Церковь вознесения в коломенском: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Содержание:
- История создания белокаменного шедевра
- Интересные факты про храм, легенды
- История храма
- Характерные черты древнерусского православного храма
- Новейшая история
- Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
- Внутреннее убранство
- Правила посещения храма
- Белокаменная красота
- Внутреннее убранство
- Парк Коломенское: график работы, схема парка, цена билетов, официальный сайт
- Расписание богослужений в Казанском соборе с 04.10 по 10.10
- Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
- Государев двор в Коломенском
- Над чем до сих пор ломают голову историки
- Церковь Вознесения — краткое описание
История создания белокаменного шедевра
А началось-то всё с Папы Римского
Не знаю точно условия этого, если так грубо сказать, наказания, но когда прошло 2 года этой епитимьи, он отправил к Папе Римскому своих послов с просьбой прислать в столицу Московского княжества знаменитого итальянского архитектора, именно, моленных церквей Петра Анибале или, как его называли в русских летописях, Петра Фрязина.
Забавная история связана с этой фамилией. Некоторые итальянцы, приезжая на русскую землю, сталкивались с суровыми погодными условиями, непривычными для них. И тогда они часто повторяли слово «фре» или «фря», что означало что-то типа «холодно тут у вас». Ну и наши, недолго думая, стали называть их Фрязиными.
В самом начале лета 1528 года будущий автор собора Вознесения уже был в Москве, и через несколько недель начал разрабатывать план своего сооружения.
Выбор подходящего места или Целебный источник
Место для будущего шедевра древнерусского зодчества было выбрано на высоком берегу Москвы-реки, где недалеко бил ключ, издавна почитавшийся в народе как чудодейственный.
По легенде, в этих местах, сражаясь со змеем, проскакал на своём коне Георгий Победоносец. И от копыт коня на земле оставались ямки, в которых потом появились родники.
Один из таких чудесно возникших родников носил название «Кадочка». Над ним поставили сруб с деревянными кадками, и каждый мог набирать себе целебной воды. Особенно она славилась тем, что обладала свойством исцелять женщин от бесплодия. Вполне возможно, что речь в этой истории идёт именно об этом источнике. К сожалению, со временем, его засыпали, да и не только его.
Ошибочка вышла!
Сначала заложили фундамент в форме буквы «Т», как это было нужно для трёхпрестольного храма. С запада планировалось установить звонницу. Но когда завершили закладку фундамента оказалось, что родник, с которым первоначально было связан план, не виден от церкви и от родника храм скрыт высоким берегом реки.
Наверное, для чего-то было важно зрительно связать здание и родник. Потому что именно для этого план строительства был изменён
Строители были вынуждены поставить церковь на высокий подклет, который ранее вообще не предусматривался.
С появлением подклета многое менялось, и нужно было переделать весь макет: пришлось отменить строительство боковых приделов, а звонницу перенести на новое, более соответствующее первоначальной задумке место.
Ну и, конечно, чтобы подниматься на второй этаж, нужно было проектировать внешние лестницы.
Исправили и построили
Начались непосредственно строительные работы, которые завершились в 1532 году. Именно 1532, как гласят летописи, стал годом создания прекрасного шатрового храма.
Его высота 62 метра. Это было едва ли не самое высокое здание своего времени. Одно время оно даже служило дозорной башней. Находясь вблизи южной границы Московского княжества, церковь Вознесения в селе Коломенском была удобным наблюдательным пунктом. Ведь именно с юга в то время часто приходила опасность, а именно, монголо-татарские набеги.
Во время строительных работ в связи с рождением наследника престола — Ивана 4, по традиции, на основании из белого камня было обустроено «царское место»: богато украшенный, с резной спинкой и фреской над ним трон.
Изменения в интерьере храма
Первоначальный интерьер храма, конечно же, не сохранился. Во время многочисленных ремонтов была частично отреставрирована и заменена плитка пола, появились царские врата, которые и сейчас представлены вниманию посетителей.
Большой ремонт в храме проводился, как предполагается, во время строительства Екатерининского дворца. После производилось ещё несколько, и каждый раз что-то убиралось, а что-то новое добавлялось.
Интересные факты про храм, легенды
В Коломенском храм усекновения главы Иоанна Предтечи– один из самых загадочных в России.
Точных сведений о нем мало, зато интересных фактов, загадок и легенд предостаточно:
- К примеру, храм огибает незамерзающий ручей. Его температура в любую погоду равна 4 °С. Такое удивительное природное явление объясняется тем, что вблизи Москва-реки бьют ключи, образовавшиеся во времена Юрского периода. Они пробиваются с большой глубины, поэтому не замерзают даже тогда, когда реку сковывает лед.
- Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском располагается вблизи Голосового оврага, где происходят различные аномалии. Это тоже можно объяснить с научной точки зрения: в данном районе образовался геологический разлом, вследствие чего наблюдается мощное магнитное поле.
- Существует легенда, что под Москвой-рекой находится широкий тоннель, по которому даже на колеснице можно добраться из Дьяково до Николо-Перервинского монастыря, расположенного на другом берегу реки.
Храм усекновения главы Иоанна Предтечи уникальный и загадочный. По мнению многих специалистов, он может стать разгадкой еще большей тайны. Холм в Коломенском, на котором распложено храмовое здание, испещрен пустотами. Возможно, там будет найдена библиотека Ивана Грозного, разыскиваемая уже не одно десятилетие.
История храма
Храм Вознесения в Коломенском был построен в конце правления князя Московского Василия III. Однако точное время и история создания церкви и сейчас остаются загадкой. С известной долей вероятности указывается лишь период окончания строительства – конец лета 1532 г., но продолжительность работ неизвестна.
Поскольку сын князя, будущий царь Иван IV, родился в августе 1530 г., то и строительство началось примерно в этот же период. Однако маловероятно, что подобное здание могли возвести за столь короткий промежуток времени – около 2-х лет. Поэтому более вероятна другая теория происхождения храма.
Она гласит, что закладка здания произошла в 1528 г. и посвящен храм победе князя Василия над крымской ордой. Сразу по окончании строительных работ, 3 сентября 1532 г., произошла церемония освящения церкви, которую провел митрополит Московский Даниил. Церемонию почтил своим присутствием великий князь Василий III с женой и сыном. Празднование затянулось на 3 дня.
Бытует интересная версия о происхождении названия храма. Он был наречен храмом Вознесения Господня, поскольку расстояние от Кремля до горы, на которой находится храм, такое же, как от старой части Иерусалима до Елеонской горы. С нее Иисус вознесся на небеса. В те времена считалось, что сойти на землю Спаситель должен именно в храме Вознесения, и даже подготовились к чудесному явлению.
На протяжении своего существования храм постоянно обновлялся, реконструировался и реставрировался. Внутреннее убранство подвергалось порче из-за отсутствия отопления, поэтому то, что люди видят сегодня – это многократно видоизмененный интерьер по сравнению с тем, который был оформлен изначально.
Характерные черты древнерусского православного храма
Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.
Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.
Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.
Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.
Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.
Новейшая история
Домовой храм царской семьи, построенный в стиле русского узорочья, имеет два этажа. В верхнем этаже находится главный престол во имя Казанской иконы и боковые приделы: святого Аверкия Иерапольского и мученика Дмитрия Солунского. В цокольном этаже расположен крестильный храм в честь иконы «Державная».
Бесстолпное здание украшено пятью куполами. Еще два купола меньшей высоты возвышаются над боковыми приделами. Над северным крыльцом возвышается шатровая колокольня. В соборе сохраняются реликвии:
- чудотворная икона «Державная»;
- местночтимый список Казанской иконы XVIII века;
- святой образ XVII века «Страшный Суд»;
- чудотворные иконы «Иверская» и «Федоровская», выполненные в XVIII веке.
«Державная»
Дважды являлась Дева Мария Евдокии Андриановой. 13 и 26 февраля 1917 года в сонном видении Матерь Божья велела женщине отыскать святой лик в белом соборе. Благочестивая прихожанка пришла в Вознесенский храм в Коломенском. Евдокия просит настоятеля отца Николая (Лихачева) помочь в поисках святыни. В подвале нашли закопченную икону, это важнейшее событие произошло 2 марта 1917 года, в день отречения Николая II от престола.
Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
- Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
- В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
- В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
- Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
- Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
- Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
- Венчают здание пять глав.
- Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
- Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.
Внутреннее убранство
Внутренний интерьер храма Вознесения не столь богат и изыскан, как наружная отделка. Стены помещения просто выкрашены в белый цвет. В углах стены имеют массивные выступы в виде колонн. Половина окон имеет угловое расположение на четверике, другая половина находится на гранях шатровой части. Напольное покрытие составлено из черной и коричневой керамической плитки треугольной формы.
До наших времен не дошли украшавшие стены росписи и старинный иконостас. Сейчас можно увидеть только элементы опорной конструкции, на которой он держался. Однако в церкви имеется современный иконостас, установленный в 2007 г. и освященный в 2008 г. Он воссоздан по образцу XVI в.
Храм выделяется на фоне других подобных построек своим просторным подклетом. Сейчас он занят постоянной экспозицией, повествующей об истории храма Вознесения. Внутренне помещение храма имеет площадь 8,5х8,5 м. Несмотря на малые размеры, комната выглядит светлой и просторной благодаря большой высоте шатра и обилию окон.
https://www.youtube.com/watch?v=kaeGr8XgMOw
Правила посещения храма
Посещая музей в храме Вознесения, а также осматривая внутренний декор помещения, следует соблюдать правила, которые регламентируют поведение в любой православной святыне.
Соблюдение этих правил позволит не допустить бестактного или неуважительного поведения по отношению к чувствам верующих:
- Во время богослужения должна соблюдаться полная тишина.
- Одежда должна быть скромной и сдержанной. Женщины покрывают голову платком, не допускаются открытые плечи, короткие юбок или шорты, вызывающий макияж. Мужчины находятся в церкви без головного убора.
- Даже если Литургия не идет в данный момент, нельзя громко разговаривать шуметь. Желательно отключить звонок мобильного телефона.
- Недопустимо ступать на возвышение перед иконостасом или заходить в алтарь.
Кроме того, необходимо придерживаться правил поведения, общих для посещения любого музея:
- нельзя курить в помещении храма, принимать пищу;
- недопустимо входить в комнаты, предназначенные только для служебного пользования;
- залазить на выступы и другие элементы строения, не предназначенные для этих целей.
Белокаменная красота
Трёхэтажное здание имеет форму чуть вытянутого куба, стоящего на высоком подклете и увенчанного пятью куполами.
Его украшают арочные пролёты, дуговые перекрытия, пилястры и балконы, чередующиеся с окнами различной формы.
На одну из прогулочных аллей парка выступает крыльцо с оригинальной остроконечной крышей. Крыльцо с северной стороны одновременно является и основанием шатровой колокольни. Необычный план для зодчества того времени!
Когда-то внутреннее пространство храма сплошь было украшено богатыми коврами и тканями, иконы хранились в роскошных резных киотах.
По воспоминаниям современников, содержащихся в древних летописях, здесь для молящихся существовала своя иерархия: у каждого было своё, строго отведённое место. Царь с царицей восседали на празднично украшенных тронах, особо приближённые к царским особам произносили молитвы перед иконостасом, находящимся непосредственно в храме. Вся остальная свита молилась в помещении трапезной.
К сожалению, почти ничего из внутреннего убранства не сохранилось. Изначально на стенах не было никакой живописи. Около 2 десятков лет назад стены храма были расписаны. А 5-ярусный иконостас, появившийся не так давно, создан из икон, некоторые из которых сохранились с 17 века.
Внутреннее убранство
Высота свода достигает 15 м. Внутреннее пространство освещается окнами в 2 яруса. Росписи на сводах и стенах поновлялись при проведении реставрационных работ, но композиции, созданные в конце 19 в., сохранены. К этому же времени относят лепные карнизы на сводах и резные иконостасы из дерева, украшенные позолотой. Предположительно, большая часть икон, расположенных в 3 ряда, написана тогда же.
Н.П. Кириллов, служивший церковным старостой до самой смерти в 1979 г., многие годы заботился о том, чтобы придать храму древний, первоначальный вид. Его заботами проводились реставрационные работы и собран иконостас в Никольском приделе.
Здесь бережно сохраняются иконы 17 в.: Коневской Богоматри, образ мучеников Космы и Дамиана, собраны несколько икон конца 19 в., выполненных в манере старого письма. В середине 20 в. Ф.П. Нестеров написал образы св. князей в простенках четверика.
Парк Коломенское: график работы, схема парка, цена билетов, официальный сайт
Все экспозиции музея-заповедника, выставки и выставочные проекты открыты для посетителей ежедневно кроме понедельника с 10.00 до 18.00, кассы работают с 9.45 до 17.30. Билеты можно приобрести как в традиционных кассах, которые располагаются рядом со всеми экспозициями, так и в билетных терминалах.
График проведения экскурсий по парку «Коломенское» можно посмотреть на официальном сайте усадьбы. Цены на предоставляемые услуги разные, а входные билеты на выставки начинаются от 30 рублей. Кроме того, существует «единый билет», позволяющий посетить почти все экспозиции, кроме тех, которые оплачиваются отдельно (в основном, временные). Как мы уже говорили, территория парка огромна, и чтобы оценить его масштабы, достаточно взглянуть на фото, на котором изображена схема музея-заповедника «Коломенское».
На официальном сайте музея «Коломенское» можно найти много полезной информации об экскурсиях, выставках и событиях, которые проводятся в парке. Например, здесь всегда публикуется подробный план мероприятий, посвященных дню города.
Расписание богослужений в Казанском соборе с 04.10 по 10.10
4 октября Понедельник |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Славление праздника ВЕЧЕР 17:00 Вечернее богослужение |
Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня |
5 октября Вторник |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Лития по усопшим ВЕЧЕР 17:00 Славословное богослужение |
Апостола от 70-ти Кодрата Священномученика Фоки, епископа Синопийского |
6 октября Среда |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Лития по усопшим ВЕЧЕР 17:00 Вечернее богослужение |
Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна |
7 октября Четверг |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Панихида по схиархимандриту Серафиму (Блохину) ВЕЧЕР 17:00 Всенощное бдение с чтением акафиста преподобному Сергию Радонежскому |
Первомученицы равноапостольной Феклы |
8 октября Пятница |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Молебен Крестный ход ВЕЧЕР 17:00 Славословное богослужение |
Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца |
9 октября Суббота |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Молебен ВЕЧЕР 17:00 Воскресное Всенощное бдение |
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси |
10 октября Воскресенье |
УТРО 6:15 Ранняя Божественная литургия 9:00 Поздняя Божественная литургия Водосвятный молебен ВЕЧЕР 17:00 Полиелейное богослужение |
Неделя 16-я по Пятидесятнице Мученика Каллистрата и дружины его |
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.
Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.
На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.
Совет
Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.
Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.
Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.
Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.
Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны
Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.
В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.
Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.
Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей
Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.
Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.
При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.
Обратите внимание
Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.
Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.
Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.
Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации
Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.
Государев двор в Коломенском
Как мы уже говорили, макет Деревянного царского дворца Алексея Михайловича был перенесен на новое место, а что же сейчас находится на месте строго? Здесь можно увидеть, так называемый Государев двор. На месте, где располагался царский дворец, сейчас растут многовековые дубы, липы и разбит небольшой сквер с уютными скамейками.
Но помимо самой резиденции Романовых, Государев двор включал в себя и другие постройки. Вход во двор осуществлялся через передние ворота, расположенные прямо напротив Воскресенской церкви.
Ворота были построены во времена правления царя Алексея Михайловича в 1637 году, и являлись главным входом в летнюю царскую резиденцию — тогда въезд осуществлялся со стороны Москвы-реки.
В 1672-1673 года к Дворцовым воротам были пристроены слева приказные палаты, а справа — Полковничьи палаты. Также в непосредственной близости от Передних ворот располагался Сытный двор.
Кстати, рядом с Дворцовыми воротами мы увидели вот такой вот информационный щит. Нас приятно удивило, что помимо русского языка есть краткая информация на английском и даже шрифт Брайля.
Хозяйственным въездом в царскую усадьбу в Коломенском служили Спасские ворота, их еще называют задними воротами. Первое упоминание о них относится к XVII веку, но точная дата их строительства неизвестна.
Еще одни ворота, которые мы можем там увидеть — Садовые, но построены они были в XIX веке из кирпичей, оставшихся от строений XVII века. Когда-то эти ворота вели в Вознесенский сад. Современная постройка была воссоздана по старым чертежам в 2007 году.
Весь Государев двор окружала массивная каменная стена, частично фрагменты этой царской ограды сохранились до наших дней, но в основном она, конечно, восстановлена.
В Государевом дворе большая площадь была отведена под кормовой двор и царские ледники. Сейчас на месте бывших хозяйственных построек можно увидеть лишь законсервированные остатки фундамента.
Над чем до сих пор ломают голову историки
А может, всё было так?
Теперь о загадках. Хотя церковь построена почти 500 лет назад, в годы с 1528 до 1532, до наших дней среди историков не умолкают споры о точной дате её постройки, о том, в каком же году всё-таки состоялось начало её строительства. Одни историки утверждают, что храм посвящён радостному событию: рождению у царя Василия третьего долгожданного сына. То есть будущий Иван Грозный уже появился на свет, и в его честь возвели храм.
Но такое объёмное строение в те годы просто физически не смогли бы построить всего за 2 года, прошедшие со дня рождения Ивана (вспоминаем уроки истории), с 1530 года. А достоверно известно, что церковь Вознесения в селе Коломенском была полностью построена и в торжественной обстановке освящена в 1532 году.
Личная жизнь царя
Вот поэтому существует ещё один вариант тех далёких событий. Строительство началось ещё за 2 года до рождения младенца, и у храма было несколько другое предназначение. Да, оно связано с рождением ребёнка в царской семье, но… Изначально храм планировался как молельный, в нём молились о рождении наследника у царственной супружеской четы.
А дело было в том, что на царя Василия была наложена двухгодичная епитимья. Это церковное наказание русский царь получил за двоеженство. Потому что первая жена Василия за 20 лет их совместной жизни не родила ему ни одного ребенка, и царь отправил её за это в монастырь. А сам, по-быстрому, нашёл себе другую. Вот так и получилось, что царь оказался двоеженцем — всё могут короли!
Хотя монастырь — это ещё не худший вариант. Если учесть, что на Руси брак мог быть расторгнут только в случае смерти одного из супругов, то угадайте, кто бы это мог быть из двух царственных особ? Ну, уж никак не муж. Он же царь…
Так вот, Василий женился во второй раз. А за первую женитьбу на него и была наложена епитимья.
Церковь Вознесения — краткое описание
Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.
Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.
Архитектура
Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.
Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.
Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.
Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.
В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.
В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.
Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.
Внутреннее убранство
Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.
Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.
Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.
Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.
Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.