Церковь покрова в филях: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Украшение храма

Так как семья хозяина усадьбы была наиболее приближенной к царскому дому, прославление династии царя Петра I не могло не отразиться как на внешнем, так и на внутреннем убранстве самой церкви. Самым ярким тому подтверждением являются кресты, расположенные с восточной и западной стороны храма. Их венчают двуглавые орлы – символ государственности, а небольшой балкон с западной стороны носит название царской ложи.

Все это стало возможным благодаря тому, что Нарышкины лично участвовали в украшении нового каменного храма. Кроме того, и царь Петр I также приложил к этому свою руку. Своим приказом он выделил из казны на украшение церкви 4 сотни червонцев золотом. Как гласит легенда, сам царь иногда приезжал в Фили, но никогда не занимал отведенную для него ложу, а находился на клиросе, где пели певчие.

В 1705 году церковь Покрова Богородицы в Филях была украшена прекрасными трофейными витражами с цветными стеклами. Их привез сам Нарышкин из Нарвы, покоренной Петром I. На них были нанесены изображения растительных орнаментов, сцен из библейской жизни, а также вычурных рыцарских гербов.

Как проходят богослужения

Церковь на Славянском бульваре открыта с 7:30 (по воскресеньям и в двунадесятые дни — с 6:30) до 18:30.

Здесь регулярно проводятся все установленные богослужения:

  • 8 часов — полиелейная Утреня, исповедь;
  • 9 часов — Божественная Литургия, молебен, лития;
  • 13 часов — молебен с восхвалением святого Спиридона Тримифунтского;
  • 16 часов — Водосвятный молебен с восхвалением Боголюбской (по воскресеньям) или Смоленской иконе Богоматери (по пятницам);
  • 17 часов — Всенощная (если она предусмотрена церковным праздником), исповедь;
  • 31 декабря в 17 часов — Новогодний молебен;
  • в воскресенья и двунадесятые праздники в 7 часов — ранняя Божественная Литургия, в 9 часов 30 минут — поздняя Божественная Литургия, в 17 часов — вечернее богослужение.

Каждое воскресенье в 11:00 после Литургии проводятся занятия в детской воскресной школе. По субботам и воскресеньям ведутся огласительные беседы. В преддверии больших церковных праздников проводятся встречи-беседы с посетителями центра социального обслуживания и сотрудниками МЧС.

История

Сегодняшнее здание храма («восьмерик на четверике») построено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата королевы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший тут одноимённый древесный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенками Белоснежного Городка.

Документов об создателе церкви не сохранилось, но подразумевается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некие искусствоведы считают создателем церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности приметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, меж Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень схожая на церковь Покрова в Филях и непременно сделанная этим же зодчим — для такого же заказчика.

Храм Покрова в Филях – пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырехлепестковым планом 2-ух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с 3-х сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает внутри себя зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, 5-ого яруса.

На нижнем этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от погибели во время стрелецкого мятежа (он молился перед этой иконой во время мятежа). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В символ близости владельца к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым соколом. По преданию, в этом храме не один раз бывал правитель Пётр I.

Позже около церкви был разбит постоянный парк.

Создателем резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на воротах алтаря, некие исследователи усматривают черты лица юного Петра I.

Начальный интерьер нижней церкви не сохранился: почти все погибло во время войны 1812 года, когда бойцы Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (сейчас Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в каком прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтоб воспрепятствовать германским наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все таки зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм употреблялся как госпиталь, потом, до 1963 года, как склад картонных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая закончилась посреди 80-х годов XX века.

Огромную роль в спасении монумента сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после этого в нём был сотворен филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; 1-ое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особенной художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического монумента. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но постоянные богослужения не возобновились.

После долголетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились постоянные (по праздничкам) богослужения.

В текущее время иконостас, многие иконы, стенная роспись относятся к XIX веку. Начальный иконостас нижней церкви не сохранился, его три раза меняли в различное время.

Из начального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древних сохранившихся престолов.

На сводах сохранились куски росписей конца XVII и XIX вв.

Другие церковные здания в Фили-Давыдково

Кроме собора Смоленского образа Богоматери, в архитектурном ансамбле находятся другие церковные здания, в частности, приписанный храм Георгия Победоносца при МЧС на западе на Давыдковской. Он построен по адресу: ул. Давыдковская, дом 7а. Дорога к святыне идет от станции метрополитена «Славянский бульвар», далее автобусами №104, 641 или 732 до остановки «Детский сад».

Собор Георгия Победоносца проводит следующие службы:

  • 8 часов — исповедь;
  • 9 часов — Божественная литургия, молебен, лития;
  • 16 часов — Водосвятный молебен с восхвалением великомученика Георгия Победоносца;
  • 17 часов — Всенощная, исповедь;
  • 31 декабря в 17 часов — Новогодний молебен;
  • в воскресенья и праздники в 8 часов — Божественная литургия, в 17 часов — Всенощная.

При обители работает воскресная школа для детей и взрослых, которая проводит культурно-просветительские мероприятия. В ней изучают закон Божий, Священное писание, Катехизис, историю Русской религиозной мысли, историю Русской Православной Церкви, Церковно-Славянский язык и другие религиозные предметы. Кроме этого, факультативно преподается хоровое пение, совершаются паломнические поездки.

Педагоги воскресной школы осуществляют социальную и катехизаторскую работу. Вместе с воспитанниками они участвуют в организации и проведении викариатских Пасхальных и Рождественских торжеств, художественных конкурсах, ежегодных Георгиевских играх. На базе школы создан православный молодежный клуб «Акалуф».

Русское барокко: нарышкинское в архитектуре Москвы и России

Нарышкинским (Московским) барокко условно называют стиль в русской архитектуре рубежа XVII – XVIII веков. Условно потому, что исследователи до сей поры не могут сойтись во мнении, стиль это или региональное течение. Однако большинство из них всё-таки склоняется к тому, что стиль рококо в архитектуре и нарышкинское барокко можно и нужно рассматривать как стили, не имеющие аналогов среди других архитектурных стилей. По мнению академика Д. С. Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий.

Своим названием стиль обязан боярскому роду Нарышкиных. Именно на их территориях были возведены образцы храмов, заказанных им в этом направлении.

Название «Нарышкинский стиль» появился после изучения церкви Покрова в 1920 годы

Нарышкинский стиль стоит рассмотреть более подробно, так как история его развития довольно интересна. Его архитектура настолько необычна, что многие любители архитектурного искусства приезжают взглянуть на великие памятники нарышкинского стиля.

Название «Нарышкинский стиль» появилось после особо пристального изучения церкви Покрова в 1920 годы. С того времени Нарышкинскую архитектуру называют именно так.

Нарышкинский стиль связан тесно с узорочьем.

Для зданий этого стиля характерно смешение противоречивых тенденций, а также внутренняя напряженность, разнородность структуры.

В таком стиле присутствуют некоторые черты европейского барокко и маньеризма, а также видны отголоски готики и даже ренессанса и романтизма. Все это слилось еще с русским деревянным зодчеством, среди которой можно и увидеть черты древнерусской каменной архитектуры.

Также для Нарышкинского стиля характерен гигантский объем. Это можно увидеть во многих зданиях Москвы за первую половину 17 века. Многие традиции такого стиля можно проследить и в проектах известного архитектора Зарудного, а также всем известного Баженова.

Самыми ранними постройками Нарышкинского стиля принято считать московские и подмосковные имения боярской семьи Нарышкиных.

На территории этого имения были многоярусные церкви с красного кирпича, в которых можно было увидеть белокаменные и декоративные элементы. Яркими образами Нарышкинского стиля принято считать храм Покрова в Филях и Церковь Троицы в Троице-Лыкове.

Церковь Троицы в Троице-Лыкове была построена в Нарышкинском стиле. Можно также увидеть и внешнее сходство с храмом Покрова в Филях. Фото: upload.wikimedia.org

Из истории церкви Покрова в Филях

Заложение собора произошло в 1619 году князем Федором Мстиславским, как символ победы над поляками. Тогда была построена деревянная церковь, освященная во имя Пресвятой Богородицы. Позже она отошла дяде юного тогда еще Петра I – Льву Кирилловичу Нарышкину. Так, приход стал частью родового имения Нарышкиных.

Церковь Покрова в Филях

Во время знаменитого Стрелецкого бунта (1682 г.) богатый вельможа горячо молился Христу о спасении, обещая возвести собор, если ему удастся избежать гибели. Так, к 1694-му на месте прежней церкви появилась каменная с двумя храмами: нижний (приходской) – Покровский, и верхний (домовой) – во имя Спаса Нерукотворного. Тогда же на ее территории был разбит парк и назначен первый настоятель – Кузьма Анциферов.

Позже поселок Фили, где был расположен приход, переименовали на Покровское, а вблизи собора выложили шоссе (сейчас улица Б. Филевская). По нему паломники добирались к Звенигородской Саввино-Сторожевской обители.

Первый раз храм пострадал от наполеоновской армии во время набега французов на Москву. После этого Эммануил Дмитриевич Нарышкин, который на тот момент был владельцем, передал его Павлу Григорьевичу Шелапутину. До 1914 года зажиточный промышленник был старостой прихода, вкладывая в него немалые деньги.

Даже после Октябрьской революции церковь не преставала принимать прихожан. Несмотря на то, что верующим постоянно приходилось бороться за ее существование с руководством завода №22, там продолжали проводиться богослужения.

Так, храм действовал до начала XX века, пока летом 1941 года его не закрыли. Чтобы немецкие наводчики не воспользовались высокой постройкой для корректировки своей артиллерии, ее разобрали вплоть до нижнего яруса. Однако эти меры не помогли – церковь все же подверглась авиаударам.

Два года здание использовали как военный госпиталь, а после победы отдали под склад макулатуры. Реставрировать собор начали с 1955 года, завершив последние работы только к 80-м годам XX столетия. После проведения Олимпиады в Москве, приход отошел музею имени Андрея Рублева.

В начале 90-х, по просьбам верующих, Покровский храм возобновил богослужения. Первый молебен состоялся 14 октября 1992 года, однако верхняя церковь продолжала оставаться музеем. Спустя два года приход обрел настоятеля – им стал протоиерей Борис Михайлов. А 28 марта 2000 года был издан указ, согласно которому разрешалось проводить регулярные праздничные службы.

К собору в Филях стекаются паломники со всей России

Сейчас к собору в Филях стекаются паломники со всей России, чтобы поклониться святыням и помолиться. Также на территории прихода действуют:

  • воскресная школа;
  • церковный исторический музей;
  • паломнический центр;
  • молодежная организация «Филевцы».

Прихожане принимают активное участие в социальной деятельности, помогают бедным и нуждающимся, собирают благотворительность на храмовые нужды.

Церковь в Филях – легкая кружевная сказка

Храм в усадьбе Нарышкина – домовая церковь, предназначенная для хозяев усадьбы и их гостей. Богатое внешнее убранство с белокаменным кружевом, чарующее изяществом, ярусное строение – свидетельство знатности происхождения хозяина и его добродетели.

Устройство церкви

Церковь Покрова в Филях двухпрестольная: нижний ярус – зимний отапливаемый храм в честь Покрова Богородицы, в верхнем ярусе – главный храм в честь Спаса Нерукотворного. Вопреки канонической традиции, алтари расположены вертикально друг над другом, нижний алтарь не выступает на восток, как было принято.

Пятиярусная церковь похожа на устремленную ввысь пирамиду. Ярусы отделены друг от друга узорчатыми поясами. Через большие окна каждого яруса в здание льется поток света.

К главному телу храма пристроены 4 боковые главы, ориентированные по сторонам света. Центральная глава стоит далеко и возносится вверх. Восточную и западную главы венчают двуглавые орлы под крестами, а центральную главу – еще и корона.

С двух сторон церковь охватывает открытое гульбище, куда ведут широкие раскидистые лестницы. Колокольня и церковь совмещены, ярус звона расположен над храмом: колокола висят в пролетах среднего яруса. Внутри стен – лестница, ведущая на колокольню.

Внешнее убранство

Построенный Львом Кирилловичем каменный храм оказался новым по формам в сравнении с обычными церквами. По углам здание украшают колонны, поддерживающие карнизы, над которыми установлены изящные резные гребешки.

Автор резного убранства – Карл Иванович Золотарев, мастер Оружейной палаты, в архитектуру храма ввел белокаменные детали: шпили, гребешковые навершия окон и дверей.

Белокаменные наличники окон неодинаковой формы, с тонкими колонками, дополняются ажурными крестами, которые сияют золотом граненых главок, их нарядность возрастает по вертикали.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы пышно украшена резным белым камнем. Изысканное белое кружево нарядно смотрится на фоне красных стен, создавая праздничное ощущение. Даже в пасмурные дни воздушная, затейливая стройная церковь в Филях выглядит торжественно и радостно.

Интерьер

В интерьере храма Покрова Пресвятой Богородицы звучит тема царского величия: внутреннее устройство свидетельствует о горнем: «Церковь есть небо земное!».

В центре иконостаса – храмовая икона Спаса Нерукотворного, перед которым юный Нарышкин молился о спасении. Боярин почтил образ: икону покрывала золотая риза, украшенная изумрудами, алмазами и рубинами.

Церковь небольшая, внутри – отдельная ложа, прозванная «царской»: узкий двухъярусный балкон перед иконостасом, где во время службы должны были стоять хозяин усадьбы и его венценосный племянник. Кстати, посещая храм в Филях, Петр I никогда не поднимался в царскую ложу. Царь оставался во время богослужения на клиросе вместе с певчими и пел с ними.

В Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях нет стенной росписи, ее заменил 9-ярусный иконостас, украшенный деревянной резьбой и увенчанный распятием. Спаситель и Богоматерь изображены в царском облачении.

Над резным распятием – образ Животворящей Троицы в окружении ангельских сил. Резьба иконостаса, сверкающая позолотой, – символ райского сада, пышного и красивого. Главный символ Христа, его страданий и Святого Причастия – виноградная лоза, которую окружают символы райского изобилия: цветы, ягоды и раковины с жемчужинами, резные корзины.

Слева от царских врат – образ Успения Богоматери. Нижний ярус иконостаса посвящен дому Романовых и Нарышкиных – иконы, связанные с хозяевами дома и их августейшими родственниками:

  1. Образ «Апостолы Петр и Павел» посвящен именинам Петра I.
  2. Иоанн Предтеча и Алексий, человек Божий» посвящен именинам брата хозяина Ивана Нарышкина, убитого стрельцами, и царя Алексея Михайловича.
  3. Икона мучеников Адриана и Наталии в честь царицы Натальи Кирилловны.
  4. Образы святителя Льва, епископа Катанского и великомученицы Параскевы, посвященные Льву Нарышкину и его супруге Прасковье.

Как доехать до церкви Покрова в Филях

К храму можно добраться машиной или любым общественным транспортом. Собор Покрова Пресвятой Девы Марии находится по адресу: Москва, ул. Новозаводская, 6.

Лучше всего к приходу доехать на метро – так вы избежите пробок и не заблудитесь. Нужно выйти на станции «Фили», а оттуда метров пятьсот пройти пешком.

Архитектурный памятник, коим является Покровская церковь в Филях – не единственное детище своего зодчего. Храм Знамения, который находится между Романовым переулком и Манежной площадью, также принадлежит авторству этого же неизвестного архитектора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях — пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

Храм в 1888 году

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

Граф Шереметев привез на Воздвиженку жену, крепостную актрису

Венценосный племянник Нарышкина домовые церкви не жаловал, и в 1722 году храм стал приходским. Какое-то время он даже стоял запечатанным, но позже службы в нем возобновились. Последняя владелица усадьбы, внучка Льва Нарышкина Екатерина, вышла замуж за Кирилла Разумовского, брата приближенного к императрице Елизавете Петровне Алексея Разумовского. Их свадьба проходила на Романовом дворе, и государыня почтила торжество своим присутствием.

Шереметев двор. Угловой дом Разумовского

В конце 1780-х Кирилл Разумовский перестроил нарышкинский дом, превратив его в настоящий дворец, выходящий фасадом на Воздвиженку. Напротив него был, также в классическом стиле, выстроен еще один дом Разумовских, который называли «угловым». Сын Кирилла Разумовского, Алексей, женатый на Варваре Петровне Шереметевой, в 1799 г. продал имение ее брату, графу Николаю Петровичу Шереметеву. Сюда после венчания привез Николай. Шереметев молодую жену – бывшую крепостную актрису Прасковью Ковалеву-Жемчугову. А двор, да и бывший Романов переулок стали именоваться Шереметевыми.

В память крепостной актрисы

В 1812 году дом сильно пострадал от пожара. И супруга наследника Шереметевых, Дмитрия, Анна Сергеевна Шереметева пригласила известного московского архитектора А. С. Григорьева, под руководством которого были отремонтировали фасады храма. Архитектор переделал интерьер, объединив трапезную с четвериком храма, а боковые приделы – с центральным престолом. Были увеличены оконные и дверные проемы, заложены входы с гульбища, выложены новые каменные полы и солея, сделан новый иконостас.

Внук Николая Петровича Александр Шереметев существенно изменил вид усадьбы, построив перед дворцом доходные дома. В главном доме усадьбы в конце XIX века заседала Городская Дума, позже – размещался Охотничий клуб, на сцене которого играли будущие артисты Московского художественного театра. В первые годы Советской власти усадьбу заняла Военная Академия, а затем – кремлевская больница. Шереметев переулок стал улицей Грановского.

Знаменский храм закрыли в 1930 г. Его приспособили для нужд кремлевской больницы и столовой, расположив последнюю непосредственно в церкви. Храм лишился глав, многих элементов декора, арки галереи заложили кирпичом. Облик сооружения был изуродован перекрытиями и пристройками. Вдобавок, при бомбежке в 1941 году были выбиты окна.

В 1950-х была проведена первая реставрация храма: восстановлены барабаны и три главы, белокаменный декор. Следующая реставрация проводилась в 1970-х, но состояние постройки ухудшалось, чему способствовало проседание фундамента и вибрация, передающаяся на стены от вытяжных труб. Храм все же устоял и дожил до капитального ремонта, проведенного уже после возвращения святыни церкви в 2005 году и завершившегося в 2008-м., чему немало способствовали первые лица государства.

Шереметьев двор. Знаменская церковь

А переулок вновь именуется Романовым, и многочисленных туристов приводят во двор, где возвышается Знаменская церковь, бывшая домовым храмом знаменитых родов России – Романовых, Нарышкиных, Разумовских и Шереметевых.

Церковь Покрова в Филях забирают у музея Рублёва и отдают РПЦ

Таким образом, в пользовании РПЦ, которой в 2000 году передали нижний храм, окажется вся церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Последние годы всё чаще звучали призывы вернуть Церкви верхний храм с полностью оригинальным убранством начала XVII века. В 2014 году настоятель церкви Борис Михайлов заявил, что музей не справляется с задачами по сохранению памятника. Тогда же РПЦ обратилась в Росимущество с просьбой передать ей верхний храм для богослужений. А когда в июле 2020 года подошёл срок передачи, у музея Рублёва сменилось руководство — его возглавил Михаил Миндлин (до этого занимавший пост руководителя Государственного центра современного искусства).

Миндлин и Министерство культуры обратились в Росимущество с просьбой остановить передачу здания храма и его внутреннего убранства в распоряжение РПЦ. Новый директор посчитал, что Церковь не способна в достаточной мере обеспечить сохранность памятника. Но ведомство не нашло никаких оснований для приостановки процесса и предписало музею освободить помещение в ближайшее время. Таким образом, филиал музея будет реорганизован, все его сотрудники будут сокращены (девять человек).

При этом иконостас и иконы, паникадило и подсвечники, а также уникальный царский балкон храма (всё — начала XVII века) останутся частью музейного фонда и продолжат быть закреплены за музеем Рублёва. Даже после передачи храма Церкви за сохранность убранства продолжит отвечать музей. Поэтому 8 августа музей собрал расширенный реставрационный совет и вместе с экспертами Третьяковской галереи, Русского музея, центра Грабаря и НИИ реставрации составил условия договора пользования церковью.

Так, РПЦ обяжут укрыть все иконы под стекло и не допускать соприкосновения с ними, проводить богослужения только в летнее время по крупным праздникам, не ставить отопительных приборов (храм всегда был «летним»), ограничить использование открытого огня — зажжённых свечей — до необходимых по богослужебным канонам, охранять убранство храма, а также допускать специалистов музея для контроля за состоянием музейных предметов.

— Это один из главных, если не главный, образец нарышкинского барокко XVII века, иконостас верхнего храма написан мастерами Оружейной палаты, иконы написаны царскими изографами. Нижний и верхний храм — неделимый памятник. Поэтому логично, что церковь будет пользоваться этим памятником, — сказал директор музея Михаил Миндлин.

— Жалко, что придётся покинуть музей, — говорит экскурсовод Анастасия Нечушкина. — Я проработала в нём много лет. Я знаю, как храм и парк должны выглядеть. А то ведь не все верующие знакомы с историей. Вон, вместо исторических тюльпанов насажали в парке подсолнечников, ну куда это годится?

Выводы

Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).

И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector