Богородице-рождественский монастырь во владимире
Содержание:
- Монастырь – место погребения Александра Невского
- Богородице-Рождественский монастырь в Советское время
- Настоятели и наместники
- Утрата архитектурного памятника
- Как икона вернулась в свою обитель
- Настоятельницы
- Храмы
- Свято-Успенский Княгинин монастырь
- Владимир: с XIX в. до наших дней
- Свято-Введенский Островной монастырь
- ↑ Свято-Боголюбов Женский монастырь
- Список достопримечательностей Владимирской области
- Свято-Успенский Княгинин монастырь
- Самые красивые церкви Владимира
- Свято Боголюбский женский монастырь
- Современное состояние
- Как икона вернулась в свою обитель
- Архитектурные памятники
- Свято-Боголюбский женский монастырь
- Свято-Боголюбский женский монастырь
- Святыни Рождественского монастыря
Монастырь – место погребения Александра Невского
В последующий период ярким историческим событием стало погребение здесь Великого князя Александра Невского, скончавшегося в 1263 году в Городце, где он остановился, возвращаясь из Орды. Его тело было помещено в склепе, устроенном в Рождественской церкви монастыря. Благодаря этому после перенесения великокняжеского престола из Владимира в Москву (1325 г.) Богородице-Рождественский мужской монастырь регулярно получал от правителей Руси, желавших почтить память своего прославленного предка, щедрые вклады. Это послужило подспорьем для его дальнейшего развития и процветания.
Богородице-Рождественский монастырь в Советское время
За свою историю Богородице-Рождественский монастырь много раз страдал от пожаров, реставрировался и перестраивался. Но самые страшные дни наступили при Советской власти, когда территорию обители занимали различные карательные организации, начиная от ГубЧК (губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем) и заканчивая КГБ. В период сталинских репрессий здесь проходили массовые расстрелы репрессированных, обвиненных в шпионаже и признанных врагами народа.
В память о погибших в монастырском саду установлен памятный белокаменный крест, а на монастырской стене Вы увидите мемориальную доску с фамилиями убитых.
Настоятели и наместники
- Свт. Симон (1206 — 1214)
- Сщмч. Митрофан (1219 — 1227)
- Свт. Кирилл (? — 1231)
- Сщмч. Пахомий (? — 1238)
- Геннадий (Богоявленский) (? — 1517)
- Евфимий (? — 1572/73)
- Захария (после 1572/73 — 1578)
- Иоаким (1578/79 — ?)
- Варлаам (Рогов) (1583 — 1584)
- Иона (Думин) (1585 — 1588)
- Свт. Серапион (Сысоев) (8 июля 1634 — 1637)
- Иоасаф (1654 — 25 апреля 1656)
- Филарет (ноябрь 1659 — 1672)
- Гавриил (Русской) (ок. 1730 — 1731)
- Платон (Петрункевич) (9 мая 1742 — 1748)
- Владимирские владыки (с 1748)
Наместники
- Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 — 1 июля 1921)
1921 — 1991 — обитель закрыта и разорена - Нил (Сычёв) (17 июля 2001 — 16 июля 2013)
Кирилл (Сурков) (16 июля 2013 — 25 июля 2014)
Утрата архитектурного памятника
В следующем столетии, а точнее в 1869 году, монастырь лишился одной из своих главных достопримечательностей – древней, построенной ещё в домонгольский период, Рождественской церкви. Дело в том, что за несколько лет до этого монастырь посетил государь Александр II и, осматривая его, заметил, что церковь явно нуждается в реставрации.
Казалось бы, добрые намерения, но ими-то, как известно, и выстлана дорога в ад. В результате церковь, когда-то устоявшая перед татарской ордой, оказалась бессильной перед человеческой глупостью. Нашёлся не в меру ретивый чиновник, приказавший снести её, раз она вызвала нарекание у высочайшей особы, а на освободившемся месте построить новую. Когда государь узнал об этом, то ничего уже нельзя было исправить.
Как икона вернулась в свою обитель
Мы заходим в большой и величественный храм. Здесь 19 лет назад состоялась первая Литургия – в день престольного праздника, 21 сентября 2002 года. Сейчас службы проходят в теплом приделе в честь великомученицы Екатерины.
Отец Парфений подводит нас к иконе великомученика Георгия Победоносца.
– Здесь написано, – переворачивает икону тыльной стороной: – «Сооружена и преподнесена в дар Одоевскому Анастасову монастырю на молитвенную память трудами и стараниями паломника Свистунова Николая Фомича 10 августа, 1900 года». Когда мы сюда пришли, я дал объявление в местную газету Одоева, спрашивал у многих, сохранились ли у кого святыни, иконочки, может быть, какая-то утварь, которая была в этом монастыре, в этом храме. В объявлении написал, что мы готовы приобрести все это за вознаграждение. Но никто не откликнулся. Ни у кого ничего не осталось, все бесследно исчезло. А в прошлом году произошло вот такое интересное событие. Я приезжаю на вернисаж в Измайлово и подхожу к одной тетушке. Она мне недорого продала икону преподобной Марии Египетской ХIХ века, которая теперь находится у нас в алтаре. Спрашиваю, есть ли что-нибудь интересное? «Есть, – говорит, – Георгий Победоносец. Вот смотри. С мощами». – И вытаскивает из своих запасников икону. Я смотрю, а там надпись – «Анастасов монастырь»! Я чуть в обморок не упал: идет игумен по вернисажу и находит икону своего монастыря. Тетушка, конечно, сумасшедшую цену заломила. Но что поделать?.. Уйдет ведь икона. Потом всю жизнь будешь себя корить, что не предпринял никаких усилий, чтобы вернуть ее в монастырь. И я начал торговаться. А тут еще какой-то человек подошел: «О! с мощами», – говорит. Я стал молиться Георгию Победоносцу: «Святой Великомучениче Георгие, помоги приобрести икону в обитель». Так мы в тот день ни о чем и не договорились с продавщицей. Я взял у нее номер телефона. А потом одному хорошему человеку посетовал, что дела плохо идут… И он меня выручил, дал денег. Икона, кстати, афонского письма…
Настоятельницы
- Анисия (1547)
- Марфа (Смывалова-Жеребина) (1634,1638)
- Марфа (Смывалова-Жеребина) (1642 — 1655)
- Марфа (Смывалова-Жеребина) (1659)
- Ираида (1666)
- Вера (Колычева) (1669)
- Таисия (1677 — 1678)
- Марфа (1685 — 1690)
- Александра (1697 — 1699)
- Евпраксия (Стуколова) (1702 — 1707)
- Аполлинария (Хвицких) (1708 — 1711)
- Памфилия (Водорацкая) (1711 — 1729)
- Евстолия (Лодыгина) (1730)
- Капитолина (Жукова) (1731 — 1739)
- Александра (1762 — 1773)
- Евфрасия (1773 — 1782)
- Паисия (1792)
- Есфирь (1812 — 1815)
- …
- Афанасия (Шипова) (1840 — 29 января 1865)
- Евфросиния (Кашкадамова) (1 декабря 1866 — 18 июня 1878)
- Серафима (Фон-Лескен) (26 июня 1878 — 1887 )
- Ювеналия (Ловенецкая) (октябрь 1902 — 1922)
- 1922 — 1993 обитель закрыта
Викторина (Перминова) (с 16 июля 1993)
Храмы
Рождественский храм
К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины — вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными — в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. В году в процессе ремонтных работ храм получил одноглавое позолоченное луковичное завершение, в интерьере появились настенные росписи.
В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах — плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее — старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.
Свято-Успенский Княгинин монастырь
- 1 Свято-Успенский Княгинин монастырь
- 2 Богородице-Рождественский монастырь
- 3 Самые красивые церкви Владимира 3.1 Церковь Михаила Архангела
- 3.2 Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии
- 3.3 Церковь святого Никиты мученика
- 3.4 Троицкая церковь
- 3.5 Богородице-Успенская церковь
Свято-Успенский Княгинин монастырь
Свято-Успенский женский Княгинин монастырь – интереснейшая владимирская обитель, это один из самых известных монастырей России! Своё необычное название Княгинин монастырь получил благодаря жене основателя монастыря Всеволода Третьего Большое Гнезда – княгине Марии. Именно благодаря её просьбам в 1200 году на берегу реки Лыбеди была основана женская обитель. Со временем, она стала княжеской усыпальницей, многие представительницы знатных княжеских родов сыскали себе путь в небесный чертог через Свято-Успенский монастырь. Здесь находятся великокняжеские усыпальницы жены основательницы монастыря Марии Шварновны, второй жены Всеволода Третьего, а так же жены и дочери Александра Невского.
Читать дальше…
Владимир: с XIX в. до наших дней
Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире. Фотография от проекта lestni.ca
Рождественский монастырь (Владимир, ул. Большая Московская, 68, корпус 1). Расположен в юго-восточном углу Кремля. Основан в 1191 году князем Всеволодом III. До 1744 года существовал как мужской монастырь. На протяжении почти четырех столетий играл заметную роль в государственной жизни страны. С середины XIII века до 1323 года являлся резиденцией русских митрополитов. До середины XVI века числился первым по рангу среди русских монастырей.
В XIII—XIV веках был одним из крупнейших центров русского летописания. Здесь создавались Лаврентьевская, Троицкая и Воскресенская Летописи. Одним из авторов выдающегося произведения древнерусской литературы «Кие-по-Печерского патерика» являлся епископ монастыря Шмон.
В 1263 году в соборе монастыря был похоронен великий русский полководец Александр Невский, прах которого и 1723 году по указу Петра I перенесли в Александро-Нев-скую лавру в Петербург.
С середины XVIII века монастырь был превращен в архиерейский дом. Здесь находились уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг, богатейшая коллекция произведений русского прикладного искусства и иконописная мастерская.
К сожалению, самые древние сооружения монастыря не сохранились. В 1192—1197 годах на его территории был возведен белокаменный собор Рождества богородицы, созданный в традициях владимиро-суздальского зодчества. ,’-)то был четырехстолпный, трехаспидный, одноглавый храм. В середине XIX века он был «из-за ветхости» разобран и в 1869 году вновь сложен на старом месте в прежних формах по проекту архитектора Н. А. Артлебена. В 1654 году возле собора была выстроена шатровая восьмигранная трехъярусная колокольня.
Лишенный в настоящее время этих архитектурных вертикалей, ансамбль монастыря утратил прежнюю художественную выразительность.
Из существующих каменных построек самой приметной является Христорождественская церковь XVII века, перестроенная в 1864—1866 годах по проекту архитектора II. А. Артлебена. Она поставлена на северной стороне ансамбля. Ее архитектура несет на себе следы влияния позднего барокко.
С востока к этой церкви примыкают святые врата начала XVII века, изменившие в настоящее время свой облик. До 1808 года над ними находилась церковь Александра Невского:
Далее на этой же линии расположен корпус казенных келий, построенный во второй половине XVIII века. Проект реставрации, разработанный архитектором Л. С. Филипповой, восстанавливает первоначальный вид этого интересного сооружения, имевшего на фасадах красивые наличники, а внутри — сводчатые перекрытия.
Неподалеку от него, с востока, находится здание так называемой семинарии (по учебному заведению, расположенному в нем в XVIII веке). Построено оно в конце XVII века, а в 1850-е годы «обновлено».
Внутри монастыря, на западной его стороне, находятся двухэтажные архиерейские палаты с каменными флигелями по сторонам. Они построены в середине XVIII века в формах раннего барокко, о чем свидетельствуют своеобразный декор фасадов и «колпаковая» кровля.
Под углом к архиерейскому дому, в южной части монастыря, расположен корпус братских келий. Он возведен в конце XVII века и перестроен в 1856 году. Когда-то рядом с этим зданием находилась соборная площадь с белокаменной церковью и высокой колокольней с курантами.
Вокруг территории монастыря возвышается каменная ограда с 4 башнями. Возведение ее началось еще в конце XVII века, а окончилось в XVIII веке,., Наиболее древние участки стен находятся на северной и восточной сторонах. Южная и восточная стороны возведены на месте древних валов XII века. Общая протяженность ограды свыше одного километра.
Пройдитесь вдоль юго-восточной стороны монастыря. Отсюда открывается великолепный вид на широкие просторы заклязьменских далей
Отсюда прекрасно виден и Ветшаный город, где внимание сразу же привлекает нарядный храм, красиво поставленный на южной бровке холма. Это церковь Успения богородицы
Наш путь к ней.
Фото от проекта lestni.ca
Свято-Введенский Островной монастырь
Рекомендовать место
18
7
Если вы хотите уединения и насладиться удивительной русской природой, то посетите Свято-Введенский Островной монастырь. Он располагается вдали от мегаполисов на острове посреди Вятского (Введенского) озера, недалеко от города Покров. Он был основан в 1708 году иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем. Ими же была построена деревянные часовню и кельи.
В дальнейшем, братья увеличилась и был возведен храм во имя Введения Пресвятой Богородицы. А инок Сергий был освящен в иеромонахи и назначен строителем монастыря. Позже была построена каменная церковь в честь Святого Николая Чудотворца. А около ворот обители возвели деревянную церковь в честь пророка Ильи.
Братья стремилась жить и молиться по строгому Афонскому Уставу. Кроме этого, для паломников, которые могли находиться не более трех суток, возвели монастырскую гостиницу и столовую. Все предоставлялось бесплатно.
Но, к сожалению, в 1918 году обитель была закрыта, а все имущество национализировано. В 1932 году на территории монастыря действовала трудовая воспитательная колония. Во Введенском храме была организована – школа для несовершеннолетних заключенных, а в Никольской церкви – кинозал и клуб. Только с 1991 года началось постепенная передача помещений Православной церкви и восстановление обители. 6 июня 1995 года по решению Святейшего Синода данному месту был присвоен статус «женской обители» и назначена настоятельница возрожденного монастыря монахиня Февронья.
↑ Свято-Боголюбов Женский монастырь
Свято-Боголюбов монастырь был основан князем Андреем Боголюбским при своем дворе. В стенах монастыря сохранились здания, в которых бывал князь. Лестничная башня и Рождественский собор. Башня и собор соединены между собой галереей. Дворец, позже превратившийся в монастырь, был построен в 1157 году. В этом дворце Андрей Боголюбский занимался делами государства. Принимал важных гостей, здесь же князь принял мученическую смерть. Лестничная башня во времена Боголюбского выполняла роль сеней, в дворце
Теперь же башня пуста, внимание внутри нее привлекают только фрески
Главным достоянием монастыря является Рождественский собор. В 1722 году после неудачной реконструкции, собор рухнул. Был восстановлен в 1751 году, но от постройки возведенной князем Андреем Боголюбским остался только фундамент. В стенах Свято-Боголюбова монастыря покоятся многие известные исторические деятели. К сожалению, летописи с именами захороненных здесь людей – утеряны. До революции монастырь развивался, в нем жили и молились 70 братьев. При монастыре была своя школа и больница.
После революции, монастырь был разграблен, в 1922 году в монастыре базировался полк ГПУ. В 1991 году монастырь возобновил свою деятельность. В монастыре на данный момент 120 сестер. Главным храмом Свято-Боголюбова монастыря является собор Боголюбской иконы Божией Матери. В соборе хранится чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Свято-Боголюбов Женский монастырь , находится в поселке Боголюбово, что в 10 километрах от Владимира.
Список достопримечательностей Владимирской области
Перечень культурных, исторических и религиозных памятников, расположенных в регионе, обширен. К ним можно отнести следующие:
- Муромский Спасо-Преображенский монастырь,
- Дом-музей Н. Е. Жуковского,
- Храм Покрова на Нерли,
- Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном,
- Церковь св. Косьмы и Дамиана в Муроме
- Музей деревянного зодчества в Суздале и другие.
Но если говорить о монастырях в области, которые стоит посетить, обратите внимание на такие:
- Свято-Введенский Островной,
- Свято-Успенский княгинин женский,
- Свято-Боголюбский женский,
- Свято-Троицкий женский.
Подробнее о них мы расскажем далее.
Свято-Успенский Княгинин монастырь
Свято-Успенский Княгинин монастырь
Свято-Успенский женский Княгинин монастырь – интереснейшая владимирская обитель, это один из самых известных монастырей России! Своё необычное название Княгинин монастырь получил благодаря жене основателя монастыря Всеволода Третьего Большое Гнезда – княгине Марии. Именно благодаря её просьбам в 1200 году на берегу реки Лыбеди была основана женская обитель. Со временем, она стала княжеской усыпальницей, многие представительницы знатных княжеских родов сыскали себе путь в небесный чертог через Свято-Успенский монастырь. Здесь находятся великокняжеские усыпальницы жены основательницы монастыря Марии Шварновны, второй жены Всеволода Третьего, а так же жены и дочери Александра Невского.
Самые красивые церкви Владимира
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела во Владимире
Быть может самый оригинальный храм Владимира – это Храм Михаила Архангела. Его основали в 1891 году, на средства капитана Ф. Г. Архангельского, оставленные им в завещании. Название храма отражает и фамилию благодетеля и имя одного из главных христианских ангелов — Архангела Михаила. Сама архитектура храма представляет собой большую ценность, она живописна и выразительна! Жаль только что не дожили до наших дней глава с крестом, венчавшая храм и колокольня. Что интересно, не так давно в храме завели голубей, отвели место под голубятню. Теперь в храм Михаила Архангела приходят молодожёны, чтобы отпустить в небо пару голубков на счастливую и долгую жизнь.
Внутреннее убранство церкви Михаила Архангела во Владимире
Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии
Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии во Владимире
Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии был основан в 1891 году. Специально для полка поляков и литовцев, согласно правительственному указу высланного во Владимир. Название для костёла подобрали не случайно, а в честь католического праздника приходящегося на седьмое октября – дня святой Розарии Пречистой Девы Марии. Нигде больше во владимирских землях нет костёлов. Так же он стал первым возведённым в России и возрождённым в постсоветские годы католическим культовым объектом.
Церковь святого Никиты мученика
Церковь святого Никиты мученика во Владимире
Если вы находитесь около Золотых Ворот и хотите посмотреть на старинную церковь в стиле раннего барокко, то отправиться на прогулку к церкви святого Никиты мученика – ваш выбор! Прямо от Золотых ворот к ней ведёт Никитинская улица.
Эта церковь похожа скорее на гражданское, чем на культовое строение и расположена на месте прежней деревянной церкви 17 столетия. Нынешнюю церковь воздвигли в 1762-1765 годы в честь Переяславского столпника – мученика Никиты. Благодаря сей церкви было установлено празднование 6-го июня. Это типичный пример постройки трапезных церквей.
Церковь выделяется своей красотой и высоким стройным станом. В прежние времена она служила ориентиром для владимирцев, возвышаясь над окружающим её деревянным городом. Самым красивым местом в ней является иконостас. По форме своей он походит на иконостас Успенского собора и выполнен согласно видению прекрасного эпохи Екатерины Второй. Закрытая ещё в 1938 году, в наши дни она вмещает в себя управление учреждения «Владимир реставрация».
Троицкая церковь
Троицкая церковь близ Золотых Ворот во Владимире
Троицкая церковь или же «Красная церковь» интересна своей относительной молодостью и самобытной красотой. Годы возведения храма – 1913-1916. Это последняя старообрядческая церковь, отстроенная в предсовесткий период. Создаваемая в псевдо византийском стиле, Троицкая церковь состоит из двух соединённых между собой частей – основного здания церкви, увенчанного одним шлемовидным куполом и присоединённой к ней несколько меньшей колокольни. Украшает храм крестовая кладка кирпича, а так же изящные поребрики и пояски, придающие церкви шарм и изящество.
В 1928 году храм закрыли, чудом он был сохранён в советские годы – для расширения площади его предлагалось снести! Сейчас внутри него расположена выставка хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки, принадлежащая Владимиро-Суздальскому музею.
Свято Боголюбский женский монастырь
Рекомендовать место
38
13
Свято Боголюбский женский монастырь был заложен в 1155 году великим князем Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что в полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и приказала построить храм и основать монастырь, чтобы разместить свою чудотворную икону. Князь послушался, и в 1157 году во Владимире началось строительство.
После его кончины монастырь несколько раз претерпевал разграбление и разорение, но все же продолжал существовать. Сюда часто приезжали князья, цари, а также другие известные духовные и государственные лица. Последний русский император Николай II почтил Боголюбскую обитель 13 мая 1913 года. Здесь он заходил в великокняжеские палаты и прикладывался к чудотворной иконе. В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь возвели в I класс, а в начале XX века в обители числилось около 75 человек.
В настоящее время в Свято Боголюбском женском монастыре проживают более 170 насельниц, а его настоятельницей является Антония Шаховцева. Духовником обители выступает архимандрит Петр Кучер. Ежегодно сотни туристов и паломников приезжают сюда, что бы приложиться к чудотворной иконе.
Современное состояние
Описание
Внутреннее убранство Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть. Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.
Деятельность прихода
Воскресная школа
Воскресная школа открыта по благословению настоятеля протоиерея Леонида Ролдугина в сентябре 1991 года.
8–499–164–28–77 (храм), 8 – 499 –166–18–20 (дом).
В Воскресной школе 5 возрастных групп. Общее число учащихся 33 человека.
Основные занятия проходят по воскресениям с 14.30 до 16.50.
Занятия кружков для детей проводятся по субботам.
Социальная работа
В храме Рождества Христова в Измайлово социальная работа проводится по следующим направлениям:
- Патронажная помощь
- Взаимодействие с лечебными заведениями, расположенными на районной территории прихода
- Оказание транспортных услуг особо нуждающимся прихожанам
- Оказание социальной и гуманитарной помощи прихожанам храма (многодетным семьям, матерям-одиночкам, малоимущим и инвалидам)
- Правовая и юридическая помощь
Вся деятельность осуществляется силами прихожан и клириками нашего храма на безвозмездной основе.
Братство Трезвости
Братство «Трезвение» во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца при храме Рождества Христова в Измайлово г. Москвы. Электронная почта
,телефон : 8(910) 424-90-63.
Как икона вернулась в свою обитель
Мы заходим в большой и величественный храм. Здесь 19 лет назад состоялась первая Литургия – в день престольного праздника, 21 сентября 2002 года. Сейчас службы проходят в теплом приделе в честь великомученицы Екатерины.
Отец Парфений подводит нас к иконе великомученика Георгия Победоносца.
– Здесь написано, – переворачивает икону тыльной стороной: – «Сооружена и преподнесена в дар Одоевскому Анастасову монастырю на молитвенную память трудами и стараниями паломника Свистунова Николая Фомича 10 августа, 1900 года». Когда мы сюда пришли, я дал объявление в местную газету Одоева, спрашивал у многих, сохранились ли у кого святыни, иконочки, может быть, какая-то утварь, которая была в этом монастыре, в этом храме. В объявлении написал, что мы готовы приобрести все это за вознаграждение. Но никто не откликнулся. Ни у кого ничего не осталось, все бесследно исчезло. А в прошлом году произошло вот такое интересное событие. Я приезжаю на вернисаж в Измайлово и подхожу к одной тетушке. Она мне недорого продала икону преподобной Марии Египетской ХIХ века, которая теперь находится у нас в алтаре. Спрашиваю, есть ли что-нибудь интересное? «Есть, – говорит, – Георгий Победоносец. Вот смотри. С мощами». – И вытаскивает из своих запасников икону. Я смотрю, а там надпись – «Анастасов монастырь»! Я чуть в обморок не упал: идет игумен по вернисажу и находит икону своего монастыря. Тетушка, конечно, сумасшедшую цену заломила. Но что поделать?.. Уйдет ведь икона. Потом всю жизнь будешь себя корить, что не предпринял никаких усилий, чтобы вернуть ее в монастырь. И я начал торговаться. А тут еще какой-то человек подошел: «О! с мощами», – говорит. Я стал молиться Георгию Победоносцу: «Святой Великомучениче Георгие, помоги приобрести икону в обитель». Так мы в тот день ни о чем и не договорились с продавщицей. Я взял у нее номер телефона. А потом одному хорошему человеку посетовал, что дела плохо идут… И он меня выручил, дал денег. Икона, кстати, афонского письма…
Архитектурные памятники
Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах.
Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.
Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.
С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.
Колокольня с церковью Евгения Херсонского
С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.
Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.
Свято-Боголюбский женский монастырь
Есть предположения, что строение может относиться к началу XIII века, но сведения о том, как была основана и развивалась сначала эта обитель, крайне скудны. Примечательно, что здание изначально принадлежало дворцу Андрея Боголюбского. Это единственное гражданское сооружение, сохранившееся с домонгольских времён до наших дней, пусть и не полностью. Другая особенность обители в том, что здесь до сегодняшнего дня сохранилось то место, где предположительно был убит князь.
Свято-Боголюбскую обитель стоит посетить ещё и потому, что в ней сейчас вновь совершается крестный ход, по традиции, берущей начало в XVIII веке. Увидеть его можно 1 июля, поскольку на этот день приходится ежегодный праздник Боголюбской иконы Божией Матери.
Адрес: пос. Боголюбово Суздальского р-на, ул. Ленина, 51В.
Телефон: 8 (919) 029-00-57.
Свято-Боголюбский женский монастырь
Есть предположения, что строение может относиться к началу XIII века, но сведения о том, как была основана и развивалась сначала эта обитель, крайне скудны. Примечательно, что здание изначально принадлежало дворцу Андрея Боголюбского. Это единственное гражданское сооружение, сохранившееся с домонгольских времён до наших дней, пусть и не полностью. Другая особенность обители в том, что здесь до сегодняшнего дня сохранилось то место, где предположительно был убит князь.
Свято-Боголюбскую обитель стоит посетить ещё и потому, что в ней сейчас вновь совершается крестный ход, по традиции, берущей начало в XVIII веке. Увидеть его можно 1 июля, поскольку на этот день приходится ежегодный праздник Боголюбской иконы Божией Матери.
Адрес: пос. Боголюбово Суздальского р-на, ул. Ленина, 51В.
Телефон.
Святыни Рождественского монастыря
В 1263 году в монастыре Рождества Богородицы был погребён святой князь Александр Невский, умерший в городе Городце на обратном пути из Орды. В настоящее время мощи защитника земли русской покоятся в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, но икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю, до сих пор хранится в Рождественском владимирском монастыре.
Церковь Иоанна Предтечи
По преданию, эту икону Александр Невский носил при себе, когда одержал победу над шведами и немецкими рыцарями в Ледовом побоище в 1242 году. Сегодня главной святыней монастыря избраны мощи святителя Афанасия, епископа Ковровского, прославленного в лике святых решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 года.
Рейтинг достопримечательности:
← ВЛАДИМИР | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |