик с запудренными мозгами. Если абстрагироваться от того, что знаешь, чем всё кончится, и смотреть/слушать, как в первый раз, то поначалу даже неприятный: дочку замуж не пускает — нудит что-то по поводу политической нестабильности.
При этом Глинка совершенно не изображает Сусанина героем. У него не было выбора. Что он мог сделать? Отвести поляков, куда они просили? И что? Отказаться? И что? Нет, это опера о зыбкости человеческого бытия, о маленьком человеке, которому холодно, одиноко и страшно умирать. Не пойми за что.
В итоге герой получился неказистый — совершенно неоперный (страшно эпатажный, если вдуматься) — но при этом живой. И композитор по-настоящему был увлечён его судьбой. Известно, что в своих личных записях он называл его не иначе как И. Сус.
Произведение Глинки ставит ряд неразрешимых и неоднозначных вопросов. Например, в финале оперы на фоне народного торжества фигуры Антониды, Вани и Собинина выделяются своей скорбью и неприкаянностью. Их личная трагедия никак не может быть сглажена всеобщим ликованием. И невольно возникает вопрос: а стоило ли оно того? Не случайно в советских постановках эта сцена всегда подвергалась сокращениям.
Аудиозаписи
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Лейбл звукозаписи и каталожный номер | Либреттист | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
, | Хор и оркестр Большого театра | Александр Мелик-Пашаев, Василий Небольсин | Сусанин — Максим Михайлов, Антонида — Наталья Шпиллер, Собинин — Георгий Нэлепп, Ваня — Елизавета Антонова | 020813-56, Д-0373-80 | Городецкий | С сокращениями |
1954 | Хор и Национальный симфонический оркестр Итальянского радио (Милан) | Альфредо Симонетто | Сусанин — Борис Христов, Антонида — Вирджиния Зеани, Собинин — Джузеппе Кампора, Ваня — Анна Мария Рота, Сигизмунд — Эральдо Кода, Гонец — Гульельмо Фаццини | Unique Opera Records Corporation, UORC 334 (издание 1977 г.) | На итальянском, с сокращениями | |
1955 | Оркестр Белградской национальной оперы, хор Югославской народной армии | Оскар Данон | Сусанин — Мирослав Чангалович, Антонида — Мария Гласевич, Собинин — Драго Старч, Ваня — Милица Миладинович, Сигизмунд — Владета Димитриевич, Русский солдат — Иван Мургашки, Гонец — Неголюб Грубач | Decca, LXT 5173-5176 (издание 1956 г.) | Городецкий | С сокращениями |
1957 | Хор Белградской национальной оперы, оркестр Общества концертов Парижской консерватории | Игорь Маркевич | Сусанин — Борис Христов, Антонида — Тереза Штих-Рэндалл, Ваня — Мелания Бугаринович, Собинин — Николай Гедда | HMV, ALP 1613—1615 (издание 1959 г.), Capitol-EMI, GCR 7163 (издание 1959 г.) | Розен | |
1960 | Хор и оркестр Большого театра | Борис Хайкин | Сусанин — Иван Петров, Антонида — Вера Фирсова, Собинин — Николай Гресь, Ваня — Валентина Клепацкая, Гонец — Владимир Валайтис, Сигизмунд — Георгий Панков, Русский воин — А. Мишутин | Д-08381-8 (издание 1961 г.), Мелодия, Д-O16377-82 (издание 1965 г.) | Городецкий | С сокращениями |
1974 | Хор и Национальный симфонический оркестр Итальянского радио (Турин) | Ежи Семкув | Сусанин — Борис Христов, Антонида — Маргерита Ринальди, Собинин — Йон Писо, Ваня — Виорика Кортез, Сигизмунд — Джеймс Лумис, Гонец — Фердинандо Якопуччи | Omega Opera Archive, 2570 | На итальянском | |
1979 | Хор и оркестр Большого театра | Марк Эрмлер | Сусанин — Евгений Нестеренко, Антонида — Бэла Руденко, Собинин — Владимир Щербаков, Ваня — Тамара Синявская | Мелодия, C10-14103-10 (издание 1980 г.), MEL CD 10 01336 | Городецкий | С сокращениями |
1986 | Хор и оркестр Софийской национальной оперы | Иван Маринов | Сусанин — Никола Гюзелев, Антонида —Елена Стоянова, Собинин — Румен Дойков | Capriccio, 10 783-5 | Городецкий | |
1986 ? | Хор и оркестр Большого театра | Марк Эрмлер | Сусанин — Александр Ведерников, Антонида — Лидия Ковалева, Собинин — Евгений Шапин, Ваня — Валентина Левко, Сигизмунд — Сергей Архипов, Русский солдат — Константин Басков, Гонец — Владислав Пашинский | Мелодия, С10 24453-60 (издание 1987 г.) | Городецкий | |
1989 | Хор Софийской национальной оперы, Софийский фестивальный оркестр | Эмил Чакыров | Иван Сусанин — Борис Мартинович, Антонида — Александрина Пендачанска, Собинин — Крис Меррит, Ваня — Стефания Точиска | Sony Classical, 40-46487 (издание 1991 г.) | Розен | Записано в Зале 1 Национального дворца культуры, София. 9-15 сентября 1989 |
Версии подвига
Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.
Версия №1
Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.
Версия №2
Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.
По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.
Синопсис
Акт 1
Деревня Домнино
Антонида очень хочет выйти замуж за Собинина, но ее отец, Сусанин, отказывает в разрешении до тех пор, пока русский не будет должным образом избран на царский престол. Когда Собинин сообщает ему, что Большой Совет в Москве выбрал царя, все празднуют.
Акт 2
Польша
В роскошном зале знать празднует господство поляков над русскими песнями и танцами. Внезапно приходит посыльный с новостью о том, что Михаил Романов избран царем России, но теперь скрывается. Поляки клянутся свергнуть его.
Акт 3
Домик Сусанина
Сусанин и его приемный сын Ваня клянутся защищать нового царя. Сусанин благословляет Собинина и Антониду на их предстоящую свадьбу, когда отряд польских солдат врывается, чтобы потребовать местонахождение царя. Вместо этого Сусанин посылает Ваню предупредить царя, а Сусанин уводит солдат с тропы в лес. Антонида опустошена. Собинин собирает людей для спасения.
Акт 4
Густой лес
Собинин заверяет своих людей в правильности их миссии. С наступлением темноты в части леса возле монастыря Ваня стучит в ворота и предупреждает жителей, чтобы они прогнали царя. Сусанин ввел подозрительные польские войска в непроходимую заснеженную лесную местность. Поляки спят, а Сусанин ждет рассвета и прощается с детьми. Наступает метель, а на рассвете поляки просыпаются. Они понимают, что Сусанин их обманул, и поэтому убивают его.
Эскиз декорации к эпилогу
Эпилог
Красная площадь , Москва .
По сцене идет толпа людей, празднующих торжество нового царя. В одиночестве в своем торжественном шествии Антонида, Собинин и Ваня оплакивают Сусанина. К ним подходит отряд русских войск, обнаруживает их связь с Сусаниным и утешает их. Когда сцена переходит на Красную площадь, люди возносят славу царю и памяти Сусанина.
Наилутший поэзия
Тут мы плавно переходим ещё к одной путанице. Я не знаю другой оперы, которой бы так же не повезло с либретто.
Глинка предлагал сотрудничество Жуковскому — тот отказался. Причины этого отказа, опять-таки, называют разные. Но думаю, дело было просто в том, что уж больно это муторное дело — писать либретто, а слава невелика. Тем более что надо было подтекстовывать уже готовые ноты, в которых привередливый композитор к тому же кое-где «проставил» нужные ему для благозвучности гласные.
Барон Егор Фёдорович Розен (Карл Георг Вильгельм Розен)
В итоге либретто для Глинки писал некий барон Розен, немец по национальности. Когда Глинка однажды высказал Розену претензию по поводу качества его виршей, Розен ответил:
Ну, лично меня этот человек скорее восхищает. Мне бы такую наглость! Э-э-эх… Тем более что и сам Глинка отмечал такие достоинства Розена, как трудолюбие, дисциплинированность и феноменальную способность подогнать свою «поэзию» под любой, сколь угодно прихотливый, музыкальный текст.
Но, к сожалению, этого было недостаточно, и либретто Розена получилось косноязычным и — вот уж действительно! — верноподданническим. Герои, как заведённые, то и дело говорят о царе, как будто других проблем у них нет.
По этой причине после Октябрьской революции «Жизнь за царя» исчезла из репертуара советских театров. Это было несколько неприлично — по причине значимости произведения, — и в 1936 г. в Большом театре была поставлена версия с новым текстом под названием «Иван Сусанин».
Российская империя
Посещение Екатериной II Костромы в 1767 году положило начало официальной традиции: Сусанин был объявлен спасителем рода Романовых. В работе Афанасия Михайловича Щекатова его представили как спасителя царя, а Михаил Иванович Глинка олицетворял его образ с народным мужеством и героизмом. Стоит отметить, что русский композитор не использовал никакие исторические данные, чем воспользовался Н. И. Костомаров, обозвав историю о старосте «анекдотом», который стал фактом. В книгах по истории староста представляется как спаситель родины.
Наибольший интерес к подвигу был проявлен во времена правления Николая I. Образ Сусанина в это время стал символом всей проводимой политики. Ему посвящали литературные работы. Его героический поступок идеально соответствовал государственной идеологии Российской империи. Помимо этого, образ Сусанина был необходим для поднятия боевого духа в период, когда Царство Польское восстало против империи.
Гоголь писал о том, что правление рода Романовых началось идеально — с подвига любви. В 1831 году центральная площадь Костромы была названа в честь старосты. Указ был подписан лично Николаем I. Там же был воздвигнут памятник.
Конечно, сусанинский культ имел и неприятелей, причем неприязнь выражалась в крайних формах. Во время правления Александра II пересмотрены были многие положения и ценности эпохи Николая I, это касалось и культа Сусанина. Общепринятую версию подвига впервые критиковали и осмеивали публично.
Первым открыто высказался Н. И. Костомаров, написав статью «Иван Сусанин». Работа была опубликована весной 1862 года в «Отечественных записках». Сомнения касались не столько личности и характеристик Ивана Сусанина, сколько его подвига. Профессор писал, что старик был действительно жертвой, но не поляков и литовцев, а обыкновенных разбойников, которые бродили по деревням и мучили людей. То, что он погиб за Михаила Романова, очень сомнительно. Также профессор писал, что зять старосты решил воспользоваться моментом и выпросил себе обельную грамоту.