Житие и чудеса преподобного кукши одесского

Миссия Кукши на землях вятичей

Кукша пошел проповедовать  христианство  вместе со своим учеником Никоном, двигаясь из Киева «сквозь вятичи»  к Ростову и Мурому.

Вероятно, христианство проникало в эти области еще до появления  Кукши,  однако, если и удержалось здесь, то лишь в некоторых городах. В сельской же местности  безраздельно господствовало язычество, а потому проповедники неизбежно должны были столкнуться с большими трудностями и открытым сопротивлением со стороны местного населения.  Но  решительность  и мужество Кукши были также велики — он сам был  вятич.

Рассказы  о событиях в Вятичской земле слишком кратки для того, чтобы на их основании можно было делать выводы о продолжительности и обстоятельствах  миссии преподобного Кукши. Ясно, что протекала она летом, причем это было, по-видимому, какое-то особенно засушливое лето. Чудо святого, сумевшего «свести» дождь с небес, могло быть воспринято должным образом лишь в условиях жестокой засухи, от которой страдали местные жители. Епископ Симон изображает преподобного великим чудотворцем. Действительно, он не только вызвал спасительный для вятичских посевов дождь, но и иссушил некое озеро, а еще «прогнал бесов» и «много других чудес сотворил».
Согласно рассказу епископа, Кукше и его ученику удалось, по крайней мере отчасти, выполнить свою миссию. «Вятичи крести», — пишет о них епископ Симон. Однако, в конечном итоге их проповедь закончилась трагически:  сам Кукша и его ученик были убиты. Смерть проповедников оказалась поистине ужасной. «…По многих муках усечен бысть с учеником своим», — рассказывает о Кукше епископ Симон. В древней Руси слово «усечен» употреблялось в самом буквальном смысле слова — когда речь шла об усечении головы. «Кукша, крестя неверных, под венец  дасть главу» — так гласит подпись XVII века под гравюрой, изображающей обезглавленное тело страдальца. Перед смертью проповедников долго мучили, вероятно, призывая отречься от Христа.
Нет стопроцентной уверенности и определенности в том, где именно трагически оборвался их жизненный путь. Одним из предполагаемых мест кончины преподобного и его ученика называют Мценский район Орловской области: здесь у деревни Карандаково находится святой источник, который молва связывает с именем Кукши.
Несмотря на гибель Кукши и Никона, миссия их, несомненно, способствовала  распростанению христианства. Пройдет всего несколько десятилетий — и семена христианского просвещения дадут всходы на неблагодатной вятичской почве. Уже в 40-е годы XII века вятичи — а именно их правящая верхушка,   будут изображаться в источниках вполне искренними радетелями христианства. По крайней мере, в «Истории Российской» автора XVIII века В. Н. Татищева (располагавшего, помимо прочего, не дошедшими до нашего времени летописными материалами) под 1146 годом приведен такой ответ «вятичских старейшин» на предложение черниговских князей Давыдовичей убить или выдать им их князя Святослава Ольговича Новгород-Северского: «…Кто нами владеет, тому мы верны и покорны… разсуждая, что Бог вас над нами определяет. И не без ума, по Апостолу, меч в наказание винным, а отмсчение злым носите…». Можно предположить, что их ссылка на «Апостол» (книгу, содержащую Деяния Апостолов и апостольские послания), а также на нормы христианской морали явилась результатом их знакомства с проповедью вятичского «апостола» Кукши и его более удачливых последователей.

Почаевский период

Старец вернулся из каторги в 1948 году после окончания срока заключения. Здесь он начинает нести подвиг страчества, помогая многим людям, за это он был сослан властями в Почаев. В обители он продолжал служить Богу и помогать людям, но и здесь нашлись недоброжелатели, по вине которых гонение на священника возобновились.

Дабы оградить старца от гонений епископ в 1957 году отослал его село Крещатик в Свято-Иоанно-Богословский монастырь.

В 1960 году старец переехал в Одесский Свято-Успенский Патриарший монастырь, который стал его последним домом. Тем, кто приходил к священнику за благословением, он говорил: «Матерь Божия хочет взять меня к себе, но молись — и Кукша будет жить 111 лет! А то 90 лет — и Кукши нету, возьмут лопаточки и закопают».

В 1964 году старик заболел, в приступе злости его келейник Николай выгнал немощного старика на улицу в час ночи, на улице было холодно, так как была осень. В темноте мужчина упал в яму, не смог выбраться из нее, так как повредил ногу, и пролежал в ней до утра. Утром его нашли братья и вытащили из ямы, но от холода у него развилась двухсторонняя пневмония. Как не старались его вылечить, но ничего не получилось, и мужчина умер.

Власти опасались того, что на похоронах священника соберется большая толпа, и запретили телеграммы из Одессы с оповещением о смерти монаха. Но на это настоятель монастыря дал мудрый ответ: «У монаха родина — монастырь».

Кто такие вятичи

Племя вятичей заселило территорию верховьев реки Оки, занимавшуюся до них балтскими племенами голяди (голиндов), довольно поздно, лишь в 8 веке, когда остальные славянские племена уже давно обитали в Восточной Европе. По словам летописца, они пришли «от ляхов» — с территории находившейся вблизи той, что была занята поляками, то есть с запада.

Наименование племени вятичей происходит, по преданию, от имени их вождя Вятко (Вячеслава, то есть «более славного»). Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, Юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основываются города Дедославль (предположительная столица вятичей — севернее Тулы), Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец. Тогда в центре этой территории располагался гигантский «Оковский лес». По данным антропологов, в то время сложился и внешний вид вятичей — это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами.

Живя в лесах, вятичи надолго сохранили свои языческие традиции. У них процветало, как указывает летописец, сквернословие и многожёнство, с умыканием невест по сговору на игрищах между сёлами. Ели они «всё нечисто». Мёртвых сжигали (есть свидетельства, что с мёртвыми мужчинами могли сжечь и его любимую жену) и хоронили в курганах, которые являлись их капищами, где они приносили жертвы. Какие это были жертвы, мы достоверно не знаем, но по свидетельству летописей и на основании археологических исследований в Европе можно утверждать, что повсеместно приносились кровавые жертвы животных и даже людей.

Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 году на Византию. В 964 году Святослав Великий совершил, видимо неудачный, поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 году организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными.

Будущий креститель Руси князь Владимир Святой ещё в 981 году совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью, и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Но в летописи указано, что вятичи «заратились», то есть подняли против киевских наместников и дружины войско, и в 982 году князь их усмирял снова. В 988-м, по словам Повести временных лет, князь начал ставить города на реке Десне и набирать «лучших мужей», в том числе и от племени вятичей, и населил ими южнорусские города. Однако Оку летописец не упоминает. Несомненно, что Владимир крестил этих «лучших», то есть знатных мужей. К этому времени археологи относят появление первых курганов вятичей, где останки помещались без сожжения, при этом руки покойных по-христиански крестообразно складывались на груди. Но с этим соседствовали языческие амулеты и ритуалы, что говорит о существовании языческого двоеверия, когда Христос воспринимался и почитался местными язычниками как ещё один языческий бог. Всерьёз же заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам. Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом не крещёной.

В 1024 году, после победы князя Мстислава Удалого в битве при Листвене, где он одолел Ярослава Мудрого, из Киевского княжества для Мстислава было выделено Черниговское, в которое и вошли номинально подчинённые земли вятичей.

Кукша Одесский: чудеса

Осужденные работали на лесоповальных работах, при этом получая очень скудную еду. И как вспоминал сам старец: «Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный — ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога». Вдруг слышу над головой: «Кар-р-р!» — и к ногам упал пирог. Это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод».

В 1947 году окончилось время ссылки. Возвратившись в Киево-Печерскую Лавру, он начинает подвиг служения – старчество.

Нескончаемый поток людей шел к старцу за помощью и советом. Сохранились многочисленные свидетельства о исцелениях еще при жизни старца Кукши.

Он имел дар духовной прозорливости. Многие шли рассказать о своей беде и получить совет, а он, не слушая их вопроса, уже давал им ответ и духовный совет. Ко всем относился с глубоким состраданием, никого никогда не осуждал.

В 1951 году отца Кукшу переводят в Почаевскую лавру, где он нес послушание у чудотворной иконы. Люди сотнями стояли к нему в очереди и он, не жалея себя, без отдыха, принимал всех.

Встречу Крестных ходов с запада и востока отметили колокольным звоном трех лавр

Будучи три года, с 1957 по 1960 годы, в Крещатицком монастыре Черновицкой епархии, его трудами увеличились построения в обители, ожила духовная жизнь в монастыре.

В 1960 году его переводят в Одесский мужской монастырь, где он проведет последние четыре года жизни. Здесь у него было послушание исповедовать людей.

Он почти всегда носил афонскую власяницу, которая колола тело. Несмотря на уже преклонный возраст и болезни, он отказывался от посторонней помощи. Будучи в предсмертной болезни, он отказывался от врачей, не принимал лекарств, только причащался каждый день святых Христовых Тайн.

Он предвидел свою кончину. Умер в возрасте 90 лет.

«Старец Кукша заповедовал, чтобы верующие приходили к нему на могилку, рассказывая о своих нуждах и бедах, и они получат вразумление, облегчение и исцеление по его молитвам к Господу», — отметил митрополит Павел.

Краткое описание житие преподобный Кукши Одесского

Мудрец рожден в XIX веке, а точнее в 1874 г. в деревне под названием Гарбузинка в простой семье. Мать хотела служить Господу, но родители выбрали для нее другую жизнь и выдали ее замуж. После рождения детей женщина постоянно молилась Богу, дабы кто-то из них стал священником.

С юности парень обожал тишину, одиночество и обладал глубоким сочувствием к людям. Его родственник был одержимый бесами, чтобы его спасти он привез сородича к старцу, который умер изгонять бесов. Мудрей исцелил парня, а Кукше ответил так:

В двадцать лет юноша впервые посетил Иерусалим, с ним также было много людей из его родной деревни, по пути домой он также посетит гору Афон. Во время данного путешествия парень понял, что хочет служить Богу и поспешил домой за благословением родителей.

По прибытию на родину мужчина посетил киевского мудреца и чудотворца Иона, который обладал особой прозорливостью. Старец благословил его, потом прикоснулся к его голове крестом и сказал:

Отец не сразу дал свое согласие на монашество сына, а вот мать сразу благословила его образом Казанской Божьей матери, с ней он не расставался на протяжении всего своего жизненного пути. В 1896 году он приехал к Святой горе и стал послушником.

Через год мужчина снова посетил Святую землю. Здесь с ним случилось два чуда, которые послужили особым знаком его будущего.

Второе знамение произошло в Вифлееме.

В первое десятилетие ХХ века греческие власти по политическим причинам попросили русских священников выехать с Афона, и Косьму тоже, «…Так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там тоже надо спасать людей», так утверждал духовный наставник мужчины. Таким образом, священник с Афона стал служителем Киево-Печерской Лавры.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Калужская Божия Матерь в чем помогает

Святитель мечтал принять великую схиму, но так как он был еще молод, он не мог этого сделать. Однажды, находясь возле мощей святого Силуана, монах выразил свое желание, и тот как бы услышал его просьбу.

В пятьдесят шесть лет мужчина серьезно заболел, все думали, что он не поправится, и монахи постригли своего брата в великую схиму, после данного события он пошел на поправку и выздоровел.

Тропарь, кондак и молитва преподобному Кукше Одесскому

Тропарь преподобному Кукше Одесскому, гл. 4

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.

Кондак, гл. 8

Подвижника благочестия искусна, новаго исповедника веры отеческия преподобнаго Кукшу верно вси ублажим, яко пастыря истиннаго, старца благостнаго, иноков наставника, утешителя малодушных, целителя недужных, и по кончине показующаго светлость жития своего. И днесь в память его притекше, радостно возопием: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение людем Православным.

Молитва преподобному Кукше Одесскому

О, преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче. Усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси. Буди помощник благий всем благочестно живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобный отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиися и просящие от тебе помощи и заступления. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением. Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу Святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных. Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господней жизнь нашу, да в законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем. Осени твоим благословением нас, и всех в скорбех сущих, болезньми душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление тем даруя. Над всеми же сими испроси нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, отступившим от Православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление. Умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое и безгрешное житие. Поминай нас недостойных у престола Вседержителя, и испроси мирную христианскую кончину, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь. 06.09.2002

Чудеса преподобного

Известно о 10 чудесах, связанных с именем святого Кукши. По его молитве и по обращении к нему после смерти были спасены 4 детей, излечился от незаживающего ранения духовный ученик преподобного, обрели веру убежденные атеисты. Особенно помогает обращение к преподобному при болезнях ног.

В одной из историй рассказывается о семинаристе Одесской духовной семинарии, заболевшем воспалением легких. Больной в бессознательном состоянии шептал имя отца Кукши. Внезапно он затих, а потом пришел в себя и поднялся на ноги. Приехавшие врачи констатировали у него нормальную температуру и отсутствие воспаления в легких. Юноша объяснил изменение самочувствия явлением преподобного, который положил ему руку на лоб, что вызвало прилив сил.

Биография

Исследованием биографии Кукши в начале XX века занимался историк и краевед В. М. Кашкаров. По его мнению, житие священномученика Кукши было составлено «исключительно на основании сведений, сообщаемых о нём св. Симоном, епископом Владимирским». Возможно он происходил из знатного вятичского рода (князей или старейшин), почему и вернулся после подвигов в Печерском монастыре к своим родичам, чтобы проповедовать им христианскую веру. Вместе со своим учеником Никоном , жившим на Оке на территории нынешних Орловской и Калужской областей, за что был ими убит. Гибель Кукши, как сообщал епископ Симон печерскому черноризцу Поликарпу, прозрел преподобный Пимен Постник: «посреди церкви во всеуслышание сказал он: Брат наш Кукша нынче на рассвете убит. И сказавши это умер…».

В. М. Кашкаров предполагал, что епископ Феоктист «позаботился доставить в Киево-Печерский монастырь тело убитого мученика». Погребён Кукша был в Ближних пещерах монастыря.

В житии Кукши Печерского рассказывается о его многочисленных чудесах.

Священномученик Кукша Печерский

День памяти: 27 августа ст. ст./ 9 сентября н. ст.

Преподобный священномученик Кукша и преподобный Пимен Постник скончались после 1114 года. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ХII; память 10 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому († 1182; память 24 июля), писал о преподобном Кукше: «Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном». Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!»

Вятичи, среди которых проповедовал и принял кончину преподобный священномученик Кукша, жили по реке Оке, занимали местность Орловской и Калужской областей. Они были язычниками. Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), описывая вятичей, возмущался их гнусными обычаями и добавлял, что они так живут «даже и до нынешнего дня», оставаясь незнакомыми с Законом Божиим и творя свой закон. Преподобный священномученик Кукша проповедовал у вятичей во времена святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1113-1123; память 5 августа).

Тропарь, глас 3:

Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак, глас 4:

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

Молитва священномученику Кукше:

Святый страстотерпче священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреде обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго богопознания и по данней ти благодати Святаго Духа беса прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро изсушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко Престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством Милостивый Господь утвердит в мире, силе и славе страну Рос­сийскую, в чадех же Святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к нази­данию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко велиих ради страданий твоих много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих, дарованных по всеблагому промышлению Божию и по благословению первоиерарха Киевския Церкве в наше освящение и знамение твоего о нас заступ­ления, молим тя в дусе сокрушеннем и смиреннем: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко Всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем, в немже чтится преславное имя твое, и люди, живущие в нем, да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешествуй, свя­щенномучениче Кукше, святыми твоими молитвами честному братству святаго храма сего, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога, в похвалу твоего имене, и во благо Святыя Православныя Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстатель­ством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще Единаго Истиннаго Бога во Святей Троице славимаго, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Сщмч. Лукиан

Полный список мощей святых в мощевике Иверского Храма на Всполье

Житие Кукши Одесского

Икона священномученика Кукши. Фото: lavra.ua

Когда в 1897 году Косьма по благословению настоятеля монастыря едет в паломническую поездку в Иерусалим, то находясь у Силоамской купели, его нечаянно кто-то задел, и он первым падает в воду. Многие стоявшие рядом бесплодные женщины стремились войти в купель в числе первых. А по преданию, Господь дарует чадородие тому, кто первым войдет в воду. После этого случая над Косьмой стали подшучивать, что у него, мол, будет много детей. «И эти слова были пророческими! У старца Кукши было множество духовных чад», — отметил митрополит Павел.С малых лет любивший уединение и молитву, в 1896 году Косьма, получив благословение родителей, едет на Афон, где его принимают послушником.

Приняв в 1904 году монашество с именем Ксенофонт, 16 лет отрок постигал основы монашеской жизни на Афоне под руководством старца Мелхиседека, который был отшельником в горах. Позже старец Кукша будет вспоминать: «До двенадцати ночи на послушании, а в первом часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться». Ксенофонт едва умел читать и писать, но Евангелие и Псалтирь он знал наизусть, а службу церковную совершал по памяти.

Когда в 1913 году от греческих властей поступило требование о том, чтобы с Афона выехали русские монахи, то очень не хотелось уезжать Ксенофонту, но благословение духовного отца как Божественное утешение поддерживало его.

В этом же году монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской лавры, где несет послушание в Дальних пещерах. Он очень хотел принять схиму, но поскольку ему было около 40 лет (очень молодой возраст для схимы), ему отказывали в его желании. Усердные молитвы угодникам Божиим помогли осуществиться мечте. Через несколько лет смертельно больной отец Ксенофонт был пострижен в схиму, при постриге получив имя Кукша в честь преподобного Кукши, в Ближних пещерах почивающего.

Когда закрыли Лавру, отец Кукша до 1938 году еще служил в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке.

Затем были пятилетний срок в лагерях, три года ссылки.

Житие

Святой Кукша (Косьма при рождении) был крестьянского сословия. Его семья проживала на юге России, в Херсонской губернии. Год рождения – 1874.

В 20 лет он побывал в Иерусалиме, а затем на Святом Афоне. Косьма был впечатлен поездкой и принял решение стать монахом, чтобы посвятить себя служению Господу. Испросив родительское разрешение, Косьма вернулся в средоточие православного монашества и стал послушником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

В 1897 году по его просьбе отправлен на службу в храме Воскресения Христова (Иерусалим), где пробыл до 1902 года. По возвращении в монастырь принял неполное монашество под именем Константин, через 3 года – полное, став Ксенофонтом.

В начале XX века среди русских монахов на Афоне произошел раскол, связанный с догматом веры. Воспользовавшись разногласиями в Русской Православной Церкви, власти Греции добились отъезда большей части русских насельников, которые до этого преобладали на Святой Горе.

С 1913 года Ксенофонт продолжил службу в Киево-Печерской Лавре. В 50 лет посвящен в иеромонахи. В 1930 году иеромонах Ксенофонт принял великую схиму под именем Кукши Печерского по причине тяжкой болезни и близости смерти. Но преображение дало силы больному преодолеть недуг.

В 1938 году прп. Кукша был репрессирован, как религиозный деятель, и отправлен в лагерь в поселке Вильва (на севере Пермской области). Здесь он провел 5 лет, работая на лесоповале.

С 1943 по 1948 год он жил на поселении в городке Кунгур (Пермская область) без права проведения богослужений. Через 10 лет преподобный вернулся в Киево-Печерскую Лавру, где стал вести наставническую деятельность. Органы госбезопасности, опасаясь его влияния на умы верующих, потребовали перевести старца из Киева в отдаленное место.

С 1953 года отец Кукша служил у чудотворного Почаевского образа Пресвятой Божьей Матери, а также исповедовал верующих. Однажды во время утреннего богослужения у него повредились сосуды на ноге, началось сильное кровотечение, грозившее смертельным исходом.

Монахи и верующие молились всю ночь, обращаясь к Божьей Матери с просьбой об исцелении отца Кукши. Горячие молитвы помогли сотворить чудо. Через 7 дней раны на ноге зарубцевались сами по себе. В последние годы жизни преподобному Кукше пришлось сменить несколько обителей: в 1957 году его перевели в монастырь в селе Крещатик Черновицкой епархии, в 1960 году – в Свято-Успенский монастырь в Одессе. В 1964 году преподобный отец скончался от воспаления легких.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Молитвы

Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кше,/ в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти блаже́нным Ни́коном, че́стне украси́выйся,/ и Пи́мене, в по́стничестве светоза́рне просия́вый,/ в еди́н день и час внидо́сте в свет незаходи́мый,/ иде́же моли́теся Го́сподеви,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.

Перевод:

Мученической кровью, иеромонах Кукша, в проповеди Евангелия с учеником твоим Никоном, с честью украсившийся, и Пимен в постничестве светозарно просиявший, в один день и час вошли вы в свет неприступный, где молитесь Господу, да подаст нам великую милость.

Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие,/ просия́ли бо суть в ми́ре сем:/ Пи́мен мно́гими по́двиги,/ Ку́кша же со ученико́м Ни́коном про́поведию Сло́ва,/ и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют// любо́вию па́мять их восхваля́ющих.

Перевод:

Светила известные, собравшись, молитвенно воспоем и восхвалим, люди, ибо они просияли в этом мире: Пимен многими подвигами, Кукша же с учеником Никоном — проповедью Слова, и они трое, единомысленно предстоя , как солнце сияют и просвещают всех с любовью память их прославляющих.

Молитва священномученику Кукше Печерскому

Святы́й страстоте́рпче священному́чениче Ку́кше, соверши́вый по́двиги апо́стольския посреде́ обита́ния соплеме́нник твои́х, на́ших пре́дков, и́хже ты просвеща́л еси́ све́том и́стиннаго богопозна́ния и по да́нней ти благода́ти Ду́ха Свята́го бе́сы прогна́вый, дождь с небесе́ своди́вый, е́зеро изсуши́вый и сотвори́вый и́на мно́га чудеса́, запечатле́в многострада́льный свой по́двиг му́ченическою кончи́ною! Приими́ от нас усе́рдныя и умиле́нныя моли́твы и вознеси́ я́ ко Престо́лу Святы́я Тро́ицы, иде́же ты в ли́це святы́х предстои́ши, я́ко да твои́м хода́тайством Ми́лостивый Госпо́дь утверди́т в ми́ре, си́ле и сла́ве страну́ Рос-си́йскую, в ча́дех же Святы́я Правосла́вныя Це́ркве да укрепи́т дух ве́ры и благоче́стия, в па́стырех ея́ да усугу́бит ре́вность к нази-да́нию пасо́мых и да при́зрит ми́лостивным о́ком на лю́ди предстоя́щия и прибега́ющия ко твое́й по́мощи. Ей, святы́й уго́дниче Бо́жий! Ве́мы, я́ко ве́лиих ра́ди страда́ний твои́х мно́го мо́жет моли́тва твоя́ ко благосе́рдию Влады́ки. Сего́ ра́ди, я́ко ча́да твоя́ по ве́ре, припа́дающе к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, дарова́нных по всеблаго́му промышле́нию Бо́жию и по благослове́нию первоиера́рха Ки́евския Це́ркве в на́ше освяще́ние и в зна́мение твоего́ о нас заступ-ле́ния, мо́лим тя в ду́се сокруше́ннем и смире́ннем: не пре́зри моле́ний на́ших, излива́емых пред тобо́ю, и вознеси́ я́ ко Всеще́дрому Бо́гу, я́ко кади́ло благово́нное, да твои́м хода́тайством вы́ну почи́ет благода́ть Его́ на гра́де сем, в не́мже чти́тся пресла́вное и́мя твое́, и лю́ди, живу́щие в нем, да сохраня́тся от гла́да, огня́, смертоно́сныя я́звы и напра́сныя сме́рти, от вся́ких бед и напа́стей. Споспе́шествуй, свя-щенному́чениче Ку́кше, святы́ми твои́ми моли́твами честно́му бра́тству свята́го хра́ма сего́, да приумно́жится сие́ и процвета́ет во сла́ву Триеди́наго Бо́га, в похвалу́ твоего́ и́мене, и во бла́го Святы́я Правосла́вныя Це́ркве, да та́ко вси, охраня́еми твои́м предста́тель-ством, ми́рно и благоче́стно поживу́т, сла́вяще и благодаря́ще Еди́наго И́стиннаго Бо́га во Святе́й Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector