Храм казанской иконы божией матери в коломенском: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Содержание:

Внутреннее убранство

Внутренний интерьер храма Вознесения не столь богат и изыскан, как наружная отделка. Стены помещения просто выкрашены в белый цвет. В углах стены имеют массивные выступы в виде колонн. Половина окон имеет угловое расположение на четверике, другая половина находится на гранях шатровой части. Напольное покрытие составлено из черной и коричневой керамической плитки треугольной формы.

До наших времен не дошли украшавшие стены росписи и старинный иконостас. Сейчас можно увидеть только элементы опорной конструкции, на которой он держался. Однако в церкви имеется современный иконостас, установленный в 2007 г. и освященный в 2008 г. Он воссоздан по образцу XVI в.

Храм выделяется на фоне других подобных построек своим просторным подклетом. Сейчас он занят постоянной экспозицией, повествующей об истории храма Вознесения. Внутренне помещение храма имеет площадь 8,5х8,5 м. Несмотря на малые размеры, комната выглядит светлой и просторной благодаря большой высоте шатра и обилию окон.

https://www.youtube.com/watch?v=kaeGr8XgMOw

Адрес храма Вознесения в Коломенском

Село Коломенское, в котором находится храм Вознесения, ранее территориально относилось к Подмосковью. В черте столицы оно оказалось только в 1960 г. Сейчас село Коломенское является частью Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Храм Вознесения в Коломенском имеет столичный адрес: 115487, проспект Андропова, дом 39, строение 1. Территориально местность относится к району Нагатинский Затон, который расположен в Южном административном округе. Церковь находится на правобережье Москвы-реки.

Дворец царя Алексея Михайловича

Парк Коломенское и территория всей усадьбы издревле считались основной резиденцией правителей династии Романовых. Именно здесь, в XVII веке, был воздвигнут деревянный дворец царя Алексея Михайловича – наследника первого правителя династии.

Фундамент дворца заложили в 1667 году, а через шесть лет, в 1673 дворцовый ансамбль был достроен и освящен. Возведенные строения служили летней парадной резиденцией. В просторных палатах принимали послов, проводили торжественные мероприятия, отдыхали члены правящей семьи.

Царские хоромы – ярчайший образец смешения архитектурного стиля допетровской эпохи с западноевропейскими формами искусства. Палаты состоят из строений в форме шатров, бочек и луковиц, связанных меду собой просторными галереями. Современники называли строение «восьмым чудом света», отмечая красоту фасада и оригинальное убранство дворца.

К сожалению, резиденция не простояла до наших дней. В XVIII веке столицей стал Петербург, в связи с этим Государев Двор в Коломенском утратил свое первоначальное значение. Со временем резиденция пришла в негодность и через сто лет после своего освящения дворец, по приказу императрицы Екатерины второй, разобрали.

Идея восстановления ансамбля преследовала архитекторов на протяжении многих лет. Но только в наше время, благодаря сделанным чертежам, обмерам и материалам археологических раскопок, резиденцию удалось восстановить. Дворец Алексея Михайловича в образе деревянного макета был реконструирован на территории села Дьякова в 2010 году.

Для посетителей Парка Коломенское открыты мужская и женские половины резиденции. Экспозиция воссоздана в интерьерах Хором Государя, Государыни и царевичей. Организуются обзорные экскурсии по палатам ансамбля.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Назад в прошлое

В XVI веке в Коломне обустраивается загородная резиденция русских самодержцев. В 1532 году Василий III пирует трое суток в новом дворце во время освящения Вознесенской церкви. Иван Грозный ежегодно 29 августа празднует здесь именины. Алексей Михайлович возводит новые палаты в 1649 году. В праздник Казанской Божьей Матери 22 октября 1648 года родился царевич Дмитрий, первый сын царя Алексея. Через год издается царский указ о повсеместном почитании иконы в честь казанской Богородицы. Начинается строительство домовой церкви во славу Пречистой Девы.

Исторические хроники не указывают точную дату возведения церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском. Известно только, что в 1650 году староста плотников Иванов получил в награду ткань за обустройство коломенской Казанской церкви.

Когда Москву оккупировала наполеоновская армия, в Коломне квартировали полки маршала Мюрата. Солдаты приходили в церковь не молиться, а воровать. По молениям и мольбам отца Афанасия (Ипатьева) часть украденных ценностей французы все-таки вернули. Во время разгула большевистского атеизма церковь Казанской Богоматери ненадолго прервала духовное окормление верующих прихожан. Власти закрыли храм перед началом Великой Отечественной войны. Богослужения возобновились в январе 1943 года.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Как добраться на машине

Чтобы добраться до храма Вознесения из центра Москвы, следует:

  1. через Китайгородский проезд выехать на Москворецкую набережную;
  2. двигаться вдоль Москвы реки до разделения Крутицкой набережной на Крутицкую и Симоновскую;
  3. в месте разветвления повернуть на Симоновскую набережную;
  4. повернуть налево на улицу Восточную;
  5. через улицу Восточную выехать на Велозаводскую улицу, которая в дальнейшем перейдет в проспект Андропова;
  6. по проспекту Андропова доехать до Каширского шоссе и развернуться на развязке около улицы Каспийской;
  7. повернуть на улицу 1-я Дьяково Городище и оставить автомобиль на въезде в музей-заповедник.

Далее нужно следовать до храма пешком. Длина пути – около 20 км, однако с учетом пробок преодолеть его можно только за 45-50 мин.

Чтобы приехать в Коломенское из самого загруженного аэропорта Москвы Шереметьево, необходимо:

  1. добраться до МКАД по трассе М-11;
  2. двигаться прямо по Зеленоградской улице;
  3. повернуть направо на Дмитровское шоссе;
  4. Повернуть направо на улицу Новая Башиловка;
  5. двигаясь прямо, достичь 3-го кольца;
  6. с 3-го кольца съехать направо на Варшавское шоссе;
  7. съехать с Варшавского шоссе на Каширское;
  8. развернуться на развязке и оставить машину около входа в Московский музей-заповедник.

Расстояние, которое придется преодолеть от Шереметьево до Коломенского, составляет около 50 км. На это уйдет примерно 1,5 часа времени.

Смотровая площадка

Недалеко от церкви Вознесения находится смотровая площадка с панорамным видом на Юго-Восточный округ Москвы. Войдя в Парк Коломенское и поднявшись на смотровую площадку, посетитель сможет насладиться видами на Николо-Перервинский монастырь, а также другими достопримечательностями, открывающимися с крутого берега летней царской резиденции.

Для удобства гостей Парк Коломенское и его смотровые площадки дополнены обзорными биноклями. Современные оптика установлена вблизи храма Вознесения Господня и пользуются большой популярностью. Стационарные бинокли будут удобны и для детей: у основания приборов установлена специальная круглая платформа. Воспользоваться услугой может каждый, доступ к биноклям совершенно свободный.

С возвышенности просматривается и десятый шлюз Перервинского гидроузла. Спустившись вниз по берегу Москвы-реки, посетитель найдет себя у одного из причалов, откуда в теплое время года можно направиться на речную прогулку. На теплоходах и катерах по живописным маршрутам Москвы-реки можно добраться до Коломны.

Рядом с площадкой расположены еще несколько достопримечательностей парка – памятный камень и артиллерия, которая использовалась в Полтавском сражении XVIII века.

Желающему подать записки о живых и усопших нужно помнить следующие правила:

1

Церковные записки, как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения

2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.

3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.

4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Вот так:

5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли)

6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.

8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».

9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

(23284)

Особенности архитектуры

В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.

Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.

Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.

Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.

Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.

Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.

Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Церковь Вознесения — краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Храм на Красной площади

Чуть ранее начала строительства домовой церкви в Коломенском, был построен храм с таким же названием в Москве на Красной площади. Изначально он тоже был деревянным, но, в отличие от коломенского храма, был построен на сбережения Дмитрия Пожарского. Говорят, что простоял он всего десяток лет, после чего был сожжен. Новый кирпичная его версия была возведена по указу Алексея Михайловича, правящего страной в то время. Все обновления и пристройки появились благодаря щедрым пожертвованиям. В 1936 году правительство решило, что облик строения не соответствует улице, где он стоит, ведь по Красной площади проходили торжественные шествия и различные торжества. В отличие от храма в Коломенском, он занимал не свое место, поэтому общественность приняла решение о его уничтожении. На его месте был построен общественный туалет.

Социальная работа, повседневная жизнь

В будни и по субботам в храме совершаются божественные литургии, служатся молебны и панихиды, проходят крестины и венчания.

Община опекает психиатрическую больницу №15, что расположена на Каширском шоссе. В одном из ее корпусов есть прекрасный больничный храм в честь царевича Алексея, во имя которого по пятницам проводятся богослужения. 8.00 – начало богослужений.

После реставрации храму возвращено его удивительное звучание, которое считается одним из лучших в Москве. Поэтому в церкви постоянно проходят концерты духовной музыки.

Прекрасная акустика связана с наличием в здании голосников – глиняных кувшинов, заложенных в стены. Они располагаются в 3 ряда в верхней части храма, по ряду в 8 голосников в боковых башнях, а также в поясе кокошников снаружи здания.

Белокаменная красота

Трёхэтажное здание имеет форму чуть вытянутого куба, стоящего на высоком подклете и увенчанного пятью куполами.

Его украшают арочные пролёты, дуговые перекрытия, пилястры и балконы, чередующиеся с окнами различной формы.

На одну из прогулочных аллей парка выступает крыльцо с оригинальной остроконечной крышей. Крыльцо с северной стороны одновременно является и основанием шатровой колокольни. Необычный план для зодчества того времени!

Когда-то внутреннее пространство храма сплошь было украшено богатыми коврами и тканями, иконы хранились в роскошных резных киотах.

По воспоминаниям современников, содержащихся в древних летописях, здесь для молящихся существовала своя иерархия: у каждого было своё, строго отведённое место. Царь с царицей восседали на празднично украшенных тронах, особо приближённые к царским особам произносили молитвы перед иконостасом, находящимся непосредственно в храме. Вся остальная свита молилась в помещении трапезной.

К сожалению, почти ничего из внутреннего убранства не сохранилось. Изначально на стенах не было никакой живописи. Около 2 десятков лет назад стены храма были расписаны. А 5-ярусный иконостас, появившийся не так давно, создан из икон, некоторые из которых сохранились с 17 века.

Церковь Вознесения в наши дни

Внутренняя и внешняя красота

Сегодня церковь Вознесения в Коломенском — это грациозная белокаменная башня, увенчанная шатром. Её высота 62 метра. Если посмотреть на неё сверху, то план храма напоминает равноконечный крест. Так как церковь с самого начала была предназначена исключительно для царской семьи, то внутренняя площадь её совсем невелика, примерно сто квадратных метров.

Иконостас, как и первоначальная роспись Вознесенского храма, до наших дней, конечно же, не сохранились. Тот иконостас, который сейчас видят посетители, воссоздан в 17 веке из старинных, сохранившихся к тому времени икон.

Храм окружает двухъярусная галерея, её ещё называют гульбище, по которой можно обойти церковь вокруг.

На второй ярус ведут 3 высоких лестницы оригинальной формы. Кстати, такой интересный факт: эти восхитительные лестницы и часть храма поклонники фильма «Гардемарины, вперёд» могли видеть во 2 серии сериала как монастырь тёти Анастасии Ягужинской. А зрители постарше могли увидеть церковь Вознесения Господня в Коломенском в первом звуковом фильме «Путёвка в жизнь».

У восточной стены галереи сохранился каменный трон, даже не сам трон, а царское место, созданное для Ивана Грозного. Когда-то с двух сторон его окружали фрески, изображавшие святых. Но сегодня их уже нет.

Венчает храм шатёр с чётко выраженными гранями. Всё очень гармонично сочетается!

Это лишь краткое описание храма Вознесения, который является шедевром мировой архитектуры и с недавних пор внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО. Храм, действительно, прекрасен. Словами этого не передать. Лучше хотя бы один раз увидеть.

Нужна глобальная реставрация

В настоящее время памятник архитектуры мирового масштаба находится не в самом лучшем состоянии. В 70-е годы 20 века для развития судоходства нужно было повысить уровень воды в Москве реке. Для этого, чтобы укрепить берега, начали строить бетонную набережную.

Родники засыпали, и берег, спустя некоторое время, заболотился. Это привело к 2 сильным оползням под церковью. Весь объём храма, по оценкам архитекторов, расколот трещинами на 4 блока. Их залицевали кирпичом, но этого, конечно, недостаточно.

Экспозиция в подклете

После реставрации, прошедшей в 2007 году, нижний ярус церкви открыт для посетителей. Здесь работает выставка, рассказывающая долгую историю храма.

Здесь представлены редкие документы, раритеты и фотографии прошлых лет.

Среди экспонатов выставки находятся некоторые предметы, найденные на земле возле церкви: обломки старинной посуды, мелкие части бронзовых женских украшений, грузик, помогающий веретену вращаться и другие артефакты.

Тайны старинных подвалов: обретенная икона «Державная»

Храм Вознесения Господня в Коломенском знаменит еще и тем, что в подвале именно этой церкви в марте 1917 года случайно обнаружили одну из самых почитаемых икон Богородицы «Державная».

Храм изначально строился как летний, он не отапливается. Видимо, это стало одной из решающих причин того, что обретённая икона хранится сейчас в близлежащем Казанском храме.

Ведь постоянные перепады температуры могут отрицательно сказаться на состоянии святыни. В подклете же Вознесенского храма хранится список иконы «Державная»

По этой же причине, да и для сохранения этой непревзойдённой красоты, службы в храме не проводятся, несмотря даже на то, что церковь имеет высокий статус Патриаршего Подворья. Исключение составляют крупные церковные праздники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector