Федеральная лезгинская национально-культурная автономия
Содержание:
- Политика и организация
- Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria
- Великое возвращение Кавказской Албании
- История
- Мехраниды, арабы и исламизация Албании
- Территория Кавказской Албании
- Христианство как государственная религия[править | править код]
- Города и укрепления
- География и природа
- Образование и наука
- Исторические сведения
- Происхождение
- История флага
- История
- Кухня Албании
- Древняя история[править | править код]
- Религия
- Складывание государства
Политика и организация
Король Албании был вассалом Сасанидской империи, хотя монархия не имела большого контроля. Царь был подотчетен марзбану , который обладал реальной властью в гражданской, религиозной и военной сферах. Столицей провинции был П’артав (без связи с Парфией), где чеканили монеты в 5-м и 6-м веках. Албанский двор, вероятно, был смоделирован по образцу армянского двора с заимствованиями из парфянского Ирана. В Албании также был сасанидский эквивалент wuzurg framandar (премьер-министр), однако его роль неизвестна, но, как и в Сасанидской Армении , возможно, что он подчинялся марзбану .
Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria
Упомянутое албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» (1978 г.) отмечает, говоря о самоназвании Албании Shqipëri:
Албания (Albania, Albanese) выходит, что албанцы называли себя в средние века так, как называют их и поныне другие народы. Старое название страны сохранилось не только в албанских колониях, о которых речь шла выше, но и в самой Албании. Одна из равнинных местностей западной части Средней Албании — равнина, лежащая между реками Мат и Эрзен, и сейчас называется Arben. Так называется и целый ряд других местностей в Албании. Это название в разных формах arbën-arbër, arbënesh-arbëresh, arbënuer-arbëror используется народом в этническом смысле, для отличия албанца от представителей других балканских народов. С течением времени древние названия были вытеснены новыми shqiptar, Shqipëri.
Названия народа и страны shqiptar, Shqipëri установились в период турецкого господства, после переселения части албанцев в тот период в Грецию и Италию. Однако конкретные причины этого (переименования) проследить невозможно. С наибольшей вероятностью можно сказать лишь одно, а именно, что слово shqip и прежде служило названием языка.
По-видимому, оно как таковое употреблялось еще раньше, быть может, наряду с этническими названиями arbën — arbër, а затем сфера его применения расширилась, и оно стало служить также названием народа и страны. Приблизительно к 1700 году этническое употребление этого названия уже довольно прочно укоренилось, ибо в постановлениях Провинциального Собора от 1706 г. (тогда Албания продолжала оставаться в составе Османской империи. Прим. Portalostranah.ru) наряду с Arbëni (Албания) и arbëreshi (албанец) имеет место и название языка как языка е shqiptarëve. Что же касается происхождения названий shqip, shqiptar, Shqipëri — Shqipni, от которых произошел и глагол shqipëroj (разъяснять, объяснять), то оно все еще продолжает оставаться невыясненным», пишет албанское издание.
Современное издание энциклопедии Britannica более определенно высказывается на тему происхождения албанского самоназвания страны:
«Происхождение слов Shqip или Shqipëri, (означающих самоназвание Албании и албанцев), может быть выведено из (похоже звучащего) албанского слова, что значит «говорить четко, внятно», но эта версия до сих пор оспаривается».
Среди других версий, происхождение самоназвания страны Shqipëri — Shqipni от слова «орел». Но, как мы видим выше, албанский первоисточник эту версию даже не рассматривает. Для албанского издания, как и для современной энциклопедии Britannica, основной версией происхождения самоназвания страны Албания — Shqipëri является глагол shqipëroj. Однако приведем и информацию об альтернативной версии. Так, например, российский справочник «Страны мира» (2002 г.) пишет, что самонаназвание Албания якобы «произошло от алб. shqipe — «орел», а международно принятое название Албании, как уже упоминалось от иллирийского слова olba — «селение». Иллирийцы, напомним, как считается, яляются преками албанцев.
Великое возвращение Кавказской Албании
07:24, 08 февраля 2021
Великое историческое событие происходит на наших глазах: воссоздается религиозно-историческое присутствие в Гарабаге Кавказской Албании. Это средневековое государство было поделено, разрушено, православные церкви албанцев захвачены армянской григорианской церковью с позволения Священного Синода Российской империи.
Все советское время, до конца 80-х годов о существовании Кавказской Албании говорили редко, в узких научных кругах. Советскому народу не сообщалось, чтобы не менять устоявшийся и удобный для Москвы уклад армян на Кавказе. Последовательным исследователем Кавказской Албании среди ученых Кавказа был академик, герой СССР Зия Буньядов, доказавший неармянское происхождение христианских храмов в Гарабаге. За это на него обрушилась армяно-советская академическая наука. Но правда свое сказала.
Шестого февраля представители Албано-удинской христианской общины Азербайджана посетили древний албанский храм-монастырь «Агоглан», расположенный на территории Лачинского района, — сообщил в сети глава общины удин Роберт Мобили.
Они сняли фотографии
Удинская молодежь (см фото), призванная в азербайджанскую армию, героически сражалась в Гарабаге, освобождая землю и храмы своих предков.
Историк Эльдар Гинесли выразил пожелание, чтобы удины возвратили самый первый и древний храм албанской церкви в Амарасе. Его закладывал еще св. Григорий Парфянин. Об этом есть упоминание у средневекового албанского автора Моисея Каланкатуйского в «Истории Албании»:
«Приняв затем сан первосвященника , пошел он просвещать страны Иверию и Алуанк. Прибыв в гавар hАбанд, он поучал и наставлял не преступать заповеди Сына Божьего. Здесь начал он постройку церкви в Амарасе и назначил работников и мастеров, чтобы закончить ее. Вернувшись в Армению, он освятил и возвел вместо себя на свой трон первосвященника сына своего Вртанэса».
Другой средневековый автор Фауст Византийский сообщает:
«…взяли его (Григориса, внука св. Григория Парфянина-я) тело и перевезли в свой гавар Хабанд, находящийся в стране Албанской на границе Армении, в городок под названием Амарас». Эта албанская святыня не должна находится в чужих руках», — написал Гинесли в Facebook.
История творится на наших глазах. Удины — одна из народностей албанского (кавказского) народа, различают по каменному орнаменту и архитектуре армянские церкви от своих. Р. Мобили говорил мне, что армяне пытались внести в каменную мозаику церквей свои элементы, чтобы присвоить храмы, но изменить сугубо албанский облик, форму крестов они не могли. Есть в Нагорном Гарабаге армянские храмы, ими построенные за время после заселения в регион, но большинство церквей и монастырей в Азербайджане возведены в период Албанского царства. Наследники пришли и возвращают свое.
История
В 252/3 Албании, наряду с Иберии и Армении , была захвачена и присоединена к сасанидского царя Шапура I ( т . 240-270 ). Албания сохранила свою монархию, хотя король не имел реальной власти, и большая часть гражданской, религиозной и военной власти принадлежала сасанидскому марцбану (« маркграфу ») территории. В 297 году Нисибисский договор предусматривал восстановление римского протектората над Иберией, но Албания оставалась неотъемлемой частью Сасанидской империи. В середине IV века царь Албании Урнайр прибыл в Армению и был крещен Григорием Просветителем , но христианство распространилось в Албании медленно, и албанский царь оставался верным сасанидам. После раздела Армении между Византией и Ираном (387 г.) Албания с помощью Сасанидов смогла захватить у Армении весь правый берег Куры до реки Аракс , включая Арцах и Утик.
Сасанидский царь Йездигерд II издал указ, требующий от всех христиан в его империи перейти в маздаизм , опасаясь, что христиане могут вступить в союз с Римской империей, которая недавно приняла христианство. Это привело к восстанию албанцев, а также армян и иберов. Однако албанский король Ваче, родственник Йездигерда II, обратился в официальную религию Сасанидской империи, но быстро вернулся в христианство. В середине V века по приказу сасанидского царя Пероза I Ваче построил в Утике город, первоначально называвшийся Перозабад, а затем Партав и Барда , и сделал его столицей Албании. Резиденция албанского католикоса была перенесена в Партав, как и марзбан . После смерти Ваче Албания тридцать лет оставалась без короля. Сасанидский Балаш восстановил албанскую монархию, сделав Вачагана, сына Йездигерда и брата предыдущего короля Ваче, королем Албании.
К концу V века на смену древней правящей династии Албании пришли князья из парфянской семьи Михранидов , заявившие о своем происхождении от Сасанидов. Они приняли титул «Арраншах» (то есть шах Аррана, иранское название Албании). Правящая династия была названа в честь ее основателя Миграна, дальнего родственника сасанидов. Династия Михранидов просуществовала под мусульманским сюзеренитетом до 821-22 годов.
В конце VI — начале VII веков нашей эры территория Албании стала ареной войн между Сасанидским Ираном, Византией и Хазарским каганатом, последние два очень часто выступали в качестве союзников. Во время Третьей персо-тюркской войны хазары вторглись в Албанию, и их лидер Зибель объявил себя господином Албании, обложив налогом торговцев и рыбаков рек Кура и Аракс, что было «в соответствии с земельным обследованием королевства. Персии «. Албанские короли сохранили свою власть, платя дань региональным державам. Позднее Албания была завоевана арабами во время исламского завоевания Персии .
Мехраниды, арабы и исламизация Албании
Во второй четверти VII века независимость Албании от сасанидских шахиншахов была на короткое время восстановлена. Албанию с возглавили князья из династии Мехранидов (Мигранянов), ведшие свое происхождение от персидских Сасанидов. Вараз-Григор и сын его Джеваншир становятся полунезависимыми владетелями; Джеваншир борется с персами, но затем ему приходится объединить силы с Сасанидами в попытке остановить арабское нашествие. Он несколько десятилетий пытался противостоять арабам, заключал союз с хазарами и Византией (под протекторат которой на некоторое время отдался), но в , перед лицом двойной угрозы со стороны арабов на юге и хазар на севере, признал себя вассалом Халифата, что стало поворотным пунктом в истории страны и способствовало её исламизации.
В власть Мехранидов была упразднена арабами.
В эту эпоху получила развитие албанская письменность, созданная изобретателем армянской письменности Месропом Маштоцем в начале V в. Впрочем, армянский язык — язык двора и церкви — мало-помалу вытеснил собственно албанский в литературе. При Джеваншире происходит новый (после Вачагана Благочестивого) всплеск культурной жизни. Вскоре после гибели этого князя (убит заговорщиками), была составлена «История страны Алаунк», принадлежащая перу армяно-албанского историка, уроженца области Утик) Мовсеса Каганкатваци (Каланкатуаци). Это — основной источник по истории Албании (др.-арм. Алаунк, нов.-арм. Агванк) . Этот памятник содержит также уникальный образец армяно-албанской поэзии — элегию-плач, сочиненный неким «ритором» Давтаком на гибель Джеваншира (акростих на 52 буквы армянского алфавита):
По всей земле пронеслась слава его, Имя его долетело во все концы света, Силу разума его и гениальную мудрость Вся вселенная торжественно прославляла.
Император греческий и царь страны южной Рады были узреть владетеля . С радостными приветствиями принимали его, Почестями и славой венчали его.
Но вот нежданно обрушилась беда. Неотступный разврат предстал перед нами. Прогневали Творца своими проступками, И предал Он гибели правителя страны.
Удалились прочь хранители его. Силы небесные покинули его, Ибо Господь удалился в тот черный день, Оставив его злодею на попрание
В VII—VIII веках через территорию Албании, сменяя друг друга, проходили хазары и арабы, боровшиеся за контроль над регионом. В войска Халифата, пройдя через Албанию, вышли за Дербент и атаковали хазарское владение Беленджер, однако сражение закончилось разгромом арабского войска, а хазары взимали дань с Албании и совершили несколько набегов. Самое крупное их нашествие состоялось в . С установлением династии Омейядов арабские завоевания возобновились. Арабам удалось закрепиться в Закавказье, и с первых годов VIII века начинается непрерывная череда арабо-хазарских войн. Успех сопутствовал попеременно как той, так и другой стороне. Пограничной зоной между противниками оставался Дербент. В —, когда арабы осадили Константинополь, хазары вторглись в Восточное Закавказье, оттянув на себя часть арабских сил. В — состоялся самый масштабный набег хазар. Хазары дошли до города Ардебиль в Южном Азербайджане, а отдельные отряды — до окрестностей Мосула. В арабский полководец Мерван, собрав 120-тысячную армию, одновременно через Дербент и Дарьял вторгся в Хазарию. Его войска соединились под тогдашней хазарской столицей Семендер и взяли город. На этом вторжения хазар закончились.
Территория Кавказской Албании
Кавказская Албания – государство, образовавшееся во втором веке до нашей эры. Занимало территории южнее Кавказского хребта, частично на землях современной Армении, Грузии, Азербайджана и Дагестана. Так неправильно перечислять, так как это три самостоятельных государства и одна республика — часть России. Но писать, что Кавказская Албания находилась на территории современной России совсем неправильно.
Карта Кавказской Албании
И совсем не стоит путать Кавказскую Албанию с современным государством Албания. Тут совсем ничего общего не имеется, ни народы, ни территории не пересекались — просто названия случайно совпали.
Племя албан, возможно наиболее крупное, а значит и влиятельное, и другие 25 племён (гаргары, гелы, утии и т.д.) видимо имели какие-то общие экономические и политические интересы, что и сформировало новое государство. По имении этого народа государство стало называться Албанией, а народы албанами, теряя свои предыдущие названия.
До шестого века нашей эры столица Кавказской Албании находилась в городе Кабала, а затем Барда (Партав). Оба города существуют до сих пор, находятся в Азербайджане.
В одном из первых упоминаний про албанцев говорится об их участии в битвах против Александра Македонского. Описывают их и античные авторы, например Страбон (1 век до нашей эры), и армянские авторы, например Егише (5 век нашей эры).
Христианство как государственная религия[править | править код]
Албаны верили, что христианство в их землю занёс Елише (Святой Елисей), ученик апостола Фаддея, претерпевший там же мученичество. Фактически христианство стало государственной религией Албании в начале IV в., когда царь Урнайр был крещён в Армении просветителем этой страны св. Григорием. Григорий назначил епископом Албании и Иберии своего 15-летнего внука, тоже Григория, который, однако, вскоре был убит язычниками.
Албанская церковь, возглавлявшаяся автокефальным католикосом (первым католикосом был умерший в Абас), была тесно связана с армянской. На соборе г. была заключена церковная уния между двумя церквями, и албанский (Агванский) католикосат стал подразделением армянской церкви. Агванский католикосат просуществовал до г.; армянский язык оставался богослужебным языком удин (потомков албанов) до конца ХХ века.
Города и укрепления
П’артав был основан как столица в 448 году. Позже, когда Пероз восстановил город, он был назван Перозабадом . Город претерпел еще одну смену названия, когда Кавад I укрепил его и назвал Перозкавад («Победоносный Кавад»). В то время П’артав был очень процветающим и могущественным оплотом где-то в 5 веке. Кабала, бывшая столица, по-прежнему имела некоторое значение, а позже стала кафедрой епископа. Раскопки обнаружили крепость и стены, вероятно, V или VI веков. Халксал, город, расположенный в Ути, но недалеко от Иберии, стал зимней резиденцией албанских королей. Диватакан, также расположенный в Ути, стал летней резиденцией.
Сасанидские цари, такие как Яздегерд II , Кавад I и Хосров I, также построили множество укреплений на Кавказе и побережье Каспийского моря, наиболее известным из которых является Дарбанд (современный Дагестан , Северный Кавказ ). Мовсес Калантуачи говорит о «великолепных стенах, построенных за большие деньги царем Персии».
География и природа
Албания расположена на юго-востоке Европы в западной части Балканского полуострова. На северо-западе её территория омывается водами Адриатического моря, на юго-западе — Ионического моря. Пролив Отранто отделяет Албанию от Италии. Страна же является частью большого Средиземноморского региона. Большая часть территории Албании — это горы и холмы, покрытые лесами. Западная часть — равнины и низменности. Самая высокая точка Албании — гора Кораб (2764 м). Албания богата живописными озёрами. Крупнейшее из них — Скадарское (Шкодер), которое расположено на границе с Черногорией.
Горные пейзажи Албании
Албания имеет богатую и разнообразную природу. На её небольшой территории можно встретить флору и фауну как умеренных широт, так и типичную для Средиземноморья. В лесах Албании живут рыси, медведи, серые волки, дикие кошки, лисицы, стервятники и беркуты. На побережье можно встретить средиземноморских черепах, тюленей, а в заболоченных областях даже фламинго. Леса занимают значительную территорию страны. В хвойных лесах преобладают пихта и сосна, в широколиственных — дуб и бук.
В физико-географическое плане территорию Албании можно разделить на три региона:
- Прибрежная Албания — длинная узкая полоса шириной от 10 до 30 км вдоль всего побережья.
- Северо-Восточная Албания — гористый регион к северу от реки Шкумбини.
- Юго-Восточная Албания — регион к югу от реки Шкумбини.
Образование и наука
В Албании есть государственные и частные образовательные учреждения. Главный из них – Государственный университет Тираны. Он был основан в 1957 году. В состав вуза входило четыре института: педагогический, политехнический, экономический и медицинский. Сейчас он охватывает 8 колледжей, 50 академических департаментов, 41 учебную программу. Здесь получают образование более 14 000 студентов.
Помимо этого в Албании 11 частных и 13 государственных вузов. Начальное образование – это 9 классов. Они считаются обязательными. Часто подростки отправляются в другие страны для получения высшего образования. Например, в Италию, Германию, Францию, Польшу, Румынию, США и т. д. В Россию ежегодно приезжает не менее 40 человек.
Албанцы – это народ, который, как и многие другие, имеет собственный менталитет. Пусть их традиции и обычаи отличаются в зависимости от области, люди везде отзывчивые, приветливые и толерантные.
Исторические сведения
Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.
Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.
В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.
В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.
Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.
В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.
В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.
Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.
В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.
До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.
В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.
В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.
Происхождение
Бросается в глаза тождество названия этой страны с Албанией на Балканском полуострове. По современным представлениям, мы имеем тут дело со случайным созвучием, а на самом деле кавказские и балканские албанцы никак между собой не связаны. Тем не менее, любопытно, например, что в средние века Шотландия иногда тоже называлась Албанией – от королевства кельтов и пиктов Альба, существовавшего в X-XIII вв., а также, что один из больших островов у берегов Шотландии носит название Арран, как именовалась и Кавказская Албания после её завоевания арабами. По-видимому, «Албания» для всех таких стран – общая латинизированная книжная форма позднейшего времени. Причём Кавказская Албания была так названа раньше всех.
Происхождение же названия Кавказской Албании, очевидно, связано с каким-то из составлявших её племён. На этой счёт есть разные версии. Одна выводит его от ираноязычного народа аланов – предков осетин. Ираноязычные скифы жили там по соседству, а народ удинов – один из главных у албанцев – древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) считал скифским (то есть ираноязычным). Однако античные авторы различали албанцев и аланов, а тот же Плиний удинов не причислял удинов к албанцам.
По другой версии, албанцами (Albani) назвали этот народ римляне от слова «белые» (albi), которое в данном контексте означало «свободные люди». Страбон (I век до н.э.) в «Географии» излагает легенду, как предводитель аргонавтов Ясон дошёл из Колхиды до берегов Каспийского моря и посетил Албанию. Плиний Старший в «Естественной истории» уверяет, что албаны прямо произошли от аргонавтов. Впрочем, греки объясняли своими мифами происхождение многих народов. Так, у того же Страбона начало армянам дал спутник Ясона по имени Армен. Самоназвание же албанцев в точности неизвестно.
История флага
Первое упоминание об албанском флаге встречается еще в 15 веке. Албанец Георгий Кастриот, ставший впоследствии национальным героем благодаря борьбе с турками, использовал изображение двуглавого черного орла на своих знаменах. В некоторых вариациях над орлом изображался шлем (который до сих пор остался на гербе страны).
В 1912 году Албания получила независимость от Османской империи и стала самостоятельным государством. На красном полотне стали изображать черного орла. На протяжении всего 20 века к этому образу добавляли различные элементы (имперская корона, коммунистическая пятиконечная звезда, серп и молот), что было связано с различными событиями и актуальной на тот момент политикой страны.
- Флаг Албании 1912-1914
- Флаг Албании 1914-1920
- 1917—1918 (Автономная албанская республика Корча (оккупация Францией))
- Флаг Албании 20.01.1920 — 08.08.1929
- Флаг Албании 08.08.1929 — 1934
- Флаг Албании 1934 — 03.06.1939
- Флаг Албании 03.06.1939 — 20.10.1943 (флаг Албании под итальянской оккупацией)
- 03.06.1939 — 20.10.1943 (флаг наместника итальянского короля)
- 20.10.1943 — 10.10.1944
- 10.10.1944 — 07.03.1946
- 07.03.1946 — 07.04.1992
История
В античный период Албанию населяли иллирийские племена. В 7 столетии до н.э. на южном побережье были основаны многочисленные греческие колонии. Запад в древности населяли фракийцы. В 3 веке до н.э. было образовано Ардианское царство, которое управляло большей частью современной Албании. Во 2 веке до н.э. оно было подчинено Римом. Албания была частью Римской империи до её распада. Затем эти территории входили в состав Византии.
Первые упоминания о албанцах датируются 11 веком. В 12 столетии их земли стали подчинять венецианцы и сербы. В 12 веке было образовано первое албанское государство — Арберия. Через столетие оно распалось. В 1272 году было основано королевство Албания, которое в 14 столетии было завоёвано Османской империей.
Берат
Османская империя правила Албанией на протяжении пяти веков. За этот период албанцы поднимали несколько крупных восстаний. Страна стала независимой только в 1912 году. В 1939 году Албания была оккупирована Италией. В 1945 году на выборах победили коммунисты во главе Энвером Ходжа. В 1992 году произошло падение социалистического режима.
Кухня Албании
Она является разнообразной и уникальной. И это тоже благодаря богатой истории Албании. Национальная кухня особенна тем, что была рождена на стыке восточной и западной культуры. Для приготовления блюд используются экологически чистые продукты. Кстати, здесь они стоят очень дешево.
Кухня этого государства состоит из разнообразных блюд. Например, запеченная рыба, бюрек, таве коси, традиционный рис и т. д. К традиционным блюдам Албании относятся:
- сарма – голубцы с помидорами черри, пряными травами и лимоном;
- чомлек – нежная говядина, тушеная с луком, черносливом и морковью;
- таве-коси – сладкая запеченная или тушенная в йогурте баранина;
- гювеч – говядина или баранина, тушенная с картошкой, стручковым горохом и перцем;
- фэргаса-тирана – блюдо из жареного мяса, яиц, печени и помидоров.
Албания также славится винами и коньяком «Скандербег» собственного производства. Они обладают уникальным ароматом и являются очень вкусными. Не менее популярна ракия – традиционный албанский напиток.
Древняя история[править | править код]
Армения, Колхида, Иберия и Албания в античные времена.
Албаны впервые упоминаются во времена Александра Великого у Арриана: они сражались против македонян на стороне персов в 331 до н. э. при Гавгамелах в войске Атропата, персидского сатрапа Мидии. При этом неизвестно, в какой зависимости они были от Атропата или царя Дария III, была ли эта зависимость вообще или они выступали в качестве наёмников — как, например, греческие гоплиты.
По-настоящему древний мир познакомился с албанами во время походов Помпея, в 66 до н. э. Преследуя Митридата Евпатора, Помпей через Армению двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании . Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря, но был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны, в качестве возмездия совершил неожиданное нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско, частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши; после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых провёл в своём триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания этой страны, которые дошли до нас в изложении Страбона (География, 11.4):
Страбон преувеличивает примитивность албанoв: археологические данные показывают известное развитие земледелия, хорошую посуду, изготовленную на гончарном круге и т. д. Но несомненно, что уровень развития албанoв был довольно низок, особенно по сравнению с соседними армянами и даже иберами. Едва сложилaсь ранняя форма государства на базе существовавшего ранее союза племен.
Так или иначе, в I в. до н. э. Албания превратилась из союза племен в раннеклассовое государство Главным городом Албании до VI века была Кабала (Кабалака, Кабалак)
. Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками Сефевидов. Его руины сохранились в современном Кабалинском (ранее — Куткашенском) районе Азербайджана.
Октавиан Август упоминает в своей надписи о «союзных» (под чем нередко понимались вассальные) отношениях с царями Албании, равно как Иберии и Мидии Атропатены. На протяжении I в. до н. э. в Албании нередко стояли римские воинские части (видимо, для охраны Дарьяльского ущелья от аланов), и одна из них даже оставила в 90-х гг. надпись на берегу Каспийского моря. В г. Траян, ненадолго превратив Армению в римскую провинцию, «дал албанам царя». Однако вывод римских войск из Армении вернул албанам относительно независимое положение. Бедствия, которым подверглась Армения в III в. из-за персидских нашествий, заставляли многих армян искать убежища в Албании, что способствовало социально-экономическому развитию этой страны.
Религия
В период СССР проводились обширные археологические исследования в Кабале, Чухур-Габале, Топрах-кале, Мингечауре и еще много где.
Они дали информацию, что население в начале формирования государства было языческим, поклонялись Гелиосу — богу Солнцу, Селене – богине Луны и Зевсу – богу Неба, а главным божеством была богиня Луны. С 3 по 5 век, повсеместной религией становится христианство. А с появлением ислама и арабскими завоеваниями часть территорий переходит ислам. Это происходит, начиная где-то с 7 века.
Я даю простые цифры, но за ними скрываются сложные и длительные процессы и судьбы народов. Разобраться в которых под силу только целеустремлённым, мотивированным людям.
Складывание государства
Ядро Кавказской Албании располагалось на территории Северного Азербайджана к северу от реки Куры, между Грузией и Каспийским морем или немного не доходя до последнего. Возможно, что в него входила также часть Горного Дагестана. В разное время Албания могла включать в себя также часть Азербайджана между Курой и Араксом, Карабах, а также большую часть как Горного, так и Приморского Дагестана.
Консолидация албанских племён в одно государство произошла, по-видимому, не ранее II века до н.э. Страбон, как мы видели, ещё помнил время, когда у албанцев не было одного царя, и «каждое разноязыкое племя управлялось собственным царём». Столицей Албании стал город Кабала, руины которого сохранились вблизи районного центра Габала современной Азербайджанской Республики.
Албания находилась в очень тесном общении с Арменией, не раз была ею завоёвана и вновь обретала независимость. Частые конфликты не мешали интенсивным культурным контактам двух стран, причём воспринимающей стороной была Албания, отстававшая в экономическом и культурном развитии от древней Армении. Этот процесс позволил историкам говорить даже об «арменизации» Кавказской Албании. Есть гипотеза, согласно которой армянское население Нагорного Карабаха – потомки древних арменизированных албанцев. Тогда как большинство современных азербайджанцев – потомки то же албанцев, но тюркизированных в раннее Средневековье.