Коран: описание книги, композиция, история создания, пророки в коране

Правовые аспекты в суре Аль-Бакара

Вторая сура Священного Писания изобилует не только жизнеописаниями пророков. В ней также много предписаний и правил, касающихся различных сфер жизни мусульманина. В ней мы найдем запрет на употребление мертвечины, крови, свинины и всякого другого мяса, которое заколото не с именем Всевышнего. А также сообщается о повелениях Аллаха относительно вина и азартных игр.

Также в этой суре подробно описаны условия заключения брака и развода, правила наследования в случае смерти близких родственников

Важно отметить, что в исламе впервые со дня существования человечества женщины наделяются правом наследования. И их доля конкретно закреплена аятами Корана

Большое внимание уделяется в этой главе Рамадану и правилам соблюдения поста. Аллах указывает на высокое значение этого месяца у мусульман (как месяца, в который началось ниспослание Корана)

Принципы религии

Писание является источником всех догматов для мусульман, а также руководством, которое регулирует как материальную, так и духовную сферы жизни. Как утверждает религия, оно полностью отличается от священных талмудов других вер и имеет свои особенности.

  1. Это последняя Божественная книга, после которой других уже не будет. Аллах бережет ее от разнообразных искажений и изменений.
  2. Чтение вслух, заучивание и обучение других — наиболее поощряемые акты поклонения.
  3. Содержит законы, при исполнении которых будет гарантироваться благоденствие, социальная стабильность и справедливость.
  4. Коран — это книга, содержащая правдивые сведения о посланниках и пророках, а также их отношениях с людьми.
  5. Она была написана для всего человечества, чтобы помочь ему выйти из неверия и тьмы.

Переводы Корана

Приступая к изучению Корана, следует
обратить внимание на несколько важных моментов, касающихся его переводов. Так, прежде всего, существует большая разница
между оригиналом Корана на арабском языке и его переводами

На взгляд христиан,
Библия – всегда Библия, независимо от того, на каком языке она будет написана.
Но перевод Корана – это уже не то самое слово Бога, ниспосланное Пророку через
ангела Гавриила, поскольку Кораном называются именно слова, произнесённые
Богом. Слово Бога – это Коран на арабском языке, поскольку Всевышний сказал:

Так, прежде всего, существует большая разница
между оригиналом Корана на арабском языке и его переводами. На взгляд христиан,
Библия – всегда Библия, независимо от того, на каком языке она будет написана.
Но перевод Корана – это уже не то самое слово Бога, ниспосланное Пророку через
ангела Гавриила, поскольку Кораном называются именно слова, произнесённые
Богом. Слово Бога – это Коран на арабском языке, поскольку Всевышний сказал:

«Поистине, Коран Мы ниспослали на арабском языке»
(Коран 12:2).

Перевод – это уже передача Корана по
смыслу. Именно поэтому на современных русских переводах пишется: «Перевод
смыслов и комментарии», ибо все переводчики стремятся только как можно ближе
передать значение оригинала, не имея возможности передать саму форму Священной Книги.
Переведенный текст теряет неподражаемое качество оригинала, в большой степени
отличаясь от него. По этой причине, всё, что является «декламацией»
Корана, должно быть только на арабском языке, как, например, чтение Корана в
пяти ежедневных молитвах мусульман.

Второе отличие заключается в том, что не
существует совершенного перевода Корана, и, будучи плодом человеческого ума,
каждый из них почти всегда имеет ошибки. Некоторые переводы оказываются лучше с
лингвистической стороны, другие – более точны в передаче смысла. Многие же
оказываются неточными, а иногда и вообще вводят читателя в заблуждение.
Несмотря на это, есть масса примеров того, что переводы, которые большинство
мусульман вообще не считают надёжными, продаются на книжном рынке.

Третий момент. Некоторые переводы,
действительно, являются лучше, другие – хуже, хотя в рамках этой статьи мы не
станем останавливаться на этом подробно. Широко распространённый перевод
профессора Крачковского – дословный, так как профессор отнёсся к Корану как к
литературному памятнику, а не Священному Писанию. Он не пользовался
общепринятыми тафсирами (объяснениями крупных учёных), отсюда – большие
погрешности в переводе. Популярный среди русских мусульман перевод профессора
Пороховой отличается красотой слога, которым она попыталась передать красоту
божественной Книги. Однако при переводе она пользовалась английской версией
Юсуфа Али, которая хоть и приемлема в целом, но комментарии, сделанные
переводчиком в сносках, порой бывают неправильными, а иногда и совершенно недопустимыми.
Многие мусульмане предпочитают перевод Кулиева, легче понимаемый ими, ибо
написан более простым языком, как и перевод Османова. Перевод Кулиева много раз
переиздавался, а каждое издание становилось лучше предыдущего, поскольку в нем
перерабатывались замечания и поправки, сделанные группой редакторов и
переводчиков.

Создание человека из глины

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». (Сура «Сад», аяты 71 – 72). 

Сегодня науке известно, что человеческий организм состоит из 26 элементов. Шесть из них в большом процентном соотношении: углерод (C), водород (H), кислород (O), азот (N), фосфор (P) и сера (S). Перечисленные 6 элементов составляют 95 процентов человеческих тканей. 

В то же время известно, что эти же неорганические химические элементы в большом количестве содержатся и в почве. 

«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной…» (Сура «Ар-Рахман», аят 14). 

«Лучшие керамические изделия изготовлены из глины. Если бы не было ила, песка и глины, не родилась бы и электроника. Это хороший катализатор. Глина имеет бесчисленное количество свойств», – пояснил преподаватель Российского исламского института Рустем Иззетов.

Загадочные буквы

Начинается глава Аль Бакара тремя буквами арабского алфавита: алиф, лам, мим. В арабском языке 28 букв и 29 сур Корана начинаются различными комбинациями букв. На протяжении многих веков исламские ученые пытаются разгадать секрет и значение этих комбинаций. Было выдвинуто множество гипотез, как арабскими учеными, так и их западными коллегами. Но так как об этом обстоятельстве нет подробных упоминаний или разъяснений ни в Священной Книге, ни в сунне благородного пророка, то данная истина постанется загадкой до Судного дня. Безусловно, в этом скрыта какая-то символика известная только Создателю и до сих пор полностью непонятая человечеством. У современных мусульман есть возможность бесплатно прослушать красивое чтение этой и других сур от таких известных во всем исламском мире чтецов как Мишари Рашид и шейх Судейс, имам Священной мечети в Мекке.

Пророк Мухаммад ﷺ написал это?

Во-первых, Пророк Мухаммад ﷺ был неграмотным. Он не мог ни читать, ни писать. Может ли человек, который никогда не проявлял склонности к чтению и письму, вдруг придумать книгу, которая превзошла все величайшие произведения того времени? Может ли человек, который не умеет ни читать, ни писать, составить книгу, которая повлияла на людей и продолжает оказывать влияние и сегодня? Факт остается фактом, Гарвардский Университет признал один из аятов Корана лучшим выражением справедливости. Не просто красивым выражением, или отличной формулировкой, но величайшим выражением справедливости.

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников.»

Во-вторых, Коран ниспосылался на протяжении 23 лет. Можно ли сохранить неизменным стиль письма в течение такого длительного времени? Написание часто зависит от сиюминутного настроя автора. Пророк Мухаммад ﷺ прошел через множество трудностей и испытаний, а также был обрадован множеством радостных событий. Однако Коран поддерживает неизменный стиль изложения на протяжении всего текста. Он не демонстрирует внешнего влияния эмоций.

Хадис (традиция на основе высказываний Пророка Мухаммада ﷺ) и Коран имеют два особых отличающихся стиля. Может ли человек, который неграмотен, выражаться двумя различными литературными формами?

Помимо стилистики, зачем Пророк Мухаммад ﷺ возжелал заполучить врагов, написав книгу, которая противоречила всем арабским обычаям того времени? Пророк ﷺ потерял много друзей, сподвижников и даже членов семьи в процессе того, как ниспосылался Коран. В конце концов, он ﷺ был вынужден даже покинуть свой родной город, Мекку, из-за преследований, с которым столкнулся.

Кроме того, Коран почитает Марию (Мать Иисуса) в такой степени, что целая глава названа в честь нее. Ни одна глава в Библии не была названа в честь Марии. В Коране же мы находим:

«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров»

Почему Пророк Мухаммад ﷺ наделил таким высоким статусом эту женщину, а не свою мать? Почему не кого-то из своей семьи; жену или дочь? Вероятнее, если бы он писал Коран, он бы отдал эту честь самому близкому ему человеку.

Коран содержит информацию по широкому кругу тем. Тогда как каждый автор пишет в своей области знаний. Невозможно, чтобы один человек мог писать о самых разных предметах одновременно и с тем же уровнем знаний, понимания, опыта и в высочайшем литературном стиле, не говоря уже о просто неграмотном человеке.

Структура

Коран состоит из 6226 стихов, записанных рифмованной прозой, называемых аятами, что переводится как «знак». В принятой в VII в. при халифе Османе официальной редакции Корана аяты были объединены в 114 сур. В соответствии с мусульманской традицией, суры Корана подразделяют на мекканские (610-622 гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры). Мединские в большинстве своем объемнее мекканских. Европейские ученые предложили ряд более детальных хронологий, которые продолжают оставаться условными.
Суры расположены в порядке убывания их длины (кроме самой первой, аль-Фатиха, Открывающая) и все (кроме девятой) содержат преамбулу, называемую басмала — по первым словам формулы Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим (Именем Аллаха Милостивого, Милосердного). У каждой суры есть название, связанное с каким-либо выдающимся событием, которое в ней и излагается, или со словом, определяющим основную тему. Мусульмане знают суры поименно, западные ученые руководствуются нумерацией глав. Суры Корана расположены не в хронологическом порядке. По мнению ученых, сура 96:1-5 — первое Откровение, а сура 5 — последнее.
Суры раннего периода — это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Более поздние увещевания и поучительные притчи, как правило, спокойны и сухи, появляется связность, аргументация. Это объясняется потребностями регламентации жизни общины мусульман. Большинство сур составлено из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Коран — полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к сторонникам пророка.
Несмотря на то что Коран представляется как единый текст, специалисты проводят различие между сурами, относящимися к двум разным периодам в жизни Пророка — мекканскому и мединскому. Именно этим обстоятельством некоторые исламоведы объясняют, например, эволюцию образа Авраама в различных упоминающих его коранических стихах: в сурах мединского периода Авраам предстает в качестве посланника Бога и отца монотеизма, а не в роли основателя Каабы и первого мусульманина, как это происходит в сурах мединского происхождения.
Согласно принятой гипотезе, язык Корана — мекканский вариант поэтического койне (язык межплеменного или междиалектного общения) аравитян. Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены разнообразием содержания. Значительная часть текста Корана представляет собой рифмованную прозу. Мировоззрение, отраженное в Коране, — новая ступень в развитии общественного сознания, а не спонтанный речевой акт пророка. Коран отразил борьбу Мухаммеда с язычеством и язычниками, его полемику с иудаизмом и христианством, а также борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений.

Смысл жизненных примеров в Коране

Как мы видим, Аллах приводит множество притч, жизнеописаний пророков, примеров из жизни древних людей. Какой в этом смысл? Исламские ученые считают, мудрость всех историй и примеров, приведенных в Коране состоит в том, чтобы побудить человека к размышлению на мирозданием, над смыслом своей жизни. Всевышний так говорит об этом в Коране: «Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (Сура аль-Хашр, аят 21). И в этом заключается величайшая мудрость Создателя и Его милость к человеку!Таким образом у истинно верующего появляется возможность в результате своих размышлений прийти к истине, а вот нечестивцы во время таких размышлений только усиливают свои заблуждения, не понимая истинного смысла притч и историй Корана. И что примечательно, Создатель не смущается приводить в качестве поучительных примеров даже таких ничтожных на первый взгляд существ, как комары или пауки. Но поистине во всем есть своя мудрость и смысл!

Для правильного понимания примеров и притч Священного писания каждый мусульманин должен стараться не только больше читать Священное писание, но также изучать тафсиры небесной книги авторитетных исламских ученых. Одним из них является Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади (да помилует его Аллах), который закончил свой многотомный труд по толкованию Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого» в 1344 г.х. Этот сборник является одним из глубоко научных, широко распространенных и признанных исламской уммой толкований Священного Писания. Его запись mp3 можно слушать, не отвлекаясь от мирских дел, в машине, в метро, на работе, просто гуляя по улице.

Как попала рукопись Корана в Санкт-Петербург

В Петербург древняя рукопись попала в результате русских завоеваний в Средней Азии в XIX веке.

«Племя, которое владело этой рукописью, прошло через территорию Ирака, Ирана в Афганистан и оттуда уже попало на территорию современного Узбекистана. Так что в любом случае обе эти рукописи к нам попали, так или иначе, через территорию Узбекистана» — продолжил Ефим Ризван.

Широким жестом вождь Пролетариата Ленин дал разрешение вернуть Коран Усмана мусульманам. Из России его отправили в Ташкент. В Петербурге остались лишь списки с древней рукописи, но — тоже старинные.

Ведущий библиотекарь отдела стран Азии и Африки Российской национальной Библиотеки Елена Петровская говорит: «Книги такого года издания у нас хранятся в особом порядке. Несмотря на несколько переездов, которые пережил наш отдел и этот Коран, мы стараемся максимально бережно обращаться, сохранять».

Зато вот эту Священную книгу из России увезти никто не сможет. В 1787 году в Санкт-Петербурге по велению императрицы Екатерины II в типографии Шнорра вышел экземпляр Священной книги мусульман. Это был первый печатный Коран, выпущенный на территории нашей страны и лучшее арабское издание для своего времени, определенный жест толерантности и мудрости Екатерины.

Директор Государственного музея «Эрмитаж» Михаил Пиотровский рассказывает: «Издание Корана при Екатерине было на самом деле проявлением самой лучшей религиозной политики, которая означала начало того, что мы называем «русский рецепт». И что было началом абсолютно правильной и очень успешной межрелигиозной политики и политики сохранения некоего религиозного мира или порядка в России. Мы знаем, что между периодом Екатерины и периодом Петра была большая разница. Петр считал возможным и правильным обращать мусульман в христианство активно, что не получилось, а Екатерина в принципе изменила религиозную политику страны. Она создала духовное управление мусульман и создала ту схему, которая потом работала до 1917 года, а частично и после этого. В части этой схемы такого сосуществования религий под контролем и было издание Корана, издание Коранов в Петербурге, значит все-таки в имперской столице. Это было стремление издания Корана максимально хорошим способом с тем, чтобы, в общем, это было принято мусульманами».

Однако петербуржское издание Корана вскоре потеряло свою особую ценность. Дело в том, что издатели оставили на его полях свои комментарии, что недопустимо для Священной книги. При Павле I наборные шрифты, которыми печатался петербуржский Коран, перевезли в Казань. Там тираж Священной книги выпустили уже без комментариев. Так появилось знаменитое издание «Казанбасмасы». Оно сразу же стало популярным среди мусульман России. Многотысячные тиражи расходились за короткое время.

«Была большая радость, когда мы нашли эту книгу, когда я держал эту книгу, читал ее. Ведь это первое издание Корана в России» — говорит хазрат Нияз.

В северной столице, которая помнит три революции и правление русских монархов, есть незыблемые традиции: здесь одинаково чтут все вероисповедания и бережно хранят мусульманское наследие. Питер коранический – это тоже часть истории и настоящего великой России.

Наиль Сиразетдин

Канал Алиф, Санкт-Петербург,Казань

Полную версию видео о «Коране Усмана» смотрите в данном документальном фильме.

История создания Корана

Коран складывался в течение 23 лет в виде внушения, посылаемого Аллахом его пророку Мухаммаду через ангела-посредника Джибрила (архангела Гавриила), открывавшего по воле Бога пред мысленным взором Мухаммада страницы Священной Книги, или как откровения во сне. Мухаммад лично диктовал их писарю, распределяя их по соответствующим сурам. Таким образом, как айаты, так и суры Корана композиционное оформление получили под личным наблюдением Мухаммада. Однако Коран при жизни пророка не был письменно зафиксирован, так как Божье Слово нисходило непрерывно к пророку и распространялось изустно людьми, которые были способны заучивать суры целиком. Такие люди с феноменальной памятью были известны и в последующие века. Они носили прозвище — хафиз, то есть «хранитель». Одним из них был знаменитый персидский лирик XIV в. Хафиз.

Со временем возникла необходимость в оформлении письменной книги после смерти Мухаммада. Большинство исламоведов сходятся во мнении, что Коран получил первичное письменное оформление при первом халифе после Мухаммада — Абу Бакре. Были привлечены к составлению Корана хафизы, приближенные пророка, в том числе его секретарь Зейд ибн Сабит. Однако первый вариант Корана вызвал много разногласий. Лишь при третьем халифе Османе (правил в 644-654 гг.) была создана комиссия из четырех знатоков, которым Осман поручил записать Коран на наречии курейшитов (племени Мухаммада), так как священная книга мусульман написана Аллахом именно на этом наречии арабского языка. Таким образом, Осману удалось сохранить Коран в той форме, в которой он был зафиксирован при Абу Бакре. Этой версии придерживаются все известные предания.

Кораническое учение о дьяволе и вопросы нравственности в Коране

Некоторые заявляют, что Коран происходит от дьявола. Давайте рассмотрим, насколько разумно (или неразумно) подобное утверждение.

Предположим, что авторство принадлежит дьяволу. Тогда для чего ему проклинать себя и называться врагом человека (Коран 25:6; 36:60)? Зачем дьявол повелевает произнести следующее перед чтением Корана:

« …прибегаю к защите Господа от проклятого сатаны» (Коран 16:98)

Какой смысл так яростно себя осуждать? Разве разумно полагать, что дьявол призывает к добру, нравственности, целомудрию, велит  поклоняться только Единому Господу,  всячески остерегаться сатаны и его наущений и бороться против зла?

Данная теория противоречит всякому здравому смыслу. Какой автор станет порочить себя в собственной же книге? Даже Библия говорит:

“…и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его” (Марк 3:26)

Подобный ответ относится как к заявлению о причастности дьявола к авторству Корана, так и о прочих «злых духах», «темных силах» и т.д. 

История рукописей «Корана Усмана»

Существовало шесть экземпляров первосписков рукописного Корана. Называются они «Коран Усмана» в честь их создателя, третьего халифа и зятя Пророка (мир ему). Но уцелеть до наших дней удалось лишь трем.

Ефим Ризван продолжает рассказ: «Существует несколько этапов фиксации текстов Корана. Пророк ушел из жизни, к сожалению не завершив работу по своду письменных откровений. И эту работу пришлось делать его последователям. Ситуация осложнялась тем, что из жизни уходили многие из тех, кто знал текст Корана наизусть. Уже тогда в общине существовали разные направления

Возникала империя, возникали разные центры силы, и было очень важно, чтобы текст Корана, который лежал в основе всей жизни общины, государства, понимался всюду и везде одинаково. А уже тогда его стали трактовать немного по-разному

И тогда халиф Усман приказал переписать несколько рукописей, которые были созданы на основании самой лучшей в тот момент экспертизы. И эти рукописи были разосланы по самым главным центрам исламского государства той поры».

По преданиям халиф Усман это сделал для того, чтобы обеспечить одинаковое толкование и прочтение Корана.

«Значение этих рукописей состоит в том, что — это древнейшие списки. Та гигантская традиция, которая существует, подтверждает их авторитет. И мы в своих научных исследованиях можем на эти рукописи опираться, подтверждая, между прочим, тем самым истинность исламского священного предания» — говорит Ризван.

Научные знания в области геологии и физики, представленные в Коране и Сунне

С развитием науки и информационных технологий у людей появились возможности в более глубоких исследованиях окружающего мира: космоса, морей и океанов, гор и недр Земли, а также самого человека. Зародились новые науки, такие как биофизика, геология, океанология, молекулярная биология, эмбриология и множество других направлений. Новые открытия в некоторых областях науки позволили подойти ближе к пониманию аятов Священного Корана, в которых идет речь о творении мира и тех процессах которые происходят в природе и человеческом организме.

Железо

Говоря в суре «Железо» Священной Книги: «Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей» (сура Аль-Хадид (Железо), 25-й аят), Всевышний ниспослал человечеству знамение о том, что железо – это вещество, которое не могло быть образовано на земле, поскольку для того, чтобы образовался атом железа необходимо такое количество энергии, которое превысит всю энергию Солнечной системы в несколько раз. Современная наука придерживается мнения, что железо – элемент для нашей планеты «чужой», он попал на планету извне.

Вселенная

Известные нынче рассуждения науки о том, что Вселенная могла бы пойти трещинами, если бы равновесие, которое лежит в основе Вселенной, хоть немного нарушилось, подтверждаются в тексте Корана словами в суре «Каф», где Всевышний говорит о небе: “…Мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин” (сура Каф, 6-й аят).

Упоминание Всевышним такой информации, о которой человечеству станет известно только спустя долгое время раньше считалось чудом и сказкой, а сегодня вполне реальным и объяснимым.

Горы

О том, что горы являются опорами для земной коры, Всевышний сказал в суре «Весть»: «И (Мы сделали) горы – опорами” (сура Ан-Наба (Весть), 7-й аят), но о строении континентальных и океанических гор, о разнице в их строении и схожести строения поддерживающих их оснований науке стало известно совсем недавно, как и о том, что основания как континентальных, так и океанических гор служат своего рода «корнями» для гор и действуют по схеме, описанной в законе плавания, который описал еще Архимед. Всевышний же в Коране сказал в суре «Пчелы», что “…бросил Он на землю прочно стоящие горы, чтобы она не колебалась с вами…”.

Великая книга

Чудеса Корана, о которых уже сказано немало, поистине поражают воображение. Современные знания позволили не просто укрепить веру, теперь стало очевидным: он был ниспослан самим Аллахом. Слова и буквы Корана основаны на неком математическом коде, который выходит за пределы человеческих возможностей. В нем зашифрованы события будущего и явления природы.

Многое в этой священной книге объясняется с такой точностью, что невольно приходишь к мысли о ее божественном появлении. Тогда люди не обладали еще теми знаниями, которые есть сейчас. Например, французский ученый Жак Ив Кусто сделал следующее открытие: воды Средиземного и Красного морей не смешиваются. Данный факт был еще описан в Коране, каково же было удивление Жана Ива Кусто, когда он узнал об этом.

Для мусульман выбирают имена из Корана. Здесь были упомянуты имена 25 пророков Аллаха и имя сподвижника Мухаммада ﷺ – Зейд. Единственное женское имя – Марьям, ее именем даже названа сура.

Мусульмане используют в качестве молитвы суры и аяты из Корана. Он – единственная святыня ислама и все обряды ислама построены именно на основе этой великой книги. Пророк ﷺ говорил, что чтение сур поможет в различных жизненных ситуациях. Произнесение суры «ад-Духа» может избавить от страха перед Судным днем, а в трудностях поможет сура «аль-Фатиха».

Коран наполнен божественным смыслом, в нем наивысшее откровение Аллаха. В Священной книге можно найти ответы на многие вопросы, стоит лишь вдуматься в слова и буквы. Каждый мусульманин должен читать Коран, без его знания нельзя совершить намаз — обязательный вид поклонения верующего.

Священное писание

Коран – это Слово Аллаха. Господь при помощи ангела Джибриля донес свои слова до пророка Мухаммада. Он, в свою очередь, рассказал про это людям, которые смогли воспроизвести все в письменном виде. Послания помогают жить многим, излечивая душу и уберегая от пороков и соблазнов.

Как утверждают последователи, на небе у Аллаха существует оригинал Корана на золотых скрижалях, а земное писание является его точным отображением. Эту книгу необходимо читать только в оригинальном варианте, так как все переводы являются простой смысловой передачей текста, и только вслух. На данный момент это целое искусство, Коран читается как Тору в синагоге, нараспев и речитативом. Последователи должны знать большую часть текста наизусть, некоторые даже выучили его полностью. Книга играет значительную роль в общественном образовании, иногда является единственным учебным пособием, так как содержит в себе основы обучения языку.

Важнейшие суры и стихи Корана

Самая известная сура «Фатиха» («Открывающая Книгу»), называемая также «Матерью Корана», неоднократно читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневных молитв, как и во всех необязательных. Считается, что эта сура включает в себя смысл всего Корана.

Сура 2, аят 255, называемый «Стихи о Троне».

Одно из самых ярких высказываний о вселенском владычестве Аллаха над всем, что он создал. И хотя сура «Фатиха» очень ценится мусульманами, именно этот стих, по словам Мухаммеда, стоит в Коране на первом месте:

Убайй б. Кааб сказал: «Посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал: „Абу-л-Мунзир, какой стих из книги Аллаха ты считаешь самым великим?» Я ответил: „Аллах и Его посланник знают лучше». Он сказал: „Абу-л-Мунзир, какой стих из книги Аллаха ты считаешь самым великим?» Я сказал: „Аллах — нет божества, кроме Него, живущего и самосущего извечно». Затем он ударил меня в грудь и сказал: „Пусть знания будут для тебя радостны, Абу-л-Мунзир»»

Сура 24, аят 35, «Стихи о Свете»

Мистический стих, описывающий славу Божию, который высоко ценили суфии.

Аллах — свет небес и земли. Его свет — точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!

Сура 36. «Йа-Син».

Её название составлено по двум буквам (йа и син), которые никак не объясняются. В каллиграфии первые стихи этой суры вырисовывают с особым художественным мастерством. В учении ислама эта сура является «сердцем Корана», а все прочитавшие её прочитали Коран десять раз. «Йа-Син» входит в мусульманские молитвенники, и зачастую ее печатают как отдельную молитву.

Сура 112. Очень короткая глава «Ихлас» является своеобразным «символом веры» ислама.

Её название значит «Чистое исповедание».

Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: «Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»

Мухаммад говорил, что эта сура равнозначна одной трети всего Корана. Поэтому мусульмане читают ее регулярно. Однажды пророк задал своим последователям вопрос, смог бы хоть один из них прочесть треть Книги за ночь, и после того, как они выразили ему недоумение, еще раз повторил, что эта сура «равнозначна одной трети всего Корана» .

Суры 113 и 114.

Суры-заклинания, произнося которые, мусульмане ищут защиты Аллаха. Сура 113 «Фаляк» взывает к Господину Рассвета от колдунов и завистников. Сура 114 («Люди»), ищет убежища у Аллаха как Господина Людей, от зла джинов (бесов) и людей.

Айша, одна из жен Мухаммеда, рассказывала, что тот каждую ночь после прочтения этих двух сур, складывал руки в виде чаши и подув над ними, трижды растирал руками все части тела, до которых мог дотянуться, сверху-донизу. При болезни он читал эти суры еще раз и дул на свое тело, а Айша тоже повторяя суры, руками растирала его тело, надеясь на благословение .

Составление Корана

Коран как единая книга была составлена после смерти Мухаммеда, до этого он существовал в виде отдельных сур как написанных на бумаге, так и выученных наизусть сподвижниками.

По решению первого халифа Абу-Бакра были собраны все записи, все стихи Корана, но в виде отдельных записей.

Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти Мухаммада, когда Осман стал халифом, в ходу были различные части Корана, сделанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того, как Осман стал халифом, он приказал систематизировать Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммада (да благословит их Аллах и приветствует). В том порядке, в котором завещал сам пророк Мухаммед.

Собранные воедино, сведённые в один список, в период правления халифа Османа (644—656 гг.), эти откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651-м годом. Многие попытки, на протяжении полутора тысячи лет, внести изменения в священный текст Корана претерпели неудачу. Первый Коран хранится в Ташкенте, в первозданном виде, что доказано по ДНК крови на Коране, оставленной халифом Османом, убитым за чтением Корана.

Семь способов чтения канонического текста Корана были установлены Абу-Бакром.

Значение в исламе

Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой копию небесной книги Откровения, вечно пребывающей на небесах и записанной на охраняемых скрижалях (85:22).
Коран вместе с сунной и хадисами («традицией») является важнейшим руководством, к которому прибегает мусульманин на протяжении всей жизни. В исламе Коран имеет более высокое значение, чем слова Пророка, который выступил как пассивный инструмент Откровения, в то время как Коран есть Слово самого Бога. Коран является главным источником религиозного закона (шариата), регулирующего все стороны жизни человека и общества. Главное в Коране — идея единства Бога, покорности (islam) его воле и пророческой миссии Мухаммада, который предстает в образе посланника (rasul) Аллаха. Мусульмане верят, что Коран — точное воплощение Слова Аллаха, что отличает его от остальных Священных Писаний. В Коране нет ни единого слова Пророка. Он был только посредником.
Коран — апофеоз Божественных Откровений, начавшихся с пророка Адама. Это Откровение и людям, и джиннам, которые тоже считаются созданными, имеющими душу и достойными спасения или осуждения. К Корану относятся как к завершению всех предыдущих Писаний, где исправлены все ошибки, вкравшиеся в сохранившиеся версии прежних Писаний. Для мусульман давние Писания имеют значение только в том случае, если они согласуются с Кораном.
О мусульманах говорят, что они живут под властью Корана. Это значит, что Коран — их защита во всех сферах повседневной деятельности, основа их жизни, этики, политики и морали. Каждая из положенных пяти молитв начинается с чтения первой суры, аль-Фатиха. Коран читают во время поста. Мусульманам рекомендуется прочесть во время Рамадана весь Коран. Главы из Корана обязательно читают во время крупных событий и в связи с важными моментами жизненного цикла. Каждый верующий приступает к чтению Корана в состоянии ритуальной чистоты. Рассказчики Корана, хафизы, занимают в исламских странах особое положение. Каллиграфические надписи, цитирующие Коран, служат основным мотивом в исламском изобразительном искусстве, украшают архитектурные сооружения по всему исламскому миру. И в настоящее время Коран продолжает играть важную роль в жизни мусульманских стран. Его изучают в учебных заведениях, его образы отражаются в художественной литературе, он широко цитируется средствами массовой информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector