Земский собор 1613 года: причины, участники, цель и результаты

Значение соборов

С юридической точки зрения власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления, и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы неудовольствие, а то и даже сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор, или вся земля, постановила, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.

Значение соборов

С юридической точки зрения власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления, и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы неудовольствие, а то и даже сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор, или вся земля, постановила, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.  

Почему же выбрали именно Михаила Романова?

Его фигура вовсе не случайна в большой политике. Он являлся племянником Фёдора Иоанновича и сыном патриарха Филарета (бывший очень популярным у казаков и духовенства). За его выбор среди бояр энергично агитировал Фёдор Шереметьев. Главный аргумент, который должен был убедить бояр проголосовать за Михаила Романова – это его молодость и неопытность (что автоматически означало возможность создания собственной марионетки на престоле). Но это первоначально не сработало.

Боле того, после 1613 года избиратели пожелали, чтобы Михаил приехал в Москву. Но для скромного и робкого Михаила это требование было очень несвоевременным. Он попросту произвёл бы нехорошее впечатление на избирателей. По этой причине Романовы убедили остальных, что из Костромы в Москву очень опасный путь в образовавшейся политической обстановке. В итоге это требование было отменено.

Нельзя однозначно объяснить причины выбора династии Романовых. Большинство исследователей сходятся в предположении, что фигура Михаила Романова была самой удобной для всех российских династий. По факту в самом начале своего правления все властные функции находились не у Михаила, а у его отца Филарета, который правил страной от имени сына.

Кстати, главным аргументом против Михаила на соборе были дружественные связи его отца Филарета с Лжедмитрием I, который поставил его своим митрополитом, и с Лжедмитрием II, который сделал Филарета Патриархом. Такие дружественные связи по решению собора были недопустимы для кандидата на трон.

История земских соборов

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освящённым»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»)[источник не указан 2828 дней]. (До сих пор не подтверждена просматривающаяся логическая связь между новгородским классом своеземцев и Земским собором в едином централизованном русском государстве.) Собор 1549 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: «освящённого собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; боярской думы; «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1549 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом

Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

[править] Созывы Земских Соборов

Первый Земской Собор был созван в правление Ивана IV в 1549 году, на волне народных волнений. Приближенными советниками Ивана Грозного (т.к. «Избранной радой») проводились реформы. Созванный первый Земской Собор также назван историками как «собор примирения». Именно первый Земской Собор позволил подкрепить реформы Избранной рады народной поддержкой. На Земском Соборе было принято решение о Судебнике, важнейшем источнике права того времени.

Второй Земской Собор был создан уже Иван IV созвал в 1566 году для вопроса о мире с Ливонским орденом в ходе Ливонской войны. Вопрос звучал так — «Стоит ли соглашаться на предложенные литовским королем условия?».

Третий Земской Собор или так называемый «избирательный» был созван в 1584 году для избрания нового царя, в связи с кончиной Ивана IV. Решением Земского Собора царем был избран сын Ивана IV Фёдор.

В 1598 году аналогичный «избирательный» созыв Земского Собора избрал новым царем Бориса Годунова из боярского рода Годуновых, бывшего до того регентом царя Фёдора.

С началом Смуты Земские Соборы не созывались, наступило время самозванцев, самопровозглашенных боярских правителей, пригласивших иностранца, польского королевича Владислава на русский престол. Лишь в начале 1613 года всё-таки состоялся «избирательный» Земской Собор, который избран на трон Михаила Фёдоровича Романова из боярского рода, тем самым положив конец смуте. С 1613 года вплоть до 1622 года Земской Собор действовал как постоянный совещательный орган при царе. С 1622 года деятельность Земских Соборов прекращается.

1632-1653 годы Земские Соборы созывались для решения важных вопросов как внутренней, так и внешней политики. В 1649 году, уже при Алексее Михайловиче, сыне Михаила Фёдоровича, созывался Уложенный Собор для принятия Соборного Уложения, нового кодифицированного источника права, пришедшего не смену Судебнику Ивана IV. Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей. Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до первой половины 19 века. Такие при Алексее Михайловиче созывались Земские Соборы для разрешения русско-польские и русско-крымские отношений. Особенно знаковым считается решение Земского Собора, принятого в 1654 году о присяге на подданство запорожских казаков, принятого Переяславкой радой, вошедшего в учебники истории как «Воссоединение России с Левобережной Украиной». Пожалуй, это последнее важнейшее решение, принятое Земским Собором. Затем, роль Земских соборов начинает резко снижаться. Самый последний Земской Собор был созван в 1684 году, для решения вопроса о «вечном мире» с Речью Посполитой. Более Земские Соборы не созывались, уступив место новой государственной бюрократической системе, построенной на принципах абсолютизма Петром I.

Состав и представители

Земский собор 1613 года – конституционное собрание представителей различных земель и сословий Московского царства, составившееся для избрания на престол нового царя. Открылся 7 января 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. 21 февраля того же года собор избрал на царство Михаила Романова, положив начало новой династии. В соборе принимали участие от 700 до 1500 человек, представители разных городов прибывали со всех уголков центральной части России. Но во время событий Смутного времени многие города были разорены подчистую, так что некоторые из них присылали по 10-15 представителей, а некоторые – всего по 1-2 человека.

Участники Земского собора

Фактически же состав участников Земского собора 1613 года был довольно разношёрстным, в него вошли представители разных сословий и земель Русского царства. Дворяне, бояре, казаки, стрельцы, духовенство, городские старейшины, крестьяне – все они оказали своё влияние на ход собора, хотя есть версия о том, что избрание царём Михаила Романова состоялось благодаря вмешательству казаков. Согласно другой версии, недовольные затягиванием сроком казаки в ультимативной форме потребовали назначить нового царя, получили список из восьми знатных бояр на выбор и в итоге решили избрать царём Михаила Фёдоровича Романова.

Материалы по теме:

  • Правители Смутного времени
  • Значение Смутного времени
  • Самозванцы Смутного времени
  • Роль Калуги в Смутное время
  • Начало и конец Смутного времени

Значение первого земского Собора

Созыв первого Земского Собора ознаменовал установление в России сословной монархии. Он стал первым шагом Ивана Грозного в его борьбе с влиянием крупного вотчинного боярства. Хотя первый царь и не достиг цели полного подчинения вотчинников центральной власти, ему удалось положить начало этому процессу.

Судебная и административная реформы Грозного имели немалое положительное значение для страны, и Собор принял участие в их разработке и реализации. В дальнейшем Земскими Соборами неоднократно принимались важнейшие политические решения.

Земские Соборы созывались нерегулярно и не являлись постоянно действующим органом власти. Но они принимали важнейшие решения, так что появление этого органа стало важным этапом в развитии русской государственности.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Структура земского собора

При беглом знакомстве с темой земский собор может показаться очень демократичным органом в понимании современного человека

Это представление ложно, и важно разобраться, как на самом деле распределялось членство в земских соборах. В состав входили:

  1. Все члены Боярской думы как представители верховного государственного органа;
  2. Все члены Освещенного собора как представители верховного церковного учреждения;
  3. Служилые люди, то есть дворяне, феодалы с правом условного землевладения. Самое широко представленное в соборе сословие. Но представителей служилого сословия не выбирали, а призывали в связи занимаемыми ими административными должностями;
  4. Купечество. Это сословие было представлена в основном столичными купцами. Их также не выбирали представителями, а призывала власть как наиболее богатых и влиятельных.

Как мы видим, не все сословия были представлены в земском соборе, а представители не были выборными и призывались властью.

Каково историческое значение выбора?

Главный результат избрания Михаила Романова на царствование — конец династического кризиса. Это имело и дальнейшие положительные результаты — конец смуты, резкий подъем экономики, рост числа городов (к концу века их становится 300). Русские люди стремительно продвигаются к Тихому океану. Поднималось и сельское хозяйство, наращивая обороты.

Между отдаленными районами страны налаживается мелкая и крупная торговля, обмен товарами, что способствует становлению единой экономической системы.

Выборы правителя поспособствовали повышению роли сословий в управленческой системе. Деятельность соборов мотивировала рост общественного сознания и укрепила систему политического управления в столице и уездах. Выборы царя на соборе подготовили почву для перерастания монархии в России в абсолютистскую. На дальнейших соборах (1645, 1682) выборы были сменены на процедуру подтверждения законности наследника. Возможность выбрать царя самостоятельно исчезает.

К середине XVII века соборы и вовсе утрачивают свое значение и силу. На их смену приходят совещания с представителями отдельных сословий при царе. Принцип выборности сменился на принцип должностного делегирования.

Краткая история земских соборов

Значение  термина «земский» — «со всех земель». Иными словами, орган самоуправления  можно определить как общегосударственное собрание. Собрались более  века. Всего  состоялось 57 соборов, сюда же входит 3 церковных собора ввиду присутствия на них помещиков и посадских.

Условно земские соборы по классификации подразделяются на  Боярскую думу, духовенство и представителей разных сословий (помещики, купцы). Ремесленников и крестьян на них не приглашали.

Делятся на:

  • Полноценные;
  • Неполноценные. Отсутствовал «земский элемент» в полной мере или частично. Не было помещиков и посадских людей.

По роду деятельности:

  • Избирательные;
  • Совещательные.

По классификации соборов можно предположить решением каких вопросов занимались делегаты.

Общественно-политическая значимость

  1. Созываемые царем.
  2. Царские и сословные.
  3. Сословные.
  4. Избирательные (избирали правителя). Во время соборов избирались практически все цари Руси, за некоторым исключением.

1613 — избрание  Михаила Романова. Последние правители — Иван V, Петр I.

По выполняемой роли:

  1. Реформирование.
  2. Решение внешнеполитических вопросов.
  3. Внутреннее устройство государства, подавление мятежей и восстаний.
  4. Избирательные. Выбор царей, органов местного самоуправления и пр.
  5. Совещания во времена Смуты.

Почему собор был назван Стоглавым

Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.


Стоглавый собор был созван по инициативе Ивана Грозного

Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.

Примечания

  1. Никольский В. К. Земский собор о вечном мире с Польшей 1683—84 гг. // Научные труды Московского педагогического института. под редакцией проф. И. И. Месяцева. — М., 1928, вып. № 2, стр. 51.
  2. . Дата обращения: 10 апреля 2013.
  3. . Дата обращения: 10 апреля 2013.
  4. . Дата обращения: 10 апреля 2013.
  5. . Дата обращения: 10 апреля 2013.
  6. Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. М., 1902 Издание книгопродавца А. Д. Ступина
  7. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 18.
  8. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 8 и далее.
  9. Глинскій Б. Б. Константинъ Петровичъ Побѣдоносцевъ. (Матеріалы для біографіи) // «Историческій Вѣстникъ», апрель 1907, стр. 272.
  10. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 261—263. Проект предлагал «предстоящее торжество священного венчания и миропомазания Нашего на Царство совершить пред собором высших иерархов церкви православной, высших чинов правительства, высших избранников дворянства и городов и нарочито выборных от земли» (Ibid., стр. 261.)
  11. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 247 (резолюция Александра на докладе Победоносцева от 13 мая 1882 года).
  12. Письма Победоносцева к Александру III. М., 1926, Т. II, С. 12.

Вече как регулятор общественной деятельности

На территориях Древней Руси, еще в период язычество, общепризнанные человеческие права (даже и не писаные) были основаны на принципах, которые в некоторых аспектах были схожи с принципами ранней эллинской демократии. 

Верховная власть была закреплена за вече – собранием всех свободных взрослых людей селения, либо племени. В системе общественного управления одновременно находится также и принцип монархии и единоначалия, в котором страну возглавлял наследственный, либо выборный князь, который был утвержден на вечевом собрании и был ему подотчетным. 

Изначально, принцип наследственности в кругах высшей княжеской власти не был строго оформлен, несмотря на то, что в процессе выбора князя происходил неизменный учет благородства происхождения, а также подразумевалось доминирование его рода над остальными. 

Частично, это стало причиной того, что арабские и византийские писатели в общественном жизнеустройстве славян видели больше демократических факторов, чем монархических. 

Замечание 1

Именно на таком вече (новгородском) был избран Рюрик – родоначальник первой княжеской династии, который был признан восточными славянами. 

Согласно утверждению историков, вечевой строй являлся традиционным средством управления в восточнославянских племенах, местностях и городах, хоть каждой областью на протяжении различных исторических периодов вносились корректировки в его организацию. 

Действие вечевых сходов продолжалось до середины XVI века, а отменены были по специальному распоряжению первого русского царя – Ивана IV. Однако даже после этого, в начале XVII века (в период Смутного времени), провинциальное и столичное народное сопротивление также зачастую было провозглашено на вечевых сборах и сходах. 

Благодаря сходу на нижегородской рыночной площади, призыв старосты Козьмы Минина в 1611 году о сборе ополчения против польских интервентов имел статус общенародного решения. 

История Росси помнит немало таких соборов

Именно в их процессе оттачивалось мастерство принятия решений государственной важности. Соборы также принимали участие в решении гражданских вопросов

Показательным является пример с Владимиром I Святославовичем.

Равноапостольный князь, который проникся христианским духом всепрощения и миролюбия начал тяготиться княжеским долгом в наказании и осуждении преступников. «Боюсь греха» – именно такими словами он открещивался от этих занятий перед боярами. 

Замечание 2

Только благодаря собору киевского духовенства стало возможным убедить князя в том, что такие личные качества, как добродетель, всепрощение и личное благочестие должны проявляться только в отношении личных врагов, а как правитель христиан он должен пресекать распространение злых действий, чтобы сберечь нравы и мир вверенного ему в подчинение народа. 

Еще на ранних этапах существования древнерусского государства, соборный принцип использовался в области гражданского самоуправления и сочетался с вечевым строем, который не только способствовал решению текущих вопросов, связанных с военными действиями, международными соглашениями и выборами князя, но также выполнял и законодательную функцию. 

Пример 1

На псковском вече, в процессе утверждения Судной грамоты, ее принятие произошло «с благословения своих отцов, священников и попов всех пяти соборов и диаконов, а также всего священства Божьего, всем Псковом на вече». 

Важность соборных функций новгородских народных сходов подтверждается тем фактом, что на протяжении длительного периода именно вече могло избирать в Новгороде архиепископов на должность правящего архиерея. 

Периодизация земских соборов[править | править код]

Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью — данный период продолжается вплоть до 1565 г.

2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил.

3. 1610—1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

4. 1613—1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

5. 1632—1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские, и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные.

6. 1653—1684. Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Украины в состав Российского государства.

Первым считается земский собор 1549 г., который продолжался два дня, и был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей .

Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой).

Б. А. Романов пишет, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи состоялся в 1566 г., где главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности земские соборы февраля — марта 1549 г. и весны 1551 г

были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений принятых монархом.

Земский собор и особенности его первого созыва

Историки в настоящее время спорят между собой в вопросе даты созыва первого в России Земского собора: некоторые считают, что это произошло в период 1547-1549 годов, а некоторые – что в 1550. В целом, политическая и духовная значимость этих новых для России и мировой истории явлений так велика, что скепсис некоторых историков и несущественные разногласия хронологов утрачивают любое значение. 

Созыв первого Земского собора стал не менее значимым событием, чем провозглашение Иваном IV в феврале 1547 года Московского княжества Русским царством. С позиции развития российской государственности, этот Собор имел эпохальное значение, так как именно на нем учредили механизм нового государственного устройства. 

Замечание 3

В исторических источниках, первый Земский собор зачастую называют «Примирительный», поскольку, созывая его, Иван IV Васильевич стремился к сокращению сословных распрей, которые терзали Русь. 

Специально для того, чтобы провести Собор, на Красной площади было сооружено Лобное место, которое существует и в настоящее время. Именно там Иваном Васильевичем было прочитано его послание «к народу русских земель», в котором содержался призыв к сословному миру и духовному единению. 

При анализе событий, которые последовали за Собором, можно сделать вывод о том, что также на нем было рассмотрено большое количество задач в области гражданского строительства. Согласно позиции ряда исследователей, именно на Соборе приняли новую версию Судебника – законодательного свода Русского царства. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

После этого вскоре начались существенные преобразования «первой части» правления Ивана Васильевича IV, которые до сих пор высоко оцениваются всеми историками, даже теми, кто с большим скепсисом относится к периоду его правления. 

Соборные основания имелись также и у опричнины. Дело заключается в том, что некоторые представители русского аристократического слоя только на словах высказали согласие с необходимостью сотрудничества и примирения, по-прежнему надеясь на возможности сохранения собственных интересов. 

Такие действия бояр, которые и стали причиной возникновения междоусобиц грозили для Руси гибелью. Однако, получив всенародную поддержку на Соборе, Иван IV начал реализацию собственной государственной политики, в которой он целенаправленно искоренял боярскую оппозицию и формировал основы самодержавного управления. 

Замечание 4

Таким образом, первым царем не только были отменены порядки вече в новой Руси, но было сделано большее – была предложена новая форма государственного управления, в которой принимало участие народное представительство, и эта форма активно развивалась на протяжении всех последующих лет.

 У Земских соборов была определенная специфика: основу всех их решений составляли миротворческие линии, а сами они были созваны с целью пресечения нарастающего политического недовольства (то есть для предупреждения кризисных ситуаций), либо принятия сложных (нестандартных) решений, которые могли влиять на государственное развитие: например, избрание царя, либо утверждение на престоле законного наследника, либо признание включения новых территорий в Русское царство, либо принятие свода законов. 

Это стало причиной того, что в период бурного развития Русского государства практически все Земские соборы существенно отличались друг от друга, также у них не наблюдалось единой строгой формы и регламентации. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector