Муфтии россии: запутанная иерархия

Взгляды и высказывания[править | править код]

24 сентября 2009 года в Москве на конференции «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности», посвящённой взаимодействию РФ и исламского мира сказал, в частности: «Можно согласиться с мнением выдающегося российского историка XIX века Карамзина, который сказал: „Москва обязана своим величием хану“. Это касается и России в целом»; «благодаря политической воле золото-ордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы».

28 сентября того же года на пресс-конференции, посвященной итогам международной конференции, подтвердил свою позицию, сказав: «Россия изначально была построена славянскими и тюркскими народами — это мое твердое убеждение, основанное на изучении истории».

16 декабря 2010 года на заседании президиума Межрелигиозного совета России в Москве заявил: «Если коренное население не хочет работать, после получения зарплаты они пропадают на 15-20 дней, и в это время станки стоят, с этими рабочими производить что-либо невозможно». По его словам, Россия вынуждена приглашать мигрантов: «Они не пьянствуют, они дисциплинированы, трудолюбивы; если зарплату получают, то отправляют её домой, чтобы накормить свои семьи».

Напряженные отношения духовных лидеров

Пиар-менеджеры Совета муфтиев России ведут довольно агрессивную информационную политику на своих официальных сайтах и в сторонних средствах массовой информации. Итогом этого становится заблуждение в вопросе об истинных рамках власти Равиля Гайнутдина. Даже лидеры ДАЕШ (запрещенной по закону на территории РФ организации), объявившие РФ врагом номер один, считают председателя СМР главным муфтием страны.

Однако с непримиримыми боевиками, а также с идеологами Равиля Гайнутдина совершенно не согласен верховный муфтий России Талгат Таджутдин, лидер Центрального духовного управления мусульман России. Также с сомнительным уважением к шейху относятся независимые и влиятельные муфтии республик Северного Кавказа, среди которых особенно выделяется представитель чеченской республики, где позиции религии особенно сильны.

Начало раскола было положено еще в начале девяностых годов, когда региональные организации мусульман Европейской части России, возглавляемая Равилем Гайнутдином, объявила о своем выходе из ЦДУМ. С тех пор и продолжается вялотекущий конфликт между высокопоставленными священнослужителями, а вопрос о главном муфтии России остается открытым.

Биография

Родился в селе Шали Пестречинского района Татарстана 25 августа 1959 года.
Окончил с отличием семилетний курс «Мир-и-Араб» медресе Бухары экстерном (за 4 года). По окончании учебы в Бухаре стал работать первым имамом-хатыбом Казанской мечети «Нур-Ислам».
Далее в 1985 году в Уфе вступил в должность ответственного секретаря ДУМЕС (Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири).
В 1987 году стал имам-хатыбом, а в 1988 первым имам-хатыбом Соборной мечети Москвы.
В 1991 году вступил в должность президента Исламского центра Москвы и Московской области.

На учредительном меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России в1994 году Гайнутдин избран муфтием Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона (в дальнейшем преобразованного в ДУМЕР).

В 1996 году Гайнутдин стал инициатором учреждения Совета муфтиев России (СМР). Сопредседателями которого являются руководители всех крупнейших Духовных управлений мусульман России. В дальнейшем СМР стал достаточно авторитетным органом, который представлял интересы мусульман России.

Помимо всего прочего Равиль Исмагилович ведет активную научно-исследовательскую работу в области исламоведения. Участвует на научных и научно-богословских конференциях, выступает в СМИ. Так по центральным каналам российского телевидения регулярно транслируются его праздничные проповеди (на Курбан-байрам и Ураза-байрам), прочитанные в Соборной мечети Москвы.

Также Гайнутдин автор многих посвященных разнообразным аспектам религии Ислам книг. Можно отметить следующие его книги по богословию, праву, догматике: «Ислам. Вера. Милосердие. Терпимость» (1997 год, Москва); «Священный Коран о человеке, его жизни и бессмертии» (1998 год, Москва); «Обращения. Выступления. Статьи» (1998 год, Москва); «Основы Ислама» (2004 год, Москва); «Выборы в России и выбор мусульман» (2004 год, Москва). Написал монографию «Ислам в современной России». Является автором и руководителем творческого коллектива ученых, которыми в 2001 году был создан фундаментальный труд «Основные положения социальной программы российских мусульман». Этот труд стал базисной программой взаимоотношений мусульман по ряду важнейших социальных проблем с обществом и светским государством.

Является членом комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Участник многих международных конференций и форумов, где представляет мусульман Российской Федерации. Будучи в составе официальных правительственных делегаций РФ участвовал в встречах с высшим руководством Пакистана, Ирана, Сирии, Ливана, Египта, Афганистана, Саудовской Арии, Азербайджана, Малайзии.

Гайнутдин придерживается идей цивилизованного межнационального и межконфессионального сотрудничества и диалога, это находит отражение в его проповедях и религиозной деятельности.

Под руководством Гайнутдинова создавались мусульманские общины в разных регионах России. В 1997 году под патронатом Равиля Исмагиловича и Ю.М. Лужкова было окончено строительство Мемориальной мечети, расположенной на Поклонной горе.

Окончил в 2001 году Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте РФ, а в 2003 году защитил диссертацию на кафедре религиоведения РАГС на тему: «Ислам в России (опыт философского анализа)».
Кандидат филосовских наук. Равиль Исмагилович награжден медалями и орденами Почета и Дружбы.

  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008. []

Возрождение ислама

В Москве он организовывал курсы по изучению арабского языка. Людям рассказывал о традициях ислама, ритуальной практике. Это было очень своевременно. Разочарованные, погруженные в проблемы, отчаявшиеся, граждане тянулись в мечеть, где получали так необходимую духовную поддержку. Побольше узнать о своей религии желали и малые дети, и пожившие пенсионеры. Люди, понимая, что их привычный мир рушится, искали утешения в вечных ценностях. А религия является первой среди них. Многие испытывали необходимость приобщиться к знаниям, получить которые ранее не представлялось возможным. Коран мусульмане желали читать на арабском. Все это муфтию было понятно

Он постоянно расширял свою деятельность, чтобы не осталось ни одного человека, обеленного вниманием

Выделение из ZDUM и создание Муфтирата России

29 января 1994 года Гайнутдин был избран президентом и муфтием только что созданного Духовного управления Центрально-Европейского региона России ( Duchownoje uprawlenije Musulman Zentralno-Ewropejskowo regiona Rossii ; DUMZER), органа, который формально все еще подчинялся ZDUM , но очень тесно был связан с руководством Объединения Московской Соборной мечети и Исламского культурного центра. 21 сентября 1994 г. Гайнутдин был исключен из президиума ЗДУМ постановлением пленума ЗДУМ и освобожден от занимаемых должностей. Активисты ЗДУМа тщетно пытались отстоять это решение в Москве.

В начале марта 1995 года рассерженные на Гайнутдина имамы опубликовали «Обращение мусульманских татарских организаций и имамов Москвы и Московской области », в котором Гайнутдин был обвинен в злоупотреблении служебным положением и произволе. Прихожан Соборной мечети призвали ограничить «диктатуру Равила Гайнутдина», восстановить статус мечети как прихода ЗДУМ и восстановить в должности двух уволенных имамов, Рамиля Алжаутдина и Часана Фахретдинова. 7 мая на пленарном заседании ДУМЗЕР в Москве имамов, выступающих против Равила Гайнутдина, изгнали из Соборной мечети. 27 июня Гайнутдин провел арбитражную встречу с руководителем Высшего координационного центра духовных управлений России (Высший координационный центр духовных управлений России ; ВКЗДУМР), верховным муфтием Габдуллой Галиуллиным.

По инициативе Гайнутдина 1 июля 1996 года был создан «Муфтират России», в который входят ДУМЗЕР, ДУМ Республики Татарстан , ДУМ Республики Башкортостан , ДУМ Поволжья , ДУМ г. Оренбургская область с муфтията в Бугуруслане и присоединился к региональной ДУМ Ульяновской и Ульяновской области . Гайнутдин был единогласно избран председателем вновь созданной зонтичной организации.

В июне 1997 года Гайнутдин вступил в конфликт с татарским бизнесменом и меценатом, председателем ДУМ Сибири Р.Ш. Баязитов. ДУМЗЕР изменил свое название в январе 1999 года на «Духовное управление мусульман европейской части России» (Духовное управление мусульман европейской части России ; ДУМЕР), но Гайнутдин остался председателем организации. 23 августа 1999 г. Президент Борис Ельцин Гайнутдин выразил благодарность за большой вклад, который он внес в установление мира и согласия в обществе.

Диалог цивилизаций

Подобную инициативу РФ предложила миру еще десять лет назад. Форум «Диалог цивилизаций» нынче является площадкой для обсуждения проблем межконфессионального сотрудничества и сосуществования. Гайнутдин переводится с арабского, как «око религии». Это символично. Под присмотром Равиля-хазрата ислам развивается, восстанавливая и внедряя в жизнь своих последователей то миролюбие и терпимость, которые выработали далекие предки и завещали хранить вечно. Такая деятельность рука об руку с лидерами иных конфессий способствует установлению межрелигиозного согласия в России и за ее пределами.

Ранняя карьера

Гайнутдин имеет татарское происхождение и является близким родственником муфтия Талгата Таджуддина . В советский период он стал заместителем председателя Духовного управления мусульман европейской части Советского Союза и Сибири ( Духовное управление мусульман европейсково части СССР и Сибири ; ДУМЫ). В январе 1991 года он был назначен главой московского Мухтасибата , отвечающего за все регионы центральной России. Вместе с молодым мусульманским активистом В.В. Медведевым 5 апреля 1991 года он основал «Исламский культурный центр» (ИКЗ), задачей которого должна быть координация процессов возрождения ислама в столице.

Равиль Гайнутдин: биография

Родился и вырос наш герой в маленькой деревне Шали Татарской АССР (25.08.1959). Родители его были обычными тружениками. Об исламе Гайнутдин Равиль впервые узнал от родной бабушки. Она жила в семье и уделяла, как водится, много времени воспитанию детей. Бабушка рассказывала маленькому Равилю об основах религии, раскрывала суть и смысл традиций, учила молиться. Все этот очень интересовало внука. Со временем он решил посвятить себя служению Аллаху. По окончании школы нынешний муфтий России Равиль Гайнутдин отправился в Бухару. Там он поступил в духовное медресе «Мир-Араб». Учеба ему давалась легко. Семилетний курс он завершил всего за четыре года, сдав положенные испытания экстерном. Первым местом службы ему определили Казанскую Соборную мечеть «Нур Ислам». Должность называлась первый имам-хатыб. В 1987 году он переехал в Москву. Гайнутдин Равиль, к тому времени уже избранный ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе, был назначен имама-хатыбом Московской Соборной мечети.

«Аллах испытывает того, кого искренне любит»

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин работает очень много. Вынесенным в заголовок абзаца изречением пророка Мухаммада верующие характеризуют его разнообразную деятельность. Кроме прямых обязанностей, на его плечи зачастую ложиться организация массовых мероприятий, больших духовных торжеств. Еще общение с правительством России, государственными деятелями мусульманского мира. В его напряженном графике всегда находится время для приема обычных граждан. К муфтию едут со всех уголков огромной страны

Людям важно услышать его мудрый совет. Ведь просьбы их не относятся к числу простых

Люди задают очень сложные вопросы, ждут взвешенного ответа и содействия. 2015 год ознаменовался открытием реконструированной и расширенной московской мечети

Работы тоже шли под пристальным вниманием Равиля-хазрата. В стране проживает более тридцати мусульманских народов

В это непростое время их следует объединять, не допускать возникновения не только конфликтов, но и попыток разобщения. Это направление сам Равиль-хазарат считает основным, прикладывая массу усилий для его наиболее полной реализации.

Мирная жизнь и развитие — главная наша цель

Муфтий последовательно отстаивает принципы цивилизованного диалога людей разных вероисповеданий и конфессий. Проповедь Равиля Гайнутдина, как правило, строится на мудром подходе к конфликтным ситуациям, уверенности в том, что любая проблема разрешима безоружным путем. Мир на планете, спокойное сотрудничество и развитие он называет единственным путем для человечества. Равиль-хазарат активно сотрудничает с представителями духовенства стран, в которых идут гражданские конфликты. Его призывы к ним наполнены человеколюбием и состраданием. Он стремится понять различные точки зрения. Однако принципиально выступает за переговорный процесс в случаях возникновения напряжения. Обществу должно существовать в согласии, вести гражданский диалог, считает муфтий. Под его непосредственным руководством мусульманская Москва становится центром притяжения для всего исламского мира. Взаимодействие с руководителями Российской федерации только способствует этому процессу.

Международная деятельность

Мусульманский мир достаточно широк. Гайнутдин Равиль не ограничивает свою работу только жизнью уммы. Он является членом нескольких авторитетных международных организаций. Принимает участие в деятельности Евразийского Исламского Совета. Он считает необходимым содействовать сближению верующих, укреплению связей между людьми и государствами. Кроме того, он принимает участие в работе Всемирной исламской лиги (ВИЛ). Из-под пера муфтия вышло несколько книг. Первой известной работой считается его диссертация. Тема и одновременно название ее «Ислам в России». Как он сам признается, это был опыт философского анализа. Понятно, что усилия духовных лидеров мусульман нынче востребованы. Ведь в мире существуют очень опасные тенденции. Верующие сталкиваются со злом, прикидывающимся истинной религиозностью. Имеется в виду запрещенная в России организация ИГ. Перед духовенством всех конфессий встают ранее неизвестные вызовы. Людей следует защитить от обмана, худшего, чем гибель. Это полное духовное перерождение в настоящих зверей, безжалостно убивающих себе подобных.

Связь с паствой

Слово мусульманских пастырей в массы правоверных распространяется благодаря продукции печатных изданий, находящихся в ведении СМР. К ним относятся издательства «Медина» и «Исламская книга». В интернете действует радиоканал Miradio.

До недавнего времени СМР имел возможность обращаться к своей пастве посредством коротенькой передачи «Мусульмане», выходящей на втором федеральном канале. Однако формат ее был довольно специфичен, она в первую очередь была ориентирована на татарское население, затрагивала вопросы, которые были неинтересны большинству российских мусульман.

странах СНГ.

Заявления об исламском терроризме и межрелигиозном диалоге

По случаю войны в Ираке в 2003 году Гайнутдин выступил против призывов к вооруженной борьбе против войск США. Он считает, что мусульмане должны помогать Ираку на законных основаниях. Что касается исламистского террора в России, он отметил в 2003 году, что террористы также боролись против мусульманского духовенства. Он осудил терроризм и проследил его корни до плохого религиозного образования и духовной изоляции экстремистов от остального общества. Он высказался за толерантность как непременную основу многонационального российского государства. Теракт смертника в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года он прокомментировал так: «Погибли невинные люди и больницы, врачи борются за жизни пострадавших»; преступники отправятся в ад .

Он был одним из 138 лиц, подписавших открытое письмо, которое является общим словом между нами и вами ( англ. A Common Word Between Us and You ), личностями ислама «лидерам христианских церквей повсюду» (англ .: «Лидеры христианских церквей, везде … ») (13 октября 2007 г.).

В апреле 2016 года по случаю конференции в Уфе на тему «Коранический гуманизм как основа обучения русскому исламу в 21 веке» Гайнутдин описал влияние вседозволенной массовой культуры и потребления, а также «псевдорелигиозного радикализма. »Как« два великих моральных вызова нашей Уммы ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector